Составить сложное предложение по схеме 6 класс: Attention Required! | Cloudflare – ГДЗ.Русский язык.6. класс.Ладыженская.§ 10 Сложное предложение.Задание 52.52. Составьте сложные предложения по схемам.

Урок по русскому языку 6 класс по теме «Сложное предложение»

Урок русского языка по теме «Сложное предложение»

Цели урока:

познавательная:

  • расширение и углубление знаний о сложном предложении;

  • формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;

  • умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

развивающая:

  • совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;

  • развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;

  • развитие коммуникативных навыков учащихся

воспитательная: воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Формулирование темы и цели урока.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Оборудование: учебник II часть, автор Л.М. Рыбченкова и др., карточки с упражнениями.

Ход урока

    1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Начинаем урок с четверостишия, которое нам поможет настроиться на работу. Я начинаю, а вы, ребята, все дружно продолжаете.

На уроке не скучай,

Смело руку – поднимай.

Быстро, чётко – отвечай,

Время даром – не теряй!

— Прочитайте предложения. Найдите в каждом предложении грамматическую основу

II. Актуализация опорных знаний обучающихся

  1. Проверка домашнего задания

(На доске записаны предложения, 2 обучающихся работают у доски и делают синтаксический разбор предложений)

1. Ночью поднялся сильный ветер. 2. Море разбушевалось.

3. Ночью поднялся сильный ветер, и море разбушевалось.

4. Ночью поднялся сильный ветер, море разбушевалось

Вопрос к ребятам: Что вы заметили? Верно в 3, 4 — две грамматические основы.

Ш.  Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?

Сложными называют предложения, состоящих из двух или нескольких простых, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы.

Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными.

Учитель.

Тема нашего урока — «Сложные предложения. Союзные и бессоюзные».

На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с . . . ;

2) учиться различать . . . и . . . ;

3) учиться ставить . . .

Цель: познакомиться со сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

— Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока.

IY. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.

Работа с учебником стр. 152 упражнение 611 (устно).

  1. Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
    hello_html_m7999f979.gif

  2. Анализ примеров на доске
    Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания.hello_html_m72b9fed2.gif

VII. Закрепление материала

  1. Работа в тетрадях и у доски, обучающиеся выполняют упражнение № 612

  2. Физкультминутка

VIII. Подведение итогов урока

«Проверь себя!»

Карточка № 1 Задание: выписать из текста номера сложных и простых предложений

1.Стояли ясные дни, птицы готовились к отлёту.

2. Задул северный ветер и тучи помчались по небу.

3.С утра был туман ,но к вечеру погода разгулялась.

4.Приближался октябрь, а холода ещё не наступали.

5.Озимая рожь поспела ,скоро начнется уборка урожая.

6. Начался шторм и корабли ушли подальше от берега.

7. Мы опасались дождя, но тучи быстро рассеялись.

8.Подул сильный ветер.

9.Мы идем по улицам родного города.

IX. Домашнее задание

  1. Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 152

  2. Упражнения 613

X. Рефлексия

! – что было важным сегодня на уроке? 
, – выскажите свои мысли по уроку
? – что осталось непонятным, вызвало трудности.

Урок русского языка в 6-м классе по теме «Сложное предложение и его виды»

Цели урока:

познавательная:

  • расширение и углубление знаний о сложном предложении;
  • формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
  • умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

развивающая:

  • совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;
  • развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся

воспитательная: воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.

Оборудование: ПК, проектор, магнитофон, опорный конспект.

Ход урока

I. Организационный момент

Доброе утро! Каждое утро мы встречаемся с вами и радуемся этой встрече. Любое утро, поистине, доброе. Оно открывает новый день со своими тайнами, секретами, чудесами. Утро бывает разным: ярким, радостным, пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное, интересное.

– А каким было сегодня ваше утро?

– Чего вы ожидаете? Каким цветом можно выразить ваше настроение и почему?

II. Работа в тетради. Запись числа и классной работы

III. Орфоэпическая разминка

(слова записаны на магнитофон с интервалом друг от друга, дети произносят их в соответствии с нормами литературного произношения)

Договóр, позвонúшь, красúвее, коне[шн]о, [шт]обы, потому [шт]о, каталóг, баловáть, [т’]ермин, ску[шн]о, компью[тэ]р, занятá, щавéль.

IV. Актуализация темы

(Слайд 2 Приложение 1)

1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило, которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие это правило.

– Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь (Слайд 3)

2. Целевая установка отражена в рубриках:

Слайд 4

Знать:

  • определение сложного предложения;
  • виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;
  • как связаны, с помощью чего части сложного предложения.

Слайд 5

Уметь:

  • распознавать сложное предложение и простое;
  • ставить знаки препинания в сложном предложении;
  • конструировать разные синтаксические конструкции;
  • разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.

Слайд 6

3. Этапы работы

  • I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.
  • II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний по теме.
  • III этап – «Используй!» – применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.
  • IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.

V. Повторение

I этап «Вспомни!» (Слайд 7)

– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:

Сложное предложение – это …

Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?

Закончите письменно предложения.

– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.

  • Пошел теплый дождь, и …
  • Пошел теплый дождь и …

VI. Изучение нового материала

Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»

  1. Просмотровое чтение. Учебник (страница 65)
    Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для вас информация в нем содержится.
  2. Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
  3. Анализ примеров на доске
    Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания.
  4. Физкультминутка

VII. Закрепление материала

Слайд 9 «Используй!»

1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для учащихся)

«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)

На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на слайде)

Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону.
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так ярко?

– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их поморфемно.

– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите, постройте схему сложных предложений.

– Какие предложения вы не назвали и почему?

Слайд 10

2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.

Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.

2. Фотоколлаж. (Слайд 11)

Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

VIII. Выводы по уроку

«Проверь себя!» (Слайд 12)

  1. Устно закончи предложения
  2. Тест (карточка для учащихся)

IX. Домашнее задание

(Слайд 13)

  1. Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 65-66
  2. Упражнения 153

X. Рефлексия

(Слайд 14)

! – что было важным сегодня на уроке?
, – выскажите свои мысли по уроку
? – что осталось непонятным, вызвало трудности.
– работу по данной теме продолжим на следующем уроке.

Конец урока (Слайд 15).

Образец разбора сложного предложения для 6 класса

ПЛАН РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ 6 КЛАССА

Далее охарактеризовать каждое простое предложение:

сложное – сложн.

состоит – сост.

главное – главн.

придаточное – придат.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА

гл. нареч. прилаг. сущ. гл. сущ.

Светит ярко огненное солнце, и поют соловьи4. (Пов., невоскл., сложное, ССП, сост. из 2 простых:

I пр. – двусост., распр.;

II пр. – двусост, нераспр.)

[ ], и [ ].

ОБРАЗЕЦ УСТНОГО РАЗБОРА

что? солнце – это подлежащее, выражено существительным; солнце что делает? светит – это сказуемое, выражено глаголом.

кто? соловьи – это подлежащее, выражено существительным; соловьи что делают? поют – это сказуемое, выражено глаголом.

Таким образом, сложное предложение состоит из двух простых.

Находим группу подлежащего первого простого: солнце какое? огненное – это определение, выражено именем прилагательным. Находим группу сказуемого: светит как? ярко – это обстоятельство образа действия, выражено наречием.

Во втором простом предложении есть только подлежащее и сказуемое.

Характеристика предложения

Это предложение по цели высказыванияповествовательное, т.к. содержит сообщение о чем-либо; по эмоциональной окраске – невосклицательное, потому что данное предложение мы произносим спокойным тоном; по количеству грамматических основсложное, поскольку имеется более одной грамматической основы. Это сложносочинённое предложение, т.к. простые предложения не зависят друг от друга; состоит из двух простых. Первое простое по наличию главных членов предложениядвусоставное, т.к. имеет и подлежащее, и сказуемое; по наличию второстепенных членов предложения распространённое, поскольку имеются второстепенные члены предложения. Второе простое по наличию главных членов предложениядвусоставное, т.к. имеет и подлежащее, и сказуемое; по наличию второстепенных членов предложения нераспространённое, поскольку нет второстепенных членов предложения.

ПРИМЕРЫ РАЗБОРА СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

нареч. мест. вводное слово гл. сущ. сущ. нар. гл. прилаг. сущ.

Завтра мы, возможно, пойдем в лес за грибами, если сегодня пойдёт сильный дождик,

мест. гл. сущ. сущ.

который польёт деревья, землю4. (Пов., невоскл., сложн., СПП, сост. из трех простых:

I пр.: главн., двусост., распр., осл. вв. сл.;

II пр.: придат., двусост., распр.;

III пр.: придат., двусост., распр., осл. однородн. доп.).

[…, ВВ, …], (если), (который О, О).

Комментарии: это СПП, т.к. от одного простого можно задать вопрос другому: завтра мы, возможно, пойдем в лес за грибами (при каком условии?) если сегодня пойдёт сильный дождик (какой?) который польёт деревья, землю.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок русского языка в 6 классе. Сложное предложение.

Урок русского языка в 6 классе.

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Тема урока: Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

Тип урока: повторение изученного в начальной школе  и 5 классе.

Цели урока: восстановить в памяти обучающихся знания о сложном предложении, отработать умения правильно ставить знаки препинания в нем.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать структурные отличия простых и сложных предложений, признаки деления сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные), уметь расставлять и объяснять знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного, составлять схемы различных сложных предложений

Метапредметные:

Познавательные УУД — самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные — формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные — учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация. Проверка домашнего задания.

Учитель: В полученных тетрадях запишите число, классная работа.

2. Повторение ранее изученного:

-Что такое словосочетание?

-Какими признаками словосочетание отличается от простого предложения?

Что такое предложение?

-На какие группы делятся предложения?

3.Словарная работа.

Багряный—ая, -ое; -ян (книжн.). То же, что багровый.

Багровый—ая, -ое; -ов. Красный густого, темного оттенка. Багровое лицо. Б. дым пожара. || сущ. багровость, -и, ж.

Коллекция- -и, ж. 1. Систематизированное собрание каких-н. предметов. К. древних монет. К. минералов. К. картин. 2. Совокупность предметов, растений, животных, представляющая внутреннюю целостность. Ботаническая к. заповедника. К. моделей одежды. || прил. коллекционный, -ая, -ое. Коллекционные почтовые марки.

Учитель: составьте словосочетание с первым словарным словом, а простое предложение со вторым.

4. Целеполагание.

— Какова тема урока? (Сложное предложение)

-В чем будем упражняться? (Распознавать сложные предложения)

— Зачем? ( Чтобы грамотно оформлять на письме)

— Почему важно грамотно писать и говорить?

Учитель: Запишем тему урока: «Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении»

5. Осмысление ранее изученного

Задание 1. Игра «Верно/ неверно» .

— ПП состоит из нескольких грамматических основ.

— На письме ПП в составе сложного разделяются запятой.

— СП состоит из одной грамматической основы.

— ПП в составе сложного соединяются при помощи запятой.

— СП состоит из двух или нескольких ПП.

— ПП в составе СП соединяются при помощи союзов.

— ПП в составе сложного обладает интонационной законченностью.

— Так какое предложение называется сложным?

— Можно ли по схеме предложения узнать простое оно или сложное?

Задание 2. Определи предложение по его структуре.

Простое предложение                       Сложное предложение

        

1. [ — =, =, =].

2. [ — =], а [ = -].

3. [ — =], ( потому что = -).

4.[ — =], ( когда = -).

5. [ — =], и [ = -].

6.[ — =].

6. Физминутка.

Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Наши ручки

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

7. Закрепление ранее изученного материала.

Записать предложения, выделить грамматические основы, нарисовать схемы предложений.

1. Я раскрыл книгу, и вдруг из нее посыпались на пол бабочки.

 [ — =], и [ = -].

2. Мне было очень жаль их, потому что мой знакомый когда- то погубил их.

 [ =], ( потому что — = ).

3. Поймал, запихнул в книжку и забыл.

[ =, = и =].

4.Бабочки не только красивы, но и полезны, потому что они опыляют растения.

[не только =, но и =], (потому что — =).

5. Не губите их!

 [ =]!

6. Берегите удивительную радость природы, чтобы не погасла эта живая радуга.

[ =], ( чтобы = -).

Учитель: Какие союзы связывают простые предложения в составе сложного? (А, но, и….)

8. Рефлексия. Наш урок близится к завершению. Закончите фразы.

  1. Сегодня я узнал (а)…
  2. Было трудно…
  3. Я понял, что…
  4. Я научился…
  5. Урок дал мне для жизни

9. Домашняя работа. Упражнение 52.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *