Типы сказуемых упражнения 8 класс – Тренажёр по русскому языку (8 класс) на тему: Тренировочные упражнения по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы сказуемых»

СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.

Цели: познакомить с типами сказуемого; учить различать простое и составное глагольное сказуемое

Ход урока

I. Организационный момент.

— Проверим, всё ли необходимое к уроку вы приготовили. У вас на столах лежат листы оценки. В них вы будете ставить себе оценки за каждое задание. Я тоже буду ставить вам свои оценки. В конце урока посчитаем средний балл.

Сегодня мы продолжим изучение темы «Главные члены предложения».

II. Подготовка к изучению нового материала.

1. Работа в парах с предложениями, размещёнными в презентации и на карточках.

— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на слайде предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

  1. Вечером с высоких берёз тетерева начали нырять в снег

2. Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.

3. Профессор был печален.

4. Сюда приезжали директора предприятий

5. Тропа здесь была извилистой.

Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

Сформулируйте теперь тему нашего урока.

Поставьте себе оценки за это задание.

III. Объяснение нового материала.

Запишите предложния, с которыми вы работали.

— Чем выражено первое сказуемое в 4 предложении? (приезжали )

— Каково грамматическое значение этого глагола ?

— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым (ПГС).

Запишите это предложение.

Поставьте себе оценки за это задание

— Определите сказуемое в 1 и 2 предложениях. (начали нырять, не могли тронуться)

— В каких из этих слов заключено лексическое значение, а в каких грамматическое? (Основное лексическое значение выражается -инфинитивами «нырять», «тронуться», а глаголы «начали», «не могли выражает грамматическое значение — наклонение, время, число.)

— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется

составным глагольным сказуемым (СГС).

Запишите эти предложения.

Поставьте себе оценки за это задание

— Определите сказуемые в 3-м и 5-м предложениях. Можно ли считать сказуемыми только глагол был? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).

— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого?

— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным (СИС).

Запишите эти предложения.

Поставьте себе оценки за это задание

— Перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.

— Откройте учебники «Теория». Выясните, чем же еще могут выражаться простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое. И попробуйте в тетради составить таблицу типов сказуемых.

П

Г

С

Выражено глаголом в форме

одного из наклонений

Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин)

С

Г

С

Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение)

По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам.

С

И

С

Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение)

Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. (А. Пушкин) Слово — серебро, молчание — золото. (Поговорка)

Не забудьте поставить себе оценки за это задание.

IV. Закрепление нового материала.

  1. Работа по учебнику.

Выполнение упражнения из учебника «Практика».

— С каким типом сказуемого вы встретились в этом упражнении?

2. Дифференцированное задание (для слабоуспевающих учащихся).

— Прочитайте слова, записанные на карточках.

а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан.

б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.

— Глаголы какой группы могут быть вспомогательными?

— Составьте с каждым вспомогательным глаголом предложения, добавляя основной глагол из группы «б» или какой-либо другой. Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу. Какое вы получили сказуемое?

В это время остальные учащиеся работают с текстом.

3. . Самостоятельная работа.

Задание:

На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.

Р.бина любимый персона. рус(с)кого фольклора. В народном календаре сл.вян есть день «Петр-Павел р.бинник» пр.ходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают р.биновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о р.бине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Р.биновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, в.рота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. В осен(н)ие свадьбы девушкам дарили бусы из рябины защищая от злых людей

Р.бина воспета в песнях, о ней сложены стихи пословицы загадки. Чаще всего в народном представлении р.бина это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

Поставьте себе оценки за это задание.

5. Подведение итога урока.

Что нового вы узнали на уроке?

— Какие типы сказуемых вы теперь знаете?

— Оцените свю работу на уроке, учитывая мои оценки.

6. Рефлексия.

В карте отмечаем

-зелёным цветом-«Мне всё понятно было на уроке»

-жёлтым- «У меня остались вопросы»

-красным- «Я ничего не понял»

Домашнее задание: § 170—171, два упражнения даются на выбор.

Тест по русскому языку для 8 класса по темам «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое»

Тест по русскому языку для 8 класса по темам «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое»

1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:                                                 

а) Множество звуков вливается в ночной птичий хор. б) Я уже начинал беспокоиться. в) Я готов был согласиться. г) Он рад был бы уйти.

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Он встал и сразу же сел. б) И стали три пальмы на Бога роптать. в)  Вскоре пошел сильнейший дождь. г) Лиза решилась на это.

3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. в) Предположения Ливеровского оказались правильными. г) В воздухе густо пахло смолой.

4. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной. в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться.

5. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. в) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне. г) Я не буду больше молодым.

6. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым:

а) Всякий талант неизъясним. б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения. в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва! г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.

№ 7. Какое слово или сочетание слов является основой в предложении «Тогда Сильвио стал в меня прицеливаться»?

а) Сильвио стал. б) Сильвио стал прицеливаться. в) прицеливаться в меня. г) стал прицеливаться.

№ 8. Какое из предложений включает в свой состав составное глагольное сказуемое?

а) Для сего велел он позвать к себе Машу. б) Чарский сел на чемодан из двух стульев, находившихся в тесной конурке. в) Невинность есть лучшее украшение молодости. г) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.

№ 9. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым:

а) От высоких гор тянуло зноем. б) После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. в) Она, стряхнув капли дождя, продолжала петь. г) Путешествие из-за моей болезни было прервано.

10. В предложении «И как ни стараются книгоиздатели во всём мире осовременить облик книги, в ней как таковой есть оттенок ʺретроʺ» сказуемыми являются слова:

а) стараются; есть; б) стараются; есть оттенок; в) стараются осовременить; есть; г) стараются осовременить; есть оттенок.

11. Отметьте предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Очарование этого мира было очень велико. б) Карась лежал на боку, отдувался и шевелил плавниками. в) Я могу просиживать на берегу пруда с восхода до заката солнца. г) Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городом без всякой растительности.

Ключ к тесту:

1). а.

2). б.

3). г.

4). г.

5). а.

6). в.

7). б.

8). г.

9). в.

10). в.

11). б.

8 класс. Тест по темам «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое»

1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:                                                 

а) Множество звуков вливается в ночной птичий хор. б) Я уже начинал беспокоиться. в) Я готов был согласиться. г) Он рад был бы уйти.

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Он встал и сразу же сел. б) И стали три пальмы на Бога роптать. в)  Вскоре пошел сильнейший дождь. г) Лиза решилась на это.

3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. в) Предположения Ливеровского оказались правильными. г) В воздухе густо пахло смолой.

4. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной. в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться.

5. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. в) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне. г) Я не буду больше молодым.

6. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым:

а) Всякий талант неизъясним. б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения. в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва! г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.

№ 7. Какое слово или сочетание слов является основой в предложении «Тогда Сильвио стал в меня прицеливаться»?

а) Сильвио стал. б) Сильвио стал прицеливаться. в) прицеливаться в меня. г) стал прицеливаться.

№ 8. Какое из предложений включает в свой состав составное глагольное сказуемое?

а) Для сего велел он позвать к себе Машу. б) Чарский сел на чемодан из двух стульев, находившихся в тесной конурке. в) Невинность есть лучшее украшение молодости. г) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.

№ 9. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым:

а) От высоких гор тянуло зноем. б) После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. в) Она, стряхнув капли дождя, продолжала петь. г) Путешествие из-за моей болезни было прервано.

10. В предложении «И как ни стараются книгоиздатели во всём мире осовременить облик книги, в ней как таковой есть оттенок ʺретроʺ» сказуемыми являются слова:

а) стараются; есть; б) стараются; есть оттенок; в) стараются осовременить; есть; г) стараются осовременить; есть оттенок.

11. Отметьте предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Очарование этого мира было очень велико. б) Карась лежал на боку, отдувался и шевелил плавниками. в) Я могу просиживать на берегу пруда с восхода до заката солнца. г) Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городом без всякой растительности.

—————————————————————————————————————————————————————

8 класс. Тест по темам «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое»

1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:                                                 

а) Множество звуков вливается в ночной птичий хор. б) Я уже начинал беспокоиться. в) Я готов был согласиться. г) Он рад был бы уйти.

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Он встал и сразу же сел. б) И стали три пальмы на Бога роптать. в)  Вскоре пошел сильнейший дождь. г) Лиза решилась на это.

3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. в) Предположения Ливеровского оказались правильными. г) В воздухе густо пахло смолой.

4. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной. в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться.

5. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

а) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. в) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне. г) Я не буду больше молодым.

6. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым:

а) Всякий талант неизъясним. б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения. в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва! г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.

№ 7. Какое слово или сочетание слов является основой в предложении «Тогда Сильвио стал в меня прицеливаться»?

а) Сильвио стал. б) Сильвио стал прицеливаться. в) прицеливаться в меня. г) стал прицеливаться.

№ 8. Какое из предложений включает в свой состав составное глагольное сказуемое?

а) Для сего велел он позвать к себе Машу. б) Чарский сел на чемодан из двух стульев, находившихся в тесной конурке. в) Невинность есть лучшее украшение молодости. г) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.

№ 9. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым:

а) От высоких гор тянуло зноем. б) После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. в) Она, стряхнув капли дождя, продолжала петь. г) Путешествие из-за моей болезни было прервано.

10. В предложении «И как ни стараются книгоиздатели во всём мире осовременить облик книги, в ней как таковой есть оттенок ʺретроʺ» сказуемыми являются слова:

а) стараются; есть; б) стараются; есть оттенок; в) стараются осовременить; есть; г) стараются осовременить; есть оттенок.

11. Отметьте предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Очарование этого мира было очень велико. б) Карась лежал на боку, отдувался и шевелил плавниками. в) Я могу просиживать на берегу пруда с восхода до заката солнца. г) Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городом без всякой растительности.

—————————————————————————————————————————————————————

Конспект открытого урока по русскому языку 8 класс тема Типы сказуемых»»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем на открытый урок

Дата проведения— 22 ноября 2012 г.

Класс:  8 класс

Предмет: Русский язык.

Тема урока : Повторение по теме «Предложение». (Простое предложение. Строение простого предложения. Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемых.)

Тип урока:  Урок повторения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

  • Обобщение знаний о простом предложении, грамматическая основа предложения

  • формирование умений находить сказуемое,

  • закрепление умения определять типы сказуемых;

  • развитие устной речи учащихся.

Краткое описание урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока

3. Фронтальный опрос -повторение, закрепление пройденного

4. Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала.

5. Итог урока. Выставление оценок.

1 Организационный момент.

2. Озвучивание целей урока: Слайд №

Повторим Что такое предложение? Вспомним главные члены предложения.

Также укажем на виды простых предложений (односоставное, двусоставное предложение)

Повторим типы сказуемых.

3. Фронтальный опрос -повторение, закрепление пройденного.

На доске пишу ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Что называется предложением? ()Основная синтак.единица. содержащая сообщение, вопрос или побуждение.

— Еще какие синтак. Единицы мы можем назвать? (слово, словосочетание, предложение, текст)

  1. Я быстро обернулся.

  2. На ночлег туристы расположились у озера, они долго разговаривали, несмотря на усталость.

— Какая разница между этими предложениями? (простое, сложное.)

– Какое предложение называется простым? Сложным? — Свои примеры.

  1. После школы мы обычно собираемся вместе.

  2. Долго играем в прятки.

— Что можем сказать об этих предложениях? (Двусоставное, односоставное предложение )

-Какое предложение называется двусоставным? Односоставное ….

-Но без чего нельзя построить предложение ?

Основой предложения являются ?… Что является ?

Подлежащее и сказуемое- Главные члены предложения- Грамматическая основа предложения.

— давайте вспомним о подлежащем. На какие вопросы отвечает подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее?

Двое (числит) уже обогнали меня. Силы (сущ)его ослабели. Вдали кто-то(местоим) запел. Учиться (глагол) всегда пригодится.

— А что можем сказать о сказуемом? Сказуемое – это…. (обозначает признак или действие подлежащего)

— А какие виды сказуемых бывают? (Простое, составное)

Простое сказуемое –формула : ПГС= глагол в форме одного из наклонений

— Отдельно остановимся на СОСТАВНОМ СКАЗУЕМОМ.

СГС СИС

Задание : Кто составит формулы сказуемых: (Учащиеся выходят составляют схемы)

СГС= Вспомогательный глагол + инфинитив

СИС = глагол – связка + именная часть

ПГС= глагол в форме одного из наклонений

1).Погода была хорошая. (СИС)

2). Коля будет долго вспоминать о былом. (ПГС: будущее время)

3). Он начал петь. (СГС)

4). Девочка казалась веселой. (СИС)

– А если предложение будет звучать таким образом: Девочка перестала плакать- то какое это сказуемое? (СГС)

5). Он вышел из себя. (ПГС: Фразеологизм- рассердился )

6). Димка долго не мог уснуть. (СГС)

Слайд- — Взаимопроверка учащихся. Ответы должны быть такие:

1). была хорошая. СИС

2). будет вспоминать ПГС

3). начал петь. СГС

4). казалась веселой. СИС

перестала плакать. СГС

5). вышел из себя. ПГС

6). не мог уснуть. СГС

— Молодцы. Всем спасибо за работу.

Домашнее задание – страница 84., упр-92 (письм)

Практикум по русскому языку в 8 классе на тему «Типы сказуемых»

8 класс Типы сказуемых. Практикум.

Автор Саенко Светлана Витальевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №28 г.Пензы им.В.О.Ключевского

ФИ____________________________________________________.

1вариант. Подчеркните грамматическую основу каждого предложения, указав тип сказуемого. В сложных предложениях укажите количество грамматических основ.

1) Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова.

2) Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта.

3) Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу.

4) Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян.

5) День отъезду моему был назначен.

6) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу.

7) Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок.

8) Деньги были доставлены Зурину.

9) Он явился с известием, что лошади готовы.

10) С неспокойной совестью и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь встретиться.

(По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

ФИ____________________________________________________

Типы сказуемых. Практикум.

2вариант. Подчеркните грамматическую основу каждого предложения, указав тип сказуемого. В сложных предложениях укажите количество грамматических основ.

1) Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

2) Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком.

3) У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию крыты соломою.

4) Мне стало жаль её, и я спешил переменить разговор.

5) Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться.

6) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.

7) Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом.

8) Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вёл нас в торжестве, шагая с удивительной важностию.

9) Долго мы не могли друг другу сделать никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостью на него наступать и загнал его почти в самую реку.

10) Я вспомнил свой поединок и догадался, что был ранен.

(По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Урок русского языка в 8 классе, типы сказуемых

Урок русского языка

Класс:

Тема урока: Главные члены предложения. Составное глагольное сказуемое.

Тип урока: усвоение нового знания.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Метод: словесный, поисковый, творческий, игровой.

Цели урока:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о сказуемом и его видах;

2) отработка умения определять тип сказуемого в предложении;

3)закрепление навыков правописания;

4) выработка у учащихся умений самостоятельно находить в тексте составные глагольные сказуемые;

5)развитие мышления и общеучебных навыков;

6)формирование умения анализировать языковой материал;

7)воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Сборник упражнений, учебник, тетрадь, доска;

  3. Раздаточный материал,

  4. Листочки для выполнения самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Оргмомент, актуализация знаний.

Вводное слово учителя. Целью сегодняшнего урока будет являться изучение новых сведений о сказуемом.

  1. Повторение в игровой форме.

Давайте попробуем вспомнить все, что вы уже знаете о главных членах предложения. В классе присутствует семь человек, поэтому и вопросов будет семь. А отвечать на них мы будем в форме всем известной игры. Первый записывает ответ на бумаге, затем заворачивает ее так, чтобы следующий отвечающий не видел ответа. Так получится веер, развернув который мы должны получить четкую последовательность абсолютно правильных ответов. Готовы? Тогда мы начинаем.

  1. В каких предложениях главный член предложения – подлежащее? Ответ указать с предлогом и в правильной падежной форме.

  2. Как называется основная единица синтаксиса? Ответ указать во множественном числе предложном падеже.

  3. Главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы именительного падежа.

  4. Обычно ученик делает это с заданием. Ответ дать в форме настоящего времени 3 лица единственного числа.

  5. Оригинальный, непохожий. Ответ дать в форме именительного падежа множественного числа.

  6. Прилагательное, которое является синонимом к слову «эмоциональный». Ответ дать в именительном падеже множественного числа.

  7. У каждой части речи в языке есть свои …?

Ответ: в назывных предложениях подлежащее выполняет особые экспрессивные функции.

Потренировались? А теперь более серьезные вопросы.

  1. Сколько групп выделяют для выражения сказуемого в предложении?

  2. От чего зависит разделение на группы?

  3. Простым может быть только…?

  4. Подлежащее главный член назывного предложения. Как его еще называют?

  5. Может ли предложение из одного слова быть назывным?

  6. Приведите пример такого предложения.

  7. Простое глагольное сказуемое выражается …?

Разворачиваем веер, проверяем.

Молодцы! А теперь внимательно посмотрим на цели сегодняшнего урока (слайд 1).

  1. Изучение нового материала.

(Слайд 2). Перед вами два сказуемых: я буду учиться, я начинаю учиться. Давайте обсудим, чем они похожи и в чем их различие. Обратить внимание, что у глагола учиться нет форме будущего времени без глагола «быть».

Давайте теперь попробуем вместе заполнить схему, которая перед вами на доске (слайд 3).

Составное глагольное сказуемое должно, на ваш взгляд, состоять из чего?

Из двух глаголов в разной форме. В чем же их различие? Послушайте примеры.

Правильно, одни в форме неизменяемой и дают нам смысловое, то есть лексическое значение, а другие – дают нам значение времени, числа, лица или рода, то есть грамматическое значение.

СГС состоит из вспомогательного глагола в личной форме и инфинитива. Попробуйте сами придумать несколько примеров.

(Слайд 4) Перед вами предложения с простым глагольным сказуемым, попробуйте его видоизменить, чтобы получилось составное глагольное.

Я прекращаю этот Цирк! Я намерен прекратить…

Когда-нибудь я переменю свое решение. Я планирую переменить

Все тропинки замело в декабре. В декабре стало заметать

В мае зацвели тюльпаны. В мае начали цвести

Теперь попробуем вместе сформулировать и записать определение СГС. (слайд 5).

Теперь приступим к выполнению практических заданий. Выполним упражнений 38. Кто выполнит его быстрее остальных, попробует придумать свой похожий рассказ на дополнительную оценку.

Один работает у доски + выполняет синтаксический разбор предложения.

  1. Проверка знаний, самостоятельная работа (слайд 7).

В одну из сентябрьских ночей пришлось Тетерину нести дежурство на крыше большого здания. Ночь. На улицах ни огонька. Тишина. Холодно. Хочется спать. И вдруг что-то совсем рядом свистнуло. Раздался треск. Пробило крышу. Бросился Тетерин к пролому в крыше, спрыгнул на чердак. На чердаке фашистская бомба. Всё ярче и ярче, рассыпая в стороны огненные брызги, разгоралась она.

Замер Тетерин, глянул по сторонам. Нужны песок, лопата. Да не оказалось песка рядом. Нет и лопаты. Начал солдат топтать бомбу сапогами. Да разве затопчешь. Прикрыл её каской. Мала солдатская каска. Не укроешь ею бомбу. Вновь на секунду парализовало солдата. И вдруг навалился грудью, упал на бомбу, телом прижал солдатским. Потушил Тетерин фашистскую бомбу. Спас военный объект от пожара.

Когда увозили солдата в госпиталь, услышал Тетерин слова командира: «наш Тетерин – герой!».

Найти предложения с СГС и выписать их номера на листочке контроля. Обмен листами контроля и проверка.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас? (анализируют листы контроля и сдаются учителю). Кто из вашей группы работал наиболее активно? Кто заслуживает оценки?

  1. Домашнее задание.

Обязательно фиксируется на доске.

Выставляются и комментируются отметки

8 класс Урок №26 Виды сказуемого.

Урок №27.

Виды сказуемого и способы их выражения

Цели:

  1. закрепить знания о сказуемом, его видах, способах его выражения; формировать умение видеть разные типы сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления; отрабатывать навыки выделения главных членов предложения;

  2. развивать связную речь, мышление, творческие способности учеников; навыки работы в группе, самостоятельной работы;

  3. воспитывать логику умственного труда и речевую культуру, взаимоуважение и коллективизм

Ожидаемые результаты:

знают виды сказуемого, преобразуют информацию в виде образно-графической схемы, проявляя творческие способности, умеют определять виды сказуемого, объективно оценивают собственную деятельность на уроке и своих одноклассников

Оборудование:

видео-притча, учебник, таблицы, раздаточный материал, листы А-3, фломастеры, маркеры, верёвка, прищепки, цветная бумага с вопросами, стикеры разных форм, дерево познаний со стикерами-листочками для оценивания урока.

Тип урока:

урок закрепления нового материала.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся.

Приветствуют учителя и друг друга, желают успехов.

  1. Психологический настрой. Целеполагание.

Притча «Всё в твоих руках».

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках!

Беседа.

— Как вы поняли притчу?

— Как вы поняли слова автора?

— Сформулируйте мораль притчи?

Глядя на картинки, попробуйте продолжить предложение, используя сказуемые:

ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ, И ЗНАЧИТ… (ты можешь свернуть горы, ты за все несешь ответственность, ты можешь изменять этот мир для себя).

Эпиграф урока:

Даже если мир превратится в прах,

Есть дорога к свету – всё в твоих руках!

(гр. «Артерия»)

Поэтому, ребята, давайте выберем светлый путь – это Путь к знаниям. Будем работать активно и дружно. На предыдущих уроках мы с вами изучили виды сказуемого, а сегодня повторим и закрепим наши знания. Для начала разделимся на группы.

Учащиеся внимательно слушают притчу и смотрят ролик

Формулируют мораль притчи

Придумывают продолжение предложения «Всё в твоих руках, и значит…..»

(используя сказуемые)

Делятся на группы: по форме стикеров формируют три группы (сердечки, яблочки, звёздочки)

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Давайте послушаем ваши словесные портреты о сказуемом, которые вы составили дома.

  2. Дома каждый из вас должен был составить по три предложения с разными видами сказуемого.

1-группа читает предложения с простыми глагольными сказуемыми, 2-группа-с составными глагольными, 3-группа – с составными именными.

  1. «Большая стирка»

— По одному выходите к бельевой верёвке, снимите лист с вопросом, внимательно прочитайте и дайте полный ответ.

  1. Какой член предложения называется сказуемым?

  2. Назовите виды сказуемых.

  3. Чем отличается простое глагольное сказуемое от составного глагольного?

  4. В чём состоит особенность составного глагольного и составного именного сказуемого?

  5. Какое значение выражает вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом?

  6. Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?

  7. Почему составное сказуемое делится на два типа?

  8. Чем простое сказуемое отличается от составного?

  9. Может ли простое глагольное сказуемое выражено двумя и более словами? Если да, то в каких случаях?

  1. Стратегия «Гуляющий постер».

1 гр. — составное именное сказуемое

2-гр. — простое глагольное сказуемое

3-гр. — составное глагольное сказуемое

* Примечание для учителя (если класс большой и работает 6 групп)

— Как, по-вашему, у какой группы (работающих над одним и тем же вопросом) более содержательный и доступный материал?

— Значит, эта группа публично защитит свою работу.

Одни ученики читают или рассказывают составленные ими словесные портреты, а другие разгадывают.

Поочерёдно читают свои предложения, осуществляют взаимопроверку, если есть ошибки, исправляют.

Учащиеся читают вопрос, думают самостоятельно и отвечают на вопросы.

Вопросы по степени сложности разные, ученики выбирают по цвету.

Критерии оценивания

«3» — жёлтые листы

«4» — синие листы

«5» — красные листы

Ученики в течение 4 минут оформляют постер своим цветом маркера (у каждой группы свой цвет)

По хлопку меняются местами, проверяют постер, дополняют своим цветом маркера и оценивают работу «Две звезды — одно пожелание»

Группы возвращаются на своё место, вывешивают постеры на доску и защищают свою работу.

* Выбирают лучшую работу. Слушают внимательно членов группы, у которых лучшая работа.

  1. Повторение и закрепление изученного материала

  1. Приём «График» Построй кривую

— Определите вид сказуемого, найдите правильный вариант ответа, поставьте точки, соедините их. Постройте кривую.

СИС

+

+

+

СГС

+

+

ПГС

+

+

+

+

+

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Уже проснулись певчие птицы

  2. Я хочу быть учителем.

  3. Я рад вам помочь.

  4. К вечеру туристы пришли на базу.

  5. Стёкла были разбиты.

  6. Он будет делать уроки.

  7. Анна Викторовна была хороша.

  8. Катя болела целый месяц.

  9. Ученики начали решать задачу.

  10. Мы потеряли ключи от квартиры.

  1. Решите тестовые задания.

  1. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные глагольные.
    1) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    2) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.
    3) Я б тогда не стала гнуться и качаться.
    4) Рябина – одно из любимых растений Руси.

  2. Укажите номер предложения, в котором сказуемые составные именные.
    1) С вечера мою рябину дождичком мочило.
    2) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.
    3) В поле красная рябина начала качаться.
    4) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

  3. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые простые глагольные.
    1) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.
    2) А рябина всё краше от купели студёной.
    3) Средь обезлиственных деревьев ты вся обвешана кораллом.
    4) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах.

  4. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные именные.
    1) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.
    2) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.
    3) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.
    4) Стоит рябина одиноко и красной кистью кричит.

  5. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые не простые глагольные.
    1) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?
    2) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.
    3) 
    Рябина! Воспета ты в песнях!
    4) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала.

Сотрудничают в группе, обмениваются мнениями, выполняют задание сообща, обсуждают, затем строят кривую.

Проверяют по ключу

На столе у каждого ученика – тесты, выполняют задания самостоятельно. Применяют знания на практике.

В конце работы проверяют, оценивают себя.

Код проверки: 3, 2, 4, 1, 3

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Взаимооценка «Комплимент».

  2. Самооценка. Прием «Дерево познания» (обратная связь)

  • Красный листочек – Урок прошёл отлично, я всё понял.

  • Жёлтый листочек – Урок прошёл хорошо, были вопросы

  • Зелёный листочек — Урок мне не понравился, многое не понял

  1. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

Вот и закончился урок

Подвели уже итог.

Вот вам пожелание:

Через труд придет победа,

Через труд и знание.

И всегда помните слова:

«Даже если мир превратится в прах,

Есть дорога к свету – всё в ваших руках!»

Взаимооценка. В конце урока предлагается каждой группе одним смайликом оценить ту группу, которая на их взгляд работала лучше всех.

Самооценка. Выбирают стикер и прикрепляют к «Дереву познания» на доске.

Домашнее задание

Высокий уровень. Составить небольшое эссе на тему об осени, используя разные виды сказуемого.

Достаточный уровень. Упражнение №202.

Средний уровень. Упражнение № 175

Записывают задание согласно уровню подготовки.

«Типы сказуемого в двусоставном предложении»

IV.Активизация познавательной деятельности учащихся

Упражнение 1. Записать предложения. Определить в них подлежащее и сказуемое. Определить наклонение глагола.

Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено глаголом в спрягаемой форме (в любом наклонении) или междометием или инфинитивом без согласования со сказуемым.

Упражнение 2. Запишите поданные предложения в соответствии с таблицей.

  1. Он студент.

  2. Путь долог.

  3. Портфель мой.

  4. Он стал выше отца.

  5. Он работал дворником.

  6. Он был притчей во языцех.

Определение:

Составное именное сказуемое (СИС) – это главный член предложения, который состоит из приименной части, чаще всего выраженной с помощью глагола-связки, и именной части, выраженной словом, относящимся к именной части речи.

Нужно запомнить: если от сказуемого к слову ставится вопрос определения, то это слово тоже является сказуемым.

Упражнение 3. Записать предложения. Определить в них сказуемое. Найти общее между всеми сказуемыми. Вывести определение.

  1. Я захотел прочитать книгу.

  2. Я старался выполнить задание первым.

  3. Я предпочитаю поспать.

  4. Я намерен отказаться.

Определение (выводится по аналогии с составным именным сказуемым):

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит их приинфинитивной части (выражает дополнительную характеристику действия) и инфинитива (выражает действие).

V.Закрепление изученного материала

Упражнение «Крестики-нолики». Учащиеся объединяются в две команды, одна из которых «Нолики», другая – «Крестики». На доске помещено изображение поля для игры в «Крестики-нолики».

hello_html_m6b5eea9c.png

Правила игры:

  1. Первый ход делает команда «Крестики».

  2. Команда путём случайного выбора получает вопрос по теме урока, на который должна дать ответ.

  3. Если учащиеся ответили правильно, то получают право записать в поле свой значок (крестик или нолик).

  4. Если учащиеся ответили неправильно, право хода переходит к противоположной команде.

  5. Первая команда, выстроившая в ряд 3 своих фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. 

Вопросы для команд.

  1. Определите подлежащее в предложении:

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

  1. В предложении Вася – мой хозяин простое глагольное сказуемое.

  2. Определите сказуемое и его тип в предложении.

Маша бьёт баклуши.

  1. Определите тип сказуемого в предложении.

Он хотел быть ветеринаром.

  1. Аббревиатура ПГС расшифровывается как «простое глагольное сказуемое».

  2. Как с помощью аббревиатуры записать «составное именное сказуемое»?

  3. Назовите приинфинитивную часть сказуемого в предложении.

Я начал хотеть есть.

  1. Какой частью речи выражена в поданном предложении именная часть составного именного сказуемого?

Мы вернулись домой усталые.

  1. Работа с эпиграфом. Согласны ли вы с высказыванием Ф.И. Буслаева?

Ответ:

  1. Определите подлежащее в предложении:

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

  1. В предложении Вася – мой хозяин простое глагольное сказуемое. (нет)

  2. Определите сказуемое и его тип в предложении.

Маша бьёт баклуши (ПГС).

  1. Определите тип сказуемого в предложении.

Он хотел быть ветеринаром (СИС).

  1. Аббревиатура ПГС расшифровывается как «простое глагольное сказуемое» (да).

  2. Как с помощью аббревиатуры записать «составное именное сказуемое»? – СИС.

  3. Назовите приинфинитивную часть сказуемого в предложении.

Я начал хотеть есть.

  1. Какой частью речи выражена в поданном предложении именная часть составного именного сказуемого?

Мы вернулись домой усталые (прилагательное).

VI.Рефлексия

Упражнение «Одним словом». С помощью одного слова каждый ученик характеризует урок:

1 ряд – с помощью существительного;

2 ряд – с помощью глагола;

3 ряд – с помощью числительного.

VII.Домашнее задание: читать в учебнике §18, выполнить упр.95 с.57 (списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть сказуемые

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *