Средства связи предложений в тексте таблица – Опорная таблица «Средства связи предложений в тексте» скачать

Подготовка к ЕГЭ

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  2. Однокоренные слова.
    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости. (В.Белов)
  3. Синонимы.
    В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  4. Антонимы.
    У природы много друзей. Недругов
    у неё значительно меньше.
  5. Описательные обороты.
    Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения.
    1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)
    1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
    Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
  4. Союзы (преимущественно сочинительные)
    Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
  5. Частицы
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
    Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
  7. Единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
    Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
    Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

СкачатьВерсия для печати

saharina.ru

Таблица-схема «Основные средства связи между предложениями в тексте»

Основные средства связи между предложениями в тексте.

К Лексическим средствам связи Относятся:

1

Слова одной тематической группы

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются Метели.

2

Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов

Мы долго обсуждали прочитанную Книгу. В этой Книге было то, чего Мы ждали. И Наши ожидания оказались не напрасными.

3

Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие Старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

4

Антонимы (в том числе контекстуальные)

Недруг поддакивает. Друг спорит.

5

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа Вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение И т. п.

Морская вода содержит много соли.

Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

К Морфологическим средствам связи Относятся:

1

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.

2

Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

3

Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

4

Единство временных форм глаголов-сказуемых

Ночь Наступила неожиданно. Стало темно. На небе Загорелись звезды.

5

Использование степеней сравнения прилагательных и наречий

Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.
Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было.

К Синтаксическим средствам связи Предложений относятся:

1

Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений

Юность — время надежд.
Зрелость — пора свершений.

2

Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения

Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

3

Использование неполных предложений

Знаете, о чем мы спорили?
О литературе, музыке, живописи.

4

Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов

Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А Во-вторых, нужно начать действовать.
Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?

5

Использование прямого и обратного порядка слов

Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

www.slavkrug.org

Всё в одной таблице. Задание №2 ЕГЭ. Связь предложений в тексте

При выполнении задания надо:

1)понять, какие смысловые отношения между предложениями: причина, следствие, пояснение, уточнение, дополнение, противопоставление и т.п.;

2)подобрать слово необходимой части речи.

Соединительные

И

ДА=И

НИ…, НИ

ТОЖЕ

ТАКЖЕ

КАК…, ТАК И

НЕ ТОЛЬКО…, НО И

НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО

ДА И

Противительные

А

НО

ДА=НО

ЖЕ=НО

ЗАТО
ОДНАКО

Разделительные

ИЛИ

ЛИБО

ТО…,ТО

ТО ЛИ…, ТО ЛИ

НЕ ТО…, НЕ ТО

ТО ЕСТЬ =ИЛИ

Причины: ТАК КАК

ПОТОМУ ЧТО

ИБО

В СИЛУ ТОГО ЧТО

ПОСКОЛЬКУ

Условия: ЕСЛИ

И ЕСЛИ

КОЛИ

Времени: КОГДА

ПОКА

ЕДВА

КАК ТОЛЬКО

В ТО ВРЕМЯ КАК

Места: ГДЕ

КУДА

ОТКУДА

Уступки: ХОТЯ

НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО

Цели: ЧТОБЫ

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

ДАБЫ

А также: ЧТО

КОТОРЫЙ и др.

Отрицательные: НЕ, НИ

Усилительные: ДАЖЕ

ДАЖЕ И

ВЕДЬ

ВСЁ-ТАКИ

УЖ

ЕЩЁ

Вопросительные: ЛИ

РАЗВЕ

НЕУЖЕЛИ

ЧТО ЛИ

Восклицательные: КАК

ЧТО ЗА

ВОТ ТАК

Сомнение: ВРЯД ЛИ

ЕДВА ЛИ

АВОСЬ

Уточнение: ИМЕННО

КАК РАЗ

Выделительные: ЛИШЬ

ЛИШЬ ТОЛЬКО

ТОЛЬКО

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО

Указательные: ЭТО

ВОТ, А ВОТ

ВОН, А ВОН

ТОГДА

ТАК

ПРИЧЁМ

ПОЭТОМУ

НЕСЛУЧАЙНО

СНАЧАЛА

СООТВЕТСТВЕННО

НАСТОЛЬКО

ПОЧТИ

ПРИМЕРНО

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО

ВОПРЕКИ ЭТОМУ

К ЭТОМУ

ЭТО

К ТОМУ ЖЕ

НЕСМОТРЯ НА ЭТО

ТАКИЕ

ВО ИЗБЕЖАНИЕ ЭТОГО

ТАКОЙ

ИХ

СВОЕГО

ВСЕГО

ИТАК

ЗНАЧИТ

СЛЕДОВАТЕЛЬНО

ТАКИМ ОБРАЗОМ

К ПРИМЕРУ
МОЖЕТ БЫТЬ
НАВЕРНО
ВЕРОЯТНО
НАОБОРОТ
НАПРИМЕР
КСТАТИ
ВО-ПЕРВЫХ

НЕСОМНЕННО

КРОМЕ ТОГО
ИНЫМИ СЛОВАМИ
КАК ПРАВИЛО
НАКОНЕЦ

С ОДНОЙ СТОРОНЫ

К СОЖАЛЕНИЮ

БОЛЕЕ ТОГО

В ЧАСТНОСТИ

multiurok.ru

Всё в одной таблице. Средства связи предложений в тексте. Задание №25 ЕГЭ

Задание 25. Связь предложений в тексте

Белякова Наталья Фёдоровна, учитель школы ВДЦ «Орлёнок»

Средство связи

Комментарии

Примеры

1

Синонимы

Слово из предыдущего предложения заменяется синонимом в этом предложении

По дороге ехала МАШИНА. Вскоре АВТОМОБИЛЬ свернул направо.

2

Местоимения

Слово из предыдущего предложения заменяется местоимением в этом предложении:

Чаще всего ЛИЧНЫЕ местоимения. ТОЛЬКО 3 ЛИЦО!

Указательные (ТОТ, ТАКОЙ, ЭТОТ, ТЕ и т.п.)

Притяжательные (Чей! -МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ, ЕГО, ЕЁ,ИХ)

Мне встретился ЧЕЛОВЕК. ОН широко улыбался.

На пригорке стоял ДОМ. ТАКОГО красивого я раньше не видел.

Вижу (кого?) ЕГО – личное мест. ЕГО (чей?) костюм — притяжательное

3

Лексический повтор

Одно и то же слово без изменения повторяется в двух предложениях

В комнате сидела ЖЕНЩИНА. Эта ЖЕНЩИНА была красавицей.

4

Формы слова

У слова из предыдущего предложения в этом предложении изменился падеж, или род, или время – окончание!

Он – у него

Человек – с человеком

Полечу — полетел

5

Однокоренные слова

У слов в двух предложениях одинаковый корень, но есть другие суффиксы или приставки

Близко — приближался

6

Вводные слова

Чаще всего это вводные слова, обозначающие порядок мыслей

Итак, следовательно, значит, во-первых, во-вторых, словом и др.

7

Частицы

Чаще всего выделительные и указательные частицы

Лишь, только, ведь (выделительные), вот, вон (указательные) …

8

Союзы

Чаще всего СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ, реже ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ.

Обычно находятся в начале предложения

А, но, да, зато, однако (сочинительные), так что (подчинительный)

9

Наречия

Наречия времени, места, образа действия

Однажды, вдруг, тут, там, тогда, здесь

10

Синтаксический параллелизм

Предложения, построенные по одной схеме

Когда ты справился с задачей, испытываешь радость. Когда допустил ошибки, ты огорчаешься.

11

Парцелляция

Неполные предложения (будто разорванные)

Я приду. Завтра. Часов в восемь.

multiurok.ru

ЕГЭ по русскому языку «Задание 2. Теория. Средства связи предложений в тексте»

Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2019.

«Средства связи предложений в тексте».

В задании № 2 ЕГЭ по русскому языку 2019 года изменился формат задания.

Сейчас для связи предложений в тексте надо самостоятельно подобрать и записать в бланк ответов слово, являющееся средством связи, а не выбрать из предложенных вариантов.

Это могут быть подчинительные союзы, местоимения, наречия, предлоги (обычно производные), вводные слова.

Задание оценивается 1 баллом

ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте».

Лексические средства связи:

1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор.
 

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2. Однокоренные слова.
 

Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.  (В.Белов)

3. Синонимы.
 

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

4. Антонимы.

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше

5. Описательные обороты.

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

1. Личные местоимения, притяжательные местоимения.

Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать. (А.Чехов)

2. Указательные местоимения.

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев).

3. Местоимённые наречия. 

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой).

4. Союзы.

 Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

5. Частицы.

 

6. Вводные  слова и конструкции. 

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7. Единство видовременных форм глаголов.

Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами. (А.Пушкин)

8. Неполные предложения.

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9. Синтаксический параллелизм.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:

кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;

другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;

таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;

например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;

наоборот – нужно для противопоставления различной информации;

во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;

несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;

потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;

поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;

однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;

именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;

даже – усилительная частица;

не случайно– «по этой причине».

Рассмотрим подробнее:

Вводное слово, союз, частица, наречие

Когда используется? (отношения между предложениями текста)

ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Указывают на порядок изложения аргументов.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО

Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.

ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ

Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.

НАПРИМЕР

Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.

НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ

Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».

КРОМЕ ТОГО

Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.

ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО

Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.

ОДНАКО, ЗАТО, НО

Используются для противопоставления смысла одного предложения другому. 

ТО ЕСТЬ

Используется для уточнения сказанного ранее.

ИМЕННО, ВЕДЬ

Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже

Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

Пояснительные: то есть, а именно

Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро

Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

Следствия: так что

Уступительные: хотя, несмотря на то что

Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

Изъяснительные: что, как, чтобы

В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы. 

Как решить второе задание правильно:


Алгоритм выполнения:

1. Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста.

2. Установите логическую связь между частями текста.

3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должен выступать подчинительный союз, важно не перепутать его с сочинительным.

 

Использованы материалы: http://spadilo.ru/razbor-zadaniya-2-ege-po-russkomu/

https://bingoschool.ru/

Устинова Валентина Ивановна

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Методическая разработка по русскому языку (11 класс): ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте». Задания 2, 25.

ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте». Задания 2, 25.

Лексические средства связи:

1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор.

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2. Однокоренные слова.

Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.  (В.Белов)

3. Синонимы.

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

4. Антонимы.

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше

5. Описательные обороты.

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

1. Личные местоимения, притяжательные местоимения.

Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать. (А.Чехов)

2. Указательные местоимения.

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев).

3. Местоимённые наречия. 

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой).

4. Союзы.

 Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

5. Частицы.

  1. Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?

6. Вводные  слова и конструкции. 

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7. Единство видовременных форм глаголов.

Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами. (А.Пушкин)

8. Неполные предложения.

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9. Синтаксический параллелизм.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте задания 2 ЕГЭ:

кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;

другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;

таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;

например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;

наоборот – нужно для противопоставления различной информации;

во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;

несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;

потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;

поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;

однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;

именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;

даже – усилительная частица;

не случайно– «по этой причине».

Рассмотрим подробнее:

Вводное слово, союз, частица, наречие

Когда используется? (отношения между предложениями текста)

ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Указывают на порядок изложения аргументов.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО

Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.

ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ

Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.

НАПРИМЕР

Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.

НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ

Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».

КРОМЕ ТОГО

Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.

ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО

Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.

ОДНАКО, ЗАТО, НО

Используются для противопоставления смысла одного предложения другому. 

ТО ЕСТЬ

Используется для уточнения сказанного ранее.

ИМЕННО, ВЕДЬ

Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже

Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

Пояснительные: то есть, а именно

Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро

Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

Следствия: так что

Уступительные: хотя, несмотря на то что

Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

Изъяснительные: что, как, чтобы

В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы. 

Советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения, классификацию местоимений по разрядам.


 

Разряды местоимений по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
  2. Возвратное: себя.
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.
  4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.
  6. Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Частицы придают слову, предложению дополнительные смысловые оттенки значения. Единой классификации частиц не существует. Обычно  выделяют следующие группы частиц:

  • вопросительные: ли (ль), разве, неужели, а;
  • восклицательные: что за, ну и, как, ишь, как бы, еще бы;
  • усилительные: даже, же, ну, и, ещё, ведь, ни, уж, уже,  то, всё-таки, все же, только, аж и др.;
  • отрицательные: не, ни, нет, вовсе не, отнюдь не;
  • утвердительные: да, так, точно (в значении да), ага, угу;
  • указательные: вот, вон, вот и;
  • ограничительные: лишь, только,  всего лишь,  единственно, хоть, почти, исключительно, чуть;
  • уточнительные: как раз, именно, точно, ровно, прямо, всего,  в точности;
  • с оттенком сомнения: едва ли, вряд ли, навряд ли, авось.

Особую группу составляют формообразующие и словообразующие частицы.

Формообразующие частицы

  • бы, б   образуют форму условного наклонения глагола;
  • пусть, пускай, да, давай(те), -ка образуют форму повелительного наклонения глагола.

Словообразующие частицы

  • то, -либо, -нибудь, кое-, не, ни образуют местоимения и наречия.

 

nsportal.ru

Основные способы и средства связи между предложениями в тексте (с примерами)

Связь между предложениями в тексте

Связь между предложениями в текстеТекст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Это интересно: приставки в русском языке.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Цепная связь между предложениями в тексте

Цепная связь между предложениями в текстеЭто самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Это интересно: заимствованные слова в русском языке.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

  • Цепная связь предложений в текстеЦепная связь предложений в текстеЛексический или синтаксический повтор, то есть повторение определенных членов предложения. Например: «На ветке березы сидела стайка воробьев. Увидев нас, воробьи встревоженно зачирикали».
  • Синонимические замены. В этом случае слово не просто повторяется, а заменяется подходящим по смыслу синоним. Например: «Мы насобирали в лесу ведро лисичек. Грибы оказались очень вкусными».
  • Местоименные связи. В этом случае существительные, прилагательные и другие части речи заменяются местоимениями или местоименными наречиями. Например: «Олег учится в шестом классе. Он увлекается водными лыжами, шахматами и коллекционированием марок».

Это интересно: слова исключения в правилах русского языка.

Параллельная связь

Параллельная связь между предложениями в тексте

Параллельная связь между предложениями в текстеПри использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

  1. Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
  2. Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
  3. Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

  1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
  2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает).

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

Связь между предложениями

Связь между предложениями Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Это интересно: предложения с обращением, примеры в русском языке.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

  • Лексические,
  • Морфологические,
  • Синтаксические.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

  • Разные варианты связи между предложениями в текстеРазные варианты связи между предложениями в текстеНельзя путать средства связи между отдельными предложениями со связями между частями сложного предложения.
  • Между собой могут быть связаны не только соседние, но и удаленные друг от друга предложения.
  • Все эти типы связи необязательно должны встречаться в каждом тексте. Их применение зависит от формы и содержания произведения, от литературного и авторского стиля.

obrazovanie.guru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *