Спряжение глаголов в русском языке 4 класс: Спряжение глаголов в русском языке: таблица – Материал (русский язык, 4 класс) по теме: Спряжение глаголов

Памятка по русскому языку «Спряжение глаголов» 4 класс

Памятка. Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

–ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

— 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

— 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Памятка. Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

–ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

— 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

— 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Памятка. Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

–ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме

брить, стелить, то он 2 спряжения.

6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

— 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

— 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Памятка. Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

–ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

— 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

— 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Русский язык 4 класс тема Спряжение глаголов

Урок по русскому языку

в 4 «В» классе

Тема: «Спряжение глагола»

Урок разработала и провела

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ СОШ «Яктылык».

Глушкова Г.Р.

2013 – 2014 уч. год

Тема урока: «Спряжение глагола»

Формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием, закрепить знания о глаголе, о виде глагола как его постоянном признаке.

Развивать речь через обогащение словарного запаса, смысловое построение лексических единиц, развивать образное мышление.

Воспитывать интерес к пред мету русского языка, продолжать работу по формированию речевой деятельности. Способствовать развитию умения сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход урока

Мотивационно-ориентировочный этап.

Слайд 2.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно –

А к уроку всё готово?

Д. – (хором) Да.

Настраиваю на работу, использую словесно-наглядный метод; создание атмосферы для активного включения в работу всех учащихся.

а) Актуализация опорных знаний.

— О какой части речи идёт речь?

Слайд 3.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет нам…

Д. — Глагол.

— Что вы знаете о глаголе?

Д. – Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета; отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы изменяются по лицам и числам.

— Тему урока вы узнаете, если правильно впишем слова в таблицу.

Слайд 4.

  1. Прошу

  2. Терплю

  3. Соберу

  4. Пойму

  5. Бегу

  6. Тру

  7. Подниму

  8. Ловлю

  9. Берегу

— В какой форме даны глаголы?

Д. – Это глаголы1-ого лица, ед. ч.

— Назовите глаголы совершенного вида.

Д. – Соберу, пойму, подниму.

— Назовите глаголы несовершенного вида.

Д. – Прошу, бегу, тру, ловлю, берегу, терплю.

— Вид глагола – Это постоянный или непостоянный признак?

Д. — Вид глагола – это постоянный признак.

— Изменится ли вид глагола при образовании начальной формы?

Д. – Нет, не изменится.

— При выполнении данного задания это нужно учесть.

Дети называют получившиеся слова. На экране по щелчку появляются эти слова.

— В выделенном столбике прочитайте, как называется изменение глагола по лицам и числам.

Д. — Спряжение.

Слайд 5.

— Какая же тема нашего урока?

Д. — Спряжение глагола.

Слайд 6.

— Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

б) Открытие правила.

— Рассмотрите таблицу «Личные окончания глаголов».

Слайд 7.

ед. ч.

1 лицо я пеку лежу

2 лицо ты печёшь лежишь

3 лицо он печёт лежит мн. ч

1 лицо мы печём лежим

2 лицо вы печёте лежите

3 лицо они пекут лежат

— Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?

Д. – У глаголов одного лица окончания разные.

— Хорошо если окончание ударное, тогда нет сомнений в его написании. На какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний?

Д. – 1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут.

2 группа — глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат.

— Замечательное открытие вы сделали.

Слайд 8.

ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),

то это глаголы

1 спряжения.

ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),

то это глаголы 2 спряжения.

г) Работа с использованием нового правила.

— А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание.

Слайд 9.

Запишите глаголы в два столбика:

  1. глаголы 1-го спряжения

  2. глаголы 2-го спряжения

Ведём, говорят, смотрят, молчат, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, уважают, слушаешь, изучим.

— Работать будем с комментированием.

Дети комментируют: ведём – окончание –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.

— Теперь я предлагаю поработать в парах с упр. 2 на стр.106.

Слайд 10.

— А кто хочет попробовать свои силы у доски?

2 ученика по очереди работают за доской.

— Проверим, как справились с этим заданием. Сравните вашу работу с работой учеников, которые работали у доски.

Дети проверяют, находят и объясняют ошибки, если они есть.

Развитие познавательной мотивации через методический приём – загадка.

Развитие познавательной мотивации через постановку учебной задачи.

Закрепление умения образовывать неопределённую форму глагола с учётом его видовой принадлежности.

Развитие мотивационного компонента с помощью создания проблемной ситуации. Использую частично-поисковый метод:

а) постановка проблемы;

б) выдвижение гипотезы;

в) вывод.

Создание ситуации успеха через самостоятельно сделанное открытие.

Развитие мыслительных операций – анализа и синтеза, как компонентов учебных действий.

Развитие умения работать в парах.

Развитие регулирующего компонента учебных действий с помощью средств обратной связи.

  1. Физкультминутка.

Слайд 11 – 16.

— А сейчас прервёмся ненадолго и отдохнём.

Использую здоровьесберегающие технологии. Сохраняю здоровье учащихся.

  1. Первичное закрепление.

— Вспомним, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс». Кто может рассказать его?

Ученик читает стихотворение наизусть.

Слайд 17.

М. Ю. Лермонтов. «Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утёса – великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

— Какой приём использовал М. Ю. Лермонтов в этом произведении, говоря о тучке? Д. — М. Ю. Лермонтов, говоря о тучке, использовал приём олицетворение.

— Что такое олицетворение?

Д. – Олицетворение – это перенос качеств живых существ на неживые предметы.

— Мы не случайно вспомнили об этом приёме, так как мы его будем использовать при выполнении следующего задания.

Слайд 18.

К глаголам подбери существительные так, чтобы глаголы были употреблены в переносном значении.

(Девочка, зима) идёт.

(Звери, реки) спят.

(Щёки, костры) горят.

(Вьюга, собака) злится.

Задание выполняется устно. Дети читают предложения, которые у них получились.

— Какие предложения у вас получились — распространённые или нераспространённые? Почему?

Д. – Предложения получились нераспространённые, так как в них отсутствуют второстепенные члены предложения.

— Дополните предложения второстепенными членами и прочитайте их.

Дети проговаривают свои варианты.

— Запишите понравившееся предложение. У глагола выделите окончание и определите спряжение.

— Какие предложения записали? Назовите глагол, его окончание и к какому спряжению относится.

— Молодцы! У вас получились замечательные предложения.

Развитие познавательной мотивации через установление межпредметных связей с литературным чтением.

Развитие речи, образного мышления, расширение словарного запаса.

  1. Самостоятельная работа.

— А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа.

Слайд 19.

На компьютерах откройте файл «Самостоятельная работа»

1 вариант

Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение.

Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)

ползти —

молчать —

нести —

кричать –

лечь –

2 вариант

Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч. Определи спряжение.

Образец: говорить – говорит, говорят (2спр.)

ползти –

молчать –

нести –

кричать –

(Детям заранее был отправлен файл с «Самостоятельной работой» по вариантам: 1в. – сильным учащимся, 2в. – слабым учащимся.)

Дети работают на компьютерах.

— Проверьте себя.

Слайд 20.

1вариант 2 вариант

ползёшь, ползут(1спр.) — ползёт, ползут(1спр.)

— молчишь, молчат (2спр.) — молчит, молчат (2спр.)

— несёшь, несут (1спр.) — несёт, несут (1спр.)

— кричишь, кричат (2спр.) — кричит, кричат (2спр.)

— ляжешь, лягут (1спр.)

— Встаньте те ребята, у кого нет ошибок.

— Молодцы! Эти ученики получают оценку «5».

Первичная проверка усвоенных знаний

Дифференциация по степени сложности и по объёму

Развитие регулирующего компонента учебных действий с помощью средств обратной связи.

  1. Итог.

Слайд 21.

— Итак, подведём итог нашей работы.

— Над какой темой мы работали?

— Что нового узнали?

— Чему научились? Какое у вас настроение?

Развитие самооценки, чувства удовлетворённости от урока.

  1. Домашнее задание.

Слайд 22.

-Для закрепления полученных знаний, выполните

упр.3, стр. 107, при его выполнении

обратите внимание на информацию на стр. 106 .

Урок окончен. Слайд 23.

Самостоятельная работа

hello_html_m321a512d.jpg

1вариант

Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение.

Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)

ползти –

молчать –

нести –

кричать –

лечь –

Самостоятельная работа

hello_html_m321a512d.jpg

2 вариант

Образуй от данных глаголов

глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч.

Определи спряжение.

Образец: говорить – говорит, говорят (2спр.)

ползти –

молчать –

нести –

кричать –

Консультация по русскому языку (4 класс) на тему: Памятка по русскому языку, 4 класс. Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола.

Спряжение глагола

Спряжение глагола

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением.

  • Как определить спряжение глагола

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

  • Три способа определения спряжения глаголов:

1.На слух, по ударным личным окончаниям глаголов.

2.На слух, по безударному, но ясно слышимому окончанию 3-го лица, мн. числа настоящего или будущего времени.(-ут,-ют – 1-е спряжение,-ат, ят – 2-е спряжение)

3.По неопределённой форме глагола. Суффикс и перед ть указывает на2-е спряжение. Все остальные (-а,-у,-я,-е,-о) – на 1-е спряжение. (делаешь- делать, не и – 1-е спр., косите -косить,  и -2-е спр.)

Запомни! Окончания глаголов  1 спряжения: ешь, ет, ем, ете, ут, ют.

                                  2 спряжения:  ишь, ит, им, ите, ат, ят.

В окончаниях глаголов 2 – го лица  единственного числа пишется Ь (пишешь, рисуешь).

Запомни! Спряжение глагола с безударным окончанием можно узнать по неопределенной форме. Ко II  спряжению относятся глаголы на ИТЬ, (кроме брить, стелить), четыре глагола на АТЬ: слышать, дышать, держать, гнать; семь глаголов на ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть. Остальные глаголы – I  спряжения.

Порядок  морфологического разбора глагола

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2.  Неопределенная форма (неопределенная форма – инфинитив).Спряжение.
  3. Время. Лицо и число – для глаголов  в настоящем или будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
  4. Роль в предложении.

Образец устного разбора.

 Дует лёгкий ветерок.

  1. Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
  2. Начальная форма – дуть, I спряжение
  3. Глагол употреблен в настоящем времени, в 3-м  лице, в единственном числе.
  4. В  предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует.

     Образец письменного разбора.

  1. Дует – гл., (что делает?).
  2. Н.Ф. – дуть, I спр.
  3. В наст.вр., в 3 л., в ед.ч.
  4. Ск.

Урок русского языка в 4 классе по теме : «Спряжение глаголов»

Тема урока: «Спряжение глаголов». (Обобщение)

 Цель урока: -создать условия для повторения и обобщения   знаний о спряжении глаголов;

-повторить способ написания безударных личных окончаний глаголов;

— развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку;

— формировать познавательный интерес к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Задачи урока:
Образовательная:

научить определять спряжение у глаголов по окончанию

Развивающая:

 Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать,  обобщать; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся; 

Воспитательная:

Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство

сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка;

Тип занятия: урок усвоения знаний

Оборудование (средства) занятия: листы с заданиями для детей, презентация.

Методы: словесный, практический

Формы: самостоятельная, групповая, коллективная, парная

Организационный момент.

Слайд 2

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

II. Актуализация знаний о глаголе

— Работа в парах.

Слайд 3

-Проверка

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Проверка

Слайд 7

Оценивание.

— Что общего у этих слов?

Думаешь, читают, стираете, спешат, побежит, закричите, помогать, высадили.

-Обсудите в паре, на какие группы можно распределить эти глаголы?

— Объясните свой выбор.

— Сформулируйте тему урока.

-Выберите правильный ответ.

-При спряжении у глаголов может быть один из двух вариантов окончаний.

-Какие окончания глаголов относятся к I спряжению?

— Какие окончания глаголов относятся ко II спряжению?

-Выполните самостоятельную работу: данные глаголы распределите в два столбика, в первый- глаголы Iспр., во второй – IIcпр.

— Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите проверку.

-На полях поставьте отметку о проделанной работе.

-Это глаголы.

I спр. Думаешь, читаете, помогать, стираете

II спр. Читают, спешат, побежит, высадили.

-Закрепление знаний о спряжении глаголов.

— Спряжение глаголов- это изменение по лицам и числам.

ешь, — ет-, -ем-, -ете-, -ут-, -ют-

-ишь-, -ит-, -им-, -ите-, -ат, -ят-

I – читаешь, поёт, качает, пишет, клюют, ругаются, балуется

II – кричит, ворчит, молчат, грустите,

верят, говорим.

III Физминутка.

Слайд 10, 11,12

-А теперь отдохнём.

-Самостоятельная работа.

Слайд 13

-Самопроверка

Слайд 14

Оценивание

-Предлагаю вам самостоятельно выполнить упражнение «График» (детям раздаются листочки с системой координат).

hello_html_3ff0c674.jpg

— Я вам предлагаю работать по вариантам. Читайте глаголы, ставьте точку на графике.

1.В.
смотрит
строишь
едем
думает
красит
бегаешь
чертит
сияет
ругает
зеленеет

2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет
схватит
плавает
делает
оденут

— Соедините точки по линейке.

Проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть такhello_html_609a06a0.jpg

-На полях поставьте отметку о проделанной работе.

-Работа с текстом.

Слайд 15

Оценивание.

У вас есть возможность самим придумать задание к тексту. (На экране появляется текст.)

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам.

-Молодцы, очень интересные задания. Их мы сможем использовать на следующих уроках. А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

[ = — ] , [ — = ] .

— На полях поставьте отметку о проделанной работе.

Можно выполнить синтаксический разбор предложений.
– Я предлагаю выделить орфограммы.
– Интересно, думаю, будет поработать с глаголами.
– Ещё мы сможем доказать правильность постановки запятых.
– Можно, например, придумать продолжение рассказа.

Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы:
первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.

IV. Рефлексия.

Удалось ли нам обобщить знания о спряжении глагола?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?

-Какую оценку вы себе поставите?
– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех”.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание.

С.127, упр. 312.

конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глаголов»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

«СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ»

Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени».

Задачи:

— систематизировать представление о I и II спряжении глаголов;

— познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;

— сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;

— формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;

— развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;

— развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими — оборотами, пословицами; логическое мышление, память;

— воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные — — качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Есть необычная страна,

Которой не найдёшь на карте,

Для нас доступна будет лишь она

Вот здесь на нашей парте.

И путешествовать в неё

Отправимся мы снова,

А называется она

Спряжение глагола.

2.Словарная работа.

— Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Записываем сегодняшнее число, классная работа.

— Наш урок начнём со словарной работы.

— Откройте словарь на стр. 172-173. Выпишите из него все глаголы. Поставьте ударение, отметьте безударные гласные и другие орфограммы.

Здравствовать, интересоваться, квартировать, командовать, переписывать, сверкать, тревожиться.

— В какой форме записаны глаголы? НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ

— На какие 2 группы можно разделить эти глаголы? С СУФФИКСОМ — СЯ И БЕЗ НЕГО

3. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы узнаем, на какие ещё 2группы можно разделить эти глаголы, научимся их делить.

4. Введение в тему урока

  1. Для этого откройте учебник, упражнение 54 стр. 78

— Проспрягайте глаголы Спасти, бежать в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку). Выделите личные окончания.

Ед ч

Я спасу, бегу,

Ты спасёшь, бежишь

Он спасёт, бежит,

Мн ч

Мы спасём, бежим,

Вы спасёте, бежите,

Они спасут, бегут.

5. Изучение нового материала

  1. Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. УКАЗ НА ДОСКУ!!!

Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).

— На какие 2 группы делятся глаголы? 1 и 2 спряжение

  1. Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.

— Пользуясь упр 54, назовите окончания глаголов 1 спряжения, II спряжения.

I спряжение II спряжение

Ед.ч. мн.ч. Ед.ч. мн.ч ПОВЕСИТЬ ТАБЛИЦУ

1 л. -у, -ю -ем 1 л. -у, -ю -им

2 л. -ешь -ете 2 л. -ишь -ите

3 л. -ет -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят

  1. — Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, – I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения).

-У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

ФИЗМИНУТКА

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? — Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? — Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? — Вот так!

-Как летишь? — Вот так!

-Как плывёшь? — Вот так!

-Как сидишь? — Вот так!

— В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? — 2 л., ед.ч. НАСТ ВРЕМЯ

— Сравните свой вывод с таблицей в упр. 55 на стр. 78.

— Понаблюдайте, чем различаются личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

— Какие личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения одинаковы? А чем различаются?

— Если на окончания глаголов падает ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях гласная – е (ё), а 3-м л мн ч -ут (-ют) — 1 спряжение, в окончаниях гласная –и, а в 3-м л мн ч –ат (ят) — 2 спряжение.

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение

  1. Игра

— Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, хлопают мальчики. Если произнесу глагол II спряжения, хлопают девочки. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

— Вернёмся к началу урока. На какие ещё 2 группы можно было разделить глаголы из словаря?

— Определите у них спряжение.

6. Закрепление изученного

  1. Упражнение 58 стр. 79

— Прочитайте отрывок из сказки В. Осеевой.

— Подумайте, почему так ответил старик?

— Объясните пропущенные орфограммы.

— В 1 столбик выпишите глаголы 1 спр, а во 2 – 2 спр. (дети по цепочке выходят к доске и распределяют глаголы в 2 столбика)

-Что для этого нужно сделать? АЛГОРИТМ на доске

-Определите.

7. Домашнее задание.

Стр. 80 упр 59

8. Итог урока.

— Давайте подведем итоги нашего урока.

– Над какой темой работали?

– На какие группы делятся глаголы?

– Каковы характерные признаки этих групп?

– Как определить спряжение глагола?

– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?

– Интересно было на уроке?

-Простым карандашом на полях нарисуйте смайлик, который бы отобразил ваше настроение от урока.

– Какое задание вызвало затруднение?

– А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше?

Конспект урока по русскому языку по теме «Спряжение глаголов» 4 класс

Тема урока:  Спряжение глаголов

• Создавать условия для знакомства с понятием спряжение глаголов.
• Содействовать развитию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
• Помогать формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
• Формулировать собственное мнение


Оборудование: учебник, тетрадь, карточки

Ход урока


Организационный момент.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
— Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с своим соседом по парте – посмотрите в глаза, улыбнитесь и “бросьте” зайчика.
— Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти “солнечные паутинки” между вами. Доброе утро! Присаживайтесь.

— Чем же интересен русский язык? (В рус. языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)

-Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.

Самоопределение к деятельности 

У вас на партах лежит стихотворение, прочитайте его и скажите кто автор этих строк?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем , добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню. Как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

-Кто автор этого стихотворения? (А.С.Пушкин –великий русский поэт)

-Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (грустное)

Какие слова помогли автору передать силу движения вьюги, ее разнообразие действий? (завоет, заплачет, зашумит, застучит) НА ДОСКУ ПРИКРЕПИТЬ

Что это за часть речи ? (глагол)

Что вы знаете о глаголе?

1. Глагол –самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?

 — в предложении чаще всего бывает сказуемым;

 —  не с глаголами пишется отдельно;

-изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени —  по числам, в ед.ч.- по родам.

— в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.

Глагол имеет вид совершенный и несовершенный.

Каллиграфическая минутка.

Какой звук в этих глаголах (завоет, заплачет, зашумит, застучит) встречается чаще других? (з)

Сегодня мы вспомним написание буквы з.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Перепишите глаголы завоет, заплачет, зашумит, застучит в тетрадь.

Разберем эти глаголы по составу. ( Проверьте и оцените себя). Не забудьте поставить оценку за это задание в свой лист самооценки.

— С одним из глаголов я составила предложение давайте его запишем ( Застучала под окошком звонкая капель )

-разберите по членам предложения и синтаксически это предложение ( Оцените себя), оценку занесите в свой лист.

Актуализация знаний, мотивация. Постановка учебной задачи.

— Какой глагол поэт использует в своём стихотворении, чтобы сердцу было веселей (СПОЙ)

— А мы можем у глагола определить лицо, число, вид.

А как называется изменение глагола по числам и лицам – спряжение.

Значит, что мы сегодня будем продолжать изучать на уроке?

Мы сегодня продолжим работу над спряжением глаголов и закрепим свои знания на практике.

Урок закрепление

Даст нам понять,

Что мы умеем

И, что должны знать.

Что мы возьмем с собой на урок?

(трудолюбие, знания, старания, дружбу).

Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать спряжение глаголов?

Чтобы правильно писать окончания глаголов.

— Ребята, как вы думаете, почему в одних случаях у глаголов пишется в окончании –Е, а в других – -И? От чего это зависит? И как проверить?

— Чтобы ответить на все эти вопросы давайте вспомним, что нужно знать для определения спряжения глагола?

1. Находим глагол.

2. Выделяем окончание.

3. По окончанию определяем спряжение.

Сколько спряжений у глаголов?

Давайте проверим наши доводы.

— Запишите загадку: Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт.

— Что это? (Снег).

— Найдите в предложении глаголы. Выделите в них окончания.

— Определите лицо и число глаголов. Почему у глаголов, стоящих в одном и том же лице и числе разные окончания? (разное спряжение)

Поставьте ударение в глаголах, сделайте вывод.

Все личные окончания глаголов стоят под ударением. Ошибиться в них нельзя!

— А сейчас прочитайте стихотворную памятку – подсказку:

Чтобы определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Значит при спряжении изменяются окончания глаголов.

Глаголы I спряжения имеют какие окончания:

-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

Глаголы II спряжения имеют окончания:

-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Укажите спряжение данных глаголов.

Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт.

А теперь поставьте глагол летит в 3 лицо множественного числа (они летят, окончание –ят), а глагол заревёт (они заревут, окончание — ут)

Глаголы, имеющие в окончании гласную Е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, – I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную И, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения.

Давайте проспрягаем глаголы бедующего времени спою и застучу, возьмите карточку №1 работа по вариантам.

1 вариант спрягает глагол спою и застучу в единственном числе.

2 вариант спрягает глагол спою и застучу во множественном числе.

Потом проверим.

Я спою мы споём

Ты споёшь вы споёте

Он споёт они споют

Какое спряжение?

Я застучу мы застучим

Ты застучишь вы застучите

Он застучит они застучат

Какое спряжение?

-Так что меняется (окончание)

Поставьте за это задание оценку в свой лист самооценки.

7. Физкультминутка.

У.: Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, хлопают мальчики. Если произнесу глагол II спряжения, хлопают девочки. При определении спряжения глаголов пользуйтесь подсказкой на слайде.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

Следующее задание.

Работа в паре карточка №2.
Подобрать походящие глаголы и определить спряжение глаголов.

Обратите внимание, для выполнения задания имеются слова для справок.

Снова князь у моря ходит

С синя моря глаз не сводит.

Пушки с пристани _______,

Кораблю пристать _______.

Лебедь белая _______,

Злого коршуна ______.

Чем вы, гости, торг _______,

И куда теперь __________.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

_________ направо — песнь заводит,

Налево — сказку __________.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях __________;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

________ без окон, без дверей…

(велят, палят, клюёт, плывёт, плывёте, ведёте, идёт, сидит, говорит, стоит)

— Как доказать, что вы верно выполнили работу?
(выделить окончания глагола, сравнить с таблицей окончаний спряжений, которая находится у вас в конверте.)

— Оцените себя.

Следующее задание работа в группах « Замени фразеологизмы глаголами и определите спряжение глаголов».

-Давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Забегать вперёд — спешить, торопиться

Закинуть удочку -разузнать, выяснить

Делать из мухи слона — преувеличить

Смотреть сквозь пальцы – не заметить, пропустить

Сбить с толку — помешать

Бить баклуши — бездельничать

Задирать нос — зазнаваться


Болеть душой переживать

Витать в облаках мечтать

Водить за нос обманывать

Вставлять палки в колёса мешать

Глаза на мокром месте плакать

Держать язык за зубами молчать

Сложа руки бездельничать

Точить лясы – болтать.

Воды в рот набрал молчать

Перебиваться с хлеба на воду голодовать

Перемывать косточки сплетничать

Карточка №4.

Списать в тетрадь, определить спряжение, лицо и число глаголов.

Зовут, ползёт, вьют, ведут, шуршит, летят, грызёт, трещит, пищат, зовёшь, снуют, пронесёт, сохранит, спасём, ползём, вьёшь, молчит, лежит.

Цветёт, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползёт, идёт, найдёт, победит, сидит, трещишь, горит, кричит, сгрызут, утаит.

Карточка №5

-Поставив данные глаголы в неопределенную форму.

Прошу — …

Терплю — …

Соберу -…

Пойму -…

Бегу -…

Тру -…

Подниму -…

Ловлю -…

Берегу -…

— Какое основное отличие глаголов I и II спряжения?

(В большинстве окончаний глаголов I спряжения есть гласная Е, а у глаголов II спряжения – гласная И)
Итог урока.

Давайте подведем итоги нашего урока.

Я твёрдо знаю, что…

1) Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам.

2) Спрягаются глаголы только настоящего и будущего времени.

3) Глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

4) глаголы 1 спряжения имеют окончания у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

5) Глаголы 2 спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

А теперь в листе самооценки посчитайте свои баллы и выставите себе отметку за урок.

Не забудьте подписать свой лист самооценки и вложите его в тетрадь. Все ваши оценки будут выставлены вам в дневник.

Ребята, домашнее задание находится у вас в конверте, достаньте его и положите в свои дневники.

Домашнее задание: переписать глаголы в тетрадь и в каждый столбик дописать ещё по три своих глагола, выделить окончание, указать лицо и число глаголов.

I                                     II
бегаешь                          чистим
пишем                            верить
думает                            светит
прыгаешь                       сидите

Рефлексия деятельности.

-И на последок, я хотела бы узнать ваше отношение к уроку. У каждого в конверте есть два цветка жёлтого и розового цвета, давайте украсим нашу полянку, выберите из предложенных цветочков тот, который соответствует вашему настроению после пройденного урока и уходя прикрепить его на полянке.

На этом урок подошёл к концу, спасибо всем за работу.

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Открытый урок по теме «Спряжение глаголов»

МАОУ СОШ 1

Тобольск, 2017

Урок русского языка в 4 «Б» классе.

«Спряжение глагола»

 УМК «Начальная школа XXI века»

Цели:

  • Обучающие: познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным окончанием.
  • Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
  • Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методическая цель урока: применение системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.

Применяемые технологии: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология, технология критического мышления.

Применяемые методы обучения: демонстрация, чтение, комментированное письмо, самооценка, проблемная ситуация.

Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал с правилами, проектор, ноутбук, презентация “Спряжение глаголов”.

Ход урока:

Эпиграф урока: 

«Глагол придаёт речи жизнь, —

присутсивием своим

животворит отдельные слова».

Николай Греч.

  1. Организационный момент.

Слайд 2

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На гостей вы посмотрите,
Поприветствуйте их всех.
А вас на уроке пусть ждёт успех.

Добрый день уважаемые гости. Ребята, к уроку готовы.

— Запись числа, классной работы в тетрадь.

— Чистописание во оло оро

2. Представление глагола как части речи.

— О какой части речи идёт речь? Слайд 3

         

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет нам…

     Д. — Глагол.

На протяжении нескольких уроков мы изучаем тему «Глагол».

Вы провели небольшое исследование и узнали интересные истории  о важнейшей части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться. Представьте нам свои открытия.

Слайд 4

Ученик 1

На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты. Например: Николай Греч писал «Глагол придаёт речи жизнь, — присутсивием своим животворит отдельные слова». Высказывание Николая Греча вы видите надоске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

Ученик 2

Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще».

Ученик 3

Именно в этом смысле употребил его Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Пророк».

И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Глагол – это важнейшая часть речи в русском языке, уже в самом названии подчёркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаём, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.

Ученик 4

«Известный русский лингвист Александр Матвееевич Пешковский утверждал, что «глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены. И это действительно так. С помощью имён существительных можно назвать всё, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

Ученик 5

Языковедами глагол выделяется как самая сложная «ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчётам учёных глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

3. Актуализация опорных знаний.

          Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о глаголе?

     Д. – Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета; отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы изменяются по лицам и числам.

— Оцените себя, на мишене успеха  отметьте на мишене —  на сколько, вы хорошо знаете о глаголе.

МИШЕНЬ УСПЕХА

4. Изучение новой темы.

Сегодня мы продолжим говорить о глаголе, правописании глаголов, закрепив применение изученных алгоритмов их правописания.

 На слайде спряжение глаголов. Слайд 5,6,7

Учитель задаёт вопрос: “Как вы думаете, что мы сделали с глаголами?” Учащиеся исследуют содержание слайда и делают вывод, что глаголы изменяли по лицам и числам.

А о чём конкретно мы будем сегодня говорить. Вы узнаете, если прочитаете эту запись.

Слайд 8

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ

ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ

— Нужно убрать каждую вторую букву и тогда сможете прочитать тему нашего урока.

Вывод: Итак, тема нашего урока:

Слайд 9

-Спряжение глаголов.

Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

Дети:  Узнать, что такое спряжение, научиться спрягать глаголы. Различать спряжение по окончаниям.

Слайд 10

     а) Работа по учебнику. Учащиеся изучают правило учебника и сравнивают со своими выводами, стр. 122.

 Группа детей собирают правило на доске из разрезанных кусочков.

— Какой же вывод мы сделали, что такое спряжение глаголов.

Спряжение глаголов – это изменение  глаголов по числам  и лицам и система его личных окончаний.

Слайд 11

Учитель объясняет значение слова спрягать по толковому словарю.

Слайд 12

     б) Открытие правила, стр. 121.

       — Рассмотрите таблицу «Личные окончания глаголов».

ед. ч.                              

                           1 лицо      я    пеку         лежу          

                           2 лицо    ты  печёшь    лежишь     

                           3 лицо      он  печёт      лежит                                                                                мн. ч

                           1 лицо   мы    печём       лежим

                           2 лицо    вы    печёте     лежите

                           3 лицо   они   пекут       лежат

       — Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?

  Д. – У глаголов одного лица окончания разные. Слайд 13

       — Хорошо если окончание ударное, тогда нет  сомнений в его написании. Каой же вывод мы можем сделать, на какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний?

  Д. – 1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем,        -ете, -ут. – окончания глаголов 1 спряжения

          2 группа — глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им,        -ите, -ат. – окончания глаголов 2 спряжения

      — Замечательное открытие вы сделали. Слайд 14

      в) Работа с использованием нового правила.

      — А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание.

      Слайд 15.

 Запишите глаголы в два столбика:

  1. глаголы 1-го спряжения
  2. глаголы 2-го спряжения

 

      Ведём, говорят, смотрят, молчат, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, уважают, слушаешь, изучим.  

      — Работать будем с комментированием у доски.

       

      Дети комментируют: ведём – окончание  –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.

      — Теперь я предлагаю поработать в парах   с упр. 2 стр.122. 

      — А кто хочет попробовать свои силы у доски?

      2 ученика по очереди работают за доской.

     — Проверим, как справились с этим заданием. Сравните вашу работу с работой учеников, которые работали у доски.

         

      Дети проверяют, находят и объясняют ошибки, если они есть

Какой вывод можно сделать, выполнив данные задания:

 — глаголы 1 спряжения имеют окончания, глаголы 2 спряжения имеют окончания……..

 

  1. Физкультминутка. Слайд 16.

Релаксация .

«Путешествие в волшебный лес»

(звучит расслабляющая музыка)

Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и разных- разных цветов.

В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер заносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день.

  1. Закрепление. Применение изученного правила.

Самостоятельная  работа.

— А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа.

Слайд 17.

           — «Самостоятельная работа»

                                       1 вариант – 1 группа

 Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч.  Определите спряжение.

Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)

                                                                           

                       ползти —        

                       молчать —  

                       нести —  

                       кричать –

                       лечь –

                              2 вариант – 2 группа

          Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и                мн.ч.  Определи спряжение.

Образец:     говорить – говорит, говорят (2спр.)

ползти –      

молчать –        

нести –  

кричать –  

3 группа – «Найди свою пару». Слайд 18

Запишите полученные слова в два столбика 1 и 2 спряжение.

Сбе

вет

Шум

тит

Плы

гает

Шаг

ит

По

дят

Бу

оят

Све

шит

Зве

ют

Спе

нят

Стр

ают

Сту

щит

Тре

чат

Лю

бят

Цве

тет

(Детям заранее были розданы карточки с «Самостоятельной работой»  по группам:      

 1в. – сильным учащимся,  2в, 3гр. – слабым учащимся.)

Дети работают в тетрадях.

— Проверьте себя.

            Слайд 19.

              1 группа                                           2 группа 

 — ползёшь, ползут(1спр.)           — ползёт, ползут(1спр.)

 — молчишь, молчат (2спр.)       — молчит, молчат (2спр.)     

 — несёшь, несут (1спр.)              — несёт, несут (1спр.)

— кричишь, кричат (2спр.)         — кричит, кричат (2спр.)

— ляжешь, лягут (1спр.)         

   

1 спряжение

2 спряжение

Шагают

Светит

Цевтёт

Строит

Плывет

Звенят

Сбегает

Спешат

Поют

Стучат

Трещит

Шумит

Будят

Любят

— Встаньте те ребята, у кого нет ошибок.

— Молодцы! Эти ученики получают оценку «5»., у кого 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки — 3

  1. Итог.

Слайд 20, 21.

— Итак, подведём итог нашей работы.

— Над какой темой мы работали?

— Что нового узнали?

— Чему научились? Какое у вас настроение?

Листок утверждений.

1.На уроке я работал

Активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

Интересным / скучным

4.За урок я

Устал /не устал

5.Моё настроение стало

Лучше /хуже

6.Материал урока был

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

  1. Домашнее задание.

Слайд 22.

-Для закрепления полученных знаний, выполните

 упр.3, стр. 107, при  его выполнении

обратите внимание на информацию на стр. 106 .

Слайд 23 – Спасибо за урок. Молодцы

Альмухаметова Олеся Павловна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *