Тема определение в литературе: Тема в литературе это что такое? (определение) 🤓 [Есть ответ]

Содержание

§ 1. Значения термина «тема». Теория литературы

Читайте также

2. Проблема значения в художественном тексте

2. Проблема значения в художественном тексте Существует весьма распространенное предубеждение, согласно которому структуральный анализ призван отвлечь внимание от содержания искусства, его общественно-нравственной проблематики ради чисто формальных штудий,

3 ТЕМА И СЮЖЕТ

3 ТЕМА И СЮЖЕТ Тема романа — основная абстракция, по отношению к которой события выступают в качестве ее конкретизации.Например, тема романа «Унесенные ветром» такова: столкновение различных сил во время гражданской войны на Юге — разрушение образа жизни Юга, который

4 СЮЖЕТ-ТЕМА

4 СЮЖЕТ-ТЕМА Сюжет-тема является центральным конфликтом, который определяет события всего сюжета.

Это зерно, позволяющее вам развивать структуру сюжета в целом.Я отмечала уже, что и автор, и персонажи романа должны стремиться к цели. Обсуждая проблему сюжета-темы, я

Слова стратегического значения

Слова стратегического значения Евгений Лукин. Словесники. Журнал «Если»Доброе слово и кошке приятно. Впрочем, без всякого «и» – только кошке. Остальным в высшей степени наплевать: мели, Емеля, твоя неделя. Ко второй сигнальной системе у нас испокон веку относились с

1. Тема и термин

1. Тема и термин Романы бывают: а) авантюрные, б) бытовые, в) воспитания, г) готические, д) детективные etc., etc… Добравшись до буквы «ф», найдем и роман филологический. Как это нередко случается, термин появился позже обозначаемого им явления. Прежде чем слиться в сладостном

Тема

Тема Всякий учащийся набоковской школы старших классов вправе, да и должен, задать себе вопрос: нет ли в многогранной фигуре всего им сочиненного какой-нибудь одной, особенной грани, благодаря которой эти сочинения так далеко и так явственно выступают из самого верхнего

IV.

Асимиляции Случаи двойного морфологического значения одной функции

IV. Асимиляции Случаи двойного морфологического значения одной функции Выше было указано, что функции должны определяться независимо от того, кому приписано их выполнение. Из перечисления функций можно было убедиться, что они должны определяться и независимо от того,

§ 1. Эстетическое: значение термина

§ 1. Эстетическое: значение термина Первоначальное (др. — гр.) значение слова «эстетическое» — чувственно (зрением и слухом) воспринимаемое. На протяжении последних столетий этим словом стал обозначаться особый род эмоционально-оценивающего освоения человеком

§ 1. Значения термина «автор». Исторические судьбы авторства

§ 1. Значения термина «автор». Исторические судьбы авторства Слово «автор» (от лат. аuсtог — субъект действия, основатель, устроитель, учитель и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного

§ 1. Поэтика: значения термина

§ 1. Поэтика: значения термина В далекие от нас века (от Аристотеля и Горация и до теоретика классицизма Буало) термином «поэтика» обозначались учения о словесном искусстве в целом. Это слово было синонимично тому, что ныне именуется теорией литературы.На протяжении же

§ 1. Значение термина

§ 1. Значение термина Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство.

§ 1.

Значение термина

§ 1. Значение термина Композиция литературного произведения, составляющая венец его формы, — это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, «система соединения знаков, элементов произведения»[637]. Композиционные

§ 1. Значения термина

§ 1. Значения термина Слово генезис (от др. — гр. genesis) означает происхождение, возникновение, процесс образования и первоначального становления того или иного предмета (явления), способного к развитию (эволюции). Применительно к литературе как целому этот термин

Значения слова «проза»

Значения слова «проза» …волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой «Евгений Онегин»[2] С начала 1820–х годов Пушкин — на пути к художественной прозе — факт, не раз отмечавшийся в научной литературе. [3] О повороте от поэзии, т. е. от стихотворства,

«Маленький человек» — образ в русской литературе

Одним из первых «маленького человека» описал Александр Пушкин в повести «Станционный смотритель». Таким персонажем был Самсон Вырин — чиновник самого низшего класса, живущий в собственном маленьком замкнутом мире. Его единственной радостью была дочь, побег которой лишил Вырина всякого смысла существования. В произведении Пушкин своего героя не укорял, напротив, стремился вызвать у читателя сострадание и сочувствие к Вырину. Эту новеллу из цикла «Повести Белкина» литературоведы считают началом развития образа «маленького человека» в русской литературе.

Следующим хрестоматийным образом стал Акакий Башмачкин из повести Николая Гоголя «Шинель». В нем автор иронизирует над своим героем, который общается междометиями и ничего сложнее переписывания бумаг делать не способен, но и искренне сочувствует ему. «Маленький человек» Гоголя — это часть огромного механизма, огромного Петербурга, мира чинов, где такие, как Башмачкин, никогда не смогут найти справедливость.

В раннем творчестве Федора Достоевского «маленький человек» превратился в жертву обстоятельств. Таким был, например, Макар Девушкин в повести «Бедные люди». В отличие от Пушкина и Гоголя, Достоевский наделил своего героя способностью к рефлексии и самоанализу. Он возвысил горе маленького человека до настоящей трагедии. В «Преступлении и наказании» Достоевский призывал читателей проявить сочувствие к «маленьким людям», неспособным измениться, как Мармеладов.

Образ не исчез из литературы и во второй половине XIX века. Так, «маленький человек» был основным типом чеховского героя: Беликов из «Человека в футляре», Червяков из «Смерти чиновника», Дымов из «Попрыгуньи». «Маленький человек» у Чехова стал не столько социальным типом, сколько психологическим. Драматург стремился показать, что такие зашоренные люди существуют в самых разных сословиях.

Позднее «маленький человек» появлялся в произведениях Александра Куприна, Михаила Зощенко, Василия Шукшина и многих других писателей и долгое время оставался распространенным героем русской литературы.

Tестовые задания по теории литературы.

Tестовые задания по теории литературы.

1. Эпиграф – это:

а) относительно короткий текст, помещаемый автором перед произведением или его частью и призванный кратко выразить идейный смысл следующего за ним текста

б) относительно самостоятельная часть литературного произведения, одна из единиц художественного членения текста

в) дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования с целью сообщения дополнительных сведений

2. Афоризм – это:

а) художественное обоснование поступков персонажей

б) краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение

в) часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита

г) выразительная ироническая характеристика

3. Композиция – это:

а) эпизод литературного произведения

б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения

в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении

г) столкновение, противоборство персонажей

4. Лирическое отступление – это:

а) выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем

б) условный образ, где автор стремится передать свое отношение к изображаемому

в) не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в произведение литературы

5. Лирика – это:

а) род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя

б) эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого

в) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение

г) род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом

д) стихотворения о любви

6. Кульминация – это:

а) элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения

б) элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт

в) элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта

г) финал литературного произведения

7. Гипербола – это:

а) один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя

б) изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ

в) один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя

8. Тема художественного произведения – это:

а) характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира

б) основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения

в) главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем

г) то, о чем рассказывается в произведении

9. Драма – это:

а) один из основных родов литературы, предполагающий создание художественного мира произведения в форме сценического воплощения, один из жанров драматургии, построенный на драматическом конфликте

б) драматический жанр, в основе которого лежит комический конфликт, а содержанием является комическое разоблачение безобразного

в) жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений героя

г) любое произведение, предназначенное для постановки на сцене

10. Эпиграф – это:

а) вступление к литературному произведению или к его части, непосредственно не связанное с развитием действия, но как бы предваряющее его рассказом о событиях, ему предшествовавших, или об их смысле

б) относительно короткий текст, помещенный автором перед его произведением или его частью, кратко выражающий основное содержание или идейный смысл

в) часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после изображения событий

11. Лирическое отступление – это:

а) эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого, выраженного в литературном произведении художественными средствами

б) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в произведение литературы

в) условный образ в лирическом произведении, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор

12. Какое из определений относится к понятиям «сатира», «гротеск», «юмор», «сарказм»:

а) один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка

б) один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния

в) художественный прием намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием

г) один из видов комического, не отвергает комическое в жизни и утверждает его как неизбежную сторону бытия, выражающую жизнерадостность и оптимизм

  • сатира

  • гротеск

  • юмор

  • сарказм

13. Народность – это:

а) особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире свою эпоху, национальные идеалы, жизнь народа; признак общенационального признания писателя

б) проявление в художественной литературе национальной литературной традиции

в) совокупность произведения устного народного творчества, ориентированного на общенародный идеал; включение традиций народного творчества в литературу

14. Роман – это:

а) жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека

б) жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема

в) жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка

г) небольшое литературное произведение

15. Эпилог – это:

а) относительно самостоятельная часть литературного произведения, в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста

б) дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после его завершения для сообщения читателю дополнительных сведений

в) относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста

г) то же, что и предисловие

16. Типизация – это:

а) изображение общего через единичное, т.е. создание характерного и индивидуального в едином художественном образе

б) часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение

в) литературный опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов

17. Высшим критерием художественности А.Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»?

а) особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа

б) литературные произведения, рассказывающие о жизни народа

в) проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях

18. Аллегория – это:

а) один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо представляемом образе

б) художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта

в) художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста

19. Сатира – это:

а) один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому

б) один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка

в) один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или общества

г) иносказание

20. Гипербола – это:

а) один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств

б) один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим

в) один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении

21. Эзопов язык – это:

а) художественное преувеличение

б) иносказание

в) художественное сравнение

г) художественное преуменьшение

22. Юмор – это:

а) изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния. Отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал.

б) едкая, злая, язвительная насмешка

в) добродушное насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех различные забавные несуразные явления

23. Эпопея – это:

а) крупное эпическое произведение, посвященное важнейшим событиям в жизни народа, дающее достаточно полное изображение эпохи и различных сторон общественных отношений и народного быта

б) жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка

в) прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; небольшое по объему повествование, в котором описывается действительно возможное происшествие

24. Идея художественного произведения – это:

а) зримое представление облика человека, предмета, явления

б) главная обобщающая мысль литературного произведения, отражающая отношение автора к действительности

в) факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические характеры и ситуации, отображенные автором и преображенные в системе данного произведения

г) авторское понимание темы

25. Пьеса – это:

а) один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения

б) любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене

в) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельствами

г) литературное произведение в диалогической форме

26. Конфликт художественного произведения – это:

а) ссора героев

б) столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе героев, лежащих в основе действия

27. В конце ХIХ – начале ХХ века в литературе сформировалось три основных модернистских течения «новой литературы». По характерным признакам определите эти направления в литературе:

а) авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее

б) модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами, ясный, свежий и простой язык

в) модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики становится «искусство для искусства», «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

  • символизм

  • акмеизм

  • футуризм

28. Что называется ритмикой стихотворения?

а) способ организации художественной речи, когда прозаический текст членится на ритмические отрезки, создающие эффект внутренней мелодики

б) мерное повторение сходных элементов стихотворной речи: слогов, слов, строк, интонационной мелодии и пауз

в) звуковое совпадение последних слогов, находящихся в конце стихотворения

29. Лирический герой – это:

а) условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор

б) эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого, выраженное в литературе художественными средствами

в) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в художественное произведение

г) главный персонаж или главное действующее лицо художественного произведения, вызывающее сочувствие автора (положительный герой)

30. Что составляет своеобразие драмы как рода литературы? (найдите лишнее):

а) предназначена для постановки на сцене

б) пространство, время и количество действующих лиц ограничено

в) авторская позиция выражена прямо, имеет место авторская повествовательная речь

31. Соотнесите литературное течение начала ХХ века с ключевым словом:

а) символ

б) образ

в) высшая степень чего-либо, цветущая сила

г) будущее

  • акмеизм

  • футуризм

  • имажинизм

  • символизм

32. Антитеза – это:

а) художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта

б) художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т. п., создающее эффект резкого контраста

в) прием звукозаписи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков

33. Гротеск – это:

а) художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным, реальным

б) один из видов комического, едкая, зла, язвительная насмешка

в) один из тропов, художественное преувеличение

34. Что входило в эстетическую программу русского футуризма? (найдите лишнее):

а) эпатаж публики

б) словотворчество, поиски новых языковых форм

в) опора на традиции

35. Основные художественные средства раскрытия образа в драматическом произведении – это (найдите лишнее):

а) портрет героя

б) высказывания других героев

в) авторская повествовательная речь

г) предыстория действующих лиц

д) речевая характеристика

е) действия, поступки героев

36. Реализм – это:

а) изображение типических характеров в типических обстоятельствах

б) правдивое изображение действительности

в) верность воспроизведения социальных характеров персонажей в их внутренних закономерностях, созданных обстоятельствами социальной жизни той или иной страны и эпохи

г) направление в литературе, проникнутое оптимизмом и стремлением показать высокое назначение человека

37. Творческий метод – это:

а) система общих принципов отражения действительности

б) индивидуальный стиль писателя

в) идейно-тематическое единство, однородность сюжетов, характеров, языка

г) зримое представление облика человека, предмета, явления в литературном

произведении

38. Сарказм – это:

а) один из видов комического, едкая, злая, язвительная насмешка

б) один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния

в) художественный прием намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием

г) один из видов комического, не отвергает комическое в жизни и утверждает его как неизбежную сторону бытия, выражающую жизнерадостность и оптимизм

39. Основные особенности романтизма – это (найдите лишнее):

а) расхождение между мечтой и действительностью

б) яркие краски природы

в) приподнятость, эмоциональность языка

г) изображение обычных характеров, обыденной обстановки, реальных

событий

40. Метафора – это:

а) сопоставление двух предметов или явлений

б) противопоставление

в) скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений

г) красочное художественное определение

41. Аллитерация – это:

а) имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками

б) повторение гласных звуков

в) повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки

г) повторение согласных звуков

42. Основные виды (жанры) драмы – это: (найдите лишнее)

а) трагедия

б) фарс

в) новелла

г) комедия

Ответы:

1а; 2б; 3б; 4в; 5а; 6а; 7в; 8в; 9а; 10б; 11б;

12 а – сарказм

б – сатира

в – гротеск

г – юмор;

13а; 14а; 15б; 16а; 17а; 18а; 19в; 20а; 21б; 22в; 23а; 24б; 25б; 26б;

27 а – футуризм

б – акмеизм

в – символизм;

28б; 29а; 30в;

31 а – символизм

б – имажинизм

в – акмеизм

г – футуризм;

32б; 33а; 34в; 35в; 36а; 37б; 38а; 39г; 40в; 41г; 42в.

Теория литературы авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Система образов. Художественные средства

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ. ТЕМА. ИДЕЯ.
ПРОБЛЕМАТИКА. СЮЖЕТ. КОМПОЗИЦИЯ.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА и т. д.

Автор-повествователь — автор, который прямо выражает ту или
иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени.
Так, образ автора-повествователя присутствует в «Кому на Руси жить
хорошо» Некрасова.
Автор — создатель
художественного произведения.
Следует разграничивать понятия
автора и образа автора:

автор — создатель
произведения литературы; его
представления о мире и человеке
отражаются во всей структуре
создаваемого им текста;
образ автора — персонаж, действующее лицо
художественного произведения, рассматриваемое в
ряду других персонажей. Он обладает чертами
лирического героя или героя-рассказчика; может
быть предельно сближен с биографическим автором
или намеренно отдален от него.

Например, можно говорить об образе автора в
романе Пушкина «Евгений Онегин». Он не менее
важен, чем образы других героев. Автор присутствует
во всех сценах романа, комментирует их, дает свои
пояснения, суждения, оценки. Он придает
неповторимое своеобразие композиции и предстает
перед читателем как автор-персонаж, авторповествователь и автор — лирический герой,
рассказывающий о себе, своих переживаниях,
взглядах, жизни.

Художественные средства создания образов
(речевая характеристика героя: диалог, монолог;
авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.)
Монолог — речь персонажа, обращенная к другому
персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи
особенно характерны для драматургических произведений
(один из самых знаменитых — монолог Чацкого из «Горя от
ума» Грибоедова). Диалог — речевое общение между
действующими лицами, которое, в свою очередь, служит
способом характеристики персонажа и мотивирует развитие
сюжета.
2. Взаимохарактеристика, когда один персонаж
рассказывает о другом (взаимохарактеристики чиновников
в гоголевском «Ревизоре»).
3. Авторская характеристика, когда автор рассказывает о
своем герое. Так, читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем
отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и
в портретах действующих лиц, и в прямых оценкаххарактеристиках, и в авторской интонации.
Портрет — изображение в литературном
произведении внешности героя: черт лица,
фигуры, одежды, позы, мимики, жеста.
психологический портрет-через внешность героя
писатель стремится раскрыть его внутренний мир
(портрет Печорина в «Герое нашего времени»
Лермонтова).
• Пейзаж — изображение картин природы в
литературном произведении . Например,
пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской
дочке» Пушкина перед посещением
разбойничьего «военного совета»
принципиально отличается от пейзажа после
этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы
Гринева не казнят).

«Вечные» темы, мотивы и образы
в художественной литературе
«Вечные» темы — это те темы,
которые всегда, во все времена
интересуют человечество. В них
заложено общезначимое и
нравственное содержание, но
каждая эпоха вкладывает в их
трактовку свой смысл. К «вечным»
темам относятся такие, как тема
смерти, тема любви и другие.
Мотив — минимальный значимый
компонент повествования (мотив
встречи, мотив пути, мотив
одиночества и другие).
• «Вечные» образы — персонажи
литературных произведений, которые вышли за их
рамки. Они встречаются в других произведениях
писателей разных стран и эпох. Их имена стали
нарицательными, часто употребляются в роли
эпитетов, указывают на какие-то качества человека
или литературного персонажа. Это, например,
Фауст, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот.
Лирическое отступление — отклонение автора от фабулы, авторские
лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения.
Они позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по
различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.
Таковы, например, лирические отступления в романе Пушкина «Евгений Онегин», в
«Мертвых душах» Гоголя.
ДЕТАЛЬ. СИМВОЛ. ПОДТЕКСТ
Деталь — это выразительная подробность, с помощью которой создается
художественный образ. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды,
обстановки, переживания или поступка.
Символ — художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с
другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл,
который не совпадает с самим образом, не тождественен ему.
Подтекст — не выраженный явно, скрытый смысл текста. Подтекст может быть
обнаружен читателем на основании соотнесения данного фрагмента текста с
предшествующими ему фрагментами. Разнообразные намеки в тексте — все это
проявления подтекста. 36
• Композиция (от лат. compositio — составление,
• Сюжет (от фр. sujet — предмет, содержание) —
система событий произведения. Фабула —
хронологическая последовательность событий,
описанных в произведении. Известный пример
несовпадения фабулы и сюжета —
лермонтовский роман «Герой нашего времени».
Если придерживаться фабульной
(хронологической) последовательности, то
повести в романе должны были располагаться в
другом порядке: «Тамань», «Княжна Мери»,
«Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович».
Сюжет произведения включает в себя также события
духовной (внутренней) жизни автора. Так, лирические
отступления в «Евгении Онегине» Пушкина и в «Мертвых
душах» Гоголя — это отступления от фабулы, а не от сюжета
соединение) — построение художественного
произведения.
Композиция произведения зависит от его
содержания, рода, жанра и т. д.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка,
кульминация, развязка, эпилог.
Стадии развития
действия.
Экспозиция (от лат. expositio — изложение,
объяснение) — предыстория событий. Обычно
в ней дается характеристика основных
персонажей, их расстановка до начала
действия, до завязки. Может быть прямой, то
есть стоящей в начале произведения, или
задержанной, то есть находиться в середине
или конце произведения. Например, сведения
о жизни Чичикова до его приезда в губернский
город даны в последней главе первого тома
«Мертвых душ» Гоголя
• Завязка — это событие, которое является
началом действия. Завязка создает
(«завязывает») конфликты. Например, завязкой
в комедии Гоголя «Ревизор» является
получение городничим письма, в котором
Кульминация- высшая точка конфликта, когда
противоречие достигает своего предела и выражается в
особенно острой форме. Так, в драме Островского «Гроза»
кульминация — признание Катерины.
Развязка — исход событий. Такова, например, так
называемая немая сцена в «Ревизоре» Н. Гоголя, где
«развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана
завершающая оценка характеров персонажей.
Эпилог (от греч. epilogos — послесловие) — всегда
заключает произведение. В эпилоге рассказывается о
дальнейшей судьбе героев.
Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и
наказания» сообщает о том, как изменился на каторге
Раскольников.
ПСИХОЛОГИЗМ.
НАРОДНОСТЬ.
ИСТОРИЗМ
Психологизм — совокупность средств,
используемых в литературном
произведении для изображения
внутреннего мира персонажа, его
мыслей, чувств, переживаний. Так, в
романе «Преступление и наказание»
представлены четыре сна
Раскольникова. Они ярко
демонстрируют эволюцию теории
героя от полной уверенности в ее
правильности до ее крушения.
• Народность — отражение в литературе
жизни, творчества (а также, согласно
некоторым концепциям, «коренных
интересов») народа.
Классики русской критики не сводили
народность к изображению только близких
каждому писателю национальных характеров.
Знаменитый критик Белинский высказал
мысль о том, что истинно народным
произведение может быть, если в нем
полностью отражена эпоха.
• Историзм — способность художественной
литературы передавать живой облик
исторической эпохи в конкретных
человеческих образах и событиях. В более
узком смысле историзм произведения связан с
тем, насколько верно и тонко художник
понимает и изображает смысл исторических
событий.
Персонаж. Характер. Тип.
Лирический герой. Система
образов
• Персонаж — действующее лицо художественного
произведения. Как правило, персонаж принимает
активное участие в развитии действия, но о нем также
может рассказывать автор или кто-нибудь из
литературных героев. Персонажи бывают главные и
второстепенные, эпизодические и внесценические. В
некоторых произведениях основное внимание уделяется
одному персонажу (например, в «Герое нашего времени»
Лермонтова), в других внимание писателя привлекает
целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).
Лирический герой — образ поэта, лирическое
«я». Внутренний мир лирического героя
раскрывается не через поступки и события, а
через конкретное душевное состояние, через
переживание определенной жизненной
ситуации.
Система образов — совокупность
художественных образов литературного
произведения
• Характер (от греч. character — черта,
особенность) — образ человека в
литературном произведении, который
соединяет в себе общее, повторяющееся и
индивидуальное, неповторимое.
«Персонаж» и «характер» — понятия не
тождественные.
• Тип — обобщенный художественный
образ, наиболее возможный, характерный
для определенной общественной среды.
Тип — это такой характер, в котором
содержится социальное обобщение.
Например, тип «лишнего человека» в
русской литературе ( Онегин, Печорин,
Обломов).

Конфликт (от лат. conflictus —
столкновение) — столкновение между
персонажами или между
персонажами и средой, героем и
судьбой, а также внутренние
противоречия персонажа. Конфликты
могут быть внешними (столкновение
Чацкого с фамусовским обществом в
«Горе от ума» Грибоедова) и
внутренними (внутренний,
психологический конфликт самого
Чацкого). Нередко внешние и
внутренние конфликты тесно
взаимосвязаны между собой в
произведении («Горе от ума»
Грибоедова, «Евгений Онегин»
Пушкина).
КОНФЛИКТ
• Авторская позиция — это отношение автора к своим
героям, выраженное в смысле названия
произведения, в портретах героев
• Пафос (от греч. pathos — страсть, чувство) —
эмоциональное одушевление, страсть, которая
пронизывает произведение или отдельные его части
• Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) —
совокупность событий, о которых рассказывается в
произведении и которые служат для постановки
философских, социальных, этических и других
проблем.
Идея — основная мысль произведения Например, идея «Слова о
полку Игореве» — необходимость единства Руси в борьбе с
кочевниками, прекращение междоусобных войн. Чтобы определить
ее, необходимо проанализировать все уровни художественного
текста: композицию, образную систему, проблематику и т. д.
Проблематика — совокупность проблем, которые поднимаются
в произведении.
Проблема — основной вопрос, выдвинутый темой
произведения. У многих писателей в художественном произведении
переплетаются разные проблемы.
Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема
воспитания, проблема крепостного права и проблема
государственной власти.
В крупных эпических и драматических произведениях наряду с
основной могут выделяться частные проблемы.
Проблематика бывает социальной, идейно-
политической, философской, нравственной.
Так, в романе Достоевского «Преступление и наказание» следует
рассматривать социальные проблемы (герои — люди из разных слоев
общества, Петербург показан как город социальных контрастов),
нравственно-философские (проблема добра и зла, веры и неверия),
религиозные (христианский идеал смирения, выраженный в
философии жизни Сони Мармеладовой).
♦ Заполни таблицу «Основные типы композиций»:
1
♦ Закончи предложения.
Изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры
держаться — это _____________________________________________________
Изображение картин природы в литературном произведении — это ______________________________
_______________________________________________________________________________________
Выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ — это ____________
_______________________________________________________________________________________
Художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями — это
____________________________________________________________________________________
Отражает естественную последовательность событий
«Обыкновенная история» И. А. Гончарова
События разворачивают в обратном хронологическом порядке
«Легкое дыхание» И. А. Бунина
Повторение начального фрагмента в конце текста
«Круг» В. В. Набокова
Сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
Повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу
«Евгений Онегин» А. С. Пушкина

Идейно-тематическое единство литературного произведения | Русский язык и литература

Для анализа структуры художественного произведения при выполнении заданий —  как по прозаическому, так и по стихотворному тестам  — потребуются теоретические сведения об основных элементах, композиционном своеобразии написанного, а также умение выделять основные структурные звенья. В соответствии с этим необходимо остановиться на литературоведческих терминах, относящихся к этому направлению анализа.

Тема и идея как основа художественного произведения

Прежде всего, нужно уяснить разницу и взаимосвязь понятий «тема», «идея» художественного произведения, «авторский замысел» и «авторская позиция».

Понятие «тема» по отношению к литературному произведению употребляется в двух значениях. Одни исследователи и теоретики понимают под темой тот жизненный материал, который выступает основой изображения. Другие – проблему, формирующую конфликт и сюжет произведения. Если говорить о значении рассматриваемого термина с первой точки зрения, то тема повести Гоголя «Тарас Бульба» — борьба народа Украины за освобождение от власти польской шляхты. Принимая во внимание вторую концепцию, скажем, что темой этого произведения выступает проблема нравственного выбора, соблюдения законов товарищества и народного братства вне зависимости от обстоятельств и кровного родства. Приводя конкретный пример, понимаем, что более глубоким и верным является именно второе определение. Во-первых, в этом случае не наступает подмены понятий, так как если принимать за тему жизненный материал, легко перейти к простому анализу объектов действительности, положенных в основу произведения. Во-вторых, традиционной для литературоведения является точка зрения о тесной связи темы и идеи художественного текста.

Выставляя на суд читателя описание определенных событий, конфликтов, проблем, авторы ставят перед собой цель не только их изображения и описания, но и анализа, который проводится в поиске возможных путей решения. Это и составляет идею – основной замысел произведения, способ и направления разрешения описанных конфликтов и изображенных проблем.

Автор: замысел и позиция

Основой выбора ситуаций для описания, формирования системы образов и событий выступает авторский замысел. Он представляет собой задумку, прообраз произведения, обоснование его структуры, основных персонажей, их характеров, взаимодействия и взаимосвязей между ними. Авторский замысел является базой будущего труда, в процессе написания произведения он может несколько меняться или трансформироваться, однако, так или иначе, обуславливается мировоззрением писателя или поэта, его желанием обратить внимание читателей на определенные явления действительности.

В соответствии с авторским замыслом определяется проблематика – то есть совокупность проблем, затрагиваемых в повествовании. Они могут быть отражены как прямо, так и косвенно, через призму событий и взаимоотношений между людьми.

Благодаря художественным деталям, комментариям автора определяется авторская позиция – то есть отношение  к описываемой ситуации или проблеме, будь то вопросы морали, нравственности, патриотизма, человеческих взаимоотношений и т.д.

Сюжет и фабула: грани взаимодействия

На основании художественного замысла и проблематики произведения автор определяется с сюжетом, то есть теми событиями, которые лягут в его основу. Сюжет – способ разворачивания темы и раскрытия идеи литературного произведения. Это последовательность событий и взаимоотношений героев. Сюжет является средством раскрытия фабулы, под которой, в свою очередь понимается просто схема событий. Элементами сюжета являются:

  • экспозиция,
  • завязка;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка.

Названные структурные звенья образуют композицию произведения. Внесюжетными элементами являются пролог, эпилог и лирические отступления.

Таким образом, литературное произведение характеризуется идейно-тематическим единством, основой которого выступает авторский замысел. Результатом его претворения в жизнь становится сюжет произведения, характеры его персонажей, композиция и использование определенных художественных деталей.

Материал подготовила Хохлова Ирина Евгеньевна

на Ваш сайт.

Урок 1. художественное произведение, автор, герои — Литература — 6 класс

Литература

6 класс

Урок № 1

Художественное произведение, автор, герои

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ об особенностях художественной литературы;
  • развитие представлений обучающихся о содержании и форме в литературе, основных признаках художественного текста;
  • формирование навыка анализа сходства и различия между автором и героями произведения.

Тезаурус

Автор – создатель литературного произведения (как и произведений других искусств).

Герой – персонаж, который участвует непосредственно в развитии сюжета.

Герой лирический – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Литерату́рный геро́й – это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж».

Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Рассказчик – это персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Художественное произведение – это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин).

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. Литература. Учебник 6 класс: часть 1,2. – 9-е изд. – Москва : Просвещение, 2019. 307 с
  2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…:дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1996. 254 с.
  2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002 .400 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. Москва : Вербум, 2004. 238 с.
  4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. Москва : Просвещение, 2016. 239 с.
  5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое художественная литература? Прежде всего, это результат творчества человека. Именно поэтому в художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.

Автор – это человек, у которого есть имя и фамилия, мы можем назвать годы его жизни и места, где он жил. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, даёт оценку происходящему.

Автор – создатель своего произведения, поэтому он может создать героя.

К примеру, всем известный лондонский сыщик Шерлок Холмс, созданный Артуром Конан Дойлем, радует не одно столетие любителей детективов.

Автор может создать даже фантастического героя. Как, например, писатель Эдуард Успенский выдумал Чебурашку. И, кажется, этот персонаж стал независимым от автора и уже много лет живёт своей жизнью в мультфильмах, как персонаж, и как игрушка.

Но ведь есть произведения, говоря о которых невозможно назвать имя автора: сказки, загадки, былички и другие произведения устного народного творчества.

Книги написаны людьми для людей и о людях. Главное в произведении – человек, герой, персонаж, действующее лицо. Например, Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева «Муму». Именно на человека направлено внимание автора и читателя.

Действующие лица в произведении не равноценны. Они делятся на главных и второстепенных по значимости, и на положительных и отрицательных – по оценке их действия в произведении.

Главные – без которых не было бы всех описанных событий. Например, Герда из сказки Андерсена. Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий.

Например, маленькая разбойница из «Снежной королевы» – это второстепенный персонаж. Она помогает главной героине. А вот главная и отрицательная героиня в этой сказке – это сама Снежная Королева.

Но ведь героями сказок, басен, рассказов бывают не только люди! Это могут быть птицы, звери, фантастические существа и даже предметы.

Сказочные персонажи отражают мир человека, человеческие характеры и взаимоотношения. Например, герои басен Ивана Андреевича Крылова – это, как правило, животные или растения, которые ведут себя как люди. Крылов писал: «А за меня мои звери говорят!» Они помогают баснописцу воплотить замысел: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Итак, авторы создают персонажей, или, иначе говоря, «художественный образ». И, как мы выяснили, это не всегда люди. В понятие «художественный образ» часто включаются также различные предметы или явления, изображённые в произведении. Например, в произведении А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» есть волшебное зеркальце, которое является частью образа злой царицы.

Во многих лирических произведениях отсутствует образ человека, а нарисованы лишь картины природы. Певцом природы, мастером пейзажной лирики считают А. А. Фета. Ему удавалось через описание природы выражать тончайшие, едва уловимые переживания человека.

В зависимости от характера изображаемого, созданное произведение можно отнести к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. А в произведении существует чёткая композиция.

Композиция произведения:

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Развязка

Писатели могут помещать героев произведения в любое время – прошлое, настоящее или даже будущее.

Всем знакомы произведения о Великой Отечественной войне. Писатели рассказывают в них о людях, сильных духом, способных действовать вопреки обстоятельствам, готовыми, ради великой цели – защиты Родины от врага – отдать свою жизнь. Таково, например, произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», где герой – лётчик Алексей Мересьев, после ранения и ампутации обеих ног вернулся в строй и продолжал бить фашистов. Своим героическим примером, мужеством и стойкостью, литературный персонаж вдохновлял и вдохновляет многих на отважные поступки.

Литература не только развлекает, она учит читателя, помогает обрести нравственные и моральные ориентиры и вырасти порядочным человеком.

Теоретический материал для углублённого изучения

Различия в художественном и научно-познавательном текстах

Цель автора (Зачем автор создал текст?)

Средства выражения основной мысли

Отношения автора к героям и событиям

Научно-познавательный текстах

дать знания

точные факты, научные слова, термины

не прослеживается

Художественный текст

вызвать чувства

выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения и др.

ярко прослеживается

Художественная литература – источник вдохновения

Книга – это ещё одно чудо света! Она сопровождает нас всю жизнь, и мы настолько привыкли к этому, что редко задумываемся над её ценностью.

«Книга это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели», эти слова принадлежат Ярославу Мудрому – основателю первой библиотеки в Древней Руси.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Прочитайте внимательно 2 текста. Определите, какой текст относится к художественному произведению, а какой является научным?

1. Лягушка.

Лягушка – полезное животное, относящееся к классу земноводных. Встретить её можно вблизи водоёмов, на сырых лесных полянах. Питается лягушка различными насекомыми, улитками, червями. Заметив какое-либо насекомое, она не преследует его, а поджидает. Когда добыча приблизилась, лягушка прыгает, выбрасывает свой клейкий язык, схватывает им насекомое и проглатывает. Между тем, лягушки имеют много врагов: журавли, аисты, ежи, барсуки, ужи.

2. Лягушка.

Жила на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Она насторожилась. Это летели утки. Лягушка быстро спряталась в осоке.

Обучающийся должен вспомнить изученный материал и данные тексты распределить в соответствии с указанием. Учащийся анализирует задание и находит ключевые слова «научный текст» и «текст художественного произведения»; слова эти противопоставлены, значит, нужно найти между ними разницу. Известно, что научный текст изобилует точными фактами, научными терминами, его скучно, а иногда и трудно читать. Отношения автора к героям и событиям в таком тексте нейтральное, а вот в художественном тексте автор ярко передаёт своё отношение. Обобщив всё выше перечисленное, обучающийся приходит к выводу, что художественным текстом является текст № 2 о жизни лягушки в болоте; помогли окончательно в этом убедиться эпитеты «тёплым мелким дождиком», «тонкий звук».

Подсказку можно получить, прочитав теоретический материал для углублённого изучения.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Правильный ответ:

Научный текст

Текст художественного произведения

Лягушка.

Лягушка – полезное животное, относящееся к классу земноводных. Встретить её можно вблизи водоёмов, на сырых лесных полянах. Питается лягушка различными насекомыми, улитками, червями.

Лягушка.

Жила на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Она насторожилась. Это летели утки. Лягушка быстро спряталась в осоке.

Вам знакомо понятие «персонаж» (действующее лицо). Посмотрите список и определите, где персонаж может действовать:

Спектакль

Кинофильм

Мультфильм

Литературное произведение

Компьютерная игра

Пейзаж

Натюрморт

Обучающийся должен вспомнить изученный материал и из представленных вариантов выбрать несколько.

После прочтения списка вариантов ответа, ученик вспоминает, что персонаж – это действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть вымышленными или взятыми из реальной жизни. Обучающийся ещё раз перечитывает варианты ответов и выбирает верное.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Правильные ответы:

Спектакль

Кинофильм

Мультфильм

Литературное произведение

Компьютерная игра

Что такое Young Adult и с чем его едят

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1.
Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу