Ответы@Mail.Ru: Расскажите всё о валентности: как найти, сотавить формулы.
Вале́нтность (от лат. valēns «имеющий силу» ) — способность атомов химических элементов образовывать определённое число химических связей с атомами других элементов. Рассматривая формулы различных соединений, нетрудно заметить, что число атомов одного и того же элемента в молекулах различных веществ не одинаково. Например, HCl, Nh5Cl, h3S, h4PO4 и т. д. Число атомов водорода в этих соединениях изменяется от 1 до 4. Это характерно не только для водорода. Как же угадать, какой индекс поставить рядом с обозначением химического элемента? Как составляются формулы вещества? Это легко сделать, когда знаешь валентность элементов, входящих в состав молекулы данного вещества. Валентность – это свойство атома данного элемента присоединять, удерживать или замещать в химических реакциях определённое количество атомов другого элемента. За единицу валентности принята валентность атома водорода. Поэтому иногда определение валентности формулируют так: валентность – это свойство атома данного элемента присоединять или замещать определённое количество атомов водорода. Если к одному атому данного элемента прикрепляется один атом водорода, то элемент одновалентен, если два – двухвалентен и т. д. Водородные соединения известны не для всех элементов, но почти все элементы образуют соединения с кислородом О. Кислород считается постоянно двухвалентным. Постоянная валентность: I – H, Na, Li, K, Rb, Cs II – O, Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra, Zn, Cd III – B, Al, Ga, In Но как поступить в том случае, если элемент не соединяется с водородом? Тогда валентность необходимого элемента определяют по валентности известного элемента. Чаще всего её находят, используя валентность кислорода, потому что в соединениях его валентность всегда равно 2. Например, не составит труда найти валентность элементов в следующих соединениях: Na2O (валентность Na – 1, O – 2), Al2O3 (валентность Al – 3, O – 2). Химическую формулу данного вещества можно составить, только зная валентность элементов. Например, составить формулы таких соединений, как CaO, BaO, CO, просто, потому что число атомов в молекулах одинаково, так как валентности элементов равны. А если валентности разные? Когда мы действуем в таком случае? Необходимо запомнить следующее правило: в формуле любого химического соединения произведение валентности одного элемента на число его атомов в молекуле равно произведению валентности на число атомов другого элемента. Например, если известно, что валентность Mn в соединении равна 7, а O – 2, тогда формула соединения будет выглядеть так Mn2O7. Как же мы получили формулу? Рассмотрим алгоритм составления формул по валентности для состоящих из двух химических элементов. Существует правило, что число валентностей у одного химического элемента равно числу валентностей у другого. Рассмотрим на примере образования молекулы, состоящей из марганца и кислорода. Будем составлять в соответствии с алгоритмом: 1. Записываем рядом символы химических элементов: Mn O 2. Ставим над химическими элементами цифрами их валентности (валентность химического элемента можно найти в таблице периодической системы Менделева, у марганца – 7, у кислорода – 2. 3. Находим наименьшее общее кратное (наименьшее число, которое делится без остатка на 7 и на 2). Это число 14. Делим его на валентности элементов 14 : 7 = 2, 14 : 2 = 7, 2 и 7 будут индексами, соответственно у фосфора и кислорода. Подставляем индексы. Зная валентность одного химического элемента, следуя правилу: валентность одного элемента × число его атомов в молекуле = валентность другого элемента × число атомов этого (другого) элемента, можно определить валентность другого. Mn2O7 (7 · 2 = 2 · 7). х = 14, х = 7. Понятие о валентности было введено в химию до того, как стало известно строение атома. Сейчас установлено, что это свойство элемента связано с числом внешних электронов. Для многих элементов максимальная валентность вытекает из положения этих элементов в периодической системе.
Вале́нтность (от лат. valēns «имеющий силу» ) — способность атомов химических элементов образовывать определённое число химических связей с атомами других элементов. Рассматривая формулы различных соединений, нетрудно заметить, что число атомов одного и того же элемента в молекулах различных веществ не одинаково. Например, HCl, Nh5Cl, h3S, h4PO4 и т. д. Число атомов водорода в этих соединениях изменяется от 1 до 4. Это характерно не только для водорода. Как же угадать, какой индекс поставить рядом с обозначением химического элемента? Как составляются формулы вещества? Это легко сделать, когда знаешь валентность элементов, входящих в состав молекулы данного вещества. Валентность – это свойство атома данного элемента присоединять, удерживать или замещать в химических реакциях определённое количество атомов другого элемента. За единицу валентности принята валентность атома водорода. Поэтому иногда определение валентности формулируют так: валентность – это свойство атома данного элемента присоединять или замещать определённое количество атомов водорода. Если к одному атому данного элемента прикрепляется один атом водорода, то элемент одновалентен, если два – двухвалентен и т. д. Водородные соединения известны не для всех элементов, но почти все элементы образуют соединения с кислородом О. Кислород считается постоянно двухвалентным. Постоянная валентность: I – H, Na, Li, K, Rb, Cs II – O, Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra, Zn, Cd III – B, Al, Ga, In Но как поступить в том случае, если элемент не соединяется с водородом? Тогда валентность необходимого элемента определяют по валентности известного элемента. Чаще всего её находят, используя валентность кислорода, потому что в соединениях его валентность всегда равно 2. Например, не составит труда найти валентность элементов в следующих соединениях: Na2O (валентность Na – 1, O – 2), Al2O3 (валентность Al – 3, O – 2). Химическую формулу данного вещества можно составить, только зная валентность элементов. Например, составить формулы таких соединений, как CaO, BaO, CO, просто, потому что число атомов в молекулах одинаково, так как валентности элементов равны. А если валентности разные? Когда мы действуем в таком случае? Необходимо запомнить следующее правило: в формуле любого химического соединения произведение валентности одного элемента на число его атомов в молекуле равно произведению валентности на число атомов другого элемента. Например, если известно, что валентность Mn в соединении равна 7, а O – 2, тогда формула соединения будет выглядеть так Mn2O7. Как же мы получили формулу? Рассмотрим алгоритм составления формул по валентности для состоящих из двух химических элементов. Существует правило, что число валентностей у одного химического элемента равно числу валентностей у другого. Рассмотрим на примере образования молекулы, состоящей из марганца и кислорода. Будем составлять в соответствии с алгоритмом: 1. Записываем рядом символы химических элементов: Mn O 2. Ставим над химическими элементами цифрами их валентности (валентность химического элемента можно найти в таблице периодической системы Менделева, у марганца – 7, у кислорода – 2. 3. Находим наименьшее общее кратное (наименьшее число, которое делится без остатка на 7 и на 2). Это число 14. Делим его на валентности элементов 14 : 7 = 2, 14 : 2 = 7, 2 и 7 будут индексами, соответственно у фосфора и кислорода. Подставляем индексы. Зная валентность одного химического элемента, следуя правилу: валентность одного элемента × число его атомов в молекуле = валентность другого элемента × число атомов этого (другого) элемента, можно определить валентность другого. Mn2O7 (7 · 2 = 2 · 7). х = 14, х = 7. Понятие о валентности было введено в химию до того, как стало известно строение атома. Сейчас установлено, что это свойство
touch.otvet.mail.ru
Химические формулы веществ. Валентность химических элементов.
7 кл. Химия. Урок №________ ________________
Тема: Химические формулы веществ. Валентность химических элементов.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием валентность; сформировать понятие валентность и умение определять валентность по химическим формулам и составлять химические формулы по валентности. Развивать умение записывать химические формулы веществ, зная валентность элементов, входящих в состав данного вещества. Приобретение навыков самостоятельной работы. Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы и схемы
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Устный опрос учащихся
3. Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами повторим материал, который изучали на прошлом уроке «Химическая формула». Относительная молекулярная масса». Потренируемся в вычислении относительной молекулярной массы. А затем перейдем к изучению новой темы.
Итак, первый вопрос: что такое химическая формула? (предполагаемый ответ – химическая формула – это запись, выражающая качественный и количественный состав данного вещества).
А что такое, качественный и количественный состав вещества? (предполагаемый ответ – качественный состав – это какие элементы входят в состав данного вещества, а количественный – в каком соотношении).
Что такое, индекс и коэффициент в химической формуле? (предполагаемый ответ – индекс обозначает число атомов каждого химического элемента, входящего в состав молекулы, пишется справа внизу от символа элемента. Коэффициент – обозначает количество атомов или молекул, пишется перед символом элемента).
Что означает следующая запись:
2Сl, 2Сl2, 3Сl2, 5НСl
Предполагаемый ответ:
2Сl – два атома хлора;
2Сl2 – две молекулы хлора;
3Сl2 – три молекулы хлора;
5НСl – пять молекул хлороводорода.
Следующий вопрос: Что такое относительная молекулярная масса, как она обозначается и как рассчитывается?
Предполагаемый ответ – относительная молекулярная масса – показывает во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода; обозначается Мr. Относительная молекулярная масса равна сумме относительных атомных масс элементов, входящих в состав молекулы вещества, с учетом индексов.
Давайте рассчитаем Мr молекулы следующего вещества:
Мr(Al2(SO4)3) = Ar(Al)2 + Ar(S)3 + Ar(O)12 = 54 + 96 + 192 = 342
Значит относительная молекулярная масса Al2(SO4)3 равна 342.
4. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся. Итак, а теперь переходим к изучению новой темы. В конце урока мы напишем небольшую самостоятельную работу по новой теме, поэтому слушайте внимательно и переписывайте записи с доски. Запишите тему урока: «Валентность химических элементов».
5. Объяснение нового материала по теме «Валентность химических элементов»
Только что мы с вами вспомнили, что такое химическая формула. Каждое вещество имеет свою химическую формулу, которая выражает его качественный и количественный состав, т.е. какие элементы и в каком количестве входят в состав одной молекулы данного вещества.
А как же узнают состав каждого вещества. С помощью сложных экспериментов. Однако, зная валентность можно составить формулу любого вещества. Итак, запишем, что же такое валентность:
Валентность – это способность атомов удерживать при себе определенное число атомов других элементов.
Валентность атома водорода принята за единицу.
I I I I
НСl H2O NH3 CH4
Cледовательно, атом водорода не может присоединять больше одного атома другого элемента, но другие элементы могут присоединять один (НСl), два (H2O), три (NH3), четыре (CH4) и более атомов водорода (показать шаростержневые модели этих молекул).
Валентность обозначается римской цифрой, которая ставится над знаком химического элемента в формуле вещества.
А кислород? Атом кислорода всегда двухвалентен.
II II II
H2O SO3 CO2
Атомы одних химических элементов имеют постоянную валентность, а других переменную (т.е. в разных соединениях один и тот же элемент может проявлять разную валентность):
VI IV II
SO3 SO2 H2S
В учебнике на странице 25 в таблице приведены валентности химических элементов в соединениях. Жирным шрифтом обозначены те элементы, которые имеют постоянную валентность (Na, К, Н, О и др.).
Зная формулы веществ, состоящих из двух элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента. Например, СuO – оксид меди (II). Мы знаем, что валентность кислорода равна двум. Если на один атом кислорода приходится один атом меди, значит, валентность меди тоже равна двум.
Запишем правила определения валентности по формулам их соединений.
Правила определения валентности элементов в соединениях:
1. Записать химическую формулу вещества и указать валентность известного элемента.
Например, оксид углерода (IV) имеет формулу – СО2, валентность кислорода постоянна и равна двум, записываем над символом кислорода II
II
СО2
2. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.
Для этого умножаем валентность известного элемента на индекс при этом элементе:
2 × II = 4 – это и есть НОК
3. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.
Индекс при атоме углерода равен 1, значит:
4 : 1 = IV – это и есть валентность атома углерода
IV II
СО2
Разберем еще один пример:
II
Fe2O3
1. Валентность кислорода постоянна и равна II.
2. НОК: 3 × II = 6
3. 6 : 2 = III – это и есть валентность атома железа
III II
Fe2O3
Определим валентность химических элементов в следующих соединениях:
СаО ZnCl2
N2O3 Li2S
NH3 Mg3P2
Валентность атомов кислорода вы уже знаете, а валентность других элементов, имеющих постоянную валентность, находим по таблице.
Вы уже умеете определять валентность химических элементов в соединениях, формулы которых известны. А теперь рассмотрим как, зная валентность составить химические формулы.
Для составления химической формулы, нужно знать валентность элементов в данном соединении. Валентности некоторых элементов представлены в таблице учебника.
Правила составления химических формул по валентности:
1. Записать химические знаки элементов, входящих в состав соединения, и указать их валентности.
Например, составим формулу оксида алюминия – соединения алюминия с кислородом. Запишем знаки химических элементов:
Аl..O..
Валентность кислорода равна двум, валентность алюминия постоянна, находим значение валентности по таблице учебника, она равна трем. Записываем валентности:
III II
Аl..O..
2. Определить НОК чисел, обозначающих валентность обоих элементов.
НОК – наименьшее из целых положительных чисел, делящееся без остатка на каждое из данных целых чисел.
НОК II и III – 6
3. Разделить НОК на валентность каждого элемента, полученные числа обозначают индексы соответствующих элементов.
6 : II = 3, т.е. индекс при атоме кислорода равен 2
6 : III = 2, т.е. индекс при атоме алюминия равен 3.
4. Записать полученные индексы справа внизу у знаков химических элементов.
III II
Аl2O3
Разберем еще один пример: соединение серы с водородом, при чем валентность серы указана, так как сера имеет переменную валентность.
II
Н..S..
1.Записываем валентность атома водорода:
I II
Н..S..
2. Находим НОК, оно равно двум
3. Находим индексы элементов:
2 : II = 1, т.е. индекс при атоме серы равен 1
2 : I = 2, т.е. индекс при атоме водорода равен 2
4. Записываем формулу с учетом индексов:
I II
Н2S
В названии веществ, имеющих переменную валентность, в скобках пишут валентность данного элемента в этом соединении:
СuO – оксид меди (II)
Cu2O – оксид меди (I)
Расставим индексы в формулах следующих соединений:
II III
К..S.. Мg..N..
IV I
Мg..Si.. С..Сl..
II I I
Fe..Сl.. Са..F..
6. Закрепление материала, повторение ключевых моментов.
Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое валентность, как определить валентность элементов, формула которого известна, и наоборот, зная валентность составить химическую формулу. Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему, для этого напишем самостоятельную работу.
I вариант
1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:
СО, ZnS, SiН4
2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:
а) K..O..
I
б) Аl..I..
V I
в) Р..Cl..
3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):
а) железа (II)
б) азота (IV)
4. Составьте химические формулы соединений с хлором (I) следующих элементов (символ хлора в данных формулах ставится на второе место):
а) бария
б) железа (III)
II вариант
1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:
HBr, Ca3P2, MgCl2
2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:
VI
а) S..O..
III I
б) Fe..Cl..
I II
в) Cu..S..
3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):
а) калия
б) кремния(IV)
4. Составьте химические формулы соединений с хлором (I) следующих элементов (символ хлора в данных формулах ставится на второе место):
а) алюминия
б) кальция
III вариант
1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:
NO, Na2S, СaCl2
2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:
I II
а) Ag..S..
II
б) Аl..S..
IV
в) Si..H..
3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):
а) хлора (VII)
б) бария
4. Составьте химические формулы соединений с серой (II) следующих элементов (символ серы в данных формулах ставится на второе место):
а) железа (III)
б) меди (II)
IV вариант
1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:
NaI, SiCl4, MgS
2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:
I
а) N..O..
I
б) Ba..Cl..
IV
в) Si..O..
3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):
а) cеры(VI)
б) углерода(II)
4. Составьте химические формулы соединений с бромом (I) следующих элементов (символ брома в данных формулах ставится на второе место):
а) cеребра (I)
б) алюминия
7. Подведение итогов урока. Оценивание.
8. Домашнее задание выучить конспект, выполнить задание
I вариант
1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:
СО, ZnS, SiН4
2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:
а) K..O..
I
б) Аl..I..
V I
в) Р..Cl..
3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):
а) железа (II)
б) азота (IV)
4. Составьте химические формулы соединений с хлором (I) следующих элементов (символ хлора в данных формулах ставится на второе место):
а) бария
б) железа (III)
II вариант
1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:
HBr, Ca3P2, MgCl2
2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:
VI
а) S..O..
III I
б) Fe..Cl..
I II
в) Cu..S..
3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):
а) калия
б) кремния(IV)
4. Составьте химические формулы соединений с хлором (I) следующих элементов (символ хлора в данных формулах ставится на второе место):
а) алюминия
б) кальция
III вариант
1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:
NO, Na2S, СaCl2
2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:
I II
а) Ag..S..
II
б) Аl..S..
IV
в) Si..H..
3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):
а) хлора (VII)
б) бария
4. Составьте химические формулы соединений с серой (II) следующих элементов (символ серы в данных формулах ставится на второе место):
а) железа (III)
б) меди (II)
IV вариант
1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:
NaI, SiCl4, MgS
2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:
I
а) N..O..
I
б) Ba..Cl..
IV
в) Si..O..
3. Составьте химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):
а) cеры(VI)
б) углерода(II)
4. Составьте химические формулы соединений с бромом (I) следующих элементов (символ брома в данных формулах ставится на второе место):
а) cеребра (I)
б) алюминия
infourok.ru
Составление химических формул соединений по валентности элемента
Тема: Составление химических формул соединений по валентности элемента
Цель: научить школьников составлять формулы бинарных соединений по валентности.
разъяснять смысл изученных понятий, объяснять последовательность действий при определении валентности по формулам веществ и составлении химических формул соединений по валентности элемента;
Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа.
Средства обучения: Компьютер, мультимедийное сопровождение, алгоритм определения валентности по формулам веществ и составления химических формул соединений по валентности элемента
Оборудование для учащихся: на каждом столе «Алгоритм определения валентности», «Алгоритм составления химических формул по валентности».
Методы обучения: Репродуктивный, проблемно-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, самостоятельная
I. ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Слайд 1. Учитель. Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? На внутренней стороне обложки тетради у вас приклеена табличка с шестью лицами – определите своё эмоциональное состояние. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево. Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить не очень интересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать? Девиз урока: «Спрашивайте и отвечайте – это девиз познания и учения».
Слайд 2.Учитель. Сегодня урок пройдет в виде теоретического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше трофеев (оценок). Страну Неорганию населяет более 100 тысяч жителей – неорганических соединений. На вашем пути встретятся и реки, и густые леса, и горы. Поэтому путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках. Но я думаю, что все вы не растеряетесь и благополучно вернетесь из похода не с пустыми рюкзаками. Прежде чем отправиться в путь, мы должны сделать разминку, ведь путь очень долгий.Химическая разминка
Слайд 3.1.Игра «Крестики и нолики» Выигрышный путь составляют атомы:
NaCaO
CuO
FeO
AgCl
Si
S
Ca
K
Слайд 4.2.Найдите «лишнее вещество», т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу: N2 SO2 Ba O2 P2O5 N2O5 ( Ва – атом среди молекул)
Слайд 5.3.Найдите «лишнее вещество», т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу: O2 Н2 СО К Li Ca (CО – сложное вещество, среди простых)
Учитель. Ну а теперь нам необходимо проверить вашу готовность к путешествию и собрать вещи. Кто быстрее соберет рюкзак?
Слайд 6.4.Выбери названия тел: алюминий, пластмасса, стакан, стекло, тетрадь, книга, ручка, дерево, линейка.
Слайд 7.5. Выбери чистые вещества: воздух, серебро, морская вода, сахар, золото, кислород, нефть, медь, туман.
Слайд 8.Учитель: Итак, в путь. На нашем пути – речка. Чтобы перебраться через нее, необходимо построить мост из досточек, которые образуются из соотношения химического символа элемента, его произношения и названия. Главное – не промочить ноги.
Слайд 9. 6. Установи соответствие между химическим символом элемента, его произношением и названием элемента
CuФеррум
Серебро
Pb
Силициум
Золото
Hg
Плюмбум
Медь
Fe
Аурум
Кремний
Au
Аргентум
Железо
Si
Цэ
Ртуть
Ag
Гидраргирум
Свинец
C
Купрум
Углерод
Слайд 10.Учитель. Через речку мы перебрались, а дальше густой лес. Чтобы найти тропинку необходимо произнести волшебные слова – прочитать формулы веществ.
Слайд 11.7. Как произносятся формулы следующих веществ? CuO, ZnO, P2O5, NO2 , SO3 , Al2O3, Н2О, SO2.
Слайд 12.Учитель. Молодцы, тропинку мы нашли. Осталось только пройти через лес, а для этого необходимо произвести расчёты, чтобы не заблудиться.
II. Индивидуальная работа по карточкам двух учащихся по теме “Относительная молекулярная масса” (Выполняют решение на доске, остальные в тетради). Проверка учителем.
Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O.
Справочные данные:
Аr (Na) = 23
Аr (Cl) = 35,5
Аr (K) = 39
Аr (O) = 16
Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2.
Справочные данные:
Аr (Cu) = 64
Аr (O) = 16
Аr (S) =3 2
Учитель. Если вы легко смогли выполнить все задания, скажите себе: «Я – молодец!»
Физминутка
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
II. ОПЕРАЦИОНН-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Актуализация опорных знаний
Слайд 13.Учитель. Осталось нам преодолеть гору. Перед началом подъема вспомните, что до сих пор мы пользовались готовыми химическими формулами. Какие закономерности учитываются при составлении химических формул, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой? Как называется эта закономерность? (валентность).
Учитель. Дайте определение валентности.
Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.
Учитель. Как обозначается валентность? (Валентность обозначается римскими цифрами)
Учитель. Какие виды валентности вы знаете? (постоянная и переменная)
Учитель. Чему равна валентность водорода? кислорода? ( I, II)
Учитель. Какое правило вы должны знать при определении валентности атомов элементов в соединениях? (Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента).
Слайд 14.Учитель. Перед трудным подъёмом в гору, давайте сделаем ещё одну разминку.
Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3.
Слайд 15.Учитель. Как вы думаете, зачем нам необходимо знать валентность элементов? (чтобы составлять химические формулы соединений). Запишем тему урока в тетрадь. Какую цель мы поставим перед собой?
Слайд 16-19.Учитель. Чтобы преодолеть нашу гору без травм, вы должны пройти инструктаж, как составлять химические формулы по валентности элемента. Для этого удобно воспользоваться следующей таблицей.
Объяснение учителя.
Алгоритм составления химической формулы по валентности элемента.
Алгоритм составления формулы по валентности элементаПример
1. Запиши рядом знаки химических элементов, которые входят в состав вещества.
В О
2. Над знаками химических элементов поставь их валентность.
III II
В О
3. Определи Н.О.К (наименьшее общее кратное — это число, которое делится на исходные числа без остатка) чисел, выражающих валентность этих элементов.
Запиши Н.О.К. над формулой.
6
III II
В О
4. Раздели Н.О.К. на валентность каждого элемента.
Запиши полученный индекс.
6
III II
В О
6: III= 2
6:II=3
6
III II
В2 О3
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента
6
III II
В2 О3
( 6=6)
Слайд 20.Учитель. А теперь начинаем наше восхождение. Если у вас возникнут трудности, то у вас есть подсказка ( алгоритм).
Упражнение: составить химические формулы по валентности элементов (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). Задание в рабочей тетради ( стр. 16 – 17. Упражнение № 49,50 б )
III. ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
Слайд 21. Учитель. Молодцы. Мы благополучно добрались до места назначения. А теперь привал. Нам необходимо подкрепиться, каждый вправе выбрать блюдо на свой вкус.
В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.
Репродуктивный уровень (“3”). Составьте химические формулы по валентности элементов: NH (III), AlO (III), CH (IV), CuO (II).
Прикладной уровень (“4”). Составьте формулы оксидов: Mn (VII), Fe (III) , Cr (VI), Cu (I), К (I).
Творческий уровень (“5”). Исправьте ошибки, допущенные в некоторых формулах: AlO3, BO3, NaO, КО.
Репродуктивный уровень (“3”).
NH3, AL2O3, CH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”).
Mn2O7, Fe2O3 , CrO3, Cu2O, K2O.
Творческий уровень (“5”).
Al2O3, B2O3, Na2O, К2О.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учитель. Все путешественники собрали хорошие знания в свои рюкзаки и заслуживают отличных оценок и наград. Оцените своё эмоциональное состояние в конце урока.
Объявить оценки за урок отвечавшим ученикам, поблагодарить всех за работу на уроке. Провести оценку эмоционального состояния по шкале (см. рис.). Учитель еще раз напоминает вопросы, над которыми необходимо подумать для эффективной работы на следующем уроке.
Что нужно знать, чтобы составить химическую формулу вещества?
Как можно найти число атомов в биэлементных соединениях, если валентности элементов известны?
Как проверить правильность составленной формулы биэлементных соединений?
Слайд 24.Учитель: Во время путешествия к вашим рюкзакам прицепились паразиты. Необходимо будет от них избавиться, выполнив домашнее задание.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 12. РТ стр. 16-17 ( упр. 50а, 51,52)
Учитель. Благодарю за урок. До свидания.
infourok.ru