Схемы по русскому – Учебно-методическое пособие по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме: Опорные схемы и таблицы для школьников 5-9 классов по русскому языку

Схемы, рисунки и таблицы по русскому языку — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия

самая большая подборка бесплатных схем на Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика

Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Схемы и таблицы по русскому языку 1 — 4 классы

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      — предмет –  изменяю (по числам и

                                               падежам)

                            Ч

                            П

     — признак – изменяю (по числам,

                                   родам и падежам)

                             Ч

                             П

                             Р

     — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

 — предмет –  изменяю (по числам и  падежам)                                  

                            Ч

                            П

 — признак – изменяю (по числам, родам и  падежам)                                                                                                

                             Ч

                             П

                             Р

 — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      — предмет –  изменяю (по числам и падежам)                                          

                            Ч

                            П

     — признак – изменяю (по числам, родам и падежам)                                                                                    

                              Ч

                             П

                             Р

  — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание             

Книги и учебники по русскому языку — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди
  • Добавить свою схему
  • Заказать работу

Материал по русскому языку на тему: ОПОРНЫЕ СХЕМЫ по русскому языку для учащихся

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ

по русскому языку

Учащихся  1-4 классов

(

 Не путай звуки и буквы!

Звонкие      б    в    г    д    ж    з       л    м    н    р    й

Глухие         п   ф    к    т    ш    с          х       ц         ч    

                        парные согласные                  непарные согласные

Всегда  твёрдые согласные звуки:  [ж]   [ш]   [ц]

Всегда мягкие согласные звуки:      [ч’]  [щ’]  [й’]

Гласных звуков шесть:  [а]   [о]   [у]   [и]    [ы]   [э]

Гласных букв десять:  а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е.

     Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных букв, после ъ, ь обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Буква и после гласных букв или после  ъ, ь тоже обозначает два звука: [й’и] – соловьи — [салав’й’и].

 Фонетический разбор слова (звуко-буквенный разбор)

      Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

        Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.

   Порядок фонетического разбора:

  • Сколько в слове слогов?
  • На какой слог падает ударение?
  • Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  • Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.
  • Количество звуков и букв в слове.

  Паль то – 2 слога, [пал´то]

п –  [п] – согласный, твердый, парный, глухой

а –  [а] – гласный, безударный

л –  [л´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

ь – не обозначает звука

т – [т] – согласный, твердый, парный, глухой

о  –[о] – гласный, ударный

6 букв, 5 звуков

       Я ма – 2 слога, [й´ама]

я – [й´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

       [а] – гласный, ударный

м – [м] – согласный, твердый, непарный, звонкий

а –  [а] – гласный, безударный

3 буквы, 4 звука

Состав слова

     Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

       Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.

  • Приставка – часть слова, которая находится перед корнем и образует новые слова:

          за

        рас                цветут

        от

  • Корень – общая часть родственных слов: снег,   снежок,   снеговик. 
  • Суффикс – часть слова, которая находится после корня и образует новые слова:

                                  ок

        цвет                очек

                                  ик

  • Окончание – изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении:   снегом,   снега,   о снеге.

        Порядок морфемного разбора:

  • Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).
  • Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).
  • Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).
  • Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).

         Приставка, корень, суффикс – основа слова.

                                                                         п  о  д  с  н  е  ж  н  и  к    и

       

Правописание безударных гласных в корне

         Безударные гласные в корне нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

Можно ли подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук станет ударным?

                       Да                                                                   Нет

Пиши так, как слышишь                                                 Посмотри в словарь.

под ударением.                                                                Запомни это слово. 

сады          сад                                                                      огурец

                   садик                                                                  собака  

Правописание парных звонких и глухих согласных

         Если при произношении корень заканчивается на парный по звонкости – глухости согласный звук, например [ п, ф, к, т, ш, с] , — это «опасное» место (орфограмма). Обязательно проверь перед записью.

        Чтобы проверить, подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л, м, н, р, й’ ].

       са[т] – сады       сад

       ко[т] – коты       кот

         Изменять слово лучше всего так:

Один – много         ро[к] — рога        рог

Есть – нет             есть лу[к] – нет лука         лук

                                   есть лу[к] – нет луга         луг 

Правописание непроизносимых согласных

Можно ли подобрать родственное слово, в котором бы непроизносимый согласный зазвучал?

                      Да                                                                                            Нет

Пиши как слышится в                                                   Непроизносимого согласного

проверочном  слове.                                                    в этом слове нет. Пиши как

звёздный — звезда                                                          слышится.

 устный –уста                                                               вкусный – вкус,  ужасный — ужас

 Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаками

                                                                                                 

                                                                                                   Е

               от        на согласную  Ъ                                               Ё

                                                                                                    Ю          

                                                                                                                               Я

                 Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед корнем, который начинается не букву е, ё, ю, я: подъём, съел, объяснять, предъюбилейный.

                 Учимся применять правило.

                Возьмем слово ехал. В этом слове корень начинается с буквы е. будем подставлять приставки. Подумай, после каких приставок перед корнем писать ъ?

  1. Приставка на- оканчивается на гласный звук, значит, ъ писать не надо

      на + ехал = наехал.

  1. Об- — приставка, заканчивающаяся на согласный звук. Корень начинается на букву е , пишем ъ. Об + ехал = объехал.

          Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, ю, я,и  в корне слова или на стыке корня и окончания:   вьюга,  платье,  пьеса,  муравьи.

       Учимся различать разделительные ъ и ь знаки. 

  1.  [л’ис’й’а]. В какой части слова орфограмма? [л’ис’й’а] лиса – лисичка. Орфограмма на стыке корня и окончания, пишем ь —  лисья.
  2. [падй’эзды]. В какой части слова орфограмма?

[падй’эзды] проезды – переезды. Орфограмма после приставки. Которая заканчивается на согласный звук. Корень начинается с буквы е, пишем ъ – подъезды.

 

Приставка и предлог

Приставка —

Предлог  —  

Это

часть слова

самостоятельное слово

пишется

с корнем слитно

с другими словами раздельно

служит  

для образования новых слов

для связи слов в предложении

поставить вопрос или другое слово

между приставкой и корнем нельзя

между предлогом и словом можно

Учимся различать приставки и предлоги.

Если ты сомневаешься, что перед тобой – предлог или приставка:

  1. Проверь, можно ли вставить перед корнем другое слово, например большой.
  2. Если можно – это предлог. Предлог пишем отдельно.

Если нельзя – это приставка. Пишем слитно.

От?бежать от?дома.

  1. От (большой) бежать – вставить слово невозможно, значит это приставка. Пишем слитно: отбежать.
  2. От (большого) дома – вставить слово можно, значит это предлог. Пишем раздельно: от дома.

Отбежать от дома.

Суффиксы и их значения

Суффикс

Значение суффикса

Примеры

-анан-, -янин-, -ан-, -ян-, -ич-, -ичк-, -ец-

Житель какой-либо страны, города, края

Москвич, волжанин, африканец

-ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -онок-

Уменьшительно-ласкательное

Заюшка, домик, мышонок, травушка

-ист-, -чик-, -ник-, -ель-,   -иц-, -арь-, -ик-

Обозначение людей по профессии или роду занятий

Футболист, переводчик, дворник, строитель

-евн-, -евич-, -ич-, -ичн-,  -овн-, -ович-

Обозначают отчества людей

Алексеевна, Алексеевич, Владимирович, Ивановна

-оват-, -еват-

Обозначает значение «не очень»

Горьковатый, сыроватый, сладковатый, синеватый

Части речи в русском языке

       самостоятельные                                     служебные                            междометия

имена существительные                                  союз

имена прилагательные                                     предлог

глаголы                              

наречия

местоимения

числительные

Части речи

Вопросы

Что обозначают

Имя существительное

Кто? Что?

Предмет

Имя прилагательное

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета

Глагол

Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделала?…

Действие предмета

Наречие

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Признак действия

Числительное

Сколько? Который? Какой? Какая? Какие?

Количество предметов или порядок при счёте

Местоимение

Кто? Что? Какой?

Указывают на предмет, не называя его

Союзы

А, но, да, и

Связывают слова и предложения

Предлоги

От, до, из, в, на, про, с, о (об, обо), под, над, …

Служат для связи слов в предложении

Междометие

Выражает различные чувства

Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.

       Имя существительное

  1. Обозначает ПРЕДМЕТ.

Отвечает на вопросы КТО?  (одушевленное сущ.)

                                         ЧТО?  (неодушевленное сущ.)

  1. Бывает              МУЖСКОГО  

                            ЖЕНСКОГО              РОДА

                            СРЕДНЕГО

  1. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.
  2. В предложении может быть ПОДЛЕЖАЩИМ  __________________

                                                      ДОПОЛНЕНИЕМ  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

                                                      ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ _ . _ . _ . _ . _ . _

Порядок разбора имени существительного как части речи

                                               (морфологический разбор) .    

  1. Вопрос.
  2. Начальная форма ( Им.п, ед.чило)
  3. Часть речи.
  4. Постоянные признаки:
  •  собственное или нарицательное;
  •  одушевленное или неодушевленное;
  •  род;
  •  склонение.
  1. Непостоянные признаки:
  1. Роль в предложении.

Образец записи:  Белая берёза под моим окном…..(С.Есенин)

Берёза – (что?), н.ф. (что?) берёза – сущ., нариц., неодуш., ж.р.,  1 скл., Им. п., ед.ч., подлежащее.

(Под) окном – (под чем? где?), н.ф. (что?) окно – сущ., нариц., неодуш., ср.р.,  2 скл., Т.п., ед.ч., обстоятельство.

                                                 Имя прилагательное

  1. Обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Отвечает на вопросы       КАКОЙ?  (молодой)          КАКОЕ?  (отличное)

                                               КАКАЯ?   (хорошая)           КАКИЕ?  (здоровые)

  1. Изменяется по

           Р   –   женский

           О

           Д   –   мужской              в   ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

           А

          М   –   средний

  1. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.
  2. В предложении – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Порядок разбора имени прилагательного как части речи

                                  (морфологический разбор)

  1. Вопрос.
  2. Начальная форма (единственное число, мужского рода, Им.п.).
  3. Часть речи.
  4. Число.
  5. Род (ТОЛЬКО в единственном числе).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

Образец  записи:  Пахнет мёдом, зацветает белая гречиха…. 

                                   Только звёзды золотые смотрят с небес… (И.Бунин)

Белая (гречиха) –(какая?), н.ф. (какой?) белый – прил., ед.ч., ж.р., Им.п., определение.

Золотые (звёзды) – (какие?), н.ф. (какой?) золотой – прил., мн.ч., Им.п., определение.

                                                 Местоимение

Предмет

Лицо

Единственное число

Множественное число

(личные местоимения)

1-е

2-е

3-е

я

ты

он (м.р.), она (ж.р.), оно (ср.р.)

мы

вы

они

Признак

                          мой

                          твой

                          его, её

наш

ваш

их

Количество

сколько, столько. Несколько и др. 

 

Порядок разбора местоимения как части речи (морфологический разбор)

  1. Начальная форма (Им.п.)
  2. Часть речи.
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род ( если это местоимение 3-го лица ед.ч.)
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

Образец записи:   Похвалялись ежи:

                                   — У  нас шубы хороши!

(У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч., Р.п., дополнение.

Глагол

  1. Обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Отвечает на вопросы   ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

                                            ЧТО БУДЕТ ДЕДАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛА? и др.

  1. Имеет НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ форму (что делать? —

                                                                 что сделать?).

Суффиксы глаголов неопределённой формы -ть-, -ти-, -чь.

Перед суффиксом  -ть-  стоят глагольные суффиксы –а-, -я-, -и-, -е-, -у-, -о-. 

  1. Изменяется по

В – настоящее                                                даю, даёт, даёшь

Р                                         по лицам      

Е                                         и  числам

М – будущее                                                  дам, дашь, дадим

Е

Н

А – прошедшее  (по родам и числам)     дал, дала, дали

М   

  1. Бывают  I и II спряжения.
  2. В предложении является СКАЗУЕМЫМ ============

         Порядок разбора глагола как части речи (морфологический разбор)

  1. На какой вопрос отвечает.
  2. Часть речи.
  3. Неопределённая форма (начальная форма).
  4. Изменяемые признаки:
  • число;
  • время;
  • лицо (наст. и будущ. время )
  • род (прошед.время, ед.ч.)
  1. Постоянные признаки:
  1. Роль в предложении.

Образец записи: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны…. (М.Лермонтов)      

         Плыла – (что делала?), глаг., н.ф. (что делать?) плыть, прош.в., ед.ч., ж.р., I спр., сказуемое.

Синтаксический разбор предложения

              Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.                                                                                 Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.

Порядок разбора предложения:

  1. Обозначь части речи.
  2. Определи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  3. Определи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).
  4. Подчеркни грамматическую основу.
  5. Определи, простое это предложение или сложное.
  6. Укажи, распространенное оно или нераспространенное (для простого предложения).
  7. Укажи однородные члены предложения (если они есть).
  8. Выпиши словосочетания.
  9. Начерти схему.

 

Список литературы

  1. Бондаренко А.А. орфография для малышей// Начальная школа, №5 — 2002.
  2. Вахрушева Т., Попова Е. сборник упражнений по русскому языку. Сборник упражнений для начальной школы. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
  3. Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секркты орфографии.-М., 1994.
  4. Дружок. Правила по русскому языку для начальных классов. –М.: Стрекоза,2008.
  5. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии.// Начальная школа, №8 -1991.
  6.  Кирюшин В.А. работа со схемами при обучении грамоте.//Начальная школа, №7 – 2000.
  7. Клюхина Н.В. Правила по русскому языку.-М.: Вако, 2013.
  8. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах.-СПб.: Литера, 2008.
  9. Ушакова О.Д. Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы.- СПб.: Литера, 2012.
  10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все правила орфографии: морфологический разбор, упражнения, тесты, контрольные работы по теме «Имя существительное».- М., 2004.

Учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Опорные схемы по русскому языку

БУКВЫ 

Е,  Ё,  Ю,  Я

ОБОЗНАЧАЮТ     2  ЗВУКА:

  • В  НАЧАЛЕ СЛОВА;
  • ПОСЛЕ  ГЛАСНОЙ;
  • ПОСЛЕ   Ь  И  Ъ.

МУЖСКОЙ  РОД

(КАКОЙ?)

ЗЛОЙ, КРАСНЫЙ

ЖЕНСКИЙ  РОД

(КАКАЯ?)

ДОБРАЯ, СИНЯЯ

СРЕДНИЙ  РОД

(КАКОЕ?)

ЯРКОЕ, ЗИМНЕЕ

МН. ЧИСЛО

(КАКИЕ?)

        

ЛЕТНИЕ, ТЁМНЫЕ

Женский  род

(она, моя)

корова  

Мужской род

  (он, мой)

   мяч

Средний  род

(оно, моё)

яблоко

ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ

                

ПОДЛЕЖАЩЕЕ                   СКАЗУЕМОЕ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

ДОПОЛНЕНИЕ      ОПРЕДЕЛЕНИЕ     ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

 

   КОГО?   ЧЕГО?           КАКОЙ?  КАКАЯ?          ГДЕ?  КОГДА?  КАК?

   КОМУ? ЧЕМУ?           КАКОЕ?  КАКИЕ?          ОТКУДА?  КУДА?

   КОГО?  ЧТО?              ЧЕЙ?   ЧЬЯ?   ЧЬЁ?

   КЕМ?  ЧЕМ?

   О КОМ?  О ЧЁМ?

Учебно-методический материал по русскому языку по теме: опорные схемы по русскому языку

Орфография в стихах

     1. Правописание разделительных -ь, -ъ.

        Перед е, ё, ю, я

        Я в корнях стою друзья.

        Воробьи, семья, жильё.

        Я пред и, я, е, ю, ё

        Воробьи, жильё, ручьи,

        Листья, крылья, стулья, чьи,

        Колья, перья, и семья,

        Вьюга, осенью, друзья.

        Было сели, стало съели.

        Догадаться вы сумели,

        Почему случилось так?

        Кто виновник?

        Твёрдый знак,

        Без него сказать не сможем:

        Съезд, съедобный, объясненье,

        И подъезд, и объявленье

     2. Правописание о, е после шипящих.

        Шоколад, шоссе, крыжовник,

        Шов, шоссе, обжора, шорник,

        Капюшон, жокей, чащоба,

        Шорох, чопорный, трущоба.

        Преступник ночью дом поджёг,

        Он лицо себе обжёг,

        Так, получив большой ожог,

        Он был наказан за поджог.

        Шорох, крыжовник, шов, капюшон —

        Слова нарушают привычный закон;

        Под удареньем вместо -ё

        Пиши в них только букву «о»

       Шоколад, шофёр, крыжовник,

        Шов, шоссе, обжора, шорник,

        Капюшон, жокей, чащоба,

        Шорох, чопорный, трущоба.

        Она так сходна с калачом,

        По нашим наблюдениям,

        В окончаньи пишем -о

        Всегда под ударением.

     3. Правописание -чн, -чк.

       Корочка, горочка,

        Тридцать три пригорочка.

        Ой! Чн! Чк!

        Кочка, пачка, звёздочка,

        Елочка и белочка,

        Тучка, щучка, стрелочка

        Почка, ночка, спичка,

        Речка, ручки, птичка.

        Срочный, уличный, ночной,

        Точный, штучный, и речной.

        Знаем мы наверняка,

        Как писать чн,чк.

     4. Правописание сочетаний -ча, -ша, -ща, -чу, -шу, -щу.

        В сочетаньях жы, щи, ши

        Только «и» всегда пиши!

        Hапиши ты букву «а»,

        В сочетаньях ча, ща, ша

        В сочетаньях чу, шу, щу

        Пишут только букву «у»

     5. Правописание -ы, -и после ц.

        Цыплёнок в цирке выступал,

        Играл он на цимбалах,

        Hа мотоцикле разъезжал

        И цифр он знал немало.

        Он из цилиндра заставлял

        Морковь и огурцы

        И только одного не знал,

        Где «и», а где же «ы»

     6. Правописание гласных в корне.

Если в гласной есть сомненье,

Измени ты слово так:

Ставь её под ударенье,

И не попадёшь впросак.

(стена – стены)

        Hа берегу стоит сосна,

        А рядом с нею сосны,

        Горит прекрасная звезда,

        А рядом с нею звёзды.

                            (Ковалёва В.И.)

7. Непроизносимые согласные

Властный, яростный и праздный…

Здесь, мой друг, барьер опасный:

Ну невыносимая – непроизносима!

Надо слово изменить

И она – как зазвенит:

Праздный – празден, властный – власть

Наработался я всласть!

8. Глухие и звонкие согласные.

Лук, бук, пуд, дуб –

Поломаешь точно зуб.

Тоже слово измени

И согласный проясни:

Зуб – зубы, луг – луга

Ой, кажись, растут рога!

9. Корни с чередованием.

Если есть за корнем а,

В корне и пиши всегда.

        В корнях с чередованием

        С особенным вниманием

        Hа суффикс посмотри.

        Если в суффиксе есть «а»

        В корне «и» пиши всегда.

        Если после корня -а,

        В корне будет «и» всегда!

        Вот пример, запоминай:

        «Hоги вытер?» «Вытирай!»

        Hавстречу вышел корень -кас-,

        И суффикс -а- за ним тотчас

        Всё потому, что корень -кас-

        Без -а- ни шагу на показ.

        Коль суффикс -а- пропал куда-то,

        То корень будет -кос-, ребята!

        -Лаг- и -лож- сказали ясно:

        «С этим правилом согласны!»

        Если суффикс -а- за корнем,

        Пишем букву «а» спокойно.

                           

        Чтобы нам не ошибаться,

        Когда -кас- должен писаться,

        А когда напишем -кос-,

        Мы ответим на вопрос:

        Есть за корнем суффикс -а-?

        -Кас- напишем мы всегда,

        -Кос- не пишем мы тогда,

        Когда нет за корнем -а-.

     5. Правописание приставки пре-.

        Предлинный достанет до крыши рукой,

        Прежадный не даст вам конфету,

        Кто очень такой или очень сякой,

        Пре- мы напиши об этом.

     6. Правописание окончаний глаголов.

        Ко второму спряжению

        Мы отнесём без сомнения

        Все глаголы что на -ить,

        Исключая «брить», «стелить».

        Гнать, держать, смотреть и видеть,

        Дышать, слышать, ненавидеть,

        И зависеть, и вертеть.

        И обидеть, и терпеть.

        В окончаниях, друзья,

        Букву «е» писать нельзя.

Если слышишь парный звук

Будь внимателен мой друг

Звук согласный проверяй

Рядом гласный подставляй

В каждом слове, без сомнения, нужно ставить ударение

Чтобы не попасть впросак

10. О приставках пре- и при-

У приставок пре- и при-

Много хитростей внутри,

Чтоб их правильно писать,

Надо вот что будет знать:

Пре всегда в значенье «очень»,

Иль близка к приставке ПЕРЕ-

(преткновенье, прехороший),

Только где мне взять терпенья?

При – в значенье приближенья

Или присоединенья,

Действия неполнота-

Эта грамота проста.

Я присел, придвинул книжку

И увлёкся чтеньем слишком!

11. О приставках на з,с

Приставки на з- и на с-

Питают большой интерес

К согласной иль гласной,

Стоящей за ней,

И ты посмотри на слова поскорей:

Перед звонкой иль гласной – всегда буква з

А с перед глухою согласной:

Чрезмерно, раздвинуть, расклеить – уже,

По-моему, всё теперь ясно.

(исключ)

Здесь, здание, здоровье,зги –

Забыть слова ты эти «не моги»

Здесь нет приставок, только корни,

В начале слова З – запомни!

Живут на свете, людям помогая,

        Приставки через-, из-, воз-, раз-, и без-,

        Хоть звук глухой согласный их встречает,

        Hо мы их пишем только с буквой «эс»

        «З» приставкой не бывает,

        Пусть никто не забывает.

Не забудь, дружок, приставки

Раз-, из-, низ-, через-, без-

Перед согласными глухими

Изменяют З на С.

12. Личные окончания глаголов.

— ЕШЬ,-ЕТ, -ЕМ,-ЕТЕ, -УТ,-ЮТ-

Они меня,конечно, с толку не собьют:

Я помню без большого напряжения –

Они в глаголах I спряжения.

 ИШЬ,-ИТ, -ИМ,-ИТЕ, -АТ,-ЯТ-

К спряжению II относят, говорят.

13. О союзах

Причём, притом, причём, притом –

Не оставляй их на «потом»

В любом запомни месте

Всегда пиши их вместе!

14. О дефисе в словах

Посидел – посидел, посмотрел – посмотрел,

Еле-еле чуть – чуть ободрился.

Походил – походил, поскрипел – поскрипел,

Сам догадке своей удивился:

Если где невзначай повторились слова –

Смело чёрточку ставь, ошибёшься едва ль.

15.ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль ь писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Ь в вопросе есть,

То – хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе,

Так всегда учили в школе!

16. Гласные после шипящих

ЖИ ШИ пишу я с буквой  И,

ЧА, ЩА – всегда лищь с А,

Без этих старых истин

Грамматика мертва!

Я ведь серьёзно, не шучу,

Сижу и накрепко учу:

«ЧУ, ЩУ всегда мы пишем с У…»

Совсем не к месту будут тут

«Жюри», «брошюра», «парашют».

17. О частицах. 

В кое-, либо-, -то, -нибудь

        Чёрточку не забудь!

        В кое-, либо-, -то, -нибудь

        Про чёрточку не позабудь,

        Hо частицы бы, же, ли

        Ты раздельно напиши.

Бишь, вишь, лишь – слышь?

Что задумался сидишь?

Присмотрися: как-никак

Здесь опять есть Ь!

Правописание «не» с разными частями речи.

        Позабыл я однажды в стране,

        Где исчезла частица не.

        Посмотрел я вокруг с до уменьем:

        Что за левое положение?

        И погода стояла настная,

        И гуляла собака счатная,

        И, виляя хвостом, уклюжа,

        Пробегали пролазные лужи.

        Мне навстречу без всякого страха

        Шёл умытый, причёсанный ряха,

        А за ряхой по травке святой

        Шёл суразный дотёпа и вежа.

        А из школы, взявшись за ручки,

        Чинным шагом вышли доучки.

        И навстречу всем утром рано

        Улыбалась царевна Смеяна.

        Очень жаль, что только во сне

        Есть страна без частицы не.

18. О частицах не со сказумым

Если две частицы НЕ

Рядом со сказуемым

Отрицание вполне

Снято – и разумно!

Я НЕ мог вам НЕ сказать –

Значит, всё сказа

И часиту правильно

Взял и написал.

19. Гласные после Ц (об исключениях)

Цыган цыкнул, встал на цыпки.

«Цыц, — цыплёнку говорит, —

Букву ы здесь в корне пишем,

Так нам правило велит».

Ясно без сомнения –

Это исключения.

Смирнова Н.Э. Орфография в стихах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *