Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии
Геометрическая прогрессия
Определение геометрической прогрессии
Последовательность , первый член которой отличен от нуля и каждый член, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и то же отличное от нуля число q, называется геометрической прогрессией. Число q — знаменатель прогрессии. Таким образом, геометрическая прогрессия есть последовательность, заданная рекуррентно равенством , где .
Отношение любого члена геометрической прогрессии и ему предшествующего члена, равно одному и тому же числу
Если , то — монотонна
Если , то — постоянна
Последовательность
является геометрической прогрессией тогда и только тогда, когда каждый ее член, начиная со второго, есть среднее геометрическое соседних с ним членов, то есть .Произведение членов геометрической прогрессии, равностоящих от концов прогрессии, есть величина постоянная.
Формула n-ого члена геометрической прогрессии:
, где
Формулы суммы n членов геометрической прогрессии:
Сумма бесконечной геометрической прогрессии при равна
Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии
Цель урока: уточнить, обобщить и систематизировать знания по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» и закрепить умения и навыки в решении задач на прогрессии.
Задачи:
- Вспомнить необходимые правила, научить учащихся применять их при решении различных примеров.
- Развивать математические способности.
- Воспитывать математическую грамотность и прилежность.
Оборудование:
- индивидуальные пластиковые доски у каждого ученика;
- стенд, кодоскоп, экран, конверты с заданиями.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Повторение теории.
- Устные упражнения.
- Диагностический замер.
- Решение упражнений.
- Домашнее задание.
- Тест.
- Итог урока.
- Дополнительное задание.
Ход урока.
Введение в урок: сообщение целей и задач урока, знакомство с планом.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся по образцу проверяют и оценивают свою домашнюю работу (через кодоскоп).
№ 1.
а5 = -3,7; d = -0,6; аn = -9,7; n – ?
а5 = а
an = a1 + d(n – 1)
-9,7 = -1,3 – 0,6(n – 1)
0,6n = 9
n = 15
Ответ: n = 15.
№ 2.
S10
– ?
d = ;
Ответ: .
№ 3.
; ; -?
Ответ: .
Учитель просит сначала поднять руку тех учеников, которые справились со всей работой, затем у кого работа вызвала затруднения.
Повторение теории.
Ученики в парах повторяют теоретический материал.
План ответа:
- Определение.
- Формула n-го члена.
- Формула суммы n-первых членов.
1 вариант отвечает по теме «Арифметическая прогрессия», 2 вариант по теме «Геометрическая прогрессия».
Устные упражнения.
(аn): 4; 9; 16; 25; …
(вn): 32; -16; 8; -4; …
(хn): 1; 8; 27; 64; …
- Какая из данных числовых последовательностей является арифметической прогрессией? (сn)
- Укажите её разность. (3)
- Найдите сумму четырёх первых членов этой прогрессии. (-6)
- Если поменять порядок членов этой прогрессии на обратный, то будет ли полученная последовательность арифметической прогрессией? (Да.)
- Укажите её разность. (-3)
- Какая из данных числовых последовательностей является геометрической прогрессией? (вn)
- Укажите знаменатель этой прогрессии. (-)
- Найдите шестой член данной прогрессии. (-1)
- Сравните в4 и в5. (в4 < в5)
- Если поменять порядок членов этой прогрессии на обратный, то будет ли полученная последовательность геометрической прогрессией? (Да.)
- Укажите знаменатель полученной прогрессии. (-2)
- Найдите сумму четырёх первых членов полученной прогрессии? (20)
Учащиеся записывают ответы на индивидуальных пластиковых досках и показывают учителю.
Диагностический замер.
(an) – арифметическая прогрессия.
- а1 = 17; d = -3; а2 – ?
- а2 = -1; d = 2; а1 – ?
- а3 = 3,2; а4 = 5,6; d – ?
- а1 = -1; d = 2; а5 – ?
- а1 = 19; а5 = -3; S5 – ?
(bn) – геометрическая прогрессия.
- b1 = -7; q = 3; b2 – ?
- b1 = -12; q = ; b3 – ?
- b5 = 6; b6 = 2; q – ?
- 2; b2; 8; 16 … b2 – ?
- b1 = 1; q = -2; S5 – ?
На выполнение этого задания 5 минут. Ученики записывают только ответы. Затем стоя проверяют ответы (учитель показывает через кодоскоп), оценивают свою работу и садятся на свои места. Учитель просит поднять руку, кто выполнил на «5», «4» и т.д.
Ответы: 14; -3; 2,4; 7; 40; -21; -3; 1/3; 4; 11.
10 пр. – «5»; 9, 8, 7 пр. – «4»; 6, 5 пр. – «3»; менее 5 пр. – «2».
Решение упражнений.
Ученики выполняют упражнения, которые оцениваются на экзамене 2 балла и 3 балла (3 ученика у доски, остальные в тетрадях). Группа учеников выполняет индивидуальное задание, которое оценивается 4 балла (после выполнения учащиеся получают лист самоконтроля). Ученики, успешно справившиеся с выполнением задания, приступают к выполнению дополнительного задания.
№ 1. Первый член арифметической прогрессии равен 6, а ее разность равна 4. Начиная с какого номера члены этой прогрессии больше 260?
аn = 6; d = 4; аn
260; n – ?
аn = а1 + d(n – 1)
аn = 6 + 4(n – 1)
6 + 4(n – 1) 260
n 64,5
Т.к. n N, n = 65.
Ответ: начиная с номера 65.
№ 2. Найдите сумму членов арифметической прогрессии с тридцатого по сороковой включительно, если аn = 3n + 5.
аn = 3n + 5; S30-40 – ?
Ответ: 1210.
№ 3. Между числами 3 и 12 вставьте три числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия.
Ответ:
Индивидуальное задание. Сумма первого и пятого членов геометрической прогрессии равна 51, а сумма второго и шестого членов равна 102. Сколько членов этой прогрессии, начиная с первого, нужно сложить, чтобы их сумма была равна 3069?
Ответ: 10.
Домашнее задание:
- Сумма первых трех членов геометрической прогрессии равна 39, знаменатель прогрессии равен -4. Найдите сумму первых четырех членов этой прогрессии.
- Найдите сумму всех натуральных чисел, не превосходящих 200, которые не делятся на 6.
- Найдите сумму первых восьми членов геометрической прогрессии, второй член которой равен 6, а четвертый равен 24.
*В геометрической прогрессии (bn), знаменатель которой – число
отрицательное,
b1 * b2 = -,
b3 * b4 = -8. Найдите эти четыре члена прогрессии.
Тест (на выполнение этого задания 15 минут)(см. Приложение).
Итог урока.
Дополнительное задание*. В арифметической прогрессии среднее арифметическое первых десяти ее членов равно 20. Найдите первый член и разность этой прогрессии, если известно, что они являются числами натуральными (a1 = 11, d = 2; a1 = 2, d = 4).
Прогрессия в геометрических задачах
Пример 1.
Длины сторон AB, BC, AC треугольника ABC образуют в указанном порядке арифметическую прогрессию. Найти во сколько раз высота треугольника ABC, опущенная из вершины A на сторону BC, больше радиуса, вписанной в этот треугольник окружности.
Решение.
Рассмотрим треугольник ABC и проведем в нем высоту AH = h (рис. 1).
Зная, что стороны AB, BC, AC треугольника ABC образуют в указанном порядке арифметическую прогрессию, введем следующие обозначения. Пусть AB = a, тогда BC = a + d, а AC = a + 2d. Здесь d – это разность арифметической прогрессии. Теперь запишем формулы для вычисления площади треугольника.
Итак, во-первых, SABC можно вычислить с помощью высоты, проведенной из вершины A к стороне BC. Имеем:
SABC = 1/2 AH · BC = 1/2 · h · (a + d).
Во-вторых, площадь треугольника можно вычислить с помощью полупериметра и радиуса вписанной в этот треугольник окружности:
SABC = p · r = (AB + BC + CA)/2 · r = (a + a + d + a + 2d)/2 · r = (3a + 3d) · r = = 3(a + d)/2 · r.
Полученные для площади треугольника ABC выражения можно приравнять. Будем иметь:
½ · h · (a + d) = 3(a + d)/2 · r.
Левую и правую части полученного уравнения можно сократить на (a + d) ≠ 0.
1/2 h = 3/2 r. Выразим h:
h = 3 r.
Таким образом, мы получили, что высота треугольника в три раза больше радиуса вписанной в этот треугольник окружности.
Ответ: 3.
Пример 2.
В окружность радиусом √3 вписан правильный треугольник, в треугольник вписана окружность, в окружность снова вписан правильный треугольник и т.д. Найти сумму периметров всех треугольников.
Решение.
1) Так как радиус вписанной в правильный треугольник окружности в два раза меньше радиуса описанной около этого треугольника окружности, то радиус окружности, описанной коло треугольника A1A2A3 (R1 = √3) в два раза больше радиуса окружности, описанной около треугольника B1B2B3 (R2 = R1/2). Он же, в свою очередь, в два раза больше радиуса окружности, описанной около треугольника C1C2C3 (R3 = R2/2 = R1/4) и т. д. (Rn = R1/2n — 1) (рис. 2).
2) Выразим стороны правильных треугольников через радиусы описанных около них окружностей по формуле a3 = R√3. Тогда имеем:
A1A2 = R1√3;
B1B2 = R2√3 = R1√3/2;
C1C2 = R3√3 = R1√3/4 и т. д.
Периметры соответствующих треугольников равны:
PA1A2A3 = 3R1√3;
PB1B2B3 = 3R1√3/2;
PC1C2C3 = 3R1√3/4 и т. д.
Сумма периметров треугольников (3R1√3 + 3R1√3/2 + 3R1√3/4 + …) представляет собой сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии со знаменателем q = 1/2 и первым членом a1 = 3R1√3 = 3 · √3 · √3 = 9.
С помощью формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии S = a1/(1 – q) находим, что
PA1A2A3 + PB1B2B3 + PC1C2C3 + … = 9/(1 – 1/2) = 18.
Ответ: 18.
К большинству задач по геометрии, а уж тем более к тем из них, в которых необходимо побороться с прогрессией, многие ученики – пользователи нашего сайта – относятся в лучшем случае настороженно. Но когда с помощью наших онлайн репетиторов ученики вдруг начинают понимать ход решения задачи и видеть, какие правила и формулы можно и нужно применять в той или иной ситуации, их чувство самооценки растет и заставляет стремиться к новым свершениям.
Самое главное в решении задач – это научиться не просто, отрешенно вчитываться в текст, а быть настроенным на получение конечного результата. Только тогда решение любой задачи станет приятным и легким делом, не будет ставить в тупик, а будет давать пищу для воображения и ума.
Решение задач – это по-настоящему творческий процесс, и Вы почувствуете это, занимаясь с нами.
Остались вопросы? Не знаете, как решать задачи по геометрии?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!
Зарегистрироваться
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Прогрессии: задачи для продвинутых
Прогрессия – благодатная тема. Придумать задач можно великое множество, причем разной сложности, смешать в задаче и арифметическую, и геометрическую прогрессии. Представляю вашему вниманию задачи, которые, по мнению авторов, относятся к уровню В. Но на мой взгляд, задачи довольно сложные – для сильного ученика.
Задача 1. При делении девятого члена арифметической прогрессии на второй ее член в частном получается 7; при делении десятого члена прогрессии на ее пятый член в частном получается 2 и в остатке 5. Найдите двадцатый член этой прогрессии.
Запишем условия:
Теперь распишем члены прогрессии через первый член и разность прогрессии:
И подставим в наши уравнения:
И второе:
Откуда
Ответ: , .
Задача 2. Даны две арифметические прогрессии (11; 15; 19; …), (154; 147; 140; …). Найдите все общие члены этих прогрессий.
Разность первой прогрессии равна 4, второй – 7. Запишем n-ный член для каждой прогрессии:
Мы ищем одинаковые члены прогрессий, поэтому приравняем выражения:
Таким образом, подберем значения , кратные 7, чтобы число было целым: при – , при – , при – , при – , при – .
Следовательно, общие члены прогрессий
Ответ: 35, 63, 91, 119, 147.
Задача 3. – арифметическая прогрессия. , . Найдите .
Сумму можно представить как
Разделим на 3:
То есть
Тогда
Тогда
Или
Ответ: или .
Задача 4. Найдите сумму всех чётных трёхзначных чисел, делящихся на 3.
Такие числа обязательно делятся на 6, поэтому образуют арифметическую прогрессию с разностью . Первый член нашей прогрессии, очевидно, 102 – числа 100 и 101 не делятся на 6. Последний член – 996. Определим его номер:
Теперь можно найти сумму таких чисел:
Ответ: 82350.
Задача 5. Сумма бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем равна 4, а сумма кубов её членов равна 192. Найдите первый член и знаменатель прогрессии.
По условию
Также
Запишем последнее так:
В скобках можно заметить бесконечно убывающую геометрическую прогрессию со знаменателем , тогда
А из самого первого уравнения этой задачи следует, что
Тогда
Подставим это в (2)
Откуда, сокращая, получаем
Получаем квадратное уравнение
Первый корень не подходит по условию, тогда
Ответ: .
Задача 6. Найдите четыре числа, первые три из которых составляют геометрическую прогрессию, а последние три – арифметическую прогрессию. Сумма крайних чисел равна 21; а сума средних равна 18.
Дано:
Также известно, что
Тогда разность арифметической прогрессии может быть найдена как
Сумма средних равна
Сумма крайних (с учетом, что )
Подставим разность :
Имеем:
Разделим теперь (2) на (1):
Получили квадратное уравнение:
Корни: или .
Если , то
Тогда , , а . Следовательно, .
Если , то
Тогда , , а . Следовательно, .
Ответ: 3, 6, 12, 18 или 18,75, 11,25, 6,75, 2,25.
Задача 7. Три числа образуют геометрическую прогрессию. Если второе число увеличить на 2, то прогрессия станет арифметической, а если после этого увеличить последнее число на 9, то прогрессия снова станет геометрической. Найдите эти числа.
Итак, – образуют геометрическую прогрессию, по ее свойствам
Числа – образуют арифметическую прогрессию. То есть
Числа снова образуют геометрическую прогрессию, но знаменатель у нее может быть другим:
Знаменатель первой геометрической прогрессии
А второй геометрической
По свойству геометрической прогрессии можно записать:
Но вторая геометрическая обладает тем же свойством:
Приравниваем , полученные таким образом из обоих прогрессий:
Упрощая это, имеем:
Тогда
Разность арифметической прогрессии
Тогда
Откуда
В случае, если , то , .
В случае, если , то , .
Ответ: 4, 8, 16 или 0,16, -0,64, 2,56.
Задача 8. Найдите три числа, образующих геометрическую прогрессию, если известно, что их произведение равно 64, а их среднее арифметическое равно .
Или .
По свойству прогрессии
Откуда .
Тогда
Либо , , либо наоборот, , .
Ответ: 2, 4, 8 или 8, 4, 2.
Задача 9. Даны две арифметические прогрессии. Первый и пятый члены первой прогрессии равны соответственно 7 и (-5). У второй прогрессии первый член равен 0, а последний равен 3,5. Найдите сумму членов второй прогрессии, если известно, что третьи члены обеих прогрессий равны между собой.
Так как первый и пятый на одинаковом «расстоянии» от третьего, то выполняется свойство прогрессии:
Таким образом, у второй прогрессии первый член – 0, а третий – 1, значит, второй – 0,5 и разность тоже 0,5. Следовательно, 3,5 – это восьмой член прогрессии. Осталось сосчитать сумму:
Ответ: 14.
Задача 10. Найдите сумму всех трёхзначных чисел, делящихся на 7.
Такие числа обязательно делятся на 7, поэтому образуют арифметическую прогрессию с разностью . Первый член нашей прогрессии, очевидно, 105 – числа 100, 101, 102, 103 и 104 не делятся на 7. Последний член – 994. Определим его номер:
Теперь можно найти сумму таких чисел:
Ответ: 70336.
Задача 11. Найдите сумму семи первых членов бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем , если её второй член равен 4, а отношение суммы квадратов членов к сумме членов равна .
Преобразуем:
В скобках имеем в числителе – сумму бесконечно убывающей прогрессии со знаменателем , а в знаменателе – сумму бесконечно убывающей прогрессии со знаменателем . Тогда
Или
Но , поэтому
или , но по условию проходит меньший 1 по модулю знаменатель – то есть . Тогда
Ответ: .
Задача 12. В геометрической прогрессии с отрицательными членами сумма первых шести членов равна (-504) и . Найдите знаменатель прогрессии.
Запишем обе сумы немного по-другому:
Теперь еще раз преобразуем последнее:
Или
Разделим (2) на (1)
Тогда знаменатель либо , либо .
Так как по условию члены прогрессии отрицательны, нам подойдет положительный знаменатель.
Ответ: .