10 класс Элективный курс Урок №9-10 Практическая работа с орфоэпическими словарями «Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка». Выполнение тестовых заданий.
| Упражнения выполняются с «Орфоэпическим словарём русского языка» под ред. Р.И. Аванесова.
адекватный, аденоиды, акварель, анестезия, бенефис, вундеркинд, детектив, деликатес, идентичный, интервью, интернат, интерьер, компьютер, крем, лазер, пресса, свитер, сепсис, темп, тембр, термос, тире, шимпанзе, штемпель.
безнадежный, опека, бытие, новорожденный, острие, принесший, забредший, затекший, маневры, отцветший, одноименный, платежеспособный, афера, шофер, истекший год, недоуменный, гренадер, женоненавистник, крестный ход, свекла, блеклый.
А). Пользуясь орфоэпическим словарём, расставьте ударения в словах: агрономия, аноним, аристократия, балованный, блокировать, гербовый, госпитальный, договор, доцент, донельзя, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, издавна, испокон (веку), камфорный, каталог, кладовая, коклюш, кулинария, ломота, мизерный, некролог, немота, обетованный, облегчить, ортопедия, петля, премирование, принудить, созвонимся, средства, упрочение, украинский, хирургия, ходатайствовать, эксперт. Б). Произнесите следующие слова в соответствии с фонетическими нормами русского литературного языка: афера, алкоголь, автозаводский, баловать, бесхребетный, высококвалифицированный, двенадцатиперстная кишка, диоптрия, дистиллированный, дремота, заговор, закупорить, запломбировать, заржаветь, изредка, истекший, исчерпать, квартал, класть-клала, красивее, летаргия, маневры, наговор, намерения, новорожденный, обезуметь, обеспечение, ободрить, опека, осведомить, премированный, свекла, творог, феномен, христианин, щавель.
Прецедент, беспрецедентный, инцидент, компрометировать, юрисконсульт, интриганский, конкурентоспособный, чрезвычайный, констатировать, компетентный, почерк, скрупулёзный, поскользнуться, конъюнктура, флюорография, индивидуум, противень.
| ИР – индивидуальная работа. Самопроверка.
Работа в паре. Взаимопроверка. А) Агрон`омия, анон`им, аристокр`атия, бал`ованный, блок`ировать, герб`овый, госпит`альный, догов`ор, доц`ент, дон`ельзя, жизнеобеспеч`ение, запломбир`ованный, звон`ишь, `издавна, испок`он (веку), к`амф`орный, катал`ог, кладов`ая, кокл`юш, кулин`ария, лом`ота, миз`ерный, некрол`ог, немот`а, обетов`анный, облегч`ить, ортоп`едия, п`етл`я, премиров`ание, прин`удить, созвон`имся, ср`едства, упр`очение, укра`инский, хирург`ия, ход`атайствовать, эксп`ерт. Б) Аф`ера, алког`оль, автозав`одский, балов`ать, бесхреб`етный, высококвалифиц`ированный, двенадцатип`ерстная кишк`а, диоптр`ия, дистиллир`ованный, дрем`ота, з`аговор, зак`упорить, запломбиров`ать, зарж`ав`еть, `изредка, ист`екший, исчерп`ать, кварт`ал, кл`асть-кл`ала, крас`ивее, летарг`ия, ман`евры, н`аговор, нам`ерения, новорожд`енный, обез`уметь, обесп`ечение, ободр`ить, оп`ека, осв`едомить, премир`ованный, св`екла, тв`ор`ог, фен`омен, христиан`ин, щав`ель. Групповая работа. Учащиеся работают индивидуально над карточкой, затем читают словосочетания в группе, исправляют ошибки в соблюдении орфоэпических и акцентологических норм. |
| Тестовые задания «Орфоэпические и акцентологические нормы» 1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный: 1) пюре 2) патент 3) тезис 4) крем 5) компьютер, 6) термос 7) темп 8) тембр 9) паштет 10) кларнет. 2. Отметьте слова, в которых перед Е произносится мягкий согласный: 1) шинель 2) чартер 3) тире 4) фанера 5) термин 6) синтез 7) Одесса 8) капелла 9) брюнет 10) кофе. 3. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится О (на письме – Ё): 1) опека 2) недоуменный 3) коленопреклоненный 4) крестный ход 5) афера 6) безнадежный 7) поблекший 8) новорожденный 9) бытие 10) затекший. 4. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится Е: 1) принесший 2) платежеспособный 3) истекший год 4) одноименный 5) острие 6) отцветший 7) женоненавистник 8) забредший 9) современный 10) крестный ход. 5. Отметьте слова, в которых допущены орфографические ошибки, связанные с нарушением норм произношения: 1) юрисконсульт 2) подскользнуться 3) конъюктура 4) противень 5) индивидуум 6) беспрецендентный 7) конкурентноспособный 8) эскорт 9) дерматиновый 10) черезвычайный 11) тубаретка 12) констатировать 13) интригант 14) почерк 15) дивиденты. 6. Отметьте слова, в которых ударение падает на первый слог: 1) баловать 2) эксперт 3) черпать 4) оптовый 5) свекла 6) ломоть 7) искра 8) звонишь 9) завидно 10) кухонный 11) клала 12) шофер. 7. Отметьте слова, в которых ударение падает на второй слог: 1) алфавит 2) гражданство 3) цемент 4) некролог 5) еретик 6) столяр 7) облегчить 8) сливовый 9) красивее 10) закупорить 11) торты 12) сгнила. 8. Отметьте слова, в которых ударение падает на последний слог: 1) христианин 2) углубить 3) жалюзи 4) завсегдатай 5) феномен 6) премировать 7) осведомить 8) путепровод 9) исчерпать 10) проспала 11) занята 12) ободрить. 9. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно: 1) каталог 2) новорожденный 3) подождала 4) вероисповедание 5) асимметрия 6) обеспечение 7) созвонимся 8) ходатайствовать 9) средства 10) танцовщица 11) осужденный 12) отключен 13) давнишний 14) умер-ший 15) бюрократия. 10. Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно: 1) начался 2) прожита 3) отраслей 4) шарфом 5) медикамент 6) квартал 7) менеджмент 8) соболезнование 9) гастрономия 10) блокировать 11) избалованный 12) украинский 13) танцовщица 14) пасквиль 15) бомбардировать. | При выполнении тестовых заданий в случае затруднения обращаются к современным орфоэпическим и акцентологическим словарям и справочникам. Ключи тестовым заданиям 1. 1, 3, 5, 6, 7, 8 2. 1, 4, 5, 7, 9, 10 3. 3, 6, 7, 8, 10 4. 3, 6, 7, 8, 9, 10 5. 2, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 15 6. 3, 5, 7, 10, 11 7. 2, 3, 6, 9, 10, 12 8. 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12 9. 3, 5, 6, 9, 13, 14 10. 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15. |
«Обобщенное повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии» (10 класс)
№ 14. Тема: Обобщенное повторение
фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
10 класс русский язык 18.10.2017
Цель: обобщить знания по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.
Задачи урока:
Образовательная:
создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».
Развивающая:
создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.
Воспитательная:
создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.
Тип урока: Урок усвоения навыков и умений.
Ход урока.
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
Работа с транскрипцией. На раздаточном материале записано высказывание в фонетической транскипции. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.
[Й’эсл’и вынач’н’от’э суд’ит’ л’уд’эй’/ увас н’ихват’ит вр’эм’ин’и нато штобы л’уб’ит’ их]
Если вы начтёте судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. Мать Тереза.
Орфоэпическая минутка.
Поставь ударение
БаловАть, договОр, завИдно, каталОг, красИвее, премировАть, хвОя, украИнский, хозЯева, щавЕль, занятА, свЁкла, тОрты, бАнты, звонИт, пломбировАть, апострОф, углублЁнный, экспЕрт.
Баловать, договор, завидно, каталог, красивее, премировать, хвоя, украинский, хозяева, щавель, занята, свёкла, торты, банты, звонит, пломбировать, апостроф, углублённый, эксперт.
Беседа:
— Итак, ребята, давайте с вами вспомним, что же такое фонетика?
— Графика – это (раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи)
— Орфоэпия – это (изучает Нормы литературного произношения)
— Орфография – это
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
На основании проделанной работы сформулируйте, пожалуйста, тему нашего с вами урока. Правильно! «Обобщенное повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии»
Первичное применение приобретенных знаний
Тренировочное упражнение.
Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
[какда ч’илав’эка бран’ат / эта абыч’на азнач’аит / што он абладаит й’асна выражэным характ’иром]
Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером. Т. Эдварде
[ч’илав’эк б’эс пр’инцыпаф иб’ис вол’и пахош на карабл’/ у ка-торавъ ‘н’эт рул’а и компсъ: он м’ин’а]’ит сфа]’о направл’эн’ирэ с каждъй п’ир’и м’энъй в’этра//]
Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет свое направление с каждой переменой ветра.
С. СмайлсФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков.
Задание № 1 . Укажите ошибочное суждение.
В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.
В слове ВСАДНИК первый звук [ф].
Задание № 2. Укажите ошибочное суждение.
В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие.
В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в].
В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв.
В слове ВСЕГДА первый звук [ф].
Задание № 3. Укажите ошибочное суждение.
В слове РЕЗКИЙ есть звук [с].
В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков.
В слове БОИТСЯ нет звука [с’].
В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению.
Задание № 4. Укажите ошибочное суждение.
В слове ШЬЕШЬ четыре звука.
В слове ВТОРНИК есть звук [ф].
В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый.
В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.
Задание № 5. Укажите ошибочное суждение.
В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т].
В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков.
В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф].
В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые.
Задание № 6. Укажите ошибочное суждение.
В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.
В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.
В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.
Задание № 7 .Укажите ошибочное суждение.
В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.
В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков.
В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ш].
Задание № 8. Укажите ошибочное суждение.
В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв.
В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими.
В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [з].
В слове ЧУЖОГО есть звук [в].
Задание № 9. Укажите ошибочное суждение.
В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т].
В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает.
В слове КРОВЬ есть звук [ф].
Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков.
Задание № 10. Укажите ошибочное суждение.
В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими.
В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми.
- В слове ВХОДЯТ первый звук — [ф].
В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.
Практическое упражнение.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Все, что человек способен пр..дставить в воображении, другие с..меют пр..творить в жизнь. (Ж. Берн.) 2) Пр..чину и пластыр.. можно пр..клеить где угодно. (японская пословица.) 3) Ум берет один бар..ер за другим, глупость вообще не знает пр..град. (В. Лебедев.) 4) Сущ..ствовать — значит быть в..спр..нимаемым. (Дж. Беркли.) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св..тых и пр..следуют живых. (Хови.) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр..украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр..сти воображение. (Сент Экзепюри.) 7) Зрелость — не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог. (В. Борисов.)
6. Итоги урока (рефлексия)
-Итак, ребята, наш урок был посвящен ….
— В начале урока мы с вами поставили цели …
— Достигли ли мы их?
— Давайте с вами вспомним, что же такое фонетика?
— Графика – это (раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи)
— Орфоэпия – это (изучает Нормы литературного произношения)
— Орфография – это
7. Сообщение домашнего задания.
стр 218-220 (знать терет мат.), упр 304(1,2)
Презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему: Презентация по русскому языку в 10 классе «Орфоэпические нормы русского языка»
Слайд 1
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Д.Лихачёв Орфоэпические и акцентологические нормы Автор – Архипова Л.В.Слайд 2
1. В каком из слов пишется буква з ? 1) бе…цельный ; 2) и…подтишка ; 3) бе…вкусный ; 4) и…следование . 2. В каком глаголе на месте пропуска пишется Ь ? 1) нареж…те хлеб; 2) местность нам нравит…ся ; 3) он не смирит…ся с поражением; 4) у вас все получит…ся . Готовимся к ЕГЭ
Слайд 3
3. В каком слове пропущена буква о ? 1) деш…вый ; 2) ш…рох ; 3) ноч…вка ; 4) он увлеч…н . 4. В каком из словосочетаний в обоих словах пишется буква е ? 1) об ошибк … в сочинени …; 2) на зеленеющ … й лужайк …; 3) в вечерн…м освещени …; 4) в памят … матер… . Готовимся к ЕГЭ
Слайд 4
5. Какой ряд состоит из слов, где пропущены только безударные гласные, проверяемые ударением? 1) акц … нтировать , макул…тура , посв…тить , к…снуться ; 2) п…лковник , ц…низм , дикт …тура, ар…мат ; 3) возгл … влять , б…лизна , п…хучий , ир…ничный ; 4) ярм…арка , объед…нение , фр…гмент , б…льной . Готовимся к ЕГЭ
Слайд 5
Проверь себя! 1- 3 2- 1 3- 2 4 –2 5- 3 Готовимся к ЕГЭ
Слайд 6
Через дефис 1) качество с дополнительным оттенком: горько-соленый, приторно-сладкий 2) оттенки цвета: темно-красный, бледно-зеленый 3) если прилагательные однородные: приемно-переводные экзамены (= и , приемные и переводные) беспроцентно-выигрышный ( =но , беспроцентный, но выигрышный) 4) прилагательные, образованные от существительного с дефисом: северо-восточный (северо-восток) слитно прилагательное = словосочетание: прав о бережный = правый берег; горн о спасательный = спасание в горах Повторим! Дефис в сложных прилагательных
Слайд 7
Раскрой скобки! Жёлто (синий) Юго (западный) Мясо (молочная) Русско (английский) Сельско (хозяйственный) Физико (математический) Средне ( вековый ) Десяти (этажный) Древне (русский) Закрепи!
Слайд 8
Орфоэпические и акцентологические нормы Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Д.Лихачёв
Слайд 9
Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Но́рма языкова́я — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Языковая норма
Слайд 10
Что такое орфоэпия? Орфоэпическая норма Орфоэпия — правильное литературное произношение Орфоэпическая норма норма произношения норма ударения
Слайд 11
Польский язык, латынь – ударение на предпоследний слог Чешский, латышский – на первый Во французском – на последний В русском языке ударение разноместно и подвижно! Фиксированное и разноместное ударение
Слайд 12
Практическое задание 1. Приведите примеры, доказывающие, что ударение в русском языке разноместно . 2. Приведите примеры, доказывающие, что ударение в русском языке подвижно. 3. Как проверить себя: правильно ли произносим слова? Д о мик, тел е га, старож и л – может падать на любой слог Стрел а, стрел ы, – при изменении формы слова ударение меняет своё положение По словарю или следуя норме ударения
Слайд 13
1 . Если ударение в краткой форме прилагательных ж. р. падает на окончание, то в кратких формах ср.р и м.рода ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: б е лый – бел а , б е л, б е ло (но кругом белым – бел о ). В большинстве форм мн.ч. наблюдаются колебания в постановке ударения: б е лы – бел ы . Но только легк и , прав ы . Запомни!
Слайд 14
2. Есть около 280 глаголов (производных и непроизводных): Брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать), быть, взять, вить, врать, гнать… Только приставка ВЫ- перетягивает на себя ударение : гнала, прогнала, загнала, угнала , но в ы гнала. 3. В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударений: б а ржа – барж а , заржав е ть – зарж а веть . Запомни!
Слайд 15
Расставь ударения в словах! Договор, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель, иконопись, значимость, ломота, бюрократия, гастрономия, рефлексия, кредитор, каллиграфия Самостоятельная работа
Слайд 16
Домашнее задание §11, 12
Презентация «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение» 10 класс
ЗдравствУйте, дорОгие учащиЕся.
РадА приветствОвать вас на Уроке.
ЗдрАвствуйте, дорогИе учАщиеся.
Рада привЕтствовать вас на урОке.
Тема урока:
«Орфоэпические нормы
русского литературного языка.
Ударение.»
Задачи:
- осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;
- отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности»;
- повышение речевой культуры, через выполнение тестовых заданий.
7 правильных ответов |
«5» |
5-6 правильных ответов |
«4» |
4 правильных ответа |
«3» |
2-3 правильных ответа |
слабо, надо еще поработать |
Заговори, чтоб я тебя увидел…
Сократ
1 вопрос Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении? |
1. 2. 3. |
2 вопрос Что отражает неразборчивость произношений? |
1. 2. |
5 правильных ответов |
5 баллов |
4 правильных ответа |
4 балла |
3 правильных ответа |
3 балла |
2 правильных ответа |
2 балла |
Рефлексия
1 вопрос Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении? |
1. постановка ударения 2. трудность в произношении заимствованных слов 3. произношение молодежного сленга |
2 вопрос Что отражает неразборчивость произношений? |
1. недостаточный уровень культуры 2. личностную зрелость |
Мой дядя выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог-
Как говорить вернее: твОрог?!
А может, правильней – творОг?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог….
А как спросить: «Почем творОг?
А может, правильнее — твОрог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит.
И сам с собою говорит:
«Н-да… Я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок…
Но как же все-таки — творОг,
А может, правильнее – твОрог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило … творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродата уже!»
Как же правильно:
«твОрог» или «творОг»?
Правильно:
твОрог и творОг
В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов подвижного ударения:
твОрог- творОг
свЁкла — свеклА
Трудные случаи постановки ударения в словах:
Звать – звАл, звАло, НО звалА
Брать – брАл, брАли, НО бралА
Звонить —
Вариант -1 Вариант – 2
спелые арбУзы без дрожжЕй
два блинА нет киселЯ
вкусные блЮда вкусные тОрты
много груздЕй произносить тОсты
зажарить гУся без фАрша
Закрепление
1 вариант |
2 вариант |
агент |
баловать |
черпать |
диктор |
звонит |
красивее |
плясать |
процент |
столяр |
каталог |
обеспечение |
диспансер |
выкрала |
ломота |
алфавит |
израильский |
омоним |
повторить |
прислала |
монолог |
2.Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами.
Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.
Проверка
1 вариант |
2 вариант |
агЕнт |
баловАть |
чЕрпать |
дИктор |
звонИт |
красИвее |
плясАть |
процЕнт |
столЯр |
каталОг |
обеспЕчение |
диспансЕр |
вЫкрала |
ломОта |
алфавИт |
изрАильский |
омОним |
повторИть |
прислАла |
монолОг |
Рефлексия
10 – 9 правильных ответов |
5 баллов |
8 — 6 правильных ответов |
4 балла |
5 — 4 правильных ответа |
3 балла |
2 правильных ответа |
2 балла |
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить. 2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) КвАртал; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4) премировАть. 4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ОблЕгчить; 2) кухОнный; 3) икОнопись; 4) кладовАя.
Проверка усвоения материала. Тест по теме «Орфоэпия»
5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ХристианИн; 2) апОстроф; 3) генЕзис; 4) танцовщИк.
6. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ]; 3) рандеву [д’]; 4) интервью [т’]. 7. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Дезинфекция [дэ];
2) свитер [т’]; 3) кашне [нэ];
Проверка
№ ответа |
Правильный ответ |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
6 |
2 |
7 |
3 |
Рефлексия
7 – 6 правильных ответов |
5 баллов |
5 – 4 правильных ответа |
4 балла |
3 правильных ответа |
3 балла |
2 правильных ответа |
2 балла |
- Оцените свою деятельность.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Количество баллов |
Отметка |
20 – 19 баллов |
Отметка «5» |
18 – 16 баллов |
Отметка «4» |
11 – 9 баллов |
Отметка «3» |
8 и меньше баллов |
слабо, надо еще поработать |
- П.14. упр. 53. или 2. В.Г.Белинский писал, «говорить правильно» и «говорить красиво» — не одно и то же. А вы согласны с его мнением? Задание: напишите мини-сочинение на эту тему.
Презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему: орфоэпические нормы
Слайд 1
Основные нормы современного литературного произношения в русском языкеСлайд 2
Орфоэпическая норма Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм отражают свойственные языку орфоэпические нормы.
Слайд 3
Нормы произнесения гласных звуков Гласные звуки отчетливо произносятся только под ударением. Процесс ослабления четкости звучания гласных звуков в безударном положении называется редукцией .
Слайд 4
Правила В безударном положении не произносится звук [ о ] : [ а ] писание, пар [ а ] воз. После мягких согласных на месте гласных, обозначаемых буквами е , ё , я , в безударном положении произносится звук, близкий к [ и ] : л [ и ] сок, пл [ и ] сать .
Слайд 5
Нормы произнесения согласных звуков Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, сонорными согласными ( л , м , н , р ), перед буквой в , перед разделительными ъ и ь знаками.
Слайд 6
Правила Звонкие парные согласные на конце слова или перед глухими согласными оглушаются: бе [ к ] , ло [ т ] ка. Парные глухие согласные перед звонкими согласными озвончаются: про [ з ’] ба.
Слайд 7
ого / его в прилагательных, местоимениях, порядковых числительных произносится как [ ова ]/[ ева ] : втор [ ова ] , наш [ ева ] . зж и сж на стыке морфем произносится как [ ж ] : ра [ ж ] ечь (разжечь), [ ж ] атие (сжатие). сч на стыке морфем произносится как [ щ ’] : [ щ ’] ет (счет). дч и тч произносятся на стыке морфем как [ ч ’] : о [ ч ’] ет (отчет). тся и ться произносятся как [ ца ] . жд произносится как [ шт ’] и [ ш ] : до [ шт ’] (дождь).
Слайд 8
дс и тс перед к в прилагательных произносятся как [ ц ] : кана [ ц ] кий (канадский), гиган [ ц ] кий (гигантский). чн произносится в большинстве слов как [ чн ] : було [ чн ] ая , но может произноситься и как [ шн ] : ску [ шн ] о. чт произносится как [ шт ] : [ шт ] обы . гк произносится как [ х ’ к ’] : мя [ х ’ к ’] ий , а гч – как [ хч ’] : ле [ хч ’] е. двойные согласные в заимствованных словах произносятся как долгий согласный звук: иллюстрация .
«Акцентологические нормы русского литературного языка»
Урок русского языка в 10 классе.
Разработала и провела Соловьева С.В.
Дата проведения: 01.03.2011
Тема: Акцентологические нормы русского литературного языка.
Цель урока: повышение и развитие речевой культуры школьников через усвоение норм русского ударения.
Задачи:
Образовательные: выявляя особенности русского ударения, найти способы усвоения акцентологических норм.
Развивающие: используя приёмы переработки текста как источника информации, формировать навыки аналитического мышления, развивать эмоциональную сферу учеников.
Воспитательные: организуя учебную деятельность школьников, воспитывать потребность в повышении речевой культуры.
Тип урока: комбинированный урок.
Ключевые слова: нормы русского языка, орфоэпия, акцентология, ударение, устная речь; текст, основные виды переработки текста: тезисы, конспект, реферат, аннотация.
Основные методы: репродуктивный, поисковый, исследовательский, словесные, наглядные.
Методические приёмы: наблюдение, лингвистический эксперимент, поиск информации в текстах, составление кластера, установление закономерностей, презентация проектов, обобщение, формулировка выводов.
Формы работы: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная.
Класс разделён на 4 группы. В группе – 5-6 человек. Состав групп по уровню компетентности – однородный.
Экспертная группа: 4 человека. Каждый эксперт отслеживает и оценивает работу учащихся своей группы на каждом этапе урока. Для учеников-экспертов разработаны критерии оценок; они заполняют «Листы ответов» (Приложение к уроку)
Оборудование урока: компьютер, экран для демонстрации слайдов презентации.
Оформление урока: высказывания великих людей о необходимости правильной речи.
Этапы урока и его содержание.
Актуализация темы урока.
Наблюдение 1.
1) Инсценирование – реализация индивидуального задания)
Известен такой случай: одному из старейших артистов Московского театра юного зрителя Александру Александровичу Брянцеву позвонили.
— Здравствуйте, Александр Александрович! Вам звОнит преподавательница.
— Не верю! – прервал артист и повесил трубку.
Через минуту снова звонок:
— Вам звОнит преподавательница.
— Не верю! – и трубка опять повешена.
В третий раз звонок.
— Почему вы мне не верите? Вам звОнит преподавательница школы номер пять.
2) Фронтальное обсуждение ситуации:
Как вы думаете, что ответил А. А. Брянцев? Почему он не поверил, что ему звонила учительница?
(БРЯНЦЕВ Александр Александрович [2 (14) апреля 1883, Санкт-Петербург — 30 сентября 1961, там же], российский режиссер, теоретик и практик детского театра. Народный артист СССР (1956).
(Владеющие нормой литературного языка знают, что правильно говорить я звонЮ, ты звонИшь, он звонИт, мы звонИм, вы звонИте, они звонЯт.
А. А. Брянцев считал, что преподаватель не может неправильно говорить.)
Наблюдение 2:
Фронтальная работа:
1) попробуйте прочитать стихотворение:
Феномен звонит по средам
Приняв договор по годам,
Он отдал экспертам эскорта
Ходатайство аэропорта.
Чтобы получить стихотворение, надо расставить в словах ударение.
2)Обсуждение вопросов:
— Какой раздел языкознания изучает нормы ударения? (Орфоэпия)
— А более конкретно? (Акцентология)
3. Определение темы урока: «Акцентологические нормы русского литературного языка», которые изучаются в разделе «Орфоэпия».
4. Определение цели урока: сегодня мы углубим знания по данной теме и выявим некоторые способы усвоения акцентологических норм.
5.Работа с дидактическим материалом «В мире мудрых мыслей».
Задание: найти высказывания великих людей, подтверждающих необходимость владения правильной, грамотной речью. (оформление на доске листов с портретами и высказываниями о правильной речи – см. Презентация «Мудрые мысли»)
Изучение темы «Акцентологические нормы русского литературного языка».
Изучение теории вопроса.
Реализация групповых заданий (использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо). Каждая группа получает задание, связанное с работой над текстом, в котором раскрываются вопросы темы.
1-я группа: текст «Орфоэпические нормы русского языка. Ударение»
Задание:
1) прочитать текст;
2) составить план текста;
3) выписать тезисы, раскрывающие необходимость владения грамотной речью.
2-я группа: текст «Из истории вопроса русского ударения».
Задания:
1) прочитать текст;
1) дать определение понятиям «орфоэпия», «акцентология», «ударение»;
2) ответить на вопросы:
— Какие особенности имеет ударение в русском языке?
— Кем и когда вопросы ударения были поставлены на научную основу?
— Какие лингвисты внесли вклад в разработку вопросов ударения?
3) составить аннотацию.
3-я группа: текст «Живой, как жизнь»
Задание:
1) прочитать текст;
2) подготовить сообщение об истории ударения, дополнив его информацией из других источников (справочники, Интернет-ресурсы, словари и др.)
4-я группа: текст «Причины нарушения норм ударения или Почему мы неправильно говорим?»
Задание:
1)прочитать текст;
2) выявить причины нарушения норм ударения;
3) составить кластер «Причины нарушения норм ударения».
2) Индивидуальное сообщение «Вариативное ударение в русском языке».
Презентация «Словаря вариантов ударения в русском языке».
Выявление приёмов формирования орфоэпического навыка.
Презентация проектов.
1-я группа: «Аналогии» (Группировка слов по принципу аналогии)
2-я группа: «Зри в корень!» (Анализ словообразовательной модели слова)
3-я группа: «Рифмованные пары»
4-я группа: «Каждый сверчок знай свой шесток!»
Презентация грамотной речи.
Задание: прочитать текст, соблюдая орфоэпические нормы.
1-я группа:
Текст 1.
Вечер начался. Жалюзи были опущены, лампы включены. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки с искристым вином. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, мужчины группировались по двое и по трое, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюблённый в неё юноша, студент знаменитого колледжа, представлял, как они закружатся в вихре вальса, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
2-я группа:
Текст 2.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся пломбированный зуб. Никакие средства не помогали. Прозорливая женщина представила вдруг себе, как она умрёт, и газеты будут пестрить некрологами о её безвременной кончине. Но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свеклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. Наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села за трапезу. Она приготовила рожки с тефтелями, наполнила ими доверху тарелку, отрезала ломоть хлеба, запивала еду сливовым компотом, заедала вишневым вареньем и вспоминала тёплые августовские вечера.
3-я группа:
Текст 3.
Была последняя декада месяца. Старший менеджер, выпускник Оксфорда, сидел за компьютером. Раньше он был шофёром. Во-первых, сотрудник торговой компании просмотрел онлайн-новости и одновременно запросы тинейджеров, потом стал работать в быстром темпе, ожидая, что вот-вот вернётся шеф из аэропорта, позвонит и потребует отчёт за третий квартал текущего года. В отчётах бухгалтеров было много ошибок. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок подростковой одежды, и последний договор, заключенный им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчёт, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто и вышел из офиса. Он торопился посмотреть гала-концерт любимых исполнителей.
4-я группа:
Текст 4.
Давайте совершим экскурсию в художественную галерею. Как не полюбоваться полотнами Бориса Кустодиева, Александра Иванова, Ребрандта и Пабло Пикассо!
А не почитать ли нам рассказы Соколова – Микитова, рассказ Ивана Тургенева «Касьян с Красивой Мечи», «Сорочинскую ярмарку» Гоголя, стихи Роберта Бернса и Константина Бальмонта, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова и трагедию «Макбет» Шескпира?
Заодно полистаем книги Джонатана Свифта, Шарля де Костера и Валентина Пикуля. Вспомним стихи Александра Одоевского и персидского поэта Саади.
Напоследок заглянем в словарь Сергея Ивановича Ожегова. На форзаце последнего издания словаря – высказывания о культуре речи.
Практическая работа (работа в парах): выполнение тестов по орфоэпии на компьютере.
Подведение итогов урока.
1.Выступления учеников экспертной группы
2. Выступление учителя.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Групповое творческое задание: выпустить стенгазету о культуре речи, использовать в ней материалы урока.
Индивидуальное задание: оформить исследовательскую работу по теме «Вопросы русской акцентологии» для выступления на школьной научно-исследовательской конференции.
Выполнение тестовых заданий по орфоэпии.
Рефлексия.
1.Высказывания учеников об уроке по предложенному клише: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной анкеты:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Составить синквейн на тему «Ударение»:
Приём технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, каждая из которых задаёт своё содержание и форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения, 2-я – 2 прилагательных к данному существительному; 3-я – 3 глагола к данному существительному, 4-я – осмысленная фраза; 5-я – заключительное предложение (слово), выражающее эмоциональное отношение к предмету синквейна. Синквейн помогает в нескольких словах выразить суть проблемы.
Литература.
А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010
Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2003
В. В. Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2007
С. И. Львова. Русский язык. За страницами школьного учебника. 5 класс. М. «Дрофа», 2007
С. И. Львова. Русский язык. За страницами школьного учебника. 6 класс. М. «Дрофа», 2007
С. И. Львова. Русский язык. За страницами школьного учебника. 7 класс. М. «Дрофа», 2007
А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995
Д. С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.
М. А. Бондаренко. Содержание и формы организации учебного процесса при освоении учащимися орфоэпических норм. Русский язык в школе, 12/2010
О. В. Прядильникова. Культура речи выпускника профессионального училища. Русский язык, Приложение к газете «Первое сентября», 01/2009
О. В. Прядильникова. Орфоэпический практикум. Русский язык, Приложение к газете «Первое сентября», 01/2009
10 класс Элективный курс. Урок №3-4. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
| План – конспект лекции. (Слайд 4)
Слово учителя:
-Как называется раздел языкознания, где изучается нормативное литературное произношение и ударение? (Орфоэпия) -Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствия для эффективного и адекватного общения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создает помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Понятна значимость овладения нормами правильного произношения. Существуют общие произносительные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов, и существуют нормы, относящиеся только к ряду сочетаний звуков, характерные для ряда грамматических форм. Все эти нормы создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно: представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если, прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы сознательно обдумывали, как это сделать. Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий. Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного сленга. Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные в 5-9 классах, по теме «Орфоэпия», дадим представление о нормах произношения гласных и согласных звуков. -Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы. (Слайд 5)
В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом, как, например, во французском языке, в котором ударение падает на последний слог, или в польском языке — на предпоследний: дЕ-ре-во, зе-лЕ-ный, по-бе-дИть. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брАт, брАта, брАту) или передвигаться с одного слога на другой (лИст, листА, лИстья). Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение. Например: желЕзнодорожный, водОгрЯзелечебница. Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горОй, ко мнЕ, принесИ-ка. Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. В некоторых случаях эти ошибки настолько распространены, что правильный вариант произношения вызывает удивление или недоумение («Так ведь никто не говорит!»). (Слайд 7) АпострОф, ассиметрИя, балОванный, баловАть, блАговест, гЕнезис, дОгмат, запломбировАть, заключИт, закУпорить, знАмение, Иконопись, кАшлянуть, коклЮш, отключИт, пломбировАть, пЕня, пЕрчить, премировАть, прибЫвший, принУдить, приручИт, украИнский, факсИмиле, чЕрпать. (Слайд 7) -Как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении? (Редукция) Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т.е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ]. Например: лес [э] – лесник [иэ]. (Слайд 8) После согласных [ж] и [ш] буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жасмин, жалеть, жакет, лошадей. (Слайд 9)
— Что определяет произношение согласных звуков? (На произношение согласных звуков оказывает влияние положение согласного в слове, т.е. его соседство с гласными или согласными звуками).
Произношение сочетаний чн, чт. (Слайд 11) Еще в XVIII веке орфографическое сочетание чн устойчиво произносилось как [шн], о чем свидетельствуют зафиксированные в словаре Академии Российской (1789—1794) фонетические написания: галстушный, колпашный, копеешный, лавошник, пуговишный, фабришный и др. Однако со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [ч’н], возникшим под влиянием письма. В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы: 1) те, в которых чн произносится только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник (количество таких слов постепенно сокращается), а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
В отдельных случаях варианты произношения разграничивают различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ — друг сердечный [шн]; перечница [ч’н] (сосуд для перца) — чертова перечница [шн] (о злой, сварливой женщине).
| Отвечают на вопросы учителя по ходу лекции, делают записи теоретического материала в рабочую тетрадь |
|
(Слайд 18-27)
Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, однако опытн(ый,ая) менеджер Ирина Ильинична, избалован(ый,ая) судьбой, не унывала. Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она начала листать украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал, думая о необходимости заключить новые договор(а,ы) на оптовые поставки готовой продукции. Мельком взглянув на заиндевевшее окно, она надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы. 3. Решите самостоятельно. (Слайд 29-31) 1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить. 2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит. 3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) НефтепрОвод; 2) газопрОвод; 3) магнитопрОвод; 4) путепрОвод. 4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ТортЫ; 2) дОнельзя; 3) столЯр; 4) искрА. 5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ПринУдить; 2) мелькОм; 3) новорОжденный; 4) факсимИле. 6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Эксперт; 2) туфлЯ; 3) созвонИмся; 4) облЕгчить. 7. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Конечно [чн]; 2) скучно [чн]; 3) девичник [чн]; 4) ничто [шт]. 8. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Ильинична [чн]; 2) нарочно [чн]; 3) нечто [шт]; 4) двоечник [шн]. 9. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Шинель [н’1; 2) бизнес [н’]; 3) энергия [н’]; 4) бутерброд [т’]. 10. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Антитеза [т’э]; 2) кофе [фэ]; 3) опека [п’о]; 4) декольте [дэ]. 11. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй: 1) Состав; 2) человек; 3) ребенок; 4) танец. 12. Подберите существительное к прилагательному призЫвный: 1) Клич; 2) пункт; 3) возраст; 4) плакат. 13. Подберите существительное к прилагательному развИтые: 1) Страны; 2) локоны; 3) дети; 4) игры. 14. Подберите существительное к прилагательному языковАя: 1) Колбаса; 2) система; 3) начинка; 4) нарезка. 15. Подберите существительное к прилагательному переноснОй: 1) Смысл; 2) телевизор. Ключ к тесту (Слайд 32)
| Учащиеся работают в 5 группах. Взаимопроверка. Обсуждают в группе. Каждая группа представляет свой вариант прочтения. Разбор ошибок. Решают тест самостоятельно. Самопроверка по ключу. Разбор ошибок. |