Винительный падеж отвечает на вопросы примеры – отвечает на вопросы, примеры среднего рода и множественного числа

Содержание

вопросы, окончания, отличия от родительного и именительного.

Как отличить винительный падеж от родительного и именительного?

Пожалуй, самый интересный из всех падежей русского языка – винительный. Потому что все остальные отвечают себе спокойненько на свои вопросы и не вызывают трудностей. С винительным же падежом все иначе. Его очень легко можно перепутать с именительным или родительный. Ведь винительный падеж отвечает на вопросы «Кого? Что?» Винительный падеж обозначает объект действия. Существительное, находясь в винительном падеже, испытывает на себе действие другого существительного, которое в данном предложении – сказуемое. Все становится понятным на примере: «Я люблю своего брата». Существительное «брата» будет находиться в винительном падеже. И будет испытывать на себе от местоимения «Я» чувство любви. На что следует обратить внимание при определении падежа, чтобы его не спутать с именительным, так это окончания. Ниже представлена таблица:

«Окончания винительного падежа».

Чтобы отличить винительный падеж от родительного, будем использовать вспомогательные слова и вопросы. Для родительного – нет (кого, чего), для винительного – вижу (кого, что). Как видим – для одушевлённых и неодушевлённых предметов вопросы разные. На этом и сыграем.

Рассмотрим пример:

«Бабушки дома нет». Подставим неодушевлённый предмет – «ключей дома нет». Нет кого, чего? Бабушки, ключей. Родительный падеж.

«Я не вижу на столе тарелку». Подставим одушевлённый предмет – «Я не вижу на столе брата». Не вижу кого – брата, не вижу что – тарелку. Кого, что – винительный падеж.

Особенности винительного падежа.

Винительный падеж употребляется с такими предлогами как «В, за, про, на, через». С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. Приведем пример «Всю ночь переписывать реферат». Существительные «ночь» и «реферат» находятся в этом предложении в винительном падеже. С такими предложениями нужно быть предельно внимательными. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Приведем пример: «Ждать мать» и «Ждать сообщение». В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Тут различие из-за склонения одушевленных и неодушевленных предметов, как мы уже писали выше.

Похожие статьи

infoogle.ru

Винительный падеж в русском языке

Что такое винительный падеж?

Винительный падеж – один из косвенных падежей, маркирующий второй актант при глаголе и служащий для выражения прямого объекта (убить пересмешника), см. Переходность, или обстоятельств длительности (поспал три часа). Винительный падеж в предложных сочетаниях выражает косвенные объекты, а также разнообразные – обычно временные и пространственные – обстоятельства (заплатить за проезд, сделать за три дня, направляться в часть). Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.>

Как определить винительный падеж?

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого?

Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Мужской род

Мужской род
ед. число мн. число
1 склонение Одушевленное Мужчину,
Дядю
Мужчин,
Дядь
Неодушевленное
2 склонение Одушевленное Столяра, Пекаря Столяров, Пекарей
Неодушевленное Стол,
Тополь
Столы,Тополя
3 склонение Одушевленное
Неодушевленное
Разносклоняемые Одушевленное
Неодушевленное

Женский род

Женский род
ед. число мн. число
1 склонение Одушевленное Красавицу,
Тетю
Красавиц,
Теть
Неодушевленное Антенну,
Вишню
Антенны,
Вишни
2 склонение Одушевленное
Неодушевленное
3 склонение Одушевленное Мать
Рысь
Матерей,Рысей
Неодушевленное Тетрадь
Новость
Тетради,Новости
Разносклоняемые Одушевленное
Неодушевленное

Средний род

Средний род
ед. число мн. число
1 склонение Одушевленное
Неодушевленное
2 склонение Одушевленное Существо,Насекомое Существ,Насекомых
Неодушевленное Полотно,
Решение
Полотна,
Решения
3 склонение Одушевленное
Неодушевленное
Разносклоняемые
Одушевленное Дитя Детей
Неодушевленное Путь,Время Пути,Времена

Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).

Значение винительного падежа

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

  • Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);
  • Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);
  • Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

Функциональный статус винительного падежа в парадигме имен существительных

Винительный падеж является одним из косвенных падежей и занимает в их составе привилегированную позицию. Его основной функцией является обозначение прямого объекта, т.е. второго актанта при глаголе: построить дом, посадить дерево, родить ребенка. Особенность прямого объекта состоит в том, что референт имени, стоящего в этой форме, «полностью затронут глагольным понятием» (по выражению Б. Дельбрюка), но не играет в ситуации активной роли, претерпевая воздействие лица или предмета, обозначенного именительным падежом. Это определение соответствует современному пониманию прототипической семантической роли прямого объекта как Пациенса.

Традиционные грамматики подчеркивали приглагольный характер винительного падежа (в противоположность родительному, большая доля употреблений которого приходится на приименную позицию). В редких случаях, когда существительное в винительном падеже зависит от предлога и имеет отношение к другому существительному, восстанавливается пропущенная глагольная форма.

Формы винительного падежа могут зависеть от причастий или деепричастий , а также от предлога (в конуру, за облака, на гору, под диван, через месяц), список предлогов, управляющих винительным падежом, или выступать в функции пространственного или временного обстоятельства, ср. сидеть ночь в аэропорту, бежать целую милю. Обозначение прямого объекта является в первую очередь грамматической функцией – такое дополнение обязательно при так называемых переходных глаголах, значение которых предполагает распространение их дополнением в винительном падеже. Значение временного или пространственного промежутка является семантической функцией и реализуется только у ограниченного списка существительных.

Случаи общего обозначения количества при помощи примыкающего беспредложного винительного падежа, по-видимому, ограничиваются словами типа капельку, чуточку, крошечку, которые представляют собой застывшую, лексикализованную форму винительного падежа.

Переходные глаголы включают множество семантических групп, таких как глаголы созидания: создавать, строить, сажать, выращивать, сочинять, рожать; глаголы разрушения: уничтожить, убить, разрушить, разорить; глаголы со значением изменения объекта: переделать, сократить, укоротить, размножить, скопировать; глаголы перемещения объекта: двигать, перекладывать, ставить, пересыпать, оттащить; глаголы эмоционального отношения: любить, уважать, ненавидеть; глаголы отторжения и присвоения: купить, продать, заложить; глаголы со значением восприятия, ощущения: слышать, чувствовать и т.д.

Присутствие каждого из этих семантических признаков в значении глагола увеличивает вероятность того, что ему потребуется второй актант в эксплицитном или имплицитном виде. Для большинства переходных глаголов дополнение в винительном падеже является обязательным: его отсутствие в структуре предложения или словосочетания воспринимается как эллипсис, например в ответных репликах диалога:

  • Ты пиво сегодня пил? Чухлинка – Кусково – Пил. – Много пил? – Много.
  • Жаль, очень жаль, он малый с головой.

В безобъектном употреблении переходный глагол обычно означает способность субъекта к совершению действия. Логично, что упоминание объекта оказывается в данном случае избыточным; подразумеваемый объект имеет потенциальную трактовку.

rus-learn.com

Винительный падеж существительных: сложные случаи

Прежде чем рассказать об исключениях, напомню вам правило.

Итак, винительный падеж - это четвертый падеж, существительные в винительном падеже отвечают на вопросы "что?" (неодушевленные) и "кого?" (одушевленные).

Давайте посмотрим, как изменяются окончания существительных в винительном падеже.

Неодушевленные существительные Одушевленные существительные
Что это?
Что вы любите (покупаете)?
Кто это?
Кого вы знаете (любите)?
Мужской род
Это сыр.
Я люблю сыр.

Это чай.Я люблю чай.

Женский род
Это капуста.
Я покупаю капусту.

Это кастрюля.
Я покупаю кастрюлю.

Средний род
Это море.
Я люблю море.

Мужской род 
Это сын.
Я люблю сына.

Это учитель.
Я знаю учителя.

Женский род
Это мама.
Я люблю маму.

Это тётя.
Я люблю тётю.


Это правило, однако из любого правила есть исключения.

1. Существительные женского рода на -ь (площадь, вещь, мать, дочь) не изменяются в винительном падеже. Что это? - Это площадь. Что вы видели в Москве? - Я видел (а) Красную площадь. Кто это? - Это моя мать. Кого вы часто вспоминаете? - Мою мать.

2. Одушевлённые существительные мужского рода на -а/-я (папа, дядя), которые обозначают человека, изменяются как существительные женского рода. Кто это? - Это мой дядя. Кого вы встретили вчера? - Моего дядю.

3. В винительном падеже изменяются некоторые существительные, которые обозначают игрушки. Это названия игрушек, которые имеют образ человека (кукла) или животных (мишка). Что это? - Это кукла (мишка). Что взял ребёнок? - Ребёнок взял куклу (мишку). Обратите внимание: мы задаем вопрос "что", а не "кто"!

4. В винительном падеже изменяются некоторые существительные, обозначающие умерших людей и тех существ, которые не относятся к миру живых: покойник, вампир. Почему? Во-первых, они имеют образ человека. Во-вторых, это можно объяснить представлениями древних людей о жизни и смерти. Кто это? - Это вампир. Кого вы увидели в фильме? - Вампира.

НО! Слова "труп" и "зомби" в винительном падеже не изменяются!

5. Слова "кальмар", "краб" и некоторые другие могут восприниматься как одушевлённые или как неодушевлённые. Это зависит от ситуации. Например, в предложении "Рыбаки поймали огромного краба" краб - это животное, одушевлённое существительное, поэтому в винительном падеже оно меняет окончание. А вот в предложении: "Я ем крабы" слово "крабы" обозначает пищу, является неодушевлённым и может не изменять окончание.

www.ruspeach.com

Винительный падеж ℹ️ вопросы и предлоги, признаки, правило склонения слов, окончания, как отличить от родительного падежа, примеры предложений и упражнений

Винительный падеж

Винительный падеж

Чтобы всегда знать правильные окончания слов, необходимо выучить все 6 падежей русского языка. Один из них — это винительный, который очень легко большинство людей путает с родительным и просто забывает, на какие вопросы тот или иной падеж отвечает. Изучая эту тему, следует делать максимальный упор на предлоги или вспомогательные слова. Тогда запомнить правило окажется намного легче.

Русский язык

Винительный падеж отвечает на вопросы «кого? что?», является косвенным и выражает определённое значение, то есть объект происходящего. Он обозначает переход конкретного действия на предмет, связь с наречием и временным отрезком. Предлоги винительного падежа бывают следующими: в, про, через, на, за.

Многие школьники и люди, которые изучают русский язык, интересуются, как отличить винительный падеж от родительного. На самом деле всё довольно просто: достаточно применить вспомогательные слова. Разница между ними довольно существенная. При определении родительного падежа обычно используется частица «нет» и, соответственно, вопросы на одушевлённое и неодушевлённое «кого? чего?». А чтобы убедиться, что существительное находится в винительном, следует применить глагол «вижу» и вопросы «кого? что?».

Например, в предложениях «книги на полке нет» и «кота на полке нет» в подлежащих будет использован родительный падеж. Нет книги, нет кота — эти существительные отвечают на вопросы «нет кого? нет чего?». А вот в предложениях «я не вижу на шкафу кота», «я не вижу на шкафу мячик» существительные стоят в винительном. Проверить это можно достаточно легко самостоятельно, отличия сразу же будут видны.

Примеры глагольных сочетаний в винительном падеже: ждать поезд, ждать ответ, заплатить за Витю, посадить саженец, родить котёнка, выпить отвар, уважать старшего, слышать песню, ненавидеть врага, укоротить жизнь, двигать диван, чувствовать любовь, пересыпать муку, ставить мебель, выращивать сад, скопировать папку, любить мужа, создавать уют, строить дом, разорить землю, разрушить крепость, нести ответственность.

Склонение существительных

Как известно, все существительные, прилагательные и числительные в русском языке делятся на три рода. Их окончания меняются в зависимости от падежа. В винительном их легко запомнить:

Винительный падеж правила
  • Мужской род, неодушевлённое: это кофе, я люблю пить кофе.
  • Мужской род, одушевлённое: это кот, я купаю своего кота.
  • Женский род, неодушевлённое: это кукла, я дарю куклу.
  • Женский род, одушевлённое: это сестра, я обожаю свою сестру.
  • Средней род, неодушевлённое: это кино, я смотрю кино.

Однако существует несколько исключений. Первое из них: слова в женском роде, которые заканчиваются на мягкий знак, не будут менять своё окончание. Вижу (кого?) мать, это (кто?) мать. В мужском роде одушевлённые существительные, окончания которых «а» или «я» изменяются так же, как и в женском. Например: это (кто?) папа. Я вижу (кого?) папу.

Некоторые жители морского мира или животные, такие как «краб», относятся и к одушевлённым, и к неодушевлённым. Всё зависит от конкретного предложения и само́й ситуации. Если в значении продукта питания, тогда это предмет. А в предложении «дети нашли большого краба» слово обозначает живое существо.

Практика и закрепление материала

В классе учитель обычно даёт множественные задания, чтобы проверить знания учеников по теме и немного попрактиковаться на письме. Но квалифицированные филологи придумали несколько интересных упражнений и для домашнего обучения.

Приведение слова в необходимую форму

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо правильно раскрыть скобки:

Винительный падеж вопросы
  1. Я очень люблю своего … (папа), десятого числа мы едем с ним на море.
  2. Мы целый день ищем … (кастрюля), которая бы подошла для вкусного борща.
  3. На свой праздник Надя пригласила … (сестра).
  4. Я нарисую это в … (блокнот), иначе могу забыть.
  5. В июне магазин наконец-то открыл … (новый филиал).
  6. Сегодня прекрасный день, я приглашу … (друг) со мной погулять.
  7. Я просто ненавижу купать свою … (собака), но это необходимо делать каждый раз после прогулки.
  8. Ежегодно наш фонд проводит … (благотворительная акция), которая направлена на поддержку бездомных животных.
  9. Уже через пару дней мне нужно будет отдать … (книга), которую я взяла в долг у своей знакомой.
  10. На юбилей я подарю своей бабушке … (рубиновое кольцо).
  11. Куда бы положить этот неподлежащий … (магнит)?

Рассказ о любимой картине

Это упражнение будет очень полезно как и детям, так и взрослым. Его суть заключается в том, чтобы рассказать как можно больше о своей любимой картине. Начинать свою историю следует с названия предмета искусства. Далее, всё варьируется в зависимости от содержания картины. Вот пример одного из рассказов:

Всё о винительном падеже

«На моей стене висит прекрасная копия картины Боттичелли „Весна“. Я вижу роскошный апельсиновый сад с интересными персонажами. На ней изображены божества и единственный ангелок, летающий над ними. Посередине расположена прекрасная Венера, которая олицетворяет любовь и природу. Она является центром картины, её главенство подчёркнуто с помощью главного атрибута — листьев мирта.

А также я замечаю мелкие детали, такие как детализация нарядов героев, их мимика и яркие апельсины на деревьях. Все персонажи будто бы парят над землёй, что показывает их божественное происхождение.»

Польза от этого упражнения не ограничивается повторением изучаемого падежа. Это ещё и хорошая психологическая тренировка, которая направлена на развитие креативного мышления и распознавание мельчайших деталей. А также, описывая картину, можно развивать свой словарный запас, иногда заглядывая в словарь, чтобы посмотреть значение нарисованных предметов.

Тест по пройденной теме

Каждый школьник всегда сталкивается с контрольными работами по родному языку. Чаще всего они вовсе не сложные и можно ограничиться лишь поверхностными знаниями. Но тест по лингвистике значительно отличается. Он направлен выявлять главные пробелы в знаниях, что значительно облегчит дальнейшую учёбу.

На какие вопросы отвечает винительный падеж:

Правила винительного падежа
  1. Кем? Чем?
  2. Кому? Чему?
  3. Кого? Что?
  4. Кто? Что?

В каком роде слова, оканчивающиеся на мягкий знак, не будут изменять своей формы:

  1. В женском.
  2. В мужском.
  3. В среднем.
  4. Во всех.

В каком из словосочетаний существительное поставлено в изучаемый падеж:

На какие вопросы отвечает винительный падеж
  1. Передать подруге.
  2. Забыть о встрече.
  3. Лежать у пруда.
  4. Записать фразу.

Какое существительное в этом предложении стоит в нужном падеже «Маша досмотрела дополнительную серию фильма и порекомендовала его подруге»:

  1. Маша.
  2. Серию.
  3. Фильма.
  4. Подруге.

В каком из предложных предложений нет существительного в рассматриваемом падеже:

Винительный падеж от а до я
  1. Даше подарили куклу.
  2. Мама купила новое платье.
  3. Следование запутанного дела.
  4. Завтра я спою песню Земфиры.

Если ученик ответил на всё вопросы правильно, то тогда он точно знает тему на твёрдую 5. В случае когда появились какие-либо загвоздки, то это верный признак того, что необходимо ещё детальнее изучить правило и немного попрактиковаться.

Иногда бывает так, что новую орфограмму оказывается очень сложно запомнить. В такие моменты необходимо спланировать порядок своих занятий и работы над ошибками. При грамотной организации своего времени выучить винительный падеж не составит труда. Важно никогда не отчаиваться и всегда быть готовым «грызть гранит науки».


nauka.club

На какие вопросы отвечают падежи в русском языке

Термином «падеж» в русском языке обозначается одна из грамматических категорий изменяемых слов. В классической грамматике выделяют 6 падежей:

  • именительный;
  • родительный;
  • дательный;
  • винительный;
  • творительный;
  • предложный.

Изменяясь по падежам, слова образуют словосочетания, формируют законченное предложение. Определить падежную форму слова можно по вопросу и вспомогательному слову.

Имена существительные и некоторые разряды местоимений в форме именительного падежа отвечают на вопросы кто? что? Полные имена прилагательные, притяжательные местоимения и причастия в этой форме отвечают на вопросы какой? (какая?) чей? (чья?)

Данную падежную форму называют начальной формой любой изменяемой части речи. Именительный падеж обозначает независимую позицию слова в синтаксической конструкции. Это прямой падеж, который противопоставлен остальным пяти косвенным падежам. Примеры: Снег (что?) выпал. Папа (кто?) читает газету. Люди (кто?) прогуливались по парку. Я (кто?) закончил обедать. На столе лежала тонкая (какая?) тетрадь.

Имена существительные и местоимения в родительном падеже отвечают на вопросы кого? чего? и служат для выражения субъектных и объектных отношений и значения определения. Словоформы в родительном падеже сочетаются с предлогами из, до, без, около, от, возле. Для определения формы родительного падежа употребляется вспомогательное слово нет (нет кого? нет чего?). Примеры: (у кого?) у брата, (без кого?) без друга, (около чего?) около здания, (из чего?) из бутылки.

Для имён прилагательных, причастий и притяжательных местоимений применяют вопросы какого? какой? каких? чьего? чьей? чьих? Например: возле (какого?) высокого дерева, у (чьего?) моего друга, аромат (каких?) цветущих роз.

Дательный падеж отвечает на вопросы кому? чему? какому? чьему? Он употребляется как с именными частями речи, так и с глаголами, сочетается с предлогами К и ПО. Используется для выражения следующих значений:

  • субъектного: ученику (кому?) всё понятно, городу (чему?) сто лет;
  • объектного: написать (кому?) подруге, верить (чему?) письму;
  • объектно-обстоятельственного: гулять (по чему?) по лесу, подойти (к чему?) к школе;
  • определительного: памятник (кому?) Чехову, цена (чему?) слову.

Функция винительного падежа – выражение  субъектного, объектного и обстоятельственного значения. Его вопросы — кого? что?, он употребляется с предлогами про, на, в, через, на. Примеры: ждать (кого?) учителя, приготовить (что?) ужин, смотреть (на кого?) на сестру, надеяться (на что?) на удачу.

При склонении имён прилагательных следует учитывать одну морфологическую особенность: у прилагательных мужского рода, которые относятся к неодушевлённым существительным, формы именительного и винительного падежей совпадают. Примеры: Интересный роман (Им.п.) захватил моё воображение. Я читаю интересный роман (Вин. п.).

Вопросы к именам прилагательным в винительном падеже единственного числа мужского рода или множественного числа зависят от одушевленности существительного, к которому они относятся.

Пример: вижу (какого?) красивого тигра, но вижу (какой?) красивый стул.

Творительный падеж отвечает на вопросы кем? чем? каким? какой? какими? чьим? чьей? чьими?  и используется для выражения субъектного, объектного, определительного и обстоятельственного значения. Сочетается с предлогами перед, с, за, между, под, над.  Примеры: куплен (кем?) мамой, горжусь (какими?) послушными сыновьями, любуются (каким?) весенним пейзажем, думаю (над чем?) над примером, говорю (с кем?) с ним.

Предложный падеж – это последний из косвенных падежей, который отвечает на вопросы о ком? о чём? о каком? о какой? о каких? о чьём? о чьих? и выражает определительное, объектное или обстоятельственное значение. Он сочетается с предлогами о, об, при, на, в. Примеры: лететь (в чём?) в самолёте, думать (о ком?) о сестре, сидеть на (каком?) мягком стуле.

Для удобства предлагаем вашему вниманию сводную таблицу вопросов, на которые отвечают падежи в русском языке:

Падеж Существительные, местоимения Прилагательные (по родам: мужской, женский, средний, множественное число
Именительный Кто? Что? Какой? Чей? Какая? Чья? Какое? Чье? Какие? Чьи?
Родительный Кого? Чего? Какого? Чьего? Какой? Чьей? Каких? Чьих?
Дательный Кому? Чему? Какому? Чьему? Какой? Чей?
Винительный Кого? Что? Какого? Какой? Чьего? Чей? Какую? Чью? Какое? Чье? Каких? Какие? Чьих? Чьи?
Творительный Кем? Чем? Каким? Какой? Какими? Чьим? Чьей? Чьими?
Предложный О ком? О чем? О каком? О чьем? О какой? О чьей? О каких? О чьих?

russkyaz.ru

Родительный и винительный падежи

РУССКИЙ ЯЗЫК УРОК № 74 ДАТА: 21.12.18

Тема:. Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа

Цели: развивать умения образовывать и правильно употреблять в речи форму родительного падежа имён существительных множественного числа; учить различать одушевлённые имена существительные множественного числа в форме родительного и винительного падежей.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке называют форму множественного числа имён существительных.)

  1. Актуализация знаний

Контрольный словарный диктант

Адрес, агроном, директор, билет, килограмм, костёр, телефон, пейзаж, портрет, путешествие, хлебороб, автомобиль.

    1. Обозначение, название места жительства. (Адрес — адреса.)

    2. Специалист, знающий законы земледелия. (Агроном — агрономы.)

    3. Тот, кто руководит школой. (Директор — директора.)

    4. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер — инженеры.)

    5. Единица массы, равная 1000 граммов. (Килограмм — килограммы.)

    6. Горящая куча дров, сучьев. (Костёр — костры.)

    7. Крупное морское судно. (Корабль — корабли.)

    8. Картина, изображающая природу. (Пейзаж — пейзажи.)

    9. Изображение человека на картине или фотографии. (Портрет — портреты.)

    10. Поездка по дальним странам, местностям. (Путешествие — путешествия.)

    11. Крестьянин, земледелец. (Хлебороб — хлеборобы.)

  1. Самоопределение к деятельности

пара носков пара чулок

восемь килограммов много мест

корзина помидоров урожай яблок

Что вы заметили существительные употреблены в форме родительного падежа множественного числа, но существительные в первом столбике имеют окончание -ов, а у существительных во втором столбике окончание нулевое.)

  • Как вы думаете, как определить, какое окончание надо употреблять? (Ответы детей.)

  • Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в родительном падеже, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имён существительных во множественном числе.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 263 (с. 137).

  • Прочитайте.

  • Что общего у этих слов? (Они стоят в форме множественного числа родительного падежа.)

  • Какие окончания имеют эти существительные? (Нулевые окончания.)

  • Можно ли их проверить? (Нет, эти формы слов надо запомнить.)

Упр. 264 (с. 137).

  • Прочитайте задание.

  • Как можно определить форму родительного падежа во множественном числе, если затрудняешься с ответом?

  • Найдите слово, форму которого вы не можете определить, в толковом словаре. (Например, слово яблоки.)

  • Прочитайте словарную статью. На что указывает первое условное обозначение? (Буква а — это окончание существительного в родительном падеже единственного числа.)

  • Как вы понимаете следующее условное обозначение? (Это форма слова во множественном числе, сначала в форме именительного, потом родительного падежа.)

  • Выполните задание к упражнению.

(Работа в парах. Учащиеся составляют словосочетания, при необходимости обращаются к словарю (можно использовать школьный словарик трудностей русского языка). Одна пара работает на откидной доске. Проверка, взаимооценка.)

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

Прочитайте предложения.

Охотники увидели зайцев.

В нашем лесу водится много зайцев.

Определите число и падеж существительного зайцев в каждом предложении.

Что вы заметили? (Слово зайцев имеет одинаковую форму и в винительном, и в родительном падеже.)

Почему? (Потому что одушевлённые существительные и в родительном, и в винительном падеже отвечают на один и тот же вопрос — кого?)

Как определить падеж в этом случае?

Чему ещё мы будем учиться сегодня на уроке? (Различать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных множественного числа.)

Работа по учебнику

Упр. 265 (с. 138).

(Комментированное письмо.)

— Как отличить существительные в именительном и винительном падежах? (Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим, а в винительном падеже — второстепенным членом.)

  • Как отличить существительные в родительном и винительном падежах? (Можно подставить существительное 1-го склонения в единственном числе. Если окончание будет -у или -ю, то это винительный падеж, а если -ы или -и — это родительный падеж.)

  • Вспомните, какие предлоги употребляются с родительным падежом, а какие - с винительным. (В, на, через - предлоги винительного падежа; у, без, от — предлоги родительного падежа.)

Упр. 266 (с. 138).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик называет слова, указывает падеж, остальные проверяют.)

(Самооценка.)

  1. Рефлексия

Работа по учебнику

Упр. 267(с. 138).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.)

  1. Подведение итогов урока

  • Чему вы научились сегодня на уроке?

  • Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в родительном падеже?

Домашнее задание

Упр. 262 (с. 137).

infourok.ru

Родительный и винительный падеж им. сущ.

Урок по русскому языку в 4-м классе

"Родительный и винительный падежи имен существительных"

Объявление

Цели урока:

- сравнивать родительный и винительный падежи;

- учить различать имена существительные в родительном и винительном падежах по предлогам и окончаниям путем замены существительных 2-го склонения существительными 1-го склонения;

- развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: дорожка чистописания, рисунки цветов-падежей, пчелка, слайды.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадка?
Проверили? Садитесь.

II. Чистописание.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

- Какие буквы спрятались в дорожке чистописания? (ё, д, м)

- Какая буква лишняя? (ё) Почему? (м, д –согласные, ё - особая буква. Обозначает гласный звук [о] или два звука [й'], [о].)

- Запишите в тетрадь буквенную дорожку. Посмотрите. (Сначала учитель показывает на доске, потом дети записывают в тетрадях.)

- Составьте из этих букв слово. (Мёд)

- Медовая дорожка привела нас на волшебную цветочную полянку. (Слайд с цветами - 1). Кто может жить на ней? (Пчёлка). (Слайд с цветами и пчелкой – 2). У нас в республике она пользуется особым вниманием и уважением? Почему? Чем славится наша республика? (Слайд с пчелой и медом - 3). (Башкирским мёдом)

III. Словарная работа.

- Кто из зверей считается любителем меда? (Медведь)

- Проговорим слово орфографически. Запишите это слово в тетрадь.

(Учащиеся записывают в тетрадь слово, один ученик работает у доски).

- Поставим ударение, разделим на слоги.

- Запишем это слово в транскрипции.

- Сколько слогов? Сколько букв? Сколько звуков?

Мед׀ведь [м'идв'эт'] – 2 сл., 7 б., 6 зв.

- Почему разное количество букв и звуков? (ь не дает звука)
- Послушайте предложение, какое еще одно словарное слово в нём встретилось?

Медведь пришёл издалека. (Издалека)

- Запишите это слово в тетрадь. (Записывают) Сверьте с доской.

( На доске вывешиваются карточки со словами: мёд, пчела, медведь, издалека.)

- Используя эти слова, попробуем срифмовать их, сочиним небольшое стихотворение. Можно взять не все слова. (Варианты детей.)

Издалека пчела летела

И на цветок душистый села.

Издалека к нам люди едут,

Чтобы башкирский мёд отведать.

Мёд в лесу медведь нашёл,

Но в дупле так много пчёл.

IV. Повторение изученного.

- Пчелка дружит с волшебными цветами, у каждого цветка есть имя. (Слайд - 2 возвращается - 4).Чтобы узнать их имена, отгадаем грамматические загадки.

1) В немецком языке их 4, в венгерском-22, в английском-2,

а в русском – 6. (Падежи.) ( Вспомнить название падежей, хором.) Цветы – это падежи.

2) – Загадка про первый цветок. Какой это падеж?

Кого же нет? Я очень беспокоюсь.
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите?

Это Родительный падеж.

- Назовите вопросы Родительного падежа. (На лепестке появляются вопросы падежа – кого?, чего?)

- Назовите вспомогательное слово, помогающее распознать существительное в форме Родительного падежа. (Нет).

- Какие предлоги употребляются с существительным в Родительном падеже?

(От, до, из, без, у, с, около, для, после).

- Каким членом предложения является существительные в форме Родительного падежа? (Второстепенным – дополнение, обстоятельство).

3) Отгадайте имя второго цветка.

У этого падежа нет своих вопросов, один он попросил у Именительного падежа, а другой у Родительного.

Это Винительный падеж.

- На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? (Кого?, что?).

- Назовите вспомогательное слово, помогающее распознать существительное в форме Винительного падежа. (Вижу.)

- Какие предлоги употребляются с существительными в Винительном падеже? (В, во, на, про, через, за).

- Каким членом предложения является существительные в форме Винительного падежа? (Второстепенным – дополнение, обстоятельство).

- В чем сходство этих падежей? (Вопрос кого?, член предложения.)

V. Сообщение темы урока и целей.

- Просклоняем два имени существительных: пчела и медведь.

(Двое детей склоняют у доски по очереди, с вопросами, выделяют окончания). Определим склонение этих существительных.

1 скл. 2 скл.

Им.п. кто? пчела медведь

Р.п. кого? пчелы медведя

Д.п. кому? пчеле медведю

В.п. кого? пчелу медведя

Т.п. кем? пчелой медведем

П.п. о ком? о пчеле о медведе

- Что интересного заметили в падежных окончаниях существительных 2-го склонения? (Совпадают окончания винительного и родительного падежей во 2-ом склонении.)

- Такое совпадение наблюдается у одушевленных существительных 2-го склонения.

- Как же быть, если в предложении встретится существительное 2-го склонения, отвечающего на вопрос кого? Легко ли будет узнать падеж?

- Какова же тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (Сравнивать винительный и родительный падежи; научиться распознавать эти падежи у одушевленных существительных 2-го склонения.) (Слайд с темой урока «Родительный и винительный падежи имен существительных» - 5.)

VI. Физкультурная минутка.

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг…

На двух ногах, на двух руках.

Мы тоже можем так.

VII. Изучение нового материала. Сопоставление родительного и винительного падежей по плану: вопросы, предлоги, роль в предложении, окончания. (Используются таблицы. Слайд – 6.)

Родительный падеж

Винительный падеж

вопросы

кого? чего?

кого? что?

предлоги

от, до, из, без, у, с, около, для, после

в, во, на, про, через, за

член предложения

второстепенный

второстепенный

окончание

1-ое 2-ое

ы, и а, я

1-ое 2-ое

у, ю а, я, о, е,

- Итак, нас интересуют одушевленные существительные 2-го склонения, в родительном и винительном падежах. Можно ли различить падежи этих существительных по вопросу? (Нет.)

- По роли в предложении? (Нет.)

- Что можно сказать о роли предлогов? ( По предлогу можно различить родительный и винительный падежи, т.к. они разные.)

- Как же поступить в том случае, если нет предлога? Могут ли нам помочь существительные других склонений?

- Прочитайте и сравните пары предложений. (Слайд - 7.)

Родительный падеж

2 скл.

Дом медведя – берлога.

1 скл.

Дом пчелы – улей.

Винительный падеж

2 скл.

Туристы фотографировали медведя.

1 скл.

Туристы фотографировали пчелу.

- Что заметили? (Существительное 2-го склонения заменено существительным 1-го склонения.)

- Обратите внимание, что окончания существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах разные. (7 слайд с выделенными окончаниями 1-го склонения. Слайд – 8.)

- Поэтому, чтобы правильно определить падеж одушевленного имени существительного 2-го склонения, необходимо вместо него подставить одушевленное существительное 1-го склонения с ударным окончанием. Можно использовать пчелу.

Физкультминутка

- Открываем учебники, самостоятельно читаем правила на с.107.

- Итак, как можно различить родительный и винительный падежи у одушевленных имен существительных? (По предлогам, если предлогов нет - заменить существительное 2-го склонения существительным 1-го склонения и по окончанию определить падеж.) (Слайд – 9.)

1) по предлогам

2) заменить 2-ое на 1-ое – по окончанию Р.п. -ы, -и, В.п. -у, -ю.

- Записать словосочетания, определить склонение, падеж. (По цепочке.)

2скл., Р.п. 2скл., В.п. 2скл., Р.п. 2скл., В.п.

Стойло коня, нарисовать коня, тетрадь ученика, похвалили ученика.

VIIII. Работа с учебником.

-Упражнение 205 стр. 107. (Работают в тетради, разбирают вслух по цепочке. Если остается время разобрать в этом упр. Существительное (от) волка как часть речи.)

IX. Итог урока. Оценивание.

- Чему учились на уроке?

- Как распознать родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения?

X. Домашнее задание.

Упражнение 206.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *