1. Прямоугольный параллелепипед описан около цилиндра, радиус основания и высота которого равны 1. Найдите объем параллелепипеда. Ответ: 4 | |
2. Прямоугольный параллелепипед описан около цилиндра, радиус основания которого равен 4. Объем параллелепипеда равен 16. Найдите высоту цилиндра. Ответ: 0,25 | |
3. В куб вписан шар радиуса 1. Найдите объем куба. Ответ: 8 | |
4. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 25. Ответ: 75 | |
5. Около шара описан цилиндр, площадь поверхности которого равна 18. Найдите площадь поверхности шара. Ответ: 12 | |
6. Из единичного куба вырезана правильная четырехугольная призма со стороной основания 0,5 и боковым ребром 1. Найдите площадь поверхности оставшейся части куба. Ответ: 7,5 | |
7. Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Найдите объем конуса, если объем цилиндра равен 150. Ответ: 50 | |
8. Объем прямоугольного параллелепипеда, описанного около сферы, равен 216. Найдите радиус сферы. Ответ: 3 | |
9. Во сколько раз объем конуса, описанного около правильной четырехугольной пирамиды, больше объема конуса, вписанного в эту пирамиду? Ответ: 2 | |
10. Объём тетраэдра равен 19. Найдите объём многогранника, вершинами которого являются середины рёбер данного тетраэдра. Ответ: 9,5 | |
11. Площадь поверхности тетраэдра равна 12. Найдите площадь поверхности многогранника, вершинами которого являются середины рёбер данного тетраэдра. Ответ: 6 | |
12. Цилиндр описан около шара. Объем цилиндра равен 33. Найдите объем шара.
Ответ: 22 | |
13. Цилиндр описан около шара. Объем шара равен 24. Найдите объем цилиндра. Ответ: 36 | |
14. Конус вписан в цилиндр. Объем конуса равен 5. Найдите объем цилиндра.
Ответ: 15 | |
15. Правильная четырехугольная призма описана около цилиндра, радиус основания которого равен 2. Площадь боковой поверхности призмы равна 48. Найдите высоту цилиндра. Ответ: 3 16. Около конуса описана сфера (сфера содержит окружность основания конуса и его вершину). Центр сферы находится в центре основания конуса. Образующая конуса равна . Найдите радиус сферы. Ответ: 7 17. Около конуса описана сфера (сфера содержит окружность основания конуса и его вершину). Центр сферы находится в центре основания конуса. Радиус сферы равен . Найдите образующую конуса. Ответ: 56 18. Шар вписан в цилиндр. Площадь поверхности шара равна 111. Найдите площадь полной поверхности цилиндра. Ответ: 166,5 | |
19. Найдите объём правильной шестиугольной пирамиды SABCDEF, если объём треугольной пирамиды SABC равен 33. Ответ: 198 | |
20. Найдите объём правильной шестиугольной пирамиды SABCDEF, если объём треугольной пирамиды SABD равен 34. Ответ: 102 |
РЕШЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ в 11 классе
Чудаева Е.В., МОУ «Инсарская СОШ №1», г. Инсар, Республика Мордовия
РЕШЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
(по материалам ЕГЭ)
Задача №1. Вычислите объём правильной треугольной пирамиды, если радиус описанной вокруг основания окружности равен , а высота пирамиды равна 4.
Задача №2. Вычислите объём правильной треугольной пирамиды, если радиус вписанной в основание окружности равен , а боковые ребра пирамиды равны 6.
Задача №3. Вычислите площадь боковой поверхности правильной треугольной пирамиды, если радиус описанной около основания окружности равен , а высота пирамиды равны 1.
Задача №4. Вычислите объём правильной треугольной пирамиды, сторона основания которой равна 6, а апофема пирамиды равна .
Задача №5. Вычислите объём правильной треугольной пирамиды, если радиус вписанной в основание окружности равен 2, а высота правильной пирамиды равна .
Задача №6. Вычислите площадь боковой поверхности правильной четырехугольной пирамиды, если её ребра равны 5, а радиус окружности, описанной вокруг основания равен 3.
Задача №7. В правильной четырехугольной пирамиде площадь боковой поверхности равна 16, а площадь основания 4. Найдите высоту пирамиды.
Задача №8. Вычислите объём правильной шестиугольной пирамиды, если сторона основания равна 4, а боковые ребра пирамиды равны 5.
Задача №9. В правильной шестиугольной пирамиде сторона основания равна 2, а боковое ребро равно 2. Найдите объём пирамиды.
Задача № 10. Около правильной треугольной призмы описан цилиндр. Высота цилиндра равна 5, а радиус его основания R удовлетворяет уравнению R2 + R – 6 = 0. Найдите объём призмы.
Задача №11. Около правильной треугольной призмы описан цилиндр. Расстояние между осью цилиндра и стороной основания призмы равно . Высота цилиндра равна трем его радиусам. Найдите объём призмы.
Задача №12. Около правильной треугольной призмы описан цилиндр. Площадь боковой поверхности цилиндра равна 16 . Найдите объём призмы, если сторона её основания равна 5.
Задача №13. Около правильной четырехугольной призмы описан цилиндр, площадь боковой поверхности которого равна 20. Найдите площадь боковой поверхности призмы.
Задача №14. В правильную четырехугольную призму вписан цилиндр. Объем цилиндра равен 16 , а радиус окружности, описанной вокруг основания призмы, равен . Найдите диагональ призмы.
Задача №15. В правильную шестиугольную призму вписан цилиндр. Найдите высоту призмы, если её площадь равна 54 , а радиус цилиндра равен 3.
Задача № 16. Около правильной шестиугольной призмы описан цилиндр. Объём цилиндра равен 16 , высота цилиндра равна 4. Найдите объём призмы.
Задача №17. Около правильной шестиугольной призмы описан цилиндр. Объём цилиндра равен 10 . Найдите объём цилиндра, вписанного в эту же призму.
РЕШЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
(по материалам ЕГЭ)
Задача №1. Вычислите объём правильной треугольной пирамиды, если радиус описанной вокруг основания окружности равен , а высота пирамиды равна 4.
Решение.
.
1) найдем сторону основания правильной пирамиды по формуле , .
2) найдем площадь основания, как площадь правильного треугольника , .
3) вычислим объём пирамиды
.
Ответ. 9
Задача №2. Вычислите объём правильной треугольной пирамиды, если радиус вписанной в основание окружности равен , а боковые ребра пирамиды равны 6.
Решение.
1) радиус вписанной в правильный треугольник окружности в 2 раза меньше радиуса описанной около этого треугольника окружности, т.е. , тогда .
2) найдем сторону основания правильной пирамиды по формуле , .
3) найдем площадь основания, как площадь правильного треугольника , .
4) из прямоугольного треугольника по теореме Пифагора находим высоту пирамиды: , .
5) вычислим объём пирамиды
.
Ответ. 18.
Задача №3. Вычислите площадь боковой поверхности правильной треугольной пирамиды, если радиус описанной около основания окружности равен , а высота пирамиды равны 1.
Решение.
1) найдем сторону основания правильной пирамиды по формуле , .
2) найдем периметр основания Р = 3·а,
Р = 9.
3) радиус вписанной в правильный треугольник окружности в 2 раза меньше радиуса описанной около этого треугольника окружности, т.е. , тогда .
4) из прямоугольного треугольника МОР по теореме Пифагора находим апофему МР: ,
МР =
5) вычислим площадь боковой поверхности правильной пирамиды:
,.
Ответ. .
Задача №4. Вычислите объём правильной треугольной пирамиды, сторона основания которой равна 6, а апофема пирамиды равна .
Решение. ,
1) найдем радиус описанной около основания и вписанной в основание окружностей: , то есть .
2) найдем площадь основания, как площадь правильного треугольника , .
3) из прямоугольного треугольника МОР по теореме Пифагора находим высоту: , МО = .
4) вычислим объём правильной пирамиды: = .
Ответ. 18.
Задача №5. Вычислите объём правильной треугольной пирамиды, если радиус вписанной в основание окружности равен 2, а высота правильной пирамиды равна .
Решение.
1) радиус вписанной в правильный треугольник окружности в 2 раза меньше радиуса описанной около этого треугольника окружности, т.е. , тогда .
2) найдем сторону основания правильной пирамиды по формуле , .
3) найдем площадь основания, как площадь правильного треугольника , .
4) вычислим объём правильной пирамиды: = .
Задача №6. Вычислите площадь боковой поверхности правильной четырехугольной пирамиды, если её ребра равны 5, а радиус окружности, описанной вокруг основания равен 3.
Решение.
1) найдем сторону основания по формуле , т.е. .
2) найдем периметр основания: Р = 4а,
Р = 24.
3) из прямоугольного треугольника МDР по теореме Пифагора находим апофему МР: ,DP =
тогда: МР = .
4) вычислим площадь боковой поверхности пирамиды: = .
Ответ. 48.
Задача №7. В правильной четырехугольной пирамиде площадь боковой поверхности равна 16, а площадь основания 4. Найдите высоту пирамиды.
Решение.
1) найдем сторону основания: так как в основании пирамиды квадрат с площадью равной 4, то сторона квадрата равна 2, а его периметр 8.2) по условию = 16 т.е.
.
3) из прямоугольного треугольника МОР по теореме Пифагора находим высоту: , учитывая, что ОР = = 1, получаем: МО = .
Ответ. .
Задача №8. Вычислите объём правильной шестиугольной пирамиды, если сторона основания равна 4, а боковые ребра пирамиды равны 5.
Решение.
1) сторона основания правильного шестиугольника равна радиусу описанной около него окружности т.е. ,
2) площадь правильного шестиугольника найдем по формуле или = 24.
3) из прямоугольного треугольника МОВ найдем высоту МО: .
4) вычисляем объём пирамиды: =.
Ответ. 24.
Задача №9. В правильной шестиугольной пирамиде сторона основания равна 2, а боковое ребро равно 2. Найдите объём пирамиды.
Решение.
1) найдем площадь правильного шестиугольника по формуле или = 12.
2) из прямоугольного треугольника МОВ найдем высоту МО, учитывая, что в правильном шестиугольнике : .
3) вычисляем объём пирамиды: =.
Ответ: 24.
Задача № 10. Около правильной треугольной призмы описан цилиндр. Высота цилиндра равна 5, а радиус его основания R удовлетворяет уравнению R2 + R – 6 = 0. Найдите объём призмы.
Решение.V = S · H
1) так как призма вписана в цилиндр, то высота призмы равна высоте цилиндра, а основание призмы вписано в основание цилиндра, Н = 5.
2) по условию R удовлетворяет уравнению R2 + R – 6 = 0, решая которое находим
R1 = — 3, R2 = 2, так как радиус величина положительная то -3 не удовлетворяет условию задачи.
3) найдем сторону вписанного правильного треугольника по формуле , .
4) найдем площадь основания правильной призмы, как площадь правильного треугольника: =
5) вычислим объём призмы: V = S · H = .
Ответ. 15.
Задача №11. Около правильной треугольной призмы описан цилиндр. Расстояние между осью цилиндра и стороной основания призмы равно . Высота цилиндра равна трем его радиусам. Найдите объём призмы.
1) Так как призма вписана в цилиндр, то высота призмы равна высоте цилиндра, а основание призмы вписано в основание цилиндра, по условию Н =3R..
2) Расстояние между осью цилиндра и стороной основания призмы равно радиусу вписанной в треугольник АВС окружности, т.е. , и по условию равно .
3) радиус вписанной в правильный треугольник окружности в 2 раза меньше радиуса описанной около этого треугольника окружности, т.е. , тогда .
4) найдем сторону вписанного правильного треугольника по формуле , .
5) найдем площадь основания правильной призмы, как площадь правильного треугольника: =
6) вычислим объём призмы: V = S · H =S·3·R = 162.
Ответ. 162.
Задача №12. Около правильной треугольной призмы описан цилиндр. Площадь боковой поверхности цилиндра равна 16 . Найдите объём призмы, если сторона её основания равна 5.
Решение. V = S · H
1) Так как призма вписана в цилиндр, то высота призмы равна высоте цилиндра, а основание призмы вписано в основание цилиндра.
2) Найдем площадь основания правильной призмы, как площадь правильного треугольника: =.
3) Сторона вписанного правильного треугольника находится по формуле , тогда .
4) По условию площадь боковой поверхности цилиндра равна 16· т.е., откуда Н = = .
5) Вычислим объём призмы: V = S · H =·= 30.
Ответ. 30.
Задача №13. Около правильной четырехугольной призмы описан цилиндр, площадь боковой поверхности которого равна 20. Найдите площадь боковой поверхности призмы.
Решение.
1) Так как призма вписана в цилиндр, то высота призмы равна высоте цилиндра, а основание призмы вписано в основание цилиндра.
2) По условию площадь боковой поверхности цилиндра равна 20, т.е. , .
3) так как призма правильная, то в её основании лежит квадрат, со стороной , тогда периметр основания равен .
4) вычислим площадь боковой поверхности призмы = .
Ответ. .
Задача №14. В правильную четырехугольную призму вписан цилиндр. Объем цилиндра равен 16 , а радиус окружности, описанной вокруг основания призмы, равен . Найдите диагональ призмы.
Решение. 1) Так как цилиндр вписан в призму, то высота призмы равна высоте цилиндра, а основание цилиндра вписано в основание призмы.
2) Так как радиус окружности, описанной вокруг основания призмы, равен =, то сторона квадрата равна
а радиус цилиндра равен, радиусу вписанной в квадрат окружности и равен:
3) По условию объём цилиндра равен 16, т.е. , = 4.
4) Из прямоугольного треугольника АСА1 находим диагональ А1С :
А1С =.
Ответ. 8.
Задача №15. В правильную шестиугольную призму вписан цилиндр. Найдите высоту призмы, если её площадь равна 54 , а радиус цилиндра равен 3.
Решение.
1) Так как цилиндр вписан в призму, то высота призмы равна высоте цилиндра, а основание цилиндра вписано в основание призмы.
2) по условию радиус цилиндра равен 3, тогда , .
3) сторона правильного шестиугольника равна радиусу описанной около него окружности, т.е. .
4) по условию площадь призмы равна 54 , т.е.
Pосн.·Н + 2 Sосн=54.
5) найдем периметр основания и его площадь: Р = 6·а = 6 ·2=12.
Sосн = .
6) подставим полученные значения в формулу Pосн.·Н + 2 Sосн=54 и получим Н = (54 – 36 ): 12 =1,5.
Ответ. 1,5.
Задача № 16. Около правильной шестиугольной призмы описан цилиндр. Объём цилиндра равен 16 , высота цилиндра равна 4. Найдите объём призмы.
Решение. V = S · H
1) Так как призма вписана в цилиндр, то высота призмы равна высоте цилиндра, т.е. Н = 4.
2) по условию , т.е.
,R = 2.
3) так как сторона правильного шестиугольника равна радиусу описанной около него окружности, то а = 2.
4) Найдем площадь основания призмы по формуле:=6.
5) вычислим объём призмы: .
Ответ. 24.
Задача №17. Около правильной шестиугольной призмы описан цилиндр. Объём цилиндра равен 10 . Найдите объём цилиндра, вписанного в эту же призму.
Решение. V = S · H
1) Так как призма вписана в цилиндр, то высота призмы равна высоте цилиндра.
2) по условию , т.е.
.
3) так как сторона правильного шестиугольника равна радиусу описанной около него окружности, то R = а.
4) выразим радиус основания вписанного цилиндра через радиус описанного цилиндра: .
5) запишем формулу вычисления объёма вписанного в призму цилиндра: V = S · H, т.е.:
V = =·.
Ответ. 7,5.
Банк задач ЕГЭ по геометрии, 11 класс
Шар. Сфера. Задачи ЕГЭ.
1.Радиусы трех шаров равны 6, 8 и 10. Найдите радиус шара, объем которого равен сумме их объемов.
2. В куб с ребром 3 вписан шар. Найдите объем этого шара, деленный на .Рис1
РИС1 РИС2 РИС3
3. Около куба с ребром описан шар. Найдите объем этого шара, деленный на . РИС2
4. Радиусы двух шаров равны 6, 8. Найдите радиус шара, площадь поверхности которого равна сумме площадей их поверхностей. РИС3
5. Объем шара равен 288 . Найдите площадь его поверхности, деленную на .
6. Вершина куба со стороной 1,6 является центром сферы, проходящей через точку. Найдите площадь части сферы, содержащейся внутри куба. В ответе запишите величину .
7. Середина ребра куба со стороной 1,9 является центром шара радиуса 0,95. Найдите площадь части поверхности шара, лежащей внутри куба. В ответе запишите .
8. Конус вписан в шар. Радиус основания конуса равен радиусу шара. Объем конуса равен 6. Найдите объем шара. РИС4
РИС4 РИС5
9. Куб вписан в шар радиуса . Найдите объем куба. РИС5
Сам.раб.
10. Радиусы трех шаров равны 2, 12 и 16. Найдите радиус шара, объем которого равен сумме их объемов.
11. В куб с ребром 21 вписан шар. Найдите объем этого шара, деленный на .
12. Около куба с ребром описан шар. Найдите объем этого шара, деленный на .
13. Радиусы двух шаров равны 21 и 72. Найдите радиус шара, площадь поверхности которого равна сумме площадей их поверхностей.
14. Объем шара равен 18432 . Найдите площадь его поверхности, деленную на .
15. Вершина A куба со стороной является центром сферы, проходящей через точку . Найдите площадь S части сферы, содержащейся внутри куба. В ответе запишите величину .
16. Середина ребра куба со стороной является центром шара радиуса . Найдите площадь S части поверхности шара, лежащей внутри куба. В ответе запишите .
17. Конус вписан в шар. Радиус основания конуса равен радиусу шара. Объем конуса равен 2. Найдите объем шара.
18. Куб вписан в шар радиуса . Найдите объем куба.
|
|
Урок по геометрии в 11 классе «Различные способы решения стереометрических задач».
Урок по геометрии в 11 классе «Различные способы решения стереометрических задач».
Цель урока: создание условий для формирования навыка решения стереометрических задач различными способами.
Задачи урока:
способствовать развитию наглядно-образного мышления, внимания;
развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения;
воспитывать умение планировать свою работу, искать рациональные пути решения задач.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку
Комментарии: на уроке рассматриваются задачи ЕГЭ типа «С2», можно использовать данный материал для организации итогового повторения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Задачи части «С» Единого государственного экзамена по стереометрии в последнее время большей частью посвящены вычислению расстояний и углов в пространстве. Такие задачи часто встречаются в практике, поэтому им уделено особое внимание. Рассмотрим разные методы решения этих задач.
II. Актуализация знаний.
Что называется расстоянием от точки до прямой, между параллельными прямыми?
Что называется расстоянием от точки до плоскости?
III. Тренировочные упражнения.
Задача 1
В единичном кубе ABCDA₁B₁C₁D₁ найти расстояние от точки D₁ до прямой PQ, где P и Q – середины соответственно ребер A₁B₁ и BC.
Решение.
1 способ (поэтапно-вычислительный)
Пусть D₁H PQ, где HPQ, R — середина ребра AB. Найдем D₁H.
ΔBRQ — прямоугольный, QR=
ΔPQR — прямоугольный, PQ =
ΔDCQ — прямоугольный, DQ =
Δ D₁DQ- прямоугольный, D₁Q =
D₁P = DQ =
В треугольнике D₁PQ по теореме косинусов ; ; .
D₁H= D₁P
D₁H= = .
Ответ: .
2 способ (координатный).
Учитель задает вопрос: Как еще можно найти длины сторон в треугольнике D₁PQ?
Рассмотрим прямоугольную систему координат с началом в точке А.
Найдем координаты точек P(0; 0.5; 1), Q(0.5; 1;0), D₁(1;0;1), тогда
PQ = , D₁Q= , D₁P=
Далее решение аналогично 1 способу. В треугольнике D₁PQ по теореме косинусов ; ; .
D₁H= D₁P
D₁H= = .
Ответ: .
Задача 2
В единичном кубе ABCDA₁B₁C₁D₁ найдите расстояние от точки C₁ до плоскости AB₁C.
Решение.
1 способ (поэтапно-вычислительный)
Так как прямая A1C1 параллельна АС, то прямая A1C1 параллельна плоскости AB1C. Поэтому искомое расстояние h равно расстоянию от произвольной точки прямой A1C1 до плоскости AB1C. Например, расстояние от центра О1 квадрата A1B1C1D1 до плоскости AB1C равно h.
Пусть Е – основание перпендикуляра, опущенного из точки О1 на прямую В1О, где О – центр квадрата ABCD. Прямая О1Е лежит в плоскости ВВ1 D1 D, а прямая АС перпендикулярна этой плоскости. Поэтому О1ЕАС и О1Е – перпендикуляр к плоскости AB1C, а О1Е = h.
Так как В1О1 =, О1О = 1, то ОВ1 = .
SΔABC= О1Е В1О= В1О1 О1О или h, откуда h=.
Ответ: .
2 способ (метод объемов)
Рассмотрим пирамиду С1В1АС и найдем ее объем двумя способами.
V= SΔACC1 В1О1= SΔACB1 h; SΔACC1=; В1О1 =; SΔACB1=.
h=.
Ответ: .
3 способ (координатный)
Рассмотрим прямоугольную систему координат с началом в точке С
С(0;0;0), В1(1;0;1), А(1;1;0), С1(0;0;1). Составим уравнение плоскости. Проходящей через точки А, С и В1. Для этого подставим координаты этих точек в общее уравнение плоскости Ax + By +Cz + D = 0. Получим систему или
Отсюда находим уравнение Ax –Ay – Az = 0; x – y – z = 0
По формуле находим расстояние от С1 до плоскости AB1C:
d =
Ответ: .
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
В тетраэдре ABCD, все ребра которого равны 1, найдите расстояние от точки А до прямой, проходящей через точку В и середину ребра CD.
В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF, стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны 2, найдите расстояние от точки С до прямой SF.
В кубе ABCDA₁B₁C₁D₁, ребра которого равны 4, а точки E и F- середины ребер AB и B₁C₁ соответственно, а точка P расположена на ребре CD так, что CP = 3PD. Найдите расстояние от точки A₁ до плоскости треугольника EPF.
В правильной четырехугольной пирамиде PABCD с вершиной P сторона основания равна 3, высота 2. Найдите расстояние от вершины А до грани PCD.
Методическая разработка по геометрии (11 класс) по теме: Методическая разработка урока геометрии в 11 классе «Решение планиметрических задач из ЕГЭ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 10 городского округа Тольятти
Методическая разработка урока-пары геометрии
в 11 Б классе
Тема: Решение планиметрических задач из ЕГЭ.
Учитель математики МОУ школы № 10
Оськина Людмила Григорьевна
Проведён: 7.09.11
Тольятти 2011
Тип урока: Урок повторения изученного материала
Методы и приёмы ведения урока:
1) Мини – экзамен по теории, знания которой необходимы для решения
задач (групповая форма работы)
2) Самостоятельная работа (работа в парах, работа в трёх группах их 4-х человек)
3) Целевые установки учителя перед каждым этапом урока
Оборудование:
1) Классная доска,
2) карточки с условием задач (5 карточек каждой группе) (раздаточный материал)
3) Карточки – билеты с вопросами по теории (15 билетов) (раздаточный материал)
Цели урока:
- Обучающая: повторить ранее изученный материал (мини – экзамен по теории), за крепить знания, умения, навыки по изученным ранее темам настроить ребят на систематическую подготовку к ЕГЭ.
- Развивающая: развивать логическое и образное мышление, познавательный интерес учащихся к предмету.
- Воспитывающая: Воспитывать доброту, умение и желание помочь товарищу, формировать коммуникативные компетенции.
Задача урока.
- Проверить знания учащихся по теории 7-9 класса.
- Закрепить навыки решения планиметрических задач.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока (ребята должны знать: формулировки определений, теорем, содержащихся в билетах, с геометрической иллюстрацией и записью формул на доске. Уметь: решать и правильно оформлять решение задач ЕГЭ)
III. Мини-экзамен по теории, знание которой необходимо для решения 5 задач ЕГЭ.
Каждой группе (в классе 3 группы по 4 человека) даётся лист с формулами 15 вопросов к билетам и лист оценивания.
В течение 5-7 минут идёт обсуждение всех вопросов в группе.
Затем, капитан каждой группы вытягивает 5 билетов с номерами вопросов, и каждый член группы берёт себе по одному билету, капитану остаётся 2 билета.
Потом идёт опрос.
По окончанию опроса, каждая группа получает оценку по теории в зависимости от количества правильных ответов.
«5» — за 5 правильных ответов.
«4» — за 4 правильных ответа.
«3» — за 3 правильных ответа.
«2» — за 2 правильных ответа.
Ф.И. | Опрос уч-ся по теории (+;-) | Оценка группы по теории (2-5) | Решение 5 задач ЕГЭ (+;-) | Оценка за решения задач уч-ся | Оценка группы за решения задач | Оценка ученика за работу на уроке | Общая оценка группы |
В каждой группе лист оценивания.
Билеты по теории
- Определение трапеции, периметра трапеции.
- Определение биссектрисы угла.
- Теорема о накрест лежащих углах при параллельных прямых и секущей.
- Определение равнобедренного треугольника (свойства равнобедренного треугольника).
- Определение ромба.
- Свойства диагоналей ромба.
- Теорема Пифагора.
- Формула D и корней квадратного уравнения.
- Определение прямоугольной трапеции.
- Где расположен центр описанной около прямоугольного треугольника окружности.
- Определение sin, cos острого угла прямоугольного треугольника.
- Формула площади прямоугольного треугольника через катеты.
- Формула тригонометрии sin2α=2sinα·cosα.
- Свойство высоты прямоугольного треугольника, опущенной из вершины прямого угла.
- Формула для вычисления (формулы) площади трапеции.
IV. Решение 5 задач ЕГЭ в группах.
Тексты 5 задач по планиметрии даются в каждую группу в виде 5 карточек.
Критерии оценок, как и при опросе по теории.
Ребята работают в парах и могут совещаться, решая задачи со всеми членами группы.
Нужно решить как можно больше задач. Решённые в группе задачи должны быть оформлены у каждого члена группы.
Тексты задач ЕГЭ по планиметрии
№ 1п. В равнобокой трапеции средняя линия равна 5 см, а большее основание на 18 см меньше её периметра. Найдите периметр трапеции, если её диагональ делит тупой угол пополам.
Ответ:[26 см]
№ 2п. Разность диагоналей ромба равна 10 см, а его периметр 100 см. Найдите сумму диагоналей ромба.
Ответ:[70 см]
№ 3п. В прямоугольной трапеции боковые стороны равны 8 см и 10 см. Чему равно её большее основание, если меньшее основание равно 10 см.
Ответ:[16 см]
№ 4п. Медиана СМ, проведённая из вершины прямого угла С треугольника АВС, равна 6. Найдите площадь треугольника, если один из его углов равен 15°.
Ответ:[18]
№ 5. В равнобокой трапеции диагонали перпендикулярны боковым сторонам. Чему равна площадь этой трапеции, если её основания равны 36 см 60 см?
Ответ:[1152 см2]
Критерии оценок:
4-5 задач “5”
3 задачи “4”
2 задачи “3”
0-1 задача “2”
Решение задач №1 — №5
№1
Дано: ABCD – равнобедренная трапеция
m = 5см (средняя линия трапеции)
AD ABCD на 18см
АС – диагональ трапеции
ВСА = DCA
Найти: РABCD
Решение:
- ВСА = DCA (по условию, т.к. АС – биссектриса BCD)
ВСА = CAD (как накрест лежащие при параллельных прямых BC, AD и секущей АС)
Значит, CAD = DCA. Поэтому, ACD – равнобедренный (AD = CD)
- Пусть AD = CD = AB = x,
ВС = у, тогда по условию задачи
х + у = 10
3х + у – х = 18
у = 10 – х
3х + 10 – х – х = 18
х + 10 = 18
х = 8
х = 8
у = 2
х = 8, у = 2 – решение системы уравнений.
- Р = 3х + у = 3*8 + 2 = 26 (см)
Ответ: 26 см
№2
Дано: ABCD – ромб
АС – BD = 10см
РABCD = 100см
Найти: AC + BD.
Решение:
- По свойству диагоналей ромба О – середина AC и BD и BDAC.
- Пусть OC=y ; OD=x , то 2y — 2x=10 y-x=5 y=5+x (1)
- По теореме Пифагора для COD: x2+y2=625 (2)
- Составим и решим систему уравнений:
y=5+x y = 5+x
x2 + y2=625 x2 + (5+x)2=625
x2 +25 +10x +x2=625
2×2 +10x – 600 =0 :2
X2+5X-300=0
D=25+1200=1225 >0, 2 корня
x =
x1 = -20 ; x2 = 15
x = -20 – не удовлетворяет условию задачи, тогда
x = 15 OC = 20см AC = 40 см
y = 20, т.е. OD = 15см BD = 30 см
AC + BD = 70 см
Ответ: 70 см
№3
Дано: ABCD – трапеция
BA = 8см; CD = 10; DC = 10 Найти: AD |
Решение:
1) В трапеции проведём высоту СК; ABCK — прямоугольник, тогда по свойству противоположных сторон прямоугольника AK= BC = 10см
2) По теореме Пифагора из треугольника CKD: KD = см
Поэтому AD = AK + KD = 10 + 6 = 16 см
№ 4
Дано: В ABC C = 900
CM = 6 (медиана треугольника)
B = 150
Найти S abc
Решение:
1) По теореме точка М – центр описанной около ABC окружности, CM – радиус этой окружности. Значит, AB = 12 см.
2) Найдём катеты AC и BC: BC = AB cos150
AC = AB sin150
3) S abc = (см2)
Ответ: 18 см2
№ 5
Дано:
ABCD – трапеция
AB = CD
ACCD
BDAB
BC = 36 см
AD = 60 см
Найти: SABCD
Решение:
- Проведём высоты трапеции CK и BE.
- В прямоугольном треугольнике ACD по свойству (см) (AE=DK=(60-36):2=12)
- SABCD= (см2)
Ответ: 1152см2.
V. Разбор задач у доски
К доске вызывается любой ученик из группы для решения задачи у доски, если задача в группе решена.
Ответ ученика влияет на оценку группы.
Ребятами ставится оценка каждому за работу на уроке, в зависимости от его вклада в решение задач и ответ по теории.
VI. Подведение итогов урока
(Оценка работы уч-ся в группах с комментариями и выставлением в журнал и дневники).
VII. Домашнее задание
В-11 из варианта 3; 4
Варианты из сборника ЕГЭ 2006-2007 Москва “Просвещение” (контрольные измерительные материалы)