Подготовка к ЕГЭ
Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.
Лексические средства связи:
- Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. - Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости. (В.Белов) - Синонимы.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. - Антонимы.
У природы много друзей. Недругов - Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:
- Личные местоимения.
1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов) - Указательные местоимения (такой, тот, этот)
1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти». - Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»). - Союзы (преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) - Частицы
- Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин). - Единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
- Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв) - Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Версия для печати
saharina.ru
Таблица-схема «Основные средства связи между предложениями в тексте»
Основные средства связи между предложениями в тексте.
К Лексическим средствам связи Относятся:
1 | Слова одной тематической группы | Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются Метели. |
2 | Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов | Мы долго обсуждали прочитанную Книгу. В этой Книге было то, чего Мы ждали. И Наши ожидания оказались не напрасными. |
3 | Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения) | Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие Старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи. |
4 | Антонимы (в том числе контекстуальные) | Недруг поддакивает. Друг спорит. |
5 | Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа Вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение И т. п. | Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи. |
К Морфологическим средствам связи Относятся:
1 | Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений | За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно. |
2 | Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений | Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения. |
3 | Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям | Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно. |
4 | Единство временных форм глаголов-сказуемых | Ночь Наступила неожиданно. Стало темно. На небе Загорелись звезды. |
5 | Использование степеней сравнения прилагательных и наречий | Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. |
К Синтаксическим средствам связи Предложений относятся:
1 | Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений | Юность — время надежд. |
2 | Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения | Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. |
3 | Использование неполных предложений | — Знаете, о чем мы спорили? |
4 | Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов | Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А Во-вторых, нужно начать действовать. |
5 | Использование прямого и обратного порядка слов | Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя. |
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.slavkrug.org
При выполнении задания надо: 1)понять, какие смысловые отношения между предложениями: причина, следствие, пояснение, уточнение, дополнение, противопоставление и т.п.; 2)подобрать слово необходимой части речи. | Соединительные И ДА=И НИ…, НИ ТОЖЕ ТАКЖЕ КАК…, ТАК И НЕ ТОЛЬКО…, НО И НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО ДА И Противительные А НО ДА=НО ЖЕ=НО ЗАТО Разделительные ИЛИ ЛИБО ТО…,ТО ТО ЛИ…, ТО ЛИ НЕ ТО…, НЕ ТО ТО ЕСТЬ =ИЛИ | Причины: ТАК КАК ПОТОМУ ЧТО ИБО В СИЛУ ТОГО ЧТО ПОСКОЛЬКУ Условия: ЕСЛИ И ЕСЛИ КОЛИ Времени: КОГДА ПОКА ЕДВА КАК ТОЛЬКО В ТО ВРЕМЯ КАК Места: ГДЕ КУДА ОТКУДА Уступки: ХОТЯ НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО Цели: ЧТОБЫ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ДАБЫ А также: ЧТО КОТОРЫЙ и др. | Отрицательные: НЕ, НИ Усилительные: ДАЖЕ ДАЖЕ И ВЕДЬ ВСЁ-ТАКИ УЖ ЕЩЁ Вопросительные: ЛИ РАЗВЕ НЕУЖЕЛИ ЧТО ЛИ Восклицательные: КАК ЧТО ЗА ВОТ ТАК Сомнение: ВРЯД ЛИ ЕДВА ЛИ АВОСЬ Уточнение: ИМЕННО КАК РАЗ Выделительные: ЛИШЬ ЛИШЬ ТОЛЬКО ТОЛЬКО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО Указательные: ЭТО ВОТ, А ВОТ ВОН, А ВОН | ТОГДА ТАК ПРИЧЁМ ПОЭТОМУ НЕСЛУЧАЙНО СНАЧАЛА СООТВЕТСТВЕННО НАСТОЛЬКО ПОЧТИ ПРИМЕРНО ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО | ВОПРЕКИ ЭТОМУ К ЭТОМУ ЭТО К ТОМУ ЖЕ НЕСМОТРЯ НА ЭТО ТАКИЕ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ЭТОГО ТАКОЙ ИХ СВОЕГО ВСЕГО | ИТАК ЗНАЧИТ СЛЕДОВАТЕЛЬНО ТАКИМ ОБРАЗОМ К ПРИМЕРУ НЕСОМНЕННО КРОМЕ ТОГО С ОДНОЙ СТОРОНЫ К СОЖАЛЕНИЮ БОЛЕЕ ТОГО В ЧАСТНОСТИ |
multiurok.ru
№ | Средство связи | Комментарии | Примеры |
1 | Синонимы | Слово из предыдущего предложения заменяется синонимом в этом предложении | По дороге ехала МАШИНА. Вскоре АВТОМОБИЛЬ свернул направо. |
2 | Местоимения | Слово из предыдущего предложения заменяется местоимением в этом предложении: Чаще всего ЛИЧНЫЕ местоимения. ТОЛЬКО 3 ЛИЦО! Указательные (ТОТ, ТАКОЙ, ЭТОТ, ТЕ и т.п.) Притяжательные (Чей! -МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ, ЕГО, ЕЁ,ИХ) | Мне встретился ЧЕЛОВЕК. ОН широко улыбался. На пригорке стоял ДОМ. ТАКОГО красивого я раньше не видел. Вижу (кого?) ЕГО – личное мест. ЕГО (чей?) костюм — притяжательное |
3 | Лексический повтор | Одно и то же слово без изменения повторяется в двух предложениях | В комнате сидела ЖЕНЩИНА. Эта ЖЕНЩИНА была красавицей. |
4 | Формы слова | У слова из предыдущего предложения в этом предложении изменился падеж, или род, или время – окончание! | Он – у него Человек – с человеком Полечу — полетел |
5 | Однокоренные слова | У слов в двух предложениях одинаковый корень, но есть другие суффиксы или приставки | Близко — приближался |
6 | Вводные слова | Чаще всего это вводные слова, обозначающие порядок мыслей | Итак, следовательно, значит, во-первых, во-вторых, словом и др. |
7 | Частицы | Чаще всего выделительные и указательные частицы | Лишь, только, ведь (выделительные), вот, вон (указательные) … |
8 | Союзы | Чаще всего СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ, реже ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ. Обычно находятся в начале предложения | А, но, да, зато, однако (сочинительные), так что (подчинительный) |
9 | Наречия | Наречия времени, места, образа действия | Однажды, вдруг, тут, там, тогда, здесь |
10 | Синтаксический параллелизм | Предложения, построенные по одной схеме | Когда ты справился с задачей, испытываешь радость. Когда допустил ошибки, ты огорчаешься. |
11 | Парцелляция | Неполные предложения (будто разорванные) | Я приду. Завтра. Часов в восемь. |
multiurok.ru
ЕГЭ по русскому языку «Задание 2. Теория. Средства связи предложений в тексте»
Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2019.
«Средства связи предложений в тексте».
В задании № 2 ЕГЭ по русскому языку 2019 года изменился формат задания.
Сейчас для связи предложений в тексте надо самостоятельно подобрать и записать в бланк ответов слово, являющееся средством связи, а не выбрать из предложенных вариантов.
Это могут быть подчинительные союзы, местоимения, наречия, предлоги (обычно производные), вводные слова.
Задание оценивается 1 баллом.
ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте».
Лексические средства связи:
1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор. | Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. |
2. Однокоренные слова. | Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости. (В.Белов) |
3. Синонимы. | В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. |
4. Антонимы. | У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше |
5. Описательные обороты. | Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) |
Грамматические средства связи:
1. Личные местоимения, притяжательные местоимения. | Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать. (А.Чехов) |
2. Указательные местоимения. | Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). |
3. Местоимённые наречия. | Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой). |
4. Союзы. | Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) |
5. Частицы. | |
6. Вводные слова и конструкции. | Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин). |
7. Единство видовременных форм глаголов. | Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) |
8. Неполные предложения. | Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв) |
9. Синтаксический параллелизм. | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) |
Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:
кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;
другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;
таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;
например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;
наоборот – нужно для противопоставления различной информации;
во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;
несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;
потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;
поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;
однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;
именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;
даже – усилительная частица;
не случайно– «по этой причине».
Рассмотрим подробнее:
Вводное слово, союз, частица, наречие | Когда используется? (отношения между предложениями текста) |
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ | Указывают на порядок изложения аргументов. |
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО | Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям. |
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ | Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее. |
НАПРИМЕР | Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. |
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ | Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста». |
КРОМЕ ТОГО | Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами. |
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА | Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. |
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО | Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений. |
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА | Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. |
ОДНАКО, ЗАТО, НО | Используются для противопоставления смысла одного предложения другому. |
ТО ЕСТЬ | Используется для уточнения сказанного ранее. |
ИМЕННО, ВЕДЬ | Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли. |
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
Пояснительные: то есть, а именно
Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
Следствия: так что
Уступительные: хотя, несмотря на то что
Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
Изъяснительные: что, как, чтобы
В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.
Как решить второе задание правильно:
Алгоритм выполнения:
1. Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста.
2. Установите логическую связь между частями текста.
3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должен выступать подчинительный союз, важно не перепутать его с сочинительным.
Использованы материалы: http://spadilo.ru/razbor-zadaniya-2-ege-po-russkomu/
https://bingoschool.ru/
Устинова Валентина Ивановна
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Методическая разработка по русскому языку (11 класс): ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте». Задания 2, 25.
ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте». Задания 2, 25.
Лексические средства связи:
1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор. | Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. |
2. Однокоренные слова. | Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости. (В.Белов) |
3. Синонимы. | В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. |
4. Антонимы. | У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше |
5. Описательные обороты. | Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) |
Грамматические средства связи:
1. Личные местоимения, притяжательные местоимения. | Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать. (А.Чехов) |
2. Указательные местоимения. | Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). |
3. Местоимённые наречия. | Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой). |
4. Союзы. | Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) |
5. Частицы. |
|
6. Вводные слова и конструкции. | Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин). |
7. Единство видовременных форм глаголов. | Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) |
8. Неполные предложения. | Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв) |
9. Синтаксический параллелизм. | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) |
Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте задания 2 ЕГЭ:
кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;
другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;
таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;
например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;
наоборот – нужно для противопоставления различной информации;
во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;
несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;
потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;
поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;
однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;
именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;
даже – усилительная частица;
не случайно– «по этой причине».
Рассмотрим подробнее:
Вводное слово, союз, частица, наречие | Когда используется? (отношения между предложениями текста) |
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ | Указывают на порядок изложения аргументов. |
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО | Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям. |
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ | Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее. |
НАПРИМЕР | Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. |
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ | Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста». |
КРОМЕ ТОГО | Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами. |
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА | Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. |
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО | Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений. |
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА | Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. |
ОДНАКО, ЗАТО, НО | Используются для противопоставления смысла одного предложения другому. |
ТО ЕСТЬ | Используется для уточнения сказанного ранее. |
ИМЕННО, ВЕДЬ | Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли. |
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
Пояснительные: то есть, а именно
Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
Следствия: так что
Уступительные: хотя, несмотря на то что
Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
Изъяснительные: что, как, чтобы
В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.
Советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения, классификацию местоимений по разрядам.
Разряды местоимений по значению
- Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
- Возвратное: себя.
- Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.
- Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.
- Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.
- Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
- Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
- Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
- Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.
Частицы придают слову, предложению дополнительные смысловые оттенки значения. Единой классификации частиц не существует. Обычно выделяют следующие группы частиц:
- вопросительные: ли (ль), разве, неужели, а;
- восклицательные: что за, ну и, как, ишь, как бы, еще бы;
- усилительные: даже, же, ну, и, ещё, ведь, ни, уж, уже, то, всё-таки, все же, только, аж и др.;
- отрицательные: не, ни, нет, вовсе не, отнюдь не;
- утвердительные: да, так, точно (в значении да), ага, угу;
- указательные: вот, вон, вот и;
- ограничительные: лишь, только, всего лишь, единственно, хоть, почти, исключительно, чуть;
- уточнительные: как раз, именно, точно, ровно, прямо, всего, в точности;
- с оттенком сомнения: едва ли, вряд ли, навряд ли, авось.
Особую группу составляют формообразующие и словообразующие частицы.
Формообразующие частицы
- бы, б образуют форму условного наклонения глагола;
- пусть, пускай, да, давай(те), -ка образуют форму повелительного наклонения глагола.
Словообразующие частицы
- то, -либо, -нибудь, кое-, не, ни образуют местоимения и наречия.
nsportal.ru
Основные способы и средства связи между предложениями в тексте (с примерами)
Текст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.
…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.
Это интересно: приставки в русском языке.
Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.
Способы связи предложений в тексте
Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.
Цепная связь
Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:
Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.
Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.
Это интересно: заимствованные слова в русском языке.
Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.
Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:
- Лексический или синтаксический повтор, то есть повторение определенных членов предложения. Например: «На ветке березы сидела стайка воробьев. Увидев нас, воробьи встревоженно зачирикали».
- Синонимические замены. В этом случае слово не просто повторяется, а заменяется подходящим по смыслу синоним. Например: «Мы насобирали в лесу ведро лисичек. Грибы оказались очень вкусными».
- Местоименные связи. В этом случае существительные, прилагательные и другие части речи заменяются местоимениями или местоименными наречиями. Например: «Олег учится в шестом классе. Он увлекается водными лыжами, шахматами и коллекционированием марок».
Это интересно: слова исключения в правилах русского языка.
Параллельная связь
При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.
Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.
Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.
Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:
- Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
- Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
- Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.
Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.
Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:
Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.
У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:
- Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
- Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает).
Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.
Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка
Сочетание разных способов связи
Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:
Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.
Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.
Это интересно: предложения с обращением, примеры в русском языке.
Средства связи предложений в тексте
Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:
- Лексические,
- Морфологические,
- Синтаксические.
Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.
Лексические средства
Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:
1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:
В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.
2. Однокоренные слова:
Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.
3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.
Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.
Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.
4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:
И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.
5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:
В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.
6. Слова на одну и ту же тему:
Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.
Морфологические средства
Для создания морфологической связи используются различные части речи:
1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:
Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.
2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:
Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.
3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:
Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.
4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:
Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.
5. Степени сравнения прилагательных и наречий:
Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.
Синтаксические средства
Их тоже можно разделить на пять категорий:
1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:
Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.
2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.
Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.
3. Неполные предложения:
Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!
4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:
Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.
Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!
5. Использование прямого и обратного порядка слов:
Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.
Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:
- Нельзя путать средства связи между отдельными предложениями со связями между частями сложного предложения.
- Между собой могут быть связаны не только соседние, но и удаленные друг от друга предложения.
- Все эти типы связи необязательно должны встречаться в каждом тексте. Их применение зависит от формы и содержания произведения, от литературного и авторского стиля.
obrazovanie.guru