Художественные открытия пушкина – План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина

ЧТО ОТКРЫЛ ПУШКИН — Сочинение

ЧТО ОТКРЫЛ ПУШКИН

Когда учителя русской литературы с привычным пафо­сом говорят, что Пушкин открыл собственно русскую литературу, в это слабо верится. Вот уж правда: что, до Пушкина не было стихов и повестей? Или, может быть, книг не печатали? Или — не читали? Да и что это за преувеличение: один человек — и открыл всю литера­туру. Не может быть.

Не станем обобщать насчет «всей литературы» — просто перечислим, какие именно литературные открытия имеют честь принадлежать перу Александра Сергеевича.

Язык. За год до окончания Лицея Пушкин, на тот мо­мент — уже публикующийся поэт, совершает резкий пере­ворот в своем поэтическом языке. Он практически полно­стью отказывается от поэтической традиции, требующей писать «высоким штилем» с щедрым использованием цер­ковнославянизмов, особенных грамматических форм вроде окончаний «ыя» вместо «ой» («алыя денницы») или крат­ких прилагательных типа «росски исполины», и впускает в поэзию живую разговорную речь. Впервые русский поэт начинает писать так, как говорит — не мудрствуя лукаво. Он переплавливает в горниле своего гения все наречия: и тяжеловесную, неповоротливую речь старорусского ба­рина, и жеманную, стремительную скороговорку светского щеголя, и базарную припевку торгаша, и утренний разго­вор за чаем простой семьи. В это трудно поверить, но до Пушкина стихи вообще были мало кому понятны. Пушкин же был понятен всем — недаром три последуэльных дня у двери его квартиры несли печальную вахту не только сту­денты и интеллигенты, но и простые извозчики, бакалей­щики, чистильщики сапог… Сегодня весь русскоязычный мир говорит на языке, созданном Пушкиным из десятка разнообразных, статусно разграниченных наречий, создан­ном, осмысленном, очищенном от шелухи и напитанном особенной образностью.

Поэт. До Пушкина поэт был фигурой особенной. Чаще всего стихотворец возвышался над предметом изображе­ния, разглядывая и оценивая его со всех сторон, высказы­вая мнение, навешивая ярлыки, поучая и свысока коммен­тируя. Порой поэт, конечно, играл великого скромника и смиренца, признавая, что рукою его водит сам Господь, у которого поэт ходит в сирых рабах, но скромность эта была деланной и представляла собой элемент некоего поэ­тического этикета. Пушкин же открыл особенного поэта: он был просто человеком, со всеми свойственными чело-

веку ошибками и заблуждениями, пороками и глупостями, иногда — человека тоскующего и страдающего, иногда — беспричинно радующегося, порой — философски задум­чивого, а порой — комически забавного. С таким поэтом хотелось говорить и спорить, выпить вина или сразиться в карты, махнуть на тройках к красавицам или посидеть молча под сенью золотого клена. До Пушкина поэзия та­кой не была, а вот после Пушкина стала только такой.

Повесть. Да и не только она: почти всем прозаическим жанрам Пушкин придал смысловую окраску и формаль­ную законченность. До Пушкина жанры определяли кто во что горазд: после строжайших средневековых этикетов и классицистских рамок «клепали» жанры «лишь бы обо­звать». Пушкин первым обратил внимание на «дьяволь­скую разницу» между романом и «романом в стихах», по­вестью и рассказом, путевыми заметками и дневниковыми записями. Он же первым создал жанр литературного анек­дота — в редко цитируемом сборнике «Tabletalk» («Застоль­ные разговоры»).

Реализм. Эта художественная система и возникла, и сформировалась, и достигла небывалых высот именно в творчестве Пушкина — последующая литература раз­рабатывала и до сих пор разрабатывает реалистическую концепцию мира в русле, проложенном Пушкиным. А это значит, вот уже больше двухсот лет мы с вами — люди, воспитанные на русских книгах, вовсе не обязательно пуш­кинских — смотрим на мир глазами Пушкина. По крайней мере, имеем такую.возможность.

Критика. Именно Пушкин первым сказал о том, что ли­тературная критика должна сопровождать литературу шаг в шаг, а то и шагать впереди, подсказывая дорогу и выверяя направление. Полноценные разборы литературных произ­ведений, критические охваты периодов развития литерату­ры — все это придумал Пушкин.

Более того, ему принадлежат первые в русской литера­туре остросюжетные мистические повести «Пиковая дама» и «Гробовщик», первая художественная историческая по­весть «Капитанская дочка», первая реалистическая истори­ческая драма «Борис Годунов», первые драматические про­изведения, актуализирующие «вечные образы» мировой

литературы и включающие русскую в общеевропейскую традицию («Маленькие трагедии»), первые литературные сказки «Руслан и Людмила», «О попе и работнике его Бал­де», «О золотом петушке», первый «толстый журнал» «Оте­чественные записки»…

Так что верьте учителям русской литературы. Пушкин действительно создал все.

Хоть в это и невозможно поверить.

Открытия Пушкина🎈 Тематические сочинения

Серьезный анализ наследия Александра Сергеевича Пушкина потребовал бы отдельной монографии. К тому же о великом поэте написано огромное количество работ как общего характера, так и подробно рассматривающих различные аспекты его творчества, отдельные произведения, саму личность их автора. Поэтому здесь мы остановимся лишь на некоторых чертах его лирики, сосредоточив внимание на художественных открытиях Пушкина и эволюции его художественного метода.

Пушкин как зрелый поэт сформировался очень рано — уже в лицейские годы. Несмотря на это на протяжении всей жизни его художественный метод развивался, претерпевая значительные внутренние изменения. Можно выделить несколько периодов в творческой биографии поэта.

1813-1816 годы. Лицейский период. В это время Пушкин испытывает два рода влияний. На лекциях в Лицее звучат разборы строф Ломоносова, Державина, Хераскова.

Многие поэты XVIII века в сознании молодого Пушкина занимают почетное место создателей российской литературы. Он жадно читает, знакомится с творчеством Кострова, Петрова, Майкова, Богдановича, Радищева, Баркова. И хотя основными учителями лицеиста Пушкина были Жуковский и Батюшков, классицистическая поэзия в ее традиционных и обновленных формах продолжала оставаться для молодого поэта значимой. Следы влияния лирики XVIII века обнаруживаются в самых различных произведениях начинающего пиита, еще незрелых, ученических. Параллельно Пушкин усваивает достижения элегической школы Жуковского-Батюшкова, сам становится одним из ведущих поэтов Гармонической точности.

Его лирика носит черты предромантизма, в ней преобладают стихи, стилистически тяготеющие к так называемой Легкой поэзии, а в жанровом отношении — элегии и послания.

1817-1820 годы. Петербургский период. Важную роль продолжает играть в его лирике жанр посланий. Переходный по своей природе, он был нужен Пушкину для создания стихов, свободно сочетающих в себе различные черты.

В перспективе это вело к внежанровой лирике. Кстати, интерес к посланию как литературной форме станет у поэта угасать по мере того, как он будет находить новые средства выражения своих мыслей и чувств, не скованных рамками заданной темы. Интересно, что, например, Языков, который на первых порах следовал в русле пушкинских поисков, никогда так до конца и не избавится от жанровой заданности своих посланий.

У Пушкина же с начала 20-х годов ведущее место в творчестве будет занимать элегия, вернее, элегически ориентированное стихотворение, постепенно утрачивающее характерные жанровые признаки.

После Лицея Пушкин окунулся в активную литературную и светскую жизнь. Он присутствовал на нескольких заседаниях «Арзамаса», стал членом «Зеленой лампы». Ближайшее его окружение — это молодые люди радикальных взглядов, многие из них — будущие декабристы. Свободомыслие, ощущение необходимости политических перемен, тираноборческие настроения — вот что наполняло атмосферу тех дней, и не могло не увлечь молодого человека. По свидетельству друзей, в доме братьев Тургеневых поэт написал свою оду «Вольность».

В ней Пушкин как никогда близок к традиции декабристской поэзии, ориентировавшейся на оду и псалом XVIII века. Опыт Державина

Мое открытие Пушкина | Социальная сеть работников образования

Мое открытие Пушкина

                                   

                                     Сочинение Чуркиной Татьяны Александровны,

                                    ученицы 9А класса, 21.09.1996 года рождения

                               

                                   Руководитель – Косенкова Татьяна Петровна,

                      учитель русского языка и литературы

        

                                             

             

                                                         Жалок тот, кто живет без идеала!

                                                                                      И.С.Тургенев
         Мне пятнадцать. Это значит, что все хорошее у меня впереди. Я еще не решила, кем буду, но знаю, что хочу стать настоящим Человеком. А что это значит? У меня  пока нет точного ответа на этот вопрос, так  как я  только ищу идеал – образец, на который буду равняться.

            Включаю телевизор и …выключаю. Бесконечные войны, скандалы, преступления. В молодежных сериалах показывают героев, у которых цели такие примитивные: добиться взаимности у противоположного пола, иметь особняк где-нибудь у моря или на Рублевском шоссе, престижную машину, отдыхать на заграничных курортах…Нет, все не то! Не здесь нужно искать идеалы.

             Как ни странно, помогли уроки литературы. Моя учительница говорит: «Читайте книги. В них вы найдете ответы на все вопросы». Теперь я с ней совершенно согласна, но об этом стоит по порядку. Только в этом учебном году я поняла, что литература – это не чтение ради оценки, а литература – это Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Фет… Именно в этом году я полюбила Пушкина, он и стал моим нравственным ориентиром.

             Стыдно признаться, но Пушкина я открыла для себя только сейчас. Это, конечно же, не значит, что мне не приходилось читать его раньше. До недавнего времени  я старательно учила его стихи, получала за них «5», но… не понимала. Теперь его стихи вызывают у меня удивление и восторг. Из самых простых и всем понятных слов Пушкин создает стихи необыкновенной красоты и глубины. Они научили меня думать, по-другому относиться к товарищам, замечать доброе в людях и прекрасное в природе.

              Мне нравится проза Пушкина, нравится размышлять над каждой его фразой, примерять на себя поступки его героев. Меня поражает в Пушкине его бесконечность. Бесконечная близость к людям, бесконечная красота, а главное – бесконечная современность.          

               Когда учительница литературы предложила мне написать сочинение о Пушкине, я не знала, какую тему выбрать. Пушкин – мой любимый поэт, поэтому мне нравится и интересно все, что связано с его именем. Постараюсь выбрать самое важное, чтобы рассказать о моем открытии Пушкина. 

      Еще до изучения на уроке начала читать роман «Евгений Онегин». Читала и пыталась представить автора, его героев, понять причины их поступков. Мне это плохо удавалось до тех пор, пока не увидела рисунки к произведениям Пушкина Нади Рушевой. Для меня это стало настоящим потрясением. Именно так я представляла себе поэта, его жену – Н.Н.Гончарову, друзей-лицеистов. Как красивы и одухотворенны их лица, как виден характер, состояние души. И это всего в нескольких штрихах! Наде Рушевой 31 января могло быть 60 лет, а она прожила всего 17.  Потом я прочла, что она оставила после себя около 12 тысяч иллюстраций к произведениям, так как рисовала с 7 лет, но тогда мне казалось, что она выразила то, что чувствовала я. Выразила так, как я это чувствовала. Ее рисунки навеки связали меня с Пушкиным.

                       

Еще совсем недавно мне казалось, что Пушкин – это давно и далеко, он никак не связан с Белгородчиной, его герои не имеют к нашему краю никакого отношения. Но я ошибалась! И очень рада, что ошибалась!

Документальных свидетельств о пребывании Пушкина на Белгородчине не обнаружено, но тем не менее некоторые краеведы утверждают, что он был на Белгородчине проездом, ссылаясь при этом на его слова: «До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской…Наконец увидел я воронежские степи и свободно покатился по зеленой равнине» (май, 1829 г.). Значит, наши с поэтом дороги могли совпадать!  

        А вот еще интересные сведения. Пушкин справедливо считал свой род знатным. С появлением первых крепостей на южной окраине Московского государства  царь Борис Годунов назначает сюда воевод. Воеводой в Белгороде стал Гаврила Григорьевич Пушкин. «Гаврила Пушкин – один из моих предков… Он был очень талантлив – как воин, как придворный и особенно как заговорщик» — так характеризует поэт своего далекого предка. В эпоху Смутного времени Гаврила Пушкин переметнулся на сторону самозванца и снова был назначен в Белгород воеводой. После убийства Лжедмитрия ушел к Шуйскому, которого потом и свергал. Позже заведовал делами Челобитного и Разбойного приказов. Кстати, Гаврила Григорьевич стал прообразом героя пушкинской поэмы «Борис Годунов».

           Один из Пушкиных служил воеводой в городе Хотмыжске. На Белгородчине в разное время служили Кологривовы, из рода Пушкиных, владевшие землями  в Валуйском уезде. В 1601 году Валуйским воеводой был Бутурлин Матвей Васильевич.

            И в  своем творчестве Пушкин еще раз использовал в качестве прототипа белгородцев. Так, с отставного поручика, дворянина Старооскольского уезда Алексея Матвеевича Гринева был написан образ помещика Гринева в «Капитанской дочке».  Известный белгородский краевед В.И.Щербаченко нашел рассказ А.С.Пушкина о первых владельцах слободы Вейделевки супругах Ведель.

     В 1820- годах в Белгороде в Рождество-Богородицком женском монастыре проживала Анна Родионовна Чернышова, дальняя родственница Александра Сергеевича,  бабушка Александрины Муравьевой, через которую Пушкин передал в Сибирь свое знаменитое послание «Во глубине сибирских руд…».

      А.С.Пушкин находился в дружеских отношениях  с уроженцами Белгородчины В.Ф.Раевским и М.С.Щепкиным. Знакомство Пушкина с Щепкиным состоялось после возвращения поэта из ссылки в 1829 году. Щепкин вспоминал: «Пушкин, который меня любил, приезжал в Москву, почти всегда останавливался у Нащокина, и я, как человек Нащокину знакомый, редкий день не бывал у них». Под воздействием Пушкина актер начал писать воспоминания, вышедшие в 1864 году. Начало их украшали пушкинские строки.

        Эти свидетельства приблизили меня к поэту. Как будто прошлое и настоящее соприкоснулись.

        Мой возраст – это время первой любви. Она вот-вот придет, я знаю. Но какой она будет? Каким будет мой избранник? Хотелось бы, чтобы моя история любви напоминала хоть немного историю любви поэта и Натальи Николаевны Гончаровой.  О ней я узнала из писем поэта.

        Всем известно, что поэт полюбил, имея уже жизненный опыт. А его не любили. Он был невысок ростом, некрасив, совсем не юный – 32 года. А ей всего 18, да еще и красавица редкостная. Девушка была бесприданницей, поэтому его сватовство приняли. Но он понимал, что ее любовь нужно завоевать. Расставшись с ней, он писал ей письма, приучая к себе, стараясь понравиться. Эти письма коротки, о любви в них говорится совсем мало, но зато как: «Целую кончики ваших крыльев…» или: «Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды…»

        Затем они поженились, и муж осторожно, но настойчиво воспитывал из девушки ту женщину, которая умела бы его понимать. Он учил ее любви, семейственности, хозяйственности, умению вести себя в обществе. Его обращение к ней неизменно заботливо, внимательно, но и снисходительно, как старшего с младшим. Он не против того, чтобы жена имела успех: «…будь молода, потому что ты молода – и царствуй, потому что ты прекрасна». Он называет ее «мой ангел», «моя царица», «душа моя», «моя женка».

        Александр Сергеевич Пушкин помог мне понять, что любви нельзя требовать. Ее можно пытаться вызвать, укрепить, уберечь. Это очень трудно, но можно. Даже в безнадежной для себя ситуации поэт сумел зажечь в холодном сердце любовь и превратить ее в тепло семейного очага. Я об этом буду помнить всегда.  

         У каждого читателя — свой Пушкин. Каждый находит в нем что-то свое. Я нашла в его произведениях, в его героях то ценное, чему постараюсь следовать.

210 лет со д.р Пушкина июнь 2009

210 лет со д.р Пушкина июнь 2009
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…»

А.С.Пушкин

6 июня 2009 года в подмосковном ДК «Опалиха» состоялся литературный вечер посвященный 210-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, в котором приняли участие различные литературные объединения. На праздничное мероприятие был приглашен также и Открытый Литературный Клуб. В программе вечера прозвучали стихи Александра Сергеевича Пушкина, а так же произведения современных авторов , посвященные Великому Русскому Поэту. Лирические выступления участников праздника прекрасно дополняли классические музыкальные произведения в исполнении солистов ансамбля ДК «Опалиха».

*6 июня в России отмечается Пушкинский день России — день рождения Пушкина*

Пушкинский день России раньше, в советское время, назывался Пушкинским праздником поэзии.

Пушкинский день России отмечается с 1998 г. на основании Указа Президента Российской Федерации «О 200-летии со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и установлении Пушкинского дня России».
Пушкинский день России, традиционно отмечаемый в день рождения Александра Сергеевича Пушкина 6 июня (по новому стилю) — важнейшая дата в истории русской культуры и литературы, а для Всероссийского музея Александра Сергеевича Пушкина, первого пушкинского музея России, он имеет особое значение, напоминая обществу о том, что означает творческое наследие Пушкина для Петербурга, России, для мировой культуры в целом.
Гений Александра Сергеевича Пушкина не только в том, что он поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога. Он явился основателем качественно нового, классического искусства, сравнимого лишь с лучшими образцами мировой эстетики.
Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова. Анна Ахматова сказала про Пушкина: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность”. Александр Сергеевич Пушкин сделал русский язык совершенным, он принес русскому языку мировую значимость. А посему в наше время не вызывает никаких сомнений, что “говорить по-русски” — означает “говорить на пушкинском языке”. Александ сергеевич Пушкин — общепризнанный глава и классический образец всей читаемой, живой, новейшей русской литературы. Уже современники поэта увидели в нем “солнце нашей поэзии”. Еще при жизни Александра Сергеевича Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем следующее: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”.
Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших, исключительных явлений мировой культуры. За четверть века писательской жизни Александр Сергеевич Пушкин, освоив достижения русской и мировой культуры, опыт своих отечественных литературных предшественников и народного творчества, стремительно прошёл несколько литературных эпох — от условных художественных систем 18 в. к развитому реализму, воссоздающему жизнь в её неисчерпаемой многосторонности. Язык Александра Сергеевича Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остаётся до сих пор основой русского литературного языка. Художественные открытия Пушкина определили и предвосхитили многое в дальнейшем развитии не только русской литературы (творчество Гоголя, Лермонтова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), но и почти всех областей русского искусства и духовной культуры 19-20 вв.
Величайший лирик, Александр Сергеевич Пушкин создал обращенную к реальному многообразию жизни «поэзию действительности», где лирический субъект в процессе своего индивидуального переживания созерцает и познаёт общую жизнь мира и в мире — себя. Пушкин создал прозу как самостоятельный, со своими специфическими задачами, художественными законами и языком, вид русской литературы, призванный в эмпирическом «быте» распознавать и вскрывать черты исторического «бытия». Он положил начало почти всем современным жанрам прозы — от путевых записок и очерка до исторического романа и философской повести, указал в своих произведениях, планах и набросках направления дальнейшего движения прозы. Драматургия Пушкина, сценическая история которой бедна удачами, тем не менее своим философским пафосом и психологической глубиной оказала на русскую литературу влияние, выходящее за пределы театра, а воззрения Александра Сергеевича Пушкина на драму и театр сыграли важную роль в становлении русской школы сценического реализма.
В основе открытий Пушкина — его реалистический метод: изучение объективных законов бытия в их действии, в конкретных исторических, национальных и индивидуальных проявлениях — изучение, которое Александр Сергеевич Пушкин определял как «глубокое, добросовестное исследование истины», анализ «вечных противуречий существенности», составляющих движущую силу жизненного процесса. Этот метод, в котором конкретные явления рассматриваются с точки зрения общих законов мировой жизни, сообщает слову Пушкина неисчерпаемую многогранность, обеспечиваемую многосторонними контекстными связями, а его произведениям — «вечную современность» и глубочайшую многозначность, воплощённую в художественной форме неповторимо гармонического совершенства, сжатости и красоты. Этот метод также позволяет Пушкину поэтически воссоздавать черты любой эпохи и культуры, демонстрируя беспрецедентную в истории «всемирную отзывчивость» (Ф. М. Достоевский). Метод Пушкина служит также основой его концепции личности как полноправного действующего лица большой человеческой истории, свободного в своих проявлениях и ответственного за них. Здесь корни гуманизма Александра Сергеевича Пушкина, его гражданственности и нравственной высоты, которые вместе с пафосом истины, реализмом, народностью, историзмом утверждены им в качестве главной традиции русской литературы как «совести общества» и одной из великих мировых литератур.
Значение Александра Сергеевича Пушкина в истории передовой русской журналистики, публицистики и литературной критики огромно, в частности им впервые поставлен вопрос о литературной критике как науке, об анализе литературных произведений в его целостности. Велика заслуга Пушкина в формировании подлинно научной историографии, опирающейся на объективный анализ фактов и их осмысление в свете общих закономерностей исторического процесса. Мысли и суждения, содержащиеся в художественных произведениях и др. работах Александра Сергеевича Пушкина, имеют непреходящее философское, эстетическое и нравственное значение.
Сколь трудны бы ни были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать. Произведения Александра Сергеевича Пушкина переведены на все языки мира. Пушкиноведение — одна из фундаментальных отраслей русской литературной наук. Тома Пушкина есть практически в каждой российской семье.

Краткая история пушкинистики

Юрий Тынянов и его концепция пушкинского творчества

Новый взгляд на искусство как прием и на литературу как особую систему, подчиняющуюся своим имманентным законам — законам литературной эволюции, сложным образом соотносимым с соседними, внелитературными рядами, — позволил формалистам и прежде всего Юрию Тынянову сформулировать новую историко-литературную концепцию творчества Пушкина и всей культурной жизни первой трети XIX века. Согласно Тынянову, определяющим сюжетом этой эпохи было не столкновение «классиков» и «романтиков», не конфликт политических ретроградов и прогрессивных сил, но собственно литературная борьба между архаистами, которые ориентировались на высокую литературную традицию XVIII века, не боялись ни устаревшей героики, ни стилистической какофонии, и «новаторами»-карамзинистами, которые выступали за средние жанры, стилистическую сглаженность и установку на современную устную речь. По мысли Тынянова, Пушкин начал как карамзинист, затем осознал литературную значимость установок архаистов и, хотя полемизировал с ними по ряду вопросов, в итоге строил свой зрелый поэтический стиль на синтезе достижений противоборствующих направлений. В то же время поэтическую эволюцию Пушкина Тынянов описывал как поиск новых приемов и средств преодоления жанровых и стилистических ограничений сложившейся поэтической системы, работу с материалом и формами его организации.

Новое в компаративистике: «Байрон и Пушкин» Виктора Жирмунского

«Внутрилитературная» установка, внимание к проблемам жанра, сюжета, стиля предопределили также и существенный поворот в изучении литературных связей Пушкина и принципов его работы с иноязычными источниками. После книги Виктора Жирмунского «Байрон и Пушкин» (1924), в которой на многочисленных примерах было убедительно показано, как байроновские принципы построения сюжета, описаний, характеристик последовательно отразились в текстах южных поэм Пушкина, стало невозможно говорить о проблеме литературных влияний или взаимодействий без опоры на конкретные текстуальные сопоставления и анализ историко-литературной функции заимствований. И хотя впоследствии концепция Жирмунского была существенно уточнена (главным образом благодаря изучению непосредственного источника пушкинского знакомства с поэмами Байрона — их французских переводов), сами принципы его компаративистской работы по-прежнему значимы.

Утверждение социологизма и его советская эволюция

С другой стороны, в те же 1920-е годы активное развитие получают совершенно иные концепции литературного творчества, которое оказывается лишь проекцией других сущностей, факторов и сил. Предлагавшиеся концепции охватывали самый широкий спектр — от быстро ставшего маргинальным, а затем и вовсе запретным психоанализа (памятником этому направлению изучения Пушкина остаются «Этюды по психологии творчества А. С. Пушкина» Ивана Ермакова (1923)) до набиравшей все большую силу марксистской социологии. Эволюцию классово-социологического подхода, колебавшегося вместе с линией партии и затем обогатившегося идеями народности и всемирной значимости русской литературы, хорошо можно наблюдать на примере работ Дмитрия Благого, проделавшего путь от «Социологии творчества Пушкина» (1929), где демонстрировалась диалектика социального бытия Пушкина как «дворянина во мещанстве», до двухтомной монографии «Творческий путь Пушкина» (1950; 1967), в которой был явлен «анализ художественных творений Пушкина в их литературном и общественном, национальном и всемирном значении».

«Текстологический поворот»: Пушкин как зеркало русской текстологии

Безусловно, крупнейшим достижением пушкинистики 1920-х–1930-х годов стала разработка текстологии как научной дисциплины, становление которой было тесно связано с необходимостью освоения того массива пушкинских рукописей, который стал доступен исследователям после революции и национализации архивов. Массовый ввод в научный оборот рукописей и цензурных документов, свидетельствовавших о сложной творческой истории ряда произведений Пушкина, заставлял по-новому ставить вопрос о том, как правильно печатать тексты, чтобы они в наибольшей мере соответствовали авторскому замыслу. В полемике о принципах выбора основного текста, заданной брошюрой Модеста Гофмана «Пушкин. Первая глава науки о Пушкине» (1922) приняли участие такие выдающиеся текстологи, как Борис Томашевский и Григорий Винокур. В результате победившая концепция, согласно которой научное издание должно давать «идеальный» текст, очищенный от ошибок, опечаток и потенциальных внешних вмешательств, на практике (в том числе в большом академическом издании Пушкина) часто приводила к появлению «сборного», контаминированного текста, автором которого оказывался не Пушкин, а редактор тома.

Однако установка на максимально полное изучение истории текста и хода творческой работы поэта позволила полностью прочесть и напечатать практически весь массив сохранивших пушкинских рукописей и предложить новую концепцию представления черновиков. Идея о том, что читателю нужен не набор разных зачеркнутых вариантов, а последовательность авторской работы, воплотилась в концепции текстологической сводки, обоснованной и примененной на практике Сергеем Бонди. Работая со сводкой, читатель чаще всего сначала видит окончательный текст, а под ним отвергнутые варианты слов и строк в той последовательности, как они намечались автором.

Как это выглядит в издании — можно посмотреть в любом томе большого академического Пушкина, а что за этим стоит — в научно-популярном фильме «Рукописи Пушкина» (1937), снятого по сценарию Бонди режиссером Сергеем Владимирским.

Какие художественные открытия русской литературы произошли в 19 веке?

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература 19 века — исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные» . Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности» , «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций» . Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза — это чудо; не случайно Ясная Поляна — интеллектуальная столица мира в прошлом веке.

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла. Главной темой произведений литературы и, шире, произведений русской художественной культуры становится в это время тема народа, ее острый социально — политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков — праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества. «Диалектика души» стала важным открытием русской литературы этого периода. Наряду с появлением «великого романа» в русской литературе появляются малые повествовательные формы великих русских писателей . Хочется также отметить драматические произведения А. Н. Островского и А. П. Чехова.

http://www.ronl.ru/literatura/20170.htm
http://shkola.lv/?mode=lsntheme&themeid=216

Задание по литературе! Помогите!) ) Задали написать о Пушкине как о историке!? ? Плизз помогите!

Александр Сергеевич Пушкин, великий поэт и прозаик нашей страны, родоначальник новой русской литературы, в своих произведениях оставил нам яркие, замечательно разносторонние образы своего времени, красочные картины нравов и быта эпохи, в которую он жил. Вместе с тем Пушкин является одним из замечательных историков нашей родины. Его глубоко интересовало и волновало не только положение России его времени, но и ее историческое прошлое. «Его произведения — драгоценное свидетельство умного, знающего и правдивого человека о нравах, обычаях, понятиях известной эпохи, — все они суть гениальные иллюстрации к русской истории»1 , -так оценивал Пушкина А. М. Горький. Пушкин много и тщательно работал над своими произведениями на исторические темы. Их созданию предшествовало серьезное изучение поэтом исторических источников. В поисках исторического материала для многих своих сочинений Пушкин читал и перечитывал современных ему историков, изучал летописи, мемуары, работал в архивах, наконец, предпринимал специальные поездки на места исторических событий с целью сбора материала. Опубликование его записок, черновых набросков, конспектов с исключительной ясностью рисует нам Пушкина как кропотливого талантливого исследователя. Кроме создания многих художественных произведений на исторические темы Пушкин пишет ряд чисто исторических работ, зачастую (как, например, в «Истории Пугачева») используя весь имевшийся в его руках исторический материал. В своих произведениях Пушкин не отрывает историю России от истории Западной Европы. Например, в известном стихотворении «К вельможе» Пушкин показывает влияние западноевропейской культуры, литературы в особенности, на русское общество. В художественных произведениях и исторических работах Пушкина нашли отражение многие события нашей истории. Мы находим у Пушкина ряд произведений, посвященных далекому прошлому нашей родины: таковы «Песнь о вещем Олеге», «Олегов щит», планы поэмы о древних русских князьях Владимире, Мстиславе и пр. Особый интерес Пушкин проявлял к так называемому Смутному времени, т. е. периоду первой крестьянской войны конца XVI и начала XVII века, осложненной борьбой с польской и шведской интервенциями. Пушкин проводит громадную работу над историческими источниками этого периода и создает замечательную трагедию «Борис Годунов». Пушкин считал эту трагедию одним из самых значительных своих произведений. Исключительное богатство своих исторических познаний выявил Пушкин при освещении эпохи Петра I.»Стансы», «Медный всадник», «Пир Петра Великого», «Полтава», «Арап Петра Великого», «Материалы для истории Петра Великого», высказывания в публикуемых теперь заметках и конспектах Пушкина о Петре I дают громадный материал, позволяющий с полным правом говорить о Пушкине как об историке петровской эпохи. Для написания «Полтавы» Пушкин изучает «Историю Малороссии» Б. Каменского, «Журнал Петра Великого», «Историю Карла XII» Вольтера и ряд других исторических произведений. Для написания «Истории Пугачева» Пушкин (как он сам об этом говорит) внимательно прочел все напечатанное о Пугачеве и, кроме того, 18 томов разных рукописей, указов, донесений и пр. В «Приложениях к истории Пугачева» Пушкиным было впервые опубликовано большое количество важных исторических документов. Пушкин — и как писатель и как историк — сложная и противоречивая фигура.

Значительную роль в развитии исторической науки и в повышении общественного интереса к отечественной истории сыграл гений российской культуры А. С. Пушкин. Во многом благодаря Пушкину назидательные трактаты историков, их следование стилю летописей и хроник уступили место критическому методу, философскому осмыслению процесса, оценке как положительных, так и негативных результатов правления царей и императоров. Великому историку В. О. Ключевскому принадлежит целый ряд статей о русской литературе и ее исторической роли. Особое значение он придавал творчеству Пушкина, о котором писал: «Историк от бога, даже там, где не старался». Ключевский произнес возвышенную речь на торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г. в день открытия памятника Пушкину. Как исторический источник была оценена Ключевским поэма «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни». В мае 1800 г. на торжественном заседании в Московском университете Ключевский произнес речь « Памяти А. С. Пушкина», в которой сказал, что творчество его, стихи его – чуткий термометр.., людскому горю он находил примиряющие выражения», «целый век нашей истории работал, чтобы сделать русскую жизнь способной к такому проявлению русского художественного гения», продолжал Ключевский. Пушкин совершил «патриотический подвиг.., он понял глубину русского народного мышления». Выросло «народное самосознание», «через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьезнее смотреть на свое. Мы стали понятнее и себе самим и чужим». Русский читатель научился уважать свое отечество… Литература стала серьезным ответственным делом, убежищем и органом мыслящих людей. Пушкин соединяет в силу своей исключительности научный и художественный подход в анализе и оценке проблем. Это явление уникальное. Специального внимания заслуживает исторический труд Пушкина «История Пугачевского бунта». Пушкин был допущен в архивы, более того, он назначен «историографом» Отечества.

Александр Сергеевич Пушкин, великий поэт и прозаик нашей страны, родоначальник новой русской литературы, в своих произведениях оставил нам яркие, замечательно разносторонние образы своего времени, красочные картины нравов и быта эпохи, в которую он жил. Вместе с тем Пушкин является одним из замечательных историков нашей родины. Его глубоко интересовало и волновало не только положение России его времени, но и ее историческое прошлое. «Его произведения — драгоценное свидетельство умного, знающего и правдивого человека о нравах, обычаях, понятиях известной эпохи, — все они суть гениальные иллюстрации к русской истории»1 , -так оценивал Пушкина А. М. Горький. Пушкин много и тщательно работал над своими произведениями на исторические темы. Их созданию предшествовало серьезное изучение поэтом исторических источников. В поисках исторического материала для многих своих сочинений Пушкин читал и перечитывал современных ему историков, изучал летописи, мемуары, работал в архивах, наконец, предпринимал специальные поездки на места исторических событий с целью сбора материала. Опубликование его записок, черновых набросков, конспектов с исключительной ясностью рисует нам Пушкина как кропотливого талантливого исследователя. Кроме создания многих художественных произведений на исторические темы Пушкин пишет ряд чисто исторических работ, зачастую (как, например, в «Истории Пугачева») используя весь имевшийся в его руках исторический материал. В своих произведениях Пушкин не отрывает историю России от истории Западной Европы. Например, в известном стихотворении «К вельможе» Пушкин показывает влияние западноевропейской культуры, литературы в особенности, на русское общество. В художественных произведениях и исторических работах Пушкина нашли отражение многие события нашей истории. Мы находим у Пушкина ряд произведений, посвященных далекому прошлому нашей родины: таковы «Песнь о вещем Олеге», «Олегов щит», планы поэмы о древних русских князьях Владимире, Мстиславе и пр. Особый интерес Пушкин проявлял к так называемому Смутному времени, т. е. периоду первой крестьянской войны конца XVI и начала XVII века, осложненной борьбой с польской и шведской интервенциями. Пушкин проводит громадную работу над историческими источниками этого периода и создает замечательную трагедию «Борис Годунов». Пушкин считал эту трагедию одним из самых значительных своих произведений. Исключительное богатство своих исторических познаний выявил Пушкин при освещении эпохи Петра I.»Стансы», «Медный всадник», «Пир Петра Великого», «Полтава», «Арап Петра Великого», «Материалы для истории Петра Великого», высказывания в публикуемых теперь заметках и конспектах Пушкина о Петре I дают громадный материал, позволяющий с полным правом говорить о Пушкине как об историке петровской эпохи. Для написания «Полтавы» Пушкин изучает «Историю Малороссии» Б. Каменского, «Журнал Петра Великого», «Историю Карла XII» Вольтера и ряд других исторических произведений. Для написания «Истории Пугачева» Пушкин (как он сам об этом говорит) внимательно прочел все напечатанное о Пугачеве и, кроме того, 18 томов разных рукописей, указов, донесений и пр. В «Приложениях к истории Пугачева» Пушкиным было впервые опубликовано большое количество важных исторических документов. Пушкин — и как писатель и как историк — сложная и противоречивая фигура Подробнее — на Znanija.com — <a rel=»nofollow» href=»https://znanija.com/task/25798169#readmore» target=»_blank»>https://znanija.com/task/25798169#readmore</a>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *