Виды связи слов в словосочетании Википедия
Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения знаменательных (имеющих самостоятельное смысловое значение) слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также широкое понимание словосочетания: сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения, а также предикативные словосочетания — подлежащее и сказуемое[1].
Типы связи слов в словосочетании[ | ]
Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.
В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:
- Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.
- Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, восьмой класс.
- Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа.
- Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.
- Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
- Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.
Другое, более редкое, определение связи «примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола[источник не указан 1864 дня].
Классификация словосочетаний по главному слову[ | ]
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
- Глагольные (с глаголом в роли главного слова)
Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя. - Именные
- Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике - Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь - Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов. - Местоименные (с местоимением в роли главн
- Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
ru-wiki.ru
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания
Подготовка к ОГЭ
по русскому языку
Словосочета́ние – это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например: липовая аллея – липовой аллеи, осенний сад – об осеннем саде, эта девушка – этой девушке.
При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например: в этой цветущей липовой аллее, этой цветущей липовой аллее.
Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в определенном падеже по отношению к главному. Например: помочь маме (Д. п.), написать другу (Д. п.), рассказать о выставке (П. п.).
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: рассказать другу (Д. п.), расскажу другу (Д. п.), расскажет другу (Д. п.).
Подсказка. Если перед нами словосочетание с предлогом, то эта связь – управление (например, дача около озера, уехать в отпуск).
Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Например: постоянно заботиться, говорить улыбаясь.
При примыкании зависимое слово является неизменяемым.
Главное слово
Вид
(способ)
подчинительной связи
Зависимое слово
Примеры
Самостоятельная часть речи
Согласование
Прилагательное
зимняя дорога;
талантливый врач
Причастие
мерцающий свет;
улыбающийся ребенок
Порядковое числительное
первый подснежник;
пятый урок
Местоимение, по форме сходное с ними
каждый человек;
всякая игрушка
Управ-ление
Существительное
верность долгу;
забота о сестре
Местоимение, по форме сходное с ним
выбрать из троих;
лучше всех
Примы-кание
Наречие
двигаться быстро;
работать
по-новому
Деепричастие
читал лёжа;
мечтал улыбаясь
Инфинитив (начальная форма глагола)
желание отдохнуть;
стремление
учиться
Неизменяемые
прилагательные
цвет хаки;
стиль барокко;
брюки клёш
Формы сравнительной степени прилагательного
девушка повыше;
брюки покороче
Неизменяемые притяжательные местоимения её, его, их
её игрушки;
его мнение;
их репутация
Алгоритм выполнения заданий в формате ОГЭ
1. Найти главное слово (то, от которого можно задать вопрос к зависимому), оставить его без изменения.
2. Найти зависимое слово (то, к которому задается вопрос от главного). Определить, какой частью речи оно выражено.
3. Прочитать в задании, какой тип связи необходимо получить.
3. Проверить, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.
4. Если просто поменять слова местами, то способ связи между ними не изменится.
Примеры выполнения заданий в формате ОГЭ
Задание 1. Замените словосочетание «еловые шишки» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку… (По К. Паустовскому)
Рассуждаем следующим образом:
1.Словосочетание «еловые шишки». Шишки (какие?) еловые. Главное слово – «шишки», оно остается без изменения.
2. Зависимое слово – «еловые». Это прилагательное. Зависимое слово следует изменить (это должно быть существительное или местоимение, по форме сходное с ним).
3. Необходимо получить связь управление.
4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (существительное «ели»). Записываем ответ: «шишки ели» (словосочетание со связью управление). Задание выполнено.
Задание 2. Замените словосочетание «флажки из бумаги» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
…(14)Там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе… (По А. Лиханову)
Рассуждаем следующим образом:
1.Словосочетание «флажки из бумаги». Флажки (какие? Из чего?) из бумаги. Главное слово – «флажки», оно остается без изменения.
2.Зависимое слово – «из бумаги». Это существительное с предлогом. Зависимое слово следует изменить (это должно быть прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение, отвечающие на вопрос какие?)
3. Необходимо получить связь согласование.
4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (прил. «бумажные»). Записываем ответ: «бумажные флажки» (словосочетание со связью согласование). Задание выполнено.
Задание 3. Замените словосочетание «с удивлением посмотрел» (предложение 56), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
…(50) На первом этаже этого огромного дома горел свет, из приоткрытого окна лилась фортепьянная музыка.
— (51)Кто это там на фортепьяно играет? — спросил Костя.
— (52)Ты что, с луны свалился? (53)3десь художник живёт, знаменитый. (54) А на пианино его дочка играет, — сообщил Стёпка.
— (55)Дочка? — переспросил Костя.
(56)Стёпка с удивлением посмотрел на Костю… (По Т. Ш. Крюковой)
Рассуждаем следующим образом:
1. Словосочетание «с удивлением посмотрел». Посмотрел (как?) с удивлением. Главное слово – «посмотрел», оно остается без изменения.
2. Зависимое слово – «с удивлением». Это существительно с предлогом. Зависимое слово следует изменить.
3. Необходимо получить связь примыкание.
4. Подбираем к зависимому слову однокоренное (неизменяемое слово, отвечающее на вопрос как?). Это наречие «удивленно»). Записываем ответ: «удивленно посмотрел» (словосочетание со связью примыкание). Задание выполнено.
Задания для тренировки
Задание 1. Заменить предложенные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление
с предлогом:
норковая шуба
плюшевая игрушка
львиная грива
голубиное гнездо
деревянный домик
бетонная дорога
рисовая каша
стеклянная крыша
телефонный звонок
фарфоровая чашка
без предлога:
родительский дом
лисья нора
полковое знамя
солнечное тепло
земляничный запах
ученический стол
конская сбруя
охотничье ружье
радостный возглас
змеиная кожа
Задание 2. Заменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование
снаряд для гимнастов
тропинка в лес
кусты сирени
уроки рисования
собака с гладкой шерстью
дом в пять этажей
юноша восемнадцати лет
человек без совести
вопрос по литературе
костюм в полоску
ружьё с двумя стволами
каша из кукурузы
девушка с русыми волосами
совет брата
Задание 3. Заменить предложенные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление
досадливо поморщиться
смело взглянул
устало шагал
бесшумно подошел
безразлично посмотрел
уважительно посмотрел
осторожно наклонился
беззаботно напевал
бесстрашно кинулся
участливо выслушал
Задание 4. Заменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание
выполнил с аккуратностью
с усердием копал
говорил с сочувствием
рассказывал с гордостью
ожидал с тревогой
глядел со смущением
infourok.ru
СВЯЗЬ — это… Что такое СВЯЗЬ?
связь — связь, и … Русский орфографический словарь
СВЯЗЬ — СВЯЗЬ, связи, о связи, в связи и (с кем чем нибудь быть) в связи, жен. 1. То, что связывает, соединяет что нибудь с чем нибудь; отношение, создающее что нибудь общее между чем нибудь, взаимную зависимость, обусловленность. «…Связь науки и… … Толковый словарь Ушакова
связь — и, предл. о связи, в связи и в связи; ж. 1. Отношение взаимной зависимости, обусловленности. Прямая, косвенная, логическая, органическая, причинная с. С. фактов, явлений, событий. С. между промышленностью и сельским хозяйством. С. науки и… … Энциклопедический словарь
Связь — Связь отношение общности, соединения или согласованности. Связь возможность передачи информации на расстоянии (в том числе: радиорелейная связь, сотовая связь, спутниковая связь и другие виды). Химическая связь соединение атомов … Википедия
связь — Сцепление, соединительное звено. Сцепление мыслей, понятий ассоциация идей. См. союз.. влиятельная связь… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. связь логичность, связность,… … Словарь синонимов
связь — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? связи, чему? связи, (вижу) что? связь, чем? связью, о чём? о связи; мн. что? связи, (нет) чего? связей, чему? связям, (вижу) что? связи, чем? связями, о чём? о связях 1. Связью называют отношения… … Толковый словарь Дмитриева
СВЯЗЬ — в философии взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. связи классифицируют по объектам познания, по формам детерминизма (однозначные, вероятностные и корреляционные), по их силе (жесткие и… … Большой Энциклопедический словарь
СВЯЗЬ — в психологии тот факт, что раздражения, воспринимаемые органами чувств, образуют основу восприятий, в которых между частями воспринимаемого существует связь, благодаря чему получается некое целостное образование, а не отдельные восприятия,… … Философская энциклопедия
Связь — в диаграммах сущность связь идентификатор требований, в соответствии с которыми сущность вовлекается в отношение. Каждая связь соединяет сущность и отношение и может быть направлена только от отношения к сущности. См. также: Диаграммы сущность… … Финансовый словарь
связь — передача и приём информации с помощью различных технических средств. С древних времён люди нуждались в общении, и обмен информацией был присущ им всегда, со временем совершенствовались лишь способы хранения и передачи информации. Вначале связь… … Энциклопедия техники
СВЯЗЬ — (1) информационная передача и приём сообщений с помощью различных технических средств (радио, электронной почты, телефона, телеграфа, телетайпа, телевидения, радиорелейных средств и др.). С. информационная может быть местной, дальней, наземной,… … Большая политехническая энциклопедия
dic.academic.ru
Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
Урок русского языка
«Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Подчинительная связь: согласование, управление, примыкание».
Цели урока:
ознакомить учащихся со способами связи слов в словосочетании;
вырабатывать умения производить синтаксический разбор словосочетания;
совершенствовать навыки и умения по конструированию, распространению и правильному употреблению словосочетаний;
воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Ресурсы: учебник, учебные тексты, памятка, таблица, раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
«Зачетная минутка» (в парах)
Учащиеся в парах по очереди задают вопросы друг другу по теме «Словосочетание».
— Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?
-Какие грамматические конструкции называют словосочетаниями? Предложениями?
-Что отличает словосочетание от предложения?
Как называют слова в словосочетании? Что может уточнить зависимое слово?
Назовите виды словосочетаний.
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности
— В русском языке есть выражения «слово за слово» или «слово за словом», которые употребляются, когда нужно обозначить постепенное развитие беседы. Действительно, слово следует за словом, образуя поток речи. Кто-то отдается этому потоку и плывет по течению, кто-то способен забросать кого-нибудь словами, а кто-то любит наблюдать слово будто со стороны, исследуя его или следуя за ним, как следопыт.
Вы уже догадались, что сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
Изучение нового материала
Учащиеся составляют тезисы
— Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной. Она передается тремя способами: согласованием, управлением, примыканием.
При согласовании зависимое слово уподобляется формам главного слова.
На доске записаны словосочетания
В словосочетаниях высотный дом, наша страна, выполненное задание какими частями речи выражены зависимые слова? (Прилагательным, местоимением, причастием)
Ззависимые слова согласуются с главным в роде, числе, падеже. Изменение формы главного слова ведет к изменению формы зависимого: высотного дома, нашей стране, выполненным заданием. При согласовании зависимое слово приспосабливается к форме главного слова.
При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово-командир (читать книгу, думать об уроках). Главное слово управляет зависимым, подчиняет его себе.
Важно сказать, что примыкают только неизменяемы слова, поэтому окончания не могут быть звеньями связи. Зависимое слово при примыкании присоединяется к главному только по смыслу (идти быстро, работать утром).
Из словосочетаний и слов строятся предложения. Но в них выступают также связи слов, не составляющие словосочетания: грамматическая связь подлежащего и сказуемого (гроза прошла), сочинительная связь между однородными членами (березы и клены), связь с обособленными членами предложения (книга, прочитанная нами).
Коллективная работа с таблицей «Виды связи слов в словосочетании»
Учитель раздает карточки с таблицей каждому ученику.
- Согласование
Управление
Примыкание
Зависимое слово употреблено в том же роде, числе и падеже, что и главное:
к опытному педагогу
Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное
Зависимое слово связано с главным только по смыслу:
работать увлечённо
предложное (с предлогом)
расти у дороги
беспредложное (без предлога)
освоение земель
Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
Первичное закрепление
Задание на карточках
Задание №1. Укажите, какой часть речи выражены главное и зависимые слова в словосочетаниях. Определите способ их связи.
Студеный ветер; идти неторопливо; День Победы; в конце сентября; ходить дозором; веселая песня; окликнуть товарища; гараж во дворе; красноватый лес; полезный для здоровья; течение реки; смотреть в глаза; голос учителя; дремать стоя; крайне усталый; моя биография; находиться в комнате; очень много; поющий скворец.
Задание №2 на доске
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки и ударение. Определите способ связи главного слова с зависимым.
Составлять р…списание, древнерусские р…списи, дать р…списку, р…сплатиться с долгами р…ссыпать порошок, золотые р…ссыпи, р..зыск преступника, р…зыскать пропавший журнал, р…ссказ учителя.
Задание №3
Подберите к данным словосочетания синонимичные. Запишите их. Определите, когда более уместно употребить данные словосочетания.
Оплатить проезд — … Лесная поляна -…
Ехать поездом-… Программа на год -….
Работать ночами — …. Просить помощи — …
Физкультминутка
Закрепление изученного
Группы получают задания по уровням
1-й уровень. Выпишите из предложений словосочетания, в которых слова связаны согласованием. Объясните орфограммы.
Мимо окон прошла ч…я(то) тройка. Запах антоновских яблок и…чезает из помещ…чьих усад…б. …ранжевый забыли мяч в саду.
2-йуровень. Прочитайте предложения, выпишите словосочетания, слова в которых связаны управлением. Объясните орфограммы.
Щ…нок ударил лапой одного волч…нка по больш…й голове. Матвей сидел в буфете, пил чай с л…моном и говорил. В выборе пьесы и распр…делении ролей я не прин…мал (ни)какого участия. Они св…рнули в сторону и шли все по скоше…ому полю, то прямо, то заб…рая направо, пока не вышли на дорогу. (А.П.Чехов)
3-й уровень. Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетаниях.
… на улице шел дождь. Очень вредно читать… Собака … подбежала к хозяину. ….дети катаются на санках и лыжах. Мы отдохнули … Дочка говорила …
Работа с упражнениями учебника
Упр. 70
«Готовимся к ГИА»: творческая работа (в парах)
Распространите главное или зависимое слово в каждом словосочетании. Используя полученные словосочетания, составьте связный рассказ «Летний отдых в лагере».
Ехать с песнями; оборудовать палатку; зарядка по утрам; лучший отряд; организовать соревнование; праздничный концерт; хорошо отдохнуть.
Итоги урока. Рефлексия
Беседа
-Какую роль играют словосочетания в языке?
-Какова структура словосочетания?
-Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?
-Какая связь называется подчинительной?
— Назовите типы подчинительной связи в словосочетании.
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
Учащиеся заполняют карточки.
Домашнее задание. Выставление оценок
Выучить теоретический материал. Упр.72, 66(устно)
Приложение
- Согласование
Управление
Примыкание
Зависимое слово употреблено в том же роде, числе и падеже, что и главное:
к опытному педагогу
Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное
Зависимое слово связано с главным только по смыслу:
работать увлечённо
предложное (с предлогом)
расти у дороги
беспредложное (без предлога)
освоение земель
Задание №1. Укажите, какой часть речи выражены главное и зависимые слова в словосочетаниях. Определите способ их связи.
Студеный ветер; идти неторопливо; День Победы; в конце сентября; ходить дозором; веселая песня; окликнуть товарища; гараж во дворе; красноватый лес; полезный для здоровья; течение реки; смотреть в глаза; голос учителя; дремать стоя; крайне усталый; моя биография; находиться в комнате; очень много; поющий скворец.
Задание №3
Подберите к данным словосочетания синонимичные. Запишите их. Определите, когда более уместно употребить данные словосочетания.
Оплатить проезд — … Лесная поляна -…
Ехать поездом-… Программа на год -….
Работать ночами — …. Просить помощи —
Поуровневые задания
1-й уровень. Выпишите из предложений словосочетания, в которых слова связаны согласованием. Объясните орфограммы.
Мимо окон прошла ч…я(то) тройка. Запах антоновских яблок и…чезает из помещ…чьих усад…б. …ранжевый забыли мяч в саду.
2-йуровень. Прочитайте предложения, выпишите словосочетания, слова в которых связаны управлением. Объясните орфограммы.
Щ…нок ударил лапой одного волч…нка по больш…й голове. Матвей сидел в буфете, пил чай с л…моном и говорил. В выборе пьесы и распр…делении ролей я не прин…мал (ни)какого участия. Они св…рнули в сторону и шли все по скоше…ому полю, то прямо, то заб…рая направо, пока не вышли на дорогу. (А.П.Чехов)
3-й уровень. Дополните предложения словами, которые примыкали бы к главным словам в словосочетаниях.
… на улице шел дождь. Очень вредно читать… Собака … подбежала к хозяину. ….дети катаются на санках и лыжах. Мы отдохнули … Дочка говорила …
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
infourok.ru
Статья «Словосочетание. Связь слов в словосочетании и предложении. Способы подчинительной связи»
Тема 2 Словосочетание. Связь слов в словосочетании и предложении.
Способы подчинительной связи
Цель: повторение сведений о словосочетании, полученных в школе.
Задачи
Обучающая:
систематизировать знания по теме «Словосочетание»: строение, отношения между его компонентами, способы выражения в речи, виды в зависимости от главного слова; заинтересовать в изучении нового материала по теме.
Развивающая:
формирование навыка вычленения словосочетания из предложения;
совершенствовать устную и письменную речь; исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитывающая:
воспитывать толерантность, чувство коллективизма.
ХОД занятия
1.Проверка домашнего задания.
1. Чтение сочинений «Значение знаков препинания» .
2. Лингвистическая разминка.
А).Словарный диктант: монумент, истинный, подлинный, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, ветеран, олицетворять, ландшафт, колорит, архитектура, зодчий, орнамент, апофеоз, горельеф, аллегория.
Б).Просклонять словосочетания с числительными:
Двести восемьдесят четыре рубля, четыреста девяносто шестой номер.
2.Объяснение нового материала.
1. Разыгрывание сценок, заранее подготовленных студентами.
1 сценка
Выходят 2 студента в образе главного и зависимого слов. (Костюмы на усмотрение преподавателя).
Разговор нескольких слов между собой
Главное слово: Мой любимый способ связи – согласование. Люблю, чтобы со мной во всем соглашались: будь то любимое лицо или род, число или падеж. Но одного согласия мне мало – я ценю подражание. Я говорю другому слову : «Смотри на меня и делай, как я!»
Зависимое слово: Не все так стремятся к власти. Вполне самостоятельное слово может быть и очень зависимым. Это зависит от характера слова. Я, например, мягкое и податливое, как воск. Я тоже обожаю согласовываться, но терпеть не могу быть образцом для подражания. Напротив, мне нравится принимать такую форму, какую выбрало другое слово, которое считают главным. Мне доставляет удовольствие следить за малейшими его изменениями и следовать им до тонкостей.
Так и живём – как нитка с иголкой. Ниточкой быть так приятно! А отвечать на вопрос, который задает мне главное слово – моё любимое занятие!
2.Выполнение упражнений. Задание: на доске записаны в столбик словосочетания, обозначены главное и зависимое слова, вам нужно определить, какой частью речи выражены главное и зависимое слово, составить схему словосочетаний.
прил. х сущ. х
Пренеприятное известие прил. + сущ.
прил. х сущ. х
Прибрежные заросли прил. + сущ.
прич. х сущ. х
Приближающаяся буря прич. + сущ
мест. х сущ. х
Этого пристанища мест. + сущ.
числ. х сущ. х
Второе приглашение числ. (поряд) + сущ.
2 сценка
Выходят 2 студента в образе главного и зависимого слов. (Костюмы на усмотрение преподавателя)
Разговор нескольких слов между собой.
Главное слово: Я вообще не люблю согласовываться, считаю, что для самостоятельного с лова самое подходящее занятие – управлять! Управление – вот способ достичь всего, чего хочешь. Но если хочешь, чтобы тебя слушались, не требуй слишком многого – только того, что могут исполнить. Меня, например, в зависимом слове интересует только падеж. Бывают ,конечно, у меня и свои капризы: то мне хочется, чтобы зависимое слово употреблялось с предлогом, то глаза бы мои не видели никаких предлогов, то подавай мне только один падеж, о других и слышать не хочу, то иногда я вроде становлюсь помягче – можно при мне постоять в винительном.
Зависимое слово: Вот мной и управляй! А то я такое нерешительное! Вечно не знаю, в каком падеже стоять, а уж самому выбирать, нужен мне предлог или нет, – это всегда так сложно! Я, как только слышу, что ко мне обращаются с вопросом от главного, как тут же принимаю нужную форму – падежную, разумеется. Падеж волнует меня больше всего! Это нить, связывающая меня с другими словами, грамматическое окошко в мир Предложения.
Выполнение упражнений. Задание: на доске записаны в столбик словосочетания, обозначены главное и зависимое слова, вам нужно определить, какой частью речи выражены главное и зависимое слово, составить схему словосочетаний.
х сущ. сущ.. х
Привидение к знаменателю сущ. + сущ.
х глаг. сущ. х
Увидел привидения глаг. + сущ.
х глаг. мест. х
Примчаться к тебе глаг. + мест.
х глаг. сущ. х
Призадуматься над задачей глаг.+сущ.
3 сценка
Выходят 2 студента в образе главного и зависимого слов. (Костюмы на усмотрение преподавателя)
Разговор нескольких слов между собой
Главное слово: Для меня главное – быть главным! И если ко мне стремятся примкнуть всякие слова, которым вообще не дана способность изменяться, то я не возражаю. Несмотря на мой довольно жёсткий характер, мне их даже жаль – разные там инфинитивы, деепричастии, наречия, простые формы степеней сравнения, которые даже отказались от окончания. Все эти слова и формы слов не могут удовлетворить естественную жажду перемен, которая живёт в каждом. Но в них есть свой смысл, своё значение. Пусть примыкают ко мне по смыслу – я сделаюсь им опорой в жизни.
Зависимое слово: Даже странно слышать, как вы отзываетесь о примыкающих словах. Можно подумать, что примыкать – значит быть несчастным. Ах, напротив, нам, примыкающим, можно только позавидовать. Мы хоть и ощущаем свою зависимость, никак её другим не показываем : не бросаемся тут же изменять свою форму в угоду главному слову, не поворачиваемся, точно флюгер от ветра, то так, то эдак. Надо же понимать, что в постоянстве (неизменяемости) есть свой смысл. Мы не поддаемся чужому влиянию, и главное слово, как ни старается, ничего не может поделать с нами, разве кто заставит нас отвечать на вопрос, то обнаруживается весь наш зависимый характер, но на этом вся власть главного слова над нами кончается. Мы зависим по смыслу и делаем это с большим смыслом, так чо нет никакого смысла в том, чтобы нас жалеть.
2. Выполнение упражнений. Задание: на доске записаны в столбик словосочетания, обозначены главное и зависимое слова, вам нужно определить, какой частью речи выражены главное и зависимое слово, составить схему словосочетаний.
глаг. х нар. х
Прибыть неожиданно глаг. + нар.
глаг. х прил. х
Выглядел моложе глаг.+ ст.ср.прил.
нар. х нар. х
Очень небрежно нар. + нар.
глаг.х деепр. х
Спал сидя глаг. + дееприч.
глаг. х глаг. х
Старался приехать глаг. + н.ф. глаг.
3. Составление алгоритма определения вида связи между словами и способа подчинения.
4.Работа с табличками, в которых указаны виды связи слов в словосочетании.
СОГЛАСОВАНИЕ . Вид связи, при которой при изменении формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Главное слово – самостоятельная часть речи
Зависимое слово – прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение.
УПРАВЛЕНИЕ. Вид связи, при которой с изменением формы главного слова форма зависимого слова не меняется, но главное слово управляет падежом зависимого слова. Главное слово – самостоятельная часть речи. Зависимое слово – существительное, местоимение
ПРИМЫКАНИЕ. Вид связи, при которой зависимое слово связывается с главным только по смыслу(вопросу).Главное слово – самостоятельная часть речи. Зависимое слово – наречие, деепричастие, н.ф.глагола, степень сравнения прил.
3.Закрепление изученного материала (задание выполняется коллективно).
1)Фронтальная работа.
Задание 1. Записать словосочетания, составить их схему, определить вид связи слов.
Чей-то взгляд, ловить рыбу, крепко любить, любить друга, любящий друг, воспитывать себя, наше пение, пел громче, читать о Пушкине, два приятеля, умная голова.
Задание 2.Определи тип подчинительной связи
1.Министр образования2.Яйца вкрутую
3.Жить у леса
4.Город Кострома
5.Красавцы мужчины
6.Барышня-крестьянка
7.Село Бородино
8.Капитан команды
9.Весело жить
Жить богаче
1.Управление
2.Примыкание
3.Управление
4.Согласование
5.Согласование
6.Согласование
7.Согласование
8.Управление
9.Примыкание
10.Примыкание
2)Работа в парах. Задание 2.. Запишите предложение под диктовку, раскрывая скобки. Поставьте друг другу оценки.
На летней небольшой свежевымытой дощатой, увитой плющом те (р, рр) асе Агри(п,пп)ина Са(в,вв)ична, дама дородная, степе(н, нн), в красивой шали, с гладко зачеса(н,нн)ыми набок волосами, важно во(с,сс)едала в кресле у стола, покрытого тонкой ль(н,нн)яной белой скатертью, вышитой по краям а(к,кК)уратным узором, и под тихий а(к,кК)омпанемент виолончели и назойливое жу(ж,жж)ание пчел потчевала маленького, тщедушного, одетого в потрепа(н,нн)ый сюртук ко(л, лл)ежского а(с,сс)е(с,сс)ора Фадея А(п,пп)о(л,лл)оновича винегретом, щедро сдобре(н,нн)ым постным маслом, тонко нареза(н,нн)ыми ломтиками ветчины, розовыми вкусно пахнущими, и прочими яствами, подливая ему время от времени в изящный бокал из саксонского фарфора клюкве(н,нн)ого морса, настоя(н,нн)ого на яблоках и рябине. Гость млел и дребезжащим голосом пел хозяйке ди(ф,фф)ирамбы. Алел закат.
Задание 3.В пословицах и поговорках найдите имена существительные суффиксами, которые вносят добавочные оттенки в значение. Выделите эти суффиксы. Укажите виды связи слов в словосочетаниях.
Знай сверчок свой шесток. Это еще бабушка надвое сказала. Яблочко от яблони недалеко падает. Щёголь Ивашка: что ни год, то рубашка. Поговорка – цветочек ,пословица – ягодка. Личико беленько, да ума маленько. Большое горлышко у маленького кувшинчика. Чудачок-рыбачок: рыбку водичке ловит, а домой пить ходит. Широка рогожка, да цена ей – грошик. Гречневая каша – матушка наша, хлебец ржаной – отец родной. Червячки точат дерево изнутри. Совесть с молоточком: и постукивает, и послушивает. Краденый поросенок в ушах визжит. Возвращаясь домой, привези родным хоть камушек.
3) Работа с текстом. Задание 4.Вставьте, где надо, пропущенные буквы. Все имена прилагательные подчеркните. Выпишите из текста 2-3 словосочетания, в которых способ связи между словами: согласование, управление,
примыкание.
Посадка в беспл…цкартный поезд носила обычный кров..пролитный характер. Пас..ажиры, согнувшись под тяж..стью пр..огромных мешков, бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове. Отец Федор ош..ломлённо бегал вместе с всеми. Он так же, как и все, говорил с проводниками искательным голосом, так же, как и все боялся, что кас..ир дал ему «неправильный» б..лет, и только впущенный наконец в вагон, вернулся к обычному спокойствию и даже повеселел.
С той минуты, когда гражданин вступает в полосу отчуждения, которую он по-дил..тантски называет в..кзалом или станцией, жизнь его резко меняется. Сейчас же к нему подскакивают Ермаки Тимофеевичи в бел..х передниках с ник..лированными бляхами сер..це и услужливо подхватывают б..гаж. С этой минуты гражданин уже не пр..надлежит самому себе. Он – пас…ажир и начинает исполнять все обязан..ости пас..ажира. Обязан..ости эти многосложны, но приятны. Пас..ажир очень много ест. Простые смертные по ночам не едят , но пас..ажир ест и ночью. Ест он жарен..ого ц..пленка, который для него дорог, крутые яйца, что вредны для желудка, и маслины. Когда поезд прорезает стрелку, на полках бряцают многочисленные чайники и подпрыгивают завернутые в кульки цыплята, но пас..ажиры ничего этого не замечают. Они рассказывают анекдоты.
(По И.Ильфу и Е.Петрову)
4) Творческие упражнения. Задание 5. Запишите слова и словосочетания в правильной форме.
1) Иногда с берега можно наблюдать за (дельфинья стая.). ___________________________________________________________ 2) От (чаячьи крики) ______________________________ стоит невообразимый шум. Они кружатся над (мягкие волны) ____________________________-, ныряют за (мелкая рыбешка) _________________________________-, не брезгуют (любые съедобные кусочки) _______________________________, брошенными с борта (белоснежный корабль) ________________________________ или (легкие яхты)__________________________. 3) На (песчаная чистая отмель) ___________________ в (теплая прозрачная вода) _________________________________________ пестреет сонм (разноцветные медузы) ________________________________________. Покачивая (мягкие жгучие шупальцы) __________________________________, лежат и ждут они (незадачливые пловцы) ____________________________________, чтобы пощекотать им нервы. 4) Мальки тоже пасутся у берега, от (рыбьи косячки) ________________________________________ на воде появляются крошечные пузырьки.
Задание 6. Образуйте и запишите словосочетания, в которых собственные имена будут прилагательными. Суффиксы в образованных прилагательных выделите.
Есенин, чтения ____________________________________________________
Пётр, реформы_____________________________________________________
Ной, ковчег________________________________________________________
Джалиль, «Моабитская тетрадь»______________________________________
Дима, стихи_______________________________________________________
Вероника, музыка__________________________________________________
Задание 7. Впишите вместо пропусков еще по одному прилагательному с любым изучаемым суффиксом (-ов-, -ев-, -чив-, -лив-, -чат-, -оньк-, -еньк- )к существительному. Все суффиксы обозначьте.
Например: мелковатый сумчатый зверек.
Отцов _____________________ пиджак, черешневый и ____________________ напитки, металлическая, _______________________ и ________________________ посуда, вежливый и __________________________ джентльмен, усидчивый и _____________________________
сотрудник, сёмговый и _____________________ салаты, жиденький ______________ супчик, тоненькие ______________________ фигурки.
Слова для работы: бежевый, оранжевый, алюминиевый, эмалевый, марлевый, тюлевый, щавелевый, пуншевый, затейливый, крабовый, проказливый, вежливый, причудливый, въедливый, услужливый.
4. Рефлексия
1). С какими видами связи Вы сегодня познакомились?
2). Какими частями речи выражены главные и зависимые сова в разных видах связи?
5.Домашнее задание: знать опорный конспект, синтаксический разбор 3-х словосочетаний.
infourok.ru
Урок по русскому языку на тему «Синтаксические связи слов в словосочетаниях»
Тема урока: Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
Цели урока: ознакомить учащихся со способами связи слов в словосочетании, совершенствовать навыки и умения по конструированию словосочетаний, воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Ход урока.
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
Проверочная работа.
Задание: Спишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова, в скобках укажите вид словосочетания.
Рубашка навыпуск, шестидесятая квартира, бежать наперегонки, дикая роза, воротник из песца, прислушиваться к ним, мой адрес, очень активный, абсолютно неприемлемый, пугливо вздрагивает, напрасно старается, очень дорого, гордо шествовать, думая о друге, поездка в Москву, идти напевая, слегка касаться, прикоснуться рукой, блистательный ответ, в контрольном изложении, разжигать костер, по-летнему жаркий, на лестничной площадке.
Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим разговор о словосочетании. На прошлом уроке мы выяснили, что в словосочетании есть главное и зависимое слова.
Какая связь – сочинительная или подчинительная – используется между словами в словосочетании?
Подчинительная грамматическая связь слов в словосочетании передается тремя способами: согласованием, управлением и примыканием.
Рассмотрим словосочетание. Высокое здание. Главное слово – здание. Зависимое – высокое. Оба слова стоят в среднем роде, единственном числе и именительном падеже (учащиеся выделяют окончания в словосочетании, говорят о грамматической связи слов). Если мы будем изменять главное слово, будет меняться и зависимое: здания высокие, зданием высоким и т.п. Такой вид связи называется согласование. (Учащиеся заполняют колонку «Согласование», записывают новый пример)
Теперь рассмотрим другое словосочетание. Думать об уроках. Главное слово – думать. Зависимое – (об) уроках. Главное слово требует рядом слово в предложном падеже. А зависимое принимает требуемую форму (учащиеся выделяют окончание, говорят о грамматической связи слов). Попробуем изменить главное слово: думаю об уроках, думал об уроках и т.п. Мы видим, что зависимое слово не изменяется, оно продолжает оставаться в требуемом падеже; главное слово управляет зависимым. Такой вид связи называется управление. По наличию предлога при зависимом слове выделяют управление предложное и беспредложное. (Учащиеся заполняют колонку «Управление», записывают новые примеры)
И еще одно словосочетание. Идти быстро. Главное слово – идти, зависимое – быстро. В данном случае у зависимого слова нет окончания, так как оно неизменяемое. Соответственно, слова связаны только по смыслу. Такой вид связи называется примыкание. (Учащиеся заполняют колонку «Примыкание», записывают новый пример)
х
К опытному педагогу
Где? У чего?
х Р.п.
Расти у дороги
Чего?
х Р.п.
Освоение земель
Как?
х
Работать увлеченно
Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.
Задание 1. Выпишите словосочетания со связью согласование, графически обозначьте главное и зависимое слова.
Любовь к чтению, в синем небе, наше право, поехать в Крым, желание учиться, очень верный, первое место, улыбающийся человек, в третьем классе, выступающие на сцене, аккуратно писать.
Задание 2. Выпишите словосочетания со связью управление, графически обозначьте главное и зависимое слова.
И небо хмурится, и мчится ветер к нам,
Рубаху дерева сгибая пополам. (Н. Заболоцкий)
Весна! Выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался… (А. Майков)
Задание 3. Из словосочетаний задания 1 выпишите словосочетания со связью примыкание, графически обозначьте главное и зависимое слова.
Задание 4. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, определите тип связи слов.
Рокоч..щие волны, масл.н..ыми красками, любит..ль искус..тв, в темно_красных к..рпичиках, отправит..ся на к..нюшню, затер..н..ый среди улиц.., пр..писал наскор.., всматр..вает..ся в_даль, тр..щали без_умолку, францу..ская п..ротехника.
Задание 5. Спишите словосочетания, укажите тип подчинительной связи слов.
В пригородном автобусе, свернуть налево, терпеть молча, благодарить за услугу, с большим нажимом, бушующего моря, ностальгия по родине, пользоваться лосьоном, чей-то интерес, иметь преимущество.
Работа над культурой и развитием речи учащихся.
Задание 6. Прочитайте словосочетания, определите тип синтаксической связи слов в данных словосочетаниях. Замените данные словосочетания, построенные по типу согласование, синонимичными словосочетаниями со связью управление, запишите их.
Материнский наказ, лесной запах, парусная лодка, диабетическое печенье, горный воздух, луговые цветы, бескорыстное добро.
Задание 7. Замените словосочетания, построенные по типу управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование.
Статуя из бронзы, бассейн для плавания, пальто матери, вода из родника, красота земли, в домишке мещан.
Задание 8. Составьте и запишите словосочетания со словом читать со связью а) управление, б) примыкание.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Дайте определение термину словосочетание.
Какова структура словосочетания?
С помощью каких средств связываются слова в словосочетании?
Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?
Какие трудности в освоении этой темы вы можете отметить?
Домашнее задание.
Повторить правило параграфа 14 и запись-таблицу в тетради;
Выполнить работу № 1873437 на сайте rus-oge.sdamgia.ru после регистрации. Внимание! Ответы записывать нужно с прописной буквы без пробелов, например: красныйшар.
Из текста выпишите три словосочетания, которые иллюстрируют разные типы связи слов: согласование, управление, примыкание, — графически обозначьте главное и зависимое слова.
Кто раз полюбил науку, тот любит ее всю жизнь и никогда не расстанется с ней добровольно. А кто знает науку так мало, что ещё не успел привязаться к ней всеми силами своего существа, тот не имеет ни малейшей причины считать себя образованным человеком.
Используемая литература:
Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский зык. 8 класс» / Л.А. Аксенова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 239 с.
Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, науч. ред. Н.М. Шанский. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 237с.
Симакова Е.С. Рабочая тетрадь по русскому языку: 8-й класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский зык. 8 класс» / Е.С. Симакова. – М.: Астрель, 2013. – 141 с.
Фефилова Г.Е. Русский язык. 8 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков /Г.Е.Фефилова. — Росто н/Д: Феникс, 2013. — 195 с.: табл. — (Педагогический конспект)
infourok.ru
Слово «Связь»
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Значения слова «Связь»
Тесное общение между кем-чем-нибудь
Близкое знакомство с кем-нибудь, обеспечивающее поддержку, покровительство, выгоду
Часть строительной конструкции, соединяющая ее основные элементы
Средства, крые дают возможность сноситься, сообщаться
Сообщение с кем-чем-нибудь
Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами общение на расстоянии (почта, телеграф, телефон, радио)
Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь
Любовные отношения, сожительство
Источник: Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
Встречается в запросах
Примеры предложений со словом «Связь»
Швейцар знал не только Левина, но и все ето связи и родство и тотчас же упомянул о близких ему людях.
Лев Толстой «Анна Каренина» (1873-1877)
Подобные любовные связи всегда сопровождаются такого рода дружбой.
Виктор Гюго «Отверженные» (1862)
Он стоял у телеграфного столба и криками подбадривал рабочего связи, который, цепляясь железными когтями за дерево, подбирался к изоляторам.
Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев» (1928)
Но граф не подал вида, что ему понятна связь этого визита Люсьена с любопытством баронессы.
Александр Дюма «Граф Монте-Кристо» (1844-1845)
Он был единственным звеном, единственной оставшейся у нее связью, единственным средством общения с людьми, со всем живым.
Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831)
Армия северян, кольцом обложившая Ричмонд, давно прервала связь между городом и главными силами южан.
Жюль Верн «Таинственный остров» (1874)
Продать кофе взялся Гужбан, имевший на воле связь со скупщиками краденого.
Григорий Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД» (1926)
vfrsute.ru