Тьюторов кто это: где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования” – Кто такой тьютор и что такое тьюторство?

Тьютор Википедия

Тью́тор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) — неформальная педагогическая должность. Синонимы: репетитор, частный преподаватель. Тьютор — это преподаватель, который даёт дополнительные занятия с учеником или с несколькими учениками. Репетитор проводит несколько часов занятий с учеником ежедневно, еженедельно или ежемесячно, с целью передать свои знания по предмету или свои навыки студенту. Тьюторство может проходить в разных местах, таких как классная комната, репетиторский центр или дом репетитора / ученика, а также — дистанционно. Как метод преподавания-обучения, тьюторство (репетиторство) отличается от формальных уроков в образовательных учреждениях тем, что производится в более неформальной обстановке, а также гибкостью педагогических методов с точки зрения продолжительности уроков, темпа обучения и отношениями с преподавателем.

Иногда пишут[источник не указан 25 дней], что тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования.

В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ[1].

Историческая справка[ | ]

Тьюторство (репетиторство) началось как неформальный и неструктурированный метод образовательной помощи, ещё в Древней Греции. Репетиторы (тьюторы) работали на импровизированной основе в нефиксированных условиях труда; главной целью репетитора было передать знания учащемуся, чтобы помочь последнему получить навыки в определённой предметной области. [2].

Другая историческая справка[ | ]

Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обсуждения могут быть пояснения.

Тьюторство оформилось примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет благовоний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.

Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным студентом. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не толь

в чем разница и как выбрать рассказывает эксперт экстерната и домашней школы Фоксфорд

Кто такой куратор

Куратор — это наставник и помощник в учёбе. Обычно это студент старших курсов топового вуза, аспирант или магистрант. Что он делает:

  • следит за нагрузкой ребёнка, помогает ему распределять время,
  • следит за успеваемостью и информирует о ней родителей,
  • консультирует семью по всему, что касается обучения,
  • решает организационные и технические вопросы,
  • мотивирует и подбадривает ребёнка.

Чего не делает куратор:

  • Не занимается репетиторством.
  • Не выполняет домашнюю работу за детей.
  • Не подменяет родителей.

Как работает куратор

После зачисления ребёнка в «Экстернат и домашнюю школу Фоксфорда» родитель получает анкету для подбора куратора. Вы можете указать, кого хотели бы видеть наставником своего ребёнка.

Затем происходит знакомство. Вам придёт письмо с контактами и резюме куратора. Лично можно познакомиться на очной встрече в начале учебного года или в Скайпе. Созвоны, кстати, в течение учебного года будут регулярно.

Куратор общается с ребёнком практически каждый день: подсказывает, как работать на сайте «Фоксфорда», поддерживает учащегося и отслеживает его успехи. По нашему опыту, между детьми и кураторами складываются доверительные, почти дружеские отношения.

Раз в неделю куратор предоставляет родителям письменный отчёт об успеваемости ребёнка. А если возникают какие-то срочные вопросы, оперативно отвечает на них по телефону или в мессенджерах.

Кто такой тьютор

Тьютор — это специалист, который исследует интересы ребёнка и создаёт среду для его развития. Что он делает:

  • учит ребёнка проектировать будущее: осознавать себя и свои желания, ставить цели и добиваться их;
  • составляет индивидуальную траекторию развития с учётом интересов ребёнка;
  • помогает ориентироваться в большом потоке информации, приучает к ответственности;
  • помогает с выбором профессии, может посещать с ребёнком очные мероприятия и находит способы реализации его желаний;
  • поддерживает связь с ребёнком, консультирует родителей.

Чего не делает тьютор:

  • не готовит к ЕГЭ и не натаскивает по предметам; 
  • не навязывает пути развития: ребёнок должен сам понять, чего хочет, а тьютор поможет в этом преуспеть;
  • не заставляет ребёнка учиться и не контролирует этот процесс. 

Как работает тьютор

Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде» делится на несколько этапов.

Этап 1: знакомство.

Это очная встреча в присутствии родителей, на которой выявляются интересы ребёнка и ставятся цели. После неё тьютор даёт ребёнку домашнее задание, а для родителей подготавливает план дальнейшей работы. 

Этап 2: образовательная навигация.

Тьютор проводит несколько встреч с ребёнком, на которых уточняет его приоритеты, выбирает направления развития и предлагает варианты их реализации. После каждой встречи ребёнок получает задание. 

На этом этапе тьютор составляет карту дефицитов (над чем нужно работать) и карту ресурсов (где и как можно устранить дефициты).

Этап 3: масштабирование.

Тьютор составляет индивидуальную траекторию развития ребёнка и описывает перспективу на пять лет.

Вывод

Если ваш ребёнок знает, чего хочет, но у вас нет возможности постоянно контролировать его обучение, вам подойдёт куратор.

Если ребёнок не осознаёт своего потенциала, а вы не знаете, как ему помочь, — необходим тьютор.

А если вы хотите и раскрыть потенциал и чётко контролировать процесс обучения, берите и куратора и тьютора. В «Фоксфорде» это возможно.

Кто такой тьютор и чем он занимается в онлайн-образовании

В статье вы узнаете, как проходят консультации с тьюторами в нашей академии, какие бывают и чем они полезны. В материал вошли советы от экспертов-тьюторов с реальными примерами самых удачных и странных консультаций, которые случались в их практике.

Кто такие тьюторы и зачем они нужны

Тьютор — это учитель, консультант и наставник, курирующий процесс обучения. Он лично ведет студента по всем темам курса, помогает разобраться с домашними заданиями и готовит к экзаменам.

Считается, будто тьюторство возникло недавно, вместе с онлайн-обучением. Но на самом деле это понятие ввели еще в 14 веке британские университеты, называя тьюторами тех, кто следил за посещением курсов и дисциплиной. Позже, где-то в 18 веке, тьюторы Оксфорда и Кембриджа начали делать то, что делают и сейчас — стали советовать студентам, какие лекции посещать, составляли план занятий и помогали с экзаменами.

С тех пор, без тьюторов не обходится ни один учебный центр: где-то они работают как штатные единицы, а где-то — как приглашенные эксперты. Но с развитием дистанционного обучения местонахождение наставника уже не столь важно — тьюторство перешло в онлайн, стерев все географические границы в мире образования.

Теперь, чтобы пообщаться с преподавателем не нужно сидеть в душной аудитории — достаточно подключиться к вебинару или написать куратору в чат из любой точки мира.

Некоторые учебные центры за консультации с тьютором берут отдельную плату или ограничивают их количество. В нашей академии вы можете сколько угодно консультироваться с вашим тьютором, пока обучаетесь на курсе. Ведь именно личное общение с преподавателем повышает эффективность обучения, помогает глубже усвоить материал, влюбиться в сложную тему и легче справиться с экзаменами.

Как проходит консультация с тьютором в нашей академии

Как только вы приступаете к курсу на портале обучения, за вами закрепляют тьютора — одного из преподавателей курса. Он будет вас курировать, отвечать на вопросы и проверять домашние задания. Когда вы пройдете первые тесты, преподаватель обязательно вам напишет сам, чтобы познакомиться. И вы сможете обратиться к нему за советом в любой момент обучения.

Консультироваться с тьютором можно по-разному.

  • Задать вопрос в персональном чате

    На портале обучения, в личном кабинете, есть раздел “Консультация с тьютором”. Здесь вы можете написать наставнику по любым вопросам, касающимся программы обучения: разобрать задания и тесты из модуля, уточнить информацию из конспекта, спросить, как решить сложный кейс из задачника и прочее. По правилам академии ответить тьютор должен вам за 48 часов, но чаще эксперты отвечают в первые 24 часа.

    Так выглядит ответ тьютора в персональном чате

    Так выглядит ответ тьютора в персональном чате

  • Пообщаться на вебинаре

    Помимо записанных видеоуроков, на курсе регулярно проходят вебинары вживую, где вы можете задать вопрос по теме урока и тут же получить ответ от тьютора и коллег. Польза от таких вебинаров существенная. Во-первых, темы для них тьюторы берут именно из персональных консультаций, выбирая самые актуальные вопросы от студентов. А во-вторых, часто такие вебинары проходят накануне экзаменов. Там вы можете пройтись по важным тема курса, освежить знания и подтянуть “хвосты”.

  • Обсудить домашнее задание

    Ничто так не помогает усвоить материал, как практика. Бесспорно, домашние задания — это самая ценная часть в любом обучающем курсе. Но одно дело, когда вы самостоятельно проработали материал, а другое — когда обсудили свою работу с наставником. Используйте эту возможность, чтобы лучше усвоить тему — отправляйте тьютору файлик с домашним заданием после каждого модуля. Преподаватель даст развернутый ответ по вашей работе, посоветует, что исправить и доработать.

    Вот так выглядит обратная связь по домашнему заданию от тьютора-эксперта нашей академии

    Вот так выглядит обратная связь по домашнему заданию от тьютора-эксперта нашей академии

  • Посоветоваться на форуме

    В каждом нашем курсе есть новостной форум — это еще один дополнительный инструмент для общения с преподавателями и коллегами. Здесь вы можете найти ответы на частые вопросы студентов или задать собственный, создав новую тему. К обсуждению вашего вопроса подключатся тьюторы и другие слушатели курса. Это отличная возможность поделиться опытом с коллегами и даже подискутировать на актуальные и “острые” темы курса.

    На форуме можно пообщаться с тьютором и коллегами

    На форуме можно пообщаться с тьютором и коллегами

Когда нужно обязательно обратиться к тьютору

Когда конспекты прочитаны, вебинары просмотрены, задачи решены, но все равно остались вопросы. Их можно и нужно обсудить с экспертом. Ведь консультация у наставника — это всегда сверка, в том ли направлении вы движетесь в обучении, и дополнительная возможность проработать сложные темы курса в удобном для вас темпе.

Консультация обязательно нужна, если вы:

  • хотите углубиться в вопрос или отработать практические кейсы с преподавателем;
  • изучили весь материал, предложенный в модуле, но все равно “плаваете” в теме;
  • “теряетесь” на пробном экзамене и промежуточных тестах;
  • прошли большую часть курса, но появились вопросы, с которыми вы не справляетесь самостоятельно.

Во всех этих случаях вам нужно обратиться к тьютору. Эксперт поможет структурировать знания, подскажет правильный ответ и порекомендует дополнительные материалы для изучения.

На форуме можно пообщаться с тьютором и коллегами

Оля Крячко, руководитель методического отдела Финансовой академии Актив

Консультацию тьютора лучше брать перед финишной подготовкой к экзамену, когда вы будете четко понимать свои “слабые места” в каждой теме. Тьютор ответит на вопросы “как решить? как подготовиться? как рассчитать?”, поможет разобрать все то, что вы не понимаете в программе курса. Как правило, после таких консультаций результат пробного и официального экзамена гораздо выше. Но если же вас интересуют нюансы по сдаче экзаменов, получению сертификата, организационные вопросы — вам помогут наши методисты. А если возникли технические вопросы по работе портала — напишите нашим администраторам, они всегда подскажут, что к чему.

Что входит в консультацию: бесплатную и платную

Как уже говорилось ранее, в нашей академии вы можете общаться с вашим тьютором бесплатно по любой теме программы. Но если вы захотите обсудить личный кейс по работе или другой вопрос, не входящий в рамки курса — то можете обратиться к любому нашему преподавателю за персональной консультаций. И она уже будет платной.

Чем же отличается одна консультация от другой?

  • Бесплатная консультация

    Включает разбор заданий по программе обучения только у вашего тьютора. С ним вы можете решать задачи, тесты и кейсы, уточнять информацию по теме модуля, готовиться к будущим экзаменам. Где можно задать вопросы тьютору, мы рассмотрели выше (чат, вебинары, форумы).

  • Индивидуальная платная консультация

    Может быть с любым тьютором академии, опыт работы которого вам больше импонирует и подходит специфике вопроса. Проходит такая консультации по видеосвязи через нашу площадку eTutorium (подключается гарнитура, преподаватель видит вас, а вы его). Занимает встреча обычно не более часа. Если вопрос глобальный — его можно разбить на несколько консультаций.

    Перед общением вы можете прислать тьютору вопросы, о которых пойдет речь, и файлы для ознакомления. В зависимости от специфики вопроса, тьютор будет разбирать вопросы на слайдах или через показ рабочего стола (например, совместная работа в файлах excel). Такую консультацию вы можете получить в любое время, даже если вы уже не обучаетесь на курсе.

Что мешает студентам обратиться к тьютору?

Студенты часто говорят “За помощью к тьюторам не обращался, мне все было понятно”. Хорошо, если это действительно так. Но часто за этой фразой прячется стеснение или боязнь показаться некомпетентным специалистом.

Тут важно помнить, что вы пришли учиться. Естественно, что-то может не получаться с первого раза и будут возникать вопросы. Тем более, повышение квалификации и получение диплома — это большая цель, к которой стоит двигаться поэтапно и лучше с поддержкой опытного тьютора.

Используйте каждую возможность (промежуточные контроли, вебинары и домашние задания), чтобы пообщаться с вашим куратором. Наши эксперты-практики всегда готовы поделиться своими знаниями и опытом, и с радостью ответят на все ваши вопросы.

Что говорят студенты о консультациях наших тьюторов

На форуме можно пообщаться с тьютором и коллегами

Водилова Татьяна — руководитель проекта в ТОО “KPD-NDT”. Недавно прошла тренинг АССА ДипНРФ. Впервые училась дистанционно, переживала, получится ли у нее так заниматься, но все сомнения развеялись уже с первыми занятиями и после личного общением с тьютором.

Для меня было большим подарком, что есть такие преподаватели, как Елена Владимировна Цыба [тьютор академии, профессиональный бухгалтер и преподаватель финансово-экономических дисциплин — прим. ред.]. Изложение доступное и понятное. Если какие-то вопросы возникали, оперативно с тьютором все решалось. Могла Елене Владимировне за день 10 вопросов написать, и на все она оперативно отвечала.

На форуме можно пообщаться с тьютором и коллегами

Ольга Серова, менеджер по управленческому учету в ГК “ТЕРА”, училась на курсе “ДипИФР.Гарантия”. К тьютору обращалась постоянно и, благодаря быстрым ответам преподавателя, смогла закончить курс намного раньше.

Я очень благодарна Евгении Илюхиной [тьютор Финансовой академии Актив, аудитор и консультант по МСФО — прим. ред.], она оперативно отвечала на все мои вопросы, старалась написать развернуто, с обоснованиями. Плюс я в самом начале попросила помочь подготовиться к сессии немного раньше срока. Мне пошли навстречу: проверяли задания, и отвечали не в положенный срок, а намного быстрее.

Советы от тьюторов с примерами из жизни

Мы спросили у наших тьюторов, с какими вопросами к ним чаще всего обращаются студенты и как лучше сформулировать вопрос, чтобы получить более полный и емкий ответ.

Вот, что они ответили.

Вопросы чаще возникают по курсам IPFM “Финансовый менеджмент” и “Управленческий учет”. Например, по применению на практике этих двух тем обращались ко мне двое студентов, так как они еще не работали с ними в реальности. У некоторых были трудности именно в восприятии материалов — с такими мы на консультации проходились по конкретным задачам к подготовке к экзамену (разбирали тестовые задания и пробный экзамен). На индивидуальные консультации приходят студенты, которым нужно решить задачи, не всегда связанные с прохождением курса и подготовкой к экзаменам.
Чтобы получить более точный ответ от тьютора, нужно прислать заранее конкретные вопросы типа задач-кейсов со своими расчетами, чтобы можно было разобрать, где мысли были правильные, а где нет. Если вопрос по теории — тоже назвать конкретные моменты.

На форуме можно пообщаться с тьютором и коллегами

Елена Петенева, тьютор академии, руководитель отдела по МСФО в строительной компании, доцент кафедры Мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

К преподавателю необходимо обращаться по любым вопросам, когда есть хоть малейшее недопонимание по любым стандартам или разделам. Чаще всего спрашивают по темам консолидации, финансовым инструментам, аренде, дисконтированию. Так как задачи именно по этим темам сконцентрированы на экзамене, наиболее сложные и часто встречаются на практике. Поэтому вопросы на эти темы можно и нужно задавать преподавателю во время индивидуальных консультаций.
А чтобы получить наиболее точный и развернутый ответ, нужно указать, из какого модуля, раздела, по какому стандарту задача или вопрос, желательно, точно указав страницу. Вопрос стараться формулировать четко и кратко. Идеально приложить файл с собственным потенциальным решением и вопросами, если что-то непонятно.

Вот пример хорошего вопроса от одного студента.

Модуль 6, вопрос про консолидацию:
Две компании ДК = 80%; АК = 40%
Почему при расчете корректировки НРП в запасах для ДК прибыль берем все 100%, а для АК прибыль умножаем на 40%, т.е. почему для ДК НРП не умножаем на 80% (долю владения)?
В конспекте по налогу на прибыль есть абзац: Балансовая стоимость отложенных налоговых активов должна проверяться по состоянию на каждую отчетную дату. Компания должна уменьшить её в той мере, в какой не существует вероятности получения достаточной налогооблагаемой прибыли, в отношении которой может быть использовано соответствующее налоговое требование.
Подскажите пожалуйста, это относится только к неиспользованным налоговым убыткам и кредитам предыдущих периодов?”

На форуме можно пообщаться с тьютором и коллегами

Наталья Хоцкая, тьютор Финансовой академии Актив, магистр бухгалтерского учета и аудита.

Чаще обращаются с вопросами, которые вызывают сомнения, а также с вопросами, от понимания которых зависит последующее трудоустройство в другой стране. А если остаются непонятыми базовые вопросы, то более сложные данные на них не лягут, и задачи на экзамене правильно решить не получится. Обычно много проблем с курсовыми разницами, но это говорит о бреши в знании бухгалтерского учета, и не совсем касается курса. Чаще всего спрашивают про расходы предприятия, непонимание структуры плана счетов, даты на накладных, европейский НДС. На самые частые вопросы я стараюсь делать дополнительные вебинары.
Перед отправкой вопроса тьютору, лучше всего спокойно его обдумать и уложиться в несколько предложений. Стоит отметить что к каждой индивидуальной консультации преподаватель готовится отдельно. Вопросы, не оглашенные заранее, могут не быть рассмотрены, поскольку требуют дополнительного уточнения законодательства либо подготовки примеров.

Вот один из лучших вопросов по сути, полноте и вежливости.

Добрый вечер! Наталья, проконсультируйте, пожалуйста, в следующем вопросе. Не совсем понятна ситуация с ответственностью в Sp. z o.o (Общество с ограниченной ответственностью в Польше). В презентации «Виды предпринимательской деятельности…» относительно Sp. z o.o написано, что «Ответственность всем своим имуществом несет правление. Это происходит только тогда, когда нельзя удовлетворить кредиторов по имуществу предприятия”. Правильно ли я понимаю, что правление (я так понимаю, собственник) несет ответственность не только капиталом предприятия? Хотя очень часто слышу информацию, что ответственность действительно ограничена размером уставного капитала?

И худший вопрос: “Я извиняюсь, но еще спрошу, что такое: ZUS?”

Человеку нужен человек

Как бы ни развивалась система дистанционного обучения, но получить качественные знания без участия живого преподавателя-тьютора, невозможно. Используйте каждую возможность, чтобы пообщаться с нашими экспертами, пока обучаетесь на курсе. Их опыт может пригодиться в вашей практике, а живое общение прекрасно дополнит основной учебный материал.

Важно понимать, что консультации с тьютором — это не экзамен, не проверка ваших знаний, а разговор двух специалистов, которым есть что обсудить. Обязательно задавайте вопросы вашему наставнику на курсе, и ваше обучение будет проходить намного быстрее, эффективнее и интереснее.

Тьютор: кто он?

Современный мир характеризуется довольно-таки яркой тенденцией к использованию всего американизированного, нерусского: индивидуальные занятия заменяются коучингами, вместо изменений происходит ребрендинг, а учителя и преподаватели превращаются в тьюторов. Последняя тенденция – в области образования – особенна интересна: первые два слова укоренились в бизнес-сфере, а вот к тьютору Марье Ивановне привыкнуть как-то сложнее. Отсюда – попытаемся определить, кто же такой тьютор и насколько сильно он отличается от учителя?

Тьютор: кто он?Слово «тьютор» пришло к нам из языка Шекспира, Бернса, Мильтона и Дефо и является по сути «прочтением» слова-оригинала tutоr. Цель тьютора – это качественное обеспечение и сопровождение индивидуального обучения учеников и студентов. Иными словами, тьютор – это личный куратор для каждого из обучающихся: он контролирует расписание, помогает уточнять организационные моменты и всячески направляет и наставляет своего подопечного. В нашей системе образования тьютор – «приобретение» достаточно новое, недавнее, а вот в Америке и Европе тьюторство – обычная практика, довольно успешная и активная педагогическая позиция.

Ошибочно думать, что тьютор «пришел» к нам из XX века. Напротив, феномен тьюторства как новообразования в сфере обучения берет свое начало в европейских университетах XIV века: в Оксфорде и Кембридже тьютор воспринимался как наставник. Это время характеризовалось значительной либеральностью в плане образования: студенты по сути не были закреплены за конкретным университетом, могли «перетекать» из одного курса на другой, а также слушали только те циклы, которые предпочитали сами. Университет ограничивал студентов только требованиями, предъявляемыми к экзаменам, а вот способ и средства, которыми будет достигнуто отличное знание предмета, оставалось на совести студента и его тьютора.

Тьютор рассматривался как посредник между университетом в лице профессора и студента в лице оного же. Это посредничество было жизненно необходимо обеим сторонам, т.к. в то время больше всего ценилась свобода, а свободному профессору сложно выловить не менее свободного студента и наоборот. Поэтому тьютор выполнял важную и необходимую функцию для своего времени: он адаптировал личные предпочтения обучаемого к требованиям обучающего. Кроме того, на тьюторе лежала и еще одна важная задача: он контролировал процесс самообразования студента.

С XVII века тьютор приобретает все более образовательные функции, становясь главным «путеводителем» студента по терниям учебного процесса: он советует студенту, какие курсы посетить, помогает ему составить индивидуальный план занятий и решить проблемы. Именно в XVII веке тьюторство стало официальным преподавательским «институтом» и закрепилось как неотъемлемая часть английской образовательной системы: тьютор не только направлял студента и помогал ему, но и готовил его к сдаче экзаменов.

Сейчас нередко возникают споры относительно оправданности введения института тьюторства. По сути своей тьютор – это тот же преподаватель, но не все так просто. Учитель – в нашей системе – ориентирован на группу обучающихся, т.к. применять индивидуальный подход не всегда возможно в силу отсутствия соответствующей методической базы, ограниченности времени урока, большой нагрузки на преподавателя и др. Тьютор же – это учитель образовательной, социальной и психологической «направленности», если так можно выразиться. Учитель учит и воспитывает, тьютор учит, контролирует, сопровождает, помогает, адаптирует и др. Иными словами, при разработке индивидуальноориентированного образования тьютор – незТьютор: кто он? 2аменимая фигура. Тьютор – и психолог также: он помогает ученику / студенту определиться с предпочтениями, с направлением творческой или исследовательской деятельности и др., помогает справляться с трудностями в процессе получения образования. Иными словами, тьютор – это тот, кто организовывает максимально комфортные условия для реализации обучаемого как личности.

Проанализировав изложенный материал, мы приходим к выводу о том, что тьюторство – не такая уж и популистская концепция, если объемно и полно рассматривать понятие «тьютор», то мы можем прийти к кардинально новому проекту образовательного процесса, основанного на формировании и развитии человека как личности в условиях взаимопонимания и поддержки.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В российском образовании появилась новая должность тьютора — Российская газета

В профессиональных квалификационных группах приказами минздравсоцразвития теперь значатся неведомые до сих пор диспетчер образовательного учреждения, диспетчер факультета, советник при ректорате, учебный мастер и тьютор.

Пожалуй, больше всего вопросов вызывает введение должности тьютора. Чем же будет заниматься в школе этот человек?

Tutor — в переводе с английского (именно из Англии пришел к нам этот «персонаж») значит — «домашний учитель, опекун». Это же слово, но в качестве глагола, переводится как — «обучать, давать уроки, наставлять». В туманном Альбионе такой наставник прикрепляется к ученику сразу по прибытии в среднюю школу. И «ведет» его вплоть до поступления в высшее образовательное учреждение. Да и там не оставляет: помогает работать над проектами. Например, сейчас в Оксфорде 60 процентов учебного времени отводится на работу с тьютором, а остальные 40 — на лекции и семинары.

Тьютор в понимании англичан — наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник ученика на пути выбора дальнейшего образовательного направления и в целом чуть ли не «мама родная». Для школьников и студентов Великобритании такой подход вполне уместен, ведь многие учебные заведения в этой стране работают по принципу пансиона: ребенок живет в «школьном городке», лишь на выходные выбираясь в родительский дом. Поэтому именно с тьютором в течение недели обсуждаются все проблемы: почему не дается тот или иной предмет, как подружиться с одноклассниками, что ответить обидчику, как удачнее развить тему по какому-либо предмету…

Но сегодня практически в каждой российской школе работает омбудсмен, который защищает права школьника, психолог, социальный работник, классный руководитель, наконец. Получается, что должность тьютора вбирает в себя практически все эти функции. Чем он, допустим, отличается от классного руководителя? Последний следит за успеваемостью, поддерживает связь с родителями, водит ребят в походы. А вот тьютор работает не с целыми классами, а с маленькими группами, с каждым конкретным школьником: помогает ребенку разобраться в успехах, неудачах и правильно сформулировать цели на будущее.

— В образовательных учреждениях должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля, — уверен директор департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко.

Оказывается, в некоторых российских школах уже есть специалисты, готовые помогать ученику индивидуально организовывать мини-кружки для ребят из разных классов, но со схожими интересами. За каждым наставником там «закреплено» не более двух-трех школьников. На этих должностях работают самые квалифицированные учителя и даже вузовские педагоги. Зарплату получают повышенную, так как, по словам некоторых учителей, статус тьютора значительно выше, чем рядового преподавателя.

— Действительно эта профессия очень дорогая и эксклюзивная, — говорит президент тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева, которая существует уже более 10 лет и имеет филиалы в нескольких российских регионах. — В Европе достаточно немного мест, где готовят тьюторов, например Оксфорд и Кембридж.

В России нет пока учебных заведений, где готовили бы именно тьюторов. Но зато есть уже три сертифицированных центра по подготовке тьюторов: в Томске, Ижевске, Москве. В принципе там любой учитель сможет обучиться технологии тьюторского сопровождения.

Появление официальной должности тьютора в квалификационных группах не означает, что во всех школах в обязательном порядке появятся такие специалисты. Брать на работу отдельного тьютора, отправить на повышение квалификации штатного педагога или вовсе проигнорировать такое нововведение — решает сама школа.

Кстати, у слова «тьютор» есть хорошие переводы на русский язык: репетитор, наставник. Почему бы не пользоваться ими? Однако в минобрнауки решили пользоваться общепринятой в мире терминологией.

Тьютор: кто он?

Англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.

От лат. tueor – заботиться, оберегать.

 

Особенности профессии

 

Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. 

Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное. 

 

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. 

Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения.

А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов. 

Тьютор – это  своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности. 

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.

Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.

 

 

В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). 

В России она тоже нашла применение – в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.

 

«Особые» дети

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий. 

Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию  с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога –  поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

 

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми.  А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

 

Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК. 

 

Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. 

Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.

 

Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века,  Россия отстаёт от цивилизованного мира.

 

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

 

 

 

Альтернативные школы

Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.

 

Рабочее место

 

Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

 

Важные качества

 

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.

 

Знания и навыки

 

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса.

При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

 

Где учат

 

Российские вузы начали готовить тьюторов практически недавно.

Чтобы получить специальность, нужно окончить педагогический вуз, в котором имеется кафедра тьюторского сопровождения образовательной деятельности.

 

Практическая ценность

Сейчас нередко возникают споры относительно оправданности введения института тьюторства. По сути своей тьютор – это тот же преподаватель, но не все так просто. Учитель – в нашей системе – ориентирован на группу обучающихся, т.к. применять индивидуальный подход не всегда возможно в силу отсутствия соответствующей методической базы, ограниченности времени урока, большой нагрузки на преподавателя и др. Тьютор же – это учитель образовательной, социальной и психологической «направленности», если так можно выразиться. Учитель учит и воспитывает, тьютор учит, контролирует, сопровождает, помогает, адаптирует и др. Иными словами, при разработке индивидуальноориентированного образования тьютор – незаменимая фигура. Тьютор – и психолог также: он помогает ученику / студенту определиться с предпочтениями, с направлением творческой или исследовательской деятельности и др., помогает справляться с трудностями в процессе получения образования. Иными словами, тьютор – это тот, кто организовывает максимально комфортные условия для реализации обучаемого как личности.

 

Вот здесь можно прочитать подробное интервью на эту тему на сайте Тьюторской ассоциации

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *