В каком классе проходят падежи по русскому языку – Падежи существительных русского языка. Таблица падежей и вопросы к ним

Содержание

Изменение имен существительных по падежам. Образовательная программа «Школа России». 3-й класс

Цели:

  1. Формировать первоначальное представление о склонении имён существительных; знакомить учащихся с названием падежей, падежными вопросами, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;
  2. Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.

Ход урока

1. Организационный момент. ( Слайд 1)

  1. Приветствие учителя.
  2. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
  3. Упражнение на дыхание:
  • глубокий вдох через нос;
  • медленный выдох через рот.

2. Минутка чистописания.

Определите порядок следования букв в этом ряду:

фое фоое фооее фоооее фоооеее …

— Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строчки.

3. Словарно — орфографическая работа. ( Слайд 2)

Телефон.

Подберите родовое понятие к слову телефон.

Телефон – это аппарат.

В каких целях он используется людьми?

Телефон – это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.

Многие учёные предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому учёному Александру Беллу. В 1876 году он изобрёл первый телефон для практического использования.

Запишите слово. Поставьте ударение. Подчеркните две непроверяемые безударные гласные. Запомните написание слова.

4. Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Изменим существительное телефон по вопросам. (Слайд 3)

— Что менялось в существительном телефон? (окончания)

— Почему менялись окончания в существительном телефон? (менялись вопросы, которые мы задавали к слову)

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение — грамматический признак имени существительного.

5. Работа по теме урока.

В русском языке 6 падежей. ( Слайд 4)

Знакомство с названием падежей. Сказка Е. Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал

дательным.

Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…

Рассмотрите таблицу. ( Слайд 5)

Падеж

Вспомогательное

слово

Падежный

вопрос

Предлоги

Примеры

Именительный

есть

кто? что?

———-

лес, заяц

Родительный

нет

кого? чего?

От, до, из, без, у, для, с, около

леса, зайца

Дательный

рад

кому? чему?

к, по

лесу, зайцу

Винительный

вижу

кого? что?

в, на, за, про, через

лес, зайца

Творительный

любуюсь

кем? чем?

над, под, с, между, перед, за

лесом, зайцем

Предложный

говорю

о ком?

о чём?

об, о, на, в, при, во

о лесе,

о зайце

— На какие вопросы отвечают слова, стоящие в форме определённого падежа?

— К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, кому?, кем?, о ком?, к каким словам — что?, чего?, чему?, чем?, о чём?

  • Определить падеж, кроме падежных вопросов, тебе помогут вспомогательные слова.
  • С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного.
  • Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Обобщите наши рассуждения по плану:

Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали?

Что такое склонение?

Какие падежи имеются в русском языке?

На какие вопросы отвечает каждый падеж?

Назовите предлоги, которые употребляются с каждым падежом.

6. Физкульт. пауза. ( Слайд 6)

Прибежали, прибежали
Ёжики, ёжики.
Наточили, наточили
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
— Девочки! Мальчики!

— В первом и третьем предложениях найдите имена существительные.

— Определите падеж этих имён существительных.

— Определите, каким членом предложений они являются.

Итог: имя существительное в именительном падеже в предложении чаще всего бывает подлежащим. Форма именительного падежа  единственного числа называется начальной формой слова.

( Слайд 7)

7. Закрепление.

  • Упражнение (снятие зрительного напряжения). ( Слайд 8)

Упражнение 1. ( Слайд 9)

Слайд 8.

Слайд 9.

И.п.  

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

кому?  

о ком?

кем?

кого?

кто?

кого?

отцу

об отце  

отцом

отца

отец

отца

чему?

о чём?

чем?

что?

что?

чего?

дружбе

о дружбе

дружбой

дружбу

дружба

дружбы

  • Упражнение 2. ( Слайд 10)

Прочитайте слова. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.

С листом связано здоровье растения.

По ним в лист поступают вода и питательные вещества.

Лист под ветром не ломается.

Жилки придают листу прочность.

У листа гибкая ножка.

  • Упражнение 3. ( Слайд 11)

Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее.

Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах..дился в ло..ке.

Т..традь без обло..ки, гн..здо без насе..ки, всадник на лошади.

Ж..л в г..роде, полз по ..дежде, подошёл к ферме.

Срубили б..рёзу, выпил ч..ю, л..жал на печке.

8. Самостоятельная работа. ( Слайд 12)

— Определите, в каком падеже стоят имена существительные?

На языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на станках, перед соломой, с севера, по Родине, на рисунках, с ребятами.

— В каком числе можно склонять имена существительные?(и во множественном, и в единственном). Проверка.

9. Итоги урока. ( Слайд 13)

— Что мы называем склонением? (слайд 3)

— Сколько падежей в русском языке? (слайд 4)

— К какому падежу относится существительное в начальной форме?

( слайд 7)

— Чем является начальная форма имени существительного? (слайд 7)

— Назовите вопросы косвенных падежей. (слайд 5)

— Какие предлоги употребляются с косвенными падежами? (слайд 5)

— У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?

  • Оцените по шкале следующие критерии: ( Слайд 14)

10. Домашнее задание (Слайд 14).

Презентация

urok.1sept.ru

классы, род, число, падежи и склонение

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.

Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.

В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.

Существительные могут обозначать:

  • Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.

  • Части предметов: экран, дно, рукоятка.

  • Людей: человек, рабочий, врач, малыш.

  • Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь

  • Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.

  • Вещества: вода, песок, кислота, мука.

  • Явления природы: снег, дождь, радуга.

  • Признаки: глубина, чернота.

  • Действия: сражение, бег, плавание.

  • Факты и события: представление, пожар, отпуск.

  • Состояния и чувства: сон, страх, радость.

  • Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.

  • Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.

Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:

Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.

Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.

Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.

Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.

Число: единственное или множественное

Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Одушевленные и неодушевленные существительные

Одушевленность или неодушевленность — постоянный грамматический признак существительного,

Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор.

Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция.

Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.

Имена собственные и нарицательные

Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.

Имена собственные — это наименования отдельных, уникальных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии, географические и астрономические названия, имена литературных и музыкальных произведений, картин, газет и журналов, организаций, исторических событий.

Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».

Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.

Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.

Превращение имени собственного в нарицательное называется антономазией — это частный случай метонимии. Например, когда о хорошем адвокате говорят, что «он настоящий Плевако», то фамилия знаменитого юриста используется в значении «талантливый судебный защитник».

Род имен существительных

В большинстве языков мира понятие рода отсутствует. В русском языке род — постоянный признак существительного, он определяет формы согласуемых с ним слов. Например, женский род — моя сестра, мужской род — мой брат.

Мужской род. Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес.

Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша.

Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.

Общий род. Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.

Парный род, pluralia tantum. У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки.

У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род (крепкий кофе), в разговорной речи возможен средний род (вкусное кофе).

Единственное и множественное число имен существительных

Число — непостоянный морфологический признак существительных. Большинство существительных изменяются по числам: песня — песни, конь — кони, слово — слова, имя — имена.

Некоторые существительные употребляются только в единственном (злость, отчаяние) или только во множественном числе (дебаты, деньги, каникулы).

Согласовательные классы существительных

В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:

  1. Мужского рода одушевленные: зверь

  2. Мужского рода неодушевленные: трактор

  3. Женского рода одушевленные: мама

  4. Женского рода неодушевленные: буква

  5. Среднего рода одушевленные: животное

  6. Среднего рода неодушевленные: окно

  7. Только множественное число, парный род: ножницы

Все семь по-разному меняют окончания, даже если у них один и тот же род. Например, оба слова среднего рода, но одно одушевленное, а другое — неодушевленное: «Красивые окна», но «Красивые животные».

Группы имен существительных

Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака. Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты.

Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление.

Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь.

Склонение имен существительных

Склонение — это изменение существительных по падежам.

Склонениями также называют группы существительных — типы склонения. Типа склонения — постоянных признак имен существительных. Падеж — непостоянный признак.

I склонение — существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).

II склонение — существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)

III склонение — существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).

Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения

К разносклоняемым словам относятся 10 существительных на -мя — имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя — а также слова путь и дитя.

Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа (весы, перила, проводы) и существительные, образованные из прилагательных и причастий (набережная, сказуемое, слагаемое).

Не склоняются некоторые заимствованные слова — кафе, колибри, торнадо.

Морфологический разбор — морфологические признаки существительных

Начальная форма: именительный падеж единственного числа.

I. Постоянные признаки

  • Собственное или нарицательное

  • Одушевленное или неодушевленное

  • Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное

  • Род

  • Склонение

II. Непостоянные признаки

Морфологический разбор имени существительного. Пример

Книга — лучший подарок.

Устный разбор
Книга — существительное, обозначает предмет: (что?) книга, начальная форма — книга.
Постоянные мопфологические признаки: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1-го склонения.
Непостоянные морфологические признаки: употреблено в именительном падеже, в единственном числе.
Синтаксическая роль в предложении: является подлежащим.

Письменный разбор
(Что?) книга
н.ф. — книга
Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.
Непост. признаки: в Им.п., в ед.ч.
(что?) книга — подлежащее​

Читайте о других частях речи в русском языке

Существительное обозначает предмет.

Прилагательное — признак предмета.

Местоимение указывает на предмет.

Глагол обозначает действие.

Наречие — признак действия

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

www.anews.com

Падежи. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На этом уроке вы понаблюдаете за  изменением формы слова и узнаете, что имена существительные изменяются по падежам. Вы увидите, как надо действовать, чтобы определить  падеж имени существительного. Почему первый из падежей —  главный? Какое значение имеет каждый падеж? Как различить падежи, которые имеют общий вопрос? На эти вопросы можно получить ответы в уроке «Падежи».

В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе. В немецком языке, например, падежей только 4, а у финнов насчитывается целых 15. Ваша задача понять и выучить свои падежи, чтобы говорить грамотно, передавая самые разнообразные значения. Тема урока: «Падежи».

В предложения нужно вписать слово щенок. Реши, оставишь ли слово в начальной форме или будешь его изменять.

1)Пришёл ……2) У друга нет …. 3) ……дают угощение.  4) Я ругаю….. 5) Я горжусь ….. 6) Я мечтаю о ……

Пришёл щенок. У друга нет щенка. Щенку дают угощение. Я ругаю щенка.  Я горжусь щенком. Я мечтаю о щенке.

Пришлось 6 раз изменять форму слова, чтобы правильно соединять с другими словами в предложении. По команде каких вопросов изменяли форму слова?

Пришёл  кто? щенок, окончание нулевое.

Нет кого? щенка, окончание –а.

Дают кому? щенку, окончание –у.

Ругаю кого? щенка, окончание –а.

Горжусь кем? щенком, окончание –ом.

Мечтаю  о ком? о щенке, окончание –е.

Понаблюдаем за поведением другого слова: река.

1)У нас есть ….2) А у нас нет ….3)….дали название. 4) Мы увидели …5) Мы любуемся … 6) Хорошо купаться в …!

У нас есть река.  А у нас нет реки. Реке дали название. Мы увидели реку.  Мы любуемся рекой. Хорошо купаться в реке!

Есть что? река, окончание -а.

Нет чего? реки, окончание -и.

Дали чему? реке, окончание -е.

Увидели что? реку, окончание -у.

Любуемся чем? рекой, окончание -ой.

Купаться в чём? в реке, окончание -е.

Назовём по порядку все вопросы, которые задавали: Кто?  Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? или В ком? В чём? (см. Рис. 1)

6 раз меняли форму слова. Как же такое изменение называется?

 

Рис. 1. Вопросы

Для связи с другими словами имена существительные изменяются по командам 6 пар вопросов. Такие изменения учёные назвали изменением по падежам. Падеж – от греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров-6 падежей.

Первый из падежей – главный, потому что он даёт имя предмету, именует его, требуя ответа на вопросы: это кто? что? За такую работу он и получил название: именительный падеж.

Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного.

Родительный буквально означает «полученный с рождения». Таким было исходное значение этого падежа. Затем он приобрёл другие оттенки значения.

Сын (кого?) Ивана,  (Иван – родитель). Дом (кого?) отца,  (отец – создатель). Платье (кого?) сестры,  (сестра – владелица). Кусок (чего?) пирога.

Понаблюдаем, с какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже:

сидеть без дела, подарок для мамы, доехал до магазина, вышел из школы, письмо от брата, съехал с горы, спросил у учителя

падежный вопрос

вспомогательное  слово

предлоги

кого? чего?             

нет

без, для, до, из, от, с, у

Дательный —  от слова «дать», так как первоначальное  его значение – обозначить адресата, для которого, ради которого делается что-нибудь.

Подарок (кому?) дочери. Помогать (кому?) раненым. Дань (чему?) Родине.

В этих выражениях кому-нибудь что-либо даётся: дочери даётся подарок, раненым даётся помощь, Родине отдаётся дань любви и восхищения. Благодаря этому значению, очевидно, падеж и получил своё название ещё в мире древних народов.

Понаблюдаем, с какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже:

Я бродил по нивам,

По лугам игривым.

Думал: «До чего же

Всё вокруг красиво!» (Е. Соломенко)

Бродил (по чему?) по нивам (т.е.засеянным полям), по лугам.

Склонились к земле

падежный вопрос

вспомогательное  слово

предлоги

кому? чему?  

дать

к, по

Винительный – некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина», что значило в древнерусском языке «причина».

Читать (что?) книгу. Шить (что?) платье. Делать (что?) зарядку. Книга, платье, зарядка являются причиной, вызывающей само действие.

С какими предлогами употребляются существительные в этом падеже: положил в сумку, смотрел на портрет, сел за стол, спрятался под стол, узнал про подругу, перешёл через дорогу.

падежный вопрос

вспомогательное  слово

предлоги

кого? что?               

вижу

 в, на, за, под, про, через

 

Творительный – связан с глаголом «творить» и имеет значение орудия, которым что-нибудь делают. Писать (чем?) карандашом. Ловил (чем?) неводом. Шить (чем?) иголкой.

В старину иногда учёные упоминали «орудивный» падеж от слова орудие. Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много других значений.

С какими предлогами употребляются существительные в этом падеже: увидел за окном, летел над лесом, росли перед домом, встретился с другом, проплывал под мостом.

падежный вопрос

вспомогательное  слово

предлоги

кем? чем?               

доволен

за, над, перед, с, под

 

Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного.

Посмотрим на предлоги: занимаюсь в кружке, думаю о работе, играли на перемене, построили при школе

падежный вопрос

вспомогательное  слово

предлоги

о ком? о чём?         

думаю

в, о, на, при

 

Предложный падеж назван так, поскольку без предлога он не употребляется. Родоначальником предложного падежа был МЕСТНЫЙ падеж. Он существовал в старославянском и древнерусском языках, указывал на место действия. Теперь предложный падеж служит не только для обозначения места, а также того, о ком или о чём мы ведём речь.

Что где?

Дерево прячет корни в земле.

Искры таятся в тёплой золе.

В жёлуде зрелом спрятан дубок.

В белой скорлупке спрятан желток. (О. Дриз)

Прячет (в чём?) в земле, таятся (в чём?) в золе, спрятан (в чём?) в жёлуде, спрятан (в чём?) в скорлупке.

Зола – это остаток от сжигания в виде серо-чёрной пыли.

Как мы действовали, чтобы узнать  падеж имени существительного?

1. Нашли то слово, которое именем существительным командует.

2. Задали от слова-командира нужный вопрос.

3. По вопросу узнали падеж.

Обрати внимание! Иногда непросто различить родительный и винительный падежи. Они имеют общий вопрос кого?

Я смотрю (на кого? что?)  на слона. Или (на кого? чего?) на слона. Форма слова одинаковая и в родительном падеже и в винительном. Окончание –а.

Подставлю в предложение слово лиса. В винительном падеже:  вижу (кого? что?) лису, окончание –у. В родительном – нет кого? чего? лисы, окончание –ы.

Я смотрю на лису, окончание –у, это винительный падеж.

Я смотрю на слона, винительный падеж.

Именительный и винительный падежи отвечают на вопрос что? Важно научиться их различать.

Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим, а имя существительное в винительном падеже – второстепенным членом предложения. В именительном падеже имена существительные всегда употребляются без предлога, а в винительном – и без предлога, и с предлогами.

Сыплет спелые орехи

Мне орешник в кузовок.

Лес рябиновые вехи

Расставляет у дорог. (М. Исаковский)

(Веха – шест для указания пути, в лесу рябинки — указатели дороги)

Найдём основу предложения. (Что?) орешник, (что делает?) сыплет. Подлежащее орешник выражено существительным в именительном падеже. (Что?) лес, (что делает?) расставляет. Существительное лес в именительном падеже.

Найдём другие существительные. Существительными обычно командует глагол.

Сыплет (кого? что? или кого? чего?) орехи. Подставим слово лиса: сыплет лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Сыплет (в кого? что? или в кого? чего?) в кузовок. Подставим слово лиса: сыплет в лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Расставляет (кого? что? или кого? чего?) вехи. Подставим слово лиса: расставляет лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Расставляет (у кого? чего?) у дорог. Родительный падеж. Расставляет у лисы, окончание –ы, родительный падеж.

1.      Определи падеж существительных.

Всюду в ранние часы

Сшило утро дачное

Всем травинкам из росы

Платьица прозрачные. (И. Демьянов)

(Что?) утро, (что сделало?) сшило. Это основа предложения. Подлежащее утро в именительном падеже.

Сшило (в кого? что? или в кого? чего?) в часы. Подставим слово лиса: сшило в лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

Сшило (чему?) травинкам, дательный падеж.

Сшило (из кого? чего?) из росы, родительный падеж.

Сшило (кого? чего? или кого? что?) платьица. Подставим слово лиса: сшило лису, окончание –у, значит, винительный падеж.

2.      Найдём существительные в тексте и определим их падеж.

Зима.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река. Уснула, как в сказке. Ходит зима в больших мягких валенках, по сторонам поглядывает.

Вот бугорок в поле. Проказник-ветер сдул с бугорка белую шапку. Нужно её снова надеть. Серого зайчишку зима одела в белую шубку. (Г. Скребицкий)

Побелели (что?) поля и пригорки (И.п.) Покрылась (что?) река  (И.п.). Покрылась (чем?) льдом (Т.п.). Уснула, как (в чём?) в сказке (П.п.). (Что делает?) Ходит (что?) зима (И.п.). Ходит (в чём?) в валенках (П.п.). Поглядывает (по чему?) по сторонам (Д.п.) (Что?) Бугорок (И.п.) (В чём?) в поле (П.п.) (Что?) Проказник-ветер (И.п.) (что сделал?) сдул. Сдул (с чего?) с бугорка (Р.п.) Сдул (что?) шапку (В.п.) (Что?) зима (И.п.) что сделала? одела. Одела (кого?) зайчишку (В.п.) Одела (во что?) в шубку (В.п.)

3. Добавьте  в пословицы слово ум, определите падеж.

1) И сила…….уступает.

2) В умной беседе быть — ….прикупить.

3) Не копьём побивают, а ….

4) Голова без …., что фонарь без свечи. (В.Даль)

1) И сила уму уступает. (Д.п.)

2) В умной беседе быть – ум прикупить. (В.п.)

3) Не копьём побивают, а умом.(Т.п.)

4) Голова без ума, что фонарь без свечи. (Р.п.)

(В.Даль)

На уроке вы узнали 6 падежей.

И.п. существует  кто? что?

Р.п. нет кого? чего?

Д.п. дать кому? чему?

В.п. вижу кого? что?

Т.п. доволен кем? чем?

П.п. думаю о ком? о чём?

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).  
  2. School-collection.edu.ru (Источник).  
  3. School-collection.edu.ru (Источник).  
  4. Russisch-fuer-kinder.de (Источник).   
  5. Rich62.ru (Источник).    

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Подумай, чем похожи имена существительные в каждой группе слов. В одной группе найди лишнее сочетание слов и подчеркни его.

1) Увяз в болоте, растянулся на грядке, заботился о собаках.

2) Общался с попугаем, сидел в клетке, копался под деревом, спрятался за спиной.

3)  Мчался по шоссе, подарил подружке, подлетел к рябине.

4) Стоял у гаража, вернулся из города, добрался до деревни.

  • Надпиши над именами существительными падеж. Перед именем существительным пиши в скобках падежный вопрос от слова-командира.

1) Шагал (…) по тропке (…) через парк (…) к памятнику.

2) Писал (…) картину (…) маслом (…) на холсте.

3) Любовался (…) природой (…) с горы (…) в бинокль.

  • Прочитай шуточное стихотворение и определи падеж имени существительного кот.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста.

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая — и та,

Видя грозного кота,

Убежит в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там сидит и в темноте

Вспоминает о коте.

(А. Грачёв)

interneturok.ru

Русский язык для начинающих., Падежи. Урок 2.

Online učení se jazyků @ LingQ

Display Language: cs