Вводные слова и конструкции – : , .

Содержание

Конспект «Вводные и вставные конструкции»

«Вводные и вставные конструкции»

Вводные слова и словосочетания

Вводные слова — это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он сообщает: Я, помнится, принимался читать, работать — ничего не клеилосьЕрмолай стрелял, как всегда, победоносно. Я, по обыкновению, — плохо.

Значения вводных слов (конструкций)

значения вводных слов

Вводные конструкции (вводные слова и словосочетания) могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.

  • Итак, ни весенней, ни осенней охоты в наших местах нет.
  • Крупных окуней, бесспорно, удить весело.
  • Убедить его было нелегко, надо сказать.

Не бывают вводными слова: ведь, вот, будто, как будто, словно, именно, якобы, даже, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, как бы, вдруг, исключительно.

Следует различать вводные слова и члены предложения. Сравните: По-моему, сегодня будет тепло (вводное слово). Он сделал по-моему (как? — обстоятельство образа действия). По моему взгляду мама всё поняла (по чьему? — определение).

Вводные предложения

Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова. Они могут быть безличными, неопределённо-личными или двусоставными:

Время, казалось, остановилось. Этим способом, как считают, можно скорее и больше перенести груза. А вот исполинский банан, или, как его называют, «дерево путешественников», распростёр свои листья наподобие широкого опахала. Смерть, я думаю, угрожала всем одинаково.

Вставные конструкции

Вставная конструкция

— это словосочетание или предложение, которое содержит дополнительную информацию, уточняет, поясняет описываемую речевую ситуацию. Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер): пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре — фонари!

Вставная конструкция не выражает отношения говорящего к высказываемому, не содержит оценки сообщения. Она может стоять в середине или в конце предложения. Я спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славою, как определился к нам молодой человек богатой и знатной фамилии (не хочу называть его).

 

Дополнительный материал по теме:

Вводные слова

Вводные конструкции


Конспект урока «Вводные и вставные конструкции». Следующая тема: «Обращение»

 

uchitel.pro

Вводные слова, сочетания и предложения. Видеоурок. Русский язык 8 Класс

Цель урока – познакомиться с вводными конструкциями, их значениями.

Вводные конструкции – это инородные слова,

внутренне чуждые приютившему их предложению.

А.М. Пешковский

Вводные слова – это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова не связаны в предложении с другими словами. Они не являются членами предложения (рис. 1).

Графическое обозначение вводных конструкций

Рис. 1.  Графическое обозначение вводных конструкций (Источник)

Пример вводного слова:

Инопланетяне, видимо, сегодня не прилетят.

Пример вводного сочетания:

Инопланетяне, по всей видимости, сегодня не прилетят.

Пример вводного предложения:

Инопланетяне, как говорили, должны были прилететь сегодня.         

Поскольку и вводные слова, и вводные сочетания, и вводные предложения выполняют в предложении одинаковые функции, для их обозначения мы будем использовать объединяющий термин «вводные конструкции». Вводные конструкции служат для выражения различного рода оценок содержания предложения. Их значение лишено конкретности, оно имеет отвлеченный характер.

Очевидно, сегодня инопланетяне не прилетят. – слово очевидно выражает значение предположения.

Вводные конструкции не входят в структуру предложения, не являются его частью. Но при устранении вводной конструкции предложение теряет тот оттенок, который она выражала, следовательно, содержание предложения приобретает несколько другой характер.

Инопланетяне, вероятно, полетели в другое место.

При устранении вводной конструкции предложение приобретает категорический характер, но его основное содержание, структура, состав членов предложения и отношения между ними остаются неизменными:

Инопланетяне полетели в другое место.

Вводные конструкции в предложении выделяются интонацией. Они обычно произносятся пониженным тоном и отделяются паузами от членов предложения. Если вводная конструкция включена в середину предложения, то его интонация, так сказать, «размыкается»:

На письме вводные конструкции выделяются запятыми, реже – тире.

Пунктуации в предложениях с вводными конструкциями будет посвящен следующий урок.       

 Группы вводных конструкций по значению

Рис. 2. Группы вводных конструкций по значению (Источник)

Группы вводных конструкций по значению (рис. 2)

1. Вводные конструкции, указывающие на степень достоверности сообщения, оценивают содержание предложения как бесспорное, как предполагаемое или возможное.

Со значением бесспорности употребляются такие вводные конструкции, как бесспорно, конечно, разумеется, без сомнения, без всякого сомнения, факт, само собой и др.

Инопланетяне,

interneturok.ru

Вводные конструкции

Вводные слова

Вводные слова

Вводные конструкции – это специальные слова и словосочетания, которые: 1) выражают отношение говорящего к сообщению; 2) не связаны с другими словами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью; 3) не являются членами предложения; 4) в устной речи выделяются интонацией, а на письме запятыми.  Например: Он, самое главное, всегда слово держит;  По-твоему, я не права?  Вы, к счастью, легко отделались.

Вводные конструкции

это специальные слова и словосочетания, которые:

1) выражают отношение говорящего к сообщению;

2) не связаны с другими словами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью;

3) не являются членами предложения;

4) в устной речи выделяются интонацией, а на письме запятыми.

Например: Он, самое главное, всегда слово держит;

По-твоему, я не права?

Вы, к счастью, легко отделались.

Цели урока: дать понятие о вводных конструкциях и их обособлении. тренировать учащихся составлять устные высказывания с применением вводных слов в зависимости от определенного отношения к высказываемому. научить правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Цели урока:

  • дать понятие о вводных конструкциях и их обособлении.
  • тренировать учащихся составлять устные высказывания с применением вводных слов в зависимости от определенного отношения к высказываемому.
  • научить правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Значение вводных слов  Они передают: Уверенность Конечно, действительно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой, без сомнения, бесспорно. Неуверенность День, безусловно, удался. Наверно(е), вероятно, кажется, пожалуй, возможно, очевидно, может быть и под. Чувства говорящего  К счастью, к радости, на радость, на беду, как нарочно, жаль, к сожалению, странное дело, ужас, чего доброго, неровен час. Кажется, он прав. Последовательность изложения (порядок мыслей и их связь)  Итак, следовательно, значит, кроме того, таким образом, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны и под. Без сомнения, это очень красивая вещь. К счастью, все обошлось.  В Римской империи жемчуг, во-первых, символизировал власть, во-вторых, мудрость. В мае, возможно, будут заморозки. К сожалению, я приболела.  С одной стороны, темнота была спасительной: она скрывала нас (Паустовский).

Значение вводных слов Они передают:

Уверенность

Конечно, действительно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой, без сомнения, бесспорно.

Неуверенность

День, безусловно, удался.

Наверно(е), вероятно, кажется, пожалуй, возможно, очевидно, может быть и под.

Чувства говорящего

К счастью, к радости, на радость, на беду, как нарочно, жаль, к сожалению, странное дело, ужас, чего доброго, неровен час.

Кажется, он прав.

Последовательность изложения (порядок мыслей и их связь)

Итак, следовательно, значит, кроме того, таким образом, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны и под.

Без сомнения, это очень красивая вещь.

К счастью, все обошлось.

В Римской империи жемчуг, во-первых, символизировал власть, во-вторых, мудрость.

В мае, возможно, будут заморозки.

К сожалению, я приболела.

С одной стороны, темнота была спасительной: она скрывала нас (Паустовский).

Значение вводных слов  Они передают: Источник сообщения Сообщают, по словам…, по сообщению…,по сведениям…, по-моему, по моему мнению, по слухам, с моей точки зрения и под. Приёмы и способы оформления мыслей По моему мнению, это не очень хорошая мысль – прыгать вниз без страховки. Словом, одним словом, иначе говоря, мягко выражаясь, так сказать, если можно так выразиться. Обращение к собеседнику  Одним словом, мы такого не ожидали. Позвольте, помилуйте, слушайте, понимаете, видите ли, спасибо, пожалуйста, будьте добры, простите, извините и др. По сообщению синоптиков, на следующей неделе будет похолодание.  Видите ли, вы пришли слишком рано. Словом, сколько не бились мы с этой проблемой, так ничего и не решили.  Девушка, позвольте, я донесу ваш красный тяжелый чемодан?

Значение вводных слов Они передают:

Источник сообщения

Сообщают, по словам…, по сообщению…,по сведениям…, по-моему, по моему мнению, по слухам, с моей точки зрения и под.

Приёмы и способы оформления мыслей

По моему мнению, это не очень хорошая мысль – прыгать вниз без страховки.

Словом, одним словом, иначе говоря, мягко выражаясь, так сказать, если можно так выразиться.

Обращение к собеседнику

Одним словом, мы такого не ожидали.

Позвольте, помилуйте, слушайте, понимаете, видите ли, спасибо, пожалуйста, будьте добры, простите, извините и др.

По сообщению синоптиков, на следующей неделе будет похолодание.

Видите ли, вы пришли слишком рано.

Словом, сколько не бились мы с этой проблемой, так ничего и не решили.

Девушка, позвольте, я донесу ваш красный тяжелый чемодан?

Возьмите на заметку! Вводное слово наверное может употребляться и как наверно . Оба варианта одинаково верные.

Возьмите на заметку!

Вводное слово наверное может употребляться и как наверно . Оба варианта одинаково верные.

Употребление вводных конструкций возможно в начале предложения, в середине или в конце предложения Например: Мы, по крайней мере , так думаем (с вводным словосочетанием).  По крайней мере, мы так думаем.  Мы так думаем, по крайней мере.

Употребление вводных конструкций возможно в начале предложения, в середине или в конце предложения

Например: Мы, по крайней мере , так думаем (с вводным словосочетанием).

По крайней мере, мы так думаем. Мы так думаем, по крайней мере.

Не являются вводными и не выделяются знаками препинания слова: Вдруг, авось, только, будто, как будто, вряд ли, якобы, ведь, именно, даже, едва ли, якобы, почти, непременно, как раз, обязательно, вот, все-таки и др. Например:  Авось он образумится. Он как будто ждал этого. А ведь я предупреждал.

Не являются вводными и не выделяются знаками препинания слова:

Вдруг, авось, только, будто, как будто, вряд ли, якобы, ведь, именно, даже, едва ли, якобы, почти, непременно, как раз, обязательно, вот, все-таки и др.

Например: Авось он образумится.

Он как будто ждал этого.

А ведь я предупреждал.

Проверим себя К счастью , папы и мамы нет дома. Значит , можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке, соседке, живущей по соседству. Мне, несомненно , интересно бывать у девочки. У нее, очевидно , много книг, которые очень интересны. Понимаете , Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она, по слухам , уже побывала в Италии и в Африке. Одним словом , у Любочки очень интересно. урок 2

Проверим себя

  • К счастью , папы и мамы нет дома. Значит , можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке, соседке, живущей по соседству. Мне, несомненно , интересно бывать у девочки. У нее, очевидно , много книг, которые очень интересны. Понимаете , Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она, по слухам , уже побывала в Италии и в Африке. Одним словом , у Любочки очень интересно.

урок 2

Вводное предложение – это предложение, при помощи которого говорящий выражает свое отношение к высказыванию. Например: Клубника, я уверен , уже поспела.  Вводные предложения могут быть: Двусоставные (я знаю; вы понимаете). Односоставные (как мне пишут; говорили о нем).

Вводное предложение

– это предложение, при помощи которого говорящий выражает свое отношение к высказыванию.

Например: Клубника, я уверен , уже поспела.

Вводные предложения могут быть:

  • Двусоставные (я знаю; вы понимаете).
  • Односоставные (как мне пишут; говорили о нем).
Предложения с вставными конструкциями Вставные конструкции (словосочетания, предложения), которые передают дополнительную, необязательную информацию. Вставные конструкции в устной речи выделяются более четкой интонацией (паузы, быстрое произношение), а в письменной – тире или скобками. Например: По простодушию своей натуры –  это было его отличительной чертой   –  он мог довериться первому встречному.  Его дом  (так он называл шалаш из веток и листьев)  находился на острове посреди озера.

Предложения с вставными конструкциями

Вставные конструкции (словосочетания, предложения), которые передают дополнительную, необязательную информацию.

Вставные конструкции в устной речи выделяются более четкой интонацией (паузы, быстрое произношение), а в письменной – тире или скобками.

Например: По простодушию своей натуры это было его отличительной чертой    он мог довериться первому встречному.

Его дом  (так он называл шалаш из веток и листьев)  находился на острове посреди озера.

Многие слова в русском языке  могут быть или не быть вводными, т.е. имеют двойное значение.

Многие слова в русском языке могут быть или не быть вводными, т.е. имеют двойное значение.

Многие слова в русском языке  могут быть или не быть вводными, т.е. имеют двойное значение.   Однако : слово является вводным, если стоит в середине предложения: Петр, однако , решил поступить по-своему .  слово не является вводным, если оно стоит в начале предложения (имеет значение противительного союза но ): Однако Петр решил поступить по-своему .

Однако :

  • слово является вводным, если стоит в середине предложения:

Петр, однако , решил поступить по-своему .

  • слово не является вводным, если оно стоит в начале предложения (имеет значение противительного союза но ):

Однако Петр решил поступить по-своему .

Проверь свои знания:  Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 1.Но учительница,(1) словно шутя,(2) спросила его: «Ты,(3) наверное,(4) хочешь сесть с Черновой,(5) да?». И Толе показалось,(6) будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой. 2. Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут же,(2) как заговорщики,(3) собирались на экстренный совет. Невысокая,(4) сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6) бабушка напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8) сильно смахивал на меня.

Проверь свои знания: Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

1.Но учительница,(1) словно шутя,(2) спросила его: «Ты,(3) наверное,(4) хочешь сесть с Черновой,(5) да?». И Толе показалось,(6) будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

2. Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут же,(2) как заговорщики,(3) собирались на экстренный совет. Невысокая,(4) сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6) бабушка напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8) сильно смахивал на меня.

3. Игрушечное царство,(1) казалось,(2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной,(3) поражающей воображение,(4) чем я как человек. 4. По мере перехода в высшие классы свободного времени,(1) конечно,(2) становилось меньше,(3) появились другие интересы,(4) и воинские упражнения мои почти прекратились. Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе»,(5) который был введён в программу реального училища в 1889 году.

3. Игрушечное царство,(1) казалось,(2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной,(3) поражающей воображение,(4) чем я как человек.

4. По мере перехода в высшие классы свободного времени,(1) конечно,(2) становилось меньше,(3) появились другие интересы,(4) и воинские упражнения мои почти прекратились. Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе»,(5) который был введён в программу реального училища в 1889 году.

5. – Почему это матери,(1) как правило,(2) детей любят,(3) а не понимают? Вот раньше было: «Благословляю тебя,(4) сын мой,(5) на подвиг...» 6. Да,(1) я,(2) безусловно,(3) простой и примитивный кинозритель,(4) как большинство людей. От кино я именно и жду полного преображения,(5) окончательного обмана – «чтоб не думать зачем,(6) чтоб не помнить когда». Театр на это не способен,(7) да и не претендует. 7. Потом,(1) кстати,(2) она нам рассказывала,(3) что знала про Сталинградскую битву,(4) про то,(5) как наши держались за каждый камень.

5. – Почему это матери,(1) как правило,(2) детей любят,(3) а не понимают? Вот раньше было: «Благословляю тебя,(4) сын мой,(5) на подвиг…»

6. Да,(1) я,(2) безусловно,(3) простой и примитивный кинозритель,(4) как большинство людей. От кино я именно и жду полного преображения,(5) окончательного обмана – «чтоб не думать зачем,(6) чтоб не помнить когда». Театр на это не способен,(7) да и не претендует.

7. Потом,(1) кстати,(2) она нам рассказывала,(3) что знала про Сталинградскую битву,(4) про то,(5) как наши держались за каждый камень.

8. Я долго думал о том,(1) почему мама нисколько не бранила меня,(2) почему она,(3) на моё счастье,(4) даже обрадовалась,(5) что чашку разбил я,(6)а не Бум. 9. Словом,(3) прижился в военной среде,(4) приобретя приятелей среди офицерства,(5) а ещё более – среди солдат. 10. Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретрухи».  – Пап,(5) ну скажи ей,(6) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?

8. Я долго думал о том,(1) почему мама нисколько не бранила меня,(2) почему она,(3) на моё счастье,(4) даже обрадовалась,(5) что чашку разбил я,(6)а не Бум.

9. Словом,(3) прижился в военной среде,(4) приобретя приятелей среди офицерства,(5) а ещё более – среди солдат.

10. Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретрухи». – Пап,(5) ну скажи ей,(6) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?

8. Я долго думал о том,(1) почему мама нисколько не бранила меня,(2) почему она,(3) на моё счастье,(4) даже обрадовалась,(5) что чашку разбил я,(6)а не Бум. 9. Словом,(3) прижился в военной среде,(4) приобретя приятелей среди офицерства,(5) а ещё более – среди солдат. 10. Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретрухи».  – Пап,(5) ну скажи ей,(6) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?

videouroki.net

Вводные конструкции (Упражнения и тест)

Упражнения по теме «Вводные конструкции»

Упражнение 1.


Запишите слова, распределяя их на две группы: 1) слова, которые могут употребляться как вводные; 2) слова, которые не могут быть вводными.


Разумеется, в-третьих, по-видимому, неожиданно, по-дружески, как будто, извините, к удивлению, едва ли, вдруг, следовательно, пожалуйста, ведь, к сожалению, вряд ли, по-моему, откуда-то.


Со словами первой группы составьте предложения и определите значения выражения субъективного отношения к сообщаемому в составленных предложениях.


Упражнение 2.


Прочитайте предложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Проведите сравнительный анализ пар предложений и составьте лингвистический текст на тему: “Функционирование слов в предложении”.


1. Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. (И. Тургенев.) – У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К. Паустовский.)
2. Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. (М. Горький.) – Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А. Пушкин.)
3. Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. (Н. Гоголь.) – Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. (Н. Гоголь.)
4. Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли…(А. Куприн.) – Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. (И. Тургенев.)


Упражнение 3.


С данными словами составьте пары предложений, употребив их в роли вводных и в роли членов предложения. Как изменится смысл и грамматический состав предложений? Как изменится значение и функции предложенных слов?


Казалось, кажется, видно, право, верно, напротив


Приведите свои примеры подобных слов.


Упражнение 4.


Запишите предложения, объясните правописание слов и постановку знаков препинания, укажите значение вводных слов.


1.Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.
2.Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
3.Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
4.Кажется, ваша история там наделала  много шуму.
5.Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту.
6.Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое  стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
7.Навстречу нам шла шхуна, должно быть, Тамань.


Упражнение 5.


Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите вводные конструкции.


Пушкин в совершенстве владел француз…ким. читал (по)английски (по)итальянски самостоятельн… выучился читать (по)испански. Поэтому  естестве(н, нн)о в библиотек…  были произведения античных авторов в переводах и оригиналах всех выдающихся писателей Западной Европы. Здесь же  (на)конец прочное место занимали произведения восточных литератур на француз…ком языке арабской индийской китайской.


Упражнение 6.


Выпишите предложения с вводными словами, расставьте запятые.


1.    Поезд мчит меня к счастью.
2.    К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину.
3.    Всё казалось ему родным и близким.
4.    Должно быть в самом деле он ничем не мог помочь.
5.    Задание. Введите в предложение синонимичные вводные слова.
6.    Дождь прошёл стороной. Погода изменилась.


Упражнение 7.


Вставьте в текст вводные слова, поставьте знаки препинания.


Однажды… Аполлон, бог света и искусств дал задание философу Зоилу написать отзыв на произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Зоил … поручение выполнил. Аполлон прочитал придирчивую критику философа. Тот не увидел красоты. А ведь он… стоял перед морем красоты. Аполлон в награду дал ему мешок непросеянной пшеницы и приказал выбрать за свой труд всю мякину, то есть мусор. Зоил стал… символом пустой и злобной критики.
(По В. Келеру)


Упражнение 8.


Прочитайте текст, определите роль вводных слов, запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В текстах какого стиля чаще всего используются слова во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом, значит и т. д. как средство связи между предложениями и абзацами?


Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть…
Я предполагаю что слово оживает в двух случаях.
(Во)первых когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу..
(Во)вторых даже стёртое слово поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд как (бы) насыщается общей мелодией стиха…
И (на)конец поэзия богата аллитерациями (К. Паустовский).


Упражнение 9.


Перепишите, вставляя вводные слова, указывающие на последовательность мыслей (во-первых, во-вторых и т. д.), и вводные слова, указывающие на связь мыслей (следовательно, итак). Расставьте знаки препинания.


1. Чтение книг… помогает понять жизнь… обогащает память… укрепляет грамотность и… развивает речь… надо больше читать хороших книг. 2. Витамины… способствуют укреплению здоровья… увеличивают сопротивляемость организма болезнетворным микробам… повышают работоспособность… витамины необходимы для нормальной деятельности человеческого организма. 3. Дерсу сказал мне что трижды чувствует себя виноватым перед тигром:… потому, что он сообщил мне о похищенной у него собаке… потому, что дал мне своё ружьё… потому, что вместе со мной ходил преследовать раненого зверя.


Упражнение 10.


Спишите, вставляя в предложения вводные слова и словосочетания.
Выразите мысли с уверенностью.


1. Внимательное чтение повышает грамотность. 2. Физкультура укрепляет здоровье. 3. Чтобы заниматься спортом, необходимо предварительно посоветоваться с врачом. 4. Утреннюю зарядку нужно проводить ежедневно. 5. Все наши спортсмены примут участие в кроссе.
Выразите мысли как предположение.
1. Солнечные дни установились надолго. 2. Река вскроется рано. 3. Весна будет тёплая и сухая. 4. Черёмуха в полном цвету и скоро зацветёт сирень. 5. На юге уже начался купальный сезон.


Упражнение 11.


Найдите вводные слова, словосочетания и предложения. Определите их функции и объясните употребление знаков препинания. Обратите внимание на сочетание вводных слов с союзами.


1. — А давно ты, верно, ездишь по Москве! — Езжу-то? -спросил старик. — Пятьдесят второй год езжу… — Значит, может быть, и меня возил, — сказал Казимир Станиславович. — Может, и возил, — ответил старик сухо (Бун.). 2. Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью (Бун.). 3. Итак, повторим сначала предыдущее (Бун.). 4. Одни звезды, может быть, знают, как свято человеческое горе! (Бун.). 5. Она убеждала себя, что она, к великому будто бы счастью, не такова, как прочие, что красоту и женственность ей заменяют ум и высшие интересы (Бун.). 6. По обыкновению, я собиралась пройти через гостиную в кабинет (Ав.). 7. Должен, кстати, уведомить вас о существовании теории, по которой северные леса являются заслоном нового ледникового периода (Леон.). 8. Но инженер, видно, любил свое дело (Ф.). 9. Впрочем, инженера интересовали и многие другие явления природы и жизни, — так, например, на станции Угольной инженер купил в буфете десяток слоеных мясных пирожков (Ф.). 10. — Подкиньте мне парочку идей, — как говорил один одесский журналист, — а я уж постараюсь сделать из них шедевр (Пауст.). 11. Приходилось пристально вглядываться, напрягать глаза, чтобы с трудом различать ближайшие избы, а может, даже не различать, лишь угадывать их на привычных местах (Расп.). 12. Не лучше ли никуда не двигаться, а завалиться обратно в постель и забыться наконец, хоть ненадолго, потерянным, желанным покоем (Расп.). 13. Покорителем Сибири стал, как известно, Ермак Тимофеевич (Расп.). 14. Кто-то, видно, проходил в это время по улице (Расп.). 15. У нее, как говорят писатели, вырвался вздох облегчения? (Бел.). 16. Пусть письмо будет не отправлено. А почему бы, собственно, его не отправить? (Бел.). 17. Трап двигался к самолету, как черепаха, стюардессы, казалось, еле переставляют ноги (Бел.). 18. …Он встал в очередь к транспортному контролю. Итак, первая очередь (Бел.). 19. Что ж, если она и сейчас не узнала его, значит, она просто его забыла. А может, никогда и не запоминала (Бел.). 20. Иванов изловил себя на предвзятости. Наверное, еще сказывалась родственная обида. Честно говоря, так и должно было произойти (Бел.). 21. И все это — сочетание тумана и прекрасных звуков, видение белой лошади и запах теплой земли — обескураживало, заставляло вспоминать нечто необыкновенное и забытое, но, по-видимому, самое главное. Но что же в жизни самое главное? Он вернулся к машине и сел на заднее сиденье. По-прежнему сильно пахло влажной землей, а через дачную веранду или, может, через окно вылетали в летнюю ночь, рассыпались и таяли в темноте невыразимо прекрасные звуки (Бел.). 22. …Завел разговор о площади… Почему, дескать, ее совсем нет в программе? (Бел.).


Упражнение 12.


Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите вводные конструкции и объясните употребление знаков препинания.


1. Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте согласитесь могли быть дурные влияния (Ч.). 1. Он… все время говорил на своем необыкновенном языке выработанном долгими упражнениями в остроумии и очевидно давно уже вошедшем в привычку (Ч.). З.Для нее уже ясно было, что она разлюбила Андрея Андреича или быть может не любила его никогда (Ч.). 4. Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром простилась со своими и живая веселая покинула город как полагала навсегда (Ч.). 5. Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык .и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. Это оттого вероятно что за границей он сильно соскучился по родине (Ч.). 6. Человек он впрочем был деликатный мягкий и неглупый (Ч.). 7. — Значит у вас теперь три Анны, — сказал он, осматривая свои белые руки с розовыми ногтями, — одна в петлице, две на шее (Ч.). 8. К счастью я больше полугода жил в Москве (Бун.). 9. Разве не бывает так, что некоторые мечты вдруг сбываются? Редко разумеется весьма редко а сбываются (Бун.). 10. Левинсон как видно нисколько не стеснялся (Ф.). 12. Душевным покоем ласковым материнством веяло от этой женщины, — счастливой казалась ее жизнь из окна вагона! Но возможно это был и обман может быть у этой женщины умирали дети (Ф.). 13. Кажется этот простой лесной человек лучше всех понимал мои тогдашние настроенья (Леон.). 14. Кроме того по ее мнению спрос на живопись должен значительно подсократиться в будущем (Леон.). 15. Видишь ли после раненья нога у меня плохо гнется в колене (Леон.). 16. Дело пожалуй не в умилении перед твоим объектом (Леон.). 17. Видимо они уже предвидели скорые перемены в судьбе пашутинского лесничего (Леон.). 18. Он попытался изъяснить товарищу подвиг тех незаметных ученых чьим коллективным трудом в сущности и создаются коралловые острова знания (Леон.). 19. Ты прямо Прометей у меня, Гриша… по крайней мере постарайся связно изложить, что за птица терзает тебе печенку (Леон.). 20. К слову такие рубки на отбор велись до самого 1930 года (Леон.). 21. Оставалось предположить того выдающегося знатока тихоокеанских лесов, что так усердно и по неизвестным побуждениям добивался знакомства с Иваном Матвеичем, а теперь напротив нуждался в конфиденциальном, с глазу на глаз, разговоре с Грацианским (Леон.). 22. По его словам там каждый четверг собиралась самая разнообразная компания (Леон.). 23. Постный возлюбил простецкую кухню. Действительно при роскошных хрусталях и различных деликатесах основной харч носил несколько даже странный колорит (Леон.). 24. — Может быть попадете когда-нибудь в Италию, — сказал он. — Там вы всюду увидите такую пышную герань, что от нее не оторвешь взгляда. А у нас лучшую герань выращивают по-моему в Новгороде Великом (Шуст.). 25. Ильинична к удивлению Дуняшки беспомощно заплакала (Ш.). 26. Она мысленно подыскивала по ее мнению наиболее убедительные доводы (Ш.). 27. Должно быть к матери в гости направилась (Ш.). 28. Ее оставили кажется все чувства кроме удивления (Зал.).


Упражнение 13.


Перепишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Определите, в каких случаях одни и те же словаявляются вводными, в каких — членами предложения


Образец:
Он, очевидно, опоздает к обеду. — Его мнение было очевидно. (В первом предложении очевидно выделяется запятыми, так как это вводное слово, выражающее значение предположения; во втором предложении очевидно не выделяется, так как является кратким прилагательным,выполняющимроль именной части сказуемого.)


1. Он досадливо отмахнулся. — Подумаешь рак! (Д. Г.). 2. Ты подумаешь и расскажешь все, как было. 3. Заметьте кстати: все поэты любви мечтательной друзья (П.). 4. Обычно подобным гостям не особенно радовались, но теперь живой человек был очень кстати (Кор.). 5. Вот казалось парню счастье, наступать расчет прямой… (Тв.). 6. Все казалось ему давно знакомым. 7. Бывало грустно им, а скучно не бывало (П.). 8. Он [Иван Иванович] бывало прежде всего зайдет в конюшню (Г.). 9. Здесь напротив беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают и развлекают мое внимание (Л. Т.). 10. Он сел напротив Даши и не мог оторвать взгляда от ее милого лица (А. Т.). 11. Базаров держался в отдалении от этих «дрязгов», Аркадий напротив почел своею обязанностью если не помогать отцу, то по крайней мере показывать вид, что он готов помочь (Т.). 12. Вообще это произведение кажется вполне современным. 13. Ребенок вообще ничего не понял в новой игре. 14. Мне вообще не хотелось приезжать сюда. 15. В Крым вероятно попаду я нескоро, не тянет (Ч.). 16. Это вполне вероятно. 17. Мне кажется что роман не его дело… (В. Бел.). 18. Он кажется совсем расстроился.


Упражнение 14.


Каждое из предложений перепишите дважды: в одном случае заключенные в скобках слова должны стать вводными, а в другом — членами предложения; укажите смысловое значение каждого варианта.


Образец:
Решить задачу (таким образом) было нетрудно —

1. Решить задачу таким образом было нетрудно (как решить задачу, каким способом?Таким образом — обстоятельство образа действия).

2. Решить задачу, таким образом, было нетрудно (таким образом — вводное слово, указывающее на связь мыслей).


1. (Таким образом) разногласия были устранены. 2. За крутым поворотом (видно) было поле. 3. (Прежде всего) необходимо изучить имеющуюся по теме литературу. 4. Учащийся (безусловно) справился с заданием. 5. Конструктор (верно) решил сложную задачу. 6. Эксперимент (естественно) подводит нас к правильным выводам. 7. Дом (напротив) был очень красив. 8. Сказанное (кстати) очень верно. 9. В данный момент учитель (может быть) на собрании. 10. Он (к счастью) привык уже.


Упражнение 15.


Прочитайте, найдите вводные слова и предложения. С какой целью они употреблены? Выпишите только предложения с вводными словами и вводными предложениями, выделяя их.


1. Короткие волосы его, очевидно, только что были причесаны (Л. Толстой). — Очевидно было, что его нисколько не интересовала личность Балашова (Ломунов). 2. По его словам нельзя было догадаться о его настроении. По его словам, птицы любят двигаться против ветра (Арсеньев). 3. Ваше право на дополнительный отпуск бесспорно. — Самым красивым растением в долине Анюя был, бесспорно, амурский виноград. 4. Максим Максимыч еще не появлялся. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Лермонтов). — Поезд мчал меня к счастью. Оно [счастье] всегда маленьким кажется, пока его в руках держишь. 5. Он спокойно молчал… И молчать таким образом он мог несколько часов (Л. Толстой). — Он признавал, что «лирика есть самое высокое и самое трудное проявление искусства»… Таким образом, к художественной литературе Писарев проявлял высочайшую требовательность (Поспелов). 6. Отселе я вижу потоков рождение… (Пушкин). — Вы, я вижу, любите природу.

 


Тест по теме «Вводные конструкции»

1. Какие утверждения являются неправильными?


1) Вводные конструкции — это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.
2) При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т.п.
3) Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.
4) Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.


2. Одно из утверждений неверно. Найдите его.


1) Вводные конструкции не являются членами предложения.
2) Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3) Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
4) Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).


3. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).


1) Поезд мчит меня к счастью.
2) Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал.
3) Мы не надеялись более никогда встретиться однако встретились.
4) У нас весна. Солнышко греет. Одним словом жизнь расцветает.


4. Найдите предложения, в которых выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).


1) Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществлялась так ОЧЕВИДНО.
2) Графиня весьма КСТАТИ воротилась в гостиную.
3) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО XIII век — это кризис феодализма во всем мире.
4) ОЧЕВИДНО сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.
5) На бледном лице ее ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потухала редкостная красота.
6) КСТАТИ слой глины в этом месте был гораздо тоньше, чем над всей крышей.


5. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.


1) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
2) Олег усмехнулся, однако, чело и взор омрачилися думой.
3) Впрочем, Софья Николаевна не очень постарела.
4) Тайная канцелярия полтергейстами, как известно, не занималась.
5) Правда, в огне не горит и в воде не тонет.
6) Упражнение, должно быть, выполнено чисто и аккуратно.


6. В каком предложении есть вводные слова?


1) День подходил к вечеру, однако ветер не утихал.
2) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье.
3) Мы, помимо судовых работ, занимались еще погрузкой угля.
4) Несмотря на все трудности работы, полученные результаты оказались удачными.


7. Укажите, в каком предложении слово КАЖЕТСЯ не является вводным.


1) Солнце и кажется само небо пряталось за скалами.
2) Пес мой мог бы кажется почуять птицу и под землей.
3) Парусное учение на всей эскадре прошло кажется хорошо.
4) Ей кажется что лес молчит укоризненно, сухо, сердито.


8. Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.


1) Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.
2) Правда глаза колет.
3) Правда в огне не горит и в воде не тонет.
4) Деньги смогут много, а правда все.


9. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Источник сообщения».


1) Расчет, по-моему, был математически точен.
2) Дальние озера, по слухам, настоящая лесная глухомань.
3) Пожар, по расчетам Леонтьева, шел стороной.
4) Вероятно, все это давно исчезло без следа.
5) Мы были, по словам охотника, первыми москвича¬ми, попавшими в эти места за последние десять лет.


10. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Оценка достоверности сообщения (ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ)».


1) Мы, возможно, немного опоздаем к ужину.
2) За эти три дня мы, кажется, сделали все необходимое: подготовили лодку, пересушили хлеб на сухари, пришили оторванные пуговицы.
3) Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывался с нами.
4) Из всех дикорастущих лекарственных растений земляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.


11. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения  «Оценка достоверности сообщения (УВЕРЕННОСТЬ)»


1) Предстоящие соревнования, несомненно, пройдут в острой спортивной борьбе.
2) Старые друзья — это, конечно, штука хорошая, но их уже ничем не удивишь.
3) Эта женщина, без сомнения, была замечательно хороша собой.
4) Поп говорил отрывисто, делая большие паузы, повторяя слова и, видимо, с трудом находя их.


12. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Эмоциональная оценка сообщения».


1) К счастью, озеро оказалось богатым рыбой, больше всего окунем.
2) Человек, говорят, ко всему привыкает.
3) Дождь, к сожалению, не прекращался.
4) Дрова, как на грех, попались сырые и плохо горели.


13. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Призыв к собеседнику».


1) Те, кто привык к утренней гимнастике, не расстаются с ней до конца жизни и, поверьте, не жалеют об этом.
2) После того разговора, веришь ли, я как будто вновь с ним познакомился.
3) Вот и дождик, посмотри-ка, хлынул словно из ведра.
4) Утро было пасмурное, и мы, признаться, встали поздно.


14. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Способ оформления мыслей».


1) Мне, вообще, это никогда не нравилось.
2) Одним словом, ты сам должен решить, как лучше поступить.
3) Как говорится, дело мастера боится.
4) Тебя, очевидно, не так информировали.


15. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Последовательность изложения».


1) Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой.
2) Он меня принял, по своему обыкновению, ласково и величаво.
3) Подобные путешествия, с одной стороны,  весьма интересны, но очень утомительны — с другой.
4) Звуки постепенно становились сильнее и непрерывнее и, наконец, слились в один звонкий гул.


16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?


Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

1) 1, 2                    2) 1, 3              3) 3, 4                     4) 1, 2, 3, 4


17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?


Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

1) 1, 2, 3                 2) 1, 2                  3) 3, 4                              4) 1, 3


18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?


«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

1) 1, 2, 3, 4                      2) 1, 2                         3) 3, 4                    4) 1, 3

                                                                    Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

·                   Мы повторим общую информацию об обращениях и вводных словах.

·                   Вспомним все, что мы знаем об обособлении обращений и вводных слов.

·                   Обновим знания о вставных конструкциях.

Обособляться могут не только члены предложения. Обращения, вводные слова и вставные конструкции не являются членами предложения. Они осложняют предложение и потому в речи выделяются интонацией, а на письме – знаками препинания.

Для чего нужны обращения?

При помощи обращений мы устанавливаем контакт с окружающими. Зинаида Павловна, вы хотели меня о чем-то спросить?

Мы привлекаем внимание. Мальчик! Мальчик, оглянись, ты оставил учебник!

Передаем отношение к адресату. Лентяй, возьмись наконец за дело!

Для обращений обычно служат собственные и нарицательные существительные в форме именительного падежа.

Это может быть имя. Алексей, ты выполнил задание?

Или ФИО. Семёнов Семён Семёнович, немедленно подойдите к администратору!

Чтобы подозвать своего питомца, мы воспользуемся кличкойШарик, Шарик, ко мне!

Для обращения может послужить название любого предмета или явления. Лето, ты невыразимо прекрасно!

Обращения могут распространяться.

Рассмотрим и сравним распространенные и нераспространенные обращения.

В предложении может также быть несколько обращений, в том числе распространенных.

В качестве примера рассмотрим хорошо знакомые нам строки из стихов Александра Сергеевича Пушкина: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» Все предложение состоит из двух распространенных обращений.

В тексте обращения часто выделяются запятыми.

Улыбнись, серьезный ты человек. Нужно заметить, что обращения выделяются запятыми со всеми словами, которые к ним относятся.

И вот, уважаемые гости столицы, наша экскурсия подходит к концу. В середине предложения обращения выделяются с двух сторон.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? Если части обращения разделены, то выделяется каждая часть.

Междометия отделяются от обращения запятой.

Эх, зима, ты опять пришла неожиданно! Запятой отделяется междометие «эх».

Катя, а Катя! Пойдем в кино? При повторе обращения частица «а» не отделяется.

О родная земля! Ты книга вечной жизни. Частица «о» запятой не отделяется.

При усилении интонации обращения выделяются восклицательным знаком.

Теперь, когда мы обновили знания об обращениях, обратимся к вводным словам.

Вводные слова служат для передачи авторских суждений, оценок высказывания.

Сегодня будет жарко. В предложении никаких оценок или суждений не присутствует – это констатация факта. Сравним это предложение с другими:

Конечно, сегодня будет жарко.

Думаю, сегодня будет жарко.

Говорят, сегодня будет жарко?

К счастью, сегодня будет жарко.

Одним словом, сегодня будет жарко.

Без вводных слов нам было бы затруднительно высказывать свое мнение.

Что могут выражать вводные слова?

Уверенность. Это такие слова, как безусловно, несомненно, правда, бесспорно, естественно, разумеется, в самом деле, конечно.

Сегодня, бесспорно, будет дождь.

Вводные слова также могут выражать неуверенность.

Это такие слова, как видимо, может быть, кажется, возможно, наверное, пожалуй, очевидно, должно быть и другие.

Сегодня, возможно, будет дождь.

При помощи вводных слов могут выражаться разные чувства говорящего. Чувства выражают такие слова, как к досаде, к счастью, к несчастью, к радости, к удивлению, чего доброго, странное дело и т. д.

Сегодня, чего доброго, будет дождь.

Вводные слова могут выражать и источник сообщения. Это такие слова, как по-моему, говорят, помнится, по мнению кого-либо, на чей-нибудь взгляд, по словам кого-либо, и т. д.

Сегодня, по словам бабушки, будет дождь.

Вводные слова также применяются для выражения последовательности явлений, связи между ними. Это такие слова, как во-первых, во-вторых, в частности, однако, наконец, значит, стало быть, например и др.

Стало быть, сегодня будет дождь.

Вводные слова могут указывать на способ выражения, оформления мыслей. Это такие слова, как короче говоря, иначе говоря, одним словом, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь и др.

Сегодня будет, так сказать, дождь.

Также вводные слова могут использоваться для привлечения внимания слушателей. Для этого используются такие слова, как видите ли, согласитесь, извините, знаете ли, пожалуйста, позвольте, представьте себе и т. д.

Сегодня, представьте себе, будет дождь.

Вместо вводных слов могут также использоваться вводные предложения. По значению они равны вводным словам или похожи на них.

Мне кажется, я думаю, ей казалось, она говорит – все эти предложения могут быть вводными.

Сегодня, мне кажется, будет дождь.

Вводные слова выделяются запятыми.

Наверное, мы будем скучать по детству.

Они, как всегда, будут отдыхать в деревне. В середине предложения вводные слова выделяются с двух сторон.

Погода будет хорошей, а может, великолепной.

Союз «а» от вводных слов не отделяется.

Будьте внимательны! Не путайте вводные слова с членами предложения или союзами!

 Рассмотрим три слова: кажется, возможно и однако. Эти слова могут быть вводными, а могут и не быть.

Эта задача кажется очень сложной. Кажется в данном случае – часть составного именного сказуемого.

Кажется, эта задача очень сложная. Кажется – вводное слово. Мы можем убрать его из предложения, и смысл не особенно изменится.

Выполнить это задание вполне возможно. Возможно – часть главного члена в бессоюзном предложении.

Возможно, я смогу выполнить это задание. Возможно – вводное слово, и его можно удалить из предложения.

Мы друзья, однако пишем друг другу редко. Однако – союз. Его можно заменить противительным союзом но.

Однако, как можно так редко писать другу! Однако – вводное слово. Его можно удалить из предложения.

Во многих случаях вводные слова можно удалить из предложения, поскольку они не являются членами предложения.

Теперь поговорим о вставных конструкциях. Вставные конструкции содержат дополнительные сведения, поправки, замечания, пояснения к сказанному.

Вводные предложения и вставные конструкции нужно различать.

Вводные предложения содержат оценку сообщения, указание на его источник, на связь с другими сообщениями.

Как мы уже знаем, Марина Цветаева родилась восьмого октября.

В отличие от них, вставные конструкции используются для дополнения, уточнения информации, поправок, замечаний, пояснений к сказанному.

Марина Цветаева родилась восьмого октября (православная церковь считает этот день днем памяти Иоанна Богослова).

Вставные конструкции выделяются тире или скобками. При этом внутри вставной конструкции сохраняются все необходимые знаки препинания.

 Это село медленно приходило в запустение (приходить в запустение оно начало лет тридцать назад, но так было принято говорить). Заметим, что точка в конце предложения ставится за закрывающей скобкой.

Это село – а оно начало приходить в запустение уже давно – и сейчас смотрелось уныло.

videouroki.net

Вводный оборот. Вводные слова, словосочетания и предложения. Постановка знаков препинания

В своей речи люди довольно часто используют вводные конструкции, чтобы показать свое отношение к тому, о чем именно они рассказывают. При написании вводный оборот обязательно выделяется запятыми, а в устной речи такой оборот следует выделить интонационно. Рассмотрим подробнее некоторые правила и особенности использования данного вида конструкции.

Определение вводного оборота

Вводный оборот – это слова, словосочетания и целые предложения, которые отражают отношение говорящего к тому, о чем он рассказывает, либо указывают на источник информации. Данные обороты входят в состав предложения, но не являются их членами, а также не вступают в синтаксическую связь с другими членами предложения и вообще не являются членами предложения.

Как определить вводные конструкции

вводный оборот

Поскольку одни и те же слова могут выступать и как вводная конструкция, и как обычный член предложения, нужно знать, как именно можно определить такие обороты в русском языке. Примеры помогут лучше разобраться в данном вопросе:

  • Во-первых, если выбросить из текста вводную конструкцию, то смысл текста не потеряется. Сравните: «Предприятие, возможно, уже реорганизовано» и «Предприятие еще возможно реорганизовать». В первом случае данное слово является вводным, поскольку смысл предложения не потеряется, что не относится ко второму варианту. Однако данный способ проверки не всегда правильный, поскольку структура может сохраниться. В данном случае следует обращать внимание на смысл фразы. Например: «Таким образом данная проблема была решена». Если под «таким образом» понимается «таким способом», то это не является вводным словосочетанием, если же понимается как «итак», то данный оборот речи следует считать вводным и его необходимо обязательно выделить запятой.
  • Во-вторых, вводные слова не являются членами предложения и поэтому к ним либо от них невозможно поставить вопрос. Сравните: «Я, кажется, теперь все поняла» и «Она мне кажется немного уставшей». В первом случае задать вопрос к слову «кажется» невозможно, и в этом случае это вводное слово. Во втором случае можно задать вопрос «Что делает?», и слово «кажется» выступает в качестве сказуемого.
  • В-третьих, одно вводное слово или словосочетание в предложении можно с легкостью заменить на другое, при этом смысл всего предложения не потеряется. Например: «Она, возможно, позвонила отцу сама и рассказала о случившемся». В данном варианте при замене «возможно» на «вероятно» смысл всего предложения не потеряется.

Также при использовании в качестве вводных конструкций некоторых слов и словосочетаний могут возникнуть небольшие трудности. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Слова: кстати, вообще, короче, собственно, в сущности, по правде, точнее — в качестве вводных слов

Слова: кстати, вообще, короче, собственно, в сущности, по правде, точнее — будут использоваться в предложении как вводные, если к ним по смыслу можно будет добавить «говоря». Сравните: «Мы, кстати, собираемся завтра идти в лес» и «Данный наряд пришелся ей кстати». Очевидно, что в первом случае слово «кстати» является вводным, поскольку к нему можно добавить «говоря», и его необходимо выделить с двух сторон запятыми.

Особенности использования «однако» в качестве вводного слова

оборот речи

«Однако» может выступать как в качестве союза, так и в качестве вводного слова. Если «однако» можно вполне заменить на слово «но», то в этом случае оно является союзом. Например, мы хотели прийти в гости, однако плохая погода испортила нам все планы.

Если слово «однако» стоит в середине либо в конце предложения и не служит для связи двух сложных или частей предложения, то оно выступает в качестве вводного слова и обязательным является его выделение в тексте запятыми. Например, мы хотели прийти в гости, дождь, однако, испортил нам все планы.

«Наконец» в качестве вводного слова

«Наконец» может выступать как вводный оборот речи. В данном случае слово определяет порядок подачи информации автором. Например: «Во-первых, он молод, во-вторых, силен, наконец, он полон сил и энергии».

Если же «наконец» выступает в качестве обстоятельства времени и его можно заменить на «под конец» или «напоследок», то данное слово не является вводным. Например: Мы шли невероятно долго и наконец вышли в лесу.

Фразы, которые чаще всего воспринимают за вводные конструкции

Многие считают, что: буквально, авось, в добавок, будто, вдруг, в завершение, в конечном счете, ведь, вот, все таки, вряд ли, едва ли, даже, именно, исключительно, как будто, как раз, как бы, к тому же, небось, между тем, по предложению, по решению, по постановлению, примерно, приблизительно, поэтому, притом, почти, решительно, просто, якобы, словно – это вводные обороты, но это не так. Данные слова и словосочетания не выступают в качестве вводных конструкций и выделять их запятыми не нужно.

Виды вводных оборотов по их значению

предложения с фразеологическими оборотами

Все вводные слова и словосочетания разделяются на несколько разрядов в зависимости от того, какие значения выражают вводные обороты речи. Примеры наглядно покажут отличия:

  1. Вводные обороты, которые выражают оценку степени достоверности информации (уверенность, сомнение): несомненно, конечно, бесспорно, по всей вероятности, само собой разумеется, по-видимому, действительно и другие. Например: «Все жители деревни, действительно, были очень милыми людьми».
  2. Слова, которые выражают обычность описанного события: случается, бывает, как водится, по обыкновению, как всегда, по обычаю и другие. Например: «Новогодний утренник проводится, как всегда, в актовом зале детского сада».
  3. Вводные конструкции, которые выражают эмоции и чувства говорящего: к радости, к счастью, к сожалению, к удовольствию, к удивлению, к несчастью, к изумлению, к прискорбию, к огорчению, к досаде, неровен час, странное дело, как нарочно, чего доброго. Например: «К моему удивлению, она собралась очень быстро, и мне не пришлось ее долго ждать».
  4. Вводные слова, которые указывают на последовательность мыслей: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, следовательно, наоборот, наконец, напротив, в общем, однако, в частности, кстати сказать, кстати, итак, значит, следовательно, кроме того, таким образом, например, так. Например: «Ее улыбка свидетельствовала не о красивой жизни, а, напротив, старалась скрыть все ее несчастья».
  5. Часть вводных конструкций указывает на характер высказывания: одним словом, словом, вообще говоря, короче говоря, так сказать, иначе говоря, лучше сказать, другими словами, мягко выражаясь, грубо выражаясь, между нами говоря, по правде говоря, сказать по совести, смешно сказать и другие. Например: «По правде говоря, обед, приготовленный новым поваром, не произвел на меня большого впечатления».
  6. Вводные конструкции, указывающие на источник сообщаемой информации: по сообщению, по словам, по мнению, по сведениям, по слухам, по-твоему, по-моему, дескать, по моим расчетам, мол, как известно, с точки зрения и другие. Например: «По словам свидетеля, подозреваемый на момент совершения преступления находился дома».
  7. Вводные слова, которые направлены к читателю, чтоб привлечь его внимание: видишь, видите, понимаешь, понимаете, поймите, пойми, извините, вообразите себе, простите, сделайте милость, пожалуйста, помнишь, помните, помилуйте, согласитесь, послушайте, позвольте, заметьте себе и другие. Например: «Пельмени, согласитесь, одно из самых любимых блюд студентов и холостяков».

Части речи, в которых могут выступать вводные конструкции

Все виды вводных конструкций могут выступать в различных частях речи. По данному критерию вводные конструкции могут быть представлены в таких частях речи, как:

  • существительное с предлогом: к счастью, на радость, без сомнений;употребление деепричастных оборотов
  • прилагательное: самое главное, в общем, самое большее;
  • местоимение: между тем, кроме того, к тому же;
  • наречие: конечно, бесспорно, несомненно, естественно;
  • глагол: казалось, думаю, говорят, предполагают;
  • инфинитив: видать, признаться, знать;
  • сочетания с деепричастиями: откровенно говоря, грубо выражаясь, правду говоря;
  • полные предложения: я думаю, он надеется, сколько я помню;
  • безличные предложения: всем хорошо запомнилось, мне показалось, ей мечталось;
  • неопределённо-личные предложения: как обычно о нем говорили, так о нем думали.

Знаки препинания при использовании вводных конструкций

Как говорилось ранее, вводные словосочетания и слова в тексте с двух сторон выделяются запятыми. В некоторых случаях вместо одной из запятых будет использоваться тире. Если же вводное словосочетание не было реализовано полностью, то тире ставим после него. Например: «С одной стороны, меня не отпустили на вечеринку, с другой – я не могла ее никак пропустить, ведь там будут все мои друзья».

Если вводное слово расположено в тексте перед обобщающим словом, но перед всеми однородными членами предложения, то следует использовать тире вместо первой запятой. Например: «Телевизор, телефон, компьютер, холодильник – словом, вся техника в доме работала исправно, несмотря на значительные перепады напряжения утром».

Знаки препинания при использовании вводных предложений

обороты речи в русском языкеВыделение в тексте вводных предложений можно несколькими способами:
  • С помощью запятых. Например: «Она, я уверен, будет счастлива и без меня»;
  • С использованием скобок. Такой способ выделения используется, если вводное предложение выступает в роли дополнительных замечаний либо уточнений к тексту. Например: «Мое появление (я заметила) смутило всех окружающих»;
  • С помощью тире. Также используется, если вводное предложение – дополнительное замечание или уточнение к тексту. Например: «Покупатели – их было двое – вели себя очень сдержанно».

Употребление деепричастных оборотов и вводных конструкций

Люди иногда путают вводные обороты и другие речевые обороты в русском языке. Многие считают, что деепричастный оборот – это лишь вид вводного оборота, поскольку у этих типов конструкций много общего. Употребление деепричастных оборотов схоже с вводными предложениями, к тому же, если из предложения выкинуть деепричастный оборот, смысл предложения не поменяется, так же, как и при использовании вводных оборотов. Несмотря на это, данные виды конструкций имеют ряд отличий. Во-первых, деепричастный оборот отвечает на вопрос: «Что сделав?» и «Что делая?», а к вводному обороту поставить вопрос невозможно. Во-вторых, в предложении деепричастный оборот определяется обстоятельством, а вводные конструкции не являются членом предложения.

Отличия фразеологических и вводных оборотов

вводные обороты в русском языкеТакже у людей часто вызывают сомнения предложения с фразеологическими оборотами. Некоторые пытаются принять фразеологический оборот за вводный. Однако это не так. Фразеологический оборот – это устойчивое по структуре и составу, а также лексически неделимое словосочетание, которое воспринимается как единое целое.

В отличие от вводных конструкций, фразеологические обороты речи в русском языке на письме не должны вообще выделяться знаками препинания. Также к фразеологическому обороту возможно поставить вопрос, и, следовательно, данная конструкция является членом предложения. Таким образом, предложения с фразеологическими оборотами не стоит путать с предложениями с вводными конструкциями, ведь это предложения с разными типами конструкций.

Различие сравнительных и вводных оборотов

обороты речи примерыПомимо всех вышеописанных типов конструкций с вводными оборотами, часто путают сравнительные обороты и пытаются применить для них все правила, как для вводных. Такие конструкции сильно отличаются друг от друга. Сравнительный оборот, так же, как и фразеологический и деепричастный, является членом предложения, но выступает всегда в качестве сравнения. Сравнительные обороты в русском языке не всегда выделяются знаками препинания, поэтому можно совершить ошибку, перепутав сравнительный оборот с вводным.

Все вышеописанные виды оборотов и вводный оборот имеют одно общее сходство – это интонационное выделение. Именно такое выделение, в первую очередь, заставляет сомневаться при правильном определении вводной конструкции.

Использование в речи вводных конструкций просто необходимо, поскольку они указывают на эмоциональную насыщенность текста и показывают отношение говорящего к объекту разговора. Определить, а также правильно выделить в речи вводные обороты в русском языке не составит особого труда, если знать все несложные правила, которые были описаны в данной статье.

fb.ru

примеры. Предложения с вводными конструкциями

Необходимая единица языка – вводная конструкция. Для начала нужно понять, что она собой представляет.

Вводная конструкция. Примеры вводных единиц

Человек, создающий текст, может включать в предложение слово или сочетание слов, цель которых оценить или охарактеризовать сообщение.

  • Пример предложения с оценивающей конструкцией: Но тут, к несчастью, на меня навалилась непреодолимая застенчивость.
  • Пример предложения с характеризующей конструкцией: Все, вероятно, были в некотором замешательстве.

В первом предложении содержание оценивается негативно при помощи вводного слова «к несчастью». Во втором предложении сообщение характеризуется как возможное посредством вводного слова «вероятно».

Когда мы знаем, что такое вводная конструкция, нужно усвоить следующий пункт. Они выделяются запятыми.

Что такое вводная конструкция

Вводными называются единицы языка, которые представляют собой слово, форму слова или словосочетание. Им присущи черты, отличающие их от других компонентов предложения.

  • Они не расширяют содержание сообщения.
  • Такие слова выражают отношение говорящего к сообщаемой информации.
  • Они не связаны с членами предложения, главными и второстепенными, синтаксическими связями.
  • Они не изменят свою грамматическую форму при изменении слов в предложении.
  • Их можно пропустить без всякого ущерба для смысла предложения.
  • Благодаря своей автономности, вводные единицы могут свободно помещаться в начале, в середине или в конце предложения.

Пример:

Пожалуй, я поеду.

Я, пожалуй, поеду.

Я поеду, пожалуй.

Вводные единицы могут относиться ко всему предложению и к одному слову. В последнем случае вводная единица стоит рядом с этим словом.

Пример:

Чувствовать себя старшим или, точнее сказать, главным стало его потребностью.

Чувствовать себя старшим или главным, точнее сказать, стало его потребностью.

Итак, мы рассмотрели вводные слова и предложения с примерами. Главное, что важно понять – это то, что они автономны, именно поэтому выделяются запятыми.

Вводные единицы, не имеющие омонимичных членов предложения

Немногие из вводных единиц функционируют только как вводные компоненты в предложениях.

Перечень вводных слов и словоформ, не имеющих омонимичных членов предложения:

  • по-видимому;
  • собственно, собственно говоря;
  • пожалуй;
  • положим;
  • конечно;
  • во-первых, во-вторых, в-третьих;
  • следовательно;
  • стало быть;
  • грешным делом;
  • неровен час;
  • чего доброго;
  • по меньшей мере;
  • по крайней мере.

Такие вводные конструкции, это как побудители к действию – нужно поставить запятые. В этом случае иных вариантов нет.

Вводные единицы, имеющие омонимичные члены предложения — сказуемые

Большинство вводных единиц соотносимы со словами других частей речи, являющимися в предложениях членами предложения.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Моя собака, чувствую, начинает привыкать к состоянию охотничьего азарта.

В привычном бытии вновь чувствую любовь.

Все спорили увлечённо, но, странно, нигде больше я не встречал таких равнодушных людей, как здесь.

Мама посмотрела на меня как-то пристально и странно.

Слова, которые могут быть как вводными единицами, так и сказуемыми:

Слова

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложениями

надеюсь

Вы, надеюсь, готовы к отправлению.

Я надеюсь на благополучный исход.

повторяю

Все вы, повторяю, должны привести по одному примеру.

Я уже сто раз повторяю одно и то же.

подчёркиваю

У нас, подчёркиваю, нет в семье неудачников.

Я всегда подчёркиваю орфограммы в предложениях.

помню

Ты, помню, говорил совсем другое.

Я помню тот вечер во всех подробностях.

сознаюсь

Вчера, сознаюсь, я уже подумал об отказе от дела.

Я во всём сознаюсь, чтобы не пострадал невиновный человек.

чувствую

Чувствую, вот-вот не выдержу.

Я всё чувствую, но виду не подаю.

случается

У нас, случается, и безрогие бодаются.

У нас ничего такого не случается.

рассказывали

Здесь, рассказывали, были страшные бои.

Мне вчера об этом рассказывали.

поверь

Учителя, поверь, не желают тебе ничего плохого.

Ты мне поверь.

пойми

Все здесь, пойми, собрались из-за тебя.

Просто пойми всё правильно.

согласитесь

У нас всё, согласитесь, было верно задумано.

Вы обязательно с ним согласитесь, когда услышите.

Вводная конструкция, примеры которой мы рассмотрели в таблице, отличается от сказуемого, тем, что она не связана с подлежащим.

Вводные конструкции, имеющие омонимичные члены предложения – дополнения

Значительная группа вводных конструкций – падежные формы существительных с предлогами:

  • к счастью;
  • к радости;
  • к сожалению;
  • к огорчению;
  • к удивлению;
  • к прискорбию;
  • к отчаянию;
  • к досаде;
  • к стыду;
  • к примеру;
  • к слову;
  • по преданию;
  • по слухам;
  • по совести;
  • по правде;
  • к удовольствию.

Что такое вводная конструкция, а что дополнение с предлогом, можно определить лишь в сравнении предложений. К дополнению можно будет поставить вопрос косвенного падежа, а к вводным единицам такого вопроса поставить невозможно. Вводную конструкцию можно пропустить, а дополнение невозможно.

Предложения с вводными конструкциями (примеры предложений)

Предложения с дополнениями (примеры предложений)

Пострадавших, к счастью, нет. Пострадавших нет.

К счастью (к чему?) примешивалось ещё и чувство удовлетворения.

Они, по слухам, только что закончили строительство. Они только что закончили строительство.

Все знали о нём лишь (по чему?) по слухам.

Вводные конструкции с союзом «как»

Вводные единицы могут начинаться со слова «как», и необходимо уметь отличать их от сравнительных оборотов и сложноподчинённых предложений с союзом «как». Сравнительные обороты «как+сущ» можно трансформировать в существительное в творительном падеже. В любом сравнительном обороте союз «как» может быть заменён словами: «словно», «будто», как будто». В спп предложениях обычно имеется указательное слово «так» в главном предложении, которое не позволит опустить союз «как». А такая вводная конструкция, примеры которой даны ниже, может быть лишена слова «как» и смысл предложения от этого не пострадает.

  • как видно;
  • как известно;
  • как обычно;
  • как положено;
  • как пишут;
  • как говорится;
  • как рассказывали;
  • как показалось;
  • как это часто случается;
  • как вы понимаете;
  • как было намечено;
  • как и следовало ожидать;
  • как говорит наука;
  • как показала практика;
  • как указывают сверху.

Предложения с вводными конструкциями (примеры)

Предложения со сравнительными оборотами и спп (примеры)

В этом месте, как рассказывали старожилы, когда-то стояла церковь. В этом месте, рассказывали старожилы, когда-то стояла церковь.

Они поведали мне точь-в-точь так, как рассказывали старожилы.

Все собравшиеся, как и следовало ожидать, не проронили ни слова. Все собравшиеся, следовало ожидать, не проронили ни слова.

Армия Наполеона повела себя так, как и следовало ожидать.

Предложения со сравнительными оборотами:

  • Глазки у мыши, как бусинки. – Глазки у мыши бусинками.
  • Конь взвился, как укушенный. – Конь взвился, словно укушенный.

Вводные конструкции со значением достоверности

Говорящий может выражать в предложении свою убеждённость в том, что он говорит, или, наоборот, выражать сомнение в истинности излагаемых фактов.

Вводные слова и конструкции. Примеры со значением достоверности

убеждённость

сомнение в истинности

  • конечно;
  • бесспорно;
  • безусловно;
  • бесспорно;
  • несомненно;
  • без всякого сомнения;
  • разумеется;
  • само собой разумеется;
  • естественно;
  • правда;
  • уверен;
  • в самом деле;
  • ясное дело;
  • что и говорить.
  • видимо;
  • по-видимому;
  • видно;
  • видать;
  • по всей вероятности;
  • вероятно;
  • возможно;
  • очевидно;
  • кажется;
  • верно;
  • наверное;
  • может;
  • может быть;
  • должно быть.

Необходимо разграничивать, в каком предложении вводная конструкция, примеры и другие образцы которой в достаточном количестве были рассмотрены выше, а в каком – омонимичные вводным единицам члены предложения. Приведём примеры последних:

  • Учебник, тетрадь, ручка – всё это должно быть в твоей сумке.
  • На этом участке дороги может быть пост ГИБДД.
  • Это было столь очевидно, что никто не стал возражать.
  • Папа может пойти на собрание вместо мамы.
  • Он говорил всё это удивительно естественно.
  • Озеро было видимо из окна моей комнаты.

Вводные конструкции со значением эмоциональной оценки сказанного

Говорящим, выражающим положительное или отрицательное отношение по поводу своего сообщения, используется вводная конструкция, примеры которой:

  • к огорчению;
  • к прискорбию;
  • на беду;
  • как на беду;
  • что ещё хуже;
  • что обидно;
  • странное дело;
  • удивительное дело;
  • что поразительно;
  • чего доброго;
  • не дай бог;
  • увы.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Все они, удивительное дело, смогли выбраться из западни.

Это было удивительное дело.

Наш класс, что поразительно, справился с контрольной работой совсем без двоек.

Его старания оставались незамеченными, что поразительно не соответствовало нашим представлениям о справедливости.

Вводные конструкции – обращения к собеседнику

С целью обратить внимание на сообщаемые факты говорящий использует вводные конструкции:

  • послушай;
  • согласись;
  • поверь;
  • пойми;
  • заметь;
  • обратите внимание;
  • судите сами;
  • вообразите;
  • представь себе;
  • можете себе представить;
  • что тут скажешь;
  • извините;
  • простите;
  • сами подумайте;
  • как вы понимаете;
  • знаешь;
  • видишь;
  • слышишь;
  • изволь;
  • веришь ли.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Недалёкие люди, знаете, испытывают удовольствие от сознания того, что они несчастны.

Вы сами знаете, что они несчастны.

Невестка, слышишь, уже встала, будем и мы подниматься.

Ты слышишь, что невестка уже встала?

Вводные конструкции – способ оформления мысли

Говорящий, оформляя свои мысли, использует вводные конструкции:

  • одним словом;
  • вообще;
  • иначе говоря;
  • короче говоря;
  • грубо говоря;
  • прямо скажем;
  • можно сказать;
  • скажем без прикрас;
  • проще сказать;
  • мягко выражаясь;
  • вернее сказать;
  • точнее сказать;
  • как говорится;
  • будем так говорить;
  • другими словами;
  • если можно так выразиться.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Мне всё это было, прямо скажем, странно слышать.

Мы тебе всё прямо скажем.

Ты не справился с заданием, будем так говорить.

Если мы будем так говорить, нас не пустят в приличное общество.

Вводные конструкции – источник высказывания

Автор в своей речи может ссылаться на сторонний источник информации при помощи вводных конструкций:

  • по сведениям;
  • по велению;
  • как все говорят;
  • по слухам;
  • по моим расчетам;
  • рассказывали;
  • по словам очевидцев;
  • по-моему;
  • по-твоему;
  • как показали исследования;
  • как результатам исследования;
  • как передают синоптики.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Самая чистая вода, как показали исследования, в озере Байкал.

Всё обстоит именно так, как показали исследования.

В западной части Сибири, как говорят синоптики, установится жаркая погода.

А если пойдёт дождь, как говорят синоптики?

Вводные конструкции, указывающие на последовательность рассуждений

Автор текста может логически выстраивать своё сообщение, используя вводные конструкции:

  • наоборот;
  • напротив;
  • однако;
  • с одной стороны;
  • с другой стороны;
  • следовательно;
  • значит;
  • итак;
  • таким образом;
  • во-первых;
  • во-вторых;
  • в-третьих;
  • наконец;
  • в конце концов;
  • далее;
  • главным образом;
  • прежде всего;
  • тем более;
  • между прочим;
  • кстати;
  • кроме того;
  • например;
  • в частности.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Все, однако, молчали.

Никто не согласился, однако и не спорили.

Я, между прочим, кое-что стараюсь предпринять.

Записка нашлась между прочим хламом.

Иногда используются вводные конструкции, как средство создания комического. Например, если использовать устаревшую форму вводного сочетания слов: Я, промежду прочим, закончил три класса гимназии.

Вводные единицы речи и вставные конструкции

Конструкции, которые называются вставными, отличаются от вводных синтаксических единиц по содержанию, назначению, знаками выделения. Вставные конструкции обычно содержат различные дополнительные сведения к основному содержанию. Они служат для уточнения разнообразных обстоятельств, имеющих отношение к фрагменту речи, но они не являются основными по своему назначению. Чаще всего вставные конструкции выделяются скобками, иногда тире, если они не распространены – запятыми.

Сравните вводные и вставные конструкции, примеры которых даны ниже.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с вставными конструкциями

Мы тогда жили недалеко, по словам мамы, от города.

Мы тогда жили недалеко (всего в нескольких десятков километров) от города.

Солдаты шли редкой, по-моему, цепью.

Солдаты шли редкой (человека два на четыре метра) цепью.

Вводные синтаксические единицы не являются результатом творчества автора, они существуют в языке в готовом виде. Вставные конструкции, как правило, уникальны.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *