Изменение имен существительных по падежам. Образовательная программа «Школа России». 3-й класс
Цели:
- Формировать первоначальное представление о склонении имён существительных; знакомить учащихся с названием падежей, падежными вопросами, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;
- Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
Ход урока
1. Организационный момент. ( Слайд 1)
- Приветствие учителя.
- Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
- Упражнение на дыхание:
- глубокий вдох через нос;
- медленный выдох через рот.
2. Минутка чистописания.
Определите порядок следования букв в этом ряду:
фое фоое фооее фоооее фоооеее …
— Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строчки.
3. Словарно — орфографическая работа. ( Слайд 2)
Телефон.
Подберите родовое понятие к слову телефон.
Телефон – это аппарат.
В каких целях он используется людьми?
Телефон – это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.
Многие учёные предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому учёному Александру Беллу. В 1876 году он изобрёл первый телефон для практического использования.
Запишите слово. Поставьте ударение. Подчеркните две непроверяемые безударные гласные. Запомните написание слова.
4. Актуализация знаний. Постановка темы урока.
Изменим существительное телефон по вопросам. (Слайд 3)
— Что менялось в существительном телефон? (окончания)
— Почему менялись окончания в существительном телефон? (менялись вопросы, которые мы задавали к слову)
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение — грамматический признак имени существительного.
5. Работа по теме урока.
В русском языке 6 падежей. ( Слайд 4)
Знакомство с названием падежей. Сказка Е. Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
Рассмотрите таблицу. ( Слайд 5)
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Предлоги |
Примеры |
Именительный | есть |
кто? что? |
———- |
лес, заяц |
Родительный | нет |
кого? чего? |
От, до, из, без, у, для, с, около |
леса, зайца |
Дательный | рад |
кому? чему? |
к, по |
лесу, зайцу |
Винительный | вижу |
кого? что? |
в, на, за, про, через |
лес, зайца |
Творительный | любуюсь |
кем? чем? |
над, под, с, между, перед, за |
лесом, зайцем |
Предложный |
говорю |
о ком? о чём? |
об, о, на, в, при, во |
о лесе, о зайце |
— На какие вопросы отвечают слова, стоящие в форме определённого падежа?
— К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, кому?, кем?, о ком?, к каким словам — что?, чего?, чему?, чем?, о чём?
- Определить падеж, кроме падежных вопросов, тебе помогут вспомогательные слова.
- С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного.
- Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Обобщите наши рассуждения по плану:
Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали?
Что такое склонение?
Какие падежи имеются в русском языке?
На какие вопросы отвечает каждый падеж?
Назовите предлоги, которые употребляются с каждым падежом.
6. Физкульт. пауза. ( Слайд 6)
Прибежали, прибежали
Ёжики, ёжики.
Наточили, наточили
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
— Девочки! Мальчики!
— В первом и третьем предложениях найдите имена существительные.
— Определите падеж этих имён существительных.
— Определите, каким членом предложений они являются.
Итог: имя существительное в именительном падеже в предложении чаще всего бывает подлежащим. Форма именительного падежа единственного числа называется начальной формой слова.
( Слайд 7)
7. Закрепление.
- Упражнение (снятие зрительного напряжения). ( Слайд 8)
Упражнение 1. ( Слайд 9)
Слайд 8.
Слайд 9.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
кому? о ком? кем?кого? кто? кого? |
отцу об отце отцом отца отец отца |
чему? о чём? чем? что? что? чего? |
дружбе о дружбе дружбой дружбу дружба дружбы |
- Упражнение 2. ( Слайд 10)
Прочитайте слова. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.
С листом связано здоровье растения.
По ним в лист поступают вода и питательные вещества.
Лист под ветром не ломается.
Жилки придают листу прочность.
У листа гибкая ножка.
- Упражнение 3. ( Слайд 11)
Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее.
Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах..дился в ло..ке.
Т..традь без обло..ки, гн..здо без насе..ки, всадник на лошади.
Ж..л в г..роде, полз по ..дежде, подошёл к ферме.
Срубили б..рёзу, выпил ч..ю, л..жал на печке.
8. Самостоятельная работа. ( Слайд 12)
— Определите, в каком падеже стоят имена существительные?
На языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на станках, перед соломой, с севера, по Родине, на рисунках, с ребятами.
— В каком числе можно склонять имена существительные?(и во множественном, и в единственном). Проверка.
9. Итоги урока. ( Слайд 13)
— Что мы называем склонением? (слайд 3)
— Сколько падежей в русском языке? (слайд 4)
— К какому падежу относится существительное в начальной форме?
( слайд 7)
— Чем является начальная форма имени существительного? (слайд 7)
— Назовите вопросы косвенных падежей. (слайд 5)
— Какие предлоги употребляются с косвенными падежами? (слайд 5)
— У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?
- Оцените по шкале следующие критерии: ( Слайд 14)
10. Домашнее задание (Слайд 14).
Презентация
urok.1sept.ru
классы, род, число, падежи и склонение
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.
Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.
В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.
Существительные могут обозначать:
Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.
Части предметов: экран, дно, рукоятка.
Людей: человек, рабочий, врач, малыш.
Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь
Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.
Вещества: вода, песок, кислота, мука.
Явления природы: снег, дождь, радуга.
Признаки: глубина, чернота.
Действия: сражение, бег, плавание.
Факты и события: представление, пожар, отпуск.
Состояния и чувства: сон, страх, радость.
Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.
Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.
Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:
Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.
Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.
Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.
Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.
Число: единственное или множественное
Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Одушевленные и неодушевленные существительные
Одушевленность или неодушевленность — постоянный грамматический признак существительного,
Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор.
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция.
Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.
Имена собственные и нарицательные
Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.
Имена собственные — это наименования отдельных, уникальных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии, географические и астрономические названия, имена литературных и музыкальных произведений, картин, газет и журналов, организаций, исторических событий.
Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».
Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.
Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.
Превращение имени собственного в нарицательное называется антономазией — это частный случай метонимии. Например, когда о хорошем адвокате говорят, что «он настоящий Плевако», то фамилия знаменитого юриста используется в значении «талантливый судебный защитник».
Род имен существительных
В большинстве языков мира понятие рода отсутствует. В русском языке род — постоянный признак существительного, он определяет формы согласуемых с ним слов. Например, женский род — моя сестра, мужской род — мой брат.
Мужской род. Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес.
Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша.
Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.
Общий род. Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.
Парный род, pluralia tantum. У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки.
У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род (крепкий кофе), в разговорной речи возможен средний род (вкусное кофе).
Единственное и множественное число имен существительных
Число — непостоянный морфологический признак существительных. Большинство существительных изменяются по числам: песня — песни, конь — кони, слово — слова, имя — имена.
Некоторые существительные употребляются только в единственном (злость, отчаяние) или только во множественном числе (дебаты, деньги, каникулы).
Согласовательные классы существительных
В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:
Мужского рода одушевленные: зверь
Мужского рода неодушевленные: трактор
Женского рода одушевленные: мама
Женского рода неодушевленные: буква
Среднего рода одушевленные: животное
Среднего рода неодушевленные: окно
Только множественное число, парный род: ножницы
Все семь по-разному меняют окончания, даже если у них один и тот же род. Например, оба слова среднего рода, но одно одушевленное, а другое — неодушевленное: «Красивые окна», но «Красивые животные».
Группы имен существительных
Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака. Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты.
Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление.
Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь.
Склонение имен существительных
Склонение — это изменение существительных по падежам.
Склонениями также называют группы существительных — типы склонения. Типа склонения — постоянных признак имен существительных. Падеж — непостоянный признак.
I склонение — существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).
II склонение — существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)
III склонение — существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).
Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения
К разносклоняемым словам относятся 10 существительных на -мя — имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя — а также слова путь и дитя.
Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа (весы, перила, проводы) и существительные, образованные из прилагательных и причастий (набережная, сказуемое, слагаемое).
Не склоняются некоторые заимствованные слова — кафе, колибри, торнадо.
Морфологический разбор — морфологические признаки существительных
Начальная форма: именительный падеж единственного числа.
I. Постоянные признаки
Собственное или нарицательное
Одушевленное или неодушевленное
Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное
Род
Склонение
II. Непостоянные признаки
Морфологический разбор имени существительного. Пример
Книга — лучший подарок.
Устный разбор
Книга — существительное, обозначает предмет: (что?) книга, начальная форма — книга.
Постоянные мопфологические признаки: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1-го склонения.
Непостоянные морфологические признаки: употреблено в именительном падеже, в единственном числе.
Синтаксическая роль в предложении: является подлежащим.
Письменный разбор
(Что?) книга
н.ф. — книга
Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.
Непост. признаки: в Им.п., в ед.ч.
(что?) книга — подлежащее
Читайте о других частях речи в русском языке
Существительное обозначает предмет.
Прилагательное — признак предмета.
Местоимение указывает на предмет.
Глагол обозначает действие.
Наречие — признак действия
Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.
www.anews.com
Падежи. Видеоурок. Русский язык 3 Класс
На этом уроке вы понаблюдаете за изменением формы слова и узнаете, что имена существительные изменяются по падежам. Вы увидите, как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного. Почему первый из падежей — главный? Какое значение имеет каждый падеж? Как различить падежи, которые имеют общий вопрос? На эти вопросы можно получить ответы в уроке «Падежи».
В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе. В немецком языке, например, падежей только 4, а у финнов насчитывается целых 15. Ваша задача понять и выучить свои падежи, чтобы говорить грамотно, передавая самые разнообразные значения. Тема урока: «Падежи».
В предложения нужно вписать слово щенок. Реши, оставишь ли слово в начальной форме или будешь его изменять.
1)Пришёл ……2) У друга нет …. 3) ……дают угощение. 4) Я ругаю….. 5) Я горжусь ….. 6) Я мечтаю о ……
Пришёл щенок. У друга нет щенка. Щенку дают угощение. Я ругаю щенка. Я горжусь щенком. Я мечтаю о щенке.
Пришлось 6 раз изменять форму слова, чтобы правильно соединять с другими словами в предложении. По команде каких вопросов изменяли форму слова?
Пришёл кто? щенок, окончание нулевое.
Нет кого? щенка, окончание –а.
Дают кому? щенку, окончание –у.
Ругаю кого? щенка, окончание –а.
Горжусь кем? щенком, окончание –ом.
Мечтаю о ком? о щенке, окончание –е.
Понаблюдаем за поведением другого слова: река.
1)У нас есть ….2) А у нас нет ….3)….дали название. 4) Мы увидели …5) Мы любуемся … 6) Хорошо купаться в …!
У нас есть река. А у нас нет реки. Реке дали название. Мы увидели реку. Мы любуемся рекой. Хорошо купаться в реке!
Есть что? река, окончание -а.
Нет чего? реки, окончание -и.
Дали чему? реке, окончание -е.
Увидели что? реку, окончание -у.
Любуемся чем? рекой, окончание -ой.
Купаться в чём? в реке, окончание -е.
Назовём по порядку все вопросы, которые задавали: Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? или В ком? В чём? (см. Рис. 1)
6 раз меняли форму слова. Как же такое изменение называется?
Рис. 1. Вопросы
Для связи с другими словами имена существительные изменяются по командам 6 пар вопросов. Такие изменения учёные назвали изменением по падежам. Падеж – от греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров-6 падежей.
Первый из падежей – главный, потому что он даёт имя предмету, именует его, требуя ответа на вопросы: это кто? что? За такую работу он и получил название: именительный падеж.
Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного.
Родительный буквально означает «полученный с рождения». Таким было исходное значение этого падежа. Затем он приобрёл другие оттенки значения.
Сын (кого?) Ивана, (Иван – родитель). Дом (кого?) отца, (отец – создатель). Платье (кого?) сестры, (сестра – владелица). Кусок (чего?) пирога.
Понаблюдаем, с какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже:
сидеть без дела, подарок для мамы, доехал до магазина, вышел из школы, письмо от брата, съехал с горы, спросил у учителя
падежный вопрос |
вспомогательное слово |
предлоги |
кого? чего? |
нет |
без, для, до, из, от, с, у |
Дательный — от слова «дать», так как первоначальное его значение – обозначить адресата, для которого, ради которого делается что-нибудь.
Подарок (кому?) дочери. Помогать (кому?) раненым. Дань (чему?) Родине.
В этих выражениях кому-нибудь что-либо даётся: дочери даётся подарок, раненым даётся помощь, Родине отдаётся дань любви и восхищения. Благодаря этому значению, очевидно, падеж и получил своё название ещё в мире древних народов.
Понаблюдаем, с какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже:
Я бродил по нивам,
По лугам игривым.
Думал: «До чего же
Всё вокруг красиво!» (Е. Соломенко)
Бродил (по чему?) по нивам (т.е.засеянным полям), по лугам.
Склонились к земле
падежный вопрос |
вспомогательное слово |
предлоги |
кому? чему? |
дать |
к, по |
Винительный – некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина», что значило в древнерусском языке «причина».
Читать (что?) книгу. Шить (что?) платье. Делать (что?) зарядку. Книга, платье, зарядка являются причиной, вызывающей само действие.
С какими предлогами употребляются существительные в этом падеже: положил в сумку, смотрел на портрет, сел за стол, спрятался под стол, узнал про подругу, перешёл через дорогу.
падежный вопрос |
вспомогательное слово |
предлоги |
кого? что? |
вижу |
в, на, за, под, про, через
|
Творительный – связан с глаголом «творить» и имеет значение орудия, которым что-нибудь делают. Писать (чем?) карандашом. Ловил (чем?) неводом. Шить (чем?) иголкой.
В старину иногда учёные упоминали «орудивный» падеж от слова орудие. Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много других значений.
С какими предлогами употребляются существительные в этом падеже: увидел за окном, летел над лесом, росли перед домом, встретился с другом, проплывал под мостом.
падежный вопрос |
вспомогательное слово |
предлоги |
кем? чем? |
доволен |
за, над, перед, с, под
|
Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного.
Посмотрим на предлоги: занимаюсь в кружке, думаю о работе, играли на перемене, построили при школе
падежный вопрос |
вспомогательное слово |
предлоги |
о ком? о чём? |
думаю |
в, о, на, при
|
Предложный падеж назван так, поскольку без предлога он не употребляется. Родоначальником предложного падежа был МЕСТНЫЙ падеж. Он существовал в старославянском и древнерусском языках, указывал на место действия. Теперь предложный падеж служит не только для обозначения места, а также того, о ком или о чём мы ведём речь.
Что где?
Дерево прячет корни в земле.
Искры таятся в тёплой золе.
В жёлуде зрелом спрятан дубок.
В белой скорлупке спрятан желток. (О. Дриз)
Прячет (в чём?) в земле, таятся (в чём?) в золе, спрятан (в чём?) в жёлуде, спрятан (в чём?) в скорлупке.
Зола – это остаток от сжигания в виде серо-чёрной пыли.
Как мы действовали, чтобы узнать падеж имени существительного?
1. Нашли то слово, которое именем существительным командует.
2. Задали от слова-командира нужный вопрос.
3. По вопросу узнали падеж.
Обрати внимание! Иногда непросто различить родительный и винительный падежи. Они имеют общий вопрос кого?
Я смотрю (на кого? что?) на слона. Или (на кого? чего?) на слона. Форма слова одинаковая и в родительном падеже и в винительном. Окончание –а.
Подставлю в предложение слово лиса. В винительном падеже: вижу (кого? что?) лису, окончание –у. В родительном – нет кого? чего? лисы, окончание –ы.
Я смотрю на лису, окончание –у, это винительный падеж.
Я смотрю на слона, винительный падеж.
Именительный и винительный падежи отвечают на вопрос что? Важно научиться их различать.
Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим, а имя существительное в винительном падеже – второстепенным членом предложения. В именительном падеже имена существительные всегда употребляются без предлога, а в винительном – и без предлога, и с предлогами.
Сыплет спелые орехи
Мне орешник в кузовок.
Лес рябиновые вехи
Расставляет у дорог. (М. Исаковский)
(Веха – шест для указания пути, в лесу рябинки — указатели дороги)
Найдём основу предложения. (Что?) орешник, (что делает?) сыплет. Подлежащее орешник выражено существительным в именительном падеже. (Что?) лес, (что делает?) расставляет. Существительное лес в именительном падеже.
Найдём другие существительные. Существительными обычно командует глагол.
Сыплет (кого? что? или кого? чего?) орехи. Подставим слово лиса: сыплет лису, окончание –у, значит, винительный падеж.
Сыплет (в кого? что? или в кого? чего?) в кузовок. Подставим слово лиса: сыплет в лису, окончание –у, значит, винительный падеж.
Расставляет (кого? что? или кого? чего?) вехи. Подставим слово лиса: расставляет лису, окончание –у, значит, винительный падеж.
Расставляет (у кого? чего?) у дорог. Родительный падеж. Расставляет у лисы, окончание –ы, родительный падеж.
1. Определи падеж существительных.
Всюду в ранние часы
Сшило утро дачное
Всем травинкам из росы
Платьица прозрачные. (И. Демьянов)
(Что?) утро, (что сделало?) сшило. Это основа предложения. Подлежащее утро в именительном падеже.
Сшило (в кого? что? или в кого? чего?) в часы. Подставим слово лиса: сшило в лису, окончание –у, значит, винительный падеж.
Сшило (чему?) травинкам, дательный падеж.
Сшило (из кого? чего?) из росы, родительный падеж.
Сшило (кого? чего? или кого? что?) платьица. Подставим слово лиса: сшило лису, окончание –у, значит, винительный падеж.
2. Найдём существительные в тексте и определим их падеж.
Зима.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река. Уснула, как в сказке. Ходит зима в больших мягких валенках, по сторонам поглядывает.
Вот бугорок в поле. Проказник-ветер сдул с бугорка белую шапку. Нужно её снова надеть. Серого зайчишку зима одела в белую шубку. (Г. Скребицкий)
Побелели (что?) поля и пригорки (И.п.) Покрылась (что?) река (И.п.). Покрылась (чем?) льдом (Т.п.). Уснула, как (в чём?) в сказке (П.п.). (Что делает?) Ходит (что?) зима (И.п.). Ходит (в чём?) в валенках (П.п.). Поглядывает (по чему?) по сторонам (Д.п.) (Что?) Бугорок (И.п.) (В чём?) в поле (П.п.) (Что?) Проказник-ветер (И.п.) (что сделал?) сдул. Сдул (с чего?) с бугорка (Р.п.) Сдул (что?) шапку (В.п.) (Что?) зима (И.п.) что сделала? одела. Одела (кого?) зайчишку (В.п.) Одела (во что?) в шубку (В.п.)
3. Добавьте в пословицы слово ум, определите падеж.
1) И сила…….уступает.
2) В умной беседе быть — ….прикупить.
3) Не копьём побивают, а ….
4) Голова без …., что фонарь без свечи. (В.Даль)
1) И сила уму уступает. (Д.п.)
2) В умной беседе быть – ум прикупить. (В.п.)
3) Не копьём побивают, а умом.(Т.п.)
4) Голова без ума, что фонарь без свечи. (Р.п.)
(В.Даль)
На уроке вы узнали 6 падежей.
И.п. существует кто? что?
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. дать кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. доволен кем? чем?
П.п. думаю о ком? о чём?
Список рекомендованной литературы
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- School-collection.edu.ru (Источник).
- School-collection.edu.ru (Источник).
- School-collection.edu.ru (Источник).
- Russisch-fuer-kinder.de (Источник).
- Rich62.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Подумай, чем похожи имена существительные в каждой группе слов. В одной группе найди лишнее сочетание слов и подчеркни его.
1) Увяз в болоте, растянулся на грядке, заботился о собаках.
2) Общался с попугаем, сидел в клетке, копался под деревом, спрятался за спиной.
3) Мчался по шоссе, подарил подружке, подлетел к рябине.
4) Стоял у гаража, вернулся из города, добрался до деревни.
- Надпиши над именами существительными падеж. Перед именем существительным пиши в скобках падежный вопрос от слова-командира.
1) Шагал (…) по тропке (…) через парк (…) к памятнику.
2) Писал (…) картину (…) маслом (…) на холсте.
3) Любовался (…) природой (…) с горы (…) в бинокль.
- Прочитай шуточное стихотворение и определи падеж имени существительного кот.
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста.
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая — и та,
Видя грозного кота,
Убежит в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там сидит и в темноте
Вспоминает о коте.
(А. Грачёв)
interneturok.ru
Русский язык для начинающих., Падежи. Урок 2.
Display Language: cs
- Angličtina
- Španělština
- Němčina
- Francoužština
- Italština
- Portugalština
- Japonština
- Zjednodušená čínština
- Tradiční čínština
- Korejština
- Ruština
- Švédština
- Holandština
- Litevština
- Čeština
- Maďarština
- Řečtina
- Ukrajinština
www.lingq.com
Как объяснить ребенку падежи — Блог и все письма Ренаты Кирилиной и «Обучение с удовольствием»
В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам.
Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.
Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.
Конечно, тему объясняют в школе. Но часто бывает, что ребенок приходит из школы и говорит, что ничего не понял.
Кроме того, все больше родителей и детей проходят школьную программу дома, на семейном обучении.
И в том и другом случае сложную тему надо объяснять родителям.
О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.
1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой
Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги “Веселая грамматика”
Жил был Падеж. (можно предложить ребенку нарисовать маленький падеж)
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.
2. Рассуждайте, что будет если слова не будут менять свои окончания и какой тогда станет наша речь
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже.
Вместо “Никита съел макароны с сосисками” — Никита съел макароны с сосиска
Поиграйте с ребенком, и предложите исправить предложения, поменяв окончания слов
Мы магазин купили еда (мы в магазине купили еду)
Маша ест каша (Маша ест кашу)
Люда купила юбка (Люда купила юбку)
Спросите, в предложении «Собака играет ребенок» — понятно кто с кем играет? Ребенок с собакой или собака с ребенком?
Как составить предложение, чтобы было понятно?
3. Познакомьте ребенка с падежами и со вспомогательными словами
Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — творю (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?
Напишите сразу все падежи и падежные вопросы. Напишите слова-подсказки (нет, дам, вижу)
Поиграйте: Вы называете падеж и вопрос, ребенок ответ определенное слов.
Например,
Именительный это кто? что?- машинка.
Родительный — нет кого? чего? — машинки
и т.д.
4. Послушайте песню про падежи с капитаном Крабом
Спойте с ребенком, угадывайте падежи из песни
5. Поставьте перед ребенком задачу выучить падежи и вспомогательные слова с вопросом.
На этом этапе можно оставить ребенка с табличкой падежей и предложить запомнить.
Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово
Родительный — родил
Дательный — дал
Винительный — вижу, виню
Творительный — творю
Когда ребенок выучит, проверьте его.
Лучше это сделать так:
Вы называете падеж (по порядку), а ребенок называет вспомогательное слово и вопрос
Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку
6. Следующий шаг — научить ребенка изменять слова
Тренировка просто необходима, и задача данной практики — почувствовать изменение окончаний слов и научиться менять слова.
Учебники предлагают изменять слова
окно, лиса, береза и т.д.
Но обращаем внимание, что ребенку может быть не интересно, скучно. Поэтому (особенно на семейном обучении) можно предложить изменить по падежам смешные или плохие слова
Например, мы меняли слова «таракан» и даже «попа»
Ребенок включился и с радостью тренировался.
7. Тренировка «крестики-нолики»
Ребенку читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах. Вы можете составить историю про лису, про машинку, или про что-то другое.
Первый раз я рассказала такую историю:
Я на улице увидела лису. Ребенок задал вопрос (вижу кого? что? лису) и записал слово в нужную ячейку.
Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?) Предложный падеж
В ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы. (кого? чего?)
На самом деле лиса спряталась от Никиты. (кто? что? Именительный)
Никита был очень расстроен хитрой лисой (кем? чем? Творительный)
А потом придумал и вынес лисе немного еды. (кому? чему?)
Вы читаете или придумываете историю медленно, а ребенок пишет в табличку только одно слово. Рассуждать о падеже можно вместе.
Таких тренировок надо делать несколько.
Чтобы ребенку было интересно, я применила хитрость, и говорила вторую историю и предложения со словом “жопа”
Один мальчик очень плохо себя вел, и тогда мама решила дать ему по жопе. (по кому? чему)
Она так и сказала! Иди сюда, дай мне свою жопу! (кого? что?)
Мама! Я не хочу. Сказал мальчик.
Тогда мама спросила, а почему тогда ты иногда думаешь жопой?
Наверное потому, что жопа вместо головы?
Мои дети смеялись и до слез и с удовольствием определяли, куда записать слово и какой падеж у текущей «жопы»
8. Тренировка при которой ребенок определяет падеж имен существительных в тексте.
Ребенку дают предложение, и ему надо подписать падежи
В зависимости от интересности историй и текста, будет формироваться интерес ребенка.
В этом возрасте детям интересны темы компьютерных игр, интересны истории о них или о каких-нибудь других детях, им нравятся предложения со словами «дурак», «какашка»
Если ребенок увлекается футболом -придумывайте тексты о футболе.
Играет в шахматы — о шахматах
Нравятся куклы — расскажите историю о принцессе
Вам необязательно использовать «плохие» слова, но обязательно заинтересуйте ребенка темой.
Тогда обучение будет простым и увлекательным.
9. Создать паук-карту «падежи»
Нарисуйте паучка, а в его лапках шпаргалку падежей и вопросов. Пусть паучок будет с ребенком.
Кроме вопросов и слов подсказок (которые лучше всего закодировать пиктограммой), вы можете добавить паучку один-два слова примера.
Данная статья — это отличный пример того, как много существует способов объяснить ребенку что-то эффективно.
К сожалению, современная система образования не нацелена на то, чтобы помочь детям эффективно учиться.
Именно поэтому мы создали свою школу — Школу умных детей, в которой помогаем родителям учить детей легче, быстрее и онлайн.
Пару дней назад мы обновили 48 уроков в школе по математике с 1 по 3 класс и в итоге сейчас в школе доступно уже более 500 уроков по эффективному изучению школьной программы в начальной школе.
Если Вы хотите получить простое и понятное объяснение сложных школьных тем в начальной школе — присоединяйтесь к школе умных детей сейчас.
До 14 февраля мы объявляем акцию.
Всем, кто уже присоединился или только присоединится к Школе умных детей мы дадим доступ к базе знаний (видеоурокам и заданиям) навсегда сразу ко всей начальной школе.
Это значит, что Вы сможете получать все уроки и все обновления уроков, которые будут появляться в школе в дальнейшем бесплатно.
Присоединяйтесь к школе прямо сейчас и получить доступ к базе знаний школы навсегда.
Экономьте на репетиторах и помогите ребенку пройти школьную программу проще и интереснее.
Получить пожизненный доступ к урокам Школы умных детей>>>
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Похожее
gladtolearn.ru
Склонение имен существительных / Имя существительное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
- Склонение имен существительных
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.
Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:
1. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже.
Например: папа, мама, Катя, Петя, краска.
2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием — и среднего рода с окончаниями -о, -е.
Например: стол , луг , король , облако, солнце.
3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием — ).
Например: пристань , рожь , соль , ель .
Чтобы определить склонение имени существительного, надо:
Например:
на дороге — (дорога — ж.р.) — 1-е скл.
по асфальту — (асфальт -м. р.) — 2-е скл.
на площадях — (площадь — ж.р.) — 3-е скл.
Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:
Падежи | Слова первого склонения | Слова второго склонения | Слова третьего склонения | ||
женский род | мужской род | мужской род | средний род | женский род | |
И. п. | земля | папа | конь | окно | степь |
Р. п. | земли | папы | коня | окна | степи́ |
Д. п. | земле | папе | коню | окну | степи |
В. п. | землю | папу | коня | окно | степь |
Т. п. | землёй | папой | конём | окном | степью |
П. п. | о земле | о Пете | о коне | об окне | о степи |
Безударные окончания имен существительных одного и того же склонения в разных падежах пишутся также, как и ударные. Более подробно смотри здесь — Правописание безударных окончаний имен существительных.
В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:
Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Склонение имен существительных во множественном числе
Особенности склонения слов «мать» и «дочь»
Разносклоняемые существительные
Несклоняемые существительные
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие
Нарицательные и собственные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Род имен существительных
Число имен существительных
Падеж имен существительных
Морфологический разбор имени существительного
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 166, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 136, Полякова, Учебник, 2 часть
3 класс
Упражнение 30, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 36, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 37, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 38, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 67, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 72, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 166, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 197, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 246, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 48, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
4 класс
Упражнение 178, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 210, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 127, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 152, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 203, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 47, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 69, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 82, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 15, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 16, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
5 класс
Упражнение 97, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 98, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 101, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 119, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 140, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 246, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 411, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 98, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 99, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 100, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 101, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 111, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 222, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 229, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 235, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 240, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 245, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
Урок по русскому языку в 3 классе падежи
Урок русского языка 3 класс на тему «Падеж имён существительных. Закрепление». | |
Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.
Задачи
Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.
Развивающие — развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий.
Воспитательные — воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе.
Планируемые результаты
Личностные:
— осознание значимости отобранного материала;
— формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;
— формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
— формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
— целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
— готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
— развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
— формировать умение находить общее решение;
— умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
— способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты:
— закрепление навыка определения падежей имён существительных, правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения;
— создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
— выведение алгоритма действий.
Оборудование: компьютер, доска, карточки с заданиями, перфокарты.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Форма работы: работа в группах.
Методы работы:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные (карточки, перфокарты),
практические (работа по карточкам), проблемные, игровые.
Структура урока:
Организационный момент.
Минутка чистописания.
Актуализация знаний.
Постановка темы и цели урока.
Работа над темой урока.
Физкультминутка.
Работа в группах.
Закрепление.
Итог урока.
Выставление отметок.
Объяснение домашнего задания.
Рефлексия.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, станьте ровно, красиво. Порядок у всех на рабочих местах?
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. Первыми сядут девочки, мальчики сядьте ещё тише. Молодцы!
Ученик читает стихотворение:
Я живу в России, и русский – мой язык.
Нет его красивей, я к нему привык.
Хоть язык мой трудный, я его люблю:
Я пишу диктанты, правила учу
И хотя он не цветок, он нуждается в заботе.
Прихожу я на урок и уже готов к работе.
Учитель: Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? И сейчас мы это проверим.
2. Минутка чистописания.
ИРДВТП
Падеж — падежные вопросы
Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять?(Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП ).
Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).
Открою тетрадь, напишу на «5»!
Выполните минутку чистописания, а я посмотрю кто красивее всех напишет? Спинки, локти на месте? Молодцы! Красивее всех написала… (Имя ребенка).
Назовите звуки этих букв. Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему?
3. Актуализация знаний.
Учитель: Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в названиях падежей).
а) Дети, а что вы знаете о названиях падежей? Как они появились?
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. (Настя)
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
-Почему у каждого падежа по два вопроса?
-Как называются все падежи кроме Именительного? (Косвенные).
-А что вы знаете о падежах? (В русском языке 6 падежей, И.,Р., Д., В., Т., П., у которых есть вопросы и слова – помощники).
-В каком падеже стоит подлежащее? (Им.п.)
-Какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.)
-Предлоги к и по пишутся с существительными в (Д.п.)
-Вспомогательное слово “вижу” (В.п.)
-Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И.п.)
-Вспомогательное слово “горжусь” (Т.п.)
-Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке? (Иван рубит дрова, Варвара топит печь)
4. Постановка темы и целей урока.
Учитель: Ребята, а кто-нибудь догадался, какая у нас будет тема урока? Тема урока русского языка «Падеж имён существительных» И как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Упражняться в определении падежей имён существительных).
Паде [ . ] – падежи, падежные вопросы
Какую букву надо здесь написать? Почему? Какое это слово? Значит какое будет проверочное? А как эти слова ещё можно назвать? Запишите эти слова себе в тетрадь.
5. Работа над темой урока.
Как определить падеж имени существительного?
1. Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.
2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например:
б) Работа по учебнику. Работа с текстом.
Учитель: Тогда приступим к определению падежей имён существительных.
Откройте учебники по закладкам на странице 23, упр.4.
1. Вова (м.р., ед.ч., И.п.) принёс альбом (м.р., ед.ч., В.п.) для рисования (ср., ед.ч., Р.п.).
2. Поезд ( м.р., ед.ч., И.п.) приближался к станции (ж.р., ед.ч., Д.п.).
3. За дверью (ж.р., ед.ч., Т.п.) послышались шаги (м.р., мн.ч., И.п.).
в)Физминутка
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули …
Покрутили …
Постучали …
И открыли!
г) Игра «Заселяем дома»
На доске прикреплены изображения домов (из цветной бумаги), на крыше которых написаны названия падежей, у учащихся на столах листочки с напечатанными словосочетаниями (стоит под деревом, шла по дороге и т.д.) Ребята, определив падеж существительного, прикрепляют эти листочки на домик с нужным падежом.
д) Работа в группах. Выполнение творческих заданий.
Приступаем к выполнению творческих заданий. Они у вас на карточках.
1 группа — к данным именам существительным подобрать имена существительные, близкие по значению, но не однокоренные.
Вьюга, стужа, неправда, врач, друг, кино.
Поставьте их в творительном падеже.
2 группа — из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы.
Перьями птица человек а красна ученьем.
Не спеши делом торопись языком.
Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.
3 группа — вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж.
Доехать….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем, думал …. маме, смотрел …. море.
Проверка заданий и работа с перфокартами.
е) Игра «Какое яблоко с этой яблони?»
На доске прикреплено изображение яблони, на которой написано В.п., а ниже яблони яблоки со словосочетаниями в Р.п. и В.п. Ребята должны выбрать те яблоки, существительные которых стоят в В.п.
ё) Игра «Кто быстрее определит в команде какого он падежа»
Классная доска разделена на три части, на которых написано: Д.п., Т.п., П.п.
У детей на столах лежат маленькие прямоугольные листочки, на которых написаны словосочетания, в которых существительные стоят в данных падежах. Они определяют падеж и прикрепляют листочек в команду своего падежа. Побеждает команда того падежа, в которой учащиеся быстро и правильно выполнили работу.
6. Закрепление.
Учитель: Что такое родина? Подберите к нему слова синонимы (Отечество, Отчизна).
— Измените слово родина по падежам.
И.п. что? родина
Р.п. нет чего? Родины (а это хорошо, когда нет родины? Почему?)
Д.п. рад чему? родине
Р.п. вижу что? родину
Т.п. любуюсь чем? родиной
П.п. говорю о чём? О родине
-Это слова родственные? Изменение слова по падежам – это …
-Придумайте предложение, чтобы слово родина стояло в И.п. (Моя родина – Россия).
-В П.п. (Дети поют песню о родине).
-В В.п. (Мы любим свою родину).
-А что значит любить родину? (Сажать цветы, деревья, заботиться о людях, помогать всем, своим трудом и достижениями прославлять её, изучать историю нашей России).
Учитель: А с чего для вас начинается родина? (С родного дома, села, школы и, конечно, с урока русского языка).
7. Итог урока.
Учитель: Скажите, в чём упражнялись мы на уроке русского языка?
-Как же определить падеж имени существительного?
1.Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.
2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например…
-Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах? (Грамоте учиться – всегда пригодиться).
-И где же? (Грамотно писать диктанты, помочь младшему брату или сестре).
-Теперь, используя фразы-помощники, расскажите о вашем мнении об уроке:
— сегодня я узнал…
— было интересно…
— я научился…
— было трудно…
8. Домашнее задание.
9. Выставление отметок с комментированием.
10. Рефлексия
Учитель: Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.
Красный круг – недоволен своей работой.
Жёлтый круг – есть над чем работать.
Зелёный круг – доволен своей работой.
Выполнение упражнений творческого типа (дифференцированное).
Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах (I вариант) и слово «кот» вместе с подходящими по смыслу предлогами (II вариант)
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый (кот).
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от (кота).
А теперь и за версту
Не приблизится к (коту).
Крыса старая — и та,
Видя грозного (кота),
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретится с (котом).
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о (коте).
— Какие трудности вы испытывали при выполнении работы?
infourok.ru