Устное изложение проверочное слово – Attention Required! | Cloudflare

проверочное слово к букве «Т»

Проверочное сло­во к сло­ву «уст­ный» — «уста».

Слово «уст­ный» име­ет непро­из­но­си­мый соглас­ный. Чтобы напи­сать пра­виль­но «уст­ный» или «усный», вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии о непро­из­но­си­мых соглас­ных.

Непроизносимые согласные

В напи­са­нии слов, име­ю­щих груп­пы соглас­ных меж­ду глас­ны­ми, воз­ни­ка­ет затруд­не­ние, так как один соглас­ный исче­за­ет при про­из­но­ше­нии:

  • здравствуй­те
  • доб­лестный
  • сердце
  • солнце.

Такие зву­ки име­ют «гово­ря­щее» назва­ние — непро­из­но­си­мые соглас­ные.

Но всё же, невзи­рая на про­из­но­ше­ние, бук­ву, обо­зна­ча­ю­щую непро­из­но­си­мый соглас­ный, необ­хо­ди­мо  в сло­ве напи­сать.

В рус­ской орфо­гра­фии боль­шин­ства слов пишут­ся не так, как слы­шат­ся, а в соот­вет­ствии с мор­фо­ло­ги­че­ским прин­ци­пом, суть кото­ро­го состо­ит в том, что мор­фе­ма сохра­ня­ет еди­ное напи­са­ние, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния соглас­ных и глас­ных.

Непроизносимые согласные в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова

При про­из­но­ше­нии сло­ва «уст­ный» точ­но так же исче­за­ет соглас­ный звук. Возникает сомне­ние, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «уст­ный» или «усный». Как его про­ве­рить?

Как пишется «устный» или «усный»?

Чтобы выяс­нить, пишет­ся ли бук­ва «т» в корне инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва, и  не допу­стить орфо­гра­фи­че­ской ошиб­ки,  поищем про­ве­роч­ное сло­во. С этой целью мож­но посту­пить дво­я­ко:

  1. подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром после непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го кор­ня будет нахо­дить­ся глас­ный звук,  про­яс­ня­ю­щий зву­ча­ние иско­мо­го соглас­но­го зву­ка;
  2. изме­нить фор­му при­ла­га­тель­но­го, что­бы после нуж­но­го нам зву­ка нахо­дил­ся глас­ный, кото­рый помо­жет услы­шать его.

Понаблюдаем:

Прилагательное «уст­ный» име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

устный — корень/суффикс/окончание

Оно обра­зо­ва­но от одно­ко­рен­но­го слова-архаизма «уста», что в совре­мен­ном рус­ском язы­ке зна­чит «губы». В корне это­го ста­рин­но­го сло­ва чет­ко слы­шит­ся соглас­ный [т].

Устный проверочное слово

Устный проверочное слово

Проверочное сло­во к сло­ву «уст­ный»

Проверочное сло­во «уста» дока­жет напи­са­ние бук­вы «т» в сло­ве «уст­ный».

Примеры предложений

К сле­ду­ю­ще­му заня­тию под­го­товь­те у́стный пере­сказ тек­ста.

Многие пред­по­чи­та­ют услы­шать у́стный рас­сказ оче­вид­ца этих инте­рес­ных собы­тий, чем про­чи­тать очерк в газе­те.

Нам явно не хва­та­ет у́стного изло­же­ния  это­го тео­ре­ти­че­ско­го мате­ри­а­ла.

russkiiyazyk.ru

ПНШ 4 класс. Русский язык. Учебник №1 упр. 12, с. 19 — 20

12. Прочитай словосочетания. Написание какой орфограммы проверяется в этом упражнении?

Капустный салат, парусный спорт, громко свистнул, адресный стол, радостно вскрикнул, колбасный сыр, тростниковый сахар, ненастная погода, воскресный день, властный человек, согласные звуки, известный писатель, пресная вода, прекрасно выглядишь, прелестный ребёнок, тучи небесные, праздновать юбилей, древесный жук, блестящий наездник, алмазный фонд, звёздное небо, отвесный склон, красивая местность, поздний час, ужасный случай, честный мальчик, чудесное утро, устное изложение, опасное дело, вкусный пирог.

Орфограмма «непроизносимый согласный».

Какие согласные в некоторых словах чередуются с нулевым звуком?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо читать подряд все словосочетания и каждое слово с выделенными звукосочетаниями сравнивать с родственными ему словами. Например: капу[сн]ый – капус[т]а: чередование нулевого звука в прилагательном со звуком [т] в сущетвительном [-]/[т]; пару[сн]ый – пару[с], пару[с]ина: нет чередования; сви[сн]ул – свис[т]: чередование нулевого звука в глаголе со звуком [т] в существительном [-]/[т] и т. д.

Маша считает, что это чередования [т]/[-] и [д]/[-]. Ты с ней соглашаешься? Подтверди своё мнение примерами из упражнения.

Чтобы подтвердить слова Маши, необходимо, найти все случаи чередования не только [т]/[-], но и [д]/[-] (или [д’]/[-]):
пра[зн]овать – праз[д’]ен [-]/[д’];
нае[з’н’]ик – ез[д’]ить [-]/[д’], ез[д]ок [-]/[д];
звё[зн]ое – звез[д]а [-]/[д];
по[з’н’]ий – опоз[д]ать [-]/[д]. 

Выпиши все словосочетания, в которых есть слова с чередованием согласного с нулевым звуком. В скобках напиши проверочное слово.
Например:

         [-]                          [т]
капустный салат (капуста) –  [-]/[т]

                   [–]             [т]             [–]                                [т’]  
Громко   свистнул   (свист),     радостно   вскрикнул   (радость),

     [–]                            [т’]                [–]                         [т’] 
тростниковый сахар (тростинка),  ненастная  погода (ненастье),

      [–]                          [т’]            [–]                               [т’]
властный  человек  (власть),   известный   писатель  (известие),

         [–]                            [т’]         [–]                             [д’] 
прелестный ребёнок (прелесть), праздновать юбилей (празден),

                         [–]           [д]             [–]                       [д] 
блестящий   наездник    (ездок),   звёздное   небо   (звёздочка),

                       [–]                [т]            [–]                        [д] 
красивая     местность     (место),     поздний    час    (опоздать),

    [–]                                [т’]        [–]                                [т] 
честный     мальчик     (честь),     устное     изложение     (уста).

Дома выпиши словосочетания, где нет слов с таким чередованием.
Образец: 
парусный – парус.

Парусный спорт (парус),  адресный стол (адрес), колбасный сыр (колбаса), воскресный день (воскресенье), согласные звуки (согласие), пресная вода (пресен), прекрасно выглядишь (прекрасен), тучи небесные (небеса), древесный жук (древеса), алмазный фонд (алмазы), отвесный склон (отвесен), ужасный случай (ужасы), чудесное утро (чудеса), опасное дело (опасен), вкусный пирог (вкусы). 

Ответы к заданиям. 4 класс. Русский язык. Учебник. Часть 1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.

Русский язык. 4 класс. Чуракова Н. А.

e-razumniki.ru

изложение — однокоренные, проверочные и родственные слова


Родственные для «изложение» слова — это лексемы, близкие по смыслу, с корнем –излож–, принадлежащие к разным частям речи. изложение — существительное, корень слова — излож, имеет следующие однокоренные слова:

  1. благорасположение
  2. влагалище
  1. возложение
  2. залог
  1. заложить
  2. излагать
  1. изложить
  2. лежать
  3. лог
  4. ложить
  5. ложиться
  6. надлежать
  7. налог
  1. налоговый
  2. налогообложение
  3. наложить
  4. обложение
  5. полагать
  6. положенный
  7. положить
  1. предлагать
  2. принадлежать
  3. пролежень
  4. проложить
  5. разложение
  6. расположить
  7. слагать

Слова с омонимичными корнями

Важно! Не являются однокоренными, омонимичные корни имеют одинаковое написание, но разное лексическое значение.

Обратите внимание, что среди однокоренных слов не всегда можно найти проверочные слова.

wordroot.ru

УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ — это… Что такое УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?



УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
словесный метод, сочетающий изложение учебного материала в повествовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, решением задач (рассказ-объяснение).

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО.
С.М. Вишнякова.
1999.

  • УСТНАЯ РЕЧЬ
  • УСВОЕНИЕ

Смотреть что такое «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ» в других словарях:

  • Изложение (пересказ) — вид работы по развитию связной речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится …   Педагогическое речеведение

  • изложение — я; ср. 1. к Изложить. Сделать, начать, продолжать и. своих взглядов. Прервать и. выводов. Дать своё и. теории. Подробное, дословное, устное, письменное и. Объективное и. фактов. Ясность изложения. По ходу изложения задавать вопросы. Выступить с… …   Энциклопедический словарь

  • изложение — я; ср. 1) к изложить Сделать, начать, продолжать изложе/ние своих взглядов. Прервать изложе/ние выводов. Дать своё изложе/ние теории. Подробное, дословное, устное, письменное изложе/ние. Объективное излож …   Словарь многих выражений

  • лекция — и; ж. [от лат. lectio чтение] 1. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении; публичное чтение на какую л. тему. Слушать лекции. Цикл лекций по русской литературе. // Учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в …   Энциклопедический словарь

  • Лекция — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Покаяние — одно из семи христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан. XX, 21 23: Мф. XVI, 19; XVlII, 17 18). В нем, по православному учению, исповедующий изустно грехи свои перед священником при видимом изъявлении от него прощения невидимо… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Лекция — ж. 1. Устное изложение учебного предмета преподавателем (обычно в высшем или среднем учебном заведении). отт. Часть учебного предмета, изложенная в такой форме. 2. Учебное занятие, представляющее собою изложение учебного предмета преподавателем в …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какого либо вопроса, научной, политической темы …   Большой Энциклопедический словарь

  • ле́кция — и, ж. 1. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении, а также публичное чтение на какую л. тему. Слушать лекции. Цикл лекций по русской литературе. □ Я прочел там [в Москве] в одном из музеев пять публичных лекций. Чехов,… …   Малый академический словарь

  • переска́з — а, м. 1. Действие по знач. глаг. пересказать пересказывать. Пересказ прочитанного. 2. Письменное или устное изложение своими словами чего л. прочитанного или услышанного. Написать пересказ …   Малый академический словарь

professional_education.academic.ru

Тексты для изложений 3 класс

Автор – Северина Оксана Борисовна

Тесты для изложений. 3 класс.

Золотая осень.

Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес.

Солнце светило ярко. Небо было голубое . Стая журавлей косяком тянулась к югу.

Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.

План.

1.Стоял ясный день.

2.Сказочный лес.

3.Листья в хороводе.

4.Домой.

Орфография: косяком, жёлтых, в хороводе, началась, красотой

Как я купил собаку.

Охотник продавал собаку. Это была большая ,умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся.

Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину.

Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал . Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок.

Собака дала нам хороший урок. Мы поняли ,что друзей не продают и не покупают.

План.

1.Охотник продал собаку.

2.Томка грустит о родном доме.

3.Хозяин приехал.

4.Хороший урок.

Орфография: хозяин, колени, охотник, на бок, не продают , не покупают.

Каникулы.

На зимние каникулы Дима с мамой отдыхали у дедушки в деревне. Зима выдалась вьюжная. Дима катался с ребятами на лыжах и санках. Раз они слепили снеговика.

Однажды Дима наблюдал сильный снегопад. Крупные хлопья снега плавно кружили в воздухе . Они быстро покрывали землю пушистым ковром. Около дома росли сугробы снега.

Любил Дима бывать в зимнем лесу. В лесу было светло и торжественно. Подолгу любовался он на красивый наряд сосен и елей.

План:

1.В деревне.

2.Снегопад.

3.В зимнем лесу.

Запиши выделенные слова:

Краткое изложение по рассказу Н.Носова .

Дружок.

Миша и Коля решили взять с собой с дачи своего любимца Дружка .Они посадили его в чемодан и сели в вагон. Чемодан положили под лавку.

Скоро к ним сели ещё пассажиры. Один мужчина положил свой чемодан тоже под лавку. На станции мужчина взял чемодан и вышел с женщиной и девочкой.

А когда мальчики были дома и открыли чемодан, то увидели там бритву и другие вещи.

Чемодан принадлежал незнакомому мужчине. Он по ошибке взял их чемодан. Дружок пропал.

Мальчики очень жалели Дружка. Они написали объявление .Но Дружок не находился. Но вот друзья узнали адрес владельца их чемодана. Когда они принесли чужой чемодан, мужчина очень обрадовался. А Дружок выбежал из комнаты и стал лизать Мише руки, лицо.

Радостная была встреча!

Вставь пропущенные буквы и подбери устно проверочные слова:

П..садили, пол…жили, под ла…ку, ост…но…ка, ог…рчены, нах…дился,прин…сли, выб…жал, стал л…зать, л…цо, радос…ная, об…явление, нап…сали.

Запомни.

Вагон, чемодан, мужчина, пассажир , решили .

                         Сиротка.

Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягнёнок.

За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягнёнок любил капусту.

Прошло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога!

Баран всё время ходил за девочкой, как собачка. Он даже защищал её от мальчишек. Раз Надя пришла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал. А баран уселся у двери и ждал её.  Настоящий друг!

 

План:

1.Почему ягнёнок стал жить у Нади?

2.Как Надя заботилась о сиротке?

3.Как изменился  ягнёнок в конце лета?

4.Почему ягнёнка можно считать настоящим другом?

 

Орфографическая подготовка:

  1. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

Б…да, с…ротка, к…рмила, мол…ком, уг…щала, р…га, х…дил, защ…щал, м…льчишек, наст…ящий.

2. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

О…ца, хле…цем, дру…

3.Вставьте пропущенные буквы, запомните написание.

М…шина, …гнёнок, м…локо, к…пуста, с…бачка, б…ран.

4.Выдели приставки.

Попала, остался, прошло, пошла, вошла.

5. Выдели суффиксы.

Ягнёнок, собачка, девочка.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск