Юмор сатира ирония сарказм гротеск – Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск — Сочинение по русской литературе — Подготовка к ЕГЭ

Юмор, Сатира, Сарказм, Ирония и Гротеск!)

Сатира Юмор укоряла,
Колола острием пера
Мол, тонкий он и деликатный
И неуместен иногда.

Сарказм глумился, издевался
Забыв интеллигентный тон.
«Ты, Юмор, очень актуален,
Но в обличениях смешен».

Стараясь поддержать Сарказма,
Гротеск в причудливых словах
Пытался с Юмором сразиться,
Вводя раскатом смеха в страх.

На все Ирония глядела,
Ни слова не произнося.
Она лишь губку искривила,
И,стукнув каблучком, ушла.

А Юмор терпеливо слушал,
Он улыбался и бледнел
И будучи натурой тонкой,
Обиделся и почернел.

 

 

***

Сарказм – это едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо.

Сати́ра (лат. satira) — комическое проявление в искусстве, представляющее собой поэтически-унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств:сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.
Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь

Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире. В широком смысле — всё, что может вызвать смех или улыбку.

Иро́ния ( «насмешка») — троп, при том смысл, с точки зрения должного, скрыт или противоречит (противопоставляется) `смыслу` явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…» Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.


Источник: Wiki

Как бы то ни было, иногда тот, над которым подшучивают,  не склонен увидеть дружеской иронии в свой адрес. И даже наоборот,  готов обидеться. но это, скорее всего, характерологические особенности индивидуума.  Это общие мои наблюдения, если что. Ничего личного.


Иро́ния (от др. -греч. εἰρωνεία — «притворство» ) — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
По определению Аристотеля, ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто действительно так думает» .
 
Гротеск (фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный; итал. grottesco — причудливый, итал. grotta — грот, пещера [1]) — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Присущ художественному мышлению (произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина) .


Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения.


Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе было мнение, что гротеск и сатира понятия почти одинаковые: гротеск-«форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает» .


Ирония, сатира, сарказм, гротеск. Всё идёт по нарастающей.

 

Повышение степени от шутки до насмешки в унизительно-оскорбительном тоне.

(интернет)

 

А ЧТО ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ И КАК ОТЛИЧАЕТЕ ОДНО ОТ ДРУГОГО, те.-


ЧТО вы понимаете под юмором и сатирой, и как их отличить от сарказма и иронии?

 

 

P/S/


Вот пожалуй одно из лучших определений чем отличаются юмор и ирония:

Ирония высмеивает, юмор смеется.
Ирония умна, юмор полон любви.
Ирония сверкает, юмор излучает тепло.
Ирония разоблачает несовершенство мира, юмор помогает нам преодолевать его.
(Людвик Райнерс)

Если юмор считается в психологии жизнеутверждающим средством, то иронию, сатиру и сарказм относят к разновидностям садизма (т.е. особой формы агрессии).

Пример юмора:
«С тех пор, как я стал водить машину, я стал осторожнее переходить дорогу.»
«Ничто так не ранит человека, как осколки собственного счастья.»
(М.Жванецкий)

Пример иронии:
«Москва сегодня напоминает бомжа, который сделал себе маникюр, педикюр, надел на грязное белье смокинг и пошел играть в казино!»
«Мечта российских врачей — чтобы бедные никогда не болели, а богатые никогда не выздоравливали.»
(М.Задорнов)

Есть латентные садисты, которые под видом шутки наносят Вам психологические удары. Используют они для этого иронию или сарказм. Однако как только они замечают по вашему лицу, что вы поражены или рассержены, то тут же вставляют: «Я просто пошутил», или «Шучу, шучу!», или «Шутка!».

Эти латентные садисты успешно пользуются двумя популярными мифами:
а) шутка – это неправда;
б) на шутки не обижаются.

Если Вы верите в эти два мифа, то когда Вам наносят психологический укол, а затем, быстро сообщают, что это была «шутка», — Вы тут же будете лишены возможности дать отпор или ответить на оскорбление.

Мой совет: выбросьте эти 2 мифа из головы и не забывайте слова Зигмунда Фрейда:

«Шуток нет — есть только правда».

 

 

автор П.Евлахов

 

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск — Сочинение по русской литературе — Подготовка к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ — универсальный справочник

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск

Трагическое — эстетическая категория, для которой характерно наличие неразрешимого конфликта. В центре внимания, как правило, страдания и гибель героя или его жизненных ценностей. В отличие от печального или ужасного, трагическое вызывается не случайными внешними силами, а проистекает из внутренней природы человека. Трагическое предполагает свободное действие человека, в результате которого он обрекает себя на страдания или смерть. Казалось бы, суть трагедии Гамлета (трагедия Шекспира «Гамлет») — в тех событиях, которые с ним произошли. Но подобные несчастья обрушились и на Лаэрта. Однако при этом нельзя говорить о том, что Лаэрт — трагический герой, поскольку он пассивен, а Гамлет сам, сознательно идет навстречу трагическим обстоятельствам. Он выбирает схватку с «морем бед». Именно об этом выборе и идет речь в знаменитом монологе:

Быть или не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

Комическое — средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.

В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение нормы. Это несоответствие может быть на языковом уровне (нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная речь), на уровне сюжетной ситуации (недоразумение, одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия), на уровне характера (противоречие между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным и т. д.). Так, главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий часто попадает в комические ситуации. Его обличительные речи не всегда уместны. Впервые увидев Софью после долгой разлуки, Чацкий, влюбленный в нее, почему-то начинает разговор с нападок на ее родственников и т. д.

Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Так, гоголевская повесть «Ночь перед Рождеством» буквально пронизана юмором (описание капризной красавицы Оксаны, Чуба и т. д.).

Ирония — особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. Например, в «Мертвых душах» Гоголь иронически изображает помещиков и чиновников. Ирония в характеристике Ноздрева заключается в противоречии между ее первой частью, где подобные Ноздреву люди называются хорошими товарищами, и последующими словами о том, что они «при всем том бывают весьма больно поколачиваемы».

Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде. Например, явно сатирично описан в «Мастере и Маргарите» Булгакова «дом Грибоедова», где размещалась ассоциация писателей МАССОЛИТ. О литературе здесь мало что напоминает, а все двери увешаны табличками типа «Рыбно-дачная секция».

Сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вцолне открыто. Например, с сарказмом говорит Лермонтов в стихотворении «Дума» о своем поколении: «Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом…», и заканчивет едким сравнением отношения к нему будущих поколений с «Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом».

Гротеск — литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия. Например, гротеск активно используется Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города». По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Жители города, глуповцы, «чувствуют себя сиротами» без градоначальников и считают «спасительной строгостью» бесчинства Органчика, который знает только два слова — «не потерплю» и «разорю». Вполне приемлемыми кажутся горожанам такие градоначальники, как Прыщ с фаршированной головой или француз Дю-Марио. Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеева, задумавшего захватить всю вселенную. Стремясь реализовать свой «систематический бред», Угрюм-Бурчеев пытается все в природе уравнять, так устроить общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, что в результате приводит к разрушению города его же жителями.



Трагическое и комическое. Юмор и сатира

Определения

  • Стиль — совокупность литературных приёмов. В классической литературе определялись три стиля — высокий (ода, трагедия), средний (драма) и низкий (басня, комедия).
  • Трагическое — философская категория, предполагающая неразрешимый конфликт; в современной литературе зачастую характеризуется столкновением идеала с реальностью.
  • Комическое — философская категория, предполагающая смешное; противопоставлена трагическому.
  • Юмор — акцент делается на комических сторонах явлений.
  • Сатира — резкое обличительное осмеяние в произведении искусства.
  • Ирония — насмешливое употребление слов в смысле, противоположном буквальному (например, «Храбрец!» — о трусливом человеке).
  • Сарказм — едкая сердитая насмешка, по содержанию близкая к прямой критике.
  • Гротеск — трагикомическое обобщение, созданное путём сочетания обыденного и фантастического.
Как вообще появилась драматургия? В древности люди считали, что охота не будет удачной, если перед ней не представить всё в желаемом виде: некоторые представлялись охотниками, другие — дичью, «охотники» метали в «дичь» «копья», торжественно кричали: «убит!» и победно танцевали. В дальнейшем охота перестала быть так актуальна, но игра в изображение жизни с её плохими и хорошими моментами не была предана забвению.

Объяснение и примеры

В прошлом драматургия строго делилась на высокий и низкий стиль, причём «высокие произведения» всегда представляли собой трагедию, а «низкие» были смешными.

Трагическое и комическое

Сущность трагедии заключается в том, что свободный выбор человека влечёт за собой беду или даже смерть.

Пример

В классической трагедии У. Шекспира «Гамлет» главный герой должен самостоятельно принять решение о своих действиях. Казалось бы, Гамлет мог не усугублять ситуацию, принять как данность гибель отца от рук Клавдия и попытаться построить своё собственное счастье с Офелией. Но убийство отца так важно для Гамлета, что оно становится центром бытия. Погибший отец оживает в его сознании в образе призрака и требует отмщения. Значит, Гамлет не мог поступить иначе: его воля напрямую определяла развитие событий, и трагическая развязка была неизбежна.

А комическое искусство всегда ориентировалось не на слёзы зрителей, а на их смех. Поэтому главным инструментом комедии являются разного рода нелепости, несоответствия.

Пример

В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» действие начинается ситуацией, классической для комедии положений (одного человека приняли за другого и ведут себя с ним несоответствующим образом). Однако развитие сюжета позволяет «Ревизору» перерасти в комедию нравов, когда высмеиваются низменные черты характера персонажей.

Юмор и сатира

Градация юмористических и сатирических произведений напрямую связана с представлением о «добром смехе» и «злом смехе». Если в юмористическом произведении комическое представлено вполне доброжелательно, то в ироническом тексте мы уже явственно ощущаем холодную насмешку над отрицательными чертами.

Сатира (пример ещё более «злого» смеха) представляет ситуацию в карикатурном виде. Сарказм — это уже прямая критика, в которой негодования гораздо больше, чем смеха. И апофеозом насмешки считается гротеск: это уже не высмеивание и не едкая насмешка — это изображение недостатков человека или общества в абсурдном, фантастическом виде. В данном виде комедии иногда скрывается элемент трагического.

Пример

Добрый, лукавый юмор наполняет повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». А его «Ревизор» уже по преимуществу ироничен. Яркий пример сатиры — описание организации литераторов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сарказм и гротеск в русской литературе блестяще представил М. Е. Салтыков-Щедрин: обличительная насмешка в адрес «премудрых пескарей», боящихся вылезти из тины («как бы чего не вышло»), иногда перерастала в совершенно фантасмагорические образы — вроде градоначальника с органчиком в голове, повторяющим «Разорю!» и «Не потерплю!» («История одного города»).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое сарказм?

Ответ. Едкая насмешливая критика.

Обозначьте вид комического, представленный в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Ответ. Сарказм. Автор применяет этот вид комического, чтобы обличить распущенность и непрофессионализм чиновников, управлявших городом.

К какому стилю можно отнести «Недоросль» Д. И. Фонвизина?

Ответ. К низкому стилю, так как «Недоросль» — это комедия, а все комедии в рамках классицистической традиции принято было считать образчиками низкого стиля.

Поделиться ссылкой

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск — Студопедия.Нет

 

Комическое в произведении искусства выражается в осмеянии каких-либо явлений, которые автор считает порочными.

 

Смех вызывают отдельные персонажи, ситуации, фрагменты действия. Подобный прием – сатирическое описание,

сатира.

 

Эффект от уничтожающей силы сатиры получается тем больше, чем успешнее автор использует выразительные языковые средства: гротеск, гиперболу, пародию, сарказм. Классической сатирической литературой считаются произведения М.Е. Салтыков – Щедрина, некоторые рассказы А.П. Чехова, М.Зощенко и других мастеров слова.

 

Юмор также является способом проявления смешного в искусстве, однако юмористическое произведение несколько отличается от сатирического: если сатира осмеивает, уничтожает смехом какой- либо порок, то юмор лишь указывает на недостаток, посмеиваясь над ним добродушной усмешкой.

 

Ирония разоблачает отрицательные стороны чего – либо, делает это либо с горьким чувством, либо с доброй усмешкой.

 

Ирония помогает автору за внешней положительностью персонажа или явления скрыть их подлинное «лицо» (таковы помещики в Мертвых душах»).

 

Сарказм – особый вид проявления комического начала, наивысшее проявление иронии, язвительная открытая насмешка.

 

Саркастическим содержанием наполнены произведения Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, приемами саркастического стиха блестяще владел Маяковский. Мастерству проявления сарказма учит своего мужа госпожа Москалева из «Дядюшкиного сна» Ф.М. Достоевского.

 

Гротеск смешивает в одном образе диаметрально противоположные понятия: фантазию и реальность, красоту и безобразность, трагедию и комедию для усиления выражения замысла автора.

 

В результате читатель наблюдает причудливую смесь неправдоподобных комических несоответствий, совершенный абсурд («История одного города» М. Салтыкова-Щедрина).

 

 

Язык художественного произведения

 

 

Язык художественного произведения

 

Риторический вопрос, восклицание, афоризм

 

Риторический вопрос. Часто для усиления эмоциональной стороны речи, текста автор задается вопросом, на который не ожидает ответа (либо вопрос задан не конкретному собеседнику, либо ответить на заданный вопрос невозможно в принципе).

 

Риторический вопрос всегда усиливает эмоциональный «ответ» читателя (слушателя). Самый, пожалуй, известный риторический вопрос в русской литературе – слова Н.В. Гоголя: «Русь! куда же несешься ты?»

 

Восклицание – особая фигура стилистики речи, служащая для усиления эмоциональной стороны речи.

 

Восклицание может носить в одних случаях риторический характер, в других – иметь признаки гиперболизации (изречение Н.В. Гоголя о птице, не сумеющей долететь до середины Днепра – явная гипербола).

 

Афоризмом называется лаконичное, емкое по содержанию, краткое выражение какой-либо мысли.

 

Часто в литературный афоризм превращаются несколько поэтических строк, («Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок») либо прозаическое изречение («Любите книгу – источник знаний».

Инверсия, повторение, анафора

 

Литераторы постоянно ищут возможность усилить впечатление читателя, слушателя от своего творения. В ход идут различные стилистические, грамматические приемы, направленные на придание слову, тексту дополнительной выразительности. Одним из таких особых приемов является

 

инверсия – перестановка слов в предложении, сознательное нарушение общепринятых правил грамматики.

 

Таким способом создается причудливый, необычный слог произведения, придающий тексту характерное своеобразие.

 

Среди остальных изобразительных средств повторение является наиболее знакомым – слова чаще всего повторяются в песнях, в стихотворных строчках.

 

Таким приемом автор старается усилить эмоциональное окрашивание текста, привлечь к повторению повышенное внимание.

 

Анафора создает повторение в тексте, строки одинаково начинаются.

 

Например, у Пушкина:

 

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел…

 

Повторяющееся первое слово в строке – анафора.

 

Кроме того, в поэтическом произведении могут повторяться группы слов, или несколько строф.

 

Изобразительно – выразительные средства в художественном произведении

 

Изобразительными средствами языка произведения художественной литературы определяют сравнение, эпитет, метафору, метонимию, гиперболу и другие средства выразительности.

 

Сравнение проясняет какое — либо явление/понятие путем сопоставления (сравнения) с другим предметом/явлением.

 

Эпитет – образное определение, имеющее переносной смысл.

 

Эпитетами автор подчеркивает свойства, признаки какого-либо предмета, придает им дополнительную эмоциональную окраску. Наиболее часто для эпитета используются метафоры.

 

Метафора. Слово не всегда употребляется в своем прямом значении, оно может иметь также переносный смысл, как бы «взять взаймы» у другого слова или понятия его значение.

 

Иначе говоря, свойства одного объекта переходят на другой объект. Например, в выражении «золотая осень» желтая осенняя листва названа золотой не потому, что она растет на настоящем золотом дереве, а по сходству с золотом – металлом желтого цвета. При этом в тексте поясняющие слова (как будто, наподобие, напоминающие) отсутствуют, но всегда подразумеваются.

 

Метафора всегда повышает выразительность речи, усиливает эмоциональную сторону произведения. В основном выражается существительным или глаголом, реже – остальными частями речи.

 

Разновидности метафоры:

  • олицетворение
  • метонимия
  • синекдоха

 

Стремясь придать произведению яркую образность, автор пользуется переносом по смежности понятий – метонимией.

 

Существует несколько приемов подобного переноса:

  • Внешнее выражение и внутреннее состояние уподобляются
  • Действие уподобляется своему орудию
  • Предмет уподобляется своему хозяину
  • Уподобление вместившего с вмещающемся в него

 

Гипербола – одно из самых часто употребляемых художественных средств значительного преувеличения свойств предметов, размеров явлений, силы чувств.

 

Гипербола может идеализировать предмет или явление, на которое направлено, но также иметь уничтожающую направленность.

 

Аллегория используется для усиления выразительности поэтической речи, изображает абстрактное понятие при помощи конкретного образа.

 

Аллегория включает смысловой элемент (явление или понятие, изображаемое автором, которое при этом не называется), а также образно – предметный (конкретный предмет, представляющий данное явление, понятие).

 

Оксюморон, или оксиморон – стилистическая фигура, помогающая создать яркое образное выражение, понятие при помощи противоположных по значению слов, сочетая несочетаемое.

 

Например, «живой труп», «мертвые души», «старый новый год».

 

Звукозапись: аллитерация, ассонанс

 

Звукопись призвана усилить текст звуковыми изобразительными средствами, соответствующими изображаемому действию, общему настроению, состоянию.

 

С этой задачей блестяще справляются ассонанс, звуковые повторы, аллитерация.

 

Аллитерацию чаще всего используют поэты, так как прием заключается в повторении согласных звуков, создающих оригинальную звукопись при описании картин природы, шумовое оформления текста, создающее дополнительную выразительность художественного слова.

 

Ассонанс является также звуковым повторением, но только уже гласных звуков.

 

В поэтической речи ассонансом признается неточная рифма, когда присутствует точное совпадение гласных и неточное – согласных звуков. Путем употребления ассонанса (как и аллитерации) достигается особая «зрительность» художественного образа. Ассонанс прочно присутствует в фольклоре, в классических произведениях Лермонтова («Бородино»), Блока («Фабрика»), Маяковского.

 

 

Стиль

 

 

Если хотят отметить своеобразие авторского письма, индивидуальную манеру построения фразы, интонационные особенности, характерные черты языка писателя – говорят о стиле произведения.

 

Именно стиль придает литературному опусу оригинальность и то своеобразие, по которому читатель без труда определит, чьему перу принадлежит текст.

 

Дело в том, что каждый художник слова обладает ярко выраженными особенностями письма, т.н. авторской манерой. К примеру, моментально узнается Маяковский по отточенности коротких, похожих на лозунги, строчек знаменитой «лесенки». Или супердлинные, на целый печатный лист, предложения в тексте Л.Н. Толстого. Лаконизм и сдержанность фраз отличает писательский стиль И.С. Тургенева, обстоятельное многословие присутствует И.А. Гончаров.

 

Стиль может также пониматься как индивидуальная писательская манера – как строится фраза, какие изобразительные средства языка.

 

 

Проза и поэзия

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *