Женя кац математика занятия: Мышематика от Жени Кац – Магазин – Мышематика от Жени Кац

Проекты | Мышематика от Жени Кац

Меня зовут Женя Кац. Я люблю играть с детьми и со взрослыми, придумывать новые игры, писать статьи и книжки, читать лекции, придумывать праздники и задачки, читать вслух, гулять по горам, прятать клады… Мои друзья говорят про меня «шило в заду не утаишь», потому что я всё время придумываю новые проекты.

У меня много друзей и коллег, которые помогают мне придумывать и реализовывать самые разные проекты. Какие-то из проектов я начала давно, больше 20 лет назад, когда родились мои дети. Какие-то проекты появились относительно недавно – 5 лет назад, 10 лет назад.

Какие-то из этих проектов мы делаем с постоянной командой, у других команда меняется постепенно. Мы всегда радуемся, когда к нашей команде присоединяются новые люди.

Кружки МЫШЕМАТИКА – занятия игровой математикой для дошкольников. Первые кружки для шестилеток мы начали вести около 10 лет назад, по мотивам этих занятий были написаны книги «Пирог с математикой» и «Математика вприпрыжку», проведено много лекций, вебинаров и семинаров. Последние два года у нас работают несколько преподавателей по всей Москве, которые ведут подобные занятия. Мы хотим показать детям, что математика – это интересно. Математике можно и нужно учить детей в игре, не усаживая их за парты. Подробнее про кружки МЫШЕМАТИКА для детей 4-7 лет

Кружки для школьников я тоже начала вести около 12 лет назад, и по мотивам этих занятий появилась книга «Математика в твоих руках», а после этого я начала работать методистом по олимпиадным задачам в компании Учи.ру – мы делаем олимпиады «Дино», олимпиаду «Плюс» и международную олимпиаду «Брикс». Последние несколько лет я веду кружки для 2-3 класса в ЦДО (м Калужская, ул Новаторов 34) по четвергам, добор по итогам собеседования в конце сентября. Помимо этого некоторые из наших преподавателей ведут кружки для школьников. Подробнее про кружки для школьников 1-3 класс

Много лет я вела занятия для мам с малышами 2-3 лет, показывала им сказку, играла с ними в хороводы и в парашют. В этом году группы с малышами у нас в клубе «Солнышково» будет вести Лена Тишина. Про игры и занятия с дошкольниками у меня есть книжка «Игры для начинающих мам». Подробнее про группы для малышей 2-4 лет.

Несколько лет назад (уже 7 или 8 лет, а кажется, что недавно, ого!) мы придумали большой проект для родителей с детьми: БОЛЬШАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА. Первые несколько лет мы проводили эти игротеки на базе ЦПМ, потом – в разных дружественных школах. Математическая игротека – это однодневный праздник для родителей с детьми от 5 до 12 лет. Обычно игротека проходит с 13 до 18 часов, два раза в год – в ноябре и в марте. В разных кабинетах школьного здания одновременно проходит много разных станций с логическими играми, шифровками, геометрическими заданиями, гороховым конструктором. Это мероприятие призвано показать детям и взрослым, что математика – это красиво, и математические задачи не сводятся к примерам и уравнениям. Подробнее про Большую Математическую игротеку.

Помимо больших игротек наши преподаватели иногда проводят выездные математические игротеки по школам: несколько ведущих приезжает в школу на 2-3 часа и привозят несколько станций с больших игротек: головоломки танграм, пентамино, небоскрёбы, игры с симметрией. Подробнее про выездные игротеки.

Мы проводим кружки и занятия уже много лет, подготовили уже достаточно преподавателей, которые теперь работают по нашей методике. Люди, которые заинтересованы в том, чтобы сделать уроки математики с дошкольниками увлекательными и интересными, могут приходить ассистентами к нам на занятия. Кроме того, мы проводим обучающие семинары на 5-6 часов для преподавателей и для родителей. Обычно семинары проходят 2 раза в год, в выходные. Подробнее про семинары.

Помимо этого нас регулярно приглашают государственные школы, и мы проводим семинары для педагогов садов и школ – про математику, про развитие речи.

Мы проводим каждый год математический семейный лагерь для родителей с детьми 5-12 лет. Обычно лагерь проходит в июне, на 10 дней, в России на базе пансионата. В математическом лагере у нас каждый день до обеда 2 обязательных часовых занятия игровой математикой с разными преподавателями. В математическом лагере мы не сидим за партами, а стараемся пощупать разные интересные задачи. Измеряем всё верёвочкой с узелками, обсуждаем древние системы записи чисел, играем в головоломки, строим из горохового конструктора, изучаем развёртки. Днём и вечером – игры, спектакли, мастер-классы. Подробнее про математический лагерь.

Летние семейные лагеря мы проводим больше 12 лет. Это такие лагеря, в которых интересно и детям, и взрослым, и с утра до вечера идут самые разные занятия, которые проводят сами родители. Каждый лагерь получается не таким, как предыдущие, потому что приезжают другие люди, ведут другие занятия. В одном лагере есть чеканка и выжигание, в другом – плетение, спортивное ориентирование, волейбол и вечерние песни под гитару. Во всех лагерях мы стараемся познакомить людей друг с другом, проводим много разных игр, таких как бегущий лагерь и поиск кладов. Вечерами все собираются смотреть сказку и мини-спектакли. Подробнее про семейные лагеря.

Кроме этого в конце августа под Бостоном проходят русскоязычные семейные лагеря для жителей США. Подробности в ФБ у Юли Орловой.

А в мае мы традиционно проводим русскоязычный семейный фестиваль в Германии, в Хамельне на 4 дня с палатками, где на поляне собирается одновременно около 500 человек, и проводят самые разные занятия, эксперименты, игры и мастер-классы. Подробности в ЖЖ-сообществе.

Слёт туристят – один из самых старых наших проектов. Это семейный праздник в лесу, на выходные, с палатками, обычно в сентябре и в мае, с пятницы по вечер воскресенья. В лесу мы натягиваем верёвочный городок, играем в подвижные игры, проводим мастерскую «колотилки», иногда делаем ночное ориентирование, проводим самые разные мастерские, в воскресенье ищем клады… Подробнее про слёт туристят.

На слёте туристят мы прячем клады, но на самом деле мы прячем клады не только там, но и в парках Москвы, в горах – в Краснодарском крае, в Хибинах.

Помимо этого я пишу книги, статьи, работаю методистом по олимпиадной математике для начальной школы в компании Учи.ру, провожу вебинары, веду блог на ю-тубе, блог в ЖЖ.

Часто задаваемые вопросы о Мышематике

Суть методики:

Организационные вопросы:

Ход занятий:

Суть методики

Что такое Мышематика?

Авторская методика Жени Кац по игровому обучению детей увлекательной математике. Мышематика – это ежегодные игротеки и выездные лагеря, занятия с детьми (с 4 до 9 лет), рабочие тетради, настольные игры, онлайн-олимпиады, книги для родителей и обучающие материалы. Мы любим играть с детьми в математику!

Программа “Мышематика” имеет ФГОС, это значит, что она соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

Чем Мышематика отличается от подготовки к школе?

Мышематика – это в первую очередь психологическая подготовка к школе, с точки зрения содержания и учебных навыков, а не умения сидеть за партой. Многие школы делают “подготовку к школе” по образу и подобию наших российских школ – урок за партами, руки сложили, сидим ровно, слушаем учителя, пишем прописи и столбики с примерами, не важно, интересно тебе это или нет. А Мышематика – это про понимание, про умение учиться, и мы стараемся дать детям самим найти решения многих задач, увидеть красоту математики, поиграть в разные геометрические и арифметические игры.

В школе – и на подготовке к школе – надо сидеть тихо весь урок, а на Мышематике мы пропускаем знания через тело, через личный опыт каждого ребёнка – шагаем, топаем, прыгаем, играем в конструкторы.

Подготовка к школе, как правило, готовит именно к умению сидеть на уроке в школе. Дети привыкают к формату школьных уроков, учатся держать ручку, писать и считать. На Мышематике мы тоже пишем и рисуем, но не весь урок, а примерно 10-15 минут от урока, всё остальное время мы двигаемся.

Мышематика даёт интерес к математике. Мы учим думать, выстраивать причинно-следственные связи, контролировать свои действия, работать в команде. Мы не сидим за партами – на занятиях мы бегаем, прыгаем, ползаем. Используем массу пособий, материалов, авторских находок. На занятиях, играя, дети изучают арифметику, постигают систему координат, азы геометрии и логики, учатся читать и писать, оформлять решения задач в виде таблиц.

Чем Мышематика отличается от Ментальной арифметики?

Ментальная арифметика учит быстро считать в уме при помощи специальных счётов – абака. По сути, ментальная арифметика учит пользоваться калькулятором, но в уме. Мышематика учит думать. Мышематика намного шире, чем арифметика, это – логика, геометрия, комбинаторика. Но прежде всего, Мышематика – это последовательная программа обучения для детей от 4 до 9 лет, программа получила подтверждение соответствия ФГОС. С каждым годом дети получают задания выше сложностью, чем в прошлом. Мы тоже учим детей считать, но мы при этом используем не только счёты (абак), но и такие счётные материалы как Нумикон, счётные бусы, десятичные кубики base ten, весы, игры в магазин и в кафе. Мы хотим, чтобы дети понимали, что математика – это не только счёт, но и геометрия, и проекции, и схемы, и таблицы.

Насколько мы знаем, некоторые педагоги, работающие в программе Ментальной арифметики, ходят на наши семинары и используют игровой подход и многие наши приёмы при работе с дошкольниками, дают листочки из Мышематики в качестве домашнего задания.

Мы прорешали все ваши тетради, зачем нам занятия?

Мышематика – это комплексная программа, мы работаем в группе. Дети работают и в парах, и в малых группах, и сами – без мамы и папы. На занятиях Мышематикой мы почти никогда не пользуемся тетрадями «Мышематика». И кроме того, когда ребёнок дома решает задачки из тетрадок, он иногда не вполне понимает суть задачи, а пытается угадать ответ по лицу мамы или другого значимого взрослого. На Мышематике мы учим детей не только решать задачи, но и придумывать свои аналогичные задачи друг для друга. Это даёт намного более глубокое понимание. Мы много играем в игры на развитие математического мышления и самоконтроль, выполняем командные упражнения. В группе, с живым ответом педагога, дети намного эффективнее учатся решать задачи, чем дома. В группах много развивающих пособий, обучающего материала – дома такой набор собрать сложно. Автор методики постоянно изобретает новые способы увлечь юных математиков, эти новинки не сразу попадают в тетради, а некоторые и никогда – их можно реализовать только в группе.

Организационные вопросы

Как записаться на занятие?

Это можно сделать несколькими способами, и в каждом случае нужно оставить ТЕЛЕФОН И ПОЧТУ РОДИТЕЛЯ, ПОЛНОЕ ИМЯ И ДАТУ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА:

  • это можно сделать, заполнив заявку на страничке конкретного кружка на сайте Мышематики. Перед началом занятий администратор клуба свяжется с вами, чтобы уточнить все детали. Этот способ самый предпочтительный – информация не потеряется и не будет искажена по ошибке.
  • на сайте конкретного клуба. Все клубы размещают формы записи на кружок Мышематики у себя на сайте.
  • по телефонам +7(916) 655-2693 +7(916) 651-2911 или по телефонам конкретных клубов, на площадке которых идёт Мышематика.

Как формируются группы?

После записи администратор клуба пригласит вас на пробное занятие, определив ребёнка в группу СТРОГО по возрасту. Ребёнок в 4 года и 10 месяцев пойдёт в группу 4-5 лет, а не в группу 5-6 лет (даже если его родители считают, что он самый умный и ему почти 5, и пусть тянется за старшими).

Сколько человек в группе?

Не больше 8 человек на одного преподавателя. (Если группу ведут два преподавателя одновременно, то группы набираются до 12 детей)

Сколько длится занятие?

50-55 минут.

Если мы пропустили занятие, будет ли перерасчёт?

Занятия в абоменентах Мышематики не переносятся, а сгорают, если клиенты на него не пришли. У нас оплачивается именно место в группе, иначе мы не можем обещать, что в один день не окажется на занятии только трое, а в другой – 15 человек.

Кто ведёт занятия?

В каждом клубе свой педагог. Педагоги Мышематики прошли обучение, стажировку и сдали экзамен (вели занятия с группами детей под супервизией лично у Жени Кац). Многие педагоги вели занятия не только в своей группе, но и на игротеках и в выездных математических лагерях. Мы работаем только с теми преподавателями, которые полностью удовлетворяют требованиям методики. Все наши сотрудники владеют игровыми методиками, они активные, общительные, умеют и любят работать с детьми. Из-за наших стандартов качества новые кружки открываются нечасто, зато мы уверены, что с детьми будут заниматься именно Мышематикой. Про каждого педагога можно прочесть на сайте

Как попасть к автору методики, Жене Кац?

Женя Кац ведёт занятия в семейном клубе “Солнышково” на Островитянова, 6. Телефоны клуба +7(985)257-15-61 +7(963)782-08-55. Записаться можно также заполнив форму на нашем сайте. Кроме того, есть группы в ЦДО, ул Новаторов 34 к 2.

Есть ли занятия для школьников?

Есть, до 3-го класса, в некоторых клубах. Наши математические кружки не повторяют школьную программу математики, на них прорабатываются темы, которые в школе не успевают охватить. Логика и комбинаторика, геометрия и арифметика – задания для школьников почти олимпиадного уровня помогают лучше понять математику. Мы не разбираем обычные задачи из школьной программы, не натаскиваем детей и не готовим их к олимпиадам, но стараемся показать, что математика бывает интересная, и интереснее самому найти решение, а не списать у соседа. Хотя мы не решаем школьные задачи, занятия в кружке часто помогают детям более успешно справляться и со стандартной программой.

Есть ли занятия для малышей?

Для малышей с 2 до 4 лет педагоги Мышематики проводят занятия “Мини-Мышематика” в семейном клубе “Солнышково” на Островитянова, 6. Телефоны клуба +7(985)257-15-61 +7(963)782-08-55. Записаться можно также на сайте клуба

Можно ли перевести ребёнка в группу с более старшими детьми?

Вопрос о переводе решает только педагог Мышематики – по итогам нескольких занятий. На первые занятия мы всех детей записываем строго в группу по возрасту и 4-5 занятий присматриваемся. Иногда уже по итогам первых двух занятий мы видим, что ребёнку будет комфортнее учиться в другой группе, тогда мы ищем варианты и согласовываем их с родителями. Мы стараемся собирать группы примерно равные по навыкам и знаниям, и оцениваем при этом целый комплекс навыков, а не только умение считать. Иногда ребёнок действительно считает лучше других детей в его группе, но при этом не готов долго ждать своей очереди, не умеет работать в парах, не умеет проигрывать и нервно реагирует даже на маленькие неудачи. В такой ситуации в группе со старшими ему будет трудно, и занятия будут менее эффективными. Предложение о том, чтобы перевести ребёнка в другую группу обычно исходит от педагога.

Как происходит переход в группу следующего уровня/возраста?

Вопрос о переводе решает только педагог Мышематики – по итогам занятий. Мы часто приносим задания разного уровня сложности, так что у нас на занятиях дети редко скучают. Более того, часто бывает так, что дети говорят «Мне всё было легко», даже тогда, когда они смогли выполнить правильно только половину заданий, поэтому у родителей нет возможности оценить, действительно ли их ребёнку настолько легко на занятиях. Педагоги стараются учитывать уровень каждого из детей и дают разным детям разные задачи.

Нам не подходит время/день занятий, можно ходить с более старшей группой?

Дети занимаются в группах своего возраста. Вопрос о переводе в группу более старшего возраста решает только педагог Мышематики. Если вам не подходит время и день, то можно поискать подходящий  вариант занятия Мышематикой в другом клубе.

Мой ребёнок опережает развитие. Почему ему нельзя ходить в группу с более старшими детьми?

Если поместить ребенка в группу с более старшими детьми, он может решать задачи уровнем выше, но он будет делать их чуть медленнее, и оказываться последним в группе, что не добавит ему уверенности в своих силах. Если мы видим, что ребёнок действительно опережает всю группу не только в арифметике, мы сами предложим вам другую группу для него.

Почему занятия только раз в неделю?

Мы даём много пищи для размышлений на занятии, а домашнее задание укажет направление для игровой активности дома. За один час в неделю дети получают довольно солидный объём знаний в течение года. Одного раза вполне достаточно.

Можно ли присоединиться в середине года?

Да, можно. Все разделы математики, так или иначе, прорабатываются на каждом занятии. Сложность заданий постепенно возрастает, но педагоги дают новичкам задания чуть попроще, чтобы они влились в процесс, и все в итоге выравниваются по уровню.

Как понять, насколько ребёнок понимает и усваивает материал?

2 раза в год педагог пишет отчеты для родителей каждого ребенка. В отчёте указывается, что у ребёнка получается, в чём он продвинулся лучше, а что педагог рекомендует доработать отдельно, вне занятий.

Ход занятий:

Что делают дети на занятии?

На занятии дети решают задачи на внимание, на счёт, на логику, на умение удерживать в памяти длинную инструкцию, на координацию. Мы можем предложить показать число 6 на пальцах разными способами, а можем предложить паре детей вместе показать 8 пальцев. Мы играем в «волну» – считаем по порядку вверх и вниз, сидя на лавочке или стоя в кругу. Мы развиваем глазомер – учим определять расстояние в шагах. Складываем разные орнаменты из кубиков, мозаики, конструкторов – учимся понимать схему, рисовать свою схему. Иногда мы просим продолжить узор – но не на листочке, а из счётных палочек. В конце занятия мы часто играем в разные настольные игры и делаем небольшие письменные задания, развивая мелкую моторику и графические навыки. Знания усваиваются всеми каналами восприятия информации, а не только зрительным и слуховым, как в школе. И это работает гораздо эффективнее.

Как занимаются дети одного возраста, но разного уровня?

Каждый ребенок получает в течение занятия индивидуальное задание, соответствующее его уровню знаний. У нас часто в одной и той же группе оказываются дети разного уровня, причём один сильнее в арифметике, другой – в геометрии. Мы составили программу таким образом, чтобы можно было дать каждому из детей интересные и посильные задания.

Как узнать, что было на занятии сегодня?

Обычно педагоги включают родителей в чат в вотсапе, в закрытую группу фб или ВК, где и рассказывают о ходе каждого занятия. Но не всегда это получается делать оперативно. Мы постараемся следить за тем, чтобы вы наблюдали за ходом урока в соцсетях регулярно. Помимо этого вы можете читать нашу группу Мышематика в ФБ и смотреть видео на ю-тубе, тогда вы будете лучше понимать, какого типа задачи мы ставим перед детьми на занятиях Мышематикой.

Можно ли родителям присутствовать на занятиях?

Нет, как правило мы просим родителей ждать в коридоре – за исключением групп мини-мышематика, в которых дети занимаются вместе с родителями. При родителях дети намного сильнее отвлекаются, ищут подсказки, стараются соответствовать ожиданиям родителей. Если ваш ребёнок тревожный, не ходил раньше ни в сад, ни на групповые занятия, то мы можем пустить родителей в порядке исключения.

Что нужно ребёнку для занятий?

Удобная и комфортная одежда, в которой ребенок не будет бояться сесть на пол, ползать на коленках и т.д. и сменная обувь. Если мы даём письменное задание, то мы сами приносим тетради, карандаши и всё необходимое.

Есть ли домашние задания?

Да, мы стараемся давать короткое домашнее задание в конце урока, обычно один листочек А4, но решение домашнего задания педагоги обычно не проверяют. Это не обязаловка, скорее, направление для игровой активности дома. Мы уверены, что взрослые сами могут оценить, понял ли ребёнок задание. Мы даём домашнее задание для того, чтобы дети привыкали делать его самостоятельно, не под мамину диктовку.

Домашнее задание может быть похоже на то, что дети делали в классе, так что они сами вам расскажут, что такое «голодный крокодил», и как решать задачки про птичку в клетке. Иногда домашние задания по Мышематике могут выглядеть как “сосчитать красные машины, в номере которых есть цифра “3””. Для многих детей это довольно сложное задание, т.к. необходимо отслеживать выполнение сразу нескольких условий.

И мы очень просим родителей не считать такие задания лёгкими и необязательными, и следить за их выполнением.

Описание занятий Мышематики | Мышематика от Жени Кац

Прочитать ответы на часто задаваемые вопросы о “Мышематике”

Мышематика для детей 4 – 5 лет

Наши занятия и книжки не случайно называются «необычная математика» и «математика вприпрыжку» – мы не сидим за партами, мы играем, ползаем, хлопаем, топаем, но в то же время мы учим детей важным и серьёзным вещам.

Математика – это в первую очередь умение понимать самые разные схемы и умение действовать по правилам. На наших занятиях с детьми 4-5 лет мы много времени и внимания уделяем тому, чтобы научить детей действовать по правилам, переключаться с одного задания на другое, осваиваем правила разных подвижных и настольных игр.

Маленьким детям нужно все новые знания пропускать через тело, через себя, поэтому мы много считаем шаги, прыжки, руки, пальцы.

Мы используем в своих занятиях много разных геометрических и счётных материалов, приносим детям самые разные головоломки, кубики, конструкторы, мозаику.

С детьми 4-5 лет мы почти не делаем письменные задания, и не каждый раз даём домашнее задание. Зато мы часто повторяем разные задания на самых разных материалах. Это помогает детям построить прочный фундамент для дальнейшего обучения.

Многие родители приходят записывать ребёнка со словами: «Ему 4 года 2 месяца, но он обожает цифры и считает уже до 20, запишите его в группу к детям 5-6 лет, иначе ему будет скучно!» Мы отлично понимаем, что для каждой мамы её малыш – самый лучший, самый умный и самый талантливый. Но всё же мы предлагаем вам записать ребёнка в группу в соответствии с его календарным возрастом. Дети в 4 года, как правило, быстрее устают, им сложнее ждать своей очереди в играх, им не хватает моторики для письменных заданий, которые мы делаем в группе 5-6 лет. Если мы увидим, что по всем этим параметрам ребёнок мог бы вписаться в группу 5-6 лет, мы сами предложим его туда перевести!

Мышематика для детей 5 – 6 лет

Наши занятия – это игровая математика, и мы не будем с детьми сидеть за партами и писать примеры и прописи. Мы будем считать на пальцах, на счётных бусах, на счётных палочках и на нумиконе, будем учиться понимать самые разные схемы, и даже попробуем нарисовать схемы своих построек.

Мы чередуем занятия со счётными материалами и подвижные игры, включающие в себя счёт шагов, прыжков и разных движений, мы учимся угадывать и оценивать на глаз расстояние в шагах, предлагаем детям показать 6 на пальцах разными способами. Мы не заучиваем состав числа наизусть, но даём много игр и заданий, в ходе которых дети сами начинают уверенно ориентироваться в счёте.

На занятиях мы используем много разных кубиков, конструкторов, геометрических материалов. Письменных заданий мы даём не очень много, не более, чем на 5-10 минут из всего урока. Обычно в конце урока мы раздаём детям листочки с домашним заданием на 1 страничку А4.

Мы стараемся сделать так, чтобы в группах работали дети примерно одного возраста и уровня. Даже если вам кажется, что ваш ребёнок считает намного лучше большинства ровесников, запишите его, пожалуйста, в группу по возрасту. Помимо умения считать, есть ещё умение работать самостоятельно и в группе, ждать своей очереди, умение спокойно просить о помощи и не обижаться на проигрыш в игре. По всем этим параметрам пятилетние дети обычно сильно отличаются от детей 6-7 лет, поэтому не надо записывать детей в группу, где все остальные сильно старше. Если мы увидим, что вашему ребёнку будет лучше в другой группе, мы сами скажем вам об этом.

Мышематика для детей 6 – 7 лет

Мы любим играть с детьми в математику. На занятия мы не сидим за партами, зато мы много считаем, сравниваем, конструируем. Мы считаем, что дети лучше всего учатся в игре и в своих собственных экспериментах. Мы предлагаем детям, скажем, придумать свою постройку из конструктора, а потом зарисовать её, соблюдая масштаб. Мы играем на полу, на ковре, считаем шаги, показываем числа на пальцах разными способами, осваиваем разные логические игры.

На занятиях мы  работаем с самыми разными счётными и геометрическими материалами, используем игры из арсенала нейропсихологов, чтобы помочь детям не только научиться считать, но и помочь им психологически подготовиться к школе, научиться работать над заданием самостоятельно и в команде, ждать своей очереди, придумывать несколько решений к одной задаче.

Наши занятия не сводятся к прописям и заучиванию наизусть разных фактов. Вместо этого мы помогаем детям пропустить новые знания через тело, пощупать – как устроены двузначные числа при помощи связок спичек, счётных кубиков, разных счётных материалов типа нумикон.

На каждом уроке мы занимаемся не только арифметикой, но и геометрией – используем мозаику, кубики «сложи узор», разные геометрические головоломки.

Мы стараемся подбирать в группах детей примерно одного возраста и одного уровня знаний. В конце каждого урока мы предлагаем детям листочки с домашним заданием на 1 страничку А4.

Математические кружки для школьников «Математика в твоих руках»

Мы любим играть в математику с детьми разного возраста. У нас есть регулярные группы для дошкольников – мышематика, а есть кружки для учеников начальных классов. На наших занятиях мы не решаем столбики с примерами или уравнениями, а стараемся показать разные красивые темы, выходящие за рамки школьной программы, но при этом посильные и доступные ученикам начальной школы.

  • Как из плоского листа бумаги сделать объёмные фигуры, что такое развёртка, и как проверить правильность развёртки?
  • Что такое Лента Мёбиуса, и какие эксперименты можно с ней проводить?
  • Как нарисовать по изометрической бумаге объёмные фигуры? Как построить чертёж в трёх проекциях, и как по чертежу восстановить постройку?
  • Как придумать свою задачку про перекладывание спичек?
  • Чем можно измерять расстояние? Как сделать измерительные верёвочки с узелками?
  • Как записывали числа в древнем Египте? А в древнем Вавилоне? Изучаем клинопись и другие древние способы записи чисел.
  • Как нарисовать узел? Что такое тривиальный узел?
  • Что такое головоломка «ТАНГРАМ» и как её сделать самому?

Вот такие разные темы мы обсуждаем со школьниками на занятиях по математике. Мы стараемся не обгонять школьную программу, и мы не ставим перед собой цели натаскать учеников на решение олимпиадных задач. Мы хотим сделать другое: показать, что математика – это красиво, а многие математические задачи можно пощупать, нарисовать, и тогда решить их намного проще.

Геометрия и пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет и их родителей

Многие родители мечтают отвести детей на какие-нибудь полезные занятия чуть ли не с рождения. Мы понимаем, что это полезно для социализации и мамы и ребёнка, но было бы смешно называть подобные занятия математикой. Наши занятия – для родителей с детьми, и вы сами увидите, что маленьким детям сложнее всего – войти в зал, выполнять правила (вовремя убрать игрушки, сесть на лавочку на время пальчиковых игр и сказки, дать руку другим людям в хороводе)

Малышам важно всё новое пощупать, потрогать руками, поэтому им нужно много игр с самыми разными наглядными материалами. Понятно, что все развивающие игрушки и пособия домой не купишь, да и не нужно это. Мы собрали коллекцию интересных игр и игрушек для малышей 2-3 лет, и предлагаем детям поиграть в рамки и вкладыши, доски с разными хитрыми замочками.

Малышам в 2-3 года важно научиться хорошо чувствовать своё тело, составить карту своего тела: где плечи, где пальчики, где локти? Для этого мы используем на занятиях пальчиковые и хороводные игры, а также игры с большим игровым парашютом.

Математика – это в том числе умение понимать схемы, соблюдать правила. Мы приносим малышам разные кубики, мозаику, используем фольклорные игры для того, чтобы дети учились действовать по правилам, сравнивать, делать конструкции из мозаики и кубиков по образцу и по схеме.

Схема занятий примерно повторяется из раза в раз:

  • исследуем разные рамки и вкладыши, иногда строим полосу препятствий, потом убираем все игрушки
  • играем в пальчиковые и ритмические игры, развивающие мелкую моторику
  • хороводные и фольклорные игры
  • работа с геометрическим материалом (кубики, мозаика), иногда аппликация или лепка
  • кукольный спектакль

Основная задача подобных занятий – научить малышей работать и учиться чему-то новому в группе ровесников, соблюдать правила разных игр.

Геометрия для малышей 3,5 – 4 года

Мы проводим игровые занятия математикой для детей 3.5-4 лет, но большую часть занятия мы играем в подвижные и фольклорные игры, и работаем с самыми разными кубиками, конструкторами и другими геометрическими материалами. Именно поэтому наши занятия называются «геометрия для малышей». Мы учим детей строить по схеме и по образцу из мозаики и из кубиков, знакомим с различными счётными материалами.

На занятиях мы учимся считать шаги, показывать числа на пальцах, сортировать предметы по размеру, по цвету и др.

Математика – это умение понимать и принимать некие правила игры. Мы договорились, что 5 – это значок для обозначения пяти предметов, но детям зачастую удобнее считать на предметах, а не пользоваться цифрами. Мы используем наклейки и игральные кубики с точками для того, чтобы помочь детям освоиться в первых пяти числах.

Мы знакомим детей с простыми настольными играми и учим их ждать своей очереди, соблюдать правила, договариваться с другими.

Некоторые дети в 3.5 года уже готовы оставаться на занятии без мамы или папы, но мы предлагаем родителям приходить и включаться в наши занятия. Тогда вы сможете сами увидеть, какие задания посильны детям такого возраста, а какие вызывают затруднения у многих.

Основная задача подобных занятий – научить детей работать, слушать и запоминать правила, и учиться чему-то новому в группе ровесников.

Готовность к школе | Мышематика от Жени Кац

А вы нам скажете, что нам надо подтянуть? И готов ли он к школе?

Ко мне приводят в группы самых разных детей 5-6 лет, и каждый из них прекрасен и замечателен по-своему. И каждый родитель мечтает поговорить с нами о своём ребёнке в те пять минут, что у нас есть между группами, пока одни дети выходят из зала, а другие ждут в коридоре.

Некоторые родители так хотят подстелить соломки, так хотят заранее помочь ребёнку и дать ему самое лучшее, что готовы возить его на занятия по полтора часа в одну сторону.
-Мы хотим отдать Сашу в хорошую школу на следующий год, он ведь уже отлично читает и считает! А ещё он ходит на Лего и на шахматы. Вы подскажете, что нам подтянуть ещё?
А я смотрю на Сашу и вижу, что он обычный пятилетка, и ему будет очень сложно в школе в 6 с небольшим. У него слабая моторика, и прописи будут для него мучением. Он быстро утомляется, быстро начинает отвлекаться, и это нормально для его возраста. И какими бы ни были прекрасные педагоги, которые учат Сашу, они не смогут дать ему то, что ему не по силам – в силу возраста.

Что мы делаем на занятиях мышематикой?
Мы учим детей учиться, работать в группе и самостоятельно, слышать задание, переключаться с одного на другое. Мы не сидим за партами, мы прыгаем, бегаем и много двигаемся, считаем на пальцах, играем в конструкторы. Но каждый из детей приходит в группу со своим багажом знаний, своими сильными и слабыми сторонами.

Умение читать и считать – не единственный и не главный навык, который нужен ребёнку в школе. Однако родители обращают внимание обычно именно на это.
Если умеет по порядку произнести числа от 1 до 100, значит, умеет считать.
А если бодро читает, то, значит, готов в школу.
Так ли это?

Иногда так, но иногда увы – совершенно не так.

Подготовка к школе бывает очень разная, некоторые занятия подготовкой к школе очень осмысленные, а некоторые – не очень.

На некоторых курсах подготовки к школе за парты сажают малышей 4-5 лет.
И дают им листочки с письменными заданиями – чтобы было, что показать родителям на выходе. Мол, пусть привыкают и приучаются.
Но проблема в том, что многие дети от необходимости сидеть неподвижно за партами очень портятся и отвлекаются. Они привыкают на таких занятиях только к тому, что школа, подготовка к ней и учёба – это скучно…

В школе ученик сталкивается с кучей разных учебных задач.

  • Ему нужно внимательно слушать, что говорит учитель (и не отвлекаться ни на ворону за окном, ни на то, что у соседа укатился карандаш под парту).
  • Ему нужно быть внимательным, и достать из пенала именно карандаш, а из портфеля – прописи, а не учебник Окружающего мира.
  • Нужно запоминать длинные инструкции типа: “Открой учебник математики на странице 23 и сделай упражнение номер 5”
  • Ему нужно иметь хороший глазомер, чтобы рисовать буквы, цифры, узоры по клеточкам.
  • Нужно хорошо ориентироваться в пространстве, и понимать, что такое правый верхний угол листочка, и где вторая строчка сверху.
  • А ещё нужно уметь сложить свои вещи в портфель, переодеться на физкультуру и на прогулку, запомнить, что нужно принести на следующий урок и тд.
  • Нужно уметь попросить о помощи, если ты чего-то не понимаешь.
  • А кроме того надо уметь налаживать отношения с ребятами в классе,
    не дразнить и не подсказывать,
    договариваться в игре,
    ждать своей очереди,
    решать конфликтные ситуации – и желательно без помощи кулаков

Многие дети, которые психологически не готовы к школе, не справляются именно с бытовой частью учёбы: не могут переодеться за разумное время, теряют свои вещи, не могут ждать своей очереди, привыкли быть всегда в центре внимания, перебивают других детей и учителя…

Как устроены наши занятия МЫШЕМАТИКОЙ?
Мы много работаем с самыми разными счётными материалами: считаем на пальцах, на счётных палочках, на нумиконе, на счётных бусах и на разных счётных кубиках.
Даже если вы уверены, что ваши дети отлично считают по порядку и знают наизусть состав числа, им всё равно полезно все знания пропускать через тело. И им надо считать самые разные предметы: магниты, счётные кубики, машинки, каштаны…
Считать на пальцах полезно даже школьникам!

Мы играем на каждом занятии в какие-нибудь геометрические игры: строим из счётных палочек, из мозаики, из кубиков. Начинаем мы с заданий типа “сделай по образцу”, потом делаем задания по схеме, а потом – каждый сам придумывает что-то своё, и сам это зарисовывает.

Умение понимать схемы нужно в школе постоянно: надо понимать схему слова, схему предложения, схему в учебнике математики…
Для развития пространственного мышления куда полезнее игры с самыми разными геометрическими материалами, а не только задания типа “продолжи узор по клеточкам”!

Кроме того мы обязательно используем самые разные подвижные игры и кинезиологические разминки, считаем свои шаги и прыжки, хлопаем и топаем, ползаем и учимся чередовать быстрые движения и медленные. Одним детям сложно бывает громко топать, а другим – трудно угомониться после беготни. Но всем дошкольникам точно нужны занятия, во время которых они могут не только сидеть за столом, но и лежать, и менять позу, как им удобно.

А ещё мы играем в самые разные настольные игры – и учим детей всё тем же навыкам – ждать своей очереди, запоминать правила, быть внимательными и тд.

Вот, как это выглядит:
P9188648
Сложи по образцу картинку из мозаики

P9188673
Сложи своего человечка из счётных палочек по образцу

P9188674
А теперь – нарисуй человечка на листе бумаги, который держит руки и ноги так, как твой человечек из палочек!

P9188675
А теперь сам встань именно так, как наш человечек из палочек

P9188678
теперь сложи человечка, который встал вот так – и нарисуй его!

P9188683
нарисуй такого человечка большого, а рядом такого же, но маленького,
маму – и рядом малыша!

P9188753
некоторые успевают и всех наших палочных человечков изобразить, и себя, и кошку )

P9188703
С шестилетками не только складываем фигурки из мозаики

P9188707
но и зарисовываем их по бумаге в треугольную клеточку
(Кстати, вот шаблон такой бумаги)

P9188712
Ох, как сложно договориться и вдвоём показать ровно 12 пальцев!

P9138447
Устали – надо поползать и размяться!

P9138446
Кто пролезет в норку?

Вот так примерно выглядят обычно наши занятия мышематикой.

Мышематика в вопросах и ответах

Что такое Мышематика?

  • Мышематика – это методика игровой математики для дошкольников и младших школьников. Ее придумала Женя Кац, игровой педагог, автор задач для математических олимпиад и математических тетрадей.
    Почему игровая? Потому что игра для маленьких детей – это самое интересное и самое главное! Потому что через игру дети лучше всего все понимают и усваивают.

Почему на ваших математических занятиях дети ползают, бегают, прыгают?

  • Дети у нас не просто бегают, ползают и прыгают – они при этом выполняют математические упражнения. Например, считают шаги или замирают на определенный счет. У нас много математических игр, связанных с движением. Только сидеть с тетрадками и листочками над заданиями тяжело детям, да и неполезно. Обычно мы проводим разминку или подвижную игру в середине занятия.

Кто преподает в кружках Мышематики, кроме самой Жени Кац?

  • Женя Кац подготовила преподавателей – доброжелательных, понимающих суть игры и любящих математику и детей. Они все работают по методике “Мышематика”, с нашими учебными материалами, под нашим контролем и с нашей всесторонней поддержкой, а также с тем же ответственным подходом к делу и с тем же вниманием к детям. Прежде чем получить от Жени Кац разрешение вести занятия в группах “Мышематики”, они проходят годичный курс обучения.

Как много детей в группе?

  • В основном в группах по 5-7 детей.  Если детей больше, то преподаватель работает с ассистентом. Нам важно иметь возможность уделить индивидуальное внимание каждому ребенку, направить каждого ребенка с учетом его темперамента и комфортного для него темпа работы.

Не будет ли ребенку тяжело, если он придет в группу, которая занимается с начала учебного года?

  • Ребенку помогут войти в группу, в которой дети уже знакомы друг с другом. И если ребенку будет трудно, у преподавателя всегда есть возможность дать ему чуть более простое задание по изучаемой теме, чтобы ребенок чувствовал и верил, что у него получается.
    В каждой возрастной группе отдельные темы (порядковый счет, числовые ряды, состав числа и т.д. – для каждого возраста свои наборы тем) осваиваются, изучаются на протяжении всего года в самых разных задачах, играх и упражнениях. И новый ребенок сможет, успеет понять, усвоить все, что нужно.

Если ребенок “сильный”, хорошо считает, не будет ли ему скучно на занятиях с однолетками?

  • Преподаватели наблюдают за каждым ребенком и составляют индивидуальную траекторию для каждого ребенка в рамках общей программы группы и в рамках каждого занятия. То есть, выполняя упражнение в группе на одинаковом для всех материале (кубиках, палочках), каждый ребенок получает свое задание по его силам. Если ребенку скучно или он выполняет упражнение, не прилагая особых усилий, ему дадут более сложное задание по изучаемой теме.

Ребенок и так хорошо считает, зачем ему кружок математики?

  • Хорошо считать – не главное. Математика – это не только цифры и не только арифметические действия. Это понятие числа и количества. Это пространственные представления – и начала геометрии, и координация движений. Это работа со схемами и проекциями. Это умение находить ошибки и исправлять их. Это задачи с несколькими решениями. Это еще много что красивого и интересного.

Готовите ли вы на занятиях детей к школе?

  • Да, с 6-7-летками мы много играем в игры на концентрацию внимания, на умение слушать и слышать взрослого, выполняем упражнения, в которых надо запомнить и выполнить целую цепочку заданий. Эти навыки очень помогают детям легче адаптироваться к обучению в школе. Также у нас есть задания, которые готовят руку и глаз ребенка к прописям.

А если ребенок то и дело пропускает занятия из-за болезней, нам надо будет самостоятельно заниматься с ним дома? Или он отстанет? Или ребенку придется бросить занятия?

  • Заниматься дома можно, только если ребенку самому хочется! А “не отстать” ребенку помогут.  У нас на занятиях нет “отстающих” и “отличников”, мы даем детям заниматься каждому в своем темпе, но в рамках заданных тем и с тем же самым материалом, что и все. В жизни это выглядит так, что, например, все дети складывают и зарисовывают по клеткам башенку из 6 разных плашек или кубиков, самые шустрые – из 8 плашек, а те, кому трудно – из 5. Каждый ребенок занят, каждый увлечен, и все дети успешные. Нет смысла бросать занятия, если ребенок часто болеет и редко ходит.

Занятия один раз в неделю – это не слишком мало?

  • Одно занятие в группе с преподавателем  в неделю – это достаточно. Дети занимаются не только на занятии. Им нужно время обдумать, обыграть, прочувствовать то, что было на занятии. Именно так они лучше усваивают материал и начинают именно понимать математику.

В каких районах Москвы есть кружки Мышематики?

  • Со списком всех наших групп можно познакомиться тут .

Семинары | Мышематика от Жени Кац

Огромное спасибо за семинар. Я получила от этого семинара намного больше, чем ожидала. Во-первых, т.к. участники сами пробовали играть во время семинара во все, о чем рассказывали, то я очень хорошо запомнила предложенные упражнения. Во-вторых, я увидела работу в команде. Женя и Лена фантастически взаимодействуют. У меня даже поменялось отношение к самому формату обучения группы. Я стала воспринимать ребят не как учеников, а как членов команды, теперь я иначе реагирую на изменение сценария во время занятия. Мне самой стало интересно, как будет развиваться урок. Дети на занятиях очень хорошо откликаются на все предложенные игры. Женя как будто разгадала их, узнала, что им понравится. =)  После семинара у меня в голове сложился пазл: во что мы играем, зачем мы играем, какими составляющими наполнен урок. Это с одной стороны придает уверенности, структурирует, с другой стороны позволяет на каждом новом занятии развивать намеченную линию рассуждений и укреплять навыки. Более того, этот семинар включил мою собственную фантазию. =) Например, для задания с возможным взаиморасположением 5 кубиков( у меня в арсенале нет таких кубиков), я решила использовать квадраты из магнитного конструктора Magformers. Детям эта идея очень понравилась. Потом мы получившиеся фигуры рисовали на листочке в крупную клетку. Мне очень понравилась атмосфера вашего центра. Даже то, что все ходят в носочках и сидят на подушках. Это так уютно и сразу как-то расслабляешься от этого. Очень способствует восприятию, потому что комфортно и демократично.     Мне было бы интересно быть преподавателем Мышематики, но я не знаю условий сотрудничества(какие отчисления делает педагог и какими материалами он имеет право пользоваться) и мне не понятно, как мне обучаться из другого города(слишком часто прилетать очень дорого, и оставлять двух детей 7 и 9 лет надолго тоже сложно).При этом есть красный диплом математического факультета Челябинского государственного университета. Если есть мысли, как это можно реализовать, то может быть это стало бы прекрасным шагом на пути к регионам(Я из Челябинска). А то одна сплошная ментальная арифметика заполонила учебные центры нашего города, а мне Мышематика нравится. =)           PS. Отдельное спасибо за это письмо с обобщением того, что было на семинаре. Я старалась все фиксировать, но все равно иметь такой вот обобщающий список очень полезно.   С большим уважением и благодарностью, @captain_Tanya

Семинар для преподавателей | Мышематика от Жени Кац

Семинар Жени Кац “Игровая математика для дошкольников: как учить детей 4-7 лет, не усаживая их за парты”

Друзья, мы очень рады вашему желанию участвовать в практическом семинаре Жени Кац по игровой педагогике!

Внезапно желающих оказалось столько, что места на первый семинар 6 октября кончились почти мгновенно.
Поэтому, по многочисленным просьбам, Женя проведёт дополнительный семинар в воскресенье 20 октября.

Напомним вкратце, что входит в программу:
– Семинар у нас – практический. То есть, мы мало сидим за партами, как и на занятиях с детьми. 😁 Просто записав все лайфхаки и приёмы, вы не запомните их с той же эффективностью. А вот, поиграв во все математические игры, вы запомните их наверняка.
– Также Женя рассказывает про всё многообразие приёмов и материалов, делится своим многолетним преподавательским опытом работы с группой.

Расширяем инструментарий обучения математике, учимся игровому подходу, собираем коллекцию игр, книг, задачников и весёлых математических затей!

Оплата заранее – выгоднее! 😉 Регистрация на семинар 20 октября

И САМОЕ ГЛАВНОЕ! Пожалуйста, если вы летите или едете издалека, сначала забронируйте участие в мероприятии, и только потом покупайте билеты на поезд или самолёт.

Jane Kac20 октября  2019 года, в Москве, семейном клубе Жени Кац “Солнышково”, по адресу ул. Островитянова д. 6, с 12:00 до 19:00 состоятся практические семинары для тех, кто хочет научиться вести группы по программе Мышематика, для воспитателей и педагогов (наличие пед. образования — не обязательно!) Игровая математика для дошкольников: как учить детей 4-7 лет, не усаживая их за парты. Для участия в семинаре 20 октября необходима регистрация.

 

Участники семинара станут не только слушателями, но и активными учениками и авторами новых задач, смогут сформулировать для себя, в каких ситуациях у учеников возникают сложности, и как помочь детям с этими трудностями справиться.

 

На семинаре обсудим:

  • особенности игрового подхода и методики Мышематика: пропускаем все знания через тело, чередуем арифметические, геометрические и подвижные игры, серии последовательно усложняющихся заданий,
  • традиционные задания по математике для дошкольников — чем их можно дополнить и как внести разнообразие,
  • арифметические игры и здания, игры со счётными палочками, разнообразие счётного материала, использование игрального кубика, составление счётных таблиц и др.,
  • геометрические игры и задания, схемы, использование конструкторов и мозаики,
  • подвижные игры с математикой,
  • нестандартная математика для дошкольников (игры с симметрией, стрелочки и графы, схемы и проекции),
  • особенности групповой динамики, сложности малых групп, количество детей в группе,
  • как  и какие настольные игры включать в занятия с детьми разного возраста (игры логические, арифметические, на развитие речи, на развитие внимания и памяти),
  • как построить урок, чтобы не потерять интерес детей и удержать их внимание.

Эти и многие другие вопросы мы обсудим на семинаре для преподавателей.

А ещё поделимся новыми идеями, играми и материалами, и покажем разные логические и арифметические игры.

В конце семинара каждый из участников получит краткий список литературы по теме, сможет полистать наши пособия для детей и книги для родителей.


ВНИМАНИЕ:

Участие в семинаре не даёт права стать педагогом Мышематики. Для этого после участия в семинаре необходимо пройти 4-х месячную стажировку в действующей группе Мышематики. А затем сдать аттестацию автору методики Жене Кац.

По итогам семинара вы можете использовать идеи игрового обучения от Жени Кац, не называясь при этом Мышематикой. Напоминаем, что Мышематика — зарегистрированная торговая марка.


Приходите к нам играть и учиться!


Регистрация на семинар 20 октября 2019 закрыта. Вы можете заполнить форму и оставить заявку на участие в следующем семинаре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.