Способы связи в словосочетаниях – Методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему: «Словосочетание. Способы подчинительной связи».10 класс.

Содержание

Словосочетание — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2019; проверки требуют 5 правок.

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения знаменательных (имеющих самостоятельное смысловое значение) слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также широкое понимание словосочетания:

сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения, а также предикативные словосочетания — подлежащее и сказуемое[1].

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, восьмой класс.
  • Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа.
Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине
.
  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.

Другое, более редкое, определение связи «примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола[источник не указан 1879 дней].

Классификация словосочетаний по главному слову[править | править код]

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. Глагольные (с глаголом в роли главного слова)
    Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
      Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
      Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
      Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
      Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. Наречные (с наречием в роли главного слова)
    Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по вопросу[править | править код]

  1. Определительные — словосочетания, которые обозначают предмет и его признак. Примеры: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные
     — называют предметы, действия, признаки и т. д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
  3. Обстоятельственные — указывают на действие и его признак. Примеры: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)[править | править код]

  • Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

  • Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания[2]. Комбинированными называют словосочетания, образованные разными видами связи, исходящими от разных стержневых слов. Например, в словосочетании «увлечённо читать интересную книгу» можно выделить следующие пары стержневых и зависимых слов: «увлечённо читать», «читать книгу», «интересную книгу»

[3].

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов[править | править код]

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Пример: высокий дом.

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

В узком понимании, принятом в большинстве учебников и академической грамматике, к словосочетаниям не относятся такие сочетания, у которых связь не подчинительная, одно из слов не является знаменательным или связь возникает только в определённой позиции в предложении у определённой формы, например[4]:

  1. Подлежащее и сказуемое (предикативная основа предложения), например,
    дождь идёт
    .
  2. Страдательная или безличная форма глагола с субъектом в творительном падеже. Например, предложено учёными
  3. Сочетание однородных членов предложения, например, быстрый и ловкий
  4. Формы будущего времени, повелительного наклонения, степени сравнения, например, буду работать, более крупный
  5. Сочетание слова и относящегося к нему обособленного члена предложения, например, иду, ускоряясь
  6. Сочетание служебного и знаменательного слова, например, существительное с предлогом: перед сном
  7. Сочетания глаголов в одной и той же форме
  8. фразеологизмы, например, ни рыба ни мясо

1 рассказать о способах связи слов в словосочетании 2 выписать словосочетания на каждый способ связи кратко

ипы связи слов в словосочетаниях. В словосочетаниях зависимые слова связываются с главными тремя способами: с о г л а с о в а н и е м, у п р а в л е н и е м, п р и м- ы к а н и е м.

С о г л а с о в а н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Согласуются следующие зависимые слова:

имена прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия, порядковые числительные, существительные, например: 1) доро­гая книга (в этом словосочетании зависимое прилагательное дорогая согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже) ; 2) моей книгой (в этом словосочетании зависимое местоимение-прилагательное согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже) ; 3) улыбающееся дитя (в этом словосочетании зависимое причастие улыбающееся со­гласуется с существительным дитя в единственном числе, сред­нем роде, именительном падеже) ; 4) второго сорта (в этом сло­восочетании зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, ро­дительном падеже) ; 5) река Днепр (в этом словосочетании за­висимое существительное Днепр согласуется с основным суще­ствительным река в единственном числе, именительном па­деже)

У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требу­ет главное слово. Связью управления соединяются следующие зависимые слова: имена существительные, местоимения-сущест­вительные, количественные числительные и другие слова, употреблённые в значении существительных, например: 1) ку­пить книгу (в этом словосочетании зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное переходным гла­голом купить) ; 2) войти в комнату (в этом словосочетании зависимое существительное комната стоит в винительном паде­же с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направлено действие, выраженное глаголом соответствующего значения) ; 3) поссориться с ним (в этом словосочетании зави­симое местоимение он стоит в творительном падеже с предло­гом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом соответствующего значения) ; 4) кро­вать больного (в этом словосочетании зависимое слово боль­ного — субстантивированное прилагательное — стоит в роди­тельном падеже и указывает лицо, которому принадлежит то, что обозначено главным словом кровать; 5) встретился с тро­ими (в этом словосочетании зависимое числительное трое сто­ит в творительном падеже с предлогом

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему: «Словосочетание. Способы подчинительной связи».10 класс.

План-конспект урока по теме

« Словосочетание. Способы подчинительной связи».

10 класс

Цели урока:

познавательные: 1) актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;

2) формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;

3) учить выделять словосочетания из предложения; 4) учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;

воспитательная:  воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;

развивающие: 1) развивать логическое мышление; 2) развивать языковое чутьё;

3) развивать умение работать в группе; 4) развивать умение систематизировать изученный материал.

                                                        Ход урока

 

 

 1. Объединившись в группы по четыре человека, вспомните, что называется словосочетанием, что не является словосочетанием, выполните в тетрадях задание 1.

Задание 1.

Выпишите из предложенных слов только словосочетания:

1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,

6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,

10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево

14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,

19) весело и быстро;

2. Выступления от групп, обсуждение затруднений.

   В этом задании ученики часто отмечают сочетания  дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.

  Учитель не даёт готового ответа, сочетания, вызвавшие затруднения, отмечаются вопросительным знаком.

3. Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.

  Словосочетание—это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.

 Не являются словосочетаниями:

1) сочетание самостоятельного слова со служебным: в течение лета, пусть расскажет и др.;

2) сочетания слов в составе фразеологизмов: обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;

3) подлежащее и сказуемое: мальчик умён, начался дождь;

4) составные словоформы: менее красивый, будешь знать;

5) однородные члены: снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.

4. После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова  под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.

5. Вспомните и  расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.

Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.

6. Выполните  самостоятельно, а затем обсудите в группах задание 2.

Задание 2. 

Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях из задания 1.

7. Выступления от групп.

  При определении способа подчинительной связи затруднения вызывают словосочетания с количественными числительными ( две подруги, четырёх мальчиков, восьми карандашей) В словосочетаниях типа улыбающийся нам, радуясь встрече, мини юбка, каждый из нас ученики могут неправильно определить главное и зависимое слово.

  В ходе обсуждения учитель не даёт готового ответа, словосочетания, вызвавшие затруднения, отмечаются знаком  вопроса.

8. Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.

   Новую для вас информацию подчеркните и отметьте знаком V.

  В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.

  Согласование—такая связь, при которой зависимое слово—имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.

   При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного)  изменяются и все формы зависимого: весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.

  Управление—такая связь, при которой зависимое слово—имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).

   При управлении  главное  слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся: напишу письмо, написал письмо, напишем письмо.

   В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

  В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах—согласование. ( 1. С. 5)

  Примыкание—такая связь, при которой зависимое слово—неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.

  При примыкании зависимое слово  связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.

  Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, её слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул её, вызвал их. (1. С.6)

9. Что нового вы узнали из этой статьи?  Обсуждение, выступление учеников.

 10. Исправьте допущенные ошибки.

Правильный ответ должен выглядеть следующим образом:

  красивую тетрадь—согласование

 вышли из дома—управление

 две подруги—управление 

 четырёх мальчиков—согласование

 улыбающийся нам—управление

 радуясь встрече—управление   

 восьми карандашей—согласование

 желание спеть—примыкание

то дерево—согласование 

 второй дом—согласование

каждый из нас—управление

 мини юбка—примыкание

 видеть это—управление

петь громко—примыкание

 

11. Создайте в группах кластер или таблицу, в которых отразите всю важную информацию о способах связи слов в словосочетании.

12. Презентация групповых работ. Обсуждение преимуществ каждого кластера и таблицы.

  Ученики могут представить такой вариант:

           

      Согласование

       

              Управление

         

      Примыкание

Главное слово          

Зависимое

 слово

  Главное         слово            

Зависимое слово

 Главное слово                  

Зависимое

слово

  существительное      

прил.

причастие, местоимение, порядковое числительное

вопрос

какой? чей?

 

 глагол, причастие, дееприч., прил.,

числительное

           

местоимение, числительное,

сущ.

личные мест. его, её, их

падежные вопросы

        глагол, дееприч, прич., наречие, прил., сущ.          

наречие, дееприч.,

инфинитив, сравнит. форма, неизмен. прил.,

притяжат. мест. его, её, их

13. Выполните задание 3. Один ученик работает у доски, остальные—в  тетрадях.

Задание 3.

Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите из него все подчинительные словосочетания, определите в них способ связи.

Он выслал слугу заж…гш…го свеч…ки и бросившись в кресло около к…мина закрыл лицо руками.

Ответ:

Он выслал слугу,  зажёгшего свечки, и, бросившись в кресло около камина,  закрыл лицо руками.

Выслал слугу—управление

слугу зажёгшего—согласование

зажёгшего свечки—управление

бросившись в кресло—управление

кресло около камина—управление

закрыл лицо—управление

закрыл руками—управление

закрыл бросившись—примыкание

Обращается внимание, что деепричастие бросившись зависит от глагола-сказуемого закрыл.

14. Выполните задание 4 по вариантам.

Задание 4

Вариант 1. Выпишите из предложения словосочетания со связью согласование.

Вариант 2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вариант 3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

На эту тему острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи.

Ответ:

Вариант 1—эту тему, эстрадные сатирики

Вариант 2—острят на тему

Вариант 3—глубокомысленно философствуют

15. Выполните задание 5 (проверочный тест).

Задание 5.

1.Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку.

2. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно.

3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты.

4. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Радость познания возбуждает в человеке потребность учиться.

5. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Постепенно облетали листья с его ветвей.

6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Парнишка смущённо, недоверчиво шмыгнул носом, сморщился так, что нос его вздёрнулся кверху.

Определите способ подчинительной связи.

7. Мой рисунок

8. Очень голодный

9. Рассказанный вчера

10. Родился зимой

11. каждый год

12. указывая нам

                               Ключ к тесту

    №

     1

    2

    3

    4

     5

    6

Ответ

Автомати

ческий маяк

великое множество

высадят сейчас

Потреб

ность

учиться

облетали с ветвей

шмыгнул носом

    7

8

9

10

11

12

Ответ

Согласова

ние

примыкание

Примыка

ние

Примыка

ние

Согласова

ние

Управле

ние

         

               Оценка

              Тестовый балл

                  5

                12

                  4

                11-10

                  3

                6-9  

16. Выставление оценок. Подведение итогов урока.

  Какие задания вызвали у вас затруднения? Какие задания выполнили без ошибок? Какие ошибки вызваны незнанием, а какие—невнимательностью? Что необходимо сделать, чтобы не допустить больше ошибок по этой теме?

17. Домашнее задание.

Выпишите из предложения все словосочетания, определите в них способ связи.

Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

                                             Литература

1. Нарушевич А.Г. Материалы курса «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений»: лекции 5-8.-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

Урок русского языка 8 класс Тема: «Словосочетание.Способы связи в словосочетании»

Урок русского языка.

Класс:8

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Майкопская гимназия №22»г.Майкоп, Республики Адыгея, Шкеда Светлана Ивановна.

Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании».

ТИП УРОКА: ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ; УРОК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ знаний, умений и навыков.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Метод: словесный, поисковый, творческий

Цели урока:

Образовательные:

1.Повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;

2.Отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3.Закрепление навыков правописания;

Развивающие:

  1. Развитие мышления и общеучебных навыков;

  2. Развитие познавательной самостоятельности;

  3. Формирование умения анализировать языковой материал;

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор

2.Карточки со словосочетаниями

3.Раздаточный материал

4.Листы контроля

Ход урока

1.Оргмомент, актуализация знаний

Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка-словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.(Ученики вместе с учителем определяют цели урока).

Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если допущены ошибки.

Для того, чтобы систематизировать эти знания и получить наглядный образ словосочетания в системе этих знаний, я предлагаю вам представить его в виде такого ж красивого осеннего дерева, которые мы видим за нашим окном с сильной корневой системой, верхними побегами, яркими листьями. А пока у нас только корень и ствол, доработайте образ до конца.

(На доске-заготовленный рисунок дерева, учитель прикрепляет к корню табличку со словом «Словосочетание»)

2.Актуализация прежних знаний

Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов (Дети сигнализируют карточкой)

Солнечный день, перед дождём, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, висеть на телефоне, любимое занятие, будет петь, упорно учиться, более яркий

— Итак, что нельзя назвать словосочетанием?(сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)

-Какова структура словосочетания?(словосочетание состоит из главного зависимого слова)

-Назовите типы словосочетаний по главному слову(именные, глагольные, наречные)

(Один ученик продолжает оформлять дерево подписями «Типы словосочетания», «Именные», «Глагольные», «Наречные»)

Задания по группам: выпишите из данных словосочетаний именные(1 группа), глагольные(2группа),наречные(3 группа).Один ученик проводит орфографическую работу на доске(словосочетания написаны на доске)

Ч..тать книгу, сл..гка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

-Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании?(сочинительная, подчинительная).Дайте определения.

(Оформление дерева надписью « Виды синтаксической связи», «Сочинительная», «Подчинительная»)

Из этого же текста выпишите словосочетания с сочинительной связью(1 группа), с подчинительной связью(2 группа),3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях

(Оформление дерева надписями «Средства связи слов», «Интонация». «Предлоги», «Союзы», «Окончание»)

-Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания?(Словосочетания с подчинительной связью)

На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях?(согласование, управление, примыкание).Дайте определение.

Оформление дерева надписями «Способы подчинительной связи», «Согласование», «Управление». «Примыкание»

Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование(1 группа), управление(2 группа),примыкание (№ группа)

Поздняя осень

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.

Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.

Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.

Устлана земля сухими разноцветными листьями.

-Итак, словосочетания формируются в предложении и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас?(выделяли словосочетания из текста).

-Почему получилось больше словосочетаний со способом согласование?(текст по типу описание)

-Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

-Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями

1группа

Из согласования в управление: Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн

2 группа

Из управления в согласование: Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчёт за год

3 группа

Из управления в примыкание: С усердием работать, говорит с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию

-Что получили?(синонимичные словосочетания)

Сегодня на уроке мы выделяли словосочетания из текста, но словосочетания способны формироваться в предложении, а в дальнейшем – в тексте.Дома вы должны были составить текст на тему «Осень в моём городе», используя ряд предложенных вам словосочетаний.

(Один учащийся читает текст, остальные анализируют его)

Дом. задание: решить синтаксическую задачу: разобрать трудные случаи управления, составить словосочетания, употребляя необходимый предлог

5.Итог урока, Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас? (анализируя листы контроля и сдаются учителю). Кто из вашей группы работал наиболее активно?

Выставляются и комментируются отметки.

Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

Технологическая карта. Русский язык. 8 класс. Учитель: Старчикова Э.А.

Тема: Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-исследование.

Цель: Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении, отработать трудные случаи управления и примыкания.

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения

Планируемые результаты:

Предметные:

Образовательные: распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания; группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к русскому языку; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; формировать навыки контроля и самоконтроля.

Личностные: уметь высказывать собственную позицию; слушать других, уважать их мнение; договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности; адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.

Познавательные УУД: осознание познавательной задачи; осуществление операций анализа, синтеза, классификации; умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Метапредметные: уметь определять тему урока; понимать учебную задачу; прогнозировать предстоящую деятельность и намечать пути её решения;

понимать причину своих ошибок.

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация PowerPoint по теме «Словосочетание», сигнальные карточки, оценочные листы (у каждого учащегося), раздаточный материал для рефлексии, предусмотрена работа учащихся за компьютерами.

№ п/п

Название этапа урока

Цель и задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Организовать обучающихся на урок

Создание эмоционального настроя.

Готовность к уроку

Делятся на пары (сильный +слабый)

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Личностные: желание приобретать новые знания, умения

2

Проверка домашнего задания.

Физкультпауза (выход к доске)

Формирование умения составлять связное монологическое высказывание на предложенную тему.

Фронтальный опрос по теоретическим понятиям, изученным на предыдущем уроке

Самопроверка домашнего задания, устранение обнаруженных пробелов.

2 работают у доски, записывая схемы из домашнего задания.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: уметь проявлять себя.

3

Создание проблемной ситуации.

Создать ситуацию мотивации к обучению

Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи: Крепкое рукопожатие,

взять за руку, держать крепко — Чем похожи и чем отличаются данные пары слов?
— Действительно, слова соединяются друг с другом не произвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов.

Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».

Читают запись, анализируют, делают выводы.

Ученики определяют тему – «Словосочетание».
Проводится целеполагание.

Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».

Познавательные: понимать информацию;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные:

участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества

4

Целеполагание.

Поиск решения проблемы

Физкультпауза (выход к доске)

Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

— Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.

Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент:

— Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

— Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

— Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

— Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа с использованием алгоритма.

Повторяют имеющиеся и формулируют новые знания по теме: «Словосочетание»

Составляют алгоритм изучения темы: выходят к доске и по очереди записывают.

— как образовано слово «словосочетание»?

— какие значения имеют словосочетания?

— какие словосочетания называются синонимичными?

— как произвести синтаксический разбор словосочетания?

Систематизация сведений по изучаемой теме с записью.

Познавательные: Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.

Осуществлять определение типов связей.

Логические: анализ, синтез, выбор основания для сравнения, уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Предметные: Формирование понятий и

организация действий на их основе с опорой на алгоритм.

Регулятивные:

формирование предметных понятий, навыков систематизации знаний по орфографии и пунктуации, формирование умений определять грамматическую структуру предложения, правильно ставить ударение в словах, относящихся к различным частям речи.

Коммуникативные:

реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.

5

Актуализация знаний

Физкультпауза (меняются местами, выход к доске)

Методическая: включать учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая их индивидуальные способности к участию в самостоятельной и коллективной деятельности.

2.Образовательная:

Формирование навыков работы по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании».

Работа с трудными случаями управления.

Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с построением и поиском в тексте словосочетаний со связью управление. Систематизация сведений по изучаемой теме.

Конструирование словосочетаний со связью управление с последующей взаимопроверкой по образцу, предложенному учителем.

-Конструирование предложений с целью научиться верно употреблять форму зависимого слова при управлении

2.Работа с трудными случаями примыкания.

Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с построением и поиском в тексте словосочетаний со связью примыкание

Работа с учебником, чтение правила. Дополнение записей в тетради.

Алгоритм определения способов связи в словосочетании

Обозначить «Х», задать вопрос к зависимому слову

Определить часть речи зависимого слова

Зависимое слово – начальная форма глагола, наречие, деепричастие?

ДА НЕТ

примыкание

Изменить главное слово

Изменилось зависимое слово?

ДА НЕТ

согласование

управление

Работа у доски с предложением с целью научиться вычленять из него словосочетания со связью примыкание, определять, какой частью речи выражено зависимое слово.

Проверяют друг у друга и знакомятся с полным текстом.

Предметные: Формирование навыков работы по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании».

Регулятивные: формирование навыков решения практической задачи (составление словосочетания, вычленение словосочетания из предложения) индивидуальным образом, формирование умений работать по алгоритмам, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании».

Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Познавательные: Общеучебные: уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

6

Первичная проверка понимания

Дать оценку товарищу, самому себе.

Выявить причины затруднения

Разъяснение вариантов выполнения задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении (каждому по силам):

— Легко было? У кого возникли затруднения? Как вы думаете, почему?

Оценка работ

Регулятивные:

—адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Прогнозирование.

Личностные:

формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

7

Применение знаний обучающимися.

Повторение посредством выполнения индивидуальных заданий.

Объективное оценивание выполненных заданий.

Объсняет (организует повторение)

Выполняет роль эксперта, следит за порядком, оказывает помощь в виде инструктажа, разрешает конфликтные ситуации.

1.Работают в группах, составляя таблицу с характеристикой словосочетания

2.Выполняют упражнение учебника.

3. Выполнение тестовых заданий

Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию для построения связного текста на лингвистическую тему; осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения выводы.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.

Личностные: осознание себя как индивидуальности и члена общества.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности.

8

Рефлексия .

Этап подведения итогов

Физкультпауза (меняются местами, выход к доске)

Обобщить проделанную работу

Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Физкультпауза (выход к доске) Самооценка

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.

9

Домашнее задание

1.Организационно-методическая:

проектирование способов и форм индивидуально-личностной деятельности

П. 18. Выучить правило.

Упр. 136 (упр. 135 устно)

Оценка работы класса.

Коммуникативные УУД: обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

У меня получилось…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я смог…

Было интересно…

Я приобрел…

Я попробую…

Я выполнял задания…

Я научился…

Мне захотелось…

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

У меня получилось…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я смог…

Было интересно…

Я приобрел…

Я попробую…

Я выполнял задания…

Я научился…

Мне захотелось…

Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Тест. Цель: проверка степени усвоения материала.

1 вариант.

1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А) медведь заревел

Б) заревел неистово

В) заревел и схватил

Г) схватил за комбинезон

2. Найдите словосочетание по его грамматическому признаку – «действие и его признак»

А) спуститься с горы

Б) бег трусцой

В) легко преодолеть

Г) ходить по лесу

3. Дайте правильные ответы.

Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

А) наречиями

Б) существительными

В) прилагательными

Г) деепричастиями

Д) причастиями

Е) порядковыми числительными.

4. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

А) развевающегося флага

Б) ничем не интересоваться

В) шел медленно

Г) присутствовать на митинге.

5. Найдите слово, в котором пишется одна буква Н.

А) истин..ый

Б) подлин..ый

В) юн..ый

Г) гуман..ый

6. Найдите слово, в котором пишется буква О.

А) иде..лист

Б) тр..диция

В) иде..логия

Г) т..лантливый

Д) трансп..рант.

Ответы: 1 – А, В; 2 – В; 3 – В, Д, Е; 4 – Б, Г; 5 – В; 6 – В.

Вариант 2.

1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А) появиться в отдалении,
Б) внезапно остановиться,

В) пошел и остановился,

Г) мальчик пошел.

2. Найдите словосочетание по его грамматическому признаку – «действие и его признак».

А) чтение книги
Б) плавание брассом

В) читать вслух

Г) идти к лесу.

3. Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

А) глаголами

Б) существительными

В) деепричастиями

Г) местоимениями, сходными по форме с существительными

Д) наречиями.

4. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

А) серый от пыли

Б) очень грязный

В) поворот налево

Г) возвращаться из похода.

5. Найдите слово, в котором пишется одна буква Н.

А) предан..ость

Б) багрян..ый

В) истин..ый

Г) отчаян..ый

6. Найдите слово, в котором пишется буква И.

А) об..лиск

Б) ген..альный

В) атт..стат

Г) с..кретарь

Д) д..путат.

Ответы: 1 – В, Г; 2 – В; 3 – Б, Г; 4 – Б, В; 5 – Б; 6 – Б.

Конспект урока русского языка на тему «Типы связи в словосочетании»

Дата урока 28.09.2015

Класс 8А

Предмет: русский язык

Тема урока: Связь слов в словосочетании

Тип урока: изучение новой темы

Задачи обучения (дидактические задачи): через составленный на уроке алгоритм учить детей правильно определять способы связи слов в словосочетании.

Задачи развития: развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмом, развивать память, внимание, речь учащихся; создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету.

Задачи воспитания: развитие познавательного интереса учащихся и их творческие способности, воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Отметка отсутствующих в классе в журнале с помощью дежурных учащихся.

Приветствие учителя

Определение и осознание учащимися целей и задач урока

Тема (на доске).

— Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Что предстоит узнать?

-Чему предстоит научиться на уроке?

Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока в ваших карточках должны быть плюсы, если работа выполнена вами без ошибок, или минусы, если были допущены ошибки.

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

О связи слов в словосочетании.

Запись даты и темы урока в тетрадь.

Ученики отвечают на вопросы учителя с места.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Теоретические вопросы Дифференцированный фронтальный опрос:

-Что такое словосочетание?

-Чем отличается словосочетание от слова и предложения?

-Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

Выборочный диктант. Выпишите только словосочетания.

— Почему не выписали оставшиеся сочетания?

Теоретические вопросы

Расскажите о строении словосочетания.

-Перечислите грамматические значения словосочетаний. На какие вопросы отвечают?

-Что показывает схема словосочетания?

Словосочетания

Выпишите определительные словосочетания.

Выпишите дополнительные словосочетания. Выпишите обстоятельственные словосочетания.

Ученики отвечают на вопросы учителя с места.

-объединённые по смыслу и грамматически

-более точно;

— нет смысловой и интонационной законченности.

-главные члены, однородные члены, слова в составе фразеологизмов, сочетание самостоятельных и служебных

1.Задание для всего класса.

После выполнения задания работы проверяем (взаимопроверка)

-не являются словосочетаниями

Главное и зависимое слово

Определительное,

обстоятельственное,

дополнительное.

Какой? Чей?

Как? Когда?

Кого? Чему?

Схема-это образец, по которому строится словосочетание, показывает его строение.

Изучение нового учебного материала

Какова основная цель нашего урока?

Учитель. В словосочетании слова связываются тремя главными способами:

согласованием, управлением, примыканием. Определительные словосочетания -Обозначьте главное слово.

-На какой вопрос отвечают зависимые слова?

-Какие части речи отвечают на эти вопросы?

Как согласуется зависимое слово с главным?

Как вы думаете, какой это способ связи?

Прочитайте в учебнике на стр.36 о согласовании.

Как ещё можно проверить правильность определения способа связи?

Составим алгоритм определения способа связи слов в словосочетаниях

Дополнительные словосочетания

-Ответьте на вопросы алгоритма

Какой это способ связи?

Управление

Обстоятельственные словосочетания.

Определите способ связи, применяя

алгоритм.

-Чем выражены зависимые слова?

-Могут ли они согласовываться с главным,

изменяться?

Какой это способ связи?

Примыкание

-научиться определять способ связи слов в словосочетаниях

Ученики отвечают на вопросы учителя с места.

Какой, какая, чей?

Прилагательные, причастия, поряд.числительные, местоимения.

В роде, числе, падеже.

Cогласование

Учащиеся читают

Изменить форму главного слова

Ученики самостоятельно составляют алгоритм.

1.Найти главное и зависимое слова.

2.Определить, чем выражено зависимое слово.

3.Как оно согласуется с главным.

4.Изменив главное слово, посмотреть, что происходит с зависимым.

Отвечает один ученик

Закрепление учебного материала

1. Упражнение 64 (в учебнике)

Укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слова, какими частями речи они выражены. Используя алгоритм, определите

способ связи слов в словосочетаниях.

2. Заполните таблицу.(Сам. раб)

Распределите словосочетания по видам связи:

1вариант-согласование

2вариант-управление

3вариант-примыкание

Словосочетания

Золотая осень(согл.),

усыпанная листьями(упр.),

тихо шуршат(прим.),

опавшие листья(согл.),

дорожка в парке(упр.),

падают шурша(прим.),

шуршат под ногами (упр.),

усыпанная дорожка(согл.),

второй этаж(согл.),

ваза из хрусталя(упр.)

бежать быстро (прим.)

начал работать (прим)

этакий мальчишка(согл.),

ящик для инструментов (упр)

покосившийся забор(согл.),

его книга (прим)

деревянный забор(согл.),

Обратите внимание на словосочетания:

Забор из дерева, деревянный забор

-А как ещё можно сказать об этом?

-Как изменилось строение словосочетания?

-А способ связи?

Такие словосочетания называются синонимич-

ными.

1.Коллективная работа.

Проходит фронтальная проверка.

2.Учащиеся работают по вариантам:

1вариант-согласование

2вариант-управление

3вариант-примыкание

Проверяют по вариантам, обосновывая ответ.

проверяют

Рефлексия

Какова была цель урока? Мы ее достигли?

Расскажите на примере о том, как определяется способ связи слов в словосочетаниях.

Что вам понравилось на уроке?

Что было трудно?

Ученики оценивают работу на уроке

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.

1.§ 11; стр.33,34 правило, упр. 70 по образцу

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Структурная карта урока Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

Структурная карта урока

Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

1. Теоретический материал. Рассмотреть записи, представленные в таблице, проговорить, записать в справочник, устно привести по 2–3 примера на каждый способ связи.               Примеры:

Виды словосочетаний по способу связи

Воспользовавшись алгоритмом определения способов связи в словосочетании, определить способы связи в словосочетаниях распределительного диктанта(алгоритм переписать в справочник).

Алгоритм определения
способов связи в словосочетании

2.     Распределительный диктант.

Пользуясь алгоритмом, определить способ связи словосочетаний

Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, у моего товарища, нежно прикасаясь, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, бегущий навстречу, роясь в вещах, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги, тетрадный лист, тюбик клея, громко звенит, очень красивый, бегущий по полю, налетел внезапно, шел насвистывая, насвистывая песенку.

 

3.     Объяснение нового материала.

Цельные словосочетания

1) Девочка с книгой в руках сидела у окна.

2) Брат шел с сестренкой в магазин.

3) Девочка с голубыми глазами улыбнулась мне.

4) Брат с сестрой шли в магазин.

— Найдите грамматические основы 1 и 2 предложений. Назовите подчинительные словосочетания в первых двух предложениях и способ подчинительной связи в них.

Учащиеся называют, а учитель записывает на доске. В результате должна получиться следующая з а п и с ь:

— Прочитайте 3 и 4 предложения. Какая грамматическая основа в 3-м предложении? (Девочка улыбнулась.) Сколько подчинительных словосочетаний можно выделить из этого предложения?

Возможно некоторые учащиеся предложат выделить три слово сочетания, а некоторые догадаются, что здесь только два словосочетания. Сколько словосочетаний входит в группу сказуемого?

Д.

— Подумайте над следующим: девочка — подлежащее. Какой от него можно задать вопрос: с чем? или какая?

— Конечно, по смыслу подходит какая?, ведь речь идет не о наличии глаз у девочки, а о том, что она голубоглазая, значит, с голубыми глазами — это будет один компонент, то есть цельное словосочетание, оно выступает в роли определения.

Д.

Цельными называются словосочетания, которые в предложении выступают как один член предложения.

— Что является цельным словосочетанием в 4-м предложении?(Брат с сестрой.)В роли какого члена предложения выступает это словосочетание? (Подлежащего.) Назовите сказуемое. (Брат с сестрой шли.)

— Сравните грамматическую основу второго предложения с грамматической основой этого предложения. Чем отличаются сказуемые? (В 4-м предложении оно во множественном числе, тем самым подчеркивается единство компонентов подлежащего, его цельность.)

4.     Тренировочные упражнения.

Заполнить таблицу следующими сочетаниями слов:

Мягкий хлеб; сто пятьдесят семь; семь богатырей; день и ночь; однообразно и уныло; тихо вздохнул; выглянул в окно; идет снег; любой из нас; два месяца; низкого роста; долго, но тщательно; нам с сестрой; гаснут над лесом; сияют звезды; музыка утра; один из нас; торжественный и волнующий; предутренний час; три сосны; громкий, но не долгий; поднимаются в небо; поют жаворонки; проносится ветер; проснувшиеся птички; тысячи хвоинок; лесная музыка.

Сочинительные СС

Подчинительные СС

Не является СС

Цельные СС

 

 

 

 

 

5. Домашнее задание. 1) Выучить словарные слова. 2) Выучить материал из справочника (алгоритм и схема). 3) Выполнить письменно задания в тетради для самостоятельной внеаудиторной работы Т2 В2-В3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *