Способы сокращения текста изложения огэ – Способы сжатия текста — Русский язык: к успеху шаг за шагом

Готовимся к ОГЭ по русскому языку: Пример сокращения текста

Исходный текст 

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают  её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.      

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.   

 Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  ее, растущую в тени.  Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

(По В. Солоухину) 

При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали. 

Для этого следует: 

  • текст разделить на абзацы;  

  • вычленить существенную информацию; 

  • используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;  

  • объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость. 

Исходный текст 

Как сократить 

(1)Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре.  (8 слов) 

Оставим  без существенных изменений это предложение, так как оно важно в развитии авторской мысли, лишь исключим слово «вот» и заменим словосочетание «(на) земном шаре» словом  (на) Земле):  

Тишина - самый большой дефицит на Земле. (6 слов) 

(2)Постоянное тарахтенье  разнообразных 
автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается  даже в своем жилище,  даже ночью оглушают планету и  делают её малопригодной  для жизни.  

а) Ряд однородных дополнений  заменим обобщающим словам транспорт. 

б)Заменим придаточное предложение от шума которых современный человек не спасается  даже в своем жилище  словосочетанием проникая в дома.  

в) Исключим сказуемое оглушают: 

Шум  транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. (15 слов) 

(3) Но  это   стоит нервов, нервов  и нервов. (4) И сердца.  (5) И психики. 

а) Объединим эти три парцеллированных предложения, оставив союз но, который используется как средство связи с предыдущим предложением. 

б) Заменим подчеркнутые слова обобщающим понятием здоровье: 

Но это стоит здоровья. (4 слова) 

(6) Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.  

Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает основную  авторскую  мысль, лишь заменим словосочетание на Земном шаре словом на земле: 

Поэтому  наряду с тишиной становится 

дефицитной на земле и валерьянка.  (10 слов) 

(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. 

(8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.   

а) исключим  

  • повторы подчеркнутых слов и близких понятий; 

  •  вводные предложения; 

  • придаточные  предложения 

б) заменим 

  • часть предложения ядовитые газы,  которые  ежедневно  в  больших  количествах  вдыхает  каждый  городской житель словосочетанием грязный воздух 

 в) объединим 7-ое и 8-ое предложения:  Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди, городскую скученность, и вы поймёте, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. (25 слов)    

(9) Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  её, растущую в тени. 

Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает авторскую мысль, лишь исключим слово там и причастный оборот. 

Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  нашел  её. (13 слов) 

10) Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

  

  •  подчеркнутую часть придаточного предложения: это лишь дополнение к уже известной информации; 

  •  определения красивый; 

  • сравнение подобно матери.  

Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов)    

Вот текст В. Солоухина в сокращённом нами варианте: 

Тишина - самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.  

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  нашел  её. Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (85 слов) 

Теперь, наряду с содержательным приёмом сокращений текста, необходимо использовать и языковые средства: заменим словосочетание корень подлинной дикой валерианы местоимением его, а местоимение её - словом валериана: 

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 

Желая добыть его, я пошел в лес и  нашел  валериану. Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

Заменим словосочетание вот растение, которому местоимением ему, слово валериана - словом растение и в итоге получается такой текст: 

Тишина - самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.  

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 

Ему  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов) 

Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл. 

Что нельзя удалять из текста? 

Нельзя удалять: 

  • авторский тезис; 

  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли; 

  • вывод автора. 

oge2015.blogspot.com

Приемы сжатия текста с примерами (подготовка к ОГЭ-9)

Учитель: Н.Г. Покровская

Приемы сжатия текста

Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)

Сжатое изложение

Задача  сжатого изложения  — передать основное содержание в краткой форме. 

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные  приёмы сжатия   текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.  

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СЖАТИЯ ТЕКСТА

1. Важна не степень сжатия текста, важно то, может ли экзаменуемый передать содержание исходного текста сжато.

2. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

3. Сжатое изложение должно передавать содержание исходного текста кратко и обобщенно.

4. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий.

5. Недопустимы искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки.

Приемы сжатия текста

  • Исключение
  • Замена
  • Слияние

Рассмотрим каждый способ подробнее

• исключение повторов;

• исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких предложений.

Попробуем прием на этом предложении:

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата.

Исключение

Должно получиться:

На поляне весело играют неуклюжие медвежата.

  • Обобщение ряда предложений; 
  • Обобщение частей предложения, связанных одной мыслью; 
  • Обобщение конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

При обобщении необходимо:

- Найти в тексте мелкие, единичные факты. 

- Найти в них общее. 

- Объединить эти факты на основе общего. 

- Сформулировать получившееся предложение. 

Попробуем прием на этом предложении:

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись.

Обобщение

Должно получиться:

Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись

  • Замена однородных членов обобщающим словом; 
  • Замена сложного предложения -  простым; 
  • Замена части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 
  • Замена прямой речи - косвенной; 
  • Замена части текста - одним предложением; 
  • Замена части предложения местоимением и т.д. 

При замене необходимо  

1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 

2. Сформулировать получившееся предложение. 

Попробуем прием на этом предложении:

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами.

Замена

Должно получиться:

В вагоне электрички было тесно и шумно.

Попробуем сократить текст

 

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают  её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.     

 

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.    

  Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел    ее, растущую в тени.  Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник:   валериана, подобно материуспокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.  

Исходный текст

Как сократить

Оставим  без существенных изменений это предложение, так как оно важно в развитии авторской мысли, лишь  исключим  слово «вот»   и  заменим  словосочетание   «(на) земном шаре»  словом (на) Земле):  

(1)Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре.  

Тишина - самый большой дефицит на Земле . (6 слов)  

(8 слов)  

Исходный текст

Как сократить

(2)Постоянное  тарахтенье   разнообразных автомобилей,   тракторов, мотоциклов, поездов,   самолетов , от шума которых современный человек не спасается  даже в своем жилище,  даже ночью  оглушают планету и  делают её малопригодной  для жизни.   

а)  Ряд однородных дополнений   заменим  обобщающим словам  транспорт .  

(29 слов )

б) Заменим   придаточное предложение  от шума которых современный человек не спасается  даже в своем жилище   словосочетанием  проникая в дома .  

в)  Исключим  сказуемое  оглушают

Шум  транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни . (15 слов)  

Исходный текст

Как сократить

а)  Объединим   эти три парцеллированных предложения, оставив союз  но , который используется как средство связи с предыдущим предложением. 

б)  Заменим  подчеркнутые слова обобщающим понятием  здоровье

(3) Но  это   стоит  нервов,   нервов  и нервов. (4) И сердца. (5) И психики.  

  (11 слов)

Но это стоит здоровья. ( 4 слова)  

Исходный текст

Как сократить

Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает основную  авторскую  мысль, лишь  заменим  словосочетание  на Земном шаре  словом  на земле

(6) Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.  

(11 слов)

Поэтому  наряду с тишиной становится  

дефицитной на земле и валерьянка. 

(10 слов)  

Исходный текст

Как сократить

а)  исключим   

(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. 

повторы подчеркнутых слов и близких понятий; 

(8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.     

  вводные предложения; 

(37 слов)

придаточные  предложения 

б)  заменим  

часть  предложения ядовитые газы,  которые  ежедневно  в  больших  количествах  вдыхает  каждый    городской житель  словосочетанием  грязный воздух  

в)  объединим  7-ое и 8-ое предложения:   

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди, городскую скученность, и вы поймёте, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень . (25 слов)       

Исходный текст

Как сократить

Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает авторскую мысль, лишь  исключим  слово  там  и причастный оборот. 

(9) Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  её, растущую в тени. 

  (17 слов)

Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  нашел  её.  (13 слов )  

Исходный текст

Как сократить

(10) Вот растение, которому   в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики  надо  бы поставить красивый памятник:   валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

Исключим :    

(33 слова)

  подчеркнутую часть придаточного предложения: это лишь дополнение к уже известной информации; 

  определения  красивый;  

сравнение  подобно матери .

  

Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.  (18 слов)       

Сокращенный текст

Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (85 слов)

multiurok.ru

ОГЭ по русскому языку. Изложение. Способы сжатия текста

Как писать сжатое изложение?

  • связи с последними внесенными в экзамен формата ОГЭ изменениями задание C1 теперь называется задание 1 и входит в первую часть экзаменационной работы. Но на этом все изменения заканчиваются, по сути, как и прежде, вам требуется написать сжатое изложение, сохранив авторские микротемы. При этом важно передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Важно не забыть использовать способы сжатия текста. Но обо всем по порядку.

Что такое микротема?

Микротема - это маленькая часть общей темы, иначе - тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца. Таким образом, все предложения абзаца должны быть связаны одной микротемой. А все микротемы должны подчиняться общей теме текста. Например, темой всего текста является осень. Но в первом абзаце автор может рассказывать о бабьем лете в сентябре, во втором автор будет говорить о золотой осени, которая наступает в октябре, а в третьем - описывать холодную ноябрьскую осень. Тему и микротемы текста такого типа можно представить в виде следующего плана:

Осень

  1. Прекрасная пора - бабье лето!

  1. Пушкинская пора - золотая осень.

  2. Осень - время подготовки к зиме.

Имея такой план, легко представить содержание всего текста в целом, однако Вашей задачей на экзамене будет услышать все микротемы, а их, как и здесь, будет ровно три в любом читаемом тексте. Это гораздо сложнее. Стараясь не упустить важного, девятиклассник пытается записать каждое слово, а этого делать не нужно, так как уже при первом прослушивании, владея приемами сжатия текста, можно отличить главное от второстепенного.

Способы сжатия текста

Известны три основных способа сжатия текста:

  1. Исключение

  2. Обобщение

  3. Упрощение

ИСКЛЮЧЕНИЕ

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

  1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕРЫ: до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

  1. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕРЫ:

до сжатия

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

ОБОБЩЕНИЕ

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

ПРИМЕРЫ:

до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

УПРОЩЕНИЕ

При УПРОЩЕНИИ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;

  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;

  • объединить два или три предложения в одно;

  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;

  • перевести прямую речь в косвенную.

ПРИМЕРЫ:

  1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

  1. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

  1. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так

Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

заменапридаточного обстоятельственного предложения деепричастнымоборотом;

  • замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия

Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

после сжатия

Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

infourok.ru

Приемы сжатия текста. Подготовка к ОГЭ

ПОДГОТОВКА К ГИА-9

Приёмы сжатия текста

Приём обобщения

Материал для учителя

1.Прочитайте текст.

Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву)

Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?

Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприны разных профессий. Но всё это рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.

2. Прочитайте текст.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.

3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)

Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.

4. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..(По И. Милославскому)

Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).

Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук?..

5. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета)

Переведите частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.

Н Например, достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы охватить всё р разнообразие жизни и человеческой души, и без которого жизнь станет упрощённой, а люди с х схематичными?

6. Прочитайте текст. Сократите его вдвое.

Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (По Д. Гранину)

Эти трое были остроумные на язык. Разговор шёл о новых книгах. Ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали книжные новинки и были в курсе последних фильмов и премьер. (31 слово)

ОБОБЩЕНИЕ (ПЕРЕВОД ЧАСТНОГО В ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ) - замена однородных членов обобщающим понятием, - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением, - обобщение содержания.

infourok.ru

Приемы сжатия текста. Обучение написанию сжатого изложения . Подготовка к ОГЭ (9 кл)

Русский язык. 9 класс.

Тема:  Приемы сжатия текста. Обучение написанию сжатого изложения . Подготовка к ОГЭ.

Тип урока: урок развития речи

Цели урока:

1.    Обучающая:
обучение приемам сжатия  (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.

2.    Развивающие:
развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), умения анализировать и делать выводы; выделять главное; определять количество микротем текста.

3.    Воспитывающая:
Воспитание осознания значимости книги в  развитии общества, её интеллектуальной ценности.
Оборудование: 1) мультимедийная презентация к уроку; 3) распечатки для работы с текстом; 4) памятки «Приемы сжатия текста»

Формы работы: 
•    фронтальная,
•    групповая,
•    индивидуальная.

Методы обучения: 
•    репродуктивный,
•    частично-поисковый.

Краткость – сестра таланта.

А.П.Чехов

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Нацеливание на урок. Обозначить творческую задачу.

  2. Проверка домашнего задания. ---

Работа с текстом упр.50 учебника по следующим вопросам:

1.Вам нужно было прочитать текст, определить его стиль и тип речи (стиль публицистический, тип речи – рассуждение).

2. Какие выразительные средства использовал автор, чтобы показать необыкновенное богатство русского языка?

(однородные члены, метафоры /скрытое сравнение/, синонимы, антонимы, анафора /единоначалие/, старославянизмы) --- НАЗВАТЬ примеры

3. Определить значение слов:

Зерцало – зеркало, отражение;

Ризы – 1) облачение , одежда священника для богослужения;

2) фигурная металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображение лица и рук.

Самобытный – своеобразный, идущий своим путем, самостоятельный в своем развитии.;

Блюсти – беречь, охранять.

  1. Тема урока: «Приемы сжатия текста».

Работа с презентацией

  1. ВСПОМНИМ, какие виды изложения бывают?

  2. Познакомимся с задачами сжатого изложения

  3. Прочитаем критерии оценивания изложения на экзамене.

- Что значит «сжать текст»? (Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений)

1.   На слайде мультимедийной презентации появляются приемы сжатия текста. (памятки раздаются уч-ся).

1. Исключение

•      вводных слов;

•    однородных членов предложения;

•    повторов;

•    однотипных примеров;

•    риторических вопросов и восклицаний;

•    цитат;

•    деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

•    пояснений;

•    рассуждений;

•    описаний;

•    слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

•    ряда предложений, связанных одной мыслью;

•    частей предложений;

•    конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

•    ряда предложений, связанных одной мыслью;

•    частей предложений;

•    конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3.    Замена

•    однородных членов обобщающим словом;

•    сложного предложения – простым;

•    части предложения  или ряда предложений общим понятием или выражением;

•    прямой речи – косвенной;

•    части текста одним предложением;
•    части предложения местоимением и т.д..

III.     Работа с текстом.

1.    Прослушивание аудиозаписи текста для сжатого изложения РАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ.(1 раз).  Обратить внимание, что на экзамене текст будет прослушиваться 2 раза.

- Как можно озаглавить текст? Почему вы так считаете?

- Сколько микротем можно в нем выделить?

- Какие бы вы в нем выделили ключевые слова?

2.  Работа над сжатием текста, предложенном уч-ся в письменном варианте  (каждому выдаются распечатки). Рациональные идеи.

Домашняя работа – Произвести сжатие текста упр. 50, уже знакомого уч-ся.

IV.    Итоги урока. ОЦЕНИВАНИЕ работы уч-ся. Рефлексия

 РАСПЕЧАТАТЬ и РАЗДАТЬ ВСЕМ УЧ-СЯ Домашнее задание к уроку:

Заключительное слово учителя по домашнему заданию:

В своей работе используйте полученные памятки. А чтобы узнать, сколько баллов приблизительно вы набрали бы за свою работу , вы сможете, обратясь к таблице. Помните, что:

•     При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

•    ….что, читая вашу экзаменационную работу во время проверки, эксперт будет устанавливать:

1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;

2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте;

3) точность передачи информации в каждой из микротем.

Желаю успехов на экзамене. Ни пуха, ни пера!

приёмов сжатия текста, использовав их

на протяжении всего текста.

3 б.

 

Экзаменуемый применил несколько

приёмов сжатия текста, использовав их

для сжатия 2 микротем текста.

2 б.

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов cжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста

1 б

 

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0 б.

infourok.ru

Учимся сжимать исходный текст

Уже при первом чтении изложения нужно постараться записать текст на черновике. Безусловно, важно владеть скорописью. Если что-то не запомнилось, лучше оставлять пустые места, чтобы восполнить пропуски позже. Во время десятиминутной паузы между прослушиванием аудиозаписи можно расшифровать сокращённые слова, попытаться определить микротемы.

Часто ученики ошибочно выделяют абзацы, деформируют смысл текста, вставляя то, чего не было в исходном тексте, или упускают важное и сохраняют ненужные детали.

Когда текст полностью записан, можно приступать к его сжатию. Работу нужно организовать поэтапно — с каждым абзацем отдельно. Лучше всего начать с поиска повторяющихся слов. Их мы заключаем в овалы или подчёркиваем. Потом находим однородные члены и заменяем их обобщённым понятием. Из простых предложений выстраиваем сложные, а сложные превращаем в простые, прямую речь меняем на косвенную. Исключаем причастные и деепричастные обороты, вводные слова, цитаты.

Не забываем вести счёт словам, даже таким маленьким, как союзы А, И, предлоги О, В. Подсчитываем количество слов как в каждом абзаце, так и во всём тексте целиком.

Предлагаем вашему вниманию материалы из опыта работы по сокращению текстов изложения в формате ОГЭ-2017.

В исходных текстах уже подчёркнуто то, что подлежит сокращению. Всего слов в предложенных для сжатия текстах может быть от 150 до 175, нужно сократить предложенный текст в два раза, чтобы получилось не менее 70 слов. Хорошо, если сумеем уложиться до 80 слов.

 

Работа с текстом о маме

 

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. 44 слова

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». 66 слов

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 55 слов

Всего 165 слов

 

Вариант 1 сжатия текста о маме

Слово «мама» особенное. Оно сопровождает нас в годы взросления и зрелости, а в языке любого народа звучит нежно и ласково. 20 слов

Место матери в нашей жизни исключительное. Мы разделяем с ней радость и горе. Материнская любовь вдохновляет нас на подвиг. Человек верит, что мама всегда придёт на помощь. 27 слов

Художники, композиторы и поэты создали замечательные произведения о маме. Мы поздно понимаем, что не сказали вовремя добрые слова маме. Нужно всегда дарить ей радость, ведь благодарные дети — лучший подарок. 29 слов

Всего 76 слов

 

Вариант 2 сжатия текста о маме

Слово «мама» особое. Оно сопровождает нас всю жизнь: от колыбели до старости. Это слово есть в любом языке мира, и звучит оно ласково. 23 слова

Место матери исключительное. Мы делимся с мамой своей радостью и болью, в сложных обстоятельствах зовём на помощь. Слово «мама» равнозначно слову «жизнь». 22 слова

Многие талантливые люди создали замечательные произведения о маме. Нужно беречь матерей, говорить им хорошие и добрые слова, дарить радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 30 слов

Всего 75 слов

 

Работа с текстом о шуме в природе

 

Этот текст достаточно сложен. В нём много рядов однородных членов, есть обобщающие слова, обособленные члены предложения и повторы. Части его не совсем равноценны, поэтому ученики неправильно выделяют абзацы.

 

Кто из людей не ис­пы­ты­вал на­сла­жде­ния, вни­мая вздо­хам лет­не­го дож­ди­ка, шур­ша­нию осен­ней лист­вы, вол­нам, пле­щу­щим­ся вдоль бе­ре­гов озера, жур­ча­щей воде, го­лу­бям, вор­ку­ю­щим ту­ман­ным утром? Что может срав­нить­ся с пе­ни­ем птиц, осо­бен­но таких вы­да­ю­щих­ся му­зы­кан­тов, как со­ло­вьи? Пение людей может на­до­едать, пение птиц — ни­ко­гда. Птицы со­зда­ют зву­ко­вую окрас­ку ланд­шаф­та. Дикая при­ро­да об­ла­да­ет не толь­ко зри­тель­ной, но и зву­ко­вой кра­со­той. Раз­лич­ные виды на­се­ко­мых, зве­рей, птиц до­пол­ня­ют друг друга в су­точ­ных и се­зон­ных рит­мах зву­ча­ния, ис­пол­нен­ных под­лин­ной кра­со­ты. 76 слов

Самая бо­га­тая му­зы­ка — му­зы­ка при­ро­ды. Один ка­над­ский ком­по­зи­тор ввёл спе­ци­аль­ное по­ня­тие — "зву­ко­вой ланд­шафт". По его мне­нию, для жи­те­лей лесов каж­дый вид де­ре­ва имеет свой голос. Когда ве­те­рок про­ле­та­ет в ёлках — они всхли­пы­ва­ют и сто­нут, ясень шипит, бе­рё­зы ше­ле­стят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои "го­ло­са", раз­ные днём и ночью. 52 слова

При­ро­да не про­из­во­дит шум. Рёв бури, ше­ле­стя­щий лист, ско­ро­го­вор­ка дождя — во всём этом есть из­на­чаль­ная и не­из­ве­дан­ная гар­мо­ния. Пение птиц, ква­ка­нье ля­гу­шек, ше­лест трав, шум при­боя, рёв во­до­па­да — вся эта сим­фо­ния зву­ков дикой при­ро­ды есть огром­ная и не­до­ся­га­е­мая иде­аль­ная цен­ность. 42 слова

(По В. Бо­рей­ко)

Всего 164 слова

 

Пример сжатия текста

Многие люди ис­пы­ты­вают на­сла­жде­ние, обращая внимание на дож­дь, лист­ву, вол­ны, ту­ман­ное утро. И пение птиц ни­ко­гда не надоедает. Дикая при­ро­да об­ла­да­ет зри­тель­ной и зву­ко­вой кра­со­той. Раз­лич­ные виды живого мира до­пол­ня­ют друг друга. 31 слово

Му­зы­ка при­ро­ды самая бо­га­тая. Ка­над­ский ком­по­зи­тор считает, что для жи­те­лей лесов каж­дое де­ре­во имеет свой голос: от ветра ёлки сто­нут, ясень шипит, бе­рё­зы ше­ле­стят, сосны гудят, и злаки имеют свои "го­ло­са. 31 слово

В при­ро­де есть какая-то не­из­ве­дан­ная гар­мо­ния. Сим­фо­ния зву­ков окружающего мира имеет не­до­ся­га­е­мую цен­ность. 13 слов

Всего 75 слов

 

Работа с текстом о культуре

 

Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 63 слова

Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. 59 слов

Культура — огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. 30 слов

(По С. Цветовой)

Всего 150 слов

 

Пример сжатия текста

Слово "культура" многогранно. Истинная культура несёт в себе понятие духовности, знание и красоту. Когда люди поймут это, наша страна станет процветающей. Нужно иметь центры творчества для детей и взрослых. 29 слов

Подлинная культура направлена на воспитание и образование. Поэтому руководить такими центрами должны честные и преданные делу люди, хорошо понимающие значение настоящей культуры. 22 слова

Культура — океан творчества, в котором каждому найдётся дело по душе. Всем нужно участвовать в её укреплении, и тогда наша планета станет прекраснее. 23 слова

Всего 74 слова

 

Работа с текстом о сказках

 

Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. 50 слов

Бывают,  правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел  её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут  быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. 64 слова

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей  доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки. 61 слово

Всего 175 слов

 

Пример сжатия текста

Мир сказок прекрасен и увлекателен.  В нём всегда торжествует добро, а в финале все счастливы. Но есть сказки, которые вызывают  грусть и святые  слёзы. 24 слова

Как и люди,  есть злые сказки, но их меньше, чем добрых. Сказки не могут  быть злыми от природы. 18 слов

Человек специально или случайно причиняет другому боль,  забывает об исцеляющей доброте сказок и не находит выхода из жизненного тупика. Надо верить в чудеса и  жить, превращая жизнь в добрые сказки. 30 слов

Всего 72 слова

 

Работа с текстом о детских игрушках

 

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка — это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. 37 слов

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. 58 слов

Игрушка — это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. 63 слова

Всего 158 слов

 

Пример сжатия текста

У каждого из нас были любимые игрушки. С ними связаны самые яркие воспоминания из детства, которые бережно хранятся в сердце. 20 слов

В век компьютерных технологий реальные игрушки не привлекают к себе внимания, но остаются незаменимыми в обучении и развитии ребёнка. Они помогают ему общаться, играть и приобретать жизненный опыт. 28 слов

Игрушка — это ключ к сознанию. Чтобы сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Она принесёт в мир ребёнка систему ценностей и воспитает полноценного человека. 27 слов

Всего 75 слов

ruslita.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *