задание 16
- Главная
- Изложения
- Форум
- 460 сочинений для ЕГЭ
- Выпускное 2018
- Общие материалы
- Человек и общество
- Смелость и трусость
- Верность и измена
- Цели и средства
- Равнодушие и отзывчивость
- Выпускное 2017
- Общие материалы
- Дружба и вражда
- Победа и поражение
- Разум и чувства
- Опыт и ошибки
- Честь и бесчестье
- Выпускное 2016
- Время
- Путь
- Дом
- Любовь
- Год литературы в России
- Выпускное 2015
- «Недаром помнит вся Россия…»
- Вопросы, заданные человечеству войной
- Человек и природа в отечественной и мировой литературе
- Спор поколений: вместе и врозь
- Чем люди живы?
- Нравственная проблематика
- Отцы и дети. Проблемы молодежи
- Любовь к Родине, женщине. Ревность
- О культуре, искусстве, науке…
- О природе, животных
- О войне
- Выпускное 2018
- Для учеников
- ЕГЭ по русскому языку
- ЕГЭ 2020
- ЕГЭ 2019
- ЕГЭ 2019. Задание 25
- Демоверсия
- Тесты 2017
- Консультации
- Устное собеседование 2019
- ЕГЭ по литературе
- Демоверсия
- Тесты
- Консультации
- Выполнение заданий части В
- Выполнение заданий части С (сочинения)
- Традиционные сочинения
- ВЫПУСКНОЕ 2020
- ОГЭ (для 9 классов)
- Уроки ГИА
- Демоверсия
- Консультации
- Сочинения, ГИА
- Выполнение заданий части А
- Выполнение заданий части В
- Выполнение заданий части С
- Сочинения на морально-этическую тему
- Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
- Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
- Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
- Презентация: Советы по написанию сочинения
- C2 — 2013. Презентации
- 15.2 — сочинение 2018
- 15.3 — сочинение 2018
- 15.2 — сочинение 2017
- 15.3 — сочинение 2017
- Сочинения 2016 года
- Сочинения 2016 года (15.2)
- Сочинения 2016 года (15.3)
- УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)
- ОГЭ по литературе
- ОГЭ 2020 года
- ЕГЭ по русскому языку
- 700 cочинений ОГЭ
- Сочинение 2017 года
- Сочинение 15.2 (2017)
- Сочинение 15.3 (2017)
- Сочинения 2016 года
- сочинение 15.2 (2016)
- Сочинение 15.3 (2016)
- Сочинение 2017 года
Алгоритм выполнения заданий 15-16 ЕГЭ по литературе
Алгоритм выполнения заданий 15-16 ЕГЭ по литературе
Образцы ответов (задания с развёрнутым ответом 15,16)
(лирическое произведение)
Композиция ответа на задание 15.
1. Тезис-ответ.
2. Истолкование тезиса (То есть… Это значит… Я имею в виду… Обращает на себя внимание…)
3. Разворачивание тезиса (Почему я так думаю?)
4. Иллюстрация тезиса (Что я вижу в тексте? Обратимся к тексту… Так… Например… )
5. Вывод.
15.Почему стихотворение «Море» В.А. Жуковского можно назвать философским?
«Море» В.А. Жуковского можно отнести к философской лирике, так как автор затрагивает в нём мировоззренческие проблемы.
Во-первых, это осмысление человеком собственного бытия, внутреннего мира. «Бездна» моря сопоставляется с лирическим «я». Для Жуковского это две равноправные стихии, в то же время предстающие как одно целое.
Во-вторых, это вечная проблема стремления к идеалу, раскрывающаяся посредством введения романтического двоемирия в стихотворение. Как море «тянет из земныя неволи» небо, так и человек желает достичь своего абсолюта.
В-третьих, это вечная проблема добра и зла. Поэт противопоставляет «лазурному морю» «враждебную мглу». Но побеждают «светлые силы», и «тучи уходят».
Как видим, данное стихотворение можно причислить к философской лирике.
15. (по стихотворению А.С. Пушкина «На холмах Грузии…»)
Каковы функции пейзажной зарисовки, которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви?
При помощи пейзажа в стихотворении А.С. Пушкина создаётся эмоциональный фон, на котором изображаются переживания лирического героя.
Зарисовкой ночной природы предваряются грустные и одновременно светлые размышления героя о любви, о возлюбленной, которая, по-видимому, отдалена от него пространством или временем.
Герой наблюдает, как опустилась мгла на горную реку Арагву, слушает шум реки и предаётся воспоминаниям.
Обращает на себя внимание рифма мгла-светла: она словно подчёркивает, что сквозь ночную тьму пробиваются слабые проблески света (может быть, блики от воды) – и именно поэтому выбрано слово «мгла», а не «тьма». Шум Арагвы нарушает ночную тишину (что подчёркнуто звукописью: «шумит Арагва предо мною») – и тем самым вновь направляет внимание читателя на сочетание противоположных явлений. Аналогичное сочетание противоположностей характеризует и чувства лирического героя, описанные эпитетами: ему «грустно и легко», его «печаль светла».
Итак, автор используя в палитре короткой пейзажной зарисовки разнородные краски, показал, что воспоминанию о любви присущи сложные, смешанные чувства: как тишина ночи заполнена звуками горного потока, так и уныние побеждается радостью непреходящего чувства («сердце вновь горит и любит»).
15. (по стихотворению А.С. Пушкина «Анчар»)
Как в стихотворении А.С.Пушкина соотносятся два содержательных пласта: мир природы и мир человека?
Мир природы (описание анчара) и мир человека (рассказ о гибели раба) в стихотворении соотносятся по смыслу и композиционно, выражая авторскую идею.
Анчар в стихотворении представлен как древо зла, несущее смерть всему живому. Даже тигр, образ которого может воплощать угрозу и зло, «нейдёт» к анчару. Однако природа будто изолирует анчара от живого мира и не допускает к «грозному часовому» его обитателей. Такова идея первой части стихотворения.
На фоне пустынного пейзажа и неотделимого от него анчара во много раз усиливается впечатление от описанной во второй части хладнокровной и презрительной жестокости, с которой «человека человек/ Послал к анчару властным взглядом». Так, из-за бессердечности одного человека несчастный раб не только погибает сам, но и становится соучастником в совершении дел, ведь «непобедимый владыка» идёт с ядовитыми стрелами на другие племена.
Возможно, автор хотел показать: то, что принято считать злом в могущественной природе, несоотносимо и несравнимо с тем злом, которое совершает человек.
15.Как раскрывается традиционная для Лермонтова тема одиночества в стихотворении «Из-под таинственной холодной полумаски…»?
В этом стихотворении традиционная для Лермонтова тема одиночества раскрывается необычно: здесь нет слов «один» или «одинокий», как в стихотворениях «Парус» или «Выхожу один я на дорогу…». Об одиночестве лирического героя мы догадываемся, благодаря форме лирического стихотворения.
Композиционно оно делится на две части: в первой описаны «лёгкие признаки» «красавицы» и момент встречи с ней, вторая часть относит нас к настоящему лирического героя. Анафора «И» позволяет нам понять, что он всё ещё живёт той встречей. Глаголы в первых двух строфах употребляются в прошедшем времени («звучал», «светили», «улыбалися», «видел»), что говорит о недолговечности, мимолётности счастья лирического героя. Сейчас же он любит лишь плод своего воображения – «бесплотное виденье», значит, больше ему любить некого и он одинок.
Сравнение «голос твой …отрадный, как мечта» даёт нам понимание того, что герой привык любить мечту больше, чем реальность. Высший комплимент – сравнение с мечтой – говорит нам опять же о его одиночестве. Аллитерация на шипящие в 4-ой строфе позволяет нам услышать шёпот. Если это разговор лирического героя с самим собой, то становится ясно, насколько он одинок.
В этом стихотворении звучит мотив одиночества, свойственный лирике Лермонтова. Но здесь мечта помогает лирическому герою примириться с несовершенством мира.
Композиция ответа на задание 16 (сопоставительное)
1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:
дать два произведения и назвать двух авторов.
2. Позиция сопоставления №1:
– обоснование
– сопоставление.
3. Позиция сопоставления №2:
– обоснование
– сопоставление.
Сопоставление:
Что сближает и чем отличаются:
– тематически
– сюжетно
– композиционно
– с точки зрения значения образов
– с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств
– с точки зрения авторского отношения.
Обоснование
Анализ привлекаемого текста с точки зрения:
– темы, сюжетных линий
– авторской позиции
– особенностей образов, функций этих образов
– используемых автором изобразительно-выразительных средств
– композиции
– обращения к какому-либо жанру.
Например:
1. К проблеме, поднятой N, обращались такие поэты, как … в произведении … и … в произведении ….
2. … (первый) использует … приёмы, показывая … (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает … (что? каким образом? – точечная цитата). Однако, в отличие от N, который … (что?), первый … (что делает?).
3. В центре внимания … (второго) – … (что? и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? – точечная цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое …(какое?), эмоции второго … (какие? в каких словах они выражены? – точечная цитата).
16.В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски…»?
Столкновение мечты и реальности показано в произведениях А. Блока «Незнакомка» и М.Ю. Лермонтова «На севере диком…».
В стихотворении Блока образ незнакомки двойственен: с одной стороны, это реальная девушка, с другой – она как будто находится в потустороннем, нереальном мире, меняя окружающую её среду своим появлением. Лирический герой и сам до конца не уверен в том, что представляется его взору: одинокая посетительница ресторана или удивительное видение, плод его мечты, чьи «синие очи цветут на дальнем берегу». В этом стихотворении, как и в стихотворении Лермонтова, показан лирический герой, который живёт в реальном мире, но самые яркие проявления душевной жизни которого связаны с миром мечты, фантазии.
В стихотворении Лермонтова «На севере диком…» тема столкновения мечты и реальности также присутствует и сопровождается темой одиночества:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
Чем суровее зима, окружающая эту сосну, тем ярче на этом безжизненном фоне выглядит её сон о прекрасной пальме. Основу композиции этого стихотворения, как и стихотворения «Из-под таинственной холодной полумаски…», составляет контраст. Образ, рождённый фантазией, в обоих случаях притягателен, но недостижим в реальности.
16. (по стихотворению Ф.И. Тютчева «Silentium!»)
В каких произведениях русских поэтов развивается тема «мук немоты» и в чём сходство и различие с тютчевским стихотворением?
Тема «мук немоты» развивается в таких стихотворениях, как «Невыразимое» В.А. Жуковского и «Silentium» О.Э. Мандельштама. Для сопоставления выбраны данные стихотворения, так как они наглядно демонстрируют не только сходство с «Silentium!» Тютчева, но и различие.
Как в стихотворении Тютчева, так и в «Невыразимом» Жуковского лирический герой говорит о бедности языка, его неспособности в точности передать человеческие ощущения. «Но льзя ли в мертвое живое передать?» – таким вопросом задаётся герой. Живое для него – не сама природа, ведь найдётся много слов для выражения её «блестящей красоты», но те чувства, что она рождает в душе человека, а мёртвое – язык, пытающийся всему дать название. В «Silentium!» Тютчева сокровенными для лирического героя также являются чувства, формирующиеся в «душевной глубине». В результате оба лирических героя приходят к выводу, что ничто не может так передать состояние души человеческой, как молчание.
Стихотворения Мандельштама и Тютчева имеют одинаковые названия «Silentium», что с латинского переводится как молчание. Но поэты в него вкладывают разный смысл. У Тютчева немота – это то, что сохраняет «мир таинственно-волшебных дум» неприкосновенным. У Мандельштама речь идёт о немоте первоначальной – состоянии мира до того, как появилось слово, потому и лексика используется возвышенная. Различие заключается также в том, что «наружный шум» у Тютчева противопоставляется «жизни в себе самом», а у Мандельштама нет разделения на мир внешний и внутренний, всё находится в единстве и гармонии.
Итак, тема «мук немоты» у каждого поэта раскрывается по-своему: Тютчев и Жуковский близки в понимании молчания, как средства сохранить чувства, а для Мандельштама немота – состояние мира вообще.
16. В каких еще произведениях русской лирики мы видим аналогичный сюжет (Фет «Сияла ночь…») и как их можно сопоставить?
Аналогичные сюжеты присутствуют в стихотворении Тютчева «К.Б.» и стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».
Эти стихотворения выбраны для сопоставления, потому что они повествуют о любви, пронесённой через разлуку, и возродившей жизнь в лирических героях: «А жизни нет конца»; «И для него воскресли вновь…/ И жизнь, и слезы, и любовь»; «Тут жизнь заговорила вновь».
Для Тютчева, как и для Фета любовь есть чувство «музыкальное». Только для первого это внутренние звуки, а для второго – реальное пение, «рыдающие звуки».
И надо сказать, что Фет прежде всего «слышит» свою возлюбленную, а у Тютчева и Пушкина это, главным образом, зрительное впечатление: «мимолётное виденье»; «смотрю на милые черты».
О времени, проведённом без любви, каждый лирический герой упоминает по-своему. Для лирического героя Пушкина оно длится дольше всех и занимает в описании две строфы. Фет же уместил свою разлуку в одну строчку: «И много лет прошло, томительных и скучных», как бы желая поскорее забыть эти годы. А Тютчев проводит ряд сравнений: «Как после вековой разлуки», «Как поздней осени порою/ Бывают дни…/ Когда повеет вдруг весною», передавая своё субъективное ощущение возраста и времени. И если для Фета важно показать свою импрессию чувств, мгновение любви, то Пушкин изображает свою любовь более философски.
Разбор задания №16 ЕГЭ по литературе
Сравнение и анализ прозы
В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов. В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» — можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.
Система оценок
За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:
4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.
Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.
Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе
Первый вариант задания
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?
В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» — в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».
Второй вариант задания
В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.
Третий вариант задания
В каких произведениях русских поэтов звучит тема творчества и в чём эти произведения созвучны стихотворению Д. С. Самойлова?
Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.
Скачать PDFРаспечататьТема | Автор | Произведение |
Дружба | А.Пушкин | «19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам» «Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил» Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный» |
Б.Окуджава | «Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке» | |
В.Высоцкий | «Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него» | |
Свобода | А.Пушкин | Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!» «К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов» «Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора» |
М.Лермонтов | «Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня» «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе) | |
Любовь | А.Пушкин | «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***). |
Ф.Тютчев | Любовь — максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» («Предопределение») | |
А.Фет | Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье» — 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете. | |
В.Маяковский | «Лиличка!» — взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину. | |
А.Ахматова | Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. | |
М.Лермонтов | «Молитва»- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную. | |
Природа | А.Пушкин | «Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» — пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта. |
Ф. Тютчев | Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ) «И гам лесной, и шум нагорный— Все вторит весело громам!» «Весенняя гроза» Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере: «Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья». Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!») | |
А.Фет | Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья. «И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаешь, Так слитно в глубине заветной Все мирозданье ты найдешь.» «Добро и зло» Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром: «Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Рассказать, что лес проснутся. Весь проснулся, веткой каждой. Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой» «Я пришел к тебе с приветом» | |
Б.Пастернак | Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств. Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы: «И белому, мертвому царству, Бросавшему мысленно в дрожь. Я тихо шепчу: «Благодарствуй! Ты больше, чем просят, даешь». «Иней» | |
М.Лермонтов | «Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы | |
Одиночество | М.Лермонтов | «И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей — «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус» |
В.Маяковский | Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» — поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора: «Деточка Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь» Также поднимается тема поэта и толпы : «Смеялся Кузнецкий, Лишь один я Голос не вмешивал в вой ему» | |
М.Цветаева | «Тоска по родине! Давно…» | |
Изгнание | М.Лермонтов | «Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою. |
Ф.Тютчев | «Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня» | |
Н.Некрасов | «Кому на Руси жить хорошо» | |
Творчество | А.Фет | Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души «Не знаю сам, что буду Петь — но только песня зреет» «Я пришел к тебе с приветом» |
Б.Пастернак | Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать») Высшая сложность жизни — простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст: «Во всем мне хочется Дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. Все время схватывая нить Судеб, событий. Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.» Связь поэта и времени в ст. «Ночь»: «Не спи, не спи художник, Не предавайся сну, Ты вечности заложник У времени в плену» | |
М.Цветаева | Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они: «Я знаю: наш дар неравен, Мой голос впервые – тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих!» «Никто ничего не отнял» | |
Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта | М.Лермонтов | «Смерть поэта», «Поэт» — тема поэта и толпы «Но скучен нам простой и годный твой язык Нас тешат блестки и обманы» |
А.Пушкин | «Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт» | |
Н.Некрасов | Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков». Поэт не отделяется от толпы: «Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа» «Зачем меня на части рвете?» | |
А.Фет | Истинная поэзия — это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира: «Дать жизни вздох, Дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, о чем я зык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец- Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак, и венец!» «Одним толчком согнать ладью живую» | |
В.Маяковский | В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности: «Светить всегда! Светить везде! До дней последних донца» «Невероятное приключение…» Возможности искусства безграничны («Рифма поэта — и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» — ст. «Разговор с фининспектором о поэзии») Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» — участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко» | |
А.Твардовский | «Вся суть в одном — единственном завете» Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу. «О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу» | |
Родина | М.Лермонтов | «Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам» |
А.Блок | В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа — землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю» В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством. В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины. Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» — цикл ст., в которых поэт обращается к истории. В ст. «Грешить бесстыдно,беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь: «Да и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне» Ст. «Коршун» | |
С.Есенин | В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России: «Но люблю тебя, родина кроткая, А за что, разгадать не могу» В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая» «Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!» Ст. «Гой ты, Русь моя родная»: «Если крикнет Рать святая: «Кинь ты все, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!»» Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги» | |
Ф.Тютчев | «Умом Россию не понять» | |
Философская лирика | А.Фет | Сожалеет о быстротечности жизни: «Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет, и плачет, уходя…» «Далекий друг» |
А.Фет | Искусство — вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой: «Жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой» | |
М.Цветаева | В ст. «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле: «Другие всей плотью во плоти блуждают, Из уст пересохших дыханье глотают… А я руки настежь!- застыла – столбняк! Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!» | |
М.Лермонтов | «Парус» — смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» — проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы». | |
Б.Пастернак | «Снег идет» — быстротечность жизни | |
Гражданская лирика | Н.Некрасов | Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений» |
А.Ахматова | В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов: «Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной, Не осквернился скорбный дух» «Мне голос был» Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо: «А здесь, в глухом чаду пожара, Остаток юности губя, Мы ни единого удара/span> Не отклонили от себя» «Не с теми я, кто бросил землю» В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!» | |
А.Пушкин | «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» | |
Сатира | В.Маяковский | Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры — мещанство и бюрократизм. В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал. В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников — бюрократов. Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп». |
Нравы дворян | Фонвизин «Недоросль» Гоголь «Мертвые души» Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один….» Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» | |
Нравы чиновников | Гоголь «Ревизор» Маяковский «Прозаседавшиеся» Булгаков «Мастер и Маргарита» Пушкин «Капитанская дочка» | |
Народ | Н.Некрасов | «Я лиру посвятил народу своему» — элегия «Тройка» — страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью. «Размышления у парадного подъезда» — обращение к народу: «Где народ. Там и стон….Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил…» Ст. «Железная дорога» |
Готовимся к ЕГЭ по литературе. Задание 16 (С4). Сравнительный анализ стихотворений
Итак, совсем скоро начнётся пора сдачи экзаменов. Одними из первых в бой пойдут будущие журналисты и лингвисты, педагоги и артисты – те, кто выбрал для сдачи литературу. Напоминаем: на досрочном этапе экзамен по литературе будет 20 марта, а в основной период – 27 мая. Времени всё меньше и меньше, нервная дрожь всё сильнее и сильнее, знания и уверенность куда-то улетучиваются… Словом, процесс идёт. Как обычно. Попробуем ещё раз сфокусироваться на решении важных задач.
Василий Михайлович расскажет о наиболее трудном, как показывает практика, задании – сопоставить по аналогии или контрасту несколько тематически объединённых стихотворений русских поэтов.
Начнём с объединения
Ещё в самом начале подготовки к ЕГЭ по литературе мы говорили о необходимости рутинной ежедневной работы. Как там у Тютчева? «Мысль изреченная есть ложь»? Говорили, проходили… С чем пришли-то? Знаете десяток-другой строчек из стихотворений, указанных в пресловутом «Кодификаторе»? Тематически объединяете хоть что-то? Замечательно!
Хотелось бы, конечно, большего. В идеале надо знать наизусть всё, что учили по программе. Нет привычки запоминать надолго? Жаль. Надеюсь, хоть до экзамена дотянете? Не разбазарите накопленный запас понятого, прочитанного и выученного?
Если вы всё ещё не завели привычку заучивать, записывать и группировать стихи по темам, начните сейчас. Откройте настольную книгу сдающего ЕГЭ – «Кодификатор» — и найдите все рекомендованные для подготовки стихи (Державина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока, Есенина, Маяковского, Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Цветаевой и Твардовского). Пусть они будут у вас всегда под рукой. Либо на компьютере в электронном виде. Либо на бумаге.
Повторяйте выученное. Учите ещё. Цитирование в задании 16 ЕГЭ обязательно. Это не проза, которую можно пересказать. События в лирических произведениях есть не всегда. Выученные фрагменты будут вам отличным подспорьем во время написания мини-сочинения.
Если вы используете предложенную ранее методику карточек или стикеров для запоминания или заполняете тематическую таблицу, вам будет легче. Вы просто продолжаете делать то, что привыкли делать. Если же вас неожиданно осенило желание начать готовиться к экзамену по литературе, трезво оцените свои силы. Что прочитано? Что выучено? Понятны ли основные литературоведческие термины? Ничего не прочитано, не выучено, не понято? Тут только остаётся дать слово Муравью из басни И.А.Крылова: «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!». Хотя, как говорится, учиться никогда не поздно. Забудьте про важность внеклассных мероприятий, досуга. Они от вас никуда не денутся, а вот растраченное впустую время не вернуть. Уступив стихийному потоку хоть на пядь, вы будете всё больше и больше отдаляться от намеченного. Лень, безалаберность и неверная расстановка приоритетов в конце концов лишат вас свободы выбора. Навсегда. Не упустите свой шанс!
Вернёмся к объединению. Что и как объединять? Ещё раз обобщим.
Вот основные темы лирики: любовь и дружба, свобода и ответственность, природа и мировосприятие, назначение искусства и поэзии. Различают гражданскую и вольнолюбивую, интимную и философскую, пейзажную и патриотическую лирику. У одних поэтов «судьба и Родина едины». У других мир природы и внутренних переживаний нераздельны. Вспоминайте особенности лирики того или иного поэта и используйте их как при предварительной группировке, так и во время анализа.
В чём вопрос!
Внимательно читайте вопросы и задания! Надо ли привлекать для сопоставления стихи поэтов определённой эпохи? Или, может, сопоставительный анализ сужается до нахождения сходных тем, мотивов, образов? Всё важно. В том числе ещё раз перечитать то стихотворение, которое вы уже проанализировали в задании №15. Часто вопросы пятнадцатого и шестнадцатого заданий предлагают посмотреть на произведение с разных сторон. Будьте внимательны!
Вот, например, задания EDC99F ФИПИ:
Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения «Поёт зима – аукает…»?
И
В каких произведениях русских поэтов созданы картины зимы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением С.А. Есенина «Поёт зима – аукает…»?
В задании №15 надо анализировать чувства лирического героя, а в шестнадцатом надо сделать упор на картинах зимы. И, хотя особенности мироощущения разных лирических героев по-прежнему будут в центре нашего внимания, понадобится сузить тематику до зимних пейзажей.
К счастью, о зиме много прекрасных, запоминающихся стихотворений. Хотя бы «Зимний вечер» или «Зимнее утро» А.С.Пушкина. Или целый пласт зимней лирики у Б.Л.Пастернака: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Зимняя ночь», «Снег идёт», «Иней» и др.
Что-то из перечисленного знакомо: «Мороз и солнце; день чудесный!» («Зимнее утро» А.Пушкина), «Свеча горела на столе, свеча горела» («Зимняя ночь» Б.Пастернака)? Если да, то нечего и думать: надо брать! Ещё что-нибудь надо? Например, вот это: «Однажды, в студёную зимнюю пору…» Да, это не совсем лирика. Это отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Несколько советов
Вернёмся к заданию.
Внимательно прочитали вопрос.
Перечитали стихотворение.
Вспомнили строчки из стихотворений по теме, указанной в вопросе.
Вспомнили их названия и авторов.
Подумали, как связать их с вопросом и проанализированным стихотворением.
Вспомнили основные особенности лирики анализируемых поэтов.
Составили план своего развёрнутого ответа. Не забываем, что это мини-сочинение представляет собой рассуждение со всеми вытекающими: тезисами, доказательствами и выводом.
Написали, проверили текст.
Всё. При переписывании можно что-то вспомнить, дописать. Естественно, не забываем указать номер вопроса. Да и сам вопрос во избежание путаницы не ленитесь записать.
Цитировать стихотворные строчки можно по обычным правилам постановки знаков препинания при прямой речи. Например, так:
В стихотворении «Пророк» А.С.Пушкин пишет: «Как труп в пустыне я лежал…»
Однако несколько строк лучше цитировать без кавычек:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы, –
Так поэт описывает удивительный процесс перерождения человека в пророка.
Грамотность на этом экзамене не проверяется, однако эксперты, безусловно, учтут её наличие или отсутствие. К тому же правильное цитирование устранит двусмысленность и продемонстрирует ваше знание предмета.
Каким должен быть объём развёрнутого ответа? Оптимальным! Кому-то достаточно пяти предложений. Кому-то недостаточно десяти. Вы должны ответить на вопрос, не забывая про критерии оценивания задания. На кону 10 баллов, так что надо постараться.
Будьте внимательны при цитировании и написании инициалов и фамилии поэта!
Не искажайте авторскую позицию!
Пробуйте, тренируйтесь, пишите больше! Чем больше вы напишете до экзамена, тем легче и лучше его сдадите!
Естественно, ваши работы должен проверить специалист. Обращайтесь за помощью к учителям и репетиторам.
Всё у вас получится! Удачи!
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
некоторые темы и особенности их раскрытия у основных поэтов. Часть первая. Тема любви
В прошлой статье наш любимый преподаватель русского языка и литературы Василий Михайлович уже разбирал, как работать над заданием №16 (сопоставление по сходству или различиям стихотворений). Предлагаем вам разобраться в теме более детально.
Тема любви – это, пожалуй, самая важная тема как для поэтов, так и для читателей. Любовь для каждого человека – сугубо личное чувство. Однако при всей индивидуальности есть и общие принципы. Главные из которых – адресность, автобиографичность, экспрессия.
У Пушкина любовь – прекрасное чувство. Это божественный дар, чудо: «Я помню чудное мгновенье…». Отсюда и чувство благодарности к любимой и Богу за возможность любить: «… дай вам Бог любимой быть другим». Тема любви часто перекликается с темой природы («Зимнее утро», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»).
У Лермонтова любовь трагична. Неразделённые, отвергнутые чувства, обман и непонятость преследуют поэта. Лирический герой ищет и не находит идеал. Вот он, идеал, кажется, рядом, выглядывает «из-под таинственной, холодной полумаски». Но приглядевшись, поэт с горечью констатирует: «Нет, не тебя так пылко я люблю…». И вновь одиночество и грусть.
У Тютчева два основных адресата любовной поэзии: Амалия Крюденер и Елена Денисьева. Запретная, разрушительная, роковая страсть в обоих случаях: «О, как убийственно мы любим». В то же время любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом, согревает душу воспоминаниями. Трагедия, возвышенные чувства, очищающие душу воспоминания.
У Некрасова любовная тема, пожалуй, наиболее интересна. Певец страданий народа и внутренней и внешней красоты русских женщин в своей интимной лирике избегает пафосности. Чувства лирического героя просты и понятны каждому. Адресаты любовной лирики лишены нимба, ореола божественности. Женщина у Некрасова не только объект пылающей страсти, но и понимающий друг, интересный собеседник. С женщиной можно говорить не только о чувствах! Это настоящее открытие в лирике. И совсем не случайно, что его сделал поэт, воспевший не только красоту, но и величие души русской женщины, силу её характера. Вспомните его замечательные поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо» и великолепные женские образы.
У Фета тема любви неразрывно связана с темой природы. Лирический герой вместе с природой пробуждается, радуется жизни, полной любви. Но не забываем, что большинство стихов о любви Фета адресовано к трагически погибшей Марии Лазич. «Я пронесу твой свет чрез жизнь земную…» обещает своей умершей подруге поэт. «Ты отстрадала, я ещё страдаю…» – вновь и вновь обращается он к её призраку. «И цели нет иной», как любить и петь о любви.
У Блока тема любви пропитана символами, мистикой. Любимая женщина – прекрасная незнакомка, воплощение вечной женственности. Та красота, которая призвана спасти мир. И при всей философской обобщённости и символической собирательности образа это всё-таки реальная женщина – жена поэта, Любовь Дмитриевна Менделеева.
У Есенина любовная лирика разнообразна. Подруг и жён у поэта было тоже много: Анна Изряднова и Зинаида Райх, Айседора Дункан и Софья Толстая, Галина Бениславская и Надежда Вольпин. Хулиган и повеса, проникновенный лирик и мудрый философ, этот патриот России и рязанского края создал немало женских образов в своих произведениях: персиянка Шаганэ и дворянка Анна Снегина – одни из самых запоминающихся. Любовь к женщине лирический герой постоянно делит – то с любовью к Родине, то с пристрастием к пьянству, то с любовью к матери. Да, чувство к любимой женщине у Есенина и плотское, и возвышенное, и сыновнее одновременно.
У Маяковского бунтарство, революционность, эпатаж, противопоставление прекрасного мира мечты безобразному быту вплавлено и в любовную лирику. Для выражения запредельных эмоций, нечеловеческой страсти, любовных мук поэт использует оригинальные рифмы и яркие, неожиданные художественные средства. Лирический герой Маяковского очень умён, он даёт точные, ёмкие, яркие характеристики многим людям и явлениям жизни. Но в любви рассудок уступает место чувствам, страстям. И вот уже пройдены оставшиеся до безумия шаги. «Я ж навек любовью ранен…» – говорит о себе лирический герой, ревнующий любимую к Копернику. А любимой Лиличке он заявляет: «Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб». Но сквозь показную витиеватость, декламаторство, позёрство, усмешки, похожие на волчий оскал, мы видим, что любовь для «агитатора, горлана, главаря» не пустой звук, а что-то очень важное, личное. И ею рождена яркость его таланта.
У Ахматовой тоже много масок. Театральность и пронзительная интимность, сокровенность сосуществуют в лирике Анны Великой русской литературы. Она может и по-женски преувеличить недостатки того, кого разлюбила. Например, однажды она написала: «Муж хлестал меня узорчатым, вдвое сложенным ремнём». И многие поверили, что Николай Гумилёв бил её на самом деле. Очень сложно различить реальность и вымысел. Пожалуй, своей загадочностью Ахматова выделяется среди других поэтов, чья любовная лирика имела конкретных адресатов. До сих пор не доказано, кого именно любила Анна Горенко. Проникновенный лиризм, детализированность чувств и их обстоятельств, как правило, рассматриваются отстранённо, но фотографически чётко. Характерный пример – стихотворение «Песня последней встречи».
А вот у Цветаевой, несмотря на меньшее, чем у Ахматовой, количество романов с продолжением, внутренние чувства на виду. Правда, в стихах. Поэтесса часто влюбляется, внутренне раскаляясь до предела. Адресаты многочисленны и разнообразны: от Пушкина и Стеньки Разина до реальных современников. Вот только до продолжения не доходит. У Ахматовой любовь – разрыв. У Цветаевой любовь – неначавшийся роман. У Ахматовой воспоминания о чувствах. У Цветаевой – чувства в сиюминутном состоянии. Всегда – с недосказанностью, обречённостью. И потому что до любимого не дотянуться ничем, кроме сердца. И потому, что финал неизбежен: разлюбит. Отсюда страшный вывод: «Где отступается Любовь, там подступает Смерть-садовница».
Для Пастернака нет ничего важнее любви. Это мы знаем и из его стихов, и по роману «Доктор Живаго», в котором грандиозные исторические события – лишь фон, на котором возникает главное событие всех времён и народов – любовь. Любовь – это сама жизнь, простая и сложная, прекрасная для двоих и противная для остального мира. Мира, холодного и чужого, зимнего, снежного. Часто там, где любовь, зима: «Никого не будет в доме…», «Зимняя ночь». Контраст: на мёртвом фоне то, что даёт начало жизни, особенно заметно. Дорого и важно. Хотя, конечно, любовь, начало жизни – это весна: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин».
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
вопрос № 16 / Содержание блога / Статьи о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ на Ege-Merlin.ru
Задание 16 (наряду с 9) ЕГЭ по литературе нацелено на сопоставление поэтических текстов. Сами по себе поэтические тексты со сложными метафорами, инверсиями, ритмами и пр. не так уж просто проанализировать, а сопоставить с другим поэтическим текстом задача сверхсложная.
Мы выбрали для анализа сложный текст «Памятник» Г. Р. Державина.
Всем нам известно стихотворение А. С. Пушкина, а вот похожее стихотворение Г. Р. Державина менее известно, а источник этих стихотворений известен еще меньше.
Подробный разбор задания 16 Вы можете посмотреть на видео.
Пример задания
16. Кто из поэтов обращался к художественному переводу стихотворения Горация «К Мельпомене»? Укажите общее и различное.
Такой вопрос, в принципе, считается сложным не только для школьника, но и для профессионала.
В основе всех стихотворений «Памятник» русских поэтов лежит ода Горация «К Мельпомене» (Ad Melpomenem).
Художественные переводы на русский язык делали Валерий Брюсов, Яков Голосовкер, Сергей Шервинский и др.
Художественное переосмысление оды применительно к собственному творчеству сделали М. В. Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул», Г. Р. Державин «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный», А. С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», М. Ю. Лермонтов «Нет!- Я не требую вниманья», А. А. Фет «Воздвиг я памятник вечнее меди прочной», Иосиф Бродский «Я памятник воздвиг себе иной» и др.
В школьной программе в зависимости от линейки учебников на уроках по литературе изучают Г. Р, Державина и А. С. Пушкина, в редких случаях к нему прибавляется М. В. Ломоносов.
Вот на основе этих стихотворений мы и напишем развёрнутый ответ.
Кто из поэтов обращался к художественному переводу стихотворения Горация «К Мельпомене»? Укажите общее и различное.
Стихотворение Горация «К Мельпомене» не раз привлекало внимание русских поэтов. Художественный перевод и авторское переосмысление текста Горация мы можем найти у Ломоносова, Державина, Пушкина, Лермонтова, Фета и др. Хочется отметить, что тема поэта и назначения поэзии волновала чуть ли не каждого русского поэта, а образцовая форма стихотворения «К Мельпомене» давала возможность каждому поэту высказать свою позицию.
Эти стихотворения при сопоставлении имеют много общих мест: «творчество – это памятник», «упоминание Египта», «обращение к музе», но есть и различия.
Каждый поэт, говоря о своих заслугах, изменяет предпоследний катрен. Гораций ставил себе в заслугу, что он хорошо сочинял стихи. Державин писал:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Совсем иную заслугу описывал А. С. Пушкин:
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.