Трагедия драма – Чем отличается драма от трагедии

Чем отличается драма от трагедии

Драма и трагедия очень близки по своей сути. Мы не на шутку переживаем за героев таких произведений, ведь те оказываются в предельно сложной ситуации. Но каждый из двух жанров обладает и своими особенностями. Чем отличается драма от трагедии? Попытаемся это выяснить.

Общие сведения

Как драма, так и трагедия принадлежат разным направлениям искусства. Одно из них – литература. Следует отметить, что в этой области есть два понятия «драма». Так называется и род литературы, и один из относящихся к нему жанров. В драматический род входит и трагедия. Оба рассматриваемых жанра относятся также к театру. А драма является еще и любимой многими частью кинематографа.

Драматические и трагедийные творения затрагивают серьезные философские проблемы, а в основе их сюжетов всегда лежат конфликты и противоречия. Герои таких произведений или постановок испытывают страдания.

к содержанию ↑

Сравнение

Исторически два жанра возникли не одновременно. Первой очень давно появилась трагедия. Она существовала еще в древнегреческом театре и была там, наряду с комедией, ведущим жанром. Драма получила свое развитие гораздо поздней. Со временем она вытеснила трагедию.

Чтобы выявить отличие драмы от трагедии, проанализируем каждый из жанров. Кто является их действующими лицами? В ранней трагедии это мифологические герои, в более поздней – исторические личности. Трагедийные персонажи ведут борьбу в крайне сложных, часто исключительных, обстоятельствах, проявляя при этом героические черты своего характера.

В драме действия нередко разворачиваются вокруг обычных людей. Главные герои в ней также переживают острые конфликты, и атмосфера произведения является напряженной. Но в отличие от возвышенной трагедии драма приближена к реальности. Она имеет, как правило, бытовую тематику.

Часто противоречия, составляющие содержание драмы, развиваются внутри семьи, на фоне любовных отношений или в духовном мире человека, находящегося в разладе с собой и обществом. При этом в таких произведениях нередко присутствует монолог, помогающий лучше понять переживания того или иного персонажа.

В чем разница между драмой и трагедией? Яркий отличительный признак – то, что драма, несмотря на всю серьезность своего сюжета, имеет не столь печальный финал. Трудная ситуация зачастую не является для героя непреодолимой. И во многом исход событий драмы зависит от самого человека. Даже если персонаж гибнет, это становится результатом его собственного выбора, и развязка могла бы быть другой.

Ситуации трагического произведения неразрешимы. Герой попадает в безвыходное положение по воле судьбы. Он пытается бороться в сложившихся условиях, но, несмотря на свои усилия, погибает. В трагедии над всем происходящим властвует неумолимый рок.

к содержанию ↑

Таблица

ДрамаТрагедия
Появилась позднейПоявилась раньше
Персонажи – часто обычные людиПерсонажи – герои мифов, легендарные личности
Приближена к реальностиИсключительные обстоятельства
Многое зависит от воли человекаВсе определяет судьба
Ситуации разрешимыПоложение является безвыходным
Гибель персонажей происходит редкоГерой гибнет

thedifference.ru

Чем трагедия отличается от драмы — основные отличия жанров

Истории о трудных судьбах героев и об их противостоянии жизненным трудностям любит большинство людей. Драма и трагедия – жанры кино, театра и литературы, которые повествуют о реальной жизни без прикрас, о сложности выбора и о борьбе, которая происходит внутри каждого человека. За будущее героев зрители и читатели переживают не на шутку, ведь трагические и драматические истории настолько пронзительны и эмоциональны, что равнодушным остаться очень сложно. Чем отличаются драма и трагедия друг от друга?

Что такое драма?

Драма – вид искусства, который считается наиболее приближенным к изображению реальной жизни, нередко его основой служит обычная бытовая ситуация, которая рассматривается с разных сторон. Будь то драматический фильм или книга-драма, зритель и читатель полностью окунется в частную жизнь обычного человека, так похожего на сотни людей, которых они ежедневно встречают по дороге на работу или которые живут рядом с ними.

Драма

Акцент в данном виде жанра ставится на противоречиях, которые свойственны поведению персонажей, на их внутренней борьбе, отсутствию точного видения как решить проблему и как противостоять судьбе и преградам на пути к счастью в сложных жизненных ситуациях.

Что такое трагедия?

Трагедия – направление в искусстве, жанр художественного произведения, который изображает социальные конфликты, реальную жизнь и трудности героев остро и напряженно с целью, чтобы персонажам сочувствовали, чтобы за них переживали, раздумывая, как бы они смогли поступить в такой жизненной ситуации. События трагедии плавно ведут к катастрофическому концу, который неизбежен.

Трагедия

Жизненные противоречия, возникшие в жизни героя, неразрешаемы, они ведут к разрушению его жизни и трагическому финалу. Авторы трагедии стараются изобразить жизнь героев максимально правдоподобно, персонажи обладают сложными характерами, их поведение противоречиво, а жизнь полна страданий.

Что общего между трагедией и драмой?

Трагедия и драма как жанры встречаются и в литературе, кинематографе и в театре. Драма очень часто встречается в кинематографе, для многих сценаристов и режиссеров это излюбленный вид жанра. Трагедии больше любят ставить на сцене, чтобы история для зрителя выглядела наиболее правдоподобно и реалистично. В основе драматических и трагедийных творений – серьезные философские проблемы, глубокие конфликты и острые противоречия. Герои, как трагедий, так и комедий испытывают страдания, стоят на распутье и не знают, как им найти выход из создавшегося жизненного тупика.

Драма в театре

Различия между трагедией и драмой?

Так сложилось, что сначала появился такой жанр как трагедия. В древнегреческом театре наиболее популярными считались именно трагедии, их полюбили за напряженный и эмоционально богатый сюжет, в котором героям приходилось бросать вызов судьбе и решительно отстаивать свое право на счастье, победу или любовь.  Вместе с комедией трагедии были ведущим жанром и лишь спустя годы появилась драма, которая со временем вытеснила ее. Чтобы разобраться в различиях между двумя жанрами, следует их полностью проанализировать.

Персонажи

Персонажами древнегреческих трагедий сначала были мифологические герои, а после исторические личности. Трагедия повествовала про исключительные жизненные обстоятельства, сложные ситуации, в которых герои вынуждены были проявить смелость, решительность или же страдая, просто принять неизбежность трагического финала.  Драма стала популярнее трагедии в Древней Греции по той причине, что ее персонажами являлись обычные люди.

Гамлет

Герои драмы переживают острые конфликты, в их жизни происходят сложные и напряженные ситуации, из которых, кажется, невозможно найти выход. Нередко в драматических произведениях присутствует монолог, который помогает лучше понять героя и остальных персонажей, стать ему ближе и полностью проникнуться его мироощущением.

Сюжет

Издавна трагедии считались более возвышенными, поскольку повествовали о страданиях, которые переживал герой, при этом он нередко жертвовал собой во имя своих близких и родных, ломая себе жизнь и разрушая себя, не в состоянии погасить внутренний конфликт. Сюжетом драмы является бытовая ситуация, которая разворачивается в обычной семье.

Драма на сцене

Сложная ситуация может возникнуть на фоне неразделенной или несчастной любви или же касаться человека, которому сложно разрешить внутренний конфликт и жить в ладах с собой и обществом. Безденежье, нищета, социальное неравенство, конфликты между родителями и детьми, тяжелые судьбы – это все истории, которые служат основой драмы.

Финал

Конец произведения также служит ярким признаком отличия трагедии от драмы. Так, драма несмотря на всю серьезность происходящего, глубину переживаний героев и острые проблемы и конфликты, все же редко заканчивается смертью главного героя. В его жизни может что-то наладиться или появиться надежда на лучшее или же зритель увидит, что социальное дно все больше поглощает персонажа и выбраться у него уже не получится. Бывает и так, что герой гибнет, но при этом он делает такой выбор самостоятельно и если бы он поступил по-другому, такого финала могло бы и не быть.

У героя есть право выбора, тогда как в трагедии у него нет права выбирать, с самого начала видно, что все происходящие события постепенно приближаются к печальному финалу, которое ознаменуется смертью. В трагедии над героем властвует рок судьбы, несмотря на все усилия и попытки разрешить безвыходную ситуацию, он погибает. Если в драме зрителю показывают, что на самом деле все решает человек и только он в ответе за свою жизнь, то в трагедии человек повинуется судьбе и несмотря на все попытки бросить ей вызов, конец у истории будет трагическим.

vchemraznica.ru

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» — драма или трагедия?. Видеоурок. Литература 10 Класс

«Гроза» была закончена Островским 9 октября 1859 года (рис. 1).

Иллюстрация к пьесе А. Островского «Гроза»

Рис. 1. Иллюстрация к пьесе А. Островского «Гроза» (Источник)

Она сразу же была поставлена в Московском малом драматическом театре и вызвала серьезные поры и разногласия. Далеко не всем стал виден масштабный смысл этой пьесы. Некоторые восприняли её просто как семейную драму о том, как темная, забитая, запуганная женщина изменила своему жалкому мужу. Такие мысли выказывали не только консерваторы, но и даже такой революционно и радикально настроенный литературный критик как Д. Писарев (рис. 2).

Д.И. Писарев

Рис. 2. Д.И. Писарев (Источник)

В своей статье «Мотивы русской драмы» он упрекал Катерину в том, что она не ушла от мужа, и вообще считал, что её поведение нелепо и бестолково, и не стоило её ставить в центр пьесы. Но уже в 1860 году в журнале «Современник» выходит статья Добролюбова (рис. 3).

Н.А. Добролюбов

Рис. 3. Н.А. Добролюбов (Источник)

Надо сказать, что мы теперь пересматриваем творчество Добролюбова и не во всех пунктах можем с ним соглашаться. Но надо учитывать, что самому Островскому статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» чрезвычайно понравилась. Он неоднократно говорил, что Добролюбов абсолютно верно понял замысел его пьесы.

Чем же отличается драма от трагедии? В первую очередь, масштабностью проблематики. Трагедия затрагивает универсальные вопросы о жизни и смерти, о мире и судьбе человека в нем. Драма же рассматривает проблематику более подробно, но, может быть, и более мелко: человек и общество, человек и его социальное окружение, человек и его разнообразные общественные связи, которые завязываются у человека с окружающими его людьми. Добролюбов настойчиво называл пьесу Островского трагедией:

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашаются, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского…»

«В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой её гибели…»

«Характер Катерины – шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни…»

Добролюбов неслучайно говорит о новой фазе народной жизни. Что же происходило в России в конце 50-х годов? Это трудное и переломное время. Только что отгремела Крымская война (рис. 4),

Крымская война

Рис. 4. Крымская война (Источник)

оказавшаяся для России полным позором, умер Николай I (рис. 5),

Император Николай I

Рис. 5. Император Николай I (Источник)

и речь зашла о реформах, неизбежность которых понимало и руководство страны. Уже в 1857 году было объявлено об освобождении крестьян (рис. 6).

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 6. Чтение манифеста об освобождении крестьян (Источник)

Архаический, антигуманный, совершенно отсталый общественный строй в России предстояло сломать полностью. Но тут перед обществом вставал масштабный вопрос: готов ли к этим переменам народ, сможет ли он стать субъектом истории, идти к высоким целям и т. п.? Ведь несколько столетий угнетений и пребывания в рабстве могли убить в нем волю к самостоятельности и свободе. На эти вопросы отвечали по-разному, в обществе велись напряженные споры, и именно в этот момент появляется пьеса «Гроза», которая и призвана ответить на этот вопрос так, как понимает его Островский.

Таким образом, Островский пытается найти в своей пьесе сознательное или хотя бы стихийное героическое начало в толще народной жизни.

Трагедия – пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета – непримиримый конфликт героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии – вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание. Такое душевное состояние ведет к катарсису.

Драма – литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Ориентировано на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей и возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Обратимся теперь к истории самого жанра трагедии. Трагедия как жанр часто появляется в литературе именно в переломные моменты истории. Она помогает осмыслить глобальные вопросы, встающие перед человечеством. Родилась трагедия в Древней Греции и именно в тот момент, когда человек Античности впервые начал осознавать себя не просто членом коллектива, племени, государства, а отдельной суверенной личностью. Как вести себя личности, например, в единоборстве с властью, если эта власть всесильна и неправедна? Вот проблематика знаменитой трагедии Эсхила (рис. 7)

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 7. Эсхил (Источник)

«Прометей прикованный» (рис. 8).

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 8. «Прометей прикованный» (П. Рубенс, 1612) (Источник)

Как поведет себя человек, столкнувшись с неумолимым роком? Это проблематика пьесы «Царь Эдип» Софокла (рис. 9, 10).

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 9. Антигона выводит слепого Эдипа из Фив (Ш. Жалабер, XIX в.) (Источник)

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 10. Софокл (Источник)

Может ли личность противостоять хаосу чувств, бушующих в собственной душе? Это проблематика таких известных трагедий Еврипида (рис. 11),

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 11. Еврипид (Источник)

как «Ипполит» или «Медея» (рис. 12).

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 12. «Медея» (А. Фейербах, 1870) (Источник)

Трагедии Шекспира (рис. 13) также появились в переломную эпоху, когда суровый патриархальный мир Средневековья уходил в прошлое, но мир, идущий ему на смену, не радовал, являя разобщенность людей, эгоизм, алчность, злые страсти.

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 13. В. Шекспир (Источник)

Огромный интерес к трагедии проявили классицисты во Франции 17 века, которые ставили во главу угла культ разума и государства, стремясь все нормировать. В это же время пишется множество научных работ о литературе, о том, как надо писать, в частности трагедию. Трагедия мыслилась как высокий, эталонный жанр, и поэтому именно в ней следовало соблюдать в обязательном порядке некий свод правил. Наиболее великими представителями классицистической трагедии являются Корнель и Расин. Классицистам казалось, что эти требования вытекают прямо из древнегреческой поэтики и именно так ставились пьесы в Древней Греции. Но это не совсем так. В древнегреческих пьесах не всегда соблюдался закон единства времени и места. Например, в знаменитой «Орестее» (рис. 14) Эсхила время действия – около десяти лет.

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 14. «Клитемнестра колеблется перед убийством спящего Агамемнона» (П.-Н. Герен, 1817) (Источник)

Но, как бы то ни было, законы эти были популярны и в европейской, и в русской литературе 19 века. Например, в пьесе Грибоедова (рис. 15)

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 15. А.С. Грибоедов (Источник)

«Горе от ума» действия начинаются рано утром, а заканчиваются ровно следующим утром.

А что же такое единство действия? Тут все обстоит сложнее. Во-первых, действие должно ограничиваться небольшим числом персонажей, 7–8. Во-вторых, не должно быть побочных сюжетных ходов. А в-третьих, не должно быть персонажей, не задействованных в основном ходе пьесы. Эти правила считались обязательными. Кроме того, к ним прибавлялось еще одно: главным героем трагедии – жанра высокого – может быть только высокая, значительная историческая личность. Это могли быть боги, герои, полководцы, цари, но не представители третьего сословия. Как видим, Островский всем этим требованиям не соответствует. Именно поэтому, наверное, он и решил во избежание недоразумений поставить подзаголовок к своей пьесе «драма», хотя, по сути, это не совсем так. Если рассматривать «Грозу» Островского с точки зрения нормативных законов классицизма, то это не трагедия. Действие продолжается около десяти дней, место действия также меняется, а также есть герои, не имеющие отношения к судьбе главной героини – Катерине (рис. 16).

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 16. Катерина (Источник)

Прежде всего, это Феклуша, странница (рис 17).

Чтение манифеста об освобождении крестьян

Рис. 17. Феклуша (Источник)

Необычное место занимает также описание среды «тёмного царства». Сама же Катерина – представительница «тёмного царства»: купеческая жена, купеческая дочь, таким образом, она – человек третьего сословия. Но дело в том, что законы, выработанные классицистами, достаточно формальные, и не они определяют сущность жанра. Ведь и Шекспир не подчинялся этим законам, но трагедии «Гамлет», «Макбет» (рис. 18), «Отелло», «Король Лир» не перестают быть трагедиями.

«Леди Макбет» (М. Габриэль, 1885)

Рис. 18. «Леди Макбет» (М. Габриэль, 1885) (Источник)

У трагедии есть три обязательных признака, и если они имеются в произведении, то жанр смело можно называть трагедией, а если отсутствуют, то это, очевидно, драма.

Первое. В трагедии должен быть трагический герой, т. е. герой, по своим моральным качествам находящийся гораздо выше окружающих.

Второе. В трагедии должен быть трагический конфликт, т. е. конфликт глобальный и неразрешимый обычными мирными средствами. Конфликт этот кончается, как правило, смертью главного героя.

Третье. Трагедии необходим катарсис, т. е. очищение. Прежде всего, это касается оставшихся в живых героев. Они становятся выше, лучше, чище, извлекают для себя некий жизненный урок. То же самое относится и к зрителям.

Все эти моменты мы можем найти в пьесе Островского. Наличествует ли там трагический герой? Да, это Катерина. Что бы ни говорили недоброжелательные критики, а Катерина явно выше окружающих. Нам могут возразить: она суеверна, недостаточно образованна, совершает греховные поступки, такие как измена и самоубийство, а это, с точки зрения христианства, страшные грехи. Но по крайней мере в одном пункте она безусловно выше всех окружающих. Она ненавидит ложь и считает для себя невозможным лгать. Ложь – это то, что объединяет всех жителей города Калинова.

Лжет Дикой (рис. 19).

Дикой

Рис. 19. Дикой (Источник)

Помимо того, что он глуп и жесток, его действия пронизаны еще и лицемерием. Например, он знает, что ругать работников в праздник – это тяжелый грех, тем не менее, он их ругает, не платит им, а потом униженно просит у них прощения. Кстати говоря, он еще и труслив: как только Кабанова дает ему отпор, он моментально стихает.

Лицемерием пронизано и все поведение Кабановой (рис. 20): на глазах города она добродетельна, а с домашними – властолюбивая и злобная.

Марфа Кабанова

Рис. 20. Марфа Кабанова (Источник)

Кроме того, она любитель формы, поэтому и презирает содержание. Ей кажется, что нужно жить по «Домострою». Но её интересует внешний рисунок поведения: главное – соблюдать форму. Это и есть злое лицемерие.

Чужой лжи с легкостью подчиняется её дочь Варвара (рис. 21), которая и сама научилась с азартом лгать.

Варвара

Рис. 21. Варвара (Источник)

Варваре также присуще еще одно не украшающее её качество: ей скучно грешить одной, ведь именно она вовлекает в грех Катерину, выдавая ей ключ от калитки, чтобы та смогла увидеться с Борисом.

Кудряш – на первый взгляд, веселый, жизнерадостный, явно противостоящий «темному царству» (рис. 22).

Кудряш

Рис. 22. Кудряш (Источник)

Но из словесной перепалки с Диким мы понимаем, что между ними нет разницы, и через несколько лет Кудряш станет еще одним Диким.

Наконец, самое угнетенное в этом «царстве» – Тихон, который лжет по привычке, всегда и везде (рис. 23).

Тихон Кабанов

Рис. 23. Тихон Кабанов (Источник)

Это человек, полностью раздавленный ситуацией.

Борис – это не просто порождение «темного царства», несмотря на свою образованность, способность любить, он ведет себя иррационально (рис. 24).

Борис

Рис. 24. Борис (Источник)

Ему выдадут наследство только при одном условии: если он будет почтителен к своему дядюшке Дикому. Известно, что дядюшка не расстанется с деньгами ни при каких обстоятельствах, поэтому уважать его не за что. Но Борис старается изо всех сил, он буквально низкопоклонствует, общаясь с Диким.

Наконец, Кулигин – старичок-изобретатель, в речи которого часто мы видим отражение мыслей самого Островского (рис. 25).

Кулигин

Рис. 25. Кулигин (Источник)

Он не лжет, но он примирился, у него нет ни моральных, ни физических сил противостоять злу, лжи и насилию, царящему в городе. Вот, например, Дикой обвиняет его в том, что он разбойник, потому что ему так хочется. А Кулигин молча вжимает голову в плечи и убегает. Он не борец.

Таким образом, все в этом «темном царстве» либо лгут и лицемерят сами, либо примирились с чужой ложью и лицемерием. На этом фоне резкий контраст с остальными персонажами являет собой Катерина. С самого начала мы видим, что она не хочет и не может смириться. Даже со своей незадавшейся семейной жизнью она может смириться только до тех пор, пока она чувствует хоть какую-то человеческую теплоту и привязанность к Тихону. Как только все это исчезнет, она не останется в семейной клетке, потому что ее неодолимо влечет свобода, которая для нее неразрывно связана с правдой. Искренность и чистота души Катерины подчеркивается и самим ее именем, которое в переводе с греческого означает «чистая».

Теперь перейдем ко второму пункту наших рассуждений: есть ли в пьесе Островского трагический конфликт? Здесь надо сказать, что Островский совершил колоссальное новаторство по сравнению с древнегреческой драматургией. Обычно, у древних греков конфликт бывал либо внешний – человек и весь окружающий мир – либо внутренний, когда в непреодолимой борьбе сталкиваются разные стихии в человеческой душе. У Островского задействованы в пьесе оба конфликта.

Конфликт внешний – очевидный: чистая, правдолюбивая, искренняя Катерина не может ужиться в страшном, пронизанном жестокостью, ложью и лицемерием мире города Калинова.

Конфликт внутренний: Катерина – искренне верующая женщина, которой средь бела дня посреди храма являются ангелы. Такие видения испытывали святые. Она верит и в грех, и в геенну огненную, она абсолютно уверена, что ее измена мужу – это страшный грех, отмолить который невозможно. Но с другой стороны, она не может сохранять мужу верность, потому что он ее не любит, не уважает. Он, действительно, достоин только презрения. Уже в начале пьесы он предает ее: когда она просит у него помощи, он насмешливо пожимает плечами, отказывается и бросает ее наедине с ее трудностями и страданиями. Такого человека любить и уважать невозможно, а стало быть, невозможно и лицемерить, сохраняя этот постылый брак. И вот Катерина бьется в этой для нее морально неразрешимой ситуации: с одной стороны, изменить мужу – страшный грех, воспринимаемый ею как нравственная невозможность, а с другой стороны, невозможно оставаться честной замужней женщиной и продолжать эту отвратительную лицемерную жизнь. Она не может отказаться от своей любви к Борису, потому что в этой любви для нее не только чувственная страсть, но стремление к правде, свободе, жизни. И только смерть может разрешить эту трагическую коллизию.

Теперь третий момент: катарсис, очищение. Испытывает ли кто-нибудь очищение в пьесе после гибели Катерины? Да, безусловно. Во-первых, Тихон, который всегда был тих и покорен маменьке, наконец, обретает голос и кричит, неудержимо обвиняя мать в смерти Катерины: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Таким образом, он прозрел, может, ненадолго, но все-таки поднялся над своим травянистым и нечеловеческим состоянием.

Обретает голос и Кулигин, который выносит тело Катерины и говорит ее мучителям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Т. е. он обвиняет город Калинов в том, что тот может, и знает примитивную суровую справедливость, но милосердие ему недоступно. Таким образом, голос Кулигина сливается в данном случае с голосом самого Островского.

Некоторые до сих пор упрекают Катерину: как же так, она самоубийца, грешница, а по христианским канонам это грех непрощаемый. Но тут можно сказать следующее: нам недаром дан Священный Завет, Библия, в двух книгах: первая – это Ветхий Завет (рис. 26),

Ветхий Завет (обложка, современное издание)

Рис. 26. Ветхий Завет (обложка, современное издание) (Источник)

собственно Библия, которая учит нас справедливости, а вторая – Новый Завет (рис. 27),

Новый Завет (обложка, современное издание)

Рис. 27. Новый Завет (обложка, современное издание) (Источник)

Евангелие, которое учит нас милосердию. Недаром Христос сказал: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные» (рис. 28).

 Икона с изображением Иисуса Христа

Рис. 28. Икона с изображением Иисуса Христа (Источник)

Он не сказал, чтобы к нему пришли только те, кто чист, он сказал, чтобы пришли все. И мы верим вместе с Кулигиным, что есть судья, который милосерднее города Калинова.

Таким образом, и по масштабности проблематики, и по глубине конфликта пьесу Островского «Гроза» смело можно назвать трагедией. Но остается одна сложность: в пьесе очень подробно изображена среда, поэтому окончательный вывод нужно сделать таким: пьеса Островского «Гроза» – это трагедия с элементами драмы.

 

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. – М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. – М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Русский язык (Источник).
  2. Интернет-портал Otherreferats.allbest.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Referatwork.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Выпишите определения «драма» и «трагедия» из пяти источников.
  2. Составьте сравнительную характеристику драматических и трагических элементов в пьесе «Гроза».
  3. *Напишите сочинение-размышление на тему: «Трагизм героев пьесы «Гроза».

interneturok.ru

Дорама жанра трагедия Сортировка по популярности

переведено

переведено

переведено

переведено

обновлено

переведено

переведено
Полнометражный

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено
Полнометражный

переведено

переведено

обновлено

переведено

переведено
Полнометражный

переведено
Полнометражный

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено
Полнометражный

переведено

переведено
Полнометражный

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено
Полнометражный

переведено

переведено

переведено
Полнометражный

переведено
Полнометражный

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено

переведено
Полнометражный

переведено

переведено

обновлено

переведено

переведено

переведено
Полнометражный

переведено
Полнометражный

переведено

переведено

переведено

переведено
Полнометражный

переведено
Полнометражный

переведено

переведено
Полнометражный

переведено
Полнометражный

переведено
Полнометражный

doramatv.live

Психологическая драма — динамический жанр драматургии :: SYL.ru

Изображение основных форм проявления человеческой личности с точки зрения действия – это драма (в её самом общем смысле – род художественной словесности). Один из жанров драматического произведения – психологическая драма, где всё действие завязано на жизненных коллизиях героя, его внутренних противоречиях и поисках. В обыденном сюжете отображаются вечные общечеловеческие вопросы и проблемы. Здесь собирается всё – рухнувшие надежды, сложный выбор между тем, что легче, и как правильно, одиночество и поиск своего «Я».

Психологическая драма

Этот жанр произведения чаще показывает действие внутреннее, герои не столько совершают поступки, сколько переживают, размышляют, одолеваемые внутренней борьбой. Цель драмы – запечатлеть истину страстей.

Драма. Отличия от трагедии

В отличие от трагедии в драме действие носит более приземлённый характер. Жизненные перипетии, в которых оказывается герой, не безвыходны. Даже трагический конец – смерть героя – в драме является результатом его самостоятельного выбора, в отличие от трагедии, где неотвратимость гибели предрешена. Герой уходит из жизни независимо от своих действий, по причинам извне, на которые повлиять он не в силах.

Возникновение и развитие жанра

Психологическая драма как жанр словесно-художественного произведения берёт своё начало с творчества мадам де Лафайет в конце XVII века и переживает первый расцвет в XIX веке. Тогда же и становится признанным видом искусства. Она своим существованием пытается доказать, что душевные процессы внутри человека могут оказаться эстетически состоятельными.

Психологическая драма в основе своей буржуазна. Буржуа уверен, что его внутренний мир достаточно интересен и содержит материал, достойный стать произведением. Его не тревожат никакие религиозно-моральные сомнения о состоятельности отводимого для себя места в метафизике мироздания. Психологический жанр возможен постольку, поскольку мы о религии не задумываемся. Писатель сам творец. Он уже не только описывает происходящие события и разворачивающееся действие, он описывает мысли героев с позиции автора, которому ведомо всё творящееся в мире. На первый план выходят подробные описания душевных перипетий героя, попытка найти в душе человека нечто, свидетельствующее о существовании бога.

Новая жизнь

Вновь возрождается психологическая драма в России в конце 50-х годов XX века. Её расцвет продолжается по сей день и носит ярко выраженный социальный характер. В век беспримерного душевного мещанства, всеобщего потребления, когда на сцену вышли и получили главные роли хамство, жестокость и нормы двойной морали, деятели искусства разных жанров, всё так же обращаясь к глубинам человеческой души, делают попытки понять следующее: «Откуда это в нас? Как и в какой момент это с нами случилось?» Художники словесности всё так же заняты извечным поиском, попыткой отыскать в человеческой душе незабвенные непреходящие ценности: доброту к ближнему, любовь, человечность, сострадание.

жанр произведения

Сегодня, когда говорят о том, что пришло время созидать и не развенчивать героя, всё чаще вспоминают слова драматурга В. Розова: «Искусство – это свет» и «Настоящий драматург должен быть добрым».

www.syl.ru

ДРАМА — Большой энциклопедический словарь

ДРАМА (греч. drama, букв. — действие) — 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр) — трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О’Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. драма — Дра́м/а. Морфемно-орфографический словарь
  2. драма — -ы, ж. 1. Род литературных произведений, написанных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене. 2. Произведение подобного рода, серьезного, но не героического содержания (в отличие от комедии и трагедии). Драмы Чехова. Малый академический словарь
  3. драма — Драма, драмы, драмы, драм, драме, драмам, драму, драмы, драмой, драмою, драмами, драме, драмах Грамматический словарь Зализняка
  4. драма — ДРАМА ж. театральное сочиненье; сочинение для сцены, для представленья в лицах; она подразделяется на трагедию, собств. драму, комедию и пр. Драматический, к драме относящ. Драматургия ж. искусство сочинять драмы и ставить их. Драматург м. писатель драм. Драматургический, к драматургии относящийся. Толковый словарь Даля
  5. драма — ДРАМА ы, ж. drame m. перен. Несчастье, тяжелое событие, причиняющее нравственные страдания. Пережить драму. Личная, семейная драма. БАС-2. Курьера нет из армии. Словарь галлицизмов русского языка
  6. драма — • Жгучая (Бальмонт). Словарь литературных эпитетов
  7. Драма — • Drama (δρᾶμα, см. Comoedia, Комедия, и Tragoedia, Трагедия. Словарь классических древностей
  8. драма — Французское – drame. Немецкое – Drama. Латинское – drama. Слово «драма» заимствовано русским в XVIII в. из западноевропейских языков, хотя первоосновой является греческое существительное drama со значением «действие». Этимологический словарь Семёнова
  9. Драма — I Дра́ма (греч. dráma, буквально — действие) 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно Театру и литературе (См. Большая советская энциклопедия
  10. драма — орф. драма, -ы Орфографический словарь Лопатина
  11. драма — ДРАМА -ы; ж. [от греч. drama — действие, сценическое представление]. 1. Литературное произведение, написанное в форме диалога и предназначенное для исполнения на сцене; пьеса такого рода, серьёзного, но не героического содержания (в отличие от трагедии). Толковый словарь Кузнецова
  12. драма — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  13. драма — ДРАМА, ы, ж. 1. Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене. 2. Литературное произведение такого рода с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода. Драмы Чехова. Толковый словарь Ожегова
  14. драма — см. >> зрелище, случай Словарь синонимов Абрамова
  15. драма — • настоящая ~ • страшная ~ • ужасная ~ Словарь русской идиоматики
  16. Драма — (греч. δρα˜μα) — «действие» совершающееся (actio, a не совершившееся уже — actum), поскольку оно, развиваясь при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц, как бы проходит перед глазами зрителя; в эстетике — поэтический род… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. драма — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? драмы, чему? драме, (вижу) что? драму, чем? драмой, о чём? о драме; мн. что? драмы, (нет) чего? драм, чему? драмам, (вижу) что? драмы, чем? драмами, о чём? о драмах… Толковый словарь Дмитриева
  18. Драма — Д. как поэтический родПроисхождение Д.Восточная Д.Античная Д.Средневековая Д.Д. РенессансаОт Возрождения к классицизмуЕлизаветинская Д.Испанская Д.Классическая Д.Буржуазная Д.Романтическая Д.Реалистическая Д.Натуралистическая Д.Импрессионистская… Литературная энциклопедия
  19. Драма — ДРАМА. — Драма есть поэтическое произведение, изображающее процесс действия, — так было признано теоретиками, начиная с Аристотеля. Основным элементом драматического произведения является изображаемое действие. Словарь литературных терминов
  20. Драма — (греч. drama – действие) – род литературы, в котором дается изображение жизни через события, поступки, столкновения героев, т.е. через явления, составляющие внешний мир. Словарь по культурологии
  21. драма — драма I ж. 1. Один из трёх основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актёрами на сцене. Толковый словарь Ефремовой
  22. драма — дра́ма через нем. Drama или лат. drama из греч. δρᾶμα «зрелище, действие»; см. Горяев, ЭС 96; драмати́ческий через нем. dramatisch или франц. dramatique. Этимологический словарь Макса Фасмера
  23. драма — Драмы, ж. [греч. drama – действие] (книжн.). 1. только ед. Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению (лит., театр.). Основные роды литературы – эпос, лирика и драма. Большой словарь иностранных слов
  24. драма — ДР’АМА, драмы, ·жен. (·греч. drama — действие) (·книж. ). 1. только ед. Род литературных произведений, написанных в страдания. Семейная драма. Драма этого писателя в том, что его диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению (лит. Толковый словарь Ушакова

gufo.me

Трагедия, комедия, драма как драматические виды — Теория литературы

Нам ясно, что драматург пишет драмы (или пьесы). Но почему одни он называет комедиями, другие — трагедиями, третьи — просто драмами? Какая разница между этими драматическими видами? Оказывается, всё зависит от особенностей конфликта (противоборства сил, изображённых в художественном произведении, — характеров, интересов, идей и проч.) и тех чувств, которые он вызывает у зрителя. Что же такое трагическое в искусстве? Что может составить основу трагедии как драматического вида?

В трактате Аристотеля «Поэтика» (IV в. до н.э.) названа сама сущность трагического как явления эстетики (прекрасного, художественного). Трагическое немыслимо без героя. Герой потому и герой, что восстаёт и борется с непреодолимым. Он знает, что обречён в своей борьбе, что судьба или обстоятельства сильнее его, но он стоит до конца и, как правило, гибнет. Трагическое вызывает у нас и страх перед неизбежным, предчувствие рокового конца, и сострадание к мужеству героя, восхищение им, доходящее до восторга — особого напряжения эмоций, названного Аристотелем ка́тарсисом — очищением. Трагедия называется так по греческому слову, которое переводится как «козлиная песнь», но в этом для греков не было ничего смешного. Так называли они звуки, издаваемые жертвой, обречённой на заклание. Итак, конфликт трагедии непримиримый и острый, столкновения действующих лиц сильные, противоречия их устремлений несовместимы, и лишь последнее усилие героя в полном напряжении всех его сил разрубает этот гордиев узел, приводя героя к гибели, а зрителя — к катарсису.

Комическое — драматический вид совсем иной природы. Его неотъемлемые составляющие — мудрость, лёгкость, смех. Вот откуда название статьи В. Я. Лакшина, посвящённой А. Н. Островскому, — «Мудрость смеха». В комедии могут сливаться и сатирическое, и героическое, и лирическое начала, и чем гармоничней это сочетание, тем талантливей драматург. Таковы комедии Островского. Но необходимая основа комического и комедии — несоответствие: мнимого — подлинному, внешнего — внутреннему, несовместимых черт героя и проч. Так, мечты и претензии Миши Бальзаминова в «бальзаминовской» комедийной трилогии несовместимы с реальностью. То же можно сказать и о купчихах, и о событиях — испытаниях героя, поставившего себе несбыточную и нелепую в его обстоятельствах цель —женитьбу на богатой невесте и обретение тем самым воображаемой «райской жизни». «Не знаю, оценили ли там всю эту силу и правду комического представления, все эти невероятные разговоры купчих, эту сцену в саду между любящими сердцами и вместе эту глубину и серьёзность воззрения, которых печать лежит на всей шутливой комедийке», — писал критик Ап.А. Григорьев в письме к А.В. Дружинину об одной из этих комедий — «Праздничный сон до обеда».

Драма — так определяет А.Н. Островский многие свои пьесы. Что же такое «драма» в узком смысле этого слова? Драму часто называют промежуточным (средним) жанром, так как в ней сочетаются трагическое и комическое, острота конфликта не столь велика, и сам конфликт не так нравственно возвышен, а скорее, приземлён и столь общих вопросов бытия, как трагедия, не разрешает. 

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. — М.: Дрофа, 2018

classlit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *