Схема предложения двусоставного – А) Составьте по данным схемам предложения и запишите их. Выделите в предложениях грамматические основы. 1) [Определённо-личное],

Содержание

Двусоставное предложение – примеры, схема (русский язык, 8 класс)

Одной из главных характеристик предложения является информация о составе грамматической основы. С этой точки зрения все предложения делятся на односоставные и двусоставные. Поговорим о вторых из них.

Двусоставное предложение – примеры, схема (русский язык, 8 класс)

Двусоставное предложение – примеры, схема (русский язык, 8 класс)

Грамматическая основа

В каждом предложении обязательно должна быть грамматическая основа. Именно в ней заключен основной смысл, как коммуникативный, так и грамматический.

Существуют неполные предложения, в которых может не быть грамматической основы; но они не являются в полной мере инструментами коммуникации, так как их смысл понятен только в контексте. Например, неполное предложение «Десять.» непонятно вне контекста (Сколько тебе лет? – Десять.)

Грамматическая основа обычно может сохранять некий общий смысл предложения, если выбросить все второстепенные члены.

Пример: Наша улица тянулась вдоль реки. – Улица тянулась.

Грамматическая основа двусоставного предложения состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого. Подлежащее – это то, о чем говорится в предложении, субъект происходящего. Сказуемое – это то, что нам сообщают о подлежащем, предикат. Именно сказуемое привязывает предложение ко времени. Если даже оно выражено не глаголом (составное именное сказуемое), сам факт отсутствия глагола-связки указывает на изъявительное наклонение и настоящее время.

В односоставном предложении (эта тема изучается на уроках русского языка 8 класса) все функции грамматической основы берет на себя один главный член.

Главные члены двусоставного предложения

Подлежащее всегда отвечает на вопрос кто? или что? и стоит в именительном падеже. Если оно состоит из нескольких слов, то в именительном падеже стоит хотя бы одно из них.

Подлежащее может быть выражено

  • существительным (Кот лежал на крыше.);
  • местоимением (Он уже ушел.);
  • инфинитивом (Петь – ее страсть.);
  • сочетанием числительного и существительного (Три розы

    стояли в вазе.)

    ;
  • синтаксически неделимым сочетанием (Анютины глазки цвели на клумбе.).

Если подлежащее и прямое дополнение можно спутать, так как форма именительного и родительного падежей у них совпадает, то по умолчанию первое из них считается подлежащим, а второе – дополнением; пример: «Мать любит дочь» – это мама любит дочку, а «Дочь любит мать» – дочка – маму.

Сказуемое может быть выражено любой частью речи, кроме деепричастия. Если оно выражено именем, то тоже должно стоять в именительном падеже.

Сказуемое может быть выражено:

  • глаголом в личной форме (кот лежал на крыше.);
  • инфинитивом (Мое хобби – танцевать.);
  • существительным (Белка – лесной зверек.);
  • прилагательным, полным или кратким (Он очень умен (умный).);
  • кратким причастием (Дом уже построен.);
  • числительным (Мое любимое число – пять.);
  • наречием (У нас все по-прежнему.);
  • синтаксически неделимым сочетанием или фразеологизмом (Парень был богатырского сложения.) и т.д.

Связь между подлежащим и сказуемым называется предикативной; ни один из главных членов не главнее другого. На схеме их связь обозначают двусторонней стрелочкой.

Примеры двусоставных предложений

Шторм бушевал вторые сутки.

Иван Николаевич был очень удивлен.

Солнце – ближайшая к нам звезда.

Что мы узнали?

Грамматическая основа предложения может состоять из одного члена (односоставное предложение) или из двух членов (двусоставное предложение). Двусоставные предложения встречаются намного чаще; их основа состоит из подлежащего и сказуемого. Главные члены находятся в предикативной связи. Они могут быть выражены разными частями речи.

Предыдущая

Русский языкСостав грамматической основы предложения

Следующая

Русский языкОдносоставные и двусоставные предложения – разница (8 класс, русский язык)

sprint-olympic.ru

Структурной схемы двусоставного предложения.

Теоретическая часть

1. Функционально-синтаксическая категория членов предложения.

2. Главные члены как компоненты структурной схемы двусоставного предложения.

3. Определения подлежащего как одного из компонентов структурной схемы двусоставного предложения, его функционально-грамматические признаки.

4. Основные типы двусоставных предложений, различающиеся формой подлежащего:

а) номинативно-подлежащные;

б) инфинитивно-подлежащные.

5. Способы выражения подлежащего в номинативно-подлежащных (отдельным словом, словосочетанием) и инфинитивно-подлежащных предложениях.

6. Сказуемое как главный член двусоставного предложения. Функционально-грамматические признаки сказуемого.

7. Принципы классификации сказуемого. Типы сказуемых:

а) простое глагольное сказуемое; осложнение форм простого глагольного сказуемого;

б) составное сказуемое (именное и глагольное, их компоненты), морфологическое выражение; его осложнённые формы.

 

Литература

1. Русская грамматика: в 2 т. – М.: Наука, 1980. – 2 т. §§ 2234-2249.

2. Диброва, Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2 ч./ Е.И.Диброва.– М.: Академия, 2002. – 2 ч. – С.460-462.

3. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – С.85-113.

4. Чеснокова, Л.Д. Проблема членов предложения в теоретиче­ском и методических аспектах / Л.Д. Чеснокова. – Таганрог,1996.

5. Чупашева, О.М. Подлежащее? Сказуемое?: статья / О.М.Чупашева// Русская речь. – 1999. – №2. – С.118-123.

6. Чуглов, В.И. О функции и названиях составных сказуемых и их частей: статья / В.И.Чуглов // Русский язык в школе. – 1999. – №2. – С.87-91.

 

Практическая часть

Упражнение 1

Найдите подлежащее в предложениях, укажите способ его выражения (формы различных частей речи, словосочетания или целые предложения).

1. В ауле множество собак встретило нас громким лаем (Л.). 2. Пьющие утром воду вялы, как все больные, а пьющие вино повечеру несносны, как все здоровые (Л.). 3. Печальное нам смешно, смешное грустно (Л.). 4. Из репродуктора вылетало: «Куда, куда вы удалились?» (Лип.) 5.Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины (Л.). 6. Никто, однако, не отваживался броситься первый (Л.). 7. Много было гостей (Гонч.). 8. В походке, взгляде, во всём обращении Александра было что-то торжественное, таинственное (Гонч.). 9. Вон между деревьями мелькает синее платье, которое так ловко сидит на Наденьке (Гонч.).10. Граф с Наденькой подошли к решётке (Гонч.). 11. Ничего не сказать теперь значило оскорбить её (Л.Т.). 12. Луч радости блеснул в душе (Гонч.). 13. Счастливые часов не наблюдают (Гр.). 14. Наконец вырвалось у всех единодушное Ах! и шёпотом разнеслось по зале (Гонч.). 15. Каждый из нас станет на краю площадки (Л.). 16. Больше двадцати карет уже были расставлены жандармами вдоль по улице (Л.Т.). 17. Один с сошкой, семеро – с ложкой (посл.). 18. Сорок лет будет ему ещё не скоро, но он уже знаменит и сыт по горло (Ч.). 19. А всё близкое – дёшево, дорого – далёкое (М.Г.). 20. Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом (Ч.). 21. Подымающиеся по парадной лестнице тем временем уже были на площадке третьего этажа (Булг.).

 

Упражнение 2

Составьте предложения с данными словами в роли подлежащего и второстепенного члена предложения.

Будущее, увиденное, пройденное, приёмная, дежурный, подлежащее, завтра, прошлое.

 

Упражнение 3

Определите тип сказуемого и укажите способ выражения грамматического и вещественного значения в каждом типе, а также вид его связочной части (вид связки или вспомогательного глагола).

1.В этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда-нибудь (Л.). 2. Бешмет всегда изорванный, в заплатах (Л.). 3. Сынишка его, мальчик лет пятнадцати, повадился к нам ездить (Л.). 4. Вам будет немножко скучно, ну да мы с вами будем жить по-приятельски (Л.). 5. Он набил трубку, затянулся и начал рассказывать (Л.). 6. Мы легко могли различать дорогу (Л.). 7. Старик нахмурил брови (Л.). 8. Солнце казалось мне тускло, лучи его не грели (Л.). 9. И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далёким и недосягаемым (Гонч.). 10. Тьма лежала глухая, тёплая (Пауст.). 11. Слёзы готовы брызнуть в три ручья (Гонч.). 12. Он (Адуев) слыл за деятельного и делового человека (Гонч.). 13. Дядя навострил уши (Гонч.). 14. Знаки препинания – это как нотные знаки (Пауст.). 15. Коньки ещё не были в моде (Л.Т.). 16. Небо было закрыто мглой (Пауст.). 17. Иногдаугасшая любовь придёт на память (Гонч.). 18. А дядя был всё тот же (Гонч.). 19. Она не ставит в грош его (Гр.). 20. Ведь предмет просто – фу-фу! (Г.)

 

Упражнение 4

В каких случаях сказуемое выражает активный признак (действие, процесс), а в каких – пассивный (качество, свойство, состояние, принадлежность к роду, классу, лицу)?

1. Жёлтые листья падали с деревьев и усеяли берег; зелень полиняла; река приняла свинцовый цвет, небо было постоянно серо (Гонч.). 2. Усадьба и деревня каза­лись безнадёжно бедны и грубы (Гонч.). 3. Раскольников не привык к толпе (Д.). 4. Манилов был доволен чрезвычайно (Г.). 5. Мармеладов решительно стукнул кулаком по столу (Д.) . 6. Зосимов был высокий и жирный человек (Д.). 7. Это была большая комната (Д.). 8. Плыть на парусах без ветру невозможно (Акс.). 9. Господин был встречен трактирным слугою (Г.). 10. Зодчий был педант и хотел симметрии (Г.). 11. Трактир был что-то вроде русской избы (Г.). 12. Пётр Иваныч, сидя в креслах, задремал было опять (Гонч.). 13. Опять я ваш, о юные друзья! (П.) 14. Ермолай был человек престранного рода (Т.).

 

Упражнение 5

Найдите главные члены предложения и объясните особенности координации (согласования) сказуемого с подлежащим.

1. Построй он церковь на возвышении, она бы так не заиграла … (Шукш.) 2. Она страшно боялась опоздать (Купр.). 3. Множество разных людей стекается в этот город к празднику (Булг.). 4. Подымающиеся по парадной лестнице тем временем уже были на площадке третьего этажа (Булг.). 5. Лето было действительно полно неуловимой доброты – и в легком шуме дождей, и в запахе зреющей пшеницы – предвестнике урожая (Пауст.). 6. Человек должен быть человечен не только в своей радости, но и в страдании (Пауст.). 7. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить – ничего! (Пауст.) 8. Около летнего кино сидело на земле множество мальчишек (Пауст.).

 

ЗАНЯТИЕ 8

ТЕМА: Конструктивно-синтаксический аспект

Предложения.

Теоретическая часть

1. Многоаспектность предложения.

2. Содержание конструктивно-синтаксического аспекта предложения.

3. Структурная схема как выражение формальной устроенности предложения.

4. Различные подходы к пониманию структурной схемы предложения:

а) структурная схема как предикативный минимум;

б) структурная схема как номинативный минимум.

5. Предложения с однокомпонентной (односоставные) и двухкомпонентной (двусоставные) структурной схемой.

6. Классификация структурных схем двусоставных предложений:

а) структурные схемы с координируемыми (формально-уподобленными) главными членами;

б) структурные схемы с некоординируемыми (формально-неуподобленными) главными членами.

7. Вопрос о грамматической связи главных членов – компонентов структурной схемы. Координация как связь, посредством которой выражаются предикативные отношения. Отличие координации от согласования – способа выражения атрибутивных отношений.

 

Литература

1. Белошапкова,В.А. Современный русский язык / В.С.Белошапкова. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 632-656.

2. Диброва, Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2 ч./ Е.И.Диброва.– М.: Академия, 2002. – 2 ч. – С. 294-313.

3. Русская грамматика: в 2т. – М.: Наука, 1980. – 2 т. §§ 1893,1908-1914.

 

Практическая часть

Упражнение 1

Составьте минимальные структурные схемы предло­жений.

1. Беседовать со своим Я было для него высшею отрадою (Гонч.). 2.Трудиться казалось ему тоже странным (Гонч.). 3. Это не легкомысленная прихоть (Гонч.). 4. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо (Пауст.). 5. Лаврецкому такое множество на­рода было не по нутру (Т.). 6. Я, признаться сказать, не охотник до чаю (Г.). 7. Горница вся была загажена и в ве­личайшем беспорядке (Л.Т.). 8. Оленин начал думать о вечеринке (Л.Т.). 9. За это время знаменитый учёный и юный пускатель змеев, к удивлению всех окружающих, сошлись в самой тесной и крепкой дружбе (Купр.). 10. Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту – вот в чём задача (Пауст.).

 

Упражнение 2

Составьте расширенные структурные схемы предложений.

1. Лиза всякий раз с нетерпением поджидала прихода при­ятелей (Гонч.). 2. Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе…(М.Г.) 3. Дело науки – служить людям (Л.Т.). 4. Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени (М.Г.). 5.Свадьба Наташа было последнее радостное событие в семье Ростовых (Л.Т.).

 

Упражнение 3

Определите характер связи сказуемого или его части с подлежащим (уподобление в лице и числе; уподобление в роде и числе; уподобление в числе; уподобление в роде, числе и падеже; уподобление в числе и падеже).

1.Дома новы, но предрассудки стары . 2. У девушек сон утренний так тонок. 3. Сюда ваш батюшка зашёл. 4.И дым Отечества нам сладок и приятен! 5. Лечился, гово­рят, на кислых он водах. 6. Что нового покажет мне Мо­сква? 7. И всё-таки я вас без памяти люблю. 8. Тот нищий, этот франт-приятель. 9. Кричали женщины: ура! И в воз­дух чепчики бросали! 10. Сюда я больше не ездок (Гр.).

 

Упражнение 4

 

Подберите примеры предложений, построенных по сле­дующим структурным схемам:

1. N1Copf N1

2. Jnf Copf N1/5

3. N1 Copf Adjf/1/5

4. N1 Copf Adv

5. Jnf Copf Jnf

 

Упражнение 5

Напишите структурные схемы данных ниже предложений.

1. Дети пишут диктант. 2. Она отличница. 3. Ребёнок здоров и весел. 4. День дождливый. 5. Прогулка по лесу – лучший отдых. 6. Пришло несколько студентов. 7. Доказать – значит убедить. 8. Этот молодой человек – мой брат. 9. Яблоки – нарасхват. 10. Говорить с вами – удовольствие. 11. Занятия начинаются в 8 часов. 12. Увидеть его – входит в мои планы. 13. Любить – это прекрасно. 14. Познакомиться с ним – большое счастье. 15. Это мой первый учитель. 16. Врач может помочь вам.

 

ЗАНЯТИЕ 9

ТЕМА: Распространённое предложение. Традиционное


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Двусоставные и односоставные предложения | LAMPA

Виды односоставных предложений

Односоставные предложения делятся на глагольные и субстантивные. В глагольных односоставных предложениях главный член — сказуемое. В субстантивных односоставных предложениях главный член — подлежащее.

Глагольные односоставные предложения в свою очередь делятся на определенно-личные, неопределенно-личные и безличные. Иногда также выделяют обобщенно-личные предложения.

Односоставные глагольные

1. Определенно-личные

Определенно-личное предложение — односоставное предложение с главным членом — сказуемым, выраженным глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголом в форме повелительного наклонения. Сказуемое обозначает действие говорящего или его собеседника.

Если в предложение можно подставить местоимения я, ты, мы, вы и смысл от этого не изменится, то это определенно-личное предложение.

Люблю вкусно поесть. В этом предложении сказуемое выражено глаголом в форме 1-го лица. Можно дополнить предложение местоимением я.

Уважайте котов! В этом предложение сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения.

Давай поедем в Гондурас! В этом предложении сказуемое также выражено глаголом в форме повелительного наклонения.

2. Неопределенно-личные

Неопределенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, которое обозначает действие или состояние неопределенного лица. Сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в форме 3 лица мн. числа в настоящем или будущем времени или в форме мн. числа в прошедшем времени.

Тебе будут платить стипендию.

По улицам слона водили.

3. Безличные

Безличное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия субъекта действия (подлежащего). В таком предложении нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое в таких предложениях может быть выражено:

а) предикативным наречием или сочетанием предикативного наречия (нельзя, можно, нужно и др.) и неопределенной формы глагола

На ноль делить нельзя.

Коту скучно сидеть взаперти.

В комнате холодно.

б) безличным глаголом в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени (или сочетанием такого глагола и неопределенной формы глагола)

Очень хочется шоколада.

Хотелось уехать далеко-далеко.

в) личным глаголом в безличном значении (например, при обозначении природного явления или изменения времени суток) в форме 3 лица ед. числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода ед. числа в прошедшем времени

После отмены перехода на зимнее время зимой темнеет совсем рано.

г) неопределенной формой глагола

Всем встать!

д) словом нет.

Нет правды на земле. (А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери») В этом предложении сказуемое — слово нет.

4. Обобщенно-личные

Обобщенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, действие которого потенциально относится к любому лицу.

По форме такие предложения похожи на определенно-личные или неопределенно-личные.

Слезами горю не поможешь. Это предложение по форме является определенно-личным.

Дареному коню в зубы не смотрят. Это предложение по форме является неопределенно-личным.

Не все лингвисты выделяют обобщенно-личные предложения в отдельную категорию.

Односоставные субстантивные

Самый распространенный тип односоставных субстантивных предложений — назывные предложения.

Назывное предложение — это односоставное предложение с главным членом — подлежащим, обозначающим наличие, существование предмета или явления. Подлежащее в таких предложениях выражено именем существительным, личным местоимением, субстантивированной частью речи, имеющими форму именительного падежа, а также количественно-именным сочетанием, главное слово в котором стоит в именительном падеже.

Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок) Это сложное бессоюзное предложение, каждая часть которого является односоставным назывным предложением, а не простое предложение с четырьмя однородными подлежащими.

Вот мой дом.

lampa.io

Двусоставные предложения: примеры :: SYL.ru

Двусоставным предложением является такое простое предложение, в котором присутствуют как подлежащее — одиночное или со словами, от него зависимыми, так и сказуемое — также одиночное или с попутными словами, от него зависящими. Итак, первый состав — подлежащее, второй состав — сказуемое. Синтаксическое построение двусоставных предложений разделяется на два главных типа — именной и глагольный.

двусоставные предложения

Глагольные и именные предложения

В предложениях, относящихся к глагольному виду, сказуемое выражено личной формой полнознаменательного глагола. Двусоставные предложения глагольного типа заключают в глаголе выраженное отношение к подлежащему, а также все нужные предложению категории модальности и времени. Например: Она замолчала. Главные члены двусоставного предложения здесь очень легко определимы.

Именной тип предложения требует сказуемого как минимум из двух слов. Одним из них является связующий глагол «быть» со всеми его эквивалентами, передающими категории модальности и времени. А именная часть тоже передаёт значение сказуемого. Например: Она была рыжая (или рыжей). Он был менеджер (или менеджером). Связку легко можно опустить, но смысл предложения слегка изменится: Она рыжая. Он менеджер. То есть отсутствие этой связки передаст настоящее время глагола и изъявительное наклонение.

двусоставное предложение

Смысловые отношения

Грамматическая основа двусоставного предложения выявляет типы смысловых отношений. Они могут быть следующими.

1. Характеризующий тип, когда сказуемое выражено качественными признаками, состояниями или действиями подлежащего. Например: Книга лучший подарок. Облако лёгкое, белоснежное, как лебединое крыло.

2. Тип двусоставного предложения, показывающий отношения тождества между сказуемым и подлежащим. Например: Я Пешков.

3. Тип, выявляющий между сказуемым и подлежащим отношения бытия и составляющийся из чисто бытийного глагола «быть» (даже в нулевой форме) как обстоятельства области бытия, места бытия и существительного, прямо называющего бытующий предмет. Например: Где-то была у меня эта книга. В карманах пусто. Ветер в голове.

Необходимо запомнить типы двусоставных предложений. Их три, выше они перечислены.

двусоставное предложение примеры

Одноимённые категории согласования

Это основная разновидность, где двусоставные предложения имеют связь между своими главными членами в чисто формальном выражении, когда они согласованы в одних и тех же категориях — роде, числе, лице. Это значит, что подлежащее стоит в именительном падеже, а сказуемое имеет в составе спрягаемые формы глаголов, прилагательных, причастий. Таким образом может быть построено двусоставное предложение. Примеры: Дверь скрипит. Девочка веселится. Они уходят. Мы его теряем. Магазин закрыт.

Если согласование отсутствует, связь между сказуемым и подлежащим формально не выражена, она может проявляться только в определённом порядке слов и интонациях. Например: Техника в руках дикаря — кусок пластмассы. Её страсть — книги. Задача пролетариата — сплочённость. И богатые плачут. В подобных случаях разглядеть главные члены двусоставного предложения возможно после долгого колебания. Даже уверенно отнести данные предложения к двусоставным почти невозможно. Ещё примеры: У соседей день рождения. Грабителей уже ждали. Завтра экзамен. Все — в сад. Этот путь невозможен.

простое двусоставное предложение

Определение двусоставности

Как уже было сказано, двусоставное предложение — это подлежащее (со второстепенными членами или без них) и сказуемое (со второстепенными членами или без них). Количество и качество второстепенных членов (составы) предложения может быть разным, это зависит от развёрнутости грамматического построения. Например: Обычное зимнее настроение расцветало майской сиренью. Здесь слово настроение — подлежащее, в составе которого определения обычное и зимнее, а слово расцветало — сказуемое с майской сиренью в составе.

Двусоставное неполное предложение не имеет всех составов, однако двусоставным быть не перестаёт, поскольку отсутствие состава всегда подразумевается. Например: Твой брат не был в школе? — удивилась мама. — Был, — ответила сестра. В последнем предложении легко угадать состав подлежащего, хотя он отсутствует.

Структура двусоставных предложений

Двусоставные предложения противопоставляются односоставным, в которых главный член один, похожий либо на подлежащее двусоставного предложения, либо на сказуемое. Таким образом, рассматривая способы, которыми выражены главные члены двусоставного, узнаётся и характер главного члена односоставного предложения.

Организующими двусоставное предложение центрами являются подлежащее и сказуемое — предикативное ядро. Между ними возникают отношения, названные предикативными, которые проявляются взаимозависимо. Позиции и того, и другого главного члена предложения независимы и самодостаточны, то есть обязательно составляют предикативный минимум. Например: Пришла долгая, холодная и почти бесснежная зима. Здесь вполне возможно свернуть предложение до чистого структурного ядра. Пришла зима. И всё. Смысл остался на месте. Это простое двусоставное предложение.

двусоставное неполное предложение

Предмет и признак

Определяемое и определяющее всегда взаимосвязаны, так, и сказуемое с подлежащим находится в формальной связи. Это определяется семантическим и грамматическим единством, которое двусоставные предложения имеют всегда. Семантическое начало — предмет и его признак — проходит через взаимосвязи подлежащего и сказуемого, поскольку приписать признак предмету невозможно без определения времени и модальности. Если определить члены по отдельности, связи обнаруживаются очень легко: отношение к сказуемому определяет подлежащее, а само сказуемое тоже имеет связующее отношение к подлежащему и через это определяется. Главные члены предложения помогают определить друг друга, поскольку крепко связаны смыслом.

Но эти связи не только взаимонаправлены, но и позиционно противопоставлены с грамматической точки зрения. Характер и признаки связей прямо указывают на это. Также обязательна иерархия в отношениях главных членов: доминирующее положение подлежащего вызывает грамматическое подчинение сказуемого. Иначе не будет согласования, которое почти непременно содержит двусоставное предложение. Примеры согласования: Ей пригрезился старый дом на вершине холма. Видение это как живое стояло перед глазами. Даже из широкой трубы на крыше уходила в небо прозрачная прядь дымка. Эти двенадцать лет прошлой жизни от неё никуда не ушли.

грамматическая основа двусоставного предложения

Здесь сказуемые «пригрезился», «стояло», «уходила», «ушли» выражены только глаголами в прошедшем времени, что вполне грамматически соответствует приложенным к ним подлежащим: «дом», «видение», «прядь», «двенадцать лет», являющимся существительными всех родов — женского, среднего и мужского, которые согласованы со сказуемым и по роду, и по числу.

Нарушение правила

Согласования обычного типа довольно легко нарушить. Примером являются двусоставные предложения, где подлежащему, которое находится в единственном числе, соответствует сказуемое, имеющее по форме множественное число. А, отступись он от правды, не наступит желанного благоденствия. В этом случае сказуемые отступись, не наступит и подлежащие он, благоденствия не согласованы, но вполне употребительны.

Таким образом, явно подрывается идея доминирования подлежащего над подчинённым сказуемым. Многие примеры говорят о том, что синтаксическая связь между центрами предикативных отношений текуча и своеобразна. Основываясь на соотносительности компонентов, такая связь взаимно обусловлена: здесь важны соположение, координация, тяготение. Ещё примеры: Обед готов. Куда без пальто? Бегать полезно. Засор устранён. Это во мне сидит.

главные члены двусоставного предложения

О лексических значениях

Когда подлежащее определяется сказуемым, оно не всегда выражается словом одного лексического значения, даже если грамматическое значение предметности соблюдено. Подлежащее может определять что угодно: явление, одушевлённый или нет предмет, лицо, даже отвлечённое понятие. Например: Гроза миновала. Стол меня постоянно ранит своими углами. Иванов носил свою фамилию с гордостью. Нежность переполняла моего героя.

Сказуемое же, когда вступает главным относительно подлежащего, обозначает или действие, или состояние, или свойство, или качество, или количество. А также принадлежность, родовое понятие и много ещё разного. Сказуемое в русском языке всегда до чрезвычайности функционально. Примеры: Горшочек, вари! Она состарилась, а он умер. Молнии блистали поминутно. Перед сном она сладко грезила. И трижды три у неё — шесть! Мой адрес — Советский Союз. Сергиев Посад — небольшой город. То есть понятие главных членов содержит в себе помимо грамматического и семантическое содержание. Более того, главные могут вообще уступить свою роль второстепенным членам. Смысловая нагрузка может принадлежать любому из них. Например: Она гуляла то с одним, то с другим. Домой она возвращалась даже не ночью, а утром.

Выводы

Изучать двусоставные предложения нужно внимательно, отмечая разграничение членов на главные и второстепенные по тем признакам, которые выявляют доминирование одного над другим. Современные синтаксис и грамматика переживают не лучшие времена, и здесь дискуссионность основных вопросов чрезвычайно важна. Особое внимание нужно уделить трудностям характеристик, которые преподносят двусоставные предложения, за счёт исключительного разнообразия способов выражения сказуемых — именно морфологическое выражение имеется в виду. Здесь важны все компоненты, все их функциональные характеристики, особенно это касается составных сказуемых — и именного, и глагольного.

www.syl.ru

Методические материалы к уроку по русскому языку на тему «Односоставные предложения»

Тема «Односоставные предложения»

(подставляем: я, мы, ты, вы)

Люблю грозу в начале мая.

Поедешь со мной?

Верните книгу в библиотеку. Спешу домой (1-е л., изъявит. накл.) Спешим в школу (1-е л. изъявит. накл.) Спешите в школу! (2-е л. повелит. накл.)

2.

Неопределённо-личные

Глаголы:3 лица множ. числа наст. и буд времени;

множ. числа прош. времени.

(окончания: -ут (-ют), -ат (-ят), -и )

В дверь стучат.

В садах окапывают деревья.

Принесли почту.

3.

Обобщённо-

личные

Глаголы:2 лица един. числа и 3 лица множ. числа.

Пословицы.

Стой за правду горой.

Цыплят по осени считают.

4.

Безличные

(нет и не может быть подлежащего)

Глаголы 3-го лица ед. числа наст. и буд. вр.(окончания: -ет (-ит).

Глаголы прош. вр. средн. рода (окончание –О ).

Инфинитив.

Слова «нет», «нельзя»

Краткие прилаг. и причастия на –О.

Слова состояния на –О.

Уже смеркается.

К вечеру подморозит. Светало. Было жарко. Об экзаменах уже сообщено. Быть грозе великой. Нет ни гроша.

Об экзаменах сообщено.

Мне страшно.

5.

Назывные

Существительные в именительном падеже (из второстепенных членов — только определения).

Раннее утро. Великолепная погода! Вот и река.

Вот и беседка.

Задание №1.Спишите. Определите вид односоставного предложения.

1)Люблю грозу в начале мая. 2) Желаю вам успехов в учебе.3) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день…4) Приучайте себя к сдержанности и терпению. 5) Родину себе не выбирают. 6)Останемся ещё на один день. 7) Не позволяй душе лениться! 8) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания…9) Друга на деньги не купишь. 10) За малым погонишься — многое потеряешь. 11) Умом Россию не понять. 12) По одежке встречают, по уму провожают.13) Снегу намело почти до крыши. 14)Не пером пишут, а умом. 15) На братских могилах не ставят крестов. 16) Без совести и при чужом уме не проживешь.17) Голубые вспышки электросварки.18).Далеко видно кругом. 19) .Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме.20) .Сейчас его схватят, заткнут рот тряпкой и унесут куда-нибудь на слободку Романовну. 21).Предрассветная синяя тишина.22) .Полдень. 23) За окнами душное лето. 24).Молчи, прошу, не смей меня будить. 25). А в чугунную доску били без устали и часто звонили в церкви за рекой.

Задание № 2. Прочитайте текст и выполните задание к нему.

1.Мы любовались чудесной картиной природы.2.Лес был не густ и не редок. 3.Шли по лесной тропинке. 4.Слушали тихую музыку падающей листвы. 5.В лесу держался запах прелой травы. 6.Каких только птиц не услышишь в лесу! 7.Здесь весь день напролет свищут, щелкают, звенят.8. Золотая осень.

Отметьте номера двусоставных предложений; назывных; номера определенно-личных предложений; номера неопределенно-личных предложений; номера обобщенно-личных предложений.

Задание № 3. Какая схема соответствует предложению

Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут паши имена?

А. [двусост.], и [двусост.] Б. [двусост.], и [определенно-личн.] В. [двусост.], и [неопределенно-личн.]

Задание № 4. Приведите по 2 примера: определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личное предложение, двусоставное предложение

Запишите таблицу в тетрадь, заполните графы, соответствующие виду односоставных предложений знаком «плюс»

О/Л

Н/Л

Б/Л

ОБ/Л

НАЗ.

1. Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной

2.Десять суток нам дают на отдых!

3 .Все грущу о шинели.

4. Весны без грозы не бывает.

5. Брожу по набережной снова.

6. В Сибири не любят горячку и спешку.

7. Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг.

8. Загляну в глаза волжанки.

9. Повеет полем, первой бороздой.

10. Изба лесничего. Медвежье царство.

11.На корабле празднуют.

12.В каждой каюте пели и громко кричали.

13.Гамбургер. Такая огромная булка с сочным мясом!

14.Стану человеком во что бы то ни стало!

15.Люблю просто сидеть в этом садике по вечерам!

16.Холодная осень.

17.На чужой стороне и сокола зовут вороною.

18.Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя.

19.На душе у него было очень скверно.

20. Наконец пробило шесть часов, и подали тарантас Рудина.

Тест «Односоставное предложение»

Вариант 1

1.Найдите двусоставные предложения.

А) Век живи, век учись.

Б) Обо мне тоже вспоминают.

В) Он был совершенно прав.

Г) Охота прекрасна сама по себе.

Д) Я помню время золотое.

2.Определите вид односоставного предложения.

А) Не замечаем уходящих лет.

Б) Вспоминаю зимний вечер.

В) Друга на деньги не купишь.

Г) Забудь же про свою тревогу.

Д) Нас венчали не в церкви…

Е) Об этой поездке говорили еще долго.

3.Найдите определенно-личные предложения.

А) Жалею потерянное время.

Б) В окно постучали.

В) Бегу на лыжах по лесу.

Г) Не пренебрегай знанием смолоду.

4. Укажите определённо-личное предложение.

1)  Бельё стирали в прачечной.                     

2) Молчи, прошу, не смей меня будить.   

3) В печке что-то гудит.               

4) Клин клином вышибай.

5. Укажите неопределённо-личное предложение.

1) Сейчас его схватят  и унесут куда-нибудь.       

2)  На берег накатывают большие волны.              

3)  Морозит.

4)  Лес рубят – щепки летят.      

6. Укажите обобщённо-личное предложение.

1)  Смотри не упади.                

2)  Копейка рубль бережёт.    

3)  На покосе лошадей оставили.

4)  Чужую беду пальцем разведу, а к своей ума не приложу.

7. Укажите безличное предложение.

1)  Мороз.                                              

2)  Работа была трудная.                      

3) И опять приходится налегать на вёсла.

4) Полегче на поворотах.

8. Укажите назывное предложение.

1)  Не спрячешься от медведя.            

2)  Брат широкоплеч.                            

3)  Волк коню не товарищ.

4)  Сосновый столик, стул…

9. Укажите определённо-личное предложение.

1)  Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла.   

2)  Чрез два часа снова буду говорить с врачом.   

3)  Сорок пятый.

4)  Владей, Фаддей, своей Маланьей.

10. Укажите неопределённо-личное предложение.

1) Мне постелили в комнате рядом с братом.   

2)  Где взять полотенца?                                          

3)   Никогда тебя не прощу.

4)  Иди прямо и никуда не сворачивай.

11. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
2) И нам пора опять в далекую дорогу.
3) Влажной землей из окна потянуло.
4) Им еще предстоит долго учиться.

12. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
2) Опять отложили вылет.
3) Цыплят по осени считают.
4) Придешь завтра ко мне в гости?

13. Какое предложение является односоставным безличным?

1) Что-то нынче и вправду не топят.
2) К птичьему прислушиваюсь крику.
3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.
4) За ночь сильно подморозило.

14. Какое предложение не является односоставным безличным?

1) Мне от тебя ничего не надо.
2) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.
3) Этому коню цены нет.
4) Скоро можно было отправляться в путь.

15. Какое предложение является односоставным назывным (номинативным)?

1) Когда же прикажете ожидать вас?
2) Невозмутимая тишина и нестерпимый жар.
3) Сюда ездят любоваться морем и горой.
4) В здешних морях иначе плавать нельзя.

16. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера. (С.Воронин)

17. Среди предложений 1-4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. (2) Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. (3) Приводили их шведские шкипера — неразговорчивые и честные люди. (4) Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом. (К.Паустовский)

Тест «Односоставное предложение»

Вариант 2

1.Найдите двусоставные предложения.

А) Вода затопила котлован.

Б) Водой затопили котлован.

В) В окно кто-то постучал.

Г) Жалею потерянное время.

2.Определите вид односоставного предложения.

А) За правое дело, стой смело.

Б) Никогда не стыдись спрашивать.

В) В газетах пишут об уборке урожая.

Г) Сижу за столом у самого окна.

3.Найдите неопределенно-личные предложения.

А) В окно постучали.

Б) Сегодня с утра начали жать рожь.

В) Недавно прошел тропический ливень с грозой.

Г) Поражаюсь разнообразной листве.

Д) На берегу плавать не научишься.

4.Укажите безличное предложение.

1)   Поле пригрело солнце.                             

2)   Морозило сильнее, чем с утра.                 

3)   Голод не тётка.

4)   Ненаписанные страницы книги.

5. Укажите определённо-личное предложение.

1)   Мне стало плохо.          

2)  Едешь на день, хлеба бери на неделю.       

3)  Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы…

4)   Не хочу я тебя искать и не буду!

6. Укажите неопределённо-личное предложение.

1)  Раскрой, пожалуйста, окна!                       

2)   Положите на место.                                   

3)   До свадьбы заживёт.

4)    В дверь постучались.

7. Укажите обобщённо-личное предложение.

1)   Легко мне.                                         

2)   Шила в мешке не утаишь.                 

3)  Денежки счёт любят.

4)   Саше пояснили решение задачи.

8. Укажите безличное предложение.

1)  Не слышалось никакого шума.                

2)   Ощущаю в себе силу большую.                

3)  Дурные примеры заразительны.

4)  Дурака учить, что мёртвого лечить.         

9. Укажите назывное предложение.

1)  На безрыбье и рак рыба.                               

2)   Поле далеко.                                                  

3)    Душное лето.

4)   С одного края небо очистилось.

10. Укажите определённо-личное предложение.

1)   Обложная гроза в деревне.                     

2)   Что припасёшь, то и на стол несёшь.    

3)   Милости прошу к нашему шалашу.

4)   Выходи, красна девица, дарую тебе волю.

11. Укажите назывное предложение.              

1)  Двадцать первое. Понедельник.      

2)   Холодно.                                            

3)  Мал золотник.

4)   Тебе не решить этого уравнения. 

12. Какое предложение является односоставным?

1) Кругом все было тихо и спокойно.
2) Не будем подбрасывать дров в огонь.
3) В небе горела только одна маленькая звездочка.
4) Прошло около двух лет.

13. Какое предложение является односоставным?

1) Посетителей в коридоре нет.
2) Много песен сложено о любви.
3) На небе солнце большое, горячее.
4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

14. Какое предложение является односоставным определенно-личным?

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.
3) Стою один среди равнины голой…
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

15. Найдите среди данных предложений односоставное.

1) Не плачь ты попусту.

2) Часам к двум пополудни началась гроза.

3) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

4) Тротуары заливают асфальтом

16. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1) Магазин находился совсем близко от берега. (2) У прилавка стояло всего три покупателя. (3) Только я успел завернуть в газету полученную буханку, как с берега послышался короткий отходной гудок парохода. (4) Меня как будто кипятком ошпарили. (5) Чуть не сбив с ног входившего в магазин покупателя, я, не разбирая дороги, прямо по грязи бросился к берегу…(6) Пароход, уже набирая скорость, плыл посредине реки. (7) Я что-то кричал, поднимая руки, бежал вслед за пароходом по берегу, но скоро понял, что все это бесполезно. (8) Пароход скрылся за ближним поворотом, а я без сил опустился на какой-то трухлявый пенёк. (Н.Вурдов)

17. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.

(1) Дорога шла по низменным болотистым местам. (2) По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи. (3) Местами приходилось брести по колено в воде. (4) На болотистых участках всплыли жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино. (5) Всё это очень затрудняло ходьбу. (Н.Вурдов)

Задания по теме «Односоставные предложения». Графический диктант. Определи вид односоставного предложения и заполни таблицу:

  1. Береги время

  2. Подморозило

  3. Принесли почту

  4. Выходим в море

  5. Вот и снег

  6. Светает

  7. Слезами горю не поможешь

  8. Строят школу

  9. Чего себе не хочешь, того и другому не делай

  10. Ночь.

О/Л
  1. Н/Л

  1. Б/Л

  1. НАЗ.

  1. ОБ/Л

  1. 1

  1. +

  1. 2

  1. +

  1. 3

  1. +

  1. 4

  1. +

  1. 5

  1. +

  1. 6

  1. +

  1. 7

  1. +

  1. 8

  1. +

  1. 9

  1. +

  1. 10

  1. +

  1. Ответы:

    О/Л
    1. Н/Л

    1. Б/Л

    1. НАЗ.

    1. ОБ/Л

    1. 1

    1. 3

    1. 2

    1. 5

    1. 7

    1. 4

    1. 8

    1. 6

    1. 10

    1. 9

  2. Определи вид предложений (односоставные и двусоставные)

  1. На братских могилах не ставят крестов.

  2. Желаю вам успехов в учебе.

  3. Родину себе не выбирают.

  4. Без совести и при чужом уме не проживешь.

  5. Снегу намело почти до крыши.

  6. Голубые вспышки электросварки.

  7. Умом Россию не понять.

  8. Небо начинало темнеть.

  9. После уроков идем всем классом в кино.

  10. В темноте что-то серело.

  1. Н/Л

  2. О/Л

  3. Н/Л

  4. ОБ./Л

  5. БЕЗЛ.

  6. НАЗ.: 10 ответов-“5”

  7. БЕЗЛ.: 8-9 ответов-“4”

  8. Двусоставное: до 5 ответов-“3”

  9. О/Л

  10. Двусоставное

О/Л
  1. Н/Л

  1. Б/Л

  1. ОБ/Л

  1. НАЗ.

  1. 1 Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной

  1. 2 Десять суток нам дают на отдых!

  1. 3 Все грущу о шинели.

  1. 4 Весны без грозы не бывает.

  1. 5 Брожу по набережной снова.

  1. 6 В Сибири не любят горячку и спешку.

  1. 7 Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг.

  1. 8 Загляну в глаза волжанки.

  1. 9 Повеет полем, первой бороздой.

infourok.ru

Консультация по русскому языку (8 класс) по теме: 8 класс Виды односоставных предложений

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Номинативные

(назывные)

Действие, названное главным членом предложения (сказуемым), относится к говорящему или собеседнику.

Главный член предложения выражен:

  1. 1) глаголом в изъяв.накл., наст.-буд. вр., 1,2 лица  ед.ч.-мн.ч.

Люблю грозу в начале мая. Жду от тебя ответа.

  1.  глаголом в повелит. наклонении

Иди к доске.

Пойдёмте в сад.

Действие, названное главным членом предложения (сказуемым), относится к неопределённой группе лиц.

Главный член предложения выражен:

1)глаголом в изъяв.накл., наст-буд.вр., 3 лица мн.ч.

Под горой пасут овец.

В доме спят.

2)Глаголом в изъяв.накл., прош.вр. мн.ч.

Подсудимых куда-то выводили. В доме уснули.

3)Глаголом в сослаг.накл. мн.ч.

Принесли бы ларец. В доме уснули бы.

Производителя действия определить нельзя.

Способы выражения главного члена:

Называют предметы.

Способы выражения главного члена(подлежащего):

1)Имена существительные в Им. пад.

Ночь. Улица. Фонарь Аптека.

Примечание: в данном типе предложения в роли второстепенного члена может быть только определение (согласованное в препозиции)

Лунная ночь.

При наличии др. второстепенных членов(дополнений, обстоятельств) предл. является двусоставным.

Лунная ночь (гл-св. в 0 форме) на Днепре.

БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ

БЕЗЛИЧНЫЕ ИМЕННЫЕ

1)Безличным глаголом:

Темнеет. Смеркается.

2)личным глаг. в значении безличного и в безличной форме:

а) 3 л. ед.ч.:

Мне хочется пить.

б) прош.вр ср.р.

Ей не верилось. Мне хотелось пить.

3)Слова «нет», «не было». Отрицательное слово «нет» может стоять в нулевой форме.

На небе(«нет»=0) ни облачка. Ветра уже нет.

4)Неопределённой формой глагола:

Построиться в две шеренги!

1)Краткие страдательные причастия (суфф. -н-, -ен-, -т-) + глагол –связка.

  В комнате   накурено. Стена  покрашена. 

2)Категорией состояния + глагол-связка

В комнате было жарко.

Примечание: в наст.вр. гл.-св. находится в 0 форме.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *