Степень с рациональным показателем. Ее свойства. Свойства степени с рациональным показателем. Примеры решения задач
Степень с рациональным показателем.
Ее свойства.
Свойства степени с рациональным показателем.
Примеры решения задач.
1.Упростите выражение:
а) 14а2/5-10(а1\5)2=14а2/5-10а1/5∙2/1=14а2/5-10а2\5=4а2/5;
б)3а0,3:1,5а-3,7= 3/1,5 а0,3-(-3,7)= 2а0,3+3,7=2а4;
в)в-5,6∙11в0,4=11в-5,6+0,4=11в-5,2.
2. Найдите значение выражения
а) (1/4)3а:(4-5а) при а=0,5.
Так, как 1/4=1/41= 4-1, то
(4-1)3а:4-5а=4-3а:4-5а=4-3а-(-5а)=4-3а+5а=42а, при а=0,5
42∙ 0,5=41=4.
24в
б)(_______)-1/3 при в=-2.
2-2в
24в
( ______)-1/3 =( 24в-(-2в))-1/3= (24в+2в)-1/3= (26в)-1/3=26в∙(-1/ 3)=2-2в, при в = -2
2-2в
2-2∙ (-2)=24=16.
в) (аа/2∙3а)-1 при а=-2.
(аа/2∙3а)-1= (аа/2)-1∙(3а)-1=а-а/ 2∙3-а, при а=-2
(-2)-(-2) / 2∙3-(-2) =(-2)2 / 2∙32=(-2)1∙9=-18
3. Вычислить.
3.Задания для самостоятельного решения.
1.Упростите выражение:
а) 60,7/ 60,3; в) а7/6:а-5/6;
б) к -5,3∙4к 0,1; г) (а3/2: а-7/2)∙а3;
д) 4с2/7+ 3(с1/7 )2 ; д) (43а ∙ 4-2а) -2.
2. Найти значение выражения
а) 53в
_____при в=0,25;
5-в
б) 27с∙2-3 с при с=-1/4;
в) (16-3)а / 6 при а=-1/2;
г) (43а∙4-2а
)-2 при а=-1/4.3. Упростите выражение
4.
5. Найти значение выражения
6. Упростите выражение.
Урок 17. степень с рациональным и действительным показателем — Алгебра и начала математического анализа — 10 класс
Алгебра и начала математического анализа, 10 класс
Урок №17. Степень с рациональным и действительным показателем.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1) понятие степени;
2) определение степени с рациональным и действительным показателем;
3) нахождения значения степени с действительным показателем.
Глоссарий по теме
Если n- натуральное число, , m— целое число и частное является целым числом, то при справедливо равенство:
.
При любом действительном х
и любом положительном а ) степень является положительным числом:Но если основание степени а=0, то степень определяют только при
При выражение не имеет смысла.
Основная литература:
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Пример: вычислим
Мы можем представить , тогда
Таким образом, мы можем записать
или
На основании данного примера можно сделать вывод:
Если n- натуральное число,
.
Напомним, что r-рациональное число вида , где m— целое число , n- натуральное число. Тогда по нашей формуле получим:
Таким образом, степень определена для любого рационального показателя r и любого положительного основания а.
Если , то выражение имеет смысл не только при 0, но и при а=0, причем, Поэтому считают, что при r
Пользуясь формулой степень с рациональным показателем можно представить в виде корня и наоборот.
Рассмотрим несколько примеров:
Отметим, что все свойства степени с натуральным показателем, которые мы с вами повторили, верны для степени с любым рациональным показателем и положительным основанием, а именно, для любых рациональных чисел p и q и любых 0 и 0 ы следующие равенства:
- ;
- ;
Разберем несколько примеров, воспользовавшись данными свойствами:
- Вычислим:
- Упростить выражение:
В числителе вынесем общий множитель ab за скобки, в знаменателе представим корни в виде дробных показателей степени:
А теперь дадим определение степени с действительным показателем, на примере .
Пусть последовательность десятичных приближений с недостатком :
Эта последовательность стремится к числу , т.е.
Числа являются рациональными, и для них определены степени т.е. определена последовательность
Можно сделать вывод, что данная последовательность стремится к некоторому действительному числу, которое обозначают , т.е. .
Опредление степени с действительным показателем.
При любом действительном х и любом положительном а ) степень является положительным числом:
Но если основание степени а=0, то степень определяют только при и считают, что
При выражение не имеет смысла.
Для степени с действительным показателем сохраняются все известные свойства степени с рациональным показателем, из которых следует теорема.
Теорема. Пусть и . Тогда .
Доказательство:
По условию . Поэтому, по свойству 1 имеем
а^(х₂). Умножив обе части этого равенства на положительное число , получим . По свойству умножения степеней получаем: , т.е. .
Из данной теоремы вытекают три следствия:
- Пусть Тогда
- Пусть и
.
- Пусть и
.
Эти теорема и следствия помогают при решении уравнений и неравенств, сравнении чисел.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Пример 1. Сравнить числа
Сравним показатели
Т.к. , и 12 < 18, то .
Поэтому по теореме
Пример 2. Решим уравнение
.
Поэтому уравнение можно записать так:
Получим, , разделим на 2 обе части уравнения.
Следовательно,
Пример 3. Сравнить числа
Избавимся от корней, для это возведем оба числа в шестую степень, т.к. шесть делится — наименьшее общее кратное двух и трех:
Т.к. 0<8<9 и , то , т.е. .
Урок 10: Показатель рациональный — 100urokov.ru
План урока:
Степень с рациональным показателем
Свойства дробных степеней и операции с ними
Сравнение степеней
Степень с рациональным показателем
Напомним, что в 7 классе мы впервые познакомились с понятием степени, причем тогда рассматривались случаи, когда показателем степени является натуральное число. В 8 классе понятие степени было расширено, теперь в него включались случаи, когда показатель являлся целым числом. Настоятельно рекомендуем перечитать соответствующие уроки. Сегодня же мы можем сделать ещё один шаг вперед и рассмотреть степени с рациональными показателями.
При расширении понятия степени важно обеспечить то, чтобы уже известные правила работы с целыми степенями работали и для дробных показателей. Одно из свойств степеней выглядит так:
(am)n = amn
Подставим в эту формулу следующие значения переменных:
а = 3
m = 1/6
n = 6
Мы специально выбрали эти числа такими, чтобы произведение mn равнялось единице:
mn = (1/6)•6 = 1
Подставляем эти значения:
(31/6)6 = 31/6•6 = 31 = 3
Получили, что
(31/6)6 = 3
Однако по определению корня n-ой степени число, дающее при возведении в шестую степень тройку, является корнем шестой степени из трех. То есть можно записать:
С помощью подобных преобразований нам удалось указать, чему равно число, возведенное в дробную степень. Аналогично можно показать, что для любого а > 0 справедлива формула:
Действительно, если возвести левую часть в n-ую степень, то получим:
(а1/n)n = a1/n•n = a
Значит, по определению корня n-ой степени
Ограничение а > 0 необходимо для того, чтобы не рассматривать случаи, когда подкоренное выражение является отрицательным.
Продолжим наши рассуждения. Чему будет равна степень аm/n? Ясно, что дробь m/n можно представить в виде:
m/n = (1/n)•m
C учетом этого выполним преобразование:
В результате несложных преобразований нам удалось получить формулу, позволяющую возводить число в степень, у которой рациональный показатель!
Приведем несколько примеров вычисления дробных степеней:
Часто при вычислениях удобнее сначала извлечь корень из числа, а потом полученный результат возвести в степень:
Напомним, что одну и ту же дробь можно представить разными способами, например:
1/2 = 2/4 = 3/6 = 4/8 = 5/10 = 0,5
Возникает вопрос – изменится ли значение дробной степени, если мы приведем дробь к новому знаменателю? Очевидно, что нет, но всё же убедимся в этом на примере. Сначала возведем в степень 1/2 число 25:
Теперь заменим дробь 1/2 на идентичную ей дробь 2/4:
Результат не изменился. В общем случае есть смысл максимально сократить дробь перед вычислением, чтобы избежать операций с большими числами. Особенно это касается десятичных дробей. Например, пусть необходимо вычислить значение выражения 810,25. По определению десятичной дроби можно записать, что 0,25 = 25/100. Тогда вычислить 810,25 можно так:
Согласитесь, возводить число 81 в 25-ую степень не очень легко! Поэтому поступим иначе. Сократим дробь 25/100:
0,25 = 25/100 = 25/(25•4) = 1/4
Теперь вычисления будет более простыми:
Вообще легко запомнить, что 0,25 = 1/4, а 0,5 = 1/2. Замена десятичных дробей обыкновенными дробями сильно упрощает вычисления. Приведем примеры:
Свойства дробных степеней и операции с ними
Когда мы изучали степени с целыми показателями, мы выяснили, что правила работы с ними ничем не отличаются от правил работы со степенями с натуральным показателем. Оказывается, эти же правила работают и для степеней с рациональным показателем. Сформулируем основные свойства дробных степеней.
Например, справедливы следующие действия:
50,5•52,5 = 50,5 + 2,5 = 53 = 125
195/3•191/3 = 195/3 + 1/3 = 192 = 361
29,36–0,37•29,361,37 = 29,36–0,37 + 1,37 = 29,361 = 29,36
Вот несколько примеров подобных вычислений:
174,5:173,5 = 174,5–3,5 = 171 = 1
49,36:46,36 = 49,36–6,36 = 43 = 64
2012:2014 = 2012–14 = 20–2
Проиллюстрируем это правило примерами:
(60,25)8 = 60,25•8 = 62 = 36
(93/2)2 = 9(3/2)•2 = 93 = 729
(254)0,125 = 254•0,125 = 250,5 = 5
Покажем, как можно применять данное правило:
41/6•161/6 = (4•64)1/6 = 641/6 = 2
0,51,5•501,5 = (0,5•50)1,5 = 251,5 = 251+0,5 = 251•250,5 = 25•5 = 125
4,90,5•100,5 = (4,9•10)0,5 = 490,5 =7
Это правило можно применять следующим образом:
3600,5:100,5 = (360:10)0,5 = 360,5 = 6
5003:503 = (500:50)3 = 103 = 1000
6,251/4:0,011/4 = (6,25:0,01)1/4 = 6251/4 = 5
Заметим, что степени очень удобны тем, что с их помощью легко упростить работу с корнями, ведь если
то верное и обратное:
То есть любое выражение с корнями в виде степени с рациональным показателем.
Пример. Вычислите значение выражения
Решение. Корней много, поэтому для удобства заменим их степенями
Получили тоже самое выражение, но в более компактном виде. Посчитаем его значение:
(91/4)1/5•39/10 = (90,25)0,2•30,9 = 90,25•0,2•30,9 = 90,05•30,9 = (32)0,05•30,9 =
=32•0,05•30,9 = 30,1•30,9 = 30,1•0,9 = 31 = 3
Ответ: 3.
Пример. Упростите выражение
(81n+1– 65•81n)0,25
Решение. Степень 81n+1можно представить как произведение:
81n+1 = 81n•811 = 81•81n
С учетом этого можно записать:
(81n+1– 65•81n)0,25 = (81•81n– 65•81n)0,25 = (81n(81 – 65))0,25 =
= (81n•16)0,25 = 810,25n •160,25 = 810,25n •161/4 = 2•810,25n
Ответ: 2•810,25n.
Сравнение степеней
Напомним, что из двух корней n-ой степени больше тот, у которого больше подкоренное выражение:
Отсюда следует вывод, что если a<b, то
а1/n<b1/n
теперь возведем каждую часть этого неравенства в степень m. Тогда получим неравенство:
аm/n<bm/n
Получили, что из двух степеней с одинаковыми показателями меньше та, у которой меньше основание (правила сравнения будем нумеровать, чтобы на них удобнее было ссылаться):
В частности, справедливы следующие неравенства:
233,75< 243,75
634/3< 644/3
0,0080,002< 0,0080,002
Здесь мы рассматривали случаи, когда показатель степени является положительным числом. А что делать, если он отрицательный? Тогда степень следует «перевернуть», воспользовавшись уже известной вам формулой:
a–n = 1/an = (1/а)n
Пример. Сравните выражения с рациональным показателем степени:
20–3,14 и 50–3,14
Решение. Избавимся от знака минус в показателе:
20–3,14 = (1/20)3,14 = 0,053,14
50–3,14 = (1/50)3,14 = 0,023,14
Получили две степени с одинаковым и, что принципиально важно, положительным показателем. Из них больше та, у которой больше основание. То есть из неравенства 0,02 < 0,05 следует, что
0,023,14< 0,053,14
Это означает, что
50–3,14< 20–3,14
Ответ: 50–3,14< 20–3,14.
Особенным является случай, когда показатель степени равен нулю. Напомним, что любое число в нулевой степени (кроме самого нуля) равно единице, а выражение 00 не имеет смысл. Это значит, что числа в нулевой степени равны друг другу, даже если у них разные основания:
250 = 260 = 1
9,360 = 9,370 = 1
18,35460 = 12,36470 = 1
Несколько сложнее сравнивать числа, у которых одинаковые основания, но различные показатели. Здесь возможны три случая – основание либо равно единице, либо больше неё, либо меньше неё.
На основании этого правила можно записать, что:
53,14< 53,15
45–0,563< 450,001
1,235–5,623< 1,235–4,958
Единица в любой степени равна самой себе. Поэтому, если у двух чисел в основании записана именно она, то они должны быть равны друг другу:
1–7,56 = 1–0,15 = 10,236 = 1 521,36 = 1
Осталось рассмотреть случай, когда основание меньше единицы (но всё равно положительное). В таком случае ситуация становится противоположной – чем больше степень, тем меньше число. Проиллюстрируем это на примере. Пусть надо сравнить числа 0,57,6 и 0,58,9. Заменим дробь 0,5 так, чтобы вместо нее получилась степень с основанием, большим единицы:
0,5 = 1/2 = 1/(21) = 2–1
Итак, 0,5 = 2–1. Тогда можно записать, что:
0,57,6 = (2–1)7,6 = 2–7,6
0,58,9 = (2–1)8,9 = 2–8,9
Такие числа мы уже умеем сравнивать. Так как
– 8,9 <– 7,6
то и
2–8,9< 2–7,6
Следовательно, 0,57,6> 0,58,9.
Например, справедливы неравенства:
0,997> 0,997,24
0,5715,36> 0,5716,47
0,490,04> 0,490,05
Рассмотрим чуть более сложное задание на сравнение степеней, где надо использовать одновременно несколько правил.
Пример. Докажите, что
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 281/3
Решение. Напрямую вычислить значение выражений в правой и левой части затруднительно. Однако мы можем усиливать неравенство, чтобы получить более простые выражения.
Усилить неравенство – это значит увеличить его меньшую или уменьшить большую часть. Например, неравенство 10 < 20 усилится, если вместо 10 написать большее число (11 < 20), или вместо 20 написать меньшее число (10 < 19). Очевидно, что если усиленное неравенство верное, то и изначальное (ослабленное) также справедливо.
Очевидно, что можно легко посчитать значение выражения 271/3:
Также ясно, что 271/3< 281/3 (правило 1). Усилим исходное неравенство:
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 271/3 (1)
Действительно, если (1) справедливо, то мы можем записать двойное неравенство
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 271/3< 281/3
Опустив здесь среднюю часть, получим исходное неравенство. Так как 271/3 = 3, мы можем переписать (1) так:
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7<3 (2)
Далее будем работать с левой частью. Очевидно, что 0,80,8< 0,90,8 (снова используем правило 1). С другой стороны, 0,90,8< 0,90,7 (правило 3). Значит, можно записать двойное неравенство:
0,80,8< 0,90,8<0,90,7
или просто 0,80,8<0,90,7. Абсолютно аналогично можно записать, что
0,70,8< 0,90,7<0,90,7
Или 0,70,8<0,90,7. Наконец, в силу правила (3), 0,90,9<0,90,7. Итак, имеем три неравенства:
0,90,9<0,90,7
0,80,8<0,90,7
0,70,8<0,90,7
Их левые части стоят в (2). Следовательно, можно усилить (2):
0,90,7 + 0,90,7 + 0,90,7<3
3•0,90,7< 3
Поделим обе части на 3:
0,90,7< 1
Заменим единицу равным ему выражением 10,7:
0,90,7<10,7 (4)
Из правила 1 следует, что (4) справедливо. Но мы получили его, усиливая исходное неравенство. Из справедливости более сильного неравенства следует и справедливость более слабого. Следовательно, из справедливости (4) вытекает верность исходного неравенства, которое и надо было доказать.
Степень с рациональным показателем
Мы уже знакомы с понятием степени с целым показателем. Давайте разберемся, что такое степень с рациональным показателем.
Рациональный показатель – это выражение вида \(\frac{p}{q}\), где \(p\)-некоторое целое число, а \(q\) – натуральное число, причем \(q\ge2\).
Определение
Положительное число \(a\) в рациональной степени \(\frac{p}{q}\) является арифметическим корнем степени \(q\) из числа \(a\) в степени \(p\):
$$ a^{\frac{p}{q}}=\sqrt[q]{a^p}. $$Обращаем ваше внимание, что
$$ \sqrt[q]{p}=(\sqrt[p]{a})^p,$$Неважно в каком порядке – сначала извлечь корень или возвести в степень, от этого смысл выражения не теряется. Как удобнее, так и считайте.
Пример 1 $$ 8^{\frac{2}{3}}=\sqrt[3]{8^2}=(\sqrt[3]{8})^2=2^2=4; $$ $$ 3^{\frac{1}{5}}=\sqrt[5]{3}; $$ $$ 5^{\frac{3}{2}}=\sqrt{5^3};$$ $$ 7^{-\frac{5}{6}}=\sqrt[6]{7^{-5}}.$$Теорема
Пусть есть некоторое положительное число \(a\) и целое число \(p\), тогда справедливы следующие соотношения:
$$1.\; a^{\frac{p}{q}}=(a^{\frac{1}{q}})^p,$$ $$2.\; a^{\frac{p}{q}}=a^{\frac{p*k}{q*k}},$$ $$ 3.\;a^p= a^{\frac{pq}{q}}, $$где \(k\) и \(q\) – натуральные числа большие 1.
Давайте попробуем их доказать:
Из определения степени с рациональным показателем следует, что:
$$ a^{\frac{p}{q}}=\sqrt[q]{a^p}=(\sqrt[p]{a})^p=(a^{\frac{1}{q}})^p,$$Опять из определения и свойства корня n-й степени следует:
$$ a^{\frac{p}{q}}=\sqrt[q]{a^p}=\sqrt[q*k]{a^{p*k}}= a^{\frac{p*l}{q*k}}, $$Третья формула на наш взгляд очевидна, просто сократить степень справа и получите исходное выражение.
Пример 2 $$a)\;8^{\frac{4}{3}}=(8^{\frac{1}{3}})^4=2^4=16;$$ $$б)\;4^{\frac{15}{5}}=4^{\frac{3}{1}}=4^3=64;$$ $$в)\;3^{-\frac{6}{2}}=3^{-3}=\frac{1}{3^3}=\frac{1}{27}.$$Свойства степени с рациональным показателем
Пусть \(a\) и \(b\) – некоторые положительные числа, а числа \(m\) и \(n\) – рациональные числа. Тогда выполняются соотношения:
$$ 1. \;a^m*a^n=a^{m+n}. $$При умножении степеней с рациональным показателем и одинаковым основанием их показатели степени складываются.
$$2. \; a^m:a^n=a^{m-n}.$$При делении степеней с рациональным показателем и одинаковым основанием их показатели степени вычитаются.
$$3. \; (a^m)^n=a^{m*n}.$$При возведении степени с рациональным показателем в степень с рациональным показателем их показатели перемножаются.
$$4. \; (a*b)^n=a^n*b^n.$$Степень с рациональным показателем от произведения двух положительных чисел равна произведению степеней этих множителей.
$$ 5.\; (\frac{a}{b})^n=\frac{a^n}{b^n}.$$Степень с рациональным показателем от частного двух положительных чисел равна частному степеней этих чисел.
И еще два очень важных свойства степеней. Они вам понадобятся при решении показательных уравнений и неравенств.
Пусть опять есть некоторое положительное число \(a>1\) и рациональные числа \(n\) и \(m\).
$$6.\;$$При \(n \gt 0\) \(a^n \gt 1\),
При \(n \lt 0\) \(0 \lt a^n \lt 1\).
$$7.$$Если же \(a \gt 1\) и \(n \gt m\), то
$$ a^n>a^m.$$Если \( 0 \lt a \lt 1 \) и \(n \gt m\), то
$$ a^n \lt a^m.$$Разберем несколько примеров:
Пример 3 $$ 3^{-\frac{3}{4}}*3^{-\frac{1}{4}}=3^{-\frac{3}{4}-\frac{1}{4}}=3^{-1}=\frac{1}{3};$$ $$ 2^{\frac{1}{2}}:2^{\frac{1}{4}}=2^{\frac{1}{2}-\frac{1}{4}}=2^{\frac{1}{4}}=\sqrt[4]{3};$$ $$ (5^{-\frac{1}{2}})^{-4}=5^{(-\frac{1}{2})*(-4)}=5^2=25; $$ $$ (0,125)^{-\frac{2}{3}}*8^{-\frac{2}{3}}=(0,125*8)^{-\frac{2}{3}}=1^{-\frac{2}{3}}=1; $$ $$ (4,4)^{\frac{1}{3}}:(0,55)^{\frac{1}{3}}=(\frac{4,4}{0,55})^{\frac{1}{3}}=8^{\frac{1}{3}}=\sqrt[3]{8}=2;$$ $$ 3^{\frac{1}{3}} \lt 3^{\frac{1}{2}},$$Так как основание степени больше единицы \(3 \gt 1\) и \(\frac{1}{3} \lt \frac{1}{2}\).
$$ (\frac{1}{5})^{\frac{1}{3}} \gt (\frac{1}{5})^{\frac{1}{2}}, $$Так как \(0 \lt \frac{1}{5} \lt 1\) и \(\frac{1}{3} \lt \frac{1}{2}\)
Электронная презентация «Степень с рациональным показателем»
Слайд 1
Степень с рациональным показателем 20 упражнений с решениями Выполнил: студент 1 курса 412 группы Зайцева Владимира Сергеевича ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж»Слайд 2
20 примеров решений степеней с рациональным показателем Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4 Пример 5 Пример 6 Пример 7 Пример 8 Пример 9 Пример 10 Пример 11 Пример 12 Пример 13 Пример 14 Пример 15 Пример 16 Пример 17 Пример 18 Пример 19 Пример 20 Правило :
Слайд 3
Пример 1 Ответ : Представить в виде корня n -ой степени : Правило :
Слайд 4
Ответ : Пример 2 Выполнить действия : Правило :
Слайд 5
Пример 3 Ответ :5 Упростить выражения : Правило :
Слайд 6
Пример 4 Ответ : a b Упростить выражения : Правило :
Слайд 7
Пример 5 Упростить выражения : Ответ : 2a Правило :
Слайд 8
Пример 6 Ответ : Упростить выражения : Правило :
Слайд 9
Пример 7 Упростить выражения : Ответ :0 Правило :
Слайд 10
Пример 8 Ответ : Выполнить действия : Правило :
Слайд 11
Пример 9 Найдите значение выражения : Ответ : 1 Правило :
Слайд 12
Пример 10 Ответ : 10000 Найдите значение выражения : Правило :
Слайд 13
Пример 11 Выполнить действия : Ответ : Правило :
Слайд 14
Пример 12 Записать в виде степени : Ответ : Правило :
Слайд 15
Пример 13 Выполнить действия : Ответ : Правило :
Слайд 16
Пример 14 Представьте выражение в виде степени с основанием X: Ответ : Правило :
Слайд 17
Пример 15 Представьте выражение в виде степени с основанием X: Ответ : Правило :
Слайд 18
Пример 16 Выполнить действия : Ответ : Правило :
Слайд 19
Пример 17 Сократить дробь : Ответ : Правило :
Слайд 20
Пример 18 Ответ :1 Упростить выражение : Правило :
Слайд 21
Пример 19 Ответ :x-1 Сократить дробь : Правило :
Слайд 22
Пример 20 Найдите значение выражения : Ответ : 8 Правило :
Слайд 23
Для любых рациональных чисел r и s и любых положительных а и b справедливы равенства : 1. a r * a s =a r+s . 2. a r :a s =a r-s . 3. ( a r ) s =a rs . 4. ( ab ) r =a r * a s . 5. Определение. Корнем n-й степени из числа a называется такое число, n-я степень которого равна a . Формулы и свойства степеней (степени с целыми показателями) a 1 = а, a 0 = 1 ( a ≠ 0), a -n = 1/ a n . 1° a m a n = a m+n ; 2° a m / a n = a m-n ; 3° ( ab ) n = a n b n ; 4° ( a m ) n = a mn ; 5° ( a / b ) n = a n / b n . Определение. Арифметическим корнем n-й степени из числа a называют неотрицательное число, n-я степень которого равна а.
Методическая разработка по математике на тему «Степени с рациональными показателями»
Практическое занятие
Тема: Нахождение значений степеней с рациональными показателями
Цель: Формирование умения решать задания на преобразование выражений, содержащих показатели степени; закрепить знания свойств степени с рациональным показателем.
Норма времени: (1час)
Методические указания
Выражение an называется степенью с натуральным показателем.
Число a называется основанием степени, а n — показателем степени. Третья степень числа называется кубом, вторая — квадратом. Первой степенью называется само число a.
Пусть a — любое действительное число; n — натуральное число, большее единицы. n-й степенью числа a называется произведение n множителей, каждый из которых равен a. Если n = 1, то по определению считают, что a1 = a.
Если a≠0, то a0=1. Выражение 00 не имеет смысла.
Если a≠0, и n– натуральное, то
Выражение 0-n не имеет смысла.
Свойства степени:
Степень с рациональным показателем:
Пусть p – произвольное положительное рациональное число. Тогда это рациональное число можно представить в виде несократимой дроби
где m и n – натуральные числа.
Предположим также, что a – произвольное положительное действительное число.
Степень, показатель которой есть положительное рациональное число, определяется по формуле:
Степень, показатель которой есть отрицательное рациональное число, определяется по формуле:
Пример1.
Свойства степеней с рациональными показателями
Пример2.
;
Содержание работы
Выполните индивидуальные задания:
Упростите выражение.
3. Вычислите.
Контрольные вопросы
Дайте определение множества рациональных чисел?
Перечислите свойства степени с целым показателем.
Понятие степени с рациональным показателем.
Что можно сказать о свойствах степени числа с целым показателем и свойствах степени с рациональным показателем?
Можно ли представить отрицательное число в виде степени с рациональным показателем?
Тема урока «Степени с рациональным показателем»
Тема: Степени с рациональным показателем
Цель урока: рассмотрение свойств степени с рациональным показателем
Задачи урока: решение примеров с рациональным показателем
Ход урока:
I этап: Организационный момент, приветствие, проверка домашнего задания
II этап: Новая тема:
Пусть p – произвольное положительное рациональное число. Тогда это рациональное число можно представить в виде несократимой дроби
где m и n – натуральные числа. Предположим также, что a – произвольное положительноедействительное число.
Теперь мы можем дать определение степени с рациональным показателем.
Определение. Степень, показатель которой есть положительное рациональное число, определяется по формуле:
Определение. Степень, показатель которой есть отрицательное рациональное число, определяется по формуле: Определение. Степень с нулевым показателем определяется по формуле: a0 = 1 .
Пример:.
Свойства степеней с рациональными показателями
Для степеней с рациональными показателями выполняются следующие свойства:
Кроме того, если p и q – произвольные рациональные числа, то
a p a q = a p + q, a > 0 , (a p ) q = a pq, a > 0 ,(ab) p = a p b q, a > 0 , b > 0 ,