Судьба человека в судьбе страны – «Судьба человека» М. А. Шолохова — веха в судьбе человечества | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Исследовательская работа «Судьба человека — судьба страны»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя школа №3 г. Дубовки

Дубовского муниципального района Волгоградской области

Работа «Судьба человека — судьба страны»

Работу выполнили:

ученики 9 «А» класса

МКОУ СШ №3 г.Дубовки

Великанова Дарья

Грушин Данил,

Руководитель:

Матвеева

Елена Евгеньевна,

учитель русского языка и

литературы

г.Дубовка 2017г.

Содержание

I.Аннотация

II.Введение

III.Основная часть: «Судьба человека – судьба страны»

— Глава 1. Священная память о войне.

— Глава 2. Я подвиг твой помню и в сердце храню (О В.И.Жукове)

-Глава 3. Участие в проекте «Дороги Победы»

IV. Заключение

V. Использованные ресурсы

VI.Приложения

I.Аннотация

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.- очень тяжелый период в истории России. Как ни прискорбно, современная молодежь почти ничего не знает об этой войне. Немногие из ребят назовут битвы, в которых участвовали советские воины. Само слово «ветеран» для детей XXI века связано прежде всего с ветеранами труда, а не с ветеранами войны, так как последних уже почти никого нет в живых. Но ведь забвение – первый шаг на пути к повторению событий. Поэтому, используя воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, необходимо напомнить учащимся об очевидном и сохранить в их сердцах память о ветеранах Великой Отечественной войны и событиях, в которых те принимали участие.

В своей работе мы хотим рассказать о нашем земле — герое, Жукове Василии Ивановиче.

II.Введение

  Великая Отечественная война  стала самым тяжелым испытанием в истории нашего  государства.   По разрушениям и количеству погибших людей она превзошла все вместе взятые войны, когда — либо пылавшие над нашей многострадальной страной. Советский Союз вынес и эту тяжелую и длительную войну. Города и села на огромных пространствах лежали в руинах.  Были разрушены или сожжены  1710 городов, свыше 70 тысяч поселков и деревень. Около 30 миллионов человеческих жизней советских людей унесла эта самая кровопролитная война в истории человечества. Забывать  об этих событиях и о людях, победивших в этой войне, мы просто не имеем права. Забота о ветеранах в нашей школе была всегда: поздравления ветеранов с праздниками, приглашение на классные часы, оказание посильной помощи. Но оценив всё, мы решили в канун празднования 75-летия Победы под Сталинградом сделать что-то большее. Участвуя в акции «Ветеран живет рядом», мы собрали материал о ветеранах-дубовчанах. Это и послужило к написанию исследовательской работы: «Судьба человека-судьба страны»

Объект исследования:

Объектом нашего исследования являются собранные материалы о нашем земляке – ветеране Великой Отечественной войны, Жукове Василии Ивановиче.

Предмет исследования:

Предметом исследования следует считать военный путь, пройденный нашим земляком.

Цель исследования: на примере биографий Жукова В.И., прошедшего войну от Сталинграда до Берлина, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата- защитника отчества, проследить жизнь ветерана и доказать тезис – «никто не забыт, ничто не забыто»

Гипотеза: если исследовать и изучить вопрос участия и вклад дубовчан в Великую Победу, то можно предположить, что мои земляки не только принимали участие в Великой Отечественной войне, но и внесли большой вклад в Победу

Методы исследования:

  1. метод опроса и анкетирование

  2. интервью

  3. изучение информационных источников, документов

  4. систематизация и обобщение

Актуальность: изучая историю Великой Отечественно войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А наше поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу

Новизна исследования заключается в том, что гласность, открытие современных архивов породили сегодня важность личного соприкосновения подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими боевыми подвигами прославляли имя родной страны.

Ожидаемые результаты: приобретение навыков исследовательской работы, расширение знаний о Великой Отечественной войне, сохранение памяти о суровых годах жизни ветеранов- земляков, удовлетворенность от общения с родственниками ветеранов, возможность использования данного материала (уроки истории, тематические классные часы, уроки мужества, участие в конкурсах.)

III. Основная часть

«Судьба человека- судьба страны »

Уже 71год отделяет нас от Победы в Великой Отечественной войне  1941-1945 годов. Но время не властно над народной памятью. Война все дальше уходит в прошлое, но потомки всегда будут помнить то героическое время и будут чтить тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Война не прошла стороной ни одну советскую семью.

 История Великой Отечественной войны – это, прежде всего, история человеческих судеб. Ю.Бондарев писал: «Я не жалею ни об одном дне своей военной молодости. Я был самым обыкновенным солдатом в многомиллионной армии моих соотечественников… Отечественная война – это наша юность, наш тяжкий опыт, наша совесть, наше достоинство!» Эти слова можно отнести ко всему фронтовому поколению. А значит, не прервётся веков связующая нить. Чтобы новое поколение было способно жить и трудиться на благо Отечества, смогло избежать многих ошибок, нужно повышать интерес к истории страны, истории малой родины. Непреходящие ценности мужества, чести, достоинства, прав и обязанностей перед обществом, самоорганизации и соблюдения государственных интересов, присущие советскому солдату особенно необходимы сейчас подрастающему поколению российского общества.

Что для человека может быть дороже родины? Каждый сын России носит в душе любовь к своему отечеству. Помнит о нём и в горе, и в радости, трудится на благо его, а если понадобится, отдаст свою жизнь за неё, не задумываясь.

  Бежит неумолимо время, уходят из жизни ветераны, редеют ряды старых бойцов, наших дедов, которые там, на далекой войне, проливали кровь и оставляли свои молодые жизни за нас, ныне живущих. 71 год прошел, как отгремела Великая Отечественная война. Для нас это уже история, а для них ветеранов,- это их боевая молодость, это горечь утрат и побед, это старые раны, которые к «ненастью болят», это боевые награды, которые напоминают о тех далеких суровых днях. И мы, молодое поколение, не хотим, чтобы нас называли Иванами, не помнящими родства.

Глава 1. Священная память о войне.

Никогда не забудут советские люди те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года. Когда московское радио прервало свои передачи и все услышали правительственное сообщение: «Среди ночи без объявления войны фашистские орды внезапно вторглись в пределы нашей страны». Уверенность в победе, решительные действия дать отпор врагу, овладели советскими людьми. Весь народ поднялся на борьбу. Безграничная любовь к Родине и высокий патриотический порыв вылились в массовое движение за создание народного ополчения. Гитлеровцы считали, что только они способны спасти мир и всю мировую цивилизацию. Но надо понять трудящихся других стран, которые верили в прочность Советского Союза и считали, что Советский Союз – единственная сила, способная остановить гитлеровскую тиранию. Следует признать, что начало войны для людей было очень тяжёлым: наши войска оказались в невыгодном положении. Первые, принявшие на себя удар пограничники проявили стойкость и мужество. Великая Отечественная война явилась небывалым по всей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза, самой суровой проверкой боевых качеств Советской Армии и Военно-Морского Флота. Все народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии. Советский народ и его Вооружённые Силы выполняли нелёгкую, но благородную миссию: освобождение народов Европы от фашистского порабощения. Политическая обстановка в мире к июню 1941 года была охарактеризована увеличением масштабов второй мировой войны, которая началась в Польше. Военные действия развернулись в Атлантике, Северной Африке и на Средиземном море. Сопротивление Англии опирается на существование СССР, и потому победа над ним будет победой и над Англией. «Если Россия будет разбита, — подчёркивал фюрер, — у Англии исчезнет последняя надежда, тогда господствовать в Европе и на Балканах будет Германия. Вывод: на основании этого заключения Россия должна быть ликвидирована. Срок – весна 1941 года».

К войне с Советским Союзом Германия готовилась долго и основательно. Во-первых, была создана мощная экономическая база агрессии. Во-вторых, захваченные территории стали служить источником рабочей силы, что компенсировало нехватку её в промышленности и сельском хозяйстве Германии. Нацисты широко практиковали насильственный угон населения в рабство, использование труда военнопленных. Высокоразвитая энергетическая промышленная база позволяла гитлеровцам быстрыми темпами наращивать военное производство.

Серьёзное внимание уделялось производству самолётов, танков, штурмовых орудий, бронеавтомобилей и бронетранспортёров. Высокое развитие получило в Германии производство артиллерийско-стрелкового вооружения и боеприпасов.

На 22 июня 1941 года в приграничных округах и флотах СССР было 3289850 солдат и офицеров, 59787 орудий и минометов, 12782 танка, из них 1475 танков Т-34 и КВ, 10743 самолета. В составе трёх флотов имелись около 220 тыс. человек 9 личного состава, 182 корабля основных классов (3 линкора, 7 крейсеров, 45 лидеров и эсминцев и 127 подводных лодок). Непосредственную охрану государственной границы несли пограничные части (сухопутные и морские) восьми пограничных округов. Вместе с оперативными частями и подразделениями внутренних войск они насчитывали около 100 тыс. человек. Отражение возможного нападения с запада возлагалось на войска пяти приграничных округов: Ленинградского, Прибалтийского особого, Западного особого, Киевского особого и Одесского. С моря их действия должны были поддерживать три флота: Северный, Краснознамённый Балтийский и Черноморский. «…Прошли первые, крайне тяжелые два месяца войны. Наши потери были очень велики. Только за первый день войны авиация приграничных округов потеряла около 1200 самолетов. Танковые и моторизованные соединения противника …продолжали двигаться вперед, прорывались на стыках наших войск, наносили удары по флангам группировок, разрушали узлы и линии связи. Гибли десятки тысяч советских воинов, мирных граждан… И в то же время с самого начала все происходило не так, как было запланировано немецким главным командованием…», — вспоминает маршал Г.К.Жуков

Много воды утекло с победного 45 года, заросли окопы, исчезли пепелища, выросло новое поколение. Со временем многие медали потерялись, письма пожелтели, но память осталась: ведь она вечна.

ГЛАВА 2. «Я подвиг твой помню и в сердце храню» (о В.И. Жукове)

О прошедшей войне мы, современные подростки, мало что знаем. Это было так давно! Моя бабушка родилась в послевоенные, 50-ые годы. Ее отец, мой прадед, не воевал: работал в тылу. Но поколение послевоенных детей знало имена, прославивших эпоху — Великую Отечественную войну. А мы? Что происходит с нами? Почему мы превращаемся в «Иванов, родства не помнящих? » Хотя история страны, края, жизнь земляков не так уж нам безразлична. И вот этому доказательства.

Летом мы ходим купаться на пляж нашего санатория «Дубовка». Много раз мы проходили по территории, не замечая бюста какому-то человеку. Потом нечаянно услышал разговор двух пожилых людей, остановившихся около этого небольшого памятника, мы запомнили фамилию «Жуков». Нам захотелось узнать о жизни этого человека, и почему он увековечен в камне.

Нам удалось познакомиться с документами, которые передала в школу дочь Василия Ивановича, Надежда Васильевна Жукова.

…Родился Василий Иванович 9 января 1913 года в селе Минино Куровского района Московской области. В 1930 году окончил семилетку в городе Электросталь и до 1937 года работал на заводе «Электросталь» (Приложение 1). В 1936 году встретил замечательную девушку Веру. Они полюбили друг друга, создали семью. В феврале 37-го у них родился первенец Владислав. В Дубовку они приехали в октябре 37-го, когда Василий Иванович был назначен директором Дубовского Дома отдыха. Вера Яковлевна стала работать здесь же бухгалтером. 39-й принёс счастье в их семью — родился второй сын Коленька. (Приложение 2).

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнём, враждой земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет… /Н.Рубцов/

Энергический, молодой Василий Иванович, в должности директора дома отдыха «Дубовка» взялся за дело оздоровления и отдыха трудящихся с энтузиазмом и оптимизмом (Приложение 3). Жить бы и радоваться: работа, два сына в семье. Но война прошлась по их жизням, отняв лучшие годы, родных, близких.

В первый день войны Дом отдыха перестал функционировать, но уже через неделю здесь размещали беженцев. А 15 июля Василия Ивановича назначают директором Дубовского школьного детского дома, он принимает около 400 детдомовцев и эвакуированных из Могилёва и Житомира (Приложение 4).

И снова по заданию партии очередная работа, опять переезд — в бывшую республику немцев Поволжья. Семья перебирается в Нижнюю Добринку. Там Василия Ивановича ждали курсы пропагандистов, работа в райкоме, подготовка партизанских баз…

Василий Иванович неустанно просится на фронт, и в августе 42-го его направляют на сборы. При посадке на баржу началась бомбёжка, паника. Жуковы, спасая детей, теряют мешок с вещами и продуктами. Остаётся только сумка с документами и фотографиями.

…Семья останавливается в городе Бор, а Василий Иванович заканчивает трёхмесячные курсы.

Воинская часть Василия Ивановича формировалась в Гороховецких лагерях. Дали тракторы … Укомплектовались, потренировались, постреляли … Он успел попрощаться с женой и сыновьями… И команда: «На фронт , под Москву».

В составе 44-ой орденов Суворова и Кутузова Калинковичской отдельной тяжелопушечной артбригады резерва Главного Командования прошел Василий Иванович боевой путь от Москвы до Берлина. Эта бригада вела бои на основных стратегических направлениях, готовя плацдарм для продвижения советских войск. Начав воевать в должности заместителя командира батареи по политчасти на Северо­западном фронте, он стал командиром артиллерийского парка бригады на Брянском фронте, на 3-м Белорусском фронте был назначен начальником автотракторного снабжения бригады.

Война не щадила ни солдат, ни командиров. В марте 1943 года под старой Руссой Василия Ивановича контузило. Здесь, в лесах, в болотах, шли ожесточенные бои. Артиллеристы били врага с закрытых позиций. Потом-прямой наводной, порой проваливаясь по пояс в полузамерзшую болотную грязь, под ежеминутным обстрелом враг был разбит. Приказ командования, выполнен. Но какой ценой! В этом бою был контужен и Жуков В.И. Он долго лежал на льду без сознания, очнулся — голова и шея в крови, но руки и ноги целы. Кое-как встал и пошел.

А в это время дома Вера Яковлевна хоронит Коленьку (он болел три дня — спасти не смогли ). Но мужу об этом писать не решается. Она работает на номерном заводе браковщиком военной приёмки. Их продукция — снаряды идёт прямо на фронт

Вскоре Вера Яковлевна получила письмо от заместителя командира части капитана Афанасьева .

«Здравствуйте, Вера Яковлевна! …Написать Вам письмо побудил меня , как командира , один радостный факт, который выдвинул Вашего друга и мужа в ряды передовых борцов с немецкими оккупантами. 14-го марта в бою за один населённый пункт Василий проявил исключительную храбрость, мужество и отвагу, выполнив боевую задачу на отлично. За проявленные геройство и мужество командование представило Василия к правительственной награде…»(Приложение 5). Это была первая боевая награда — орден Красной Звезды.

Много раз смерть будет рядом, но не поддавался ей Василий Иванович. От Орла до Берлина дошел он. Уже взят Берлин, но нет конца войне. Необходимо задержать американцев и англичан, рвущихся к Берлину, и Жукова посылают на Бранденбург. Выйдя к реке Эльба, артиллеристы дали несколько залпов, словно заявив о себе: «Мы здесь!», и союзники остановились. Это были последние, теперь уже мирные залпы.

К концу войны к ордену Красной Звезды у Жукова В.И. прибавился орден Отечественной войны, медали и за взятие Кенигсберга; и за взятие Берлина; и за победу над Германией! (Приложение 6).

Все годы войны у Василия Ивановича был фронтовой дневник, в котором бережно хранились военные фотографии (Приложение 7) и трогательный подарок жены — рисунок красной розы — символа любви, верности и надежды на скорую встречу. (Приложение 8). Здесь до сих пор чётко видны сгибы заветного фронтового треугольника.

Победители возвращались домой. Вернулся с фронта и Василий Иванович. В Дубовку семья Жуковых переехала в 1946 году, через год в семье Жуковых родилась дочь Надежда. Василий Иванович снова возглавил Дом отдыха, который, благодаря деятельности этого замечательного человека, стал известен на всю страну. За многолетний добросовестный труд Василий Иванович был награждён знаком «Отличник курортов профсоюзов» (Приложение 9).

В 1996 году Василий Иванович ушел из жизни, но имя его увековечено в камне и в сердцах дубовчан (Приложение 10).

Глава 3. Участие в проекте «Дороги Победы»

Сегодня трудно переоценить роль патриотического воспитания учащихся в образовательном процессе. Эта проблема актуальна особенно в современный период развития нашего общества, когда разрушена старая система ценностей, а новая еще не создана, утрачены многие привычные для школы формы воспитательной работы.

Патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, школе, городу, краю, а через эту любовь – формирование гордости за свою страну, любви к ней, готовности и желания защищать ее, активно включиться в работу по созданию Новой России, становится одним из главных направлений воспитательной работы всех школ.

В нашей школе разработана своя концепция воспитательной системы. В рамках этой конференции сформулированы основные идеи воспитательной системы школы:

-гуманизация и личностная ориентация образования , приоритетность самоосуществления индивидуальности детей в процессе образования;

-признания абсолютной ценности личности и взаимной ответственности граждан, общества и государства в деле обеспечения правовой культуры, гражданской ответственности;

-патриотизма и глобального общечеловеческого мышления выпускников;

— воспитание высокодуховной личности, ориентированной на добро, созидание и развитии, способной защищать себя и социум, отстаивать права человека;

— целостность, системность, процессов гражданского образования;

— деятельный подход к его организации и осуществлению;

— обеспечение вариативности и оптимальной учебно – воспитательного процесса для каждой личности.

Целью воспитательной работы педколлектива нашей школы является создание условий, способствующих воспитанию у учащихся патриотизма, гражданственности, чувства любви к своему краю, формированию потребности в изучении национального историко — культурного духовного наследия России, пробуждение в подрастающем поколении национального достоинства, национальной гордости.

Ключевым направление воспитательной работы школы является военно-патриотическое воспитание.

В целях сохранения российских культурно – исторических традиций, приобщения детей к истории нашей страны, реализуя Всероссийскую патриотическую программу «Дороги Победы, учащиеся 9, 11 классов, в составе 47 человек из 3 руководителей стали участниками проекта «Экскурсии по военно — патриотическим местам нашего региона.» Программа посвящена бессмертным подвигам героев Сталинградской битвы. Ребята узнали о людях навсегда вписавших свои имена в военную историю нашего города и страны. Надолго ребятам запомнится двухдневное путешествие по Волгограду (план экскурсий прилагается).

IV. Заключение

В памяти россиян никогда не забудутся события, Великой Отечественной войны. Нам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался в живых, трепетно относиться к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Выбранная нами тема исследовательской работы не только актуальна и интересна, но и имеет практическую значимость. Материалы, собранные нами, послужили частью школьной экспозиции ко Дню Великой Победы. Работая над раскрытием задач, поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод: память остается жива по сей день. Изучение истории Великой Отечественной войны помогает в воспитании патриотических чувств молодежи. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующий вывод: героизм и отвага солдат, тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя Победы помогли выстоять нашим дедам и прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней.

Поставленная цель: проследить жизнь ветерана и доказать тезис- «никто не забыт, ничто не забыто» об изучении жизни ветерана войны нами достигнута. Наши исследования будут размещены на школьном сайте, использованы учителями на уроках мужества, на других внеклассных мероприятиях, направленных на усиление патриотического воспитания молодежи, воспитания чувства гордости за людей, защищавших нашу Родину. Мы, подрастающее поколение, знаем поименно всех участников Великой Отечественной войны нашего города, знаем какой большой вклад внесли ветераны в Победу. Для нас — «никто не забыт, ничто не забыто».

V. Использованные ресурсы.

  1. Архивные документы

  2. Воспоминания родственников

  3. http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/16/Lapshina/0.pdf

Судьба человека в судьбе страны

Главный герой  рассказа — Андрей Соколов —  ровесник века, его жизнь вобрала  в себя историю страны. Он мирный труженик, ненавидящий войну. С сердечным  трепетом вспоминает Соколов довоенную  жизнь, когда имел семью, был счастлив. О жене он говорит: “И не было для  меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!” Сетует Андрей Соколов, что дом его был около  авиазавода: “Будь моя хибарка  в другом месте, может, и жизнь  сложилась иначе…” И еще не забыть, как при расставании оттолкнул  жену, вцепившуюся в него: “Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих  пор, как вспомню, будто тупым  ножом режут…”  
Этот человек с беспримерной стойкостью вынес все выпавшие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны — девятого мая. “Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Поедем со мной!” Выдержал Андрей Соколов и это тяжкое испытание, ни одной слезинки не проронил, видно, “на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?”  
Пережитые страдания не прошли даром, они присыпали пеплом глаза и душу Андрея Соколова, но не убили в нем человека. Как ни велико было личное горе Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. “Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… Командир нашей автороты спрашивает: “Проскочишь, Соколов?” А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Я должен проскочить, и баста!”  
Оглушенный разрывом снаряда, очнулся уже в плену. С болью и бессильной яростью смотрит Соколов, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним трус хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя. Не уронил Андрей достоинства советского человека ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена, прихватив с собой майора, которого возил на легковой машине. “Я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем”. Оставшись один на всем белом свете, этот человек сохранил в своем израненном сердце теплоту и отдал сироте Ванюше, заменив ему отца.  
Источником жизни стала для Соколова любовь к мальчонке-сироте. “Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь… зажжешь спичку и любуешься на него…”  
Писатель заканчивает рассказ “Судьба человека” уверенностью в том, что “этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.  
Форма рассказа “Судьба человека” проста и гениальна одновременно—“рассказ в рассказе”. Участник событий сам повествует о себе. Это позволяет создать особую доверительность, правдивую картину повествования. “Судьба человека” — самое короткое произведение Михаила Александровича Шолохова, но по своему эмоциональному воздействию оно не уступает другим его творениям. Обобщенный образ героя подчеркнут названием. Это, действительно, судьба многих советских людей, разделивших со страной все тяготы и трудности, но сохранивших в себе человечность, доброту, любовь ко всему живому. На таких людях держится мир


Судьба человека в судьбе страны (часть 1)

Родная земля. Степь между Волгой и Доном. Бескрайняя, от полыни седая. Она и теперь еще, когда идешь по ней, местами кажется безлюдной, необжитой. Помнит эта земля многое: и грозные набеги татаро-монгольских полчищ, и освободительные походы Степана Разина и Емельяна Пугачева, и героические дни обороны Царицына, и жесточайшие бои на подступах к Сталинграду во время великой битвы на волжских берегах. В этом году муниципальный Городищенский район отмечает юбилейную дату — сороколетие своего создания. И все эти годы судьба Городищенского района была неразрывно связана с судьбами людей, проживающих на этой территории, людей, творящих его историю, тех его жителей, без деятельного участия которых история района, а значит и всей Волгоградской области в целом не стала бы такой яркой и содержательной.

В судьбе человека, о котором я хочу рассказать, тоже отражена история нашей Родины: основные этапы становления Городищенского района, события Сталинградской битвы, послевоенное восстановление Сталинградской области. И эта неразрывная связь обусловлена прежде всего профессией героя. В нашем поселке Самофаловка все свои 93 года живет человек, который заслуживает того, чтобы о нем помнили, о нем рассказали, с него брали пример те, кому творить будущее нашей страны. Это учитель, ветеран педагогического труда, почетный гражданин п. Самофаловка Резникова Нина Андреевна. Ее любит не одно поколение учеников, закончивших школу в Самофаловке, она знакома каждому ныне проживающему в нашем поселке жителю.

Резникова Нина Андреевна — человек, которому судьба родного поселка была небезразлична на протяжении всей ее жизни. Прожив свою нелегкую, но такую интересную и содержательную жизнь не земле, расположенной между двумя великими реками Волгой и Доном, эта очень скромная женщина всегда считала и до сих пор убеждена в том, что Самофаловка – ее гордость. Именно здесь она сделала свой главный жизненный выбор: однажды переступив порог школы, она навсегда связала свою жизнь со школой и воспитанием подрастающего поколения.

Резникова Нина Андреевна в беседе с учениками МБОУ «Самофаловская СШ» как-то сказала: «Судьба малой Родины, где я родилась, определила всю мою судьбу». Действительно, она стала не только современницей тех судьбоносных исторических событий, но и ее участницей. Как же это происходило? Революция и образование первых коммун и колхозов — это было очень сложное и противоречивое время, когда в 1924 году и родилась Нина Андреевна. Она была единственным ребенком своих родителей. Ее родители: отец — Резников Андрей Иванович, мать — Матрена Федоровна – работали в колхозе. Дядя работал на впервые появившемся в колхозе тракторе «Фордзон». Поэтому Нина Андреевна не понаслышке знала о том, через какие сложности проходили люди в то время.

С этим историческим периодом нашей страны совпали школьные годы Резниковой Нины Андреевны. Первая школа в Самофаловке была открыта в начале 30-х годов, в нее и пошла учиться маленькая Нина. Помещением для школы тогда служил кулацкий дом. Нина Андреевна хорошо помнит: это была изба – пятистенка с жилыми низами. Но страна росла и крепла. В 1938 году в Самофаловке построили новую семилетнюю школу, которую и закончила Нина. Потом была железнодорожная школа-интернат. В 1940 году она студентка Сталинградского медицинского института.

Но начало войны нарушила жизненные планы всей страны. Нина Андреевна вспоминает: «Был замечательный июньский вечер 1941 года. Я с компанией первокурсников отправилась кататься на всю ночь по Волге на теплоходе. Когда причалили к набережной, было это в 5 часов утра, обратили внимание на напряженное и невеселое настроение окружающих. Спросили в чем дело? Война!!!»

Со вступлением врага в пределы района многие его жители встали вместе с советскими воинами на защиту родной земли, на защиту Сталинграда.

Как же складывалась жизнь Нина Андреевна в самый разгар этих событий? Когда летом 1942 года фронт стал подходить к Самофаловке, руководством района было принято решение эвакуировать весь скот. К этой работе была привлечена и Нина Андреевна, которой тогда было 17 лет. Она и другие дети участвовали в эвакуации скота в Старополтавский район. А уже весной 1943, вернувшись из эвакуации, все увидели ужасающую картину, которая до сих пор жива в памяти в памяти Резниковой Нины Андреевны и заставляет ее снова и снова переживать со слезами на глазах эти события: все хаты в селе были или разбиты, или разобраны на бревна для строительства блиндажей на линии обороны. Кроме землянок в Самофаловке осталось только 2 разбитые хаты. Все остальное — бугорки землянок и трубы. Пережила эти опаленные войной годы Резникова Нина Андреевна вместе с мирным населением Самофаловки, вместе со своей страной.

Прежде всего жители начали восстановление четырехлетней Самофаловской школы, в которую и пришла работать учителем Резникова Нина Андреевна в 1946 году. Пока школа строилась, занятия проходили в землянке. Руководство района заявило, что школа будет четырехлетней, так как детей в селе было мало. И тогда Нина Андреевна составила текст письма Хрущеву о необходимости укрупнить школу. Собрали население на сход, под письмом расписались все жители Самофаловки, письмо отправили в Москву. Ее услышали. Пришел положительный ответ. И разрешили сделать сначала пристройку.

В 1947 — 48 учебном году в школе было уже 93 учащихся, 3 учителя и 4 класса. С тех пор Нина Андреевна посвятила всю свою жизнь служению детям, занимаясь не только образованием детей, но и строительством новой школы, которую в 1962 году она возглавила, став ее директором.

Нина Андреевна хорошо помнит, как строили школу всем селом: трудились все вместе, и каждый был горд тем, что участвовал в стройке. Все родители приходили на строительство школы. Именно в этот период жизни села и закрепился авторитет сельских учителей, которые, не боясь тяжелой физической работы, трудились со всеми в одном трудовом строю.

Н.А. Резникова — удивительный человек, способный подобрать ключик к душе каждого учителя и вызвать доверие каждого ученика. Как педагог Нина Андреевна всегда верила, что дети — самые искренние, самые честные и правдивые существа и никогда не сомневалась в этом. Вот так и протекала ее жизнь в едином ритме с жизнью Самофаловской школы, главным богатством которой всегда оставались её учителя и ученики, всей душой и сердцем любящие её, каждое утро спешащие сюда. Школа стала для Нины Андреевны вторым домом, в котором любили и понимали каждого, в каждом ребенке видели личность и индивидуальность. Недаром школьный девиз гласил:

«Пусть школа станет родным домом для детей, педагогов, родителей».

Судьба человека в судьбе страны (часть 2)

Щелокова Екатерина Васильевна, МБОУ «Самофаловская СШ», Городищенский район Волгоградская область, Россия.

Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека Шолохов М.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

    Война – это великий урок для всех людей. Произведения писателей позволяют нам, родившимся в мирное время, понять, сколько тяжелых испытаний и горя принесла Великая Отечественная русскому народу, как тяжело переосмысливать нравственные ценности перед лицом смерти и насколько ужасна смерть. А потому я считаю, что гуманистическое значение произведений о войне, особенно тех, в которых главное внимание уделяется проблеме человека, очень велико.

    В 1957 году в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека», поразивший всех своей художественной силой.
    Главный герой этого произведения – простой русский человек. Его жизнь вобрала в себя историю страны. Он – мирный труженик, ненавидящий войну. С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда он имел семью и был счастлив. О жене герой говорит: «И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!» Сетует Андрей Соколов, что дом его был около авиазавода: «Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась иначе…». Он с горечью вспоминает, как при расставании оттолкнул жену, вцепившуюся в него: «Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…».

    Этот человек с беспримерной стойкостью вынес все выпавшие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, гибель оставшейся в тылу семьи. Выдержал он и трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны – девятого мая: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее».
    Потеря своего ребенка – самое тяжелое горе для родителей, но главный герой понимает, что жизнь его сына закончилась героически, при исполнении долга. Говорят, что дети часто повторяют судьбу отцов и матерей, и, скорее всего, Анатолий был похож на Андрея Соколова характером.Он, как и его отец, не смог трусливо остаться в стороне.

    Пережитые страдания не прошли даром, они присыпали глаза и душу Соколова пеплом, но не убили в нем человека. Как ни велико было личное горе героя, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу. Храбро выполнил он на фронте свой воинский долг. Во время одной из битв Соколову поручили подвезти снаряды к батарее: «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?». А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Я должен проскочить, и баста!»

    Оглушенный разрывом снаряда, очнулся герой в плену. С болью и бессильной яростью смотрит Соколов, как идут на восток наступающие войска немцев. Услышав ночью, что рядом с ним трус хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушить предателя. Не уронил Андрей достоинство советского человека ни в плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена и прихватив с собой майора, которого возил на легковой машине: «Я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем».

    Оставшись один на белом свете, этот человек сохранил в своем израненном сердце теплоту, которую подарил сироте Ванюше, заменив ему отца. Источником жизни стала для Соколова любовь к мальчонке-сироте: «Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь…».

    Писатель заканчивает рассказ мыслью о том, что «этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет Родина».

    Семья – это самое главное в жизни каждого человека, это его опора и то, что называют «личным счастьем». Но и эта неопровержимая истина была опровергнута Великой Отечественной войной. Зачастую, выбирая между личным счастьем и счастьем всей страны, русские люди выбирали второе. Отцы и матери теряли детей, дети лишались родителей. Но именно этой дорогой ценой была оплачена Победа над фашистами – жизнями родных и близких, братьев, сестер, отцов и матерей.

    Рассказ «Судьба человека» — это не повествование о конкретном человеке. Андрей Соколов – обобщенный образ. Таких, как он, во время войны были тысячи. Потеряв все, лишившись близких людей, оставшись один на свете, он не стал черствым и бездушным. Герой нашел смысл жизни в Ванюше, он вновь обрел родного человека. Так же было и на самом деле: пережив войну, бывшие солдаты вновь становились заботливыми родителями. С одной лишь разницей – для них семья становилась еще ценней, еще дороже.
    Война для многих открыла новую истину. Родная страна – единая большая семья, за честь и свободу которой иногда требуется пожертвовать многим, но эти жертвы будут оправданы и достойно оценены будущими поколениями.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)


Смотрите также по произведению «Судьба человека»:


Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”) 👍

Война – это великий урок для всех людей. Произведения писателей позволяют нам, родившимся в мирное время, понять, сколько тяжелых испытаний и горя принесла Великая Отечественная русскому народу, как тяжело переосмысливать нравственные ценности перед лицом смерти и насколько ужасна смерть. А потому я считаю, что гуманистическое значение произведений о войне, особенно тех, в которых главное внимание уделяется проблеме человека, очень велико.
В 1957 году в газете “Правда” был опубликован рассказ “Судьба человека”, поразивший

всех своей художественной силой.
Главный герой этого произведения – простой русский человек. Его жизнь вобрала в себя историю страны. Он – мирный труженик, ненавидящий войну. С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда он имел семью и был счастлив.

О жене герой говорит: “И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!” Сетует Андрей Соколов, что дом его был около авиазавода: “Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась иначе…”. Он с горечью вспоминает, как при расставании оттолкнул жену, вцепившуюся в него: “Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…”.
Этот человек с беспримерной стойкостью вынес все выпавшие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, гибель оставшейся в тылу семьи. Выдержал он и трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны – девятого мая: “Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее”.
Потеря своего ребенка – самое тяжелое горе для родителей, но главный герой понимает, что жизнь его сына закончилась героически, при исполнении долга. Говорят, что дети часто повторяют судьбу отцов и матерей, и, скорее всего, Анатолий был похож на Андрея Соколова характером. Он, как и его отец, не смог трусливо остаться в стороне.
Пережитые страдания не прошли даром, они присыпали глаза и душу Соколова пеплом, но не убили в нем человека. Как ни велико было личное горе героя, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу. Храбро выполнил он на фронте свой воинский долг.

Во время одной из битв Соколову поручили подвезти снаряды к батарее: “Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… Командир нашей автороты спрашивает: “Проскочишь, Соколов?”. А тут и спрашивать нечего было.

Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Я должен проскочить, и баста!”
Оглушенный разрывом снаряда, очнулся герой в плену. С болью и бессильной яростью смотрит Соколов, как идут на восток наступающие войска немцев. Услышав ночью, что рядом с ним трус хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушить предателя.

Не уронил Андрей достоинство советского человека ни в плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена и прихватив с собой майора, которого возил на легковой машине: “Я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем”.
Оставшись один на белом свете, этот человек сохранил в своем израненном сердце теплоту, которую подарил сироте Ванюше, заменив ему отца. Источником жизни стала для Соколова любовь к мальчонке-сироте: “Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал.

Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь…”.
Писатель заканчивает рассказ мыслью о том, что “этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет Родина”.
Семья – это самое главное в жизни каждого человека, это его опора и то, что называют “личным счастьем”. Но и эта неопровержимая истина была опровергнута Великой Отечественной войной. Зачастую, выбирая между личным счастьем и счастьем всей страны, русские люди выбирали второе. Отцы и матери теряли детей, дети лишались родителей.

Но именно этой дорогой ценой была оплачена Победа над фашистами – жизнями родных и близких, братьев, сестер, отцов и матерей.
Рассказ “Судьба человека” – это не повествование о конкретном человеке. Андрей Соколов – обобщенный образ. Таких, как он, во время войны были тысячи.

Потеряв все, лишившись близких людей, оставшись один на свете, он не стал черствым и бездушным. Герой нашел смысл жизни в Ванюше, он вновь обрел родного человека. Так же было и на самом деле: пережив войну, бывшие солдаты вновь становились заботливыми родителями.

С одной лишь разницей – для них семья становилась еще ценней, еще дороже.
Война для многих открыла новую истину. Родная страна – единая большая семья, за честь и свободу которой иногда требуется пожертвовать многим, но эти жертвы будут оправданы и достойно оценены будущими поколениями.

Судьба человека в истории страны: Василий Леонидович Яворский



Россия — страна с богатой многовековой историей. В своем развитии она прошла немало испытаний. Особенно насыщен экстремальными ситуациями был XX век. Революция 1917 года — большой перелом в истории российского государства — означала складывание советской политической системы, плановой экономики, коммунистической идеологии. Первая мировая война, гражданская война, форсированная индустриализация и коллективизация, величайшая Победа советского народа над фашизмом, послевоенное восстановление, сталинские репрессии — все это реалии прошлого века. Развал СССР в 1991 году и крах советской системы привели к появлению современной Российской Федерации с рыночной экономикой, идеологическим и политическим плюрализмом, демократией.

В результате многочисленных потрясений утратилась связь поколений. Для многих современных юношей и девушек, рожденных в 90-е годы, даже события XX века кажутся чем-то нереально далеким, а история предшествующих веков вообще «ненужной сказкой» [1]. Изучая историю, важно не просто запоминать факты, а почувствовать и осознавать себя звеном в цепи исторической памяти. Ведь от того, что запомнит молодое поколение, что будет ценить и беречь, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания причастности к исторической памяти, а значит, нет и будущего.

Мой прадед — Яворский Василий Леонидович — «живая история XX века».

Он родился 15 мая 1925 г. в селе Летяхи Красногорского района Брянской области в семье крестьянина. В СССР начиналась коллективизация, форсированная в конце десятилетия с целью решить проблему хлебозаготовок и перераспределить средства на нужды растущих городов, промышленности, Красной Армии. Данная политика власти сопровождалась таким негативным процессом как раскулачивание и способствовала массовому голоду 1932 -1933 гг., в результате которого в сельской местности погибли миллионы людей.

Семья Василия Леонидовича не была зажиточной, поэтому раскулачивание ее не коснулось, но, как и всё население страны, голодала в те годы. Отец прадеда, Леонид Николаевич, в годы коллективизации умер, и матери, Марии Васильевне, пришлось поднимать детей. Она работала учительницей в начальных классах, вела домашнее хозяйство. Помогали также дедушка Герасим Федорович и бабушка Елена Михайловна.

Василий Леонидович так вспоминает то время: «В детские годы я был хорошим помощником матери и бабушке по дому, как любой крестьянский ребенок, приученный к труду с детства, помогал пасти коров, коз, овец всей деревне, когда был наш день».

В те голодные годы в восьмилетнем возрасте Василий пошел в школу, которая находилась в четырех километрах от дома. Преподавание в ней велось на белорусском языке. В школах городов Бежице и Клинцы Брянской области, куда семья переехала в 1935 г., так как мать устроилась работать на фабрику, он выучил русский язык. Жили по-прежнему небогато, но дружно, казалось трудности уже позади…

О начале войны прадед узнал по радио, когда 22 июня 1941 г. в 12 часов 15 минут вся страна, затаив дыхание, слушала выступление В. М. Молотова. Слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» — запомнил на всю жизнь.

Наступление вражеских войск Василий не видел, так как швейная фабрика, на которой работала мать, была срочно эвакуирована в г. Бузулук Оренбургской области. Кроме военной и медицинской, фронту требовалась текстильная продукция. Необходимо было шить парашюты, военную форму, бельё для бойцов.

Здесь Василий поступил в 8 класс средней школы. А в декабре 1942 г. в возрасте 17 лет его призвали в Красную Армию. Он был направлен в авиашколу в г. Абдулино Оренбургской области, где зачислен в роту подготовки авиаспециалистов со штурманским уклоном.

В 1943 г. их перебазировали в г. Серпухов Московской области. На аэродромах Шаталовский и Боровское прадед проходил стажировку на самолете ПЕ-2. В июле 1944 г. младший сержант Яворский окончил Московскую авиационную школу и был зачислен в 336-й бомбардировочный полк 2-го Украинского фронта, который базировался на Житомирском аэродроме (населенный пункт Нехворощ). К этому времени значительная территория СССР уже была очищена от фашистских войск. Предстояло освободить Белоруссию, Прибалтику и всю Европу.

Летали на военно-транспортных самолетах ЛИ-2, производство которых началось в 1942 г. на ташкентском авиазаводе. Эти самолёты использовались и в качестве ночных бомбардировщиков, и как транспортные машины для перевозки людей, грузов к партизанам, осуществляли парашютное десантирование.

Полк прошёл славный боевой путь. В зависимости от фронтовой обстановки его перебрасывали на аэродромы: в Городище Львовской области, где находился штаб Воздушной армии; в Жешув на территории Польши. Наносили удары по фашистским формированиям в ночное время. К сожалению, два-три экипажа с задания не возвращались. А экипаж самолёта состоял из 6-ти человек (командир, правый лётчик, штурман, борттехник, радист, стрелок, управляющий пулемётной установкой).

Несмотря на освобождение, обстановка на данных территориях была неспокойной вследствие действий профашистских националистических банд. Так, младший сержант Яворский чудом остался жив, когда вместе с сослуживцами, доставляя в штаб донесение о выполнении боевого задания, на вокзале г. Львова был обстрелян группой бандеровцев. Еще раз избежать смерти удалось, когда автомашина, возвращавшаяся в казарму после выполнения задания с аэродрома Пшасныш, расположенного в 100 км к северу от Варшавы, попала в засаду, погиб водитель.

Летчики 336-го полка продолжали боевые вылеты и после капитуляции Германии. 15 мая 1945 г. (в день рождения прадеда — прим. авт.) в небе над Югославией их самолет был сбит. Командир сумел посадить машину, к самолёту уже бежали немцы, но помогли югославские партизаны. В результате прадед получил ранение в ногу.

После войны Василий Леонидович продолжал службу в авиации. Только в июле 1946 г. полк вернулся на Родину: его перебазировали в г. Черновцы на Западной Украине. Наступила мирная жизнь. Прадед поступил в 10 класс вечерней школы. Здесь он встретил Людмилу Ивановну, которая стала его женой в 1949 г., когда Василий Леонидович в звании лейтенанта окончил Рижское военно-политическое училище. (Кстати, свадебным подарком был огромный том произведений А. С. Пушкина. Сегодня — это наша семейная реликвия. Прим. авт.)

Дальнейшим местом службы стал 32-ой гвардейский истребительный полк в г. Орёл, где Василий Леонидович стал секретарём комсомольской организации. По его словам: «Комсомол обладал огромным воспитательным потенциалом и в армии играл исключительную роль!».

В мае 1950 г. полк перебазировали на аэродром Кубинка Московской области. Командующим Военно-воздушных сил Московского военного округа был генерал-полковник Василий Иосифович Сталин. Прадед вспоминает, что Василий Сталин посещал части без всяких уведомлений, был требовательным командиром, наказывал за невыполнение его приказов, но сам «умело» нарушал инструкции по эксплуатации взлётно-посадочной полосы аэродрома. Его вспыльчивый характер лейтенант Яворский испытал на себе. Его и заместителя командира полка по политической части подполковника Воркунова вызвали в штаб армии из-за драки молодых лётчиков на железнодорожном вокзале. Причину происшествия Василий Сталин и слушать не стал, а вот рукоприкладство проявил. Прадед рассказывал, что это было даже «табуретоприкладство».

В этом же году за подготовку личного состава к параду в честь Дня Победы Василий Леонидович был награждён наручными часами.

Потом была служба в Тёплом Стане — базе подготовки спортсменов ВВС Московского военного округа.

С декабря 1955 г. капитан Яворский служил в 81-й авиационно-технической дивизии на должность заместителя командира по политической части в городах Витшток и Черняховске Германской демократической республики. Дивизия обеспечивала безопасность воздушного пространства территории ГДР. По воспоминаниям прадеда, население относилось к советским военным и их семьям с уважением.

Жизнь военного человека всегда подчинена государственным интересам, и частая смена места службы диктовалось как раз этими интересами. В 1962 г. полк был направлен на Кубу для защиты этой страны. Василию Леонидовичу не пришлось участвовать в событиях, вошедших в историю под названием «Карибский кризис», по состоянию здоровья.

В июле 1968 г. полк по тревоге был перебазирован на аэродром в г.Будовицы в Чехословакии, где назревал правительственный переворот. В этом городе было большое количество боеприпасов, в том числе химическое оружие. Подполковник Яворский провел разъяснительную работу с лётно-техническим составом Чехословацкого полка, убедил командование и личный состав следовать Варшавскому договору, охранять военные склады с оружием. Полк совершал облёты территории ЧССР, не допуская присутствия самолётов иностранных государств. Конфликт был разрешён.

В 1970 г. подполковник Яворский был направлен в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков им. А. Ф. Мясникова г. Волгограда в лётную часть 78706 на должность заместителя командира батальона по политической части. И вскоре в звании гвардии подполковника был демобилизован по состоянию здоровья, прослужив 32 года. Пришлось привыкать к гражданской жизни. Василий Леонидович работал заведующим отделом культуры Кировского исполкома.

Ежегодно 9 мая прадед надевал парадный китель с наградами: Орден Отечественной войны II степени; две медали «За боевые заслуги», «За безупречную службу», «За победу над Германией», десять юбилейных медалей. Я горжусь своим прадедом, мне есть с кого брать пример в жизни.

Василий Леонидович Яворский скончался в ноябре 2015 г., в 90 лет, оставив после себя дружную семью и самую добрую память.

Жизнь Василия Леонидовича Яворского — это история нашей страны. Изучая ее, мы восстанавливаем связь поколений, историческую память. В результате формируется понимание единства исторического процесса, в котором каждый, видит свое место, ощущает себя наследником «одной для всех» — противоречивой, трагической, но великой истории России [2, с. 4].

Литература:

  1. Давыдова М. Ю. Исследование истории семьи как фактор формирования гражданского патриотизма молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). Москва: Российский университет дружбы народов, 2013. № 4. С. 115–116.
  2. Путин В. В. Россия — национальный вопрос // Независимая газета. 2012. № 7. С. 1, 4.

Основные термины (генерируются автоматически): историческая память, прадед, полк, младший сержант, Оренбургская область, Московский военный округ, Московская область, Красная Армия, Брянская область, связь поколений, состояние здоровья, аэродром, история, политическая часть.

Судьба человека в судьбе страны (проект) — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Пакулева Татьяна, ученица 10 класса Потаповской средней общеобразовательной школы №8 Енисейского района Красноярского края

Мы все умрем, людей бессмертных нет

И это всем известно и не ново,

Но мы живём, чтобы оставить след.

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Это слова известного поэта Омара Хайяма. Действительно, после каждого человека остаётся след-память о нём, о его добрых или плохих делах, его дети, внуки. О некоторых эта память быстро стирается. Человек – сам творец судьбы, и судьбы своей Родины. История нашей страны — одна из самых ярких в мировой цивилизации. Открытия учёных в последние годы, восстановление исторической справедливости, опубликование ранее неизвестных документов и фактов лишь подтверждают это. Но история Отечества неотделима от истории каждой отдельной семьи, отдельных людей, судьбы которых, как ручейки, сливаются в одну большую реку. Это и есть исторический путь нашей Родины.

Цель моей работы – подтвердить вышесказанное на примере жизни, боевой и трудовой деятельности моего деда, Соколова Степана Мироновича. Мой дедушка прожил яркую, трудную жизнь. Заслужил уважение не только своих детей, но и односельчан, государства. О нём много раз писала газета «Енисейская правда», газета « Вовремя», его имя упоминается в книге «Из прошлого в будущее», рассказывающей об истории Енисейского района. Дедушка является Почётным гражданином нашего района.

Задачи исследования:

  1. Составить рассказ о жизни моего деда – Соколова Степана Мироновича.
  2. Проследить и отметить на карте боевой путь солдата — танкиста- Соколова С.М.
  3. Доказать что история государства складывается из историй отдельных людей, которые оставляют свой след на земле.

Методы исследования:

  1. Сбор теоретического материала.
  2. Беседа с Соколовым С.М. и его детьми.
  3. Работа с семейным архивом.
  4. Опрос односельчан.

Гипотеза – в жизни каждого человека находит отражение история его Родины. Человек, который вместе со своей страной с честью переживает испытания, трудится на ее благо, по-доброму относится к людям, из поколения в поколение передает свой трудовой и жизненный опыт, пользуется заслуженным уважением и почетом окружающих, является примером и для нас, его внуков, и для односельчан.

Роль личности в истории всегда была актуальна. По жизни человека можно проследить то время, в котором он живет или жил. Мой дед – замечательный человек, я горжусь им, поэтому мне захотелось побольше узнать о его жизни, тем более что эти события мы изучаем на уроках истории.

Предмет исследования – история России XX века.

Объект исследования – жизненный путь Соколова Степана Мироновича.

За помощь в работе хочу поблагодарить мою тетю – Кузьмину Марию Степановну, учителя информатики нашей школы – Боронина А.С. и ученика 8 класса Степанова Егора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.