Соотношение общества и природы – Что такое общество. Взаимосвязь общества и природы

Что такое общество. Взаимосвязь общества и природы

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология

resheba.me

69. Понятие природы и общества. Взаимосвязь общества и природы.

Природа называется естественной средой обитания человека, в которой он рассматривается в качестве открытой системы: изменения в природе влияют на человека, а его деятельность сказывается на состоянии природы. Поэтому с появлением людей в природе начинается процесс коэволюции, т.е. совместной эволюции природы, общества, культуры и человека. Природная сущность человека «записывается» в генах — материальных носителях наследственной информации, которые предопределяют не только биологическое развитие человека, но и оказывают влияние на социальные изменения личности. Поэтому некоторые ученые считают, что человек, прежде всего, является существом природным, а его вторичные, социальные и культурные качества формируются над биологическими с целью наиболее эффективной реализации программы продолжения рода, заложенной в генах.

Представители философской антропологии, отстаивающие позицию биологической недостаточности человека, выраженную в его незащищенности перед природной стихией, хищными животными и в длительном периоде «выхаживания», считают разум (практический интеллект) единственным способом приспособления природы к человеку. В результате биологической неспециализированности человек с помощью орудийной деятельности создал собственную среду обитания — мир культуры, сделав его искусственной основой жизни.

70. Философские проблемы экономики.

Философия экономики — сфера философского знания о сущности экономического бытия человека в многовекторном поле социума и гуманистическом аспекте. Включает в себя философию хозяйства, собственности, товара и денег, экономической политики, принципов распределения, потребительского выбора в обществе, экономической природы бюрократии, а также хозяйственную этику.

Философия экономики рассматривает систему хозяйствования как многомерный, противоречивый, объемный мир (мир общества и природы), который находится в постоянном движении и развитии. Специфика философского знания помогает подняться над внешним, будничным анализом поверхностных явлений и их свойств, проникнуть в сущность глубинных экономических процессов, которые невозможно постичь ни опытом, ни практикой, поскольку они выходят за пределы рационального постижения, но являются бытийными и при определенных обстоятельствах достаточно ощутимыми. Благодаря этому философия экономики способна раскрывать более богатую по смыслу и сущностью экономическую реальность. Философский подход дает возможность рассматривать экономику как сложную, открытую, нелинейную систему с ее необратимостью, возможностью возникновения новых связей и отношений, выяснить место и роль одиночных людских усилий в этой системе, которые за определенных состояний социального среды могут существенно влиять на макросоциальные процессы.

Однако есть целый ряд вопросов, мимо которых не может пройти социальная философия. Это прежде всего следующие вопросы: как соотносятся между собой общество в целом и его экономическая жизнь и какое влияние оказывает она на развитие общества, каковы источники развития самой экономической жизни и ее основные проявления, каково соотношение ее объективных и субъективных сторон, что представляет собой экономическое сознание и как оно воздействует на экономическую жизнь общества, как соотносятся существующие в обществе экономические отношения и экономические интересы людей, как взаимодействуют между собой экономические интересы различных социальных групп, отдельных людей и общества. Встает вопрос и о том, насколько возможно сознательное, в том числе научное, воздействие на экономическую жизнь общества, ее развитие. Наконец, нельзя обойти вопросы о соотношении эволюции экономической жизни общества и экономических реформ, о роли государства в них.

studfile.net

Общество. Взаимодействие общества и природы

Общество. Взаимодействие общества и природы

Ключевые слова конспекта: Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.



Тема 1.1. Общество как форма жизнедеятельности людей

Понятие «oбщество» используется в двух смыслах:

общество

Исходной составляющей общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество.

Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности —> общество есть совокупность общественных отношений.

общество

Примечания:
1 Общность — относительно устойчивая реальная совокупность людей, отличающаяся сходными условиями и образом жизни.
2 См. тему 1.7. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.

Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.1.

ВОПРОС: Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь материальный мир.
2) всё человечество в прошлом.
3) единство биологического и социального.
4) естественную среду обитания человека.

Тема 1.2. Взаимодействие общества и природы

Понятие «природа» используется в двух смыслах:

общество

Обществo как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано:

Взаимодействие общества и природы

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако полной зависимости человека от природы уже не было.

Совершенствование орудий труда —> общество стало оказывать усиливающееся воздействие на природу, где-то улучшая её, а где-то и ухудшая. Человек не мог обойтись без природы ещё и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для его функционирования и развития.

Благоприятные природные условия:

  • давали толчок к бурному развитию той или иной цивилизации —> великие цивилизации древности возникли в устье плодородных рек или в плодоносных долинах;
  • способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.

Взаимодействие общества и природы

Общeство как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.2.

ВОПРОС: Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
2) формирование кастовой системы в Древней Индии
3) издание Иваном IV Грозным нового Судебника
4) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае.


Это конспект по математике на тему «Общество. Взаимодействие общества и природы». Выберите дальнейшие действия:

uchitel.pro

29. Общество и природа. Их взаимодействие.

Природа, в предельно широком значении — все сущее, существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие «природа» выступает как синоним понятий Вселенная, материя, бытие, объективная реальность.

Общество — в широком смысле используется в философской и социологической литературе для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В своем развитии (эволюции) от простого к сложному, от низшего к высшему природа проходит ряд ступеней, которым соответствуют определенные структурные уровни материи. Простейшими из известных современной науке форм материи являются элементарные частицы и поля, составляющие космическую среду. Определенные виды элементарных частиц (нуклоны) формируют атомные ядра, а последние, вместе с электронами, — атомы, т.е. химические элементы. На планетах могут создаваться условия для возникновения и эволюции еще более высокой ступени развития материи — органического мира. Живое вещество, развиваясь во взаимодействии с окружающей средой, оказывает обратное организующее и преобразующее влияние на эту среду. По мере развития органического мира возникает особая планетная оболочка — биосфера, включающая живое вещество как организующий элемент и неживое, охваченное его влиянием, возрастающим в процессе эволюции (это проявляется, в частности, в установленном В.И. Вернадским росте биогенной миграции химических элементов).

Самый существенный скачок в развитии природы связан с возникновением и развитием общества, которое есть (обособившаяся) часть природы в широком смысле слова. Общество, формируясь на основе биосферы, приобретает ряд принципиально новых черт и потому оно есть особая часть природы, относительно противопоставленная всей остальной природе.

Общество выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп.

Специфика взаимосвязи природы и общества приводит к употреблению термина «природа» в более узком значении, в котором он обозначает относительно противостоящую обществу природу; природа в этом плане — синоним природной среды (на земном шаре — географической среды).

В эволюции процесса взаимодействия природы и общества можно выделить ряд крупных этапов. На раннем этапе формирующийся человеческий род, подобно всем животным, непосредственно присваивает готовые продукты. На последующем этапе, который можно назвать допромышленным (древняя и средневековая история) на основе стихийного использования природных ресурсов происходит медленное развитие производительных сил. На промышленном этапе эволюции наступает качественный перелом во взаимоотношениях природы и общества, который связан с тем, что природные ресурсы перестают быть практически неисчерпаемыми. Общество переходит от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправленного хода природных процессов, т.е. производству благоприятных для человека природных условий.

Формирование особой, организованной человеческим трудом естественно-исторической среды — сферы взаимодействия природы и общества — существенная черта качественного перелома в их взаимодействии.

В 20 в. понятие о сфере взаимодействия природы и общества под различными наименованиями (техносфера, антропосфера, социосфера, ноосфера), получило развитие в различных отраслях знания. Понятие ноосфера (греч. νοος — разум), употребляемое Владимиром Вернадским, подчеркивает важнейшую сторону следующего процесса: первостепенную активную роль сознания, науки в процессе взаимодействия природы и общества (преобразование одного другим, даже — подчинение, но в целом — противопоставление). В становлении ноосферы, наряду с научно-техническим, первостепенную роль играет социальный фактор. Ноосфера, рождаясь в рамках планеты, по своей сути — не планетная, а космическая (по социальному охвату природы) область. Появление общества отнюдь не подразумевает коренного преобразования самих законов природы — «… на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой,… что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять» (Энгельс, «Диалектика природы»). То есть господство, подчинение природы человеческим обществом происходит не за счет изменения ее законов, а за счет знания их и умения ими пользоваться в своих целях, что стало пониматься равносильным власти над природой (ее управлением). Сам человек — биосоциальное, или природно-общественное, существо, и в той мере, в какой он подчиняет или преобразует природу, он в той же мере воздействует и на свою природу (тело) своим сознанием (разумом). Разум (в форме языкового, логического мышления) в человеке является выражением общественной силы (истории), которая начинает значительно изменять саму природу человека (теория культурно — исторического развития Выготского) путем перевода его биологических свойств в биографические (социальные; напр., физическая память заменяется логической, физическая сила интеллектуальной).

К такому пониманию природы человек приходит в ходе своей истории. Формы восприятия природы можно указать в плане ее философско-научного осмысления:

Античность: Природа понималась как подвижное, изменяющееся, самодвижущееся целое; человек мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое чем сам человек, так как только он наделен божественным началом — душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу (полагают, что такие воззрения на природу, ее подчиненное положение и неразумность были использованы гораздо позднее и в другую уже эпоху (индустриальную и постиндустриальную) для оправдания вмешательства человека в природу и стремление ее преобразовать, очеловечить, подчинить, завоевать).

Эпоха Возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого отношения к природе.

studfile.net

1. Взаимодействие общества и природы

Природа — это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа — это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.

История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой.

В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу — он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.

Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом — душой. Более того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала — души с греховным природным началом — телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла стимулировать интерес к научному познанию природы.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного естественного начала к социальному является источником всех наших несчастий.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился нарельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную” традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений.

Между природным и общественным нет пропасти — общество остается частью более обширного целого — природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки — географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.

В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история — наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию стран и районов.

Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого — биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество — часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.

С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы — ноосфере (от греческого noos — ум, разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера — не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы. Ноосфера — новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она предполагает не только использование достижений наук, но и разумное сотрудничество государств, человечества и высокие гуманистические принципы отношения к природе — родному дому человечества.

Экология (от греческого oikos — обиталище, местопребывание) — это и есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. Экология — комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамичного равновесия системы “общество-природа”.

В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались созданием им “второй природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.

Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного использования. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.

Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа зависит от него.

Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним части природы. Человек — часть и порождение великой “Матери- природы”. Человек, — писал Маркс — живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.

“Тело человека” уже не может ограничиваться его биологическим параметрами, а включает так же и то, что ранее воспринималось, как “внешняя природа”. Человек в своем природно-биологическом качестве — это не просто “часть” природы, а ее органический элемент, находящийся во взаимодействии с другими элементами и частями, составляющими некоторое динамически противоречивое единство. В настоящее время взаимодействие общества и природы, человека и среды его обитания, составляет существо экологической проблемы. Это и загрязнение атмосферы, морей, рек, океанов, и Чернобыльская проблема, возникновение эпидемий, неизвестных ранее болезней, нарушений температурного баланса.

Острое осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе “техника — человек — биосфера”.

Рассмотрены теоретические и методические аспекты исследования типов природопользования. Обоснована предпочтительность контуров проявления типов и подтипов природопользования как территориальных единиц исследования и картографирования экологических проблем. показано, что типы и подтипы природопользования резко различаются по распространенности, хозяйственной освоенности занимаемых земель, тенденциям развития, количественным характеристикам экологической обстановки. Представлены количественные характеристики нагрузки на природную среду по типам и подтипам природопользования.

Взаимодействие человеческого общества с окружающей средой — ключевая проблема географической (и не только географической) науки, остающаяся в центре ее внимания со времен античности. Общепризнанно, что человеческое общество могло развиваться только в рамках природопользования, т.е. системы взаимоотношений человека с природой, складывающихся в соответствии с характером исторических, социальных и географических условий. Соотношение естественных природных условий и характера деятельности человека формирует типы природопользования, специфика которых определяется различным соотношением таких составляющих, как природные и техногенные ландшафты, общественное устройство и менталитет народов. При этом в теории принято различать исторические и географические типы природопользования. Исторические типы природопользования, отвечающие соответствующим типам общества, отличаются не только по величине валового национального продукта на душу населения (в духе классической теории индустриализма), но и по характеру используемых источников энергии и господствующих технологий. В соответствии с этим признаком, выделяются следующие типы природопользования:

  • доиндустриальный, характеризующийся господством мускульной силы человека и животных в качестве источников энергии, а также ручным изготовлением натуральных продуктов производства и потребления;

  • индустриальный, базирующийся на топливной энергетике и механизированном изготовлении предметов производства и потребления;

  • постиндустриальный (пока более теоретический, чем реальный), предполагающий, как минимум, преобладание возобновимых источников энергии и автоматизированных производств.

Каждому историческому этапу соответствует определенный исторический тип природопользования, в то же время природные условия на каждом этапе дифференцируют его на географические типы и подтипы.

Поскольку на Земле одновременно существуют общества, находящиеся на разных стадиях развития, одновременно существуют и разные исторические типы природопользования. Таким образом, сложившаяся на Земле система природопользования представляет собой сложную мозаику исторических и географических типов.

На всех материках промышленность, сельское хозяйство и рост городов превратили природные зоны или их отдельные участки на комплексы нового типа. Комплексы, измененные человеком или искусственно им созданные на природной основе, называются антропогенными. Ныне они являются неотъемлемой частью земной поверхности.

Как известно, чаще всего человек изменяет состав растительности, применяет осушение или дополнительное орошение земель. Кроме того, он выравнивает склоны или закладывает на них террасы, застраивает поверхность или, наоборот, роет на ней карьеры, шахты, а также заполняет водой углубления, изменяет русла рек или одевает их в бетонные берега. Все это не только внешне изменяет тип природного комплекса, но и нарушает природные процессы.

В зависимости от особенностей и степени изменения природы современные антропогенные комплексы подразделяются на мало измененные, измененные, преобразованные (культурные) искусственные.

К мало измененным комплексам относятся те, в которых природные связи почти не нарушены. Это охраняемые территории (национальные парки, заповедники и пр.), природные луга, леса.

Измененные комплексы возникают вследствие продолжительного нерационального использования природных комплексов. Это вторичные обедненные леса и кустарники, появившиеся в районах подсечноогневого земледелия; полупустыни, образовавшиеся вследствие чрезмерного выпаса скота в сухих саваннах; покинутые горные шахты и карьеры в местах добычи полезных ископаемых; заброшенные сильно увлажненные участки местности. Восстановить в них природные связи невозможно, поэтому их называют антропогенный бедленд (в переводе с английского языка означает «плохие земли, непригодные для возделывания»).

Культурные комплексы – это поля, сады, плантации культурных растений, сеянные луга, лесополосы, парки для отдыха, где природные связи изменены целенаправленно и постоянно поддерживаются человеком.

Искусственные комплексы создаются человеком на природной основе. К ним относятся, например, города, села, транспортные пути, наземные коммуникации, плотины и пр. На каждом материке такие комплексы создаются, в зависимости от преобладающего типа хозяйственной деятельности, ее продолжительности и в связи с природными особенностями территории.

Человеком освоены, эксплуатируются и изменены в той или иной степени природные комплексы почти на 60% территории нашей планеты, а на 1/5 части суши они изменены коренным образом. Подмечено, что в формировании современных антропогенных комплексов существует такая цепочка: промышленно-городские комплексы наступают на сельские, а они, в свою очередь, расширяются за счет лесов и природных лугов.

Природопользование повсеместное лесопромышленное и очаговое горнопромышленное, с расположенными по северной окраине района — промысловым, и по южной окраине — сельским хозяйством. Главной проблемой является деградация лесных ресурсов в результате многолетних перерубов ценной хвойной древесины. Общие площади лесов сократились на 20%, а на половине вырубок хвойные леса заменились молодыми мелколиственными. Запасы спелых хвойных лесов сохранились очагами, на окраинах региона. Один из таких массивов, расположенный в Коми республике, на склонах Урала, объявлен ЮНЕСКО мировым природным достоянием, т.к. является самым крупным в Европе массивом сохранившихся коренных хвойных лесов. Сокращение запасов и ухудшение качества лесов не только подрывает сырьевую базу местной лесной промышленности (самой крупной в России), но и ухудшает их экологическую роль как климаторегулирующих, как накопителей влаги и как очистителей атмосферных загрязнений северного полушария Земли. Поэтому развитие лесовосстановительных работ в широком масштабе и создание постоянно действующего лесоплантационного хозяйства (регулярного вырашивания лесов по типу сельского хозяйства) важно для сохранения ресурсной и экологической роли региона и его роли в биосфере. С горнопромышленным природопользованием связано сильное очаговое загрязнение окружающей среды. Особенно большие масштабы оно имеет в Мурманской области, где размещаются предприятия черной и цветной металлургии, горнохимии, атомной энергетики. Одним из крупнейших в России очагом загрязнения выступает г.Череповец с его черной металлургией и коксохимией. В Коми республике, где находятся центры добычи угля, нефти, природного газа много очагов разрушения и загрязнения земельно-растительных ресурсов и число их растет в связи с ростом этой добычи. Около о-вов Новая Земля находятся точки захоронения отходов атомных реакторов, а по берегам Баренцева и Белого морей — базы военно-морского, в т.ч. и атомного флота России, что служит источником потенциальной экологической опасности лесообработка и целлюлозно-бумажные предприятия, которые размещаются во многих городах Севера, стали сильными очагами загрязнения местных рек и озер. Поэтому здесь необходимо резкое ужесточение экологического контроля за всеми промышленными природопользователями с дальнейшим технологическим обновлением их производств на основе ресурсосбережения. Ситуация в природопользовании определяется тем, что здесь сформировалась крупнейшая в стране индустриально-урбанизированная зона, которая занимает 5,5% территории страны, но сосредотачивает треть ее городов и населения и 40% промышленного производства. Крупнейшие в стране городские агломерации — Московская (15млн.чел.), Петербургская (7млн.чел.), Нижегородская (4 млн.чел.) являются ареалами самого плотного заселения (100-300чел/м2), и самой высокой антропогенной нагрузки на территорию в России. Огромные массы перерабатываемого и потребляемого сырья, топлива, Сергии, воды, сосредоточения автотранспорта создают большую массу выбросов в атмосферу) и водоемы. Именно они и составляют главную экологическую проблему региона — загрязнение окружающей среды. Уже отмечалось выше; что именно здесь в ареале между Окой и Волгой, oт Твери и Москвы до Н.Новгорода сформировался самый обширный (хотя и не самый насыщенный) ареал загрязнения атмосферы, водоемов, почв. В Северо-Западном районе подобный ареал, охватывающий площадь от Финского залива до Онежского озера, сформировался под действием собственных загрязнений и загрязнений, поступающих от западных зарубежных соседей.

Серьезным экологическим преимуществом природы Центральной России является, ее повышенная сопротивляемость (устойчивость) антропогенным нагрузкам. Она определяется такими свойствами ландшафтов, как сочетание равнинных и слегка возвышенных территорий; разветвленная речная и озерная сеть; мозаичность и разнообразие земельных угодий, в которых соседствуют хвойные и лиственные леса, поля и луга, многолетние искусственные насаждения; регулярные осадки и умеренные ветры. Преимущество региона и в том, что, несмотря на повышенную плотность населения, здесь сохранилось много лесов, покрывающих 30-40% площади. Все это способствует ассимиляции, рассеиванию, удалению загрязнений. Однако эти способности природы имеют свой предел. Кроме того, положение региона на водораздел рек Балтийского, Черного, Каспийского и Азовского морей заставляет думать о сохранении чистоты этих рек, к тому же выступающих источниками водоснабжения и местами отдыха многочисленного городского населения региона. А эти водные ресурсы уже истощены и загрязнены, поэтому строятся водохранилища и активно используются подземные воды.

Главной проблемой формирования, развития и функционирования различных территориальных природно-экономических систем (ТПЭС) является баланс противоречивых интересов составляющих этих систем, где признается равнозначимость экономических, экологических и социальных интересов, а также учитываются территориальные особенности. Главная задача формирования ТПЭС заключается в согласовании противоречивых требований разных подсистем, входящих в их состав. Цели экономического характера будут, вероятно, долгое время оставаться ведущими, а задачи рационального природопользования – подчиненными, хотя и важными. Следовательно, важным и актуальным становится определение особенностей освоения различных территориальных природно-экономических систем, например, прибрежных и приграничных. Характерным регионом, имеющим и прибрежные и приграничные территории, является Приморский край. Эти территории являются достаточно сложными и имеют свои особенности. В работе выделены прибрежные и приграничные районы, дана их экономическая и производственно-природная характеристика, выделены основные факторы, определяющие специфику освоения и развития производственно-природных отношений в различных территориальных природно-экономических системах Приморского края.

studfile.net

3. Концепции отношения общества и природы. Экологическая концепция России.

1. Концепция потребительского отношения к природе.

Концепция потребительского отношения к природе торжествовала начиная со стадии капиталистического развития общества. Суть этой концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества.

Закономерным результатом потребительского отношения к природе является ее истощение.

2.Концепция невмешательства в природу.

Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, «природа знает лучше» и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы

3.Учение о ноосфере. (В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден)

По утверждению В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу. И, как следствие, человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Сторонники этого учения исходят из недопустимости использования силы человеческого разума для уничтожения или подавления живого. Сила человеческого разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде, к планете Земля, к околоземному пространству и космосу в целом.

Ноосфера — это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира.

Учение о ноосфере подчеркивает значение идей естественного права и естественной справедливости, указывающих на нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между обществом и природой, обеспечить равновесие и гармонию в их взаимоотношении.

Учение о ноосфере, разработанное еще в первой половине XX века, на практике оказывается нереализованным. Оно несет огромный потенциал, особенно в условиях глобального экологического кризиса.

4.Концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения.

Появление этих концепций в 60 — 70-ые годы явилось реакцией на истощение природных ресурсов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды. Сторонники этих концепций (американский ученый Дж. Форрестер, члены «Римского клуба») считают, что для того чтобы предупредить экологическую катастрофу и жить в гармонии с природой, человечество должно ограничить свои потребности, развитие экономики, которая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей и рост численности населения. Некоторые из вариантов этой концепции  настойчиво  требуют возвращение к нулевому,  искусственному свертыванию науки и техники до нуля. Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире.

4.1 Концепция золотого миллиарда.

Суть её заключается в том, что для дальнейшего благополучного существования человечества население Земли должно составить 1 млрд. Тогда всем хватит ресурсов и будет возможно дальнейшее развитие.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск