Средства художественно – Учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему: Виды художественных выразительных средств

Художественные приемы в литературе: виды и примеры

Как известно, слово является основной единицей любого языка, а также самым важным составным элементом его художественных средств. Правильное использование лексики во многом определяет выразительность речи.

виды художественных приемов в литературе

В контексте слово — это особый мир, зеркало авторского восприятия и отношения к действительности. В художественном тексте имеется своя, метафорическая, точность, свои особые истины, называемые художественными откровениями, от контекста зависят функции лексики.

Индивидуальное восприятие окружающего нас мира отражается в таком тексте с помощью метафорических высказываний. Ведь искусство — это прежде всего самовыражение отдельной личности. Литературная ткань сплетается из метафор, создающих волнующий и воздействующий на эмоции образ того или иного художественного произведения. В словах появляются дополнительные значения, особая стилистическая окраска, создающая своеобразный мир, который мы открываем для себя, читая текст.

художественный прием основанный на преувеличении

Не только в литературной, но и в устной, разговорной речи мы используем, не задумываясь, различные приемы художественной выразительности, чтобы придать ей эмоциональность, убедительность, образность. Давайте разберемся, какие художественные приемы бывают в русском языке.

Особенно способствует созданию выразительности использование метафор, поэтому начнем с них.

Метафора

художественные приемы в литературе

Художественные приемы в литературе нельзя себе представить без упоминания важнейшего из них — метафоры. Это способ создания языковой картины мира на основе уже имеющихся в самом языке значений.

Виды метафор можно выделить следующие:

  1. Окаменелая, стертая, сухая или историческая (нос лодки, игольное ушко).
  2. Фразеологизмы — устойчивые образные сочетания слов, которые обладают эмоциональностью, метафоричностью, воспроизводимостью в памяти многих носителей языка, экспрессивностью (мертвая хватка, замкнутый круг и т. д.).
  3. Одиночная метафора (например, бездомное сердце).
  4. Развернутая (сердце — «колокольчик фарфоровый в желтом Китае» — Николай Гумилев).
  5. Традиционно-поэтическая (утро жизни, огонь любви).
  6. Индивидуально-авторская (горб тротуара).

Кроме того, метафора одновременно может являться аллегорией, олицетворением, гиперболой, перифразой, мейозисом, литотой и другими тропами.

Само слово «метафора» означает в переводе с греческого «перенос». В данном случае мы имеем дело с переносом наименования с одного предмета на другой. Чтобы он стал возможным, у них непременно должно существовать какое-то сходство, они должны быть в чем-то смежными. Метафора представляет собой слово или выражение, употребляющееся в переносном значении благодаря сходству двух явлений или предметов по некоторому признаку.

В результате такого переноса создается образ. Поэтому метафора — одно из самых ярких средств выразительности художественной, поэтической речи. Однако отсутствие этого тропа не означает отсутствие выразительности произведения.

Метафора может быть как простой, так и развернутой. В двадцатом веке возрождается употребление развернутых в поэзии, а характер простых значительно меняется.

Метонимия

приемы художественной выразительности в литературе

Метонимия — это одна из разновидностей метафоры. В переводе с греческого это слово значит «переименование», то есть это передача имени одного предмета другому. Метонимия является заменой некоторого слова другим на основании существующей смежности двух понятий, предметов и т. д. Это наложение на прямое значение переносного. Например: «Я две тарелки съел». Смешение значений, их перенос возможны потому, что предметы являются смежными, причем смежность может быть во времени, в пространстве и т. д.

Синекдоха

Синекдоха — это разновидность метонимии. В переводе с греческого это слово означает «соотнесение». Такой перенос значения имеет место, когда вместо большего называется меньшее, или наоборот; вместо части — целое, и наоборот. Например: «По сообщениям Москвы».

Эпитет

Художественные приемы в литературе, список которых мы сейчас составляем, невозможно представить без эпитета. Это фигура, троп, образное определение, словосочетание или слово, обозначающее лицо, явление, предмет или действие с субъективной авторской позиции.

В переводе с греческого этот термин означает «приложенное, приложение», то есть в нашем случае одно слово приставлено к некоторому другому.

Эпитет от простого определения отличается своей художественной выразительностью.

Постоянные эпитеты используются в фольклоре как средство типизации, а также как одно из важнейших средств художественной выразительности. В строгом значении термина к тропам принадлежат лишь такие из них, функцию которых имеют слова в переносном значении, в отличие от так называемых точных эпитетов, которые выражаются словами в прямом значении (красная ягода, прекрасные цветы). Образные создаются при использовании слов в переносном значении. Подобные эпитеты принято называть метафорическими. Метонимический перенос названия также может лежать в основе данного тропа.

Оксюморон — это разновидность эпитета, так называемые контрастные эпитеты, образующие сочетания с определяемыми существительными противоположных им по смыслу слов (ненавидящая любовь, радостная печаль).

Сравнение

Сравнение — троп, в котором один предмет характеризуется через сопоставление с другим. То есть это сопоставление различных предметов по сходству, которое бывает как явным, так и неожиданным, отдаленным. Обычно оно выражается с помощью определенных слов: «точно», «как будто», «похоже», «словно». Также сравнения могут иметь форму творительного падежа.

Олицетворение

как называется художественный прием

Описывая художественные приемы в литературе, необходимо упомянуть и олицетворение. Это разновидность метафоры, представляющая собой присвоение свойств живых существ предметам неживой природы. Часто оно создается с помощью обращений к подобным явлениям природы как к сознательным живым существам. Олицетворением также является перенос на животных человеческих свойств.

Гипербола и литота

Отметим такие приемы художественной выразительности в литературе, как гипербола и литота.

Гипербола (в переводе — «преувеличение») — одно из выразительных средств речи, представляющее собой фигуру со значением преувеличения того, о чем идет речь.

художественные приемы в литературе список

Литота (в переводе — «простота») — противоположность гиперболе — чрезмерное преуменьшение того, о чем идет речь (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок).

Сарказм, ирония и юмор

Продолжаем описывать художественные приемы в литературе. Список наш дополнят сарказм, ирония и юмор.

  • Сарказм означает в переводе с греческого «рву мясо». Это злая ирония, язвительная насмешка, едкое замечание. При использовании сарказма создается комический эффект, однако при этом ощущается явно идейная и эмоциональная оценка.
  • Ирония в переводе означает «притворство», «насмешка». Она возникает, когда на словах говорится одно, а подразумевается совсем другое, противоположное.
  • Юмор — одно из лексических средств выразительности, в переводе означающее «настроение», «нрав». В комическом, иносказательном ключе могут быть написаны порой целые произведения, в которых ощущается насмешливо-добродушное отношение к чему-то. Например, рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова, а также многие басни И. А. Крылова.

Виды художественных приемов в литературе на этом не заканчиваются. Представляем вашему вниманию следующий.

Гротеск

Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово «гротеск» означает «затейливый», «причудливый». Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы», «История одного города», сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.

Сарказм, ирония, юмор и гротеск — популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех — рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, «Путешествие Гулливера»).

художественные приемы в стихах

Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе «Господа Головлевы» образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.

Каламбур

Каламбур — фигура речи, представляющая собой невольную или нарочитую двусмысленность, возникающую при употреблении в контексте двух или более значений слова или при сходстве их звучания. Его разновидности — парономазия, ложная этимологизация, зевгма и конкретизация.

В каламбурах игра слов основана на омонимии и многозначности. Из них возникают анекдоты. Эти художественные приемы в литературе можно отыскать в творчестве В. Маяковского, Омара Хайяма, Козьмы Пруткова, А. П. Чехова.

Фигура речи — что это такое?

Само слово «фигура» с латыни переводится как «внешний вид, очертание, образ». Слово это многозначно. Что же обозначает данный термин применительно к художественной речи? Синтаксические средства выразительности, относящиеся к фигурам: риторические восклицания, вопросы, обращения.

Что такое «троп»?

«Как называется художественный прием, использующий слово в переносном значении?» — спросите вы. Термином «троп» объединяются различные приемы: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение и другие. В переводе слово «троп» означает «оборот». От обычной речи художественная отличается тем, что в ней применяются особые обороты, украшающие речь, делающие ее выразительнее. В разных стилях используются разные выразительные средства. Важнейшее в понятии «выразительность» для речи художественной — способность текста, художественного произведения оказывать эстетическое, эмоциональное воздействие на читателя, создавать поэтические картины и яркие образы.

Все мы живем в мире звуков. Некоторые из них вызывают у нас положительные эмоции, другие, наоборот, волнуют, настораживают, вызывают тревогу, успокаивают или же навевают сон. Различные звуки вызывают различные образы. При помощи их комбинации можно эмоционально воздействовать на человека. Читая художественные произведения литературы и русского народного творчества, мы особенно остро воспринимаем их звучание.

Основные приемы создания звуковой выразительности

  • Аллитерация — это повтор сходных или одинаковых согласных.
  • Ассонанс — намеренный гармоничный повтор гласных.

Часто аллитерация и ассонанс употребляются в произведениях одновременно. Эти приемы направлены на то, чтобы вызвать различные ассоциации у читателя.

Прием звукописи в художественной литературе

Звукопись — это художественный прием, представляющий собой использование определенных звуков в конкретном порядке для создания определенного образа, то есть подбор слов, имитирующих звуки реального мира. Прием этот в художественной литературе используется как в поэзии, так и в прозе.

Разновидности звукописи:

  1. Ассонанс — в переводе с французского означает «созвучие». Ассонанс представляет собой повторение одинаковых или схожих гласных звуков в тексте для создания определенного звукового образа. Он способствует выразительности речи, его используют поэты в ритмике, рифме стихотворений.
  2. Аллитерация — от греческого «буква». Этот прием является повторением согласных в художественном тексте для создания некоторого звукового образа, для того, чтобы сделать поэтическую речь более выразительной.
  3. Звукоподражание — передача особыми словами, напоминающими звуки явлений окружающего мира, слуховых впечатлений.

Эти художественные приемы в стихах очень распространены, без них поэтическая речь была бы не столь мелодичной.

Художественные средства

Художественные средства свойственны и разговорной речи, но в литературном творчестве они особенно распространены, так как помогают писателю придавать описываемым явлениям индивидуальные черты, оценивать их.

Принадлежат к ним, в первую очередь, тропы – это такие обороты речи, в которых слова или выражения употребляются не в прямом своем значении, а в переносном. В их основе лежит сопоставление пары таких явлений, которые нам представляются близкими по каким-либо признакам. Так, признаки одного явления дают характеристику другому, создают о нем яркое, четкое, конкретное представление, объясняют его.

Тропы, как художественные средства, используются в речи писателя для образования новых сочетаний слов с новым значением. С их помощью речь приобретает иные смысловые оттенки, передается оценка автором описываемых явлений.

Тропы бывают двух видов: сложные и простейшие.

Простейшие художественные средства – это эпитет и сравнение.

Эпитет служит для характеристики, определения и пояснения какого-нибудь свойства предмета или явления. Это происходит лишь в том случае, когда он сочетается с определяемым словом. На него эпитет и переносит свои признаки. Например: серебряные ложки, шелковые локоны.

Сравнение дает определение явлению с помощью сопоставления его с еще одним явлением, которое имеет схожие с первым признаки. Оно может выражаться посредством слов (точно, как, словно и т. п.) или указывать на сходство построением предложения (она была похожа на…).

Сложные художественные средства – это литота, гипербола, перифраз, синекдоха, метафора, аллегория и метонимия.

Литота – это образное словосочетание, которое умышленно преуменьшает силу, значение, размеры того явления, которое изображается. Автор прибегает к этому средству, чтобы сделать свою речь более выразительной. Например, выражение из сказок: мальчик-с-пальчик.

Гипербола – это, наоборот, непомерное увеличение значения, силы, размера изображаемого явления или предмета. К ней автор прибегает, чтобы заострить образ, привлечь внимание читателя.

Перифраз – это замена конкретного названия предмета либо явления описанием признаков, характерных для него. Это создает в представлении читателя яркую картину жизни.

Метафора – это один из наиболее употребляемых сложных тропов, при котором слово используется в переносном его значении, чтобы определить какое-то явление или предмет, схожий с ним общими сторонами, чертами.

Метонимия – это замена названия явления или понятия другим названием, но таким, которое в сознании человека все же связанно с первым явлением. Например, из фразы А. С. Пушкина «Все флаги в гости будут к нам…» понятно, что в порт придут корабли нескольких стран.

Превалирование в творчестве тех или иных средств языка создает особенности художественного стиля писателя. Также стиль автора может заключаться в повторении идей, отображающих восприятие им мира, в самом содержании произведения, в определенном круге сюжетов и характеров, изображаемых им чаще всего.

Комплекс средств, используемый автором, особенности его творческой манеры, его мировоззрение, изображение им жизни — всё это обусловлено теми историческими и общественными условиями, в которых он развивается. Их отпечаток ложится и на форму художественного произведения, и на содержание.

Кроме того, под стилем понимают особенности не одного автора, а нескольких. В творчестве каждого из них повторяются (и одновременно объединяют их) следующие черты: схожее понимание жизни, одинаковые идеи произведений, использование идентичных художественных средств.

Художественные стили, в которые группируются писатели по перечисленным выше признакам, принято называть литературными течениями (символизм, футуризм, сентиментализм, акмеизм и другие).

Средства художественной выразительности для божественного слова :: SYL.ru

Средства художественной выразительности настолько многочисленны и разнообразны, что без сухих математических выкладок не обойтись.

средства художественной выразительностиБлуждая по закоулкам мегаполиса теории литературы, немудрено заблудиться и не дойти до самого главного и интересного. Итак, запоминаем цифру 2. Два раздела нужно изучить: первый — тропы, и второй — стилистические фигуры. В свою очередь, каждый из них разветвляется на множество переулков, и по всем у нас сейчас нет возможности пройти. Троп — производное из греческого слова «поворот», обозначает те слова или словосочетания, в которые вложен другой, «иносказательный» смысл. И тринадцать троп-переулочков (самых основных). Вернее, практически четырнадцать, ибо и тут искусство обошло математику.

Первый раздел: тропы

1. Метафора. Найдите сходство и перенесите название одного предмета на другой. Например: трамвай-червяк, троллейбус-жук. Метафоры чаще всего односложны.

2. Метонимия. Тоже перенос названия, но по принципу смежности, например: читаю Пушкина (вместо названия «книга» у нас фигурирует «автор», хотя тело поэта тоже многие барышни прочитали).

2а. Синекдоха. Внезапно — 2а. Это разновидность метонимии. Замена по понятиям. И по множественному числу. «Береги копейку» (Гоголь) и «Садись, светило» (Маяковский) — это по понятиям, вместо денег и солнца. «Переквалифицируюсь в управдомы» (Ильф и Петров) — это по числам, когда единственное число заменяется множественным (и наоборот).

3. Эпитет. Образное определение предмета или явления. Примеров вагон (уже пример — вместо «много»). Выражается практически любой частью речи или словосочетанием: неторопливая весна, красавица-весна, улыбнулась по-весеннему и т.д. Средства художественной выразительности многих писателей вполне исчерпываются этим тропом — разнообразен, каналья.

4. Сравнение. Всегда двучленное: предмет сравнения — образ сходства. Чаще всего используются союзы «как», «будто», «словно», «точно», а также предлоги и прочие лексические средства. Кричать белугой; подобно молнии; молчит, как рыба.

5. Олицетворение. Когда неодушевлённые предметы наделяются душой, когда скрипки — поют, деревья — шепчутся; более того — совсем отвлечённые понятия тоже могут оживать: уймись, тоска; поговори хоть ты со мной, гитара семиструнная.

6. Гипербола. Преувеличение. Сорок тысяч братьев.

7. Литота. Преуменьшение. Капля в море.

8. Аллегория. Через конкретику — в отвлечённость. Поезд ушёл — значит, прошлое не вернуть. Иногда бывают весьма и весьма длинные тексты с одной развёрнутой аллегорией.

9. Перифраза. Ходишь вокруг да около, описываешь неназываемое слово. «Наше всё«, например, или «Солнце русской поэзии«. А просто произнести — Пушкин, это с таким вот успехом не каждый сумеет.

10. Ирония. Тонкая насмешка, когда употребляются слова с обратным смыслом.

11. Антитеза. Контраст, противопоставление. Богатый и бедный. Зима и лето.

12. Оксюморон. Сочетание несовместимостей: живой труп, горячий снег, серебряный лапоть.

13. Антономазия. Похожа на метонимию. Только здесь обязательно фигурирует имя собственное вместо нарицательного. Крез — вместо «богач».

Второй раздел: Стилистические фигуры, или Обороты речи, усиливающие выразительность высказывания

Здесь мы запоминаем 12 ответвлений от основного проспекта:

1. Градация. Расположение слов поступенно — по значимости, по возрастающей или убывающей. Крещендо или диминуэндо. Вспомните, как улыбались друг другу Корейко и Бендер.

2. Инверсия. Фраза, в которой нарушен обычный порядок слов. Особенно часто соседствует с иронией. «Откуда, умная, бредёшь ты голова» (Крылов) — тут ещё и ирония.

3. Эллипсис. От присущей ему экспрессивности «проглатывает» некоторые слова. Например: «Я домой» вместо «Я иду домой».

4. Параллелизм. Одинаковое построение двух и более предложений. Например: «То иду и пою, то стою на краю«.

5. Анафора. Единоначатие. То есть каждое новое построение начинается с одинаковых слов. Вспомните Пушкина «У лукоморья дуб зелёный», там этого добра много.

6. Эпифора. Повторение одинаковых слов уже в конце каждого построения, а не в начале. «Налево пойдёшь — помрёшь, направо пойдёшь — помрёшь, и прямо пойдёшь — обязательно помрёшь, а назад дороги нету.«

7. Бессоюзие или асиндетон. Швед, русский, само собой понятно, что рубит, колет, режет.

8. Многосоюзие или полисиндетон. Да тоже понятно: и скучно, понимаешь ли, и грустно, и некому.

9. Риторический вопрос. Вопрос, не ожидающий ответа, напротив, подразумевающий его. Слыхали ль вы?

10. Риторическое восклицание. Очень повышает эмоциональный накал даже письменной речи. Погиб поэт!

11. Риторическое обращение. Разговор не только с неодушевлёнными предметами, но и с отвлечёнными понятиями: «Что стоишь, качаясь…«, «Здравствуй, радость!«

12. Парцелляция. Тоже очень экспрессивный синтаксис: Ну всё. Я закончила, да! Эту статью.

Теперь о теме

Тема художественного произведения, как основа предмета познания, прямо-таки живёт на средства художественной выразительности, поскольку предметами творчества может быть всё что угодно.

Телескоп интуиции

тема художественного произведенияГлавное — художник должен рассмотреть досконально, глядя в телескоп интуиции, то, о чём он собирается поведать читателю. Изображению поддаются и все явления человеческой жизни и жизни природы, животного и растительного мира, а также материальной культуры. Фантазия — тоже прекрасный предмет для исследования, оттуда на страницы текста перелетают гномы, эльфы и хоббиты. Но основная тема — всё-таки характеристика особенностей человеческой жизни в её социальной сущности, какие бы терминаторы и прочие монстры на просторах произведения ни резвились. И как бы ни убегал художник от актуальных общественных интересов, порвать связи со своим временем у него не получится. Идея, например, «чистого искусства» — тоже идея, так? Все переломы на протяжении жизни общества обязательно отражаются в тематике произведений. Остальное зависит от чутья и ловкости автора — какие средства художественной выразительности он выберет для наиболее полного раскрытия выбранной темы.

Понятие Большого стиля и стиля индивидуального

Стиль — это прежде всего система, вбирающая в себя творческий почерк, особенности словесного строя плюс предметную изобразительность и композицию (сюжетосложение).

стиль художественной литературы

Большой стиль

Совокупность и единство всех изобразительных и образных средств, единство содержания и формы — формула стиля. Эклектика не убеждает до конца. Большой стиль — это норма, целесообразность, традиции, это попадание авторского чувствования в течение Большого времени. Такого, как средневековье, Ренессанс, классицизм.

По Гегелю: три вида Большого стиля

1. Строгий — от сурового — с высочайшей функциональностью.

2. Идеальный — от гармонии — наполненный равновесием.

3. Приятный — от бытового — светлый и кокетливый. Гегель, кстати говоря, четыре толстых тома написал только о стиле. В двух словах обозначить такую тему просто невозможно.

Индивидуальный стиль

Приобрести индивидуальный стиль значительно проще. Это и литературная норма, и отклонения от неё. Особенно хорошо виден стиль художественной литературы по вниманию к деталям, где все компоненты вливаются в систему образов, и происходит поэтический синтез (опять же серебряный лапоть на столе Павла Петровича Кирсанова).

По Аристотелю: Три шага до обретения стиля

1. Подражание природе (ученичество).

2. Манера (приносим в жертву правдивость ради художественности).

3. Стиль (верность реальности с сохранением всех индивидуальных качеств). Совершенством и законченностью стиля отличаются произведения, обладающие исторической правдивостью, идейной направленностью, глубиной и ясностью проблематики. Для создания совершенной формы, соответственной содержанию, писателю нужен талант, изобретательность, мастерство. Он должен опираться на достижения предшественников, выбирать формы, отвечающие оригинальности его художественных замыслов, а для этого ему необходим и литературный, и общекультурный кругозор. Классический критерий и духовный контекст — вот наилучший путь и главная проблема в обретении стиля текущей русской литературой.

Средства художественной выразительности (ИЗО, МХК)

 Средства художественной выразительности Презентацию подготовила Пушкина Е.Г., учитель ИЗО БОУ «Новокемская СОШ»

Средства художественной выразительности

Презентацию подготовила Пушкина Е.Г., учитель ИЗО БОУ «Новокемская СОШ»

К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм… Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

К общим средствм художественной выразительности отнсятся: композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм…

Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации.

А.И. Куинджи. Закат в степи на берегу моря Всё в природе имеет определённый цвет ,  который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться. Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

А.И. Куинджи.

Закат в степи на берегу моря

Всё в природе имеет определённый цвет , который под влиянием освещения и удалённости от зрителя может меняться.

Живопись передаёт всё цветовое богатство мира с помощью красок.

С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художник выражает разнообразные чувства и настроения — радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Композиция  —  это  построение художественного  произведения,   обусловленное его содержанием,  характером,  назначением.   Композиционное равновесие  зависит  от расположения основных  частей  произведения.   Композиция,  построенная  по  законам  искусства, придает произведению целостность  и  гармоничность.

Композиция  —  это  построение художественного  произведения,  обусловленное его содержанием,  характером,  назначением.  Композиционное равновесие  зависит  от расположения основных  частей  произведения.  Композиция,  построенная  по  законам  искусства, придает произведению целостность  и  гармоничность.

В изобразительном искусстве различают композиции: вертикальную горизонтальную диагональную Каждая по-разному воздействует на зрителя Вертикальная – придает художественному произведению порыв, движение вверх; горизонтальная – статичность, спокойствие, движение мимо зрителя; диагональные - передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства. Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали, по-разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации.

В изобразительном искусстве

различают композиции:

  • вертикальную
  • горизонтальную
  • диагональную

Каждая по-разному

воздействует на зрителя

Вертикальная – придает художественному произведению порыв, движение вверх;

горизонтальная – статичность, спокойствие, движение мимо зрителя;

диагональные — передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали, по-разному воспринимаются зрителем, так как вызывают различные ассоциации.

Горизонтальная композиция

Горизонтальная композиция

Вертикальная композиция

Вертикальная композиция

Диагональная композиция

Диагональная композиция

  В  изобразительном  искусстве  форма  —  это очертание,  наружный  вид,  контур предмета. Самые простые формы приближаются  к  квадрату,  треугольнику,  кругу,  «амебе».  Каждая форма имеет  свой  характер.    Квадрат —  законченная,  устойчивая  форма  -выражает  утверждающие  образы, ей  не свойственно  движение, полет.    Треугольник —  активная, развивающаяся  на  плоскости  и  в  пространстве форма —возможность  движения,  выражает  борьбу  противоположностей,  может  быть   агрессивной.    Круг  —  наиболее яркое выражение  идеи природы  (Земли,  Солнца,  мироздания),  поэтому  ассоциируется   с  понятиями  «добро»,  «счастье», «жизнь».     Текучая  форма  амебы  придает  образам  неустойчивый  характер,   ассоциируется  с  романтичностью, меланхолией,  пессимизмом.

В  изобразительном  искусстве  форма  —  это очертание, наружный  вид,  контур предмета. Самые простые формы приближаются  к  квадрату,  треугольнику,  кругу,  «амебе». Каждая форма имеет  свой  характер. Квадрат —  законченная,  устойчивая  форма  -выражает  утверждающие  образы, ей  не свойственно  движение, полет. 

Треугольник —  активная, развивающаяся на  плоскости  и  в  пространстве форма —возможность движения,  выражает  борьбу  противоположностей,  может  быть  агрессивной.  Круг  —  наиболее яркое выражение  идеи природы  (Земли,  Солнца,  мироздания),  поэтому  ассоциируется  с  понятиями  «добро»,  «счастье», «жизнь».  Текучая  форма  амебы  придает  образам  неустойчивый  характер,  ассоциируется  с  романтичностью, меланхолией,  пессимизмом.

На картине изображена бродячая труппа акробатов. С мастерской точностью художник нашел меру равновесия в композиции этой картины. Он противопоставил гибкую балансирующую фигурку юной гимнастки неподвижному, словно неотделимому от сиденья – куба, атлету на переднем плане. В сопоставлении двух фигур - раскрывается ведущая тема творчества Пикассо

На картине изображена бродячая труппа акробатов. С мастерской точностью художник нашел меру равновесия в композиции этой картины. Он противопоставил гибкую балансирующую фигурку юной гимнастки неподвижному, словно неотделимому от сиденья – куба, атлету на переднем плане.

В сопоставлении двух фигур — раскрывается ведущая тема творчества Пикассо «розового» периода: лирическая тема дружбы, внутреннего единства людей, которых сближает тяжелый труд артиста.

Пабло Пикассо.

Девочка на шаре.

1905. Холст, масло.

Линия  тоже  имеет  свою  форму,  которая  выражает образ.  Она  может  быть  стремительной  или  тягучей, плавной  или  угловатой,  целенаправленной  или  хаотичной  и  тем  самым  формирует  различные  образы.

Линия  тоже  имеет  свою  форму,  которая  выражает образ.  Она  может  быть  стремительной  или  тягучей, плавной  или  угловатой,  целенаправленной  или  хаотичной  и  тем  самым  формирует  различные  образы.

На картине Ивана Шишкина «На севере диком...» линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены с удивительной силой. Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме. Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся картина.

На картине Ивана Шишкина «На севере диком…» линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены с удивительной силой.

Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме.

Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся картина.

Для  усиления  художественного  образа  формы могут  быть  стилизованными  или  расформированными.    В  них  подчеркиваются  или  изменяются характерные  черты  предмета, а  ненужные  детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются  в  плакатной  и  книжной  графике  и  в мультипликации,  а  также  в  современной  скульптуре.

Для  усиления  художественного  образа  формы могут  быть  стилизованными 

или  расформированными.   В  них  подчеркиваются  или  изменяются характерные  черты  предмета, а  ненужные  детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются  в  плакатной  и  книжной  графике  и  в мультипликации,  а  также  в  современной  скульптуре.

Цветовой контраст Тоновой контраст Примером использования цветового и тонового контраста в живописи является картина Архипа Куинджи «Берёзовая роща». На пейзаже ярко прослеживается цветовой контраст между густой, тёмно-зелёной массои дальнего леса и яркой желтизной зелени освещенного солнцем луга и листьев впереди стоящих берёз. Одновременно этот контраст является и тоновым — тёмная масса дальнего леса и светлая освещенная поляна. Также контрастны стволы берёз на свету и в тени, дальний лес и небо.

Цветовой контраст

Тоновой контраст

Примером использования цветового и тонового контраста в живописи является картина Архипа Куинджи «Берёзовая роща».

На пейзаже ярко прослеживается цветовой контраст между густой, тёмно-зелёной массои дальнего леса и яркой желтизной зелени освещенного солнцем луга и листьев впереди стоящих берёз.

Одновременно этот контраст является и тоновым — тёмная масса дальнего леса и светлая освещенная поляна. Также контрастны стволы берёз на свету и в тени, дальний лес и небо.

А. Куинджи «Берёзовая роща».

А. Куинджи «Берёзовая роща».

В  изобразительном  искусстве  фактура   — это  характер  обработки  поверхности изделия  декоративно-прикладного  искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи  особенностей   реальных  предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами.  Это и  совокупность  технических приемов художника: ведение кисти, мазок, наложение красочных слоев,  удары резца,  полировка.

В  изобразительном  искусстве  фактура   — это  характер  обработки  поверхности изделия 

декоративно-прикладного  искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи 

особенностей   реальных  предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. 

Это и  совокупность  технических приемов художника: ведение кисти, мазок, наложение красочных слоев,  удары

резца,  полировка.

Ритм  сложился  под  влиянием  деятельности  человека:   шага,  танца,  заклинания,  плача-причета,  укачивания ребенка,  бытовой  речи,  этапов  работы,  Ритм  подсказывает   и  природа: сердцебиение  и  пульс  живого  организма,  пение  птиц,  движение  морских  волн  и  т. п.  Такие  ритмы  понятны всем  людям.  С  помощью  ритма  можно  выразить  состояния   покоя  и  безмятежности,  величия  и  стабильности, суетливости  и  испуга.

Ритм  сложился  под  влиянием  деятельности  человека:  шага,  танца,  заклинания,  плача-причета,  укачивания ребенка,  бытовой  речи,  этапов  работы,  Ритм  подсказывает  и  природа: сердцебиение  и  пульс  живого  организма,  пение  птиц,  движение  морских  волн  и  т. п.  Такие  ритмы  понятны всем  людям.  С  помощью  ритма  можно  выразить  состояния  покоя  и  безмятежности,  величия  и  стабильности, суетливости  и  испуга.

Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви.   Какие ассоциации   вызывают  у  вас  пропорции   этих  архитектурных  сооружений?

Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации  вызывают  у  вас  пропорции  этих  архитектурных  сооружений?

Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви.   Какие ассоциации   вызывают  у  вас  пропорции   этих  архитектурных  сооружений? Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви.   Какие ассоциации   вызывают  у  вас  пропорции   этих  архитектурных  сооружений? Рассмотрим изображения античного храма, готического собора, православной церкви.   Какие ассоциации   вызывают  у  вас  пропорции   этих  архитектурных  сооружений? Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Средства художественной выразительности: тропы

Василий Михайлович рассматривает тему, которая вызывает сложности у большинства выпускников, сдающих ЕГЭ. Разбираемся со средствами художественной выразительности! 

Мы говорим с вами на одном языке, если вы сейчас это читаете. Великолепно! Замечательно! Восхитительно! Я употребил эмоционально окрашенную лексику, и вы меня поняли. И всё? Нет, вы почувствовали определённое душевное состояние написавшего, эмоции, чувства. Использовано всего лишь одно художественное средство? Нет. Три как минимум: уже названная эмоционально окрашенная лексика, ещё одно лексическое средство – синонимы и синтаксическое средство – восклицательные предложения. И это только малая часть всех художественных средств, которыми мы пользуемся в зависимости от умения обращаться со Словом и от целей, которые ставим перед собой. От речевой ситуации. От стиля. Но обо всё по порядку…

Один из афоризмов Г.Лихтенберга звучит примерно так: «Самая опасная ложь — это слегка извращенная правда». Это так. В школе мы не всегда получаем правдивую информацию. Например, с начальных классов все знают, что подлежащее – это то, о ком или о чём говорится в предложении. Однако бывают и нетипичные способы выражения подлежащего (ЖИТЬ – Родине служить. Далече грянуло «УРА».) Что же, нам лгали? Специально? Зачем? А научились бы вы находить типичные подлежащие, если бы вам сразу предоставили точную информацию? Вряд ли. Разве что в более сознательном возрасте.

Значит, не будем стремиться «объять необъятное»? Попробуем ограничиться крупицами знаний?

(Если вы из разряда последовательных борцов за справедливость, если вы привыкли до всего доходить своим умом, то отсылаем вас сразу к трудам классиков литературоведения – Б.В.Томашевского, Г.Н.Поспелова, В.П.Григорьева. Впрочем, может, вам будет достаточно прочитать статью «Тропы» в «Литературной энциклопедии терминов и понятий»? Стилистический аспект выразительности языковых средств подробнейше доступным языком изложен в книге И.Голуб и Д.Розенталя «Занимательная стилистика»).

У разных видов искусства есть общие средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, интонация. Эти термины, конечно, имеют свои значения в живописи, поэзии или музыке, потому что различий у видов искусства еще больше, чем схожих черт или приёмов. Обо всём, как мы уже договорились, рассказать не получится. Нам бы хотя бы с литературой разобраться…

И речь пойдет про художественную литературу – про искусство Слова. Мы не будем касаться фонетических (звукопись), лексических (архаизмы, анахронизмы, синонимы, антонимы, профессионализмы, жаргонизмы, омонимы, диалектизмы, фразеологизмы), синтаксических (порядок слов, повтор, риторические фигуры) средств художественной выразительности. Поговорим о тропах.

Не о дорогах в лесу или горах, а об оборотах речи – употреблении слов в переносном значении, призванном усилить образность поэтического и вообще художественного языка. Истории художественной литературы более двух тысяч лет. Столько же примерно и тропам, однако до сих пор литературоведы так и не договорились, что считать тропами, а что – нет. Кто-то отделяет тропы от фигур речи, кто-то ещё более упорядочивает классификацию средств художественной выразительности. Мы же опять солжём и отнесём к тропам не только метафору (единственный общепризнанный троп, кстати), но и метонимию, синекдоху, эпитет, перифраз, аллегорию, сравнение, оксюморон, символ, иронию. Можно выделить в отдельный троп олицетворение, но, пожалуй, удобнее будет считать его разновидностью метафоры. Да будет так!

Определения тропам возьмём в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» А.Н.Николюкина.

МЕТАФОРА (греч. metaphora—перенос) — наиболее распространенный троп, основанный на принципе сходства, аналогии, реже — контраста явлений; часто используется в обиходной речи.

Если о каком-то понятии, предмете, явлении, событии писатель хочет сказать красиво, образно, используется метафора. Иногда слово, порой целое выражение. Чрезвычайно метафорична поэтическая речь поэта Александра Блока: «Высоко с темнотой сливается стена» (развёрнутая метафора), «Прозрачным синеньким ледком подёрнулась её душа» (здесь скрытое сравнение участвует в создании развёрнутой метафоры), «Пока ты ночь в себя вдыхаешь«.

Редко метафора обходится без эпитета.

ЭПИТЕТ (греч. epitheton — приложение) — художественно-стилистический прием: образное определение.

Чаще всего эпитетами являются определения, выраженные прилагательными, неожиданными, необычными, яркими. Вот какие эпитеты использует А.Блок: «Здесь память волны святой осталась пенистым следом», «Там — светлое окно и светлое молчанье», «Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет». Сколько глубокого дополнительного смысла придают обычным словам эпитеты!

В фольклоре всё намного условнее, чем в литературе, всё подчинено определённым правилам, поэтому и эпитеты, украшающие речь, используются здесь одни и те же. Потому их и называют постоянными: «добрый молодец», «ясно солнышко», «красна девица».

И ещё немного о метафоре, точнее о её разновидности – олицетворении.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, прозопопея (греч. prosopon — лицо и poieo — делаю), персонификация (лат. persona — маска, лицо и facio — делаю) — особый вид метафоры: перенесение человеческих черт (шире — черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления.

То есть неживой в понимании обычного человека оживает, наделяется свойствами живого у поэта. Примеры опять возьмём у великого кудесника слова, классика серебряного века русской поэзии Александра Блока: «Не знаю, но нет сомнений, что погибла прежняя ложь«, «И бродит по углам знакомое дрожань«, «Злые сны пролетают, звеня».

К тропам нередко относят сравнения.

СРАВНЕНИЕ (лат. comparatio) — 1. Сопоставление объектов с целью выявления их сходства или различия; 2. Вид тропа, основанный на уподоблении соотносимых явлений.

Давайте оставим ненадолго в покое Блока и приведём примеры сравнений из стихов менее известных поэтов: «В тоску, как в комнату, вхожу» (П.Коган), «Оно [счастье] блеснет издалека, как свет зари, как радуга над нивой, как в темной зелени река» (С.Андреевский), «Как хлопья закоптелой, бурой ваты, буграми снег» (М.Кузмин). Сравнения – это чаще всего сравнительные обороты, начинающиеся со слов «как, точно, будто, как будто, словно», перед сравнением может быть слово «походят (похожий)». В роли сравнений могут выступать существительные в творительном падеже:»Из ничего — фонтаном синим вдруг брызнул свет» (А.Блок).

Еще несколько слов о тропах с примерами.

ОКСЮМОРОН, оксиморон (греч. oxymoron — остроумно-глупое) — стилистическая фигура, состоящая в сочетании несочетаемого по смыслу; противоречивое единство, разновидность парадокса. Примеры: «Печаль моя светла», «Люблю я пышное природы увяданье» (А.Пушкин), «Так парадно обнажена» (А.Ахматова). В названиях произведений тоже встречаются оксюмороны: «Мёртвые души», «Живой труп».

Метонимию (вид тропа: обозначение предмета или явления по одному из его признаков, когда прямое значение сочетается с переносным) очень сложно отличить от синекдохи (разновидность метонимии) вместо целого названа часть. Примеры метонимии: «Я три тарелки съел» (И.А.Крылов). Здесь три тарелки – кушанье. Синекдоха: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Ю.Лермонтов). В «Литературной энциклопедии» А.Николюкина о них вообще говорится в одной небольшой статье. И очень мало.

Когда специалисты предпочитают не говорить о предмете, мы понимаем, что это и для них слишком сложно. А что делать нам? Довольствоваться малым. Если вы научились находить и отличать друг от друга хотя бы метафору, сравнение, эпитет, это уже хорошо. Захотелось большего? Попробуйте заглянуть в «Энциклопедический словарь юного литературоведа» В.И.Новикова. Очень много интересного и полезного там найдёте. А в качестве заключения найдите известные тропы в стихотворении Александра Блока:

Из ничего — фонтаном синим

Вдруг брызнул свет.

Мы головы наверх закинем —

Его уж нет,

Рассыпался над чёрной далью

Златым пучком,

А здесь — опять, — дугой, спиралью,

Шаром, волчком,

Зелёный, жёлтый, синий, красный —

Вся ночь в лучах…

И, всполошив её напрасно,

Зачах.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Учебное пособие на тему «Художественные средства выразительности в графике»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Ванинская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области

Учебное пособие

на тему:

«Художественные средства выразительности в графике»

Полина Людмила Николаевна,

учитель изоискусства

2018

Аннотация

Учебное пособие «Художественные средства выразительности в графике» создано в соответствии с требованиями дополнительной образовательной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Изобразительное творчество».

Учебное пособие предназначено для педагогов общеобразовательных школ, дополнительного образования для занятий во внеурочной деятельности, изостудий, кружках, творчески настроенных детей 7-15 лет, желающих развить художественные способности, воображение и творческое мышление.

Учебное пособие дает возможность учащимся закрепить теоретические основы изобразительной грамоты на практических занятиях, получить навыки творческой работы в различных техниках графики и живописи.

Учебное пособие содержит развернутый материал по теме и практические творческие задания разной степени сложности.

Приобретенные знания могут быть использованы для дальнейшего обучения по курсу предпрофессиональной подготовки в художественной школе.

Графика — вид изобразительного искусства, основным средством которого является рисунок, выполненный на бумаге карандашом, пером, фломастером, углём и т.д.

Графика — это искусство линейно, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным — карандаш, уголь, фломастер.

Выразительными средствами графики является — линия, точка, штрих, пятно, светотень. С помощью этих средств художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.

Линия — главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна, она может быть тонкой, изысканной, жесткой, колючей, порывистой, уверенной и неуверенной и т.д. (рис. 1, 2)

hello_html_5aff3e6b.jpgРис.1hello_html_35d6dabc.jpgРис.2

Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок женщины, выполненный одним из великих художников эпохи Возрождения Микеланжело ( рис. 3).

hello_html_m72213506.jpg

Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственный задачи.

Штрих — короткий след карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно — пространственные свойства объектов, их фактура.

Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт — пятно. Силуэт — плоское цветовое пятно на более темном или более светлом фоне (рис. 4,5).

hello_html_46dded91.jpghello_html_7886dc0c.jpg

Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигуры. Пятно может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию (рис. 6).

hello_html_m7b5198e4.jpg

Рисунок пятном может быть и не силуэтным. В нем могут использоваться градации тона: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень (рис.7)

hello_html_m463dddb3.jpg

Для выполнения рисунков используются многие инструменты и материалы. Для начинающего наиболее пригоден обычный простой карандаш с графитным стержнем. Карандаши (от тюрк, «кара» — черный и «таш» — камень) бывают твердыми, мягкими, глянцевыми, матовыми, а также различных силы и цвета.

Графитный карандаш хорошо держится на поверхности бумаги и легко стирается ластиком. При рисовании графитным карандашом на первых этапах рисунок следует вести очень легко, без нажима. Ровное покрытие поверхности листа определенным тоном достигается с помощью штрихов, нанесенных в одном направлении. Чтобы получить плавный переход тона от темного к светлому, штрихи наносят чаще или реже, усиливая или ослабляя нажим на грифель.

Графитные карандаши выпускаются различных степеней твердости. Отечественные карандаши имеют 13 степеней твердости, более твердые обозначаются буквой Т (от 1T до 7Т), более мягкие — буквой М (от 1М до 5М). Импортные карандаши обозначаются соответственно Н и В.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок ТМ, М, 2М —5М. С их помощью можно делать линии различной толщины и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой (рис. 8).

hello_html_m3d87224d.jpg

Самое главное качество художника – умение видеть. В своих произведениях художник изображает, то, что затронуло его душу, и воплощает это так, как сам чувствует и понимает. Другими словами – он создает художественный образ. И музыканты, и художники, и литераторы создают художественный образ и это довольно-таки сложный процесс. И нам, зрителям проще ощутить и понять, чем грамотно объяснить и оценить то или иное художественное произведение. Искусство мыслит образами. Мышление художников ассоциативно и эмоционально. Свои душевные переживания он вкладывает в создаваемое произведение. И, чтобы реализовать свой духовный замысел, художник использует художественные средства выразительности графики или живописи: линию, штрих, пятно, тон, цвет, форму, пропорции, фактуру, пространство, композицию.

Упражнение 1. Придумай композицию из линий разного характера на тему «Небо –море», рис.9-9а.

hello_html_75569e70.jpghello_html_m78fc9ea9.jpg

Упражнение 2. Придумай сложную ритмичную композицию из линий, рис.10.

hello_html_mbfd4249.jpg

Упражнение 3. Выполни композицию из разных по характеру линий на тему «На лугу», рис.11-11а.

hello_html_m5b1d2704.jpghello_html_46f695e.jpg

Упражнение 4. На листе А4 выполните композицию с различными задачами, пример рис.12-12а.

hello_html_4fbc7b31.jpghello_html_4aed1466.jpg

Упражнение 5. На листе А4 выполните композицию: силуэт предмета, насекомого, животного и т.д. украсьте разными по характеру линиями, пример рис.13.

hello_html_795b0ee0.jpghello_html_m64392e05.jpg

Упражнение 6. Формат А4-А5 подготовьте для процарапывания (равномерно натрите лист свечкой, покройте черной тушью, оставьте высыхать). Острым предметом сделайте композицию, рис.14.

hello_html_271b0175.jpg

Рисунок – это основа изобразительного творчества, вид искусства. Он необходим и графикам, и скульпторам, и живописцам, и архитекторам. Мастерски выполненный рисунок можно назвать графическим произведением. Разные графические техники переплетаются с различными целями, для которых создаются рисунки. Так, существуют разные виды рисунка.

Набросок – очень быстрый рисунок. В наброске художник стремится передать свое впечатление или идею будущей работы (рис.1-1а Э.Мане «Портрет мадам Жюль Гийоме»).

hello_html_m44e940bc.jpghello_html_7100eaa3.jpg

Зарисовка – рисунок более долгий, изучающий какой-либо предмет (рис. 2 П.П.Кончаловский «Пейзаж». Уголь. Россия. ХХв.).

hello_html_m10b6f1d9.jpg

Технический рисунок – это рисунок, ставящий задачу изучить как устроена машина или к.-л. постройка (рис. 3).

hello_html_5d4f0ad.jpg

Учебный рисунок – это рисунок, ставящий перед собой цель освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка (рис. 4).

hello_html_605662e7.jpg

Творческий рисунок – это осмысленный рисунок, в котором автор стремится выразить то, что ему интересно (рис.5). hello_html_4288e998.jpg

Чтобы уметь рисовать, надо этому учиться. А чтобы овладеть тайнами рисования, надо учиться видеть. Способность видеть и способность рисовать тесно связаны между собой. Учиться видеть означает особым образом мыслить! Рисование начинается с этапа рассматривания понравившегося предмета. Глаза художника наблюдают, мозг в это время расшифровывает видимую картинку с учетом состояния души, а рука складывает из линий и пятен изображение. Получается т.о. особое исследование, в котором значение имеет интерес художника к предмету изображения, его отношение к этому предмету. Художник видит не так, как просто внимательный человек, а напрягает все свои чувства и создает на языке изобразительного искусства «рассказ» о своих впечатлениях.

Итак, «Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительных искусств. Живописные полотна и архитектурные проекты, скульптурные монументы и театральные декорации – всё начинается с того, что художник берёт в руки карандаш. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел».

В этом смысле карандаш нужен не только представителям изобразительного искусства: он необходим ученику для создания учебного рисунка по многим школьным предметам, конструктору, инженеру, рабочему-изобретателю, чтобы сделать набросок нужной машины, детали, и людям многих других профессий. Но для этого нужно уметь правильно и свободно владеть карандашом.

Линия. Рисунок карандашом состоит из линий – длинных, коротких, волнистых, отрывистых, тонких и толстых. Линии разные по своему характеру. При анализе рисунка линия может быть: весомой, уверенной, беглой, поспешной, лихой, смелой, строгой, упругой, росчерком, слабой, исчезающей и т.д. В природе линии встречаются редко. Можно сказать, что их нет, но мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет, есть плоскость предмета. Линия – это условный знак, придуманная как способ обозначения. У каждого рисующего человека есть своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета – есть свой почерк. И этот почерк может быть разным: строгий или непринужденный, скованный или энергичный. В любом случае – характер линий выражает настроение художника! (Рис. В.Ван Гог «Лодки в море у Сен-Мари», рис.6-6а)

hello_html_3b66a426.jpg

hello_html_93fbaf9.jpg

Как разнообразна графическая структура в рисунке Ван Гога «Лодки в море у Сен-Мари»! Рисунок выполнен тушью и палочкой. Художник выразительно и эмоционально передал свое отношение к происходящему. Фактура воды представляет большой интерес. Движение воды и блеск на воде переданы разнообразными графическими элементами – многообразными широкими и тонкими линиями, скругленными завитками разной яркости. Образ бурлящего, играющего моря художник дополняет точками, черточками, закорючками. В рисунке много разных штрихов, где они повторяются, чередуются, создают ритм, поэтому образ моря получился веселый.

Ритм — это универсальное природное средство. «Ритм» в переводе с древнегреческого означает «такт», «соразмерность». Ритм организует внутреннюю динамику произведения, создает определенную музыкальность картины. Ритм – это чередование, повторение через определенный интервал различных элементов изображения (фигур, линий, цветов). Ритмические соотношения могут быть бесконечно разнообразны: сложны, вариативны и очень просты. Пространство между элементами называется интервалом. Когда интервалы одинаковы возникает равномерный ритм. Он передает ощущение непрерывности движения. Его используют при построении орнаментов в декоративно-прикладном искусстве. Человеческому восприятию не свойственна монотонность. Нашему взгляду привычнее неравномерный ритм с акцентами, привлекающими наше внимание. В произведении такие ритмы могут переплетаться создавая внутреннюю жизнь, движение в картине. Улавливая ритмы в картине, зритель способен раскрыть чувства автора, (рис.7).

hello_html_1cecec6b.jpg

Пятно, как и линия, — основное средство изображения на плоскости. Пятна в произведениях бесконечно разнообразны по форме, цвету, тону, размеру, расположению и очертанию, (рис.8).

hello_html_79c754c3.jpg

Упражнение 1. Выполни штриховку, постепенно усиливая тон, рис.9.

hello_html_m6641cee9.jpg

Упражнение 2. Сделай копию рисунка Ван Гога, рис.6.

hello_html_3b66a426.jpg

Упражнение 3. Выполни композицию, начиная от пятна, рис.10.

hello_html_m39a25f73.jpg

Упражнение 4. Выполни композицию, используя разные по характеру линии, рис.11.

hello_html_35d6dabc.jpg

Упражнение 5. Выполни композицию, используя минимум художественных средств, рис.12.

hello_html_m5ccf3539.jpg

Упражнение 6-14. Выполни задачи, поставленные учителем, используя рис. 13-20.

hello_html_m316d8603.jpg Рис.13

hello_html_31bbe984.jpg Рис.14

hello_html_m18fe8158.jpg Рис.15

hello_html_4e658036.jpg Рис.16

hello_html_2155bdc4.jpg Рис.17

hello_html_b39d0fe.jpg Рис.18

hello_html_m2e896d4.jpg Рис.19

hello_html_m339b9fac.jpg Рис.20

Литература:

  1. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы

  2. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

  3. А.Д. Алехин. Когда начинается художник

  4. Ю. Аксенов. Цвет и линия

  5. Н. Костерин. Учебное рисование

  6. Журналы «Юный художник»

  7. Л. А. Неменская Искусство в жизни человека.

  8. В.С.Кузин Изобразительное искусство

Средства художественной выразительности, тропы, стилистические фигуры

Средства художественной выразительности языка, или языковые средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.

К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры.

Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.

Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.

Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз и др.

Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении.

Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным.

Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением).

Метонимия (греч. metonymía, буквально – переименование) – троп, основанный на принципе смежности, замена слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.).

Гипербола – непомерное преувеличение.

Литота – непомерное преуменьшение.

Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл.

Перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений.

Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других слов и выражений, считающихся неприличными или неуместными.

 

Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

Основные стилистические фигуры – это анафора, эпифора, градация, параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, оксюморон.

Анафора – фигура, заключающаяся в повторении схожих звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.

Эпифора – фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.

Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия.

Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.

Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторические обращения часто встречаются в монологах.

Оксюморон – неожиданное соединение противоположных, казалось бы, несовместимых понятий («Барышня-крестьянка» – название повести А.С. Пушкина).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *