«Способы решения уравнений и неравенств с параметрами»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дивовская средняя общеобразовательная школа»
Мглинского района Брянской области
Рассмотрено на заседании МОпротокол № __ от «____»______2019г.
Руководитель МО
___________ / Афанасенко Т.П./
«Согласовано»
Зам. директора по УВР МБОУ «Дивовская СОШ»
________/Белоножко Т.Н/
«____» _______2019 год
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Дивовская СОШ»
__________ / Пузанов Е.Б/
«____» ________2019 год
Рабочая программа
элективного курса по математике
для учащихся 11 класса «Способы решения уравнений и неравенств с параметрами»
Разработал: учитель математики
Афанасенко Татьяна Павловна
2019-2020 учебный
Пояснительная записка
Элективный курс «Способы решения уравнений и неравенств с параметрами» предназначен для тех учащихся, которые хотят научиться способам решения задач повышенного уровня сложности по алгебре и началам анализа. Данный элективный курс поможет учащимся обогатить свой опыт новыми приемами в классификации различных задач курса математики, в том числе и задач повышенного уровня сложности; научит рационализации поиска их решения, подбору наиболее удачных способов в их решения, выстраиванию алгоритмов. Курс поможет учителю показать красоту и совершенство, сложность и изощренность математических методов в решении задач. В курсе учителем и учащимися решается большое количество сложных задач, многие из которых понадобятся как при учебе в высшей школе, так и при подготовке к олимпиадам, математическим конкурсам, различного рода экзаменам, в частности ЕГЭ. Курс несомненно имеет прикладное и практическое значение и поможет при решении прикладных и исследовательских задач.
Цели курса для учащихся состоят в том, чтобы:
Освоить рациональные способы организации своей деятельности для наиболее эффективного решения задач повышенного уровня сложности.
Способствовать приобщению к творческой и исследовательской деятельности по математике.
Задачи курса раскрывают диапазон способов достижения двух основных целей, для того, чтобы:
Предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету и индивидуальные возможности его освоения.
Способствовать усвоению фактических знаний и умений, установленных программой курса.
Показать практическую значимость задач данного типа в сфере прикладного исследования.
Научить способам решения стандартных и нестандартных задач по математике.
Организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся, способствующую развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств.
Оптимальная продолжительность курса – 35 часов, с недельной нагрузкой 1 час. В силу того, что программа предполагает выполнение учащимися домашних заданий значительного объема, потребуются дополнительные часы для проведения групповых и индивидуальных консультаций. Программа элективного курса имеет модульный характер, то есть порядок прохождения отдельных тем и разделов курса может быть изменен.
Содержание программы курса включает в себя три части – теоретическую, практическую и проектную.
В теоретическом разделе курса рассматриваются уравнения и неравенства с параметрами и способы их решения: «изменение степени», «изменение области допустимых значений»; «изменение свойств функции»; «переход к следствию»; графический способ. Учащиеся получают сведения о классификации задач в математике и рациональных путях поиска их решения.
Практическая часть программы включает в себя задачи различного уровня сложности для закрепления и контроля усвоенного материала. Эти задачи предназначены для индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Большое внимание в курсе уделяется формированию учащихся умения конструировать задания. Несмотря на достаточно сложный материал курса, в его практической части предусматривается использование игровой технологии. На некоторых занятиях учащиеся выступают в роли учителя при изучении нового материала или консультанта при проверке правильности выполнения заданий.
При выполнении проектных заданий учащиеся должны показать свои умения в составлении и представлении сообщений, рефератов, самостоятельно составленных заданий.
Динамика усвоения обучающимися теоретического материала и практических навыков будет отслеживаться по ходу прохождения обучающимися курса. Возможна как рейтинговая, так и пятибалльная оценка результатов обучения.
Отчетность по выполнению заданий предусматривает такие виды работ, как: а) проверку и оценивание домашних заданий, что может проходить в форме самопроверки, взаимопроверки, проверки консультантами, проверки учителем; б) проверку и оценивание заданий в ходе промежуточного и итогового контроля. Возможны также нестандартные формы контроля усвоения учебного материала.
Контрольные работы предлагается проводить в форме, которая снимет стрессовое состояние у учащихся. Учащимся предлагается «банк» задач, имеющих в зависимости от степени сложности разную «цену», и ученик может выбрать любые задачи на свое усмотрение. В результате решения каждый набирает определенное количество баллов, которое затем переводится в общую оценку. Оценка за рефераты или сообщения может выставляться как учителем, так и самими учащимися.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся станут более компетентными при решении некоторых прикладных и исследовательских задач. Они научатся анализировать, классифицировать и выстраивать алгоритм своих действий, аргументировать полученные результаты и отстаивать свою точку зрения, работать в команде.
Тематический план элективного курса
«Способы решения уравнений и неравенств с параметрами»
Название тем
Всего часов
Теоретические
Практические
Прорект
1
Понятие об уравнениях и неравенствах с параметрами
4
1
3
2
Изменение степени уравнения или неравенства
4
1
3
3
Изменение области допустимых значений уравнений и неравенств с параметрами
4
1
3
4
Изменение свойств функций, входящих в уравнение или неравенство
4
1
3
5
Решение уравнений и неравенств способом «перехода к следствию»
4
1
3
6
Графический способ решения уравнений и неравенств с параметрами
4
1
3
7
Способы решения задач с условием
6
2
4
8
Решение задач на сочетание различных способов
4
2
2
Всего:
35
14
18
3
Содержание занятий по программе элективного курса
Тема 1. Понятие об уравнениях и неравенствах с параметрами
(4часа)
Назначение, структура и краткое содержание учебного курса. Понятие о простейших задачах с параметрами. Возможности практического применения (задачи прикладного содержания, исследовательские задачи и т. д.). Понятие о классификации задач в математике, рассмотрение общих схем и закономерностей в поиске решения.
Практическое упражнение по определению типа задачи и выстраиванию схемы поиска ее решения, составление алгоритма решения.
Домашнее задание (индивидуальное): подобрать задачу определенного типа, выстроить схему поиска решения и алгоритм решения. Составить 23 примера простейших задач с параметрами для парной работы на следующем занятии (представить решение).
Тема 2. Изменение степени уравнения или неравенства
( 4 часа)
Лекционное изложение теоретического материала с рассмотрением примеров уравнений и неравенств, в которых с изменением параметра меняется степень.
Выполнение работы в паре по приготовленным дома примерам (взаимопроверка). Представление задач из домашнего задания. Групповая самостоятельная работа с примерами по теме. Игра «Умники и умницы».
Домашнее задание (индивидуальное): решить примеры изученного типа.
Тема 3.(4ч) Изменение области допустимых значений
Изложение учителем теоретического материала с рассмотрением примеров уравнений и неравенства с изменяющейся областью допустимых значений, решаемых в режиме усложнения (в диалоге с учениками).
Самопроверка или взаимопроверка домашнего задания (с использованием «ключа» ответов). Выполнение работы в паре по приготовленным дома примерам (взаимопроверка). Групповая самостоятельная работа по решению примеров по теме. Решение заданий из «банка задач».
Домашнее задание (индивидуальное): решение примеров изученного типа.
Тема 4. (4ч) Изменение свойств функций, входящих в уравнение или неравенство.
Изложение учителем теоретического материала в диалоге с учащимся. Рассмотрение примеров уравнений и неравенств в которых с изменением параметра меняются существенные свойства функций, входящих в них.
Парная работа с примерами. Коллективное решение примеров. Игра «Умники и умницы». Решение задач из «банка задач». Контрольная работа по изученным темам 14.
Домашние задание (индивидуальное): решить примеры по изученным темам.
Домашнее задание (групповое): подготовить сообщения на темы (не более 34 минут): «Как активизировать свою мыслительную деятельность», «Как снять стресс», «Умение расслабляться», «Как избежать перегрузок».
Тема 5. (4ч) Решение уравнений и неравенств способом «перехода к следствию»
Изложение нового материала группой учащихся (ученики в роли учителя). Рассмотрение примеров на способ «перехода к следствию».
Проверка индивидуальных домашних заданий. Закрепление изученного материала в ходе парной и групповой работы с примерами. Составление примеров по теме.
Домашние задание (индивидуальное): решить примеры по изученной теме; составить примеры (с решением).
Тема 6. (4ч) Решение уравнений и неравенств способом «изменения свойств функции»
Изложение нового материала учителем в диалоге с учащимися. Решение ранее рассматриваемых примеров графическим способом. Рассмотрение уравнений и неравенств, содержащих различные функции.
Групповая работа по решению составленных дома примеров. Самопроверка или взаимопроверка. Работа в парах с примерами по изученной теме.
Домашние задание (индивидуальное): решить примеры по изученной теме; составить примеры по изученной теме (с решением).
Тема 7 (6ч) Способы решения задач с условиями.
Изложение части нового материала группой учащихся (ученики в роли учителя). Классификация задач по типу имеющихся в них условий. Выполнимость на некотором множестве. Свойства корней квадратного трехчлена. Уравнения и неравенства со сложными функциями.
Индивидуальная, парная или групповая работа с примерами по теме.
Домашнее задание (индивидуальное): решить примеры по изученной теме; составить примеры по изученной теме; составить примеры (с решением).
Тема 8.(4ч) Решение задач различных типов.
Выступление с рефератами по заинтересовавшим вопросам темы, практическому применению задач с параметрами, проблемам организации эффективной деятельности при решении различных типов математических задач .
Коллективное решение примеров на применение различных способов. Решение нестандартных задач. Контрольная работа по темам 4-7.
Защита проектных заданий по конструированию примеров. Подведение итогов курса.
Список литературы
Основная литература:
Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков Ю.А. и др . Единый государственный экзамен. Математика: Контроль.измерит. Матер. М.: Просвещение, 2013. 191 с.
Назаров М., Барвенов С., Федосенко. Методы решения задач с параметрами. М.: Аверсэв, 2013. 272 с.
Натяганов В.М., Лужина Л.М. Методы решения задач с параметрами. М.: МГУ, 2003. 367 с.
Потапов М.К. и др. Математика. Методы решения задач: Для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995. 336 с.
Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: В 2 кн. Кн. 1. М.: Издательский дом «Оникс 21 век», 2012. 616 с.
Дополнительная литература:
Замыслова А.И. Репетитор по математике. РостовнаДону: Феникс, 2004. 416 с.
Корешкова Т.А., Глазков Ю.А., Мирошин В.В., Шевелева Н.В. Математика: Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2005. 80 с.
Лаппо Л.Д., Морозов А.В., Попов М.А. ЕЭГ. Репетитор. Математика. Эффективная методика. М.: Издательство «Экзамен», 2005. 384 с.
Липоватый Б.Н., Тырымов А.А., Шушков В.И., Кормилицын С.И. Математика: Учеб. пособие для поступающих в ВолгТУ. Волгоград: ВолгТУ , 2015. 70с.
Элективный курс на тему «УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ПАРАМЕТРОМ»
Пояснительная записка.
Представленный элективный курс имеет предметно-ориентированный характер и предполагает собой реализацию, как в общеобразовательных, так и в профильных 11 классах.
Актуальность данного курса очевидна, исходя из ежегодного использования задач с параметрами в материалах ЕГЭ. Хотя должного внимания данному виду задач в школьной математике до сих пор не уделяется. Тем более при решении задач с параметром, так или иначе, приходиться прибегнуть к решению путем рассуждения, что развивает логическое мышление, а это всегда актуально. Задачи с параметром обычно включают в себя сведенья из разных тем школьной математики, при решении этих задач используются знания, полученные на протяжении всего обучения. Тем самым можно считать, что задачи с параметром являются средством для развития математической логики, которая пригодиться при решении любых других задач, а умение рассуждать понадобиться при изучении высшей математике в Вузе.
Элективный курс рассчитан на преподавание в объеме 34 часов, то есть 1 час в неделю. Изучение элективного курса поможет учащимся выпускного класса не только разобраться в этапах решения одной из самых сложных задач ЕГЭ, но и разовьют навыки исследовательской деятельности, что, несомненно, пригодиться в дальнейшем обучении в Вузе.
Целью данного элективного курса является изучение методов и приемов решения уравнений и неравенств с параметром, а также приобретение исследовательских навыков.
Данный курс призван способствовать решению следующих задач:
овладение системой знаний по решению задач с параметром;
расширение представлений об уравнениях и неравенствах с параметрами;
развитие математических способностей и математической культуры;
развитие логического мышления;
привлечение выпускников к выбору профессии, имеющей математический уклон.
Преобладающими формами обучения являются индивидуальная, фронтальная, реже групповая, а также используются элементы исследовательской деятельности. Используются такие методы обучения как объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод проектов. В качестве средств обучения используются печатные и наглядные пособия и электронные образовательные ресурсы. Для контроля знаний используются самостоятельные работы и презентация групповых учебных проектов.
Содержание программы элективного курса.
Введение. Что такое параметр?(1ч)
Определение параметр. Понятие равносильности уравнений. Понятие уравнения с параметром, неравенств с параметром. Виды уравнений и неравенств с параметром. Решение простейших задач с параметром.
Линейные уравнения и неравенства с параметром. (5ч)
Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Решение линейно-кусочных уравнений. Решение уравнений с параметром, имеющих дополнительные условия, наложенные на корни уравнения. Линейные неравенства с параметром. Решение линейных неравенств с параметром.
Квадратные уравнения и неравенства с параметром. (10ч)
Квадратные уравнения с параметром. Решение квадратные уравнения с параметром. Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметром, имеющих дополнительные условия, наложенные на корни уравнения. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Необходимые и достаточные условия для решения конкретных случаев квадратных уравнений. Решение квадратных уравнений с параметром первого типа («для каждого значения параметра найти все решения уравнения»). Решение квадратных уравнений второго типа («найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям»). Квадратные неравенства с параметром. Решение квадратных неравенств с параметром. Метод интервалов при решении квадратных неравенств с параметром. Решение квадратных неравенств с параметром первого и второго типа. Нахождение заданного количества решений.
Графический метод решения уравнений и неравенств с параметром. (4ч)
Графическое решение уравнений и неравенств. Сечение семейством прямых . Сечение семейством прямых Сечение семейством прямых . Использование графического метода.
Различные виды уравнений и неравенств с параметром. (10ч)
Решение уравнений и неравенств с параметром, содержащих модуль. Решение тригонометрических уравнений и неравенств с параметром. Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств с параметром. Решение иррациональных уравнений и неравенств с параметром. Метод решения относительно параметра.
Задачи с параметром в едином государственном экзамене. (3ч)
Нетрадиционные задачи с параметром. Задачи с параметром, входящие в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ прошлых лет. Олимпиадные задачи с параметром.
Заключение. Итоговое занятие (1ч)
Защита групповых учебных проектов.
Темы проектов:
Учебно-тематическое планирование.
2
Линейные уравнения с параметрами
1
3
Линейные уравнения с параметрами и сводимые к ним.
1
4
Линейные неравенства с параметрами
1
5
Линейные неравенства с параметрами и сводимые к ним
1
6
Линейные уравнения и неравенства с параметрами
1
Квадратные уравнения и неравенства с параметром.
7
Квадратные уравнения с параметром
1
8
Использование теоремы Виета для решения уравнений с параметром
1
9
Расположение нулей квадратичной функции на числовой прямой
10
Квадратные уравнения с параметром первого вида
1
11
Квадратные уравнения с параметром второго вида
1
12
Квадратные неравенства с параметром
1
13
Метод интервалов при решении неравенств с параметром
1
14
Решение квадратных неравенств с параметром первого и второго вида
1
15
Нахождение заданного количества решений уравнений и неравенств с параметром
1
16
Самостоятельная работа по теме: «Квадратные уравнения и неравенства с параметром».
1
Графический метод решения уравнений и неравенств с параметром.
17
Исследование неравенств с параметром с начальными условиями
1
18
Исследование неравенств с параметром с начальными условиями
1
19
Исследование неравенств с параметром с начальными условиями
1
20
Исследование неравенств с параметром с начальными условиями
1
Различные виды уравнений и неравенств с параметром.
21
Уравнения с параметром, содержащие модуль
1
22
Неравенства с параметром, содержащие модуль
1
23
Тригонометрические уравнения с параметром
1
24
Тригонометрические неравенства с параметром
1
25
Показательные и логарифмические уравнения с параметром
1
26
Показательные и логарифмические неравенства с параметром
1
27
Иррациональные уравнения с параметром
1
28
Иррациональные неравенства с параметром
1
29
Метод решения относительно параметра
1
30
Самостоятельная работа по теме «Различные уравнения и неравенства с параметром»
1
Задачи с параметром в едином государственном экзамене.
31
Задачи ЕГЭ
1
32
Практикум по решению задач ЕГЭ
1
33
Решение задач ЕГЭ
1
Заключение.
34
Итоговый урок. Защита проектов
1
Задачи с параметром актуальны для изучения в школе, так как они помогают в формировании логического мышления. В ходе решения уравнений и неравенств с параметром фактически проводиться исследование, поэтому можно с уверенностью сказать, что такого рода работа развивает у учащихся навыки исследовательской деятельности. Поиска способа решения того или иного уравнения с параметром требует от учащегося обладания высоким уровнем математического мышления и посильно не каждому рядовому ученику общеобразовательной школы. Поэтому изучение задач с параметром, как и любых других трудных, нестандартных задач всегда будет вопросом актуальным для учащихся профильных школ, а также для выпускников, у которых приоритетным предметом является математика и возможность получить максимальный балл при его сдаче.
В первой главе рассмотрены основные понятия, входящие в цикл понятий о параметре, а также разобраны основные методы решения уравнений и неравенств с параметром.
Вторая глава посвящена решению различных задач с параметром, которые могут встречаться на ЕГЭ, а также в составе олимпиадных заданий. При решении этих представленных уравнений и неравенств с параметром используются различные методы: аналитический, графический, метод решения относительно параметра; применяются знания по решению уравнений и неравенств различного вида, а также дополнительные знания, такие как схема Горнера, равносильные преобразования, переход от уравнения к системе простых неравенств и т.д. Задачи с параметрами являются сложными потому, что не имеют единого алгоритма решения. Из представленных в работе примеров видно, что каждый вид уравнения с параметром требует индивидуальный подход к своему решению. Любые из данных примеров, которые представлены от простого к сложному, требуют тщательного обдумывания, большого внимания и навыков исследования. Каким бы методом не решалась задача, она требует анализа.
Третья глава представляет собой программу элективного курса «Уравнения и неравенства с параметром» рассчитанного на преподавание в объеме 34 часов в 11 классе. В данную программу входят:
пояснительная записка, содержащая актуальность, цель и задачи курса, а также методы, формы и средства обучения;
содержание программы, в которой представлена краткая аннотация каждого раздела;
учебно-тематическое планирование.
Правильно подобранная система задач и практически отработанный навык решения – гарантия успешного изучения темы, а возможность соблюдения этих критериев дает элективный курс. Расширенное и более подробное изучение нетрадиционных задач таких, как задачи с параметром, с помощью элективного курса оправданно, так как данный курс развивает математическую логику и логику мышления, что поможет и в решении других задач.
Задачи, содержащие в своем условие параметр, относят к наиболее сложному виду задач представленных в ЕГЭ. Спецификой подобных задач является то, что наряду с неизвестными величинами в них фигурируют параметры, численные значения которых не указаны конкретно, но считаются известными и заданными на некотором числовом множестве. При этом значения параметров существенно влияют на логический и технический ход решения задачи и форму ответа. По статистике многие из выпускников не приступают к решению задач с параметрами на ЕГЭ. По данным ФИПИ всего 10% выпускников приступают к решению таких задач, и процент их верного решения невысок: 2–3% [10]. Представленные элективный курс «Уравнения и неравенства с параметром» и разобранные задачи, при использовании в старших классах, помогут не только решить данный вид задач на ЕГЭ, но и научат рассуждать и анализировать любое задание, а не просто бездумно следовать заученному алгоритму. Уверенное решение задач с параметром – это достаточный уровень математической подготовки для школьника, большой шаг к дальнейшему поступлению в Вуз, подспорье в подготовке к математической олимпиаде, конкурсам, ЕГЭ.
Беляева Э. С., Потапов А. С., Титоренко С. А. Математика. Уравнение и неравенство с параметром. Ч. 1. – М.: Дрофа, 2009 – 480 с.
Беляева Э. С., Потапов А. С., Титоренко С. А. Математика. Уравнение и неравенство с параметром. Ч. 2. – М.: Дрофа, 2009 – 444 с.
Высотский В. С., Задачи с параметром при подготовке к ЕГЭ. – М.: Научный мир, 2011. – 316 с.
Голубев В. И. Решение сложных и нестандартных задач по математике – М.: ИЛЕКСА, 2007. – 252 с.
Козко А. И., Панферов В. С, Сергеев И. Н., Чирский В. Г. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С5. Задачи с параметром — М.: МЦНМО, 2011.- 144 с.
Мантуров О. В., Солнцев Ю. К., Соркин Ю. И., Федин Н. Г. Толковый словарь математических терминов. – М.: Просвещение, 1965. – 540 с.
Мирошин В. В., Решение задач с параметрами. Теория и Практика. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 282 с.
Субханкулова С.А. Задачи с параметрами. – М.: ИЛЕКСА, 2010. – 208 с.
Шабунин М. И., Прокофьев А. А., Олейник Т. А., Соколова Т. В. Математика. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень: методическое пособие для 11 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010. – 360 с.
http://открытыйурок.рф/статьи/631690/
Козко А. И., Чирский В. Г. Задачи с параметром и другие сложные задачи. – М.: МЦНМО, 2007. – 296 с.
Сергеев И. Н., Панферов В. С. ЕГЭ: Математика. 1000 задач с ответами и решениями. Все задания части 2. – М. Издательство «Экзамен», 2018. – 334 с.
Ерина Т. М. ЕГЭ 2018. 100 баллов. Математика. Профильный уровень. Практическое руководство. – М.: УЧПЕДГИЗ, 2018. – 350 с.
Крамор В. С. Задачи с параметрами и методы их решения. – М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 416 с.
1. | Линейное уравнение с параметром | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 4 Б. | Определить при каких значениях параметра корень линейного уравнения равен 0 или уравнение не имеет корней. |
2. | Уравнение с модулем и параметром | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 7 Б. | Решение уравнения с модулем и параметром. |
3. | Показательное уравнение с параметром | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 2 Б. | Нахождение параметра. |
4. | Неравенство с модулем и параметром | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 7 Б. | Решение неравентво с модулем и параметром. |
5. | Линейное уравнение с параметром (бесконечного множества решений нет) | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 5 Б. | Решается линейное уравнение с параметром, в ходе решения которого определяется значение параметра, при котором есть единственное решение или нет решений. Бесконечного множества решений нет. |
6. | Квадратичная функция с параметром | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Нахождение параметра. |
7. | Линейное неравенство с параметром | 2 вид — интерпретация | среднее | 6 Б. | Решение линейного неравенства с параметром. |
8. | Квадратичное неравенство с параметром | 2 вид — интерпретация | среднее | 7 Б. | Решение квадратичного неравенства с параметром. |
9. | Неравенство n-ой степени с параметром | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Неравенство с параметром. Четная степень. |
10. | Система линейных уравнений с параметром, вычисление параметра, если система не имеет решения | 2 вид — интерпретация | среднее | 1 Б. | Вычисление параметра, при котором система линейных уравнений не имеет решения. |
11. | Система линейных уравнений с параметром, вычисление параметра, бесконечное множество решений | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Вычисление параметра, при котором система линейных уравнений имеет бесконечное множество решений. |
12. | Линейное уравнение с параметром (с разложением на множители) | 2 вид — интерпретация | среднее | 6 Б. | Предлагается решить линейное уравнение с параметром (с разложением на множители) или выражения при неизвестном в левой части, или выражения в правой части. |
13. | Линейное уравнение с двумя параметрами | 2 вид — интерпретация | среднее | 8 Б. | Решение линейного уравнения с двумя параметрами. |
14. | Расположение графика линейного уравнения в плоскости | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Анализируется расположение графика линейного уравнения в плоскости в зависимости от значения коэффициентов a, b и c. |
15. | Определи значение параметра m | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | В ходе решения уравнения определяется значение параметра m, при котором решением уравнения является заданная пара чисел. |
16. | Наименьшее целочисленное значение параметра | 3 вид — анализ | сложное | 1 Б. | Определяется наименьшее целочисленное значение параметра, при котором уравнение имеет два корня. |
17. | Линейное уравнение с параметром (с разложением квадратного трёхчлена) | 2 вид — интерпретация | среднее | 6 Б. | Предлагается решить линейное уравнение с параметром (с разложением на множители) или выражения при неизвестном в левой части, или выражения в правой части. Получается разложение на множители квадратного трёхчлена. |
Реферат по теме Исследование уравнений и неравенств с параметром
Оглавление
Введение
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Некоторые общеобразовательные учреждения используют экзаменационные билеты и в них есть уравнения, неравенства с параметрами, которые часто бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. В школе же этот один из наиболее трудных разделов школьного курса математики рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях.
Если в уравнении некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами, а уравнение параметрическим.
Цель: более глубокого изучения этой темы, выявления наиболее рационального решения, быстро приводящего к ответу.
Задачи:
Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр.
Решение линейных неравенств, содержащих параметр.
Квадратные уравнения, содержащие параметр.
Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.
I. Уравнения с параметрами
Основные определения
Рассмотрим уравнение
(a, b, c, …, , x)=(a, b, c, …, , x), (1)
где a, b, c, …, , x -переменные величины.
Любая система значений переменных
а = а0, b = b0, c = c0, …, k = k0, x = x0,
при которой и левая и правая части этого уравнения принимают действительные значения, называется системой допустимых значений переменных a, b, c, …, , x. Пусть А – множество всех допустимых значений а, B – множество всех допустимых значений b, и т.д., Х – множество всех допустимых значений х, т.е. аА, bB, …, xX. Если у каждого из множеств A, B, C, …, K выбрать и зафиксировать соответственно по одному значению a, b, c, …, и подставить их в уравнение (1), то получим уравнение относительно x, т.е. уравнение с одним неизвестным.
Переменные a, b, c, …, , которые при решении уравнения считаются постоянными, называются параметрами, а само уравнение называется уравнением, содержащим параметры.
Параметры обозначаются первыми буквами латинского алфавита: a, b, c, d, …, , l, m, n а неизвестные – буквами x, y,z.
Решить уравнение с параметрами – значит указать, при каких значениях параметров существуют решения и каковы они.
Два уравнения, содержащие одни и те же параметры, называются равносильными, если:
а) они имеют смысл при одних и тех же значениях параметров;
б) каждое решение первого уравнения является решением второго и наоборот.
Алгоритм решения.
Находим область определения уравнения.
Выражаем a как функцию от х.
В системе координат хОа строим график функции а=(х) для тех значений х, которые входят в область определения данного уравнения.
Находим точки пересечения прямой а=с, где с(-;+) с графиком функции а=(х).Если прямая а=с пересекает график а=(х), то определяем абсциссы точек пересечения. Для этого достаточно решить уравнение а=(х) относительно х.
Записываем ответ.
I. Решить уравнение
(1)
Решение.
Поскольку х=0 не является корнем уравнения, то можно разрешить уравнение относительно а :
или
График функции – две “склеенных” гиперболы. Количество решений исходного уравнения определяется количеством точек пересечения построенной линии и прямой у=а.
Если а (-;-1](1;+) , то прямая у=а пересекает график уравнения (1) в одной точке. Абсциссу этой точки найдем при решении уравнения относительно х.
Таким образом, на этом промежутке уравнение (1) имеет решение .
Если а , то прямая у=а пересекает график уравнения (1) в двух точках. Абсциссы этих точек можно найти из уравнений и , получаем
и .
Если а , то прямая у=а не пересекает график уравнения (1), следовательно решений нет.
Ответ:
Если а (-;-1](1;+), то ;
Если а , то , ;
Если а , то решений нет.
II. Неравенства с параметрами.
Основные определения
Неравенство
(a, b, c, …, , x)>(a, b, c, …, , x), (1)
где a, b, c, …, – параметры, а x – действительная переменная величина, называется неравенством с одним неизвестным, содержащим параметры.
Любая система значений параметров а = а0, b = b0, c = c0, …, k = k0, при некоторой функции
(a, b, c, …, , x) и
(a, b, c, …, , x
имеют смысл в области действительных чисел, называется системой допустимых значений параметров.
называется допустимым значением х, если
(a, b, c, …, , x) и
(a, b, c, …, , x
принимают действительные значения при любой допустимой системе значений параметров.
Множество всех допустимых значений х называется областью определения неравенства (1).
Действительное число х0 называется частным решением неравенства (1), если неравенство
(a, b, c, …, , x0)>(a, b, c, …, , x0)
верно при любой системе допустимых значений параметров.
Совокупность всех частных решений неравенства (1) называется общим решением этого неравенства.
Решить неравенство (1) – значит указать, при каких значениях параметров существует общее решение и каково оно.
Два неравенства
(a, b, c, …, , x)>(a, b, c, …, , x) и (1)
(a, b, c, …, , x)>(a, b, c, …, , x) (2)
называются равносильными, если они имеют одинаковые общие решения при одном и том же множестве систем допустимых значений параметров.
Заключение
Во время создания данного проекта мы усовершенствовали свои старые знания по теме «Исследование уравнений и неравенств с параметрами» и в какой-то мере получили новые.
По завершению работы мы пришли к выводу, что эта тема должна изучаться не только на элективных курсах и дополнительных занятиях, но и в школьной программе, так как она формирует логическое мышление и математическую культуру. Учащимся (студентам) знания по этой теме помогут сдать Единый Государственный Экзамен и вступительные экзамены в ВУЗы.
Литература
Далингер В. А. “Геометрия помогает алгебре”. Издательство “Школа — Пресс”. Москва 2016 г.
Далингер В. А. “Все для обеспечения успеха на выпускных и вступительных экзаменах по математике”. Издательство Омского педуниверситета. Омск 2015 г.
Окунев А. А. “Графическое решение уравнений с параметрами”. Издательство “Школа — Пресс”. Москва 2016 г.
Письменский Д. Т. “Математика для старшеклассников”. Издательство “Айрис”. Москва 2016 г.
Амелькин В. В. и Рабцевич В. Л. “Задачи с параметрами” . Издательство “Асар”. Москва 2015 г.
Задачи с параметрами по теме: Иррациональные уравнения и неравенства.
МАОУ ЛИЦЕЙ №44 г. Липецка
Учитель математики: Скорикова Людмила Алексеевна.
Уроки математики в 11 классе
(социально-экономический профиль)
Задачи с параметрами
по теме: Иррациональные уравнения и неравенства.
Цель:
Углубить знания учащихся по теме иррациональные уравнения и неравенства.
Показать как одна из линий курса математики средней школы “Уравнения и неравенства с параметрами” реализуются в содержании ЕГЭ.
Развивать практические навыки в решении иррациональных неравенств с параметрами.
Развивать логическое мышление, математическую речь, навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
Воспитывать познавательный интерес, творческие способности, ответственное отношение. Повысить уровень подготовленности учащихся к сдаче ЕГЭ по математике.
Пояснительная записка.
Задачи с параметрами представляют для учащихся наибольшую сложность. Большинство учащихся либо не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкое решение без всякой логической стройности. Многие же задачи можно решать различными способами. Решению задач с параметрами в школе уделяется мало внимания. Устранить этот пробел можно на внеклассных занятиях.
Предлагаю занятие по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами», которое расширит и углубит базовую основу общеобразовательной программы по математике и поможет повысить уровень подготовленности учащихся к сдаче ЕГЭ.
Универсальных указаний по решению задач с параметрами дать нельзя. При решении задач с параметрами приходится рассматривать различные случаи, в зависимости от значений параметров, и методы решения задач различны. Но знание некоторых правил и алгоритмов решения необходимо.
Взяты эти задания из различных источников. Большинство из этих заданий предлагалось на вступительных экзаменах в ВУЗах.
Используются аналитические и графические способы решения уравнений и неравенств.
В конце рассматриваемой темы даются задания для самостоятельной работы.
Данный материал может быть полезным учителям математики, абитуриентам, школьникам.
Иррациональные уравнения и неравенства.
При решении иррациональных уравнений с параметрами пользуются общими формулами. Пусть f и q – некоторые функции, , тогда:
1). , f ≥ 0; q ≥ 0.
2). , f ≥ 0; q > 0.
3). , q ≥ 0.
4). , , q ≠ 0.
5). , fq ≥0.
Применяя эти формулы нужно иметь в виду, что ОДЗ левой и правой частей каждой из них могут быть различными. Для каждой формулы ОДЗ правой части может быть шире ОДЗ левой.
Отсюда следует, что преобразования уравнения с формальным использованием формул «слева-направо» приводят к уравнению, являющемуся следствием исходного. В этом случае могут появиться посторонние корни уравнения.
Преобразование уравнений с формальным использованием данных формул «справа-налево» недопустимы, т.к. возможно сужение ОДЗ исходного уравнения, а следовательно, и потеря корней.
Уравнение вида, равносильно системе:
Пример 1.
Решить уравнение .
Решение.
Заданное уравнение равносильно системе:
=> =>
Находим значения а, при которых
Ответ:
Пример 2.
Решить уравнение .
Решение.
Заданное уравнение равносильно системе:
=>
,
х1, х2 являются действительными числами при а ≤ 9/16. При значениях а > 9/16 решений нет.
Удовлетворим неравенства х ≥ а и х ≥ ½.
а) ≥ ½
≥ а
Если а ≤ 9/16, то 8а-5<0 и неравенство справедливо при всех допустимых а.
б).
а ≥ ½ (а ≤ 9/16)
Следовательно, х2 является решением исходного уравнения при ½ ≤ а ≤ 9/16
Ответ:, если а < ½;, если ½ ≤ а ≤ 9/16; нет решений, если а>9/16.
Пример 3.
Решить уравнение
Решение.
ОДЗ: х – а ≥ 0, х ≥ а
х1 = 1, х2 = а
Если а = 1, то х1 = х1 = 1.
Если а < 1, то х1 = 1 удовлетворяет условию ОДЗ х ≥ а, т.е. является корнем уравнения.
Если а > 1, то х1 = 1 не удовлетворяет условию х ≥ а, т.е. является посторонним корнем.
Ответ: 1) если а < 1; то х1 = 1; х2 = а; 2) если а ≥ 1, то х = а.
Пример 4.
При каких а уравнение имеет один корень?
Решение.
х1 = 4, х2 = а
Корень будет единственным, если а=4; если одно из двух значений (4 и а) является посторонним корнем, а именно х = а. Это произойдет при условии, что х = а не входит в область определения уравнения х ≥ 0, т.е. при а < 0.
Ответ: а = 4 или а < 0.
Пример 5.
Найти минимальное целое положительное значение параметра а, при котором уравнение имеет различные положительные корни.
Решение.
ОДЗ:
ах -8 ≥ 0, х ≥ 8/а, х > 0, а > 0
D =
а >16 (а < -16 не входит в ОДЗ)
, . А = 17 – минимальное целое число.
Ответ: 17.
Пример 6.
Найти все значения параметра а, при которых корни уравненияпринадлежат отрезку [2;17].
Решение.
Пусть
, t ≥ 0, х — 1 = t2
,
,
|t — 2| + |t — 3| = а
1) => => =>
2) => =>
3) => => =>
Ответ: .
Пример 7.
Решить уравнение.
Решение.
х ≥ 2
(х + 1)(х — 2) = а; х2 – х – 2 = а, х2 – х – 2 – а = 0.
, .
Множеству х ≥ 2 принадлежит только корень х2.
Ответ: при а ≥ 0 .
Пример 8.
Решить уравнение.
Решение.
. Так как , то m > 0. Пусть у = , тогда х = у2 + 3, и исходное уравнение равносильно системе уравнений:
т.е. <=> <=> ,
, , .
Ответ: при m < 0, m>3 решений нет, при .
Пример 9.
Решить уравнение.
Решение.
Пусть , тогда ,
, , а т.к. t > 0, то ,
, , . ( а > ¼)
х = .
Ответ: х = при а > ¼.
Пример 10.
Найти все значения параметра а, при которых уравнение имеет решение.
Решение.
Если изобразить графики функций и , то очевидно, что они пересекаются (и исходное уравнение имеет решение) при .
1
у
х
-а а 1 -а 10=-а
3
Пример 11.
При каких значениях а решением неравенства является промежуток [2;18)?
Решение.
ОДЗ: 3 — а > 0, а < 3.
х – 2 < (3 — а)2,
х < (3 — а)2 +2,
х < 11 – 6а +а2, т.к. , то
а = -1.
а = 7 – не подходит в ОДЗ.
Ответ: а = -1.
Пример 12.
Решить неравенство , где а – параметр.
Решение.
При любом значении а, если правая часть х + а – 1 < 0, т.е. х < 1 – а, заданное неравенство справедливо.
При х ≥ 1 – а равносильная система имеет вид :
=> (*)
Рассмотрим возможные случаи:
Если а > 1, то 1 – а ≤ х < . Объединяя с множеством х < 1 – а, получим х < .
Если а = 1, то х ≥ 1 – решение системы (*). Объединяя с множеством х< а – 1 (а = 1), находим: х – любое число.
Если а < 1, то решение системы (*) х ≥ 1 – а. Присовокупив х < 1 – а, имеем: х – любое число.
Ответ: , если а > 1; , если а ≤ 1.
Пример 13.
Решить уравнение
Решение.
ОДЗ:
Из данного уравнения следует:
1 – х2 = х2 + 2ах + а2,
2х2 + 2ах + а2 — 1 = 0.
D/4 = 2 – а2. D > 0 при |a| <.
Затем если изобразить графики функций и , то видно как меняется количество решений в зависимости от значений а.
у
х
-1
1
-1
у = а + х
Ответ: при нет решений; прии одно решение; при два решения.
Задание на дом:
1). Решить уравнение .
Ответ: .
2). Найти левый и правый края области значений параметра а, в которой уравнение имеет различные положительные корни.
Решение.
ОДЗ:
, х > 0, а ≥ 0.
7х – а = ах2,
ах2 – 7х + а = 0,
D = 49 – 4a2 > 0
а = -3, 5 не входит в ОДЗ.
Ответ: 0 и 3,5.
3). Решить уравнение .
Решение.
Данное уравнение равносильно системе:
=>
При а = 2 второе уравнение имеет вид , т.е. .
При а ≠ 2 .
Выясним, при каких значениях а найденное значение х удовлетворяет неравенству х ≥ -1.
.
Ответ: при а ≤ 1/3 и а > 2 ; при 1/3 < а ≤ 2 уравнение не имеет решений.
4). Найти все значения параметра а, при которых корни уравнения принадлежит отрезку [-4;44].
Ответ: .
5). При всех а решить неравенство .
Решение.
ОДЗ:
а). Если а ≤ 0, то данное неравенство справедливо при всех .
б). Если а > 0, то данное неравенство равносильно системе неравенств.
=> .
Ответ: при; при.
1. |
Линейное уравнение с параметром
Сложность: лёгкое |
4 |
2. |
Уравнение с модулем и параметром
Сложность: лёгкое |
7 |
3. |
Показательное уравнение с параметром
Сложность: лёгкое |
2 |
4. |
Неравенство с модулем и параметром
Сложность: лёгкое |
7 |
5. |
Линейное уравнение с параметром (бесконечного множества решений нет)
Сложность: лёгкое |
5 |
6. |
Квадратичная функция с параметром
Сложность: среднее |
2 |
7. |
Линейное неравенство с параметром
Сложность: среднее |
6 |
8. |
Квадратичное неравенство с параметром
Сложность: среднее |
7 |
9. |
Неравенство n-ой степени с параметром
Сложность: среднее |
3 |
10. |
Система линейных уравнений с параметром, вычисление параметра, если система не имеет решения
Сложность: среднее |
1 |
11. |
Система линейных уравнений с параметром, вычисление параметра, бесконечное множество решений
Сложность: среднее |
3 |
12. |
Линейное уравнение с параметром (с разложением на множители)
Сложность: среднее |
6 |
13. |
Линейное уравнение с двумя параметрами
Сложность: среднее |
8 |
14. |
Расположение графика линейного уравнения в плоскости
Сложность: сложное |
3 |
15. |
Определи значение параметра m
Сложность: сложное |
3 |
16. |
Наименьшее целочисленное значение параметра
Сложность: сложное |
1 |
17. |
Линейное уравнение с параметром (с разложением квадратного трёхчлена)
Сложность: среднее |
6 |
Тема урока УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ПАРАМЕТРАМИ
Тема: УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ПАРАМЕТРАМИ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Уравнение, корень уравнения, посторонний корень, равносильные уравнения, неравенство, решение неравенства, равносильные, неравенства, область допустимых значений переменной.
Если в уравнении (неравенств) некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то эти коэффициенты называются параметрами, а уравнение (неравенство) – уравнением с параметрами (неравенством с параметрами).
При решении уравнения или неравенства с параметрами необходимо:
определить, при каких значениях параметров существуют решения;
найти множество решений, соответствующее каждой допустимой системе значений параметров.
Основной принцип решения уравнений с параметрами можно сформулировать так: необходимо разбить область изменения параметра на такие промежутки, что при изменении параметра на каждом из них получающиеся уравнения решались одним и тем же методом. Отдельно для каждого промежутка находятся корни уравнения, выраженные через значения параметра. Используемые при этом приёмы такие же, как и при решении уравнений с числовыми коэффициентами.
УПРАЖНЕНИЯ С РЕШЕНИЯМИ
Пример 1. Решим уравнение для каждого значения параметра а.
Решение. Рассмотрим два случая.
Пусть , тогда данное уравнение имеет вид:. Этому уравнению удовлетворяет любое действительное значение х.
Пусть , тогда данное уравнение является линейным уравнением и его единственным решение: .
Ответ:х – любое число при при
Пример 2. При каких значениях, а уравнение имеет один корень?
Решение. Рассматривая данное уравнение как квадратное уравнение относительно , устанавливаем, что оно равносильно совокупности уравнений и . Уравнение при имеет одно решение, а при не имеет решения.
Уравнение при любом значении, а имеет единственное решение.
Пример 3. Решим уравнение:
Решение. Замечаем, что значения 0 и не являются допустимыми значениями для х. Параметры а и bтоже неравны нулю. Освобождаем уравнение от знаменателей. Получаем:
Если , то уравнению (1) удовлетворяют все значения х, кроме х = 0. Исходное уравнение в этом случае принимает вид: .
Если то, разделив уравнение (1) на , получим квадратное уравнение: . Корни его: ,
Ответ: любое действительное число, кроме х = 0 при; и при
Пример 4. Решим уравнение
Решение.Допустимые значения переменной х и параметра, а в данном уравнении определяются системой неравенств:
или .
Кроме того, если а и х имеют одинаковые знаки , то и решением уравнения может быть только положительное значение переменной, а это значит, что и Если а и х имеют разные знаки то и решением уравнения может быть только отрицательное значение переменной, но при этом также и . Таким образом, уравнение имеет отличные от нуля решения, если при а = 0.
Перепишем уравнение в виде и возведём обе его части в квадрат. После преобразований получим: , откуда:
1) при произвольных значениях а;
2) , или .
Последнее уравнение имеет решения, еслиВозведём обе части этого уравнения в квадрат и после упрощения получим: , откуда при находим:
Найденные значения будут корнями данного уравнения, если:
или
Отсюда получим:
или
Третье неравенство последней системы неравенств выполняется при любом значении а. Поэтому решением последней системы неравенств является общее решение неравенств и т.е.
Ответ:
Пример 5. Решим неравенство
Решение.Дискриминант уравнения будет .
Рассмотрим три случая:
При или получаем: . Следовательно, для каждого данное неравенство имеет решение и его решением является любое действительное число.
При D = 0 или получается: и . Следовательно, здесь также для каждого и данное неравенство имеет решение и его решением является любое действительное число.
Приили получится: и . Следовательно, на каждом из промежутков и данное неравенство имеет решение и его решение имеет вид: и где:
Ответ: х – любое действительное число при
при
Пример 6. Решим неравенство: .
Решение. 1) При правая часть неравенства отрицательна, тогда при любом значении х левая часть неравенства больше правой.
Приа = 0 исходному неравенству удовлетворяют все действительные числа, кроме
х = — 3.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Решите уравнение
Ответ: принет решений, при ,
Решите уравнение
Ответ: при, , при, , нет решений
Решите уравнение
Ответ: при,, при , нет решений
Решите уравнение
Ответ: при,, при , нет решений
Найдите все значения а, при которых число х = 2 является корнем уравнения
.
Ответ: значений, а нет
Найдите все значения а, при которых число х = — 3 является решением неравенства
Ответ:
Найдите все значения а, при которых число х = — 2 является корнем уравнения
Ответ:
Может ли при каком-нибудь значении, а уравнение имеет три корня?
Ответ: нет
Найдите все значения а, при которых число х = 2является корнем уравнения
Ответ:
Найдите все значения параметра а, такие, чтобы уравнение имело 2 различных корня.
Ответ: