На какие вопросы отвечают падежи? Вопросы творительного падежа. Вопросы предложного падежа
Для связной речи в русском языке одни и те же слова могут употребляться в разных формах, это может быть единственное или множественное число, женский, мужской или средний род, а также склонения с изменением окончаний. И особо важную роль в построении верных высказываний играют именно падежи, которые показывают синтаксическую роль и связь слов в предложении. Склонению подвергаются имена существительные, прилагательные, местоимения и числительные. И в изучении русского языка очень важно научиться определять падежную форму этих частей речи и знать, на какие вопросы отвечают падежи.
Основные падежи русского языка
Падежная система русского языка достаточно проста для изучения, однако несколько особенностей в ней имеется. Поэтому в школьной программе этой теме уделяется огромное количество времени. Первым делом детей знакомят с тем, на какие вопросы отвечают падежи и как они называются. Вниманию школьников, как правило, представляют лишь шесть основных падежей, хотя на самом деле их намного больше, однако из-за близкой схожести разновидности устаревших падежных форм объединили с основными. Хотя по этому поводу среди лингвистов до сих пор ведутся споры.
Именительный падеж
Именительный падеж в сокращенном виде записывается Им. п. Вопросы именительного падежа — кто? и что? Для всех частей речи такая форма слова является начальной и может выступать наименованием предмета, лица или природного явления, а в предложении всегда выступает в роли подлежащего. Например:
Девушка вышла из комнаты; Солнце садилось за горизонт.
Также в именительном падеже может стоять именная часть составного сказуемого. Например:
Никита – мой сын; Александр Васильевич – директор.
Также всегда в именительном падеже стоит главный член односоставного предложения и обращение. Например:
Шуми, шуми, камыш; Вот старый домик.
Родительный падеж
Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имен. Слова при таком склонении отвечают на вопросы кого? чего? В сокращенном виде его записывают Р.п.
Эта форма слов имеет разнообразное значение и синтаксическое применение. Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:
- в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды;
- если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, съесть супа, нарубить дров.
Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:
- принадлежность кому или чему либо: дом матери, платье куклы;
- отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева;
- оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.
Именно поэтому для правильного определения падежной формы очень важно знать, на какие вопросы отвечают падежи.
Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают. Например:
Красивее Наташки, белее снега, быстрее молнии.
Дательный падеж
Чтобы понять, как употребить слово в том или ином случае, нужно четко знать, на какие вопросы отвечают падежи, в каком случае используется определенная форма склонения. Так, например, дательный падеж (кому? чему?) слов чаще всего ставится после глаголов и лишь в немногочисленных случаях после слов, обозначающих предметы.
Главным образом слова в этом падеже употребляются для обозначения главного предмета, к которому направлено действие.
Например:
Передать привет подруге, угрожать врагу, приказ подчиненным.
В безличных предложениях слова в дательном падеже могут употребляться в качестве сказуемого. Например:
Саше стало страшно. Мальчику было холодно. Больной становится все хуже.
Винительный падеж
Вопросы винительного падежа похожи на вопросы других падежей, а именно — на родительный и именительный. Так, к одушевленному предмету это вопрос кого? а к неодушевленному – что? И достаточно часто школьники путают этот падеж с именительным, поэтому для правильного определения в первую очередь в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Слова в этой падежной форме чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие.
Например:
Ловить рыбу, чистить туфли, сшить юбку, выпекать пирог.
Также слова, стоящие в винительном падеже, могут выражать количество, время, пространство и расстояние. Например:
Целое лето, каждая минута, каждый год.
Творительный падеж
Так же, как и другие падежные формы, вопросы творительного падежа имеют две формы для живых и неживых предметов. Это особые вопросы, которые не спутаешь с другими формами. Так, для одушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос кем? Например:
Он был знаком (с кем?) с Оксаной и (с кем?) ее матерью.
Для неодушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос чем? Например:
Накормил (чем?) хлебом, напоил (чем?) водой.
Как правило, эта форма слов употребляется в сочетании с глаголами, тесно связанными с именами.
Такая падежная форма слов при глаголах всегда выступает в качестве средства и орудия действия, может быть образом или способом действия, а также иметь значения времени, места, пространства и того, кем производится действие. Например:
Бил собаку (чем?) палкой.
Старик подперся (чем?) ладонью.
Дорога вела (чем?) лесом.
Сказки «Айболит», «Путаница» и «Тараканище» написаны (кем?) Корнеем Чуковским.
Также данная падежная форма слов может встречаться и при именах и иметь следующие значения. При существительных:
- орудие действия: бить рукой, чистить щеткой;
- действующее лицо: охрана дома сторожами, отпуск товара продавцом;
- содержание самого действия: заниматься немецким языком;
- определительное значение: колбаса колечком, пение басом.
При прилагательных слова в творительном падеже употребляются со значением ограничения указанного признака. Например:
Он был сильный умом и известен своими открытиями.
Предложный падеж
Шестой и последний падеж, который изучают в школьной программе – предложный.
Вопросы предложного падежа, как и других падежных форм, разделяются по направлению к живым предметам (на ком? о ком?) и неживым (на чем? о чем?). Слова в этом падеже всегда используются с предлогами, именно отсюда и название самого падежа. В зависимости от употребляемого предлога меняется и значение, вопросы предложного падежа всегда строятся при помощи тех же предлогов, которые употребляются в конкретных случаях в контексте.
Употребление предлогов со словами в предложном падеже
Для правильного определения падежной формы слов и правильного употребления их в речи очень важно знать, как связываются падежи с вопросами и предлогами при употреблении различных форм слов в предложениях.
Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:
- о, об, обо — обозначение предмета, о котором идет речь: мысли о тебе;
- в, во – указывает на предмет, время, место и пространство: в полночь, в коробке, во всей красе и так далее;
- на – используется для указания на место, где что-то находится или происходит: на столе, на вокзале;
- при – употребляется для уточнения вблизи чего или в присутствии кого находится предмет, о котором идет речь: при дороге, при царе Горохе.
Какую роль играют падежи, вопросы и предлоги
Таблица предлогов, которые употребляются в сочетании с различными падежными формами слов, играет огромную роль в изучении падежной системы русского языка.
Ведь именно они, присоединяясь к существительным, могут раскрыть различные значения одного и того же слова.
Падеж | Предлог | Значение | Пример |
Родительный | вокруг, из-за, до, у | определяют пространство, в котором находится предмет или в котором происходит действие | ходить вокруг парка, вышел из-за дома, стоять у дерева |
Дательный | к, по | употребляются для указания на приближение к объекту, предмету или на место события | подойти к подруге, ехать по бездорожью |
Винительный | в, за, на | указывают, на какой объект направлено действие | обнять за талию, смотреть в окно, поставить на стол |
Творительный | под, за, над, с | может иметь много значений, в том числе указывать на направленность определенного действия и обозначать пространство | летать над землей, ходить под мостом, дружить с бабушкой |
Склонение существительны, прилагательных и числительных по падежам
Одной из основных тем данного раздела русского языка является тема: «Склонение по падежам». В результате такого изменения слово преобразуется, приобретая новое окончание, что достаточно важно для правильности построения речи. Склонение происходит путем изменения слова так, чтобы оно отвечало на вопросы каждого падежа. Склонение существительных имеет самостоятельный характер, в то время как прилагательные и числительные в контексте всегда зависят от падежа, в котором стоит связанное с ними слово.
Падеж | Вопрос | Имя существительное | Вопрос | Имя прилагательное |
Именительный | кто? что? | цветочек | какой? | аленький |
Родительный | кого? чего? | цветочка | какого? | аленького |
Дательный | кому? чему? | цветочку | какому? | аленькому |
Винительный | кого? что? | цветочек | какой? | аленький |
Творительный | кем? чем? | цветочком | каким? | аленьким |
Предложный | о ком? о чем? | о цветочке | о каком? | об аленьком |
В случае со склонением числительных вопрос также можно видоизменить, как для прилагательного, благодаря чему будет легче просклонять слово.
Падеж | Падежный вопрос | Вопрос для числительного | Числительное |
Именительный | кто? что? | сколько? какой? | шесть двое восьмой восьмая восьмое |
Родительный | кого? чего? | скольких? какого? | шести двоих восьмого восьмой восьмого |
Дательный | кому? чему? | скольким? какому? | шести двоим восьмому |
Винительный | кого? что? | сколько? какого? | шесть двоих восьмого восьмую восьмого |
Творительный | кем? чем? | сколькими? каким? | шестью двоими восьмым восьмой восьмым |
Предложныйй | о ком? о чем? | о скольких? о каком? | о шести о двоих о восьмом о восьмой о восьмом |
Цель школьной программы — научить детей не только правильно определять падежную форму слов в том или ином предложении, но и уметь правильно употребить предлог, который полностью раскроет значение высказывания. Такие умения очень важны для построения грамотной речи. Именно поэтому данной теме уделяется особое внимение и достаточное количество уроков русского языка, чтобы дети могли не только изучить, но хорошо закрепить данный материал.
fb.ru
Косвенные падежи в русском языке
Падеж – это категория, которая характеризует роль склоняемого слова по отношению к другим словам в предложении. Он служит для смысловой связи слов внутри предложения.
Различают следующие два вида падежей: прямой и косвенные. Прямой – это именительный падеж, характеризующий начальную форму слова. Косвенные падежи – это все остальные. Они показывают, что слово изменило свою первоначальную форму.
В русском языке выделяют 6 основных падежей, каждому из них соответствует определенный вопрос. Перечислим их:
- Именительный п. – отвечает на вопрос Кто? Что? (кто? – человек, что? – судьба).
- Родительный п. – Кого? Чего? (кого? – человека, чего? – судьбы).
- Дательный п. – Кому? Чему? (кому? – человеку, чему? –судьбе).
- Винительный п. – Кого? Что? (кого? – человека, что? – судьбу)
- Творительный п. – Кем? Чем? (кем? – человеком, чем? – судьбой)
- Предложный п. – О ком? О чем? (о ком? – о человеке, о чем? – о судьбе).
От того, в каком падеже стоит слово, зависит его окончание. Поэтому для правописания важно верно определить падеж. Для этого надо задать к слову вопрос. В этом хорошо помогают некие «определители» — это те слова, от которых удобно и наглядно ставить соответствующий вопрос. Вот они:
- Родительный п. – вопрос задаем от слова «нет» (нет чего? – перспективы)
- Дательный п. – вспомогательное слово «дать» (дать кому? — министру)
- Винительный п. – подставляем «винить» (винить кого? – родственника)
- Творительный п. – используем «гордиться» или «доволен» (гордиться кем? – президентом)
- Предложный п. – «думать о» (думать о чем? – о предложении).
Для косвенных падежей как правило характерны определенные предлоги:
- Для родительного п. свойственны предлоги «из», «от», «для», «у», «без» (из дома, от преследования, для друга, у стены, без работы)
- Дательного п. – «к», «по» (к пристани, по проспекту)
- Винительного п. – «через» (через забор)
- Творительного п. – «с», «перед» (с приятелем, перед дождем)
- Предложного п. – «о», «в», «на» (о будущем, в пустыне, на вершине).
По падежам могут изменяться следующие части речи: имена существительные, прилагательные, причастия, числительные, а также местоимения.
Пример:
- Именит.п. – ты, первый серьезный читающий человек.
- Родит.п. – тебя, первого серьезного читающего человека.
- Дат.п. – тебе, первому серьезному читающему человеку.
- Винит.п. – тебя, первого серьезного читающего человека.
- Творит.п. – тобой, первым серьезным читающим человеком.
- Предлож.п.- о тебе, первом серьезном читающем человеке.
Раньше кроме прямого и косвенного падежа существовали еще и дополнительные, такие как:
- Звательный – это был 7-мой падеж, он использовался в девятнадцатом веке, когда нужно было обратиться к кому-либо. Например: Вась, Сереж, Мань, сына, мам. В настоящее время он объединен с дательным падежом.
- Местный – это предложный падеж, обозначающий место. Связан с вопросами «В чем? Где?» (в норе, в погребе).
- Исходный – это падеж, который обозначает место, откуда началось движние (пришел с работы).
Кроме были и другие падежи: временной, ждательный, счетный, включительный и др.
Падежи являются важной особенностью русского языка. Они входят в базовый школьный курс грамматики, не вызывая особых сложностей у русскоязычного человека. Но как правило служат камнем преткновения у иностранцев, изучающих нашу речь. Это связано с разнообразием возможных окончаний, которые сложно выучить, если нет интуитивного чувства языка.
Учите падежи и пишите грамотно!
russkyaz.ru
Что такое косвенный падеж имен существительных
Косвенный падеж имен существительных — это непрямой падеж, отвечающий на один из вопросов: кого? чего? кому? чему?, кого? что? и пр.
Значение слова «косвенный»
Интересующее нас слово имеет лексическое значение «не непосредственный», «не прямой», «побочный».
В связи с этим значением это прилагательное употребляется в сочетании с существительными:
- косвенная причина;
- косвенное доказательство;
- косвенная улика;
- косвенные выборы;
- косвенные налоги.
В грамматике русского языка это слово является частью следующих лингвистических терминов:
Что такое косвенный падеж в русском языке?
Именительный падеж — начальная форма существительного
Что такое косвенный падеж существительного, рассмотрим, начав с того, что в грамматике русского языка существует шесть падежей.
Первый из них, который начинает склонение существительных (изменение по падежам и числам) называется именительным. В его названии четко прослеживается семантическая связь со словом «имя». Существительное в форме именительного падежа обозначает имя предмета, которое оно называет, например:
- кто? человек, собака, окунь, Золушка, ферзь;
- что? окно, учебник, карандаш, очки, земля.
Как видим, существительное в форме именительного падежа прямо и непосредственно обозначает одушевленный или неодушевленный предмет.
Одушевленный предмет отвечает на вопрос:
Неодушевленный предмет отвечает на вопрос: что?
Именительный падеж единственного числа является начальной формой существительного.
Отметим, что некоторые существительные не имеют формы единственного числа. Их начальной формой является именительный падеж множественного числа:
- каникулы
- хлопоты
- выборы
- весы
Важно, что существительное в форме именительного падежа — это подлежащее , то есть главный член предложения, как и сказуемое. Существительное в начальной форме обозначает действующее лицо или предмет в сообщении.
По высокому холодному небу улетали в тёплые края (кто?) гуси, утки, журавли (С. Воронин).
На целые дни (что?) море исчезало за пеленой дождя (К. Паустовский).
Сделаем вывод, что именительный падеж, называя предмет и обозначая главное действующее лицо в предложении, является прямым.
Косвенные падежи
Остальные пять падежей существительных называются косвенными. Они прямо не обозначают предмет, а опосредственно, то есть оформляют его в иную грамматическую форму.
Перечислим косвенные падежи и вопросы, которые задаются к существительным:
родительный падеж
- голос кого? мамы;
- нет чего? солнца;
дательный падеж
- дам кому? бабушке;
- подойду к чему? столу;
винительный падеж
- вижу кого? сестру;
- гляжу на что? на радугу;
творительный падеж
- восхищен
кем? сестрой; - любуюсь чем? звездами;
предложный падеж
- думаю о ком? о брате;
- расскажу о чём? о фильме.
Косвенные падежи существительных употребляются без предлогов и с предлогами, например:
- р. п. без имени, мимо дома, у берега, возле дедушки;
- д. п. к слову, по берегу,благодаря дождю, наперекор судьбе;
- в. п. сквозь огонь, через минуту, спустя час, рассказать про зайца;
- т. п. над землей, перед лесом, в связи с отъездом, согласно с расписанием;
- п. п. при школе, лететь в облаках, думать о проблеме.
Форма именительного падежа существительного не имеет предлога.
Существительные в форме косвенных падежей являются второстепенными членами предложения:
russkiiyazyk.ru
Винительный падеж — это… Что такое Винительный падеж?
Вини́тельный падеж, или аккузати́в (др.-греч. αἰτιατική, лат. casus accusativus) — падеж, которым в языках номинативно-аккузативного строя обозначается объект действия (прямое дополнение): рус. читаю книг-у, лат. libr-um lego. В языках эргативного строя винительного падежа нет, а в функции объекта выступает абсолютив (в другой трактовке — именительный падеж).
Название падежа в русском и во многих других языках является переводом с латинского accusativus, в свою очередь являющегося калькой с греческого названия др.-греч. αἰτιατική. В греческом это слово может значить «причинный» и «винительный». Римляне, научившиеся греческим грамматическим терминам, перевели это название как «винительный», хотя «причинный» было бы более соответствующим переводом.[1]
Название восходит к древнегреческой грамматической традиции, где для соответствующего термина допустим также перевод «причинный падеж».
В естественных языках мира неизвестны двухпадежные системы, где винительный падеж противопоставлялся бы не-винительному; такая система есть только в плановом языке эсперанто (эспер. libro — mi legis libro-n). В вымышленном языке на’ви винительный падеж представлен наряду с именительным и эргативным падежами.
Во всех индоевропейских языках именительный и винительный падеж среднего рода совпадают. По современным взглядам, это стало следствием того, что праиндоевропейский язык на определённом этапе развития был языком активного строя, позже имена активного класса перешли в мужской и женский, а инактивного — в средний род.
В славянских языках, кроме древненовгородского диалекта, ещё в глубокой древности совпали также именительный и винительный падежи неодушевленных существительных мужского рода склонения на -*o в единственном числе ( стоит дом — вижу дом, но в древненовгородском Им. доме), затем в разные исторические периоды то же произошло у существительных склонения на -*i-feminina (кры [Им.] — кровь [Вин.] > кровь — кровь), во множественном числе всех склонений (в русском языке начиная с XIV в.: доми [Им.] — домы [Вин.] > домы — домы). У одушевлённых существительных второго склонения и во множественном числе винительный совпал с родительным (рука брата — вижу брата, древнее вижу братъ), так же и у личных местоимений (меня, тебя, его, её, нас, вас, их). В современном русском языке единственный словоизменительный тип, в котором винительный падеж не совпадает ни с каким другим и имеет особую форму — это склонение существительных на -а, -я в единственном числе (рука — руку). Поэтому в русском языке винительный падеж является «морфологически слабо самостоятельным падежом», по терминологии А. А. Зализняка («Русское именное словоизменение»).
Примечания
Падежи русского языка
dic.academic.ru