Запятая перед второй и: пунктуация — Запятая перед союзом «и»

Содержание

Двойные союзы. Список. Предложения с двойными союзами. » Рустьюторс

Двойные союзы. Список. Предложения с двойными союзами. Запятые при двойных союзах.

Если не …, то 

Хотя и …, но 

Как …, так и 

Не так …, как 

Не только …, но и 

Не столько …, сколько 

Насколько …, настолько 

Не то что …, но 

Не то чтобы …, а 

Скорее…, чем 



Если однородные члены соединены такими союзами, то запятая ставится только перед второй частью. 
  1. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.
  2. Работа хотя и несложная, но трудоёмкая и потребует дополнительного времени для своего выполнения. 
  3. Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых.
  4. День есть день, а ночь есть ночь, но в этой удивительной стране всё вечно не так, как принято. 
  5. Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.
  6. Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.
  7. Ее чувство было настолько же случайно в выборе предмета, насколько в своем источнике отвечало властной потребности инстинкта… 
  8. Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.
  9. В ту минуту я не то чтобы струсил, а немного оробел.
  10. Он был скорее раздосадован, чем опечален.

При пропуске второй части двойного союза вместо запятой ставится тире: Она ему не то что в матери — в бабушки годится. 
В сложных предложениях с двойными или парными союзами другая постановка знаков препинания. 

Сравните предложения:


  • Тёплая погода если и вернётся, то не надолго (простое предложение, запятая перед если не ставится). 
  • Тёплая погода, если она и вернётся, то не надолго; По вечерам, если нет ветра и на небе нет облаков, то запах сена чувствуется сильнее (сложные предложения, запятая перед если ставится).

«Григорий делал с ними то-то и то-то, швырял их туда-то и они выстраивались в ряд»?

Guest

Да, нужна.

Гость2Всего 1 ответ.

Другие интересные вопросы и ответы

Нужна ли запятая в предложении после слова побед? Желаю побед, и свершений, и ярких открытий.

oksi2011 2.2

Конкретно в данном случае – да.

Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, если их больше двух, выделяются запятыми. Тут как раз повторяющиеся члены предложения, но перед первым из перечисляющихся отсутствует союз “и”, в этом случае, если однородных членов предложения больше двух и союз “и” повторяется хотя бы дважды, запятая ставится между всеми однородными членами (в том числе и перед первым “и”).

Эльса М.2

В предложении есть однородные члены: побед, свершений, ярких открытий. Перед двумя из них есть повторяющийся союз “и”. Согласно правилам, запятая после слова “побед” нужна.Марина Ш.1

Всего 2 ответа.

Нужна ли запятая перед “то”?

Саяны1

Запятая перед “то” как ставится, так и нет. Все зависит от того, чем она является в предложении.

Запятая перед “то” ставится:

  • когда “то” является второй частью составного союза “если … то”. Например: Если я выучу правила, то буду писать без ошибок.
  • при однородных членах предложения, созданных повторяющимся союзом “то … то”. В это случае запятая ставится только перед второй “то”, перед первой – нет. Например: Музыка звучала то тихо, то громко.

Запятая перед “то” не ставится:

  • если “то” является частью союза “а то”. Например: Не ходи в лес, а то заблудишься.
  • если “то” является частицей, тогда она пишется через дефис: что-то, как-то.
Ирина­Пал4Всего 1 ответ.

Нужна ли запятая перед “они”: “Григорий делал с ними то-то и то-то, швырял их туда-то и они выстраивались в ряд”?

Артур Артурович3

Да, это же сложное предложение, Части сложных предложений отделяются запятыми и союзами.Николай Гончаров1

Всего 4 ответа.

Союз «как так и» запятые

При сочетании как… так и запятые ставятся по правилу пунктуации: перед второй частью составного союза. В русском языке слово «как» может быть наречием, частицей или союзом. Перед последним ставится запятая. Поэтому и возникают трудности постановки знака препинания в подобных конструкциях.

Морфологические признаки «как… так и»

«Как… так и» — составной (двойной) соединительный союз, находящийся при однородных членах предложения:

В праздничных мероприятиях участвовали как школьники, так и преподаватели.

Эти цветы можно посадить как дома в горшках, так и на клумбе.

Поскольку союз — служебная часть речи, он не будет являться членом предложения.

Отличаем союз от наречий

В наречном сочетании как так запятая перед так не ставится:

  • Как так могло произойти?
  • Как так-то вышло?

Ставится запятая перед как так, если сочетание начинает придаточное предложение в составе сложноподчинённого:

  • Мне было непонятно, как так могло случиться.
  • Все обсуждали, как так неосторожно поступили с новым оборудованием.

Постановка запятой в сравнительном обороте и при однородных членах

Если предложение содержит сравнительный оборот, прикреплённый «как», запятая перед союзом ставится:

На поляне желтели одуванчики, как маленькие солнышки.

На горячем, как раскалённое железо, песке лежали вещи отдыхающих.

В данном случае сравниваются какие-либо предметы (одуванчики с солнышком, горячий песок с раскалённым железом), поэтому речь идёт не о правиле «запятые: как… так и», и знак препинания перед «как», то есть запятая, оправдан и обоснован.

Что же касается простых предложений с союзом «как… так и», который находится при однородных членах, запятая перед «как» будет поставлена ошибочно, она не нужна, а ставится перед второй частью сложного (составного) союза, то есть перед «так и…»:

  • Мы взяли с собой в поездку как тёплые вещи, так и лёгкую одежду.
  • С нами занимались как опытные сотрудники, так и студенты-практиканты.

Здесь мы видим, что союз как… так и запятые имеет только перед второй своей частью, что соответствует пунктуационному правилу.

Замена «как… так и» на синонимичные союзы

Союз «как… так и» употребляется только для соединения однородных членов в составе простого предложения. Он легко заменяется на синонимичные двойные и одиночные союзы. Сравним:

  • На субботник учащиеся пришли как в рабочей одежде, так и в форменной. (На субботник учащиеся пришли не только в рабочей одежде, но и в форменной. На субботник учащиеся пришли в рабочей одежде и в форменной.).
  • Мы загорали как на пляже, так и на пустынном берегу речки. (Мы загорали и на пляже, и на пустынном берегу речки. Мы загорали на пляже, а также на пустынном берегу речки. ).

Если правило пунктуации требует постановки соответствующего знака препинания (например, после обобщающего перед однородными членами слова), то перед «как» будет уместным постановка двоеточия или тире (реже):

  • Зимой при низкой температуре в нашем саду вымерзли все молодые плодовые деревья: как вишни, так и груши.
  • На воскресник пришли все — как молодые рабочие, так и ветераны труда.

Запятая при «как… так и» ставится только перед второй частью союза

Выяснив морфологические признаки союза и отличие его от других, похожих по звучанию, частей речи, рассмотрев употребление сравнительного оборота. Приходим к выводу, что запятая в «как… так и» ставится только перед второй частью союза.

Примеры предложений с «как… так и»

Приведем примеры правильной постановки запятых в предложениях с конструкцией «как… так и»:

  • На этой неделе состоится премьера спектакля как в столичном театре, так и в нашем, областном.
  • Миша любит любую погоду — как мороз, так и жару.
  • В ветеринарной клинике лечат как домашних, так и бездомных животных.
  • Эти витамины подойдут как взрослым, так и детям.
  • Весной просыпается как растительный, так и животный мир.
  • В апреле птицы поют как днем, так и ночью.
  • Этот дом был очень красивым как внутри, так и снаружи.
  • В таёжной чаще росли преимущественно хвойные деревья: как сосны, так и ели, кедры, лиственницы.
  • Мы всегда старались держаться вместе как в будни, так и в праздничные дни.
  • В моей жизни были как хорошие, так и плохие дни.
  • Большинство русских писателей-классиков создавали свои произведения как в прозе, так и в стихах.
  • На нашем пруду плавают как гуси, так и утки.
  • Маша вымоталась как морально, так и физически.
  • Предприятие принимает как макулатуру, так и металлолом.
  • Как раньше, так и сейчас необходимо вдумчиво изучать русский язык.

Правила русского языка: тогда, если/

§ 155.
Запятыми выделяются вводные предложения и вводные слова, например:
Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска
(Писарев).
Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая (Чехов).
Казаки, слышно было, сделали отличную атаку (Л. Толстой).
Ты, сказывают, петь великий мастерище (Крылов).
Он, признаюсь, тогда меня смутил (Пушкин).
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть (Крылов).
Этот, по словам Аркадия Павловича, государственный человек был роста небольшого (Тургенев).
Во-первых, обстоятельства, во-вторых, способность фантазировать и любовь к фантазии, довольно холодная кровь, гордость, лень — словом, множество причин отделили меня от общества людей (Тургенев).
К счастью, погода была тихая (Тургенев).

В качестве вводных слов чаще всего употребляются: без сомнения, бывало, вероятно, видимо, видишь (ли), вишь, возможно, во-первых, во-вторых и т. д.; впрочем, говорят, должно быть, допустим, думается, знать, значит, иначе (говоря), итак, кажется, к несчастью, конечно, короче (говоря), к сожалению, кстати (сказать), к счастью, между прочим, может быть, наверно, наоборот, например, напротив, (одним) словом, очевидно, по всей вероятности, пожалуй, пожалуйста, положим, помнится, по-моему, по моему мнению, по мнению…, понятно, понимаешь (ли), почитай, правда, право, признаться,

признаюсь, (само собой) разумеется, скажем, следовательно, словом, слышь, собственно (говоря), стало быть, строго говоря, таким образом, так сказать, чай, чего доброго, что ли.

Примечание 1. От вводных слов нужно отличать обстоятельственные слова, отвечающие на вопросы как? каким образом? когда? и т. п., например:

Эти слова сказаны кстати. Но: Захватите с собой, кстати, наши книги.
Эта фраза была сказана между прочим. Но: Фраза эта, между прочим, напомнила мне одну старую шутку.

Примечание 2. Следует различать употребление одних и тех же слов и оборотов то в качестве вводных (и, следовательно, выделяемых запятыми), то в качестве усилительных (и запятыми не выделяемых), например:

Вы всё это понимаете, конечно? (конечно — вводное слово).
Вы-то конечно приедете раньше меня (конечно, произносимое тоном уверенности, — усилительное слово).
Что ты, в самом деле, ещё выдумал! (в самом деле — вводное выражение).
А ведь он в самом деле тут ни при чём (в самом деле, произносимое тоном убеждённости, — усилительный оборот).

Примечание 3. Если например, скажем, положим, допустим и т. п. стоят перед словом или группой слов, уточняющих предшествующие слова, то после них не ставится никакого знака препинания (см. § 154).

Примечание 4. Союзы а, и

, реже но, если они составляют одно целое с последующим вводным словом, не отделяются запятой, например: а значит, а следовательно, но стало быть, но конечно и т. п.

8 класс Контрольная работа «Однородные члены предложения»

8 класс Контрольная работа «Однородные члены предложения»1 вариант

1.Какое утверждение является неверным?

1) Между однородными членами при отсутствии союза ставится запятая.

2) Запятая ставится между однородными членами перед второй частью двойных союзов.

3) Противительные союзы – а, но, да(но), однако, зато.

4)Запятая перед союзом да и не ставится.

2. В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов? Знаки препинания не расставлены.

А. Дед взял корзину и палку и отправился за грибами.

Б. Яркое солнце ослепительно белый снег и тишина обступили его.

В. Солнце докатилось до края земли растеклось по небу ярким заревом.

Г. Ты сядешь в кресло и забудешь свист пурги и вой ветра.

1) А,В 2) Б,В 3)А,Г 4) В,Г

3.В каком варианте ответа указаны предложения с однородными членами, связанными сочинительными разделительными союзами? Знаки препинания не расставлены.

А. Требовалась немедленная разрядка но она была к несчастью недосягаема.

Б. В ущелье часто раздавался отдалённый гул или низкий стон оседающих льдин.

В. В это помещение можно было попасть как с нижнего этажа так и с улицы.

Г. Пахло не то илом не то хвоей.

1) В,Г 2) Б,Г 3)А,Б 4) А,В

4. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А. Её серые глаза были красны не то от слёз, не то от бессонницы.

Б. Солнце над головой, листва на деревьях, шумящая от ветра, выглядели радостными и привлекательными.

В. На другой день Лиза проснулась ни свет, ни заря и отправилась к бабушке.

Г. Работа шла дружно, без перерыва, с весёлыми шутками и песнями.

1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? А Б В Г

2. В каком предложении однородные члены связаны сочинительным разделительным союзом? А Б В Г

3. В каком предложении однородными являются сказуемые? А Б В Г

4. В каком предложении однородные члены выражены различными частями речи? А Б В Г

5. В каком предложении несколько рядов однородных членов? А Б В Г

5. Укажите правильный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.

Всё(1) и эти невероятные облака(2) и пурпурное зарево(3) и неподвижная поверхность(4) уже засыпающего моря(5) и сосны(6) возвышающиеся на западе острова(7) казались фантастическим.

1) 1- двоеточие; 3,4,6,7 – запятые;

2) 1- двоеточие; 3,5,6,7 – запятые;

3) 1- двоеточие; 2,3,5,6 – запятые; 7- запятая и тире;

4) 1- тире; 2,3,4,5,6 – запятые

6. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых использована как средство выразительности языка градация( расположение ряда слов или выражений в порядке их возрастающей или убывающей смысловой значимости)?

А.И чья очередь испугаться, отшатнуться, отпрянуть?

Б.Ветер ударял в грудь, в лицо, выдавливал слёзы, раздувал полы пальто.

В.Упрёков, жалоб, слёз моих не смейте ожидать.

Г. Они прыгали по камням, проваливались в снег, скользили по замёрзшим лужам. 1) А,Б 2) Б,Г 3) А,В 4) В,Г

7.Укажите вариант ответа, в котором предложения соответствуют схеме: О,О,О – О. Союзы на схеме не указаны. Знаки препинания не расставлены.

А. Кругом повсюду мох и под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.

Б. Ни справа ни слева ни на берегу никого не было.

В. Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду чувствовалось приближение осени.

Г. Море порт город всё превратилось в порывистую от ветра тьму.

1) А,В 2) Б,Г 3) В,Г 4) Б,В

8.В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должна стоять запятая?

А. Из такой трёпки сад выходил почти совсем обнажённым … засыпанным мокрыми листьями.

Б. Из открытых саней с лаем выскочила пёстрая … мохнатая собачонка.

В. Светлые … длинные волосы обрамляли её лицо.

Г. Узкая … круто опускающаяся лестница скоро закончилась. 1)А,В 2) Б,В 3) В,Г 4) А,Г

9. Найдите предложение с однородными определениями.

А. Глубокая дремучая старина окружала моё детство на слободке.

Б. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи.

В. Весёлые белые облака плыли над синими отрогами.

Г. Прошёл серый пассажирский поезд.

10. Орфографический диктант. (Не)исследова..ая местность, говорил (не)правду, ещё (не)сделанные чертежи, (не)стерпимый зной, (не)различая дорогу, (ни,не)как не мог понять, (ни,не)чуть не волновался, (ни,ни)о ком не рассказывал, (ни,не)когда (ни,не)кому (ни,не)в чём не отказывал; (ни,не)с кем поговорить; (ни,не)как не вспомнить; посоветоваться (ни,не)с кем; (ни,не)о чём не спрашивать; восторже. .о улыбаться, ответить сдержа..о, поступить обдума..о, обдума..ое предложении, решение задачи обдума..о, облегчё..о вздохнуть; ш..пот, кумач..вый, перц..вка, с малыш..м, ситц..вое, ш..рох, ж..сткий, снеж..к, капюш..н, утюж..к, батож..к, верблюж..нок, ш..рник, медвеж..нок; помогать(по)дружески, опаздывать(по)прежнему, не тратить время (по)напрасну, работать (по)сменно, заботиться (по)матерински, получать деньги (по)месячно.

Ключи к тесту: 1-В 1-4; 2-3; 3-2; 4:1-В; 2-А; 3-В; 4-Г; 5-Б;5-3; 6-3; 7-3; 8-4; 9-А;

8 класс Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»2 вариант

1.Какое утверждение является неверным?

1) Однородные члены предложения могут выражаться словами разных частей речи.

2)Между однородными членами перед повторяющимися союзами ставится запятая.

3)Сочинительные соединительные союзы: и, да(и), ни-ни, не только…, но и; как…,так и…

4) Во фразеологическом обороте между однородными членами запятая ставится.

2. В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов?

А. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл алым огнём.

Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

В. Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Г. В лесу и на лугу пахло мокрой травой и свежим сеном.1)А,Г 2)В,Д 3)А,В 4)В,Г

3.В каком варианте ответа указаны предложения с однородными членами, связанными сочинительными противительными союзами? Знаки препинания не расставлены.

А.Посадку самолёта задерживал шторм и отклонение его от нужного курса.

Б.Годы уводят силы зато прибавляют ума.

В. Разве они никогда не слышат стука колёс или не видят голых равнин за окнами?

Г.Огонь костра погас однако в нём долго оставался круг от раскалённых углей.

1) Б,В 2) В,Г 3) Б,Г 4) А,В

4. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А.Он командовал отрывисто, вполголоса, почти шёпотом.

Б. Пейзаж чужой планеты у него перед глазами то появлялся, то исчезал.

В. Один рулевой бодрствовал на корме, да напевал что-то под нос.

Г. Сады залились бело-розовой пеной цветения и наполнились писком, свистом, щебетом.

1.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1)А 2)Б 3)В 4) Г

2. В каком предложении однородные члены связаны сочинительным разделительным союзом? А Б В Г

3. В каком предложении однородными являются обстоятельства образа действия? А Б В Г

4. В каком предложении однородные члены выражены разными частями речи? А Б В Г

5) В каком предложении однородные члены являются дополнениями? А Б В Г

5. Укажите правильный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.

Всё(1) и берёзовая рощица(2) и могучий дуб(3) закрывавший своим шатром поляну(4) по-своему было прекрасно.

1) 1,4 — тире; 2,3 – запятые

2) 1- двоеточие; 2,3,4 –запятые

3) 1- двоеточие; 2,3 – запятые; 4 – запятая и тире

4) 1 -двоеточие; 2,3 – запятые; 4 – тире

6. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых использована как средство выразительности языка градация( расположение ряда слов или выражений в порядке их возрастающей или убывающей смысловой значимости)?

А. Синие полосы тумана колыхались над орешником, заливали кусты.

Б. Он стряхнул оцепенение, лёг на кровать и подтянул к подбородку одеяло.

В. Усталое светило медленно погружалось в облака, окрашивая всё в розовые, пунцовые, кумачовые тона.

Г.Вода медленно подступала к ногам, притопляла камни, прибывала на глазах и наконец хлынула из полыньи на лёд, потекла верхом. 1)В,Г 2) А,Б 3) Б,В 4) Б,Г

7.Укажите вариант ответа, в котором предложения соответствуют схеме: О: О,О,О . Союзы на схеме не указаны. Знаки препинания не расставлены.

А. Распоряжения его всегда были и быстры и точны и конкретны.

Б.Вокруг не было ни человека ни лошади ни птицы.

В.Сквозь голубую дымку мутно голубело всё вокруг лес скалы острова.

Г. Скворец таскал в гнездо всякий строительный вздор мух вату перья.

1) А.Г 2) Б,В 3) В,Г 4) А,Б

8.В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должна стоять запятая?

А. Мокро блестят старые …железные крыши.

Б. По небу, заслоняя звёзды, неслись низкие …тяжёлые тучи.

В.Он прижался к мощному … корявому стволу и стоял так неподвижно.

Г. В этот год осень пришла мрачная…дождливая.

1) А,В 2) Б,Г 3) Б,В 4) А,Г

9.В каком варианте ответа указаны предложения с пропущенной запятой перед союзом И?

А. Пламя костра пританцовывало в лад со звуками и как будто смеялось.

Б. Туманный месяц и меня, и гриву, и хребет коня осыпал серебристым блеском.

В.Он сохранил и блеск лазурных глаз, и звонкий детский смех, и речь живую и веру гордую в людей.

Г. В рёве метели жили боль и беда, и тусклая тревога.

1) А,Б 2) В,Г 3) Б,В 4) А,Г

10. Орфографический диктант. (Не)(с)кем посоветоваться, скрывать (не)чего, (не)громкий ш. .пот, работа (не)провере..а; (не)широкая, а узкая дорога; (ни,не)мало не сожалел; (ни,не)когда (ни,не)откуда не получал писем; помощи ждать (ни,не)откуда; (ни,не)(с )кого спрашивать; (ни,не)когда (ни,не)(на) кого не обижался ; (ни,не)как не ожидал пр..езда гостей; яблоку (ни,не)где упасть; (ни,не)чуть не растерявшись; беше..о налетевший порыв ветра, беше..ый зверь, ветре..ый день, лома..ая линия, слома..ая ветка, безветре..ая погода, слушать рассея..о. камыш..м, реч..нка, окруж..нный, ч..лка, копч..ности, обж..рливость, возмущ..нный, стереж..т, печ..т, борщ..вый, трущ..ба, горяч.., хорош…, блестящ.., ж..стко, суп харч.., читать (по)французски, надеяться (по)пусту, сказать(по)просту, ссориться (по)пустому.

Ключи к тесту: В-2 1-4; 2-1; 3-3; 4: 1-В; 2-Б; 3-А; 4-А; 5-Г; 5-3; 6-1; 7-3; 8-2; 9-2;

Когда перед союзом «или» ставится запятая?

Постановка запя­той перед сою­зом «или» зави­сит от кон­тек­ста: что он соеди­ня­ет, одно­род­ные чле­ны или пред­ло­же­ния.

Рассмотрим, когда перед сою­зом «или» ста­вит­ся запя­тая в пред­ло­же­нии.

Сочинительный раз­де­ли­тель­ный союз «или» может быть упо­треб­лен с одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и как свя­зу­ю­щее зве­но в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии.

ПравилоВ пред­ло­же­нии с одно­род­ны­ми чле­на­ми перед оди­ноч­ным сою­зом «или» запя­тая не ста­вит­ся.

Пример:

Видимо, бел­ка или заяц лако­ми­лись здесь.

ПравилоСоюз «или» может быть повто­ря­ю­щим­ся, тогда запя­тая ста­вит­ся перед вто­рой его частью.

Пример:

На её смуг­лом лице было выра­же­ние или¹ рас­те­рян­но­сти, или² испу­га.

Внимание!Следует быть вни­ма­тель­ным, и не про­пу­стить нали­чие тре­тье­го одно­род­но­го чле­на пред­ло­же­ния без сою­за.

В такой син­так­си­че­ской кон­струк­ции запя­тая ста­вит­ся перед пер­вой и вто­рой частью повто­ря­ю­ще­го­ся сою­за или…или, напри­мер:

Весной страш­ным бед­стви­ем для зай­цев¹, или лис², или бар­су­ко­в³ явля­ет­ся поло­во­дье.

ПравилоСтавится запя­тая так­же, если союз «или» при­со­еди­ня­ет пояс­ни­тель­ную кон­струк­цию, обо­зна­ча­ю­щую одно и то же поня­тие дру­ги­ми сло­ва­ми.

Пример:

Бабушка пока­за­ла мне дере­вян­ный ларь, или ящик, широ­кий ввер­ху и узкий вни­зу.

Союз «или» сино­ни­ми­чен «то есть».

Пунктуация с союзом «или» в сложных предложениях

ПравилоВ слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии перед сою­зом «или» ста­вит­ся запя­тая.

С наступ­ле­ни­ем дня туман пря­тал­ся в низи­ну реки, или его мож­но было уви­деть на дне овра­га.

Перед сою­зом «или» не ста­вит­ся пунк­ту­а­ци­он­ный знак в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

1. в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии име­ет­ся общий член пред­ло­же­ния, ввод­ное сло­во или части­ца.

Всю ночь мне мере­щат­ся при­чуд­ли­вые тени или слы­шат­ся шоро­хи чьих-то шагов.

Наверное, я собе­русь в поле за василь­ка­ми или с утра луч­ше пой­ти в лес за зем­ля­ни­кой.

Только дождь шумит за окном или раз­да­ют­ся рас­ка­ты оглу­ши­тель­но­го гро­ма.

2. В слож­но­со­чи­нен­ных вопро­си­тель­ных, побу­ди­тель­ных, вос­кли­ца­тель­ных и назыв­ных пред­ло­же­ни­ях.

Отправить мне теле­грам­му или луч­ше позво­нить по теле­фо­ну?

Пусть будет полу­мрак или вклю­чи­те лам­пу!

3. В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем.

Я напря­жен­но думаю, спра­вит­ся она с этой зада­чей или мне сле­ду­ет ей помочь.

4. В слож­ном пред­ло­же­нии с общей при­да­точ­ной частью и раз­ны­ми вида­ми свя­зи (сочи­не­ни­ем и под­чи­не­ни­ем).

Когда загро­хо­тал гром, дети бро­си­лись по домам или самые сме­лые спря­та­лись под навес сарая.

Видеоурок

Запятые в английском языке и русском: 6 отличий

Анна Коврова

Даже те, кто посещает курсы английского на уровне «Advanced», часто расставляют запятые в английском языке по интуиции, ориентируясь на русские правила. Во многих случаях это себя оправдывает, но далеко не всегда. Об этих исключениях мы и поговорим сегодня.

1. Запятые в английском  языке возможны перед «and» в перечислениях

Взгляните на следующее предложение и его перевод:

I saw toys, balloons, books(,) and magazines.Я увидел игрушки, шарики, книжки и журналы.

В русском языке запятая перед единственным «и» в перечислениях не ставится, а в английском она возможна. Правда, о ее необходимости британские лингвисты спорят до сих пор. В оксфордских изданиях она присутствует постоянно (именно поэтому часто называется Оксфордской запятой). С другой стороны, многие авторы предпочитают не перегружать предложение лишним пунктуационным знаком.

А как же поступить нам? Выбираем компромисс.

Запятая в английском языке обязательна, только если без нее предложение можно понять неправильно — в этом пособия по английской пунктуации единодушны. В остальных случаях это ваш личный выбор. Лингвист Diana Hacker приводит такой пример, когда запятая в английском предложении необходима для понимания смысла:

My uncle willed me all of his property, houses, and warehouses. Дядя завещал мне все свое имущество, а также дома и склады.

«Если имеется в виду, что в наследство оставлено и имущество, и (вдобавок к нему) дома и склады, то запятая обязательна», — поясняет Diana Hacker. А если ее нет, то смысл получается такой: «Дядя оставил мне в наследство все свое имущество, а состоит оно из домов и складов».

Точно так же вы можете встретить запятую в английском языке перед «and» в однородных придаточных предложениях, тогда как в русском языке она была бы ошибкой:

The man, who was present at the scene of the crime, who had a sufficient motive, and who had access to weapon, was the prime suspect. Мужчина, который присутствовал на месте преступления, который имел достаточный мотив и у которого был доступ к оружию, стал подозреваемым номер один.

2. Запятая в английском языке не ставится в коротких сложносочиненных предложениях

В русском знак препинания появляется вне зависимости от длины простых предложений, входящих в состав сложного. В английском же, если оба предложения совсем короткие, можно обойтись без запятой:

I paint and she writes. Я рисую, а она пишет.

3. Запятыми в английском не выделяют некоторые виды придаточных

Речь идет об определительных придаточных предложениях (relative clauses). Они отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какие?» и служат для того, чтобы охарактеризовать человека или предмет. Вы узнаете их по словам «who», «which», «that», «whom», «where». В русском языке такие придаточные всегда выделяются запятыми, а вот в английском пунктуация зависит от смысла.

Сравните два предложения:

1. Passengers who were going to New York were immediately recognizable. Пассажиров, которые ехали в Нью-Йорк, можно было узнать мгновенно.
2. Jane has two young children, who come here every day. У Джейн двое маленьких детей, которые приходят сюда каждый день.

Как видите, во втором случае придаточное предложение выделено, а в первом — нет. Почему?

Попробуйте отбросить придаточное. Что останется?

1. Passengers were immediately recognizable. — главная мысль потеряна. То есть придаточное было необходимо для понимания ситуации.

2. Jane has two young children. — главная мысль сохранена. То есть придаточное просто давало нам чуть больше информации о детях, вот и все.

Таким образом, если придаточное можно отбросить, не изменив принципиально смысл предложения, мы его отделяем запятыми. А когда оно обязательно для понимания, его отделять нельзя (этим мы подчеркиваем смысловую целостность высказывания).

Да, и если вас не пугают термины, то в первом случае речь идет о так называемых Restrictive relative clauses, а во втором — о Non-restrictive relative clauses.

4. Запятой в английском языке выделяют год в датах
On April 21, 1816, Charlotte Brontë was born. 21 апреля 1816 г. на свет появилась Шарлотта Бронте.

Обратите внимание: знак препинания стоит не только перед, но и после года.

В этом правиле имеются два очень важных исключения:

— если число идет перед месяцем:

He was going to Washington on 15 January 2015. Он собирался в Вашингтон 15 января 2015 года.

— если указан только месяц и год, а дня нет:

February 2016 turned out to be an extremely cold month.Февраль 2016 года оказался необычайно холодным.

Подробнее о правилах написания дат в английском языке мы говорили ранее.

5. Запятой в английском языке разделяют большие числа

Если в числе пять и более символов, запятая в английском языке обязательна, если меньше — нет:

3,500 или 3500

10,000

5,000,000

Исключения: номера улиц, почтовые индексы, телефонные номера, годы — здесь знаки препинания не требуются.

6. Прямая речь

На месте русского двоеточия в английском запятая.

Как запомнить все эти правила? Если держать их под рукой и время от времени сверяться, они осядут в памяти быстрее. Скоро вы убедитесь в этом на собственном опыте!

Читайте также:

10 правил употребления запятой в английском

Что должен знать каждый об английской пунктуации?

Секреты употребления основных знаков препинания в английском языке

Точка с запятой

Правила запятых: краткое руководство

Ах, запятая. Из всех знаков препинания в английском языке этот, пожалуй, наиболее злоупотребляемый и неправильный. И это неудивительно. Существует множество правил использования запятых, и часто факторы, определяющие, следует ли вам их использовать, довольно тонкие. Но не бойтесь! Ниже вы найдете руководство по самым сложным вопросам, связанным с запятыми.

Что такое запятая?

Точка заканчивает предложение, а запятая указывает на меньший разрыв. Некоторые авторы воспринимают запятую как мягкую паузу — знак препинания, разделяющий слова, предложения или идеи в предложении.

Запятая с подлежащими и глаголами

За некоторыми исключениями, запятая не должна отделять подлежащее от глагола.

У писателей часто возникает соблазн вставить таким образом запятую между подлежащим и глаголом, потому что говорящие иногда делают паузу в этом месте предложения. Но в письменной форме запятая только делает предложение неестественным.

Будьте особенно осторожны с длинными или сложными предметами:

Запятая между двумя существительными в составном субъекте или объекте

Не разделяйте два существительных, которые появляются вместе как составное подлежащее или составной объект.

Когда субъект или объект состоит из двух элементов, а второй элемент заключен в скобки, вы можете выделить второй элемент запятыми — один перед ним и один после него. Но когда вы просто перечисляете два элемента, запятая не нужна.

Запятая между двумя глаголами в составном предикате

Вы получаете составной предикат, когда субъект предложения выполняет более одного действия. В составном предикате, содержащем два глагола, не разделяйте их запятыми.

Эта ошибка чаще всего встречается, когда сказуемое состоит из длинных глагольных фраз.

Не используйте запятую в составных предикатах, если есть вероятность неправильного чтения:

В предложении выше вам нужна запятая, чтобы было ясно, что машет рукой Клео, а не мужчина.

Соединения запятыми

Если вы хотите соединить два независимых предложения, вам понадобится союз или точка с запятой. Одной запятой недостаточно, чтобы соединить их. Такая ошибка называется соединением запятой.

Вы можете исправить соединение запятой, добавив соединение или заменив запятую точкой с запятой.

Или вы можете просто написать два независимых предложения как отдельные предложения.

Запятая после вводной фразы

Запятая обычно следует за причастными фразами, которые вводят предложение:

Когда наречная фраза начинается предложение, за ней часто следует запятая, но это не обязательно, особенно если оно короткое. Как правило, если фраза длиннее четырех слов, используйте запятую. Вы также можете использовать запятую с более короткой фразой, если хотите выделить ее или добавить паузу для литературного эффекта.

Но, если есть шанс неправильно прочитать предложение, используйте запятую:

Запятая в сравнении

Не используйте запятую перед «чем» при сравнении.

Запятые с прерывателями или элементами в скобках

Прерыватели — это небольшие мысли, которые появляются в середине предложения, чтобы показать эмоции, тон или акцент. Элемент в скобках — это фраза, которая добавляет дополнительную информацию к предложению, но может быть удалена без изменения смысла предложения.И прерыватели, и элементы в скобках должны быть выделены запятыми.

Запятая с вопросительным знаком

Тег вопроса — это короткая фраза или даже одно слово, которое добавляется в конец утверждения, чтобы превратить его в вопрос. Писатели часто используют вопросительные бирки, чтобы побудить читателей согласиться с ними. Перед тегом вопроса должна стоять запятая.

Запятая с прямым адресом

При обращении к другому человеку по имени выделите имя запятыми.

Запятая с аппозитивом

Аппозитив — это слово или фраза, относящиеся к тому же, что и другое существительное в том же предложении. Часто аппозитив предоставляет дополнительную информацию об существительном или помогает каким-то образом его различить. Если бы вы могли удалить аппозитив, не меняя смысла предложения, он называется несущественным и должен быть отмечен запятыми. Если аппозитив необходим, он обозначается как Essential , и его не следует выделять запятыми.

Несущественные аппозитивы:

Основные приложения:

запятых в датах

При записи даты в формате «месяц-день-год» год выделяйте запятыми.

Однако, если вы используете формат «день-месяц-год», запятые не нужны.

Если вы указываете день недели и дату, используйте запятую:

Когда вы указываете только месяц и год, запятая не нужна.

Запятая между прилагательными-координатами

Когда несколько прилагательных изменяют существительное в одинаковой степени, они называются координатными и должны быть разделены запятыми.Один из способов определить, являются ли прилагательные согласованными, — это попробовать изменить их порядок. Если предложение по-прежнему звучит естественно, прилагательные согласованы.

Если прилагательные не совпадают, не разделяйте их запятыми.

Запятая до

Используйте запятую перед словом , но , если оно объединяет два независимых предложения:

Если , но не объединяют два независимых предложения, оставьте запятую.

запятая перед и

Если у вас есть список, содержащий только два элемента, не используйте запятую перед и .

При исправлении сращивания запятой, то есть при соединении двух независимых предложений координирующим союзом, ставьте запятую перед и.

запятых со списками

Если у вас есть список, содержащий более двух элементов, используйте запятые для их разделения.

(Запятая перед и в списке из трех или более элементов не обязательна. Дополнительную информацию см. Ниже в разделе «Последовательная запятая».)

Ваш список может состоять из существительных, как в примере выше, но он также может состоять из глаголов, прилагательных или предложений.Представьте на мгновение, что вы только что выполнили три работы по дому. Всего работ по дому:

  • Уборка дома и гаража
  • Обработка газона
  • Вывоз мусора

Если бы вы перечислили эти три обязанности в одном предложении, вы бы написали:

или

Серийная запятая (Оксфордская запятая)

Как упоминалось выше, когда вы перечисляете три или более элементов, запятые должны разделять каждый элемент списка. Однако последняя запятая — та, которая стоит перед и — необязательна.Эта запятая называется последовательной запятой или оксфордской запятой.

Используете ли вы последовательную запятую или нет — это выбор стиля. Многие газеты им не пользуются. Многие торговые книги действительно используют его. В своем собственном письме вы можете решить для себя, использовать его или нет — просто будьте последовательны.

Однако имейте в виду, что иногда для ясности необходима серийная запятая.

Приведенное выше предложение почти наверняка заставит читателей задуматься. Без порядковой запятой «Джейн Остин и Альберт Эйнштейн» выглядит как аппозитив, а не еще два элемента в списке.Другими словами, писательница, похоже, говорит, что ее родители — это Джейн Остин и Альберт Эйнштейн. Последовательная запятая исключает возможность неправильного чтения, поэтому, даже если вы не используете последовательные запятые в своем письме, сделайте исключение для предложений вроде этого:

Запятая, отделяющая глагол от его объекта

Не отделяйте переходный глагол от его прямого объекта запятой.

Запятая с неограничительной оговоркой

Неограничивающий пункт предлагает дополнительную информацию о чем-то, что вы упомянули в предложении, но эта информация не важна для определения того, о чем вы говорите.Неограничивающие положения обычно вводятся с помощью номера , или , а также , и должны быть отмечены запятыми.

Пункт «что рекомендовал Честер» не носит ограничительного характера, поскольку «Posey’s Cafe» уже является конкретным. Определение его как ресторана, рекомендованного Честером, не сужает его.

Пункт «кого я очень люблю» не является ограничивающим, потому что вы можете удалить его, и при этом будет ясно, что вы говорите об одном и том же человеке — «моя жена» уже конкретна.

Запятая с ограничительными условиями

Ограничительная оговорка добавляет необходимую информацию о том, что вы упомянули в предложении. Ограничительные положения часто вводятся с помощью , или , а также и никогда не должны выделяться запятыми.

Пункт «что рекомендовал Честер» является важной информацией в предложении выше. Если вы удалите его, не будет никакой возможности сказать, о каком ресторане вы говорите.

Запятая между корреляционными соединениями

Корреляционные союзы — это союзы, которые входят в пары (например, либо / или, ни / ни, и не только /, но также) и соединяют слова или фразы в предложении, чтобы сформировать законченную мысль.Обычно запятые не нужны при использовании коррелятивных союзов.

Запятая между прямым цитированием и атрибутивным тегом

Атрибутивный тег — это фраза типа «он сказал» или «она утверждала», которая идентифицирует говорящего в цитате или фрагменте диалога. Атрибутивные теги могут располагаться до, после или даже в середине цитаты. Используйте запятые для отделения атрибутивных тегов от цитат.

Однако, если цитата перед атрибутивным тегом заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, запятая не нужна.

Запятая внутри кавычек

В американском английском запятые всегда ставятся перед закрывающими кавычками.

В британском английском, однако, пунктуация без кавычек обычно следует за кавычками. Если вы пишете для британской аудитории, ставьте запятую после закрывающей кавычки. Кроме того, в британском английском обычно используются одинарные кавычки, а не двойные кавычки.

Запятая перед круглыми скобками

Круглые скобки используются для предоставления читателю дополнительной информации — информации, которая нарушила бы ход предложения, если бы она была написана как неограничивающая оговорка.Запятые можно ставить после закрывающих скобок, но не перед открывающими или закрывающими скобками. Если в предложении не требуются запятые, если оператор в скобках был удален, в предложении не должно быть запятых при добавлении скобок.

Запятая между артиклем и существительным

Не используйте запятую между артиклем и существительным.

Во время разговора мы часто останавливаемся, обдумывая следующее слово, которое хотим сказать. Однако в письменной форме обычно нет причин добавлять эту паузу. Если вы пишете диалог и конкретно хотите передать здесь паузу, пока кто-то думает, используйте многоточие: У меня будет… яблоко .

Запятая, а также

Фраза «а также» обычно не требует запятых, если она не является частью неограничительного предложения.

Запятая с такими как

Фраза «такой как» требует использования запятых, если она вводит неограничивающий пункт.

Если «такой как» вводит ограничительное предложение, опускайте запятые.

Запятая и раньше

Использование запятой перед «слишком» необязательно.

Запятая просто добавляет акцента.

знаков препинания — стоит ли ставить запятую перед «и» или «или»?

пунктуация — следует ли использовать запятую перед «и» или «или»? — Обмен английским языком и использованием стека
Сеть обмена стеков

Сеть Stack Exchange состоит из 177 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Зарегистрироваться

English Language & Usage Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для лингвистов, этимологов и серьезных энтузиастов английского языка.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 939k раз

Используется ли запятая, а затем «и» или «или» после нее правильная пунктуация? Пример:

  • Я упал и повредил колено.
  • Идти мне или нет?
Лавр

51.6k88 золотых знаков113113 серебряных знака172172 бронзовых знака

Создан 20 июн.

Нунья

95311 золотых знаков77 серебряных знаков44 бронзовых знака

1

Правильно ли использовать запятую перед координирующим союзом («и», «но», «или», «ни», «вместо», «пока», «так») зависит от ситуации.Есть три основных использования союзов:

  1. Когда координирующее соединение используется для соединения двух независимых предложений, запятая всегда используется . Примеры:

    • Я ударил своего брата палкой, и он заплакал.
    • Дождь прекратился, и снова выглянуло солнце.
    • Мне пообедать или поиграть в игру?
  2. Когда координирующее соединение используется для соединения зависимого предложения, запятая никогда не используется .Это включает в себя оба приведенных вами примера. Другие примеры:

    • Мальчик побежал в свою комнату и заплакал.
    • Фрэнк — здоровый и активный ребенок.
    • Должен ли я пообедать или поиграть в игру?
  3. Когда координирующее соединение используется для соединения трех или более элементов или предложений, запятая — необязательный (хотя я лично предпочитаю использовать один). Примеры:

    • Я купил в магазине сыр, крекеры и напитки.
    • Должен ли я пообедать, поиграть в игру или пойти в магазин?