Что такое подражание поведению родителей: Что такое подражание поведению родителей до какого. Подражание – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

что такое подражание повидению родителей?до какого возраста оно продолжается? помогите,очень срочно надо

Подражание (- следование какому-либо примеру или образцу) встречается на разных возрастных этапах развития человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания в разных возрастных периодах скрыты разные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание взрослому представляет собой форму установления контакта с ним, следует сразу вслед за его движениями. В дошкольном возрасте подражание имеет отсроченный характер и направлено на освоение способов и смыслов человеческой деятельности. Сюжетно-ролевая игра дошкольника представляет собой одну из форм подражания. Первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него, внешним сторонам человеческой деятельности. Постепенно он начинает подражать тем сторонам поведения, которые отражают смысл ситуации. В подростковом возрасте подражание направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию себя с некоторой конкретной, значимой личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. Подражание может выступать как элемент научения двигательным навыкам и умениям. Что же касается копирования вредного поведения, то здесь общий совет такой: внимание взрослых, родителей (в виде наказаний, неодобрений, замечаний) к нежелательному поведению ребенка срабатывает как его подкрепление и только усиливает вредную привычку. Поэтому наиболее эффективным является полное внешнее игнорирование вредных привычек ребенка, чтобы не заострять лишний раз его внимание на них. Как правило, они в этом случае сами собой проходят. Все же усилия и энергию родителям следует направлять не на борьбу с отрицательным поведение, а на поощрение и подкрепление желательных форм поведения.

Подражание ( следование какому-либо примеру или образцу) встречается на разных возрастных этапах развития человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания в разных возрастных периодах скрыты разные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание взрослому представляет собой форму установления контакта с ним, следует сразу вслед за его движениями. В дошкольном возрасте подражание имеет отсроченный характер и направлено на освоение способов и смыслов человеческой деятельности. Сюжетно-ролевая игра дошкольника представляет собой одну из форм подражания. Первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него, внешним сторонам человеческой деятельности. Постепенно он начинает подражать тем сторонам поведения, которые отражают смысл ситуации. В подростковом возрасте подражание направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию себя с некоторой конкретной, значимой личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. Подражание может выступать как элемент научения двигательным навыкам и умениям. Что же касается копирования вредного поведения, то здесь общий совет такой: внимание взрослых, родителей (в виде наказаний, неодобрений, замечаний) к нежелательному поведению ребенка срабатывает как его подкрепление и только усиливает вредную привычку. Поэтому наиболее эффективным является полное внешнее игнорирование вредных привычек ребенка, чтобы не заострять лишний раз его внимание на них. Как правило, они в этом случае сами собой проходят. Все же усилия и энергию родителям следует направлять не на борьбу с отрицательным поведение, а на поощрение и подкрепление желательных форм поведения.

как стать примером для подражания ребенка дошкольного возраста

Именно поэтому важно стать примером для подражания ребенком и давать ему для обозрения только положительные стороны. Можно использовать подражание ребенка родителям в воспитательных целях, но для этого нужно следить за своими словами и действиями. В противном случае подражание детей дошкольного возраста может отобразить самые негативные стороны взрослых людей, ведь как известно дурной пример заразителен.

 

 

 

 

 

 

Ребенок копирует поведение родителей, взрослых и других детей

Подражание – это следование определенному примеру или образцу, повторение одним человеком движений, действий и поведения другого человека. Дети копируют поведение родителей и это вполне естественно, важно для развития малыша. Дети подражают взрослым в процессе игры, но при этом они совершенно серьезно учатся жизни. Такое поведение – это средство, благодаря которому осуществляются социальная адаптация ребенка, освоение разнообразных навыков, а также развитие интеллектуальных способностей, что необходимо для успешного становления личности.

В первые два года жизни ребенок копирует поведение взрослых не осознанно, отчасти это зависит от его уверенности в том, что он сможет выполнить увиденное. Наблюдения показывают, что малыши более склонны подражать тем формам поведения, которыми они только-только овладевают, чем тем, которыми они уже владеют или которые еще не могут выполнить.

В повседневной жизни родители мало обращают внимания на то, что их дети с огромным удовольствием повторяют даже самые незначительные действия и жесты взрослых. Еще, будучи младенцем, ребенок учится вступать в контакт с мамой, отвечая на ее взгляд. Но первый период настоящего подражания начинается с 6-месячного возраста. Он частично копирует мимику, жесты взрослых, манипуляции с предметами.

В возрасте 2-х лет объем подражаний возрастает, малыш уже может повторять последовательность действий взрослого, а к 3-м годам подражание становится более выраженным, оно уже больше напоминает поведение окружающих ребенка людей. Именно в этот период у малыша проявляется способность переводить свои впечатления в символы, по-другому представлять себе отсутствующий предмет и ситуации, в которых он еще не принимал участия. В этом возрасте, если мамы нет рядом, ребенок сможет развлекать себя самостоятельно, играя в игры, в которые с ним играла мама.

В тот момент, когда малыш подражает кому-то из родных, взрослые обычно улыбаются, начинают хвалить его, некоторые повторяют еще раз свои действия. Видя такую реакцию, ребенок, как правило, закрепляет свое подражательное поведение, у него развивается склонность к усвоению нового опыта, что влияет на выбор в дальнейшем форм поведения.

Уже к 3-м годам дети начинают осознавать свою принадлежность к тому или иному полу, они играют в игры только для девочек или только для мальчиков. Мальчики подражают папе, деду или старшему брату, девочки – маме, бабушке, сестре. Девчонки разглядывают себя в зеркале, надев мамины туфли или платье, просят накрасить и им ногти и губы, если мама куда-нибудь собирается. Мальчишки пытаются «читать» газеты, «забивать» гвозди и выполнять все те дела, которые делает дома папа. Но не всегда ребенок понимает четкое разграничение мужского и женского, поэтому мальчик тоже может попросить маму накрасить ему губы помадой, а девочка может начать «водить» машину как папа. Зачастую это зависит от тех примеров, которые дома наблюдает ребенок. Например, в семье, где старший ребенок мальчик, а младший – девочка, больше шансов на то, что малышка будет стремиться подражать мужчине. А если в семье только один ребенок-мальчик и его воспитанием занимается мама, то, естественно, рано или поздно он попросит накрасить ему губы или сделать маникюр. В этом нет ничего страшного, достаточно просто объяснить малышу, что губы красят только девочки, и больше такая ситуация не повторится.

Наблюдения показали, что своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым, так как они являются для детей источником постоянных эмоций, как положительных, так и отрицательных. Малыш лучше усваивает поведение тех людей, которые вызывают у него эмоциональное возбуждение, привлекают его внимание. Подобная ситуация возникает и у деток, которые играют вместе.

Ребенок копирует поведение других детей: если двух незнакомых 2-летних малышей оставить играть вместе, то, как правило, тихий станет подражать более активному и уверенному в себе ребенку. Отсюда можно сделать вывод: подражание вызывается неосознанным стремлением человека к социальному одобрению, желанием быть похожим на другого человека или достичь определенных целей. Такой вывод справедлив не только по отношению к маленьким детям, но и к взрослым людям, ведь и мужчины, и женщины, глядя иногда на своих более успешных друга/подругу, стараются подражать им или их стилю жизни.

Когда дети начинают повторять за взрослыми и отражать родителей: воспитание собственным примером

В дошкольном возрасте подражание охватывает практически все стороны жизни, становится более осмысленным, ребенок все больше подражает не деятельности, а поведению взрослых. Ответить на вопрос о том, когда дети начинают повторять за взрослыми, несложно, происходит это с момента наступления осознанности.

Младенец, подражая движениям и звукам голоса родителей, пытается установить свой первый «содержательный» контакт. Дети отражают родителей и пытаются осмыслить структуры человеческой деятельности. В данном случае подражание меняется вместе с изменением ведущей деятельности, характерной для этого возраста. Например, в сюжетно-ролевой игре первоначально ребенок подражает более открытым и понятным для него моментам взрослой деятельности, которые он моделирует в своей игре, и только со временем он начинает подражать формам поведения, отражающим именно смысл ситуации. В подростковом возрасте подражание направлено на идентификацию себя с определенной значимой для ребенка личностью или же стереотипом обобщенных поведенческих и личностных характеристик.

Довольно часто дети фиксируют свое внимание на неверных действиях и поступках родителей. Как же избежать такого негативного влияния на собственного малыша? Нужно использовать воспитание детей собственным примером, строго следя за своими действиями и словами.

Во-первых, если вы сказали или сделали что-то не так, сделайте тут же что-либо положительное. Например, сказали бранное слово, расскажите смешной стишок или спойте детскую песенку, чтобы отвлечь ребенка.

Во-вторых, правильному поведению, в противовес плохому, уделите больше внимания, только сделайте это наглядно. Например, используя игрушки, покажите, что тому, кто сказал плохое слово, должно быть очень стыдно.

Образец и роль личного примера и поведения родителей и взрослых в воспитании детей

Роль личного примера родителей в воспитании детей сводится к тому, что таким образом закладываются привала их жизненной тактики. Поведение родителей как образец для поведения детей всегда учитывается опытными педагогами, которые могут дать полезные рекомендации мамам и папам с целью коррекции их стиля жизни.

Несколько правил, как использовать подражание в воспитательных целях.

  1. Если вы считаете, что определенное поведение важно для малыша как воспитательный момент, то осуществляйте его более эмоционально и занимательно для него. Заинтересовав ребенка, будет больше шансов, что он станет подражать такому поведению.
  2. Старайтесь в семейном общении вести себя соответственно вашим социальным ролям. Это относится не только к социальным, но и к гендерным ролям. Малышу будет легче подражать более соответствующим моделям поведения. Личный пример родителей в воспитании детей особенно важен в возрасте до 4-х лет.
  3. Не нужно ругать малыша, если после 4-х лет он будет подражать вам несколько странным образом. Большинство деток в этом возрасте стараются быть лучше, чем родители. Постарайтесь поддерживать ребенка в этом начинании.
  4. Младшие могут подражать старшим детям. В таком случае стоит поговорить со старшим ребенком и попросить его подавать хороший пример.

Малыш может также подражать и героям телеэкрана. Пример взрослых в воспитании детей в этом случае не будет достойной заменой: проследите за тем, что смотрит ребенок и в какие компьютерные игры играет. Фильтруйте то, что малыш смотрит. Постарайтесь находиться рядом и комментировать хорошее и плохое поведение героев, уже сейчас расставляйте правильные жизненные акценты.

Родителям стоит помнить также и то, что все взрослые, которые находятся длительное время с ребенком, становятся для него примером. Поэтому если вы хотите взять няню для малыша, стоит очень ответственно отнестись к ее подбору, чтобы потом не удивляться: «Мы же вроде так никогда себя не вели, почему же наш ребенок вырос таким?» Также надо присмотреться к деткам, с которыми дружит ваш малыш, и их семьям. Пример поведения взрослого для детей может быть впечатляющим, особенно, если он выходит за рамки привычного для них мира. Практически все родители приводят своих детей в гости к друзьям, где тоже есть дети. Ребенок успевает не только поиграть, но и мысленно оценить, как живут в этом доме, какие правила там установлены, некоторые из них он может перенести в свою жизнь, и не факт, что они понравятся родителям. То же можно сказать и о родственниках. Если мама и папа сами каждое утро встают в одно и то же время, убирают за собой постель, чистят зубы и завтракают, малыш постепенно привыкает к таким жизненным правилам, копирует подобное поведение родителей. А отправившись к бабушке или тете, которые души не чают в ребенке и разрешают не заправлять постель, не чистить зубы и т. д., он может подобное отношение к делам демонстрировать и дома, перестанет следовать примеру родителей. Хорошо, если ситуация обратная, и бабушка будет учить малыша правильному поведению. Но если родители все же заметили изменения в поведении своего ребенка, им стоит поговорить с бабушкой, тетей и другими родственниками о том, что малыш привык выполнять то-то и то-то и выходных у него быть не может, и как бы бабушка ни хотела угодить любимому внуку или внучке, ей все же придется придерживаться того распорядка дня, к которому привык ребенок.

Кстати, старайтесь в присутствии детей не осуждать и не высказываться плохо о своих родителях или родственниках. Обсуждая родителей при ребенке, можно добиться такого же отношения к себе, когда они вырастут.

Как привить и научить ребенка хорошим манерам поведения (с видео)

Стоит затронуть вопрос и о хороших манерах. Ведь их можно не только воспитать, многие из них ребенок также перенимает от своего окружения и в первую очередь от родителей. Привить ребенку хорошие манеры можно только методом постоянного повторения усвоенного материала.

Все взрослые хотят, чтобы их дети отличались хорошими манерами, ведь зачастую именно по детям судят об их родителях. Нужно сказать, что перед тем как научить ребенка хорошим манерам, нужно уделить внимание его развитию следует с малого возраста, когда малыш только начинает говорить. И естественно, что родители должны служить в этом примером, ведь если ребенок будет перенимать хорошие манеры от близких людей, то обязательно будет их использовать.

Стоит понимать, что манеры хорошего поведения для детей – это нечто большее, чем «спасибо» и «пожалуйста», это еще и способ выражения вежливости и доброты по отношению к людям.

Обучить ребенка хорошим манерам проще в раннем возрасте, тогда он их лучше усваивает. Можете составить список хороших манер, но обязательно вместе с малышом. Повесьте его там, где ребенок будет его хорошо видеть. Составьте отдельный список для детского сада, школы, дома, секций и кружков, а также для других мест, в которых вы часто бываете. Перед походом куда-либо просматривайте нужный список.

Если вдруг малыш демонстрирует плохие манеры, не кричите и не отчитывайте его, просто скажите, что он делает неправильно и объясните, как действовать другим образом.

Можно воспользоваться также услугами библиотеки. Подберите книги, в которых есть истории с хорошими манерами, используйте этот метод чаще. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что если он ведет себя неприлично, то это будет иметь для него последствия. И ни в коем случае не попустительствуйте, если он проявляет плохие манеры, так как для ребенка это может стать нормой. Посмотрите хорошие манеры для детей на видео, где представлены поучительные примеры из жизни.

Воспитывая ребенка силой своего примера, помните, что детские воспоминания остаются с нами на всю жизнь. Родительский пример и манера их общения с ребенком закрепляются навсегда в сознании и проявляются особенно сильно, когда дети сами становятся родителями. Чтобы не только воспитать счастливыми людьми своих детей, но и знать, что частичка вашего хорошего воспитания достанется и внукам, тщательно следите за своими поступками и действиями уже сегодня. Старайтесь не лгать, не ругаться между собой и с ребенком, не совершайте неблаговидных поступков, даже если у вас есть для них оправдание. Нельзя закладывать в ребенке уверенность в том, что он может поступать плохо, даже если у него имеются на это веские причины.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Консультация на тему: Родители — образец для подражания

Родители — образец для подражания

Дети не очень внимательно слушают старших, но не упускают ничего в

подражании им. (Джеймс Болдуин)

Наши мысли и убеждения в сочетании с привычными действиями — это то,

что мы передаем своим детям на повседневной основе. Мы служим моделью,

на которую они смотрят снизу вверх. И это может иметь как положительные,

так и пагубные последствия. Хорошо, когда мы сами служим образцом

поведения, которое мы хотели бы видеть в своих детях. Но порой бывает, что

вопреки своим самым благим намерениям мы внушаем детям вредные идеи.

Например, в тех случаях, когда мы ощущаем беспокойство и пытаемся

оградиться от внушающих тревогу обстоятельств защитным барьером, мы,

сами того не желая, приучаем детей бояться незнакомых ситуаций, а не

преодолевать их. Напротив, когда мы сами ощущаем подъем и проявляем

готовность завоевать весь мир, мы передаем эту мужественную установку и

своим детям.

Давайте признаем, у каждого из нас бывают дни «удачные» и «неудачные».

Никто из нас не совершенен, и мы не должны требовать этого совершенства

от себя. Мы должны, однако, осознавать, что всегда остаемся моделью для

наших детей, что бы мы ни делали.

«Однажды, возвращаясь с дочерью из детского сада, мы наткнулись на

сидевшую посреди тротуара молодую женщину, просившую милостыню. По

ее виду было ясно, что она не ела уже несколько дней, и я инстинктивно

бросила ей в чашку немного мелочи. Сделав это, я вспомнила, что родители

всегда учили меня относиться к другим людям с достоинством и уважением.

Однажды моя мать раздавала на улице бутерброды нищим, очень похожим

на эту молодую женщину.

Мы пошли дальше, и я рассказала дочери про добросердечность ее бабушки.

После этого дочка спросила, не можем ли и мы отнести немного еды тем

бездомным, которых мы видели по дороге. Это озарило меня, заставило

понять, какое сильное впечатление наши поступки оказывают на наших

детей. Получается, что моя мать не только меня приучила заботиться о менее

удачливых людях, что такое отношение к людям передается через меня

дальше — следующим поколениям.» — Майя.

Наша собственная сущность — ключ к тому, кем станут наши дети.

Если мы хотим, чтобы наши дети были терпеливы, мы на собственном

примере должны демонстрировать терпение в житейских делах — и не

изредка, а регулярно и последовательно. Если мы хотим, чтобы у наших

детей было много друзей, мы сами должны иметь много друзей. Если мы

хотим, чтобы они были участливыми и заботливыми к другим, мы сами

должны быть образцом заботливости и участия. Ганди сказал: «Мы сами

должны быть той переменой, какую хотим видеть в окружающем мире».

Поэтому мы сами должны быть тем, кем хотим видеть своих детей. Другого

пути нет. Подход «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю сам» обречен

на провал.

«Я однажды обратил внимание, как мой семилетний сын третирует свою

трехлетнюю сестру за то, что она так медленно идет, возвращаясь домой с

прогулки. Ему не терпится побыстрее усесться перед телевизором, и он

беспрестанно терзает ее. Я начал было выговаривать ему за его

нетерпеливость и вдруг вспомнил, как недавно сам подгонял его побыстрее

собираться в школу. Мне вдруг открылось, что я был ужасно нетерпелив всю

жизнь. Я также понял, что если хочу, чтобы мои дети следовали только

хорошим примерам, я сам должен измениться. Это было несколько месяцев

назад, и теперь я с радостью могу сказать, что научился быть более

терпеливым и выделять больше времени на многие вещи, в том числе и на

сборы в школу. Я стал спокойнее, менее суетлив, и стоит ли удивляться, что

я вскоре стал наблюдать аналогичные перемены в своем сыне. Поступки

говорят за себя громче слов.» — Шизу.

Познав себя и поняв, что дети во всем подражают нам, мы можем при

необходимости корректировать свое поведение. Мы должны пристально

всмотреться в себя и, не преувеличивая своих достоинств и недостатков,

разобраться, что своим поведением сообщаем своим детям. Ирония жизни в

том, что даже если мы не готовы измениться к лучшему ради самих себя, мы

сделаем это ради детей. Таким образом, дети делают нам еще один

неожиданный подарок — они побуждают нас проявлять себя с самой лучшей

стороны.

Родительский пример и подражание. Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка

Родительский пример и подражание

Одной из загадок воспитания является специфичность воздействия на ребенка примера близких людей и, прежде всего, родителей. Почему-то хорошее прививается с большим трудом, а плохое – как будто само липнет.

Типичные ситуации

Дочь с зятем живут отдельно от нас. Но внуки часто приезжают погостить или просто навестить. Их у нас двое – Танечка и Петруша. По характеру оба в отца. Бровь эдак одну поднимут: «Бабушка, ты что такое говоришь?!» И лодыри такие же. Уж лишнего не переложат. Верно говорят: не из роду, а в род.

Вот пишут, личным примером надо воспитывать. Мы с отцом с весны до поздней осени каждые выходные на даче трудимся, спины не разгибаем. А дочь наша лентяйкой растет. То ей к Вере надо, то с Катей договорилась. На огороде ничего не делает, так хоть дома бы порядок навела, похозяйничала. Мы в воскресенье вечером возвращаемся усталые, я за пылесос и тряпку берусь, отец в магазин за хлебом бежит. А она даже посуду за собой не помоет. Составит всю аккуратненько в мойку, так и стоит до меня.

Нелечке седьмой год пошел. Любимое занятие – рядиться. Все мои платья, блузки, платки достанет из шкафа и наряжается. Я не помню, чтобы такой была.

Ну что от ребенка ждать, когда родители алкоголики. Ходит по двору, матерится целыми днями или по помойкам шастает, бутылки собирает. Жалко, конечно, мальчишку. Но своим наказываю, чтоб от него подальше держались.

Специальные наставления, обучение часто дают осечку, зато дети прекрасно копируют то, что мы и не замечаем за собой.

Прежде всего дети копируют характерную для взрослых манеру поведения и обращения друг с другом. Наши непроизвольные жесты, ужимки подмечаются и воспроизводятся малышами, поскольку именно на выражение лица и пантомимику обращено внимание ребенка, слабо владеющего речью. Подрастая, дети начинают перенимать интонации и выражения, которые часто бывают в ходу в нашем общении вне зависимости от ситуации. Наблюдая за играми дошкольников, легко можно заметить, что они обращаются к игрушечным персонажам так, как мы обращаемся к ним, и проявляют свою радость, неудовольствие или злость, сопровождая их теми же самыми возгласами, которые слышат из наших уст.

Словесное оформление эмоциональных переживаний ребята заимствуют и друг у друга. Аналогичные чувства, состояния влекут за собой заимствованные повторы одних и тех же фраз. Так в детско-подростковой среде распространяются выражения типа клево, мировая пукалка, во, прикол, ну, блин, опа на и т. п. Зато когда возмущенная мама восклицает: «Выбрось немедленно эту гадость!», заимствований не происходит, ведь вместо брезгливости и негодования они испытывают восторг, смешанный с острым интересом. И в ответ мы слышим: «Мам, ну ты посмотри, какая красивая гусеница (лягушка и др.)!»

Однако нравственные принципы усваиваются детьми с гораздо большим трудом. Восточная мудрость гласит: «Сколько ни повторяй «халва», во рту слаще не станет». То же происходит при выработке нравственных устоев поведения. Сколько ни тверди ребенку, что чужое брать нехорошо, что врать некрасиво, что девочек обижать нельзя, фразы эти остаются пустыми словами, если не подтверждаются ежедневными практическими наблюдениями за поступками взрослых. А ребенок видит, что не только мама кричит на папу, но и папа на маму. Видит, как взрослые искажают истину, перекраивая ее под свои интересы. Мы говорим: «Уже половина десятого, отправляйся спать», и слышим ответ: «Ну что ты все врешь, еще только двадцать минут. Учишь не врать, а сама…». Нам такое преувеличение кажется совершенно естественным, а ребенок получает пример родительской неискренности. Требуя уважения к старшим, взрослые ущемляют права детей, попирают их право на собственное мнение. «Тебя никто не спрашивает!» – вот и весь сказ.

Мы с легкостью замечаем моменты, когда дети нарушают данные им предписания, самовольничают, заставляют нас краснеть, испытывать чувство неловкости. Тут уж замечания, упреки и наказания не заставят себя долго ждать. Зато мы не торопимся поощрить малышей за примерное поведение, а послушание считаем вообще само собой разумеющимся. Таким образом, взрослые не обращают внимания на детей, когда они ведут себя хорошо, и занимаются ими, если те совершили плохой поступок.

Потребность ребят во внимании со стороны других людей очень сильна, однако на практике взрослые занимаются позитивным подкреплением негативного поведения, то есть удовлетворяют потребность ребенка во внимании лишь тогда, когда он выступает в роли нарушителя дисциплины или попирает принятые нормы. В этом и состоит основная причина того, что плохое «липнет» быстро, а хорошее прививается с большим трудом.

По этой же самой причине в проблемных, асоциальных семьях дети отнюдь не всегда наследуют порочные черты родителей. Любые действия и поступки детей наталкиваются здесь на равнодушие отцов и матерей. А доброе слово, сказанное в нужный момент, проявленные заинтересованность и душевность могут творить чудеса.

Если мы хотим закрепить в характере и привычках лучшие черты своих наследников, то должны реагировать на достойные поступки детей или вообще не обращать внимания на их выходки, предоставляя ребятам полную свободу действий. Последнее широко практикуется в японской системе воспитания, где дети до шести лет пользуются вседозволенностью и неограниченной свободой, но преодолев этот возрастной барьер, ставятся в очень жесткие условия контроля и подчинения требованиям старших.

С началом процесса половой идентификации мальчики и девочки начинают подражать родителям одного с ними пола. Вспомним хотя бы пример с маленькой модницей, любящей примерять материнские платья и наряды. Такое поведение есть не что иное, как классическое подражание. Девочка, осознавая свою общность с матерью, повторяет ее действия и даже пользуется ее вещами.

Если ребенок растет в неполной семье, то необходимые образцы поведения считываются им с соседей, бабушек, дедушек, приходящих нянь или просто случайных знакомых. Однако и единственный родитель дает неплохой материал для подражания. Вольно или невольно он принимает на себя функции второго родителя. Поэтому у матерей-одиночек сыновья достаточно рано и очень неплохо осваивают образцы мужественности. Ведь мама сама занимается ремонтом, единолично принимает ответственные решения. При этом она подчеркивает, что работа и забота это мужская, и сын, когда подрастет, должен будет заниматься этим. Также и у мужчин-вдовцов и отцов-одиночек дочери рано начинают хозяйничать, выполнять разнообразные женские обязанности по дому, берут на себя роль слушательниц и утешительниц.

Интересы старших членов семьи отражаются на развитии склонностей и интересов младших. Это распространяется на музыкальные и спортивные пристрастия, театральные и кулинарные увлечения, профессиональные предпочтения и тому подобное. Речь здесь не идет о слепом копировании. Однако что-нибудь похожее, близкое, аналогичное обязательно пустит ростки и прорастет в неокрепших ребячьих душах.

Пожалуй, единственное исключение составляет любовь к чтению. Сколько бы книг не было в доме, как бы родители не старались привить детям интерес к ним, какими бы страстными читателями сами не были, любовь к книгам может и не появиться. И это случается очень часто. Современные дети не слишком жалуют подобный вид интеллектуального увлечения и отдыха, заменяя книги «видиками» и компьютерами. Ребята, проявляющие серьезный интерес к чтению, как правило, обладают визуальным типом мышления, то есть у них за каждым словом, а иногда и звуком стоит зрительный образ. Остальные же предпочитают напрямую считывать зрительную информацию, а не получать ее путем переработки словесной, представленной в виде условных знаков и символов, каковыми являются буквы.

Пример родителей порой играет отрицательную роль в выборе детьми будущей профессии. Не принимая, а порой в корне отрицая образ жизни своей семьи, подросток чаще всего связывает его с профессией своих отцов и матерей. Да, бывают фамильные династии, но это скорее исключение, а не правило. Профессиональные интересы складываются под влиянием общественного мнения, ситуации на рынке труда и занятости, того, о чем больше говорят, пишут, рассказывают средства массовой информации. Могут на выбор влиять и собственные способности, и мнение друзей. Родительский пример и родительские установки оказываются в этом списке чуть ли не на последнем месте. Правда, при выборе места учебы или будущей работы старшеклассники могут руководствоваться решением старших членов семьи, подчиняться ему. Но это профессиональный выбор, а не профессиональные интересы и предпочтения. Подростки идут на это из душевной лености или неуверенности в себе, а потом занимаются тем, что им навязали родители, без всякого удовольствия.

Подражание относится к числу бессознательных механизмов процесса социализации. Стремление к подражанию возникает у ребенка по отношению к людям старше их по возрасту, выше по социальному положению, имеющим явное интеллектуальное превосходство. Родители соответствуют всем этим критериям. При взаимодействии с ними дети прибегают к подражанию из уважения и ради собственной безопасности. Поэтому роль отца или матери сопряжена с особой ответственностью – ответственностью за судьбу другого человека.

Поступки родителей, их поведение в различных ситуациях самым непосредственным образом влияют на развитие личности ребенка. Воспитывают не только слова, не столько применяемая система поощрения и наказания, а сам тип нашего существования, мелочи и детали, о которых мы порой даже не задумываемся.

Аккуратность воспитывается не призывами к порядку и чистоте, не зависит от мягкости или жесткости наказания их нарушителей. Формирование этого качества в детях зависит от того, садимся ли мы есть за стол, покрытый чистой наглаженной скатертью, испытываем ли чувство гадливости при виде крошек, объедков, оставленных на кухне или обеденном столе, всегда ли имеем под рукой чистый носовой платок или обходимся рукавом, думаем ли о том, что после нас другие будут пользоваться ванной или туалетом, стремимся ли поддерживать порядок в малом (на рабочем столе, в сумочке или шкафу), куда бросаем обертку от мороженого или пустую пачку сигарет. Аналогично формируется и любое другое качество. Оно соткано из мельчайших проявлений, которые дети, не задумываясь, копируют с тех, кого видят, с кем общаются каждый день, чье существование для них так же привычно, как воздух, смена дня ночью, шум листвы под дождем. Это то, что впитывается с молоком матери и остается с нами навсегда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психологи выделили 8 признаков кризиса воспитания и рассказали, что с этим делать

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Еще недавно вы не могли нарадоваться на ребенка, а теперь вынуждены признать, что его поведение изменилось к худшему? Психологи выделяют 8 важных признаков, которые показывают, что в воспитании что-то пошло не так и ребенок переживает кризис. Тревожные звоночки нужно вовремя заметить и скорректировать, чтобы они не превратились в неприятные черты характера.

AdMe.ru собрал мнения психологов, как именно бороться с неприятными проявлениями и помочь ребенку справиться с собой, если он позволяет себе следующие вещи.

1. Обвиняет других

Что происходит?

«Я опоздал в школу, потому что ты не разбудила меня!» «Я получил двойку, потому что собака съела мое домашнее задание!» Обвинения других в своих неудачах стали появляться слишком часто? Это значит, что ребенка тяготят обязанности, за которые он отвечает. Брать на себя ответственность не хочется, может быть, поможет роль жертвы?

Как быть?

Обычно обвинения прекращаются, когда ребенок понимает, что они не помогают избавиться от обязанностей. В силах родителей мягко очертить зону ответственности ребенка в зависимости от возраста. Приучайте к тому, что у каждого в семье есть вещи, за которые он отвечает. Добавьте легкости и игры: пишите напоминалки, хвалите, рассказывайте о своем детстве, подчеркивайте хорошие результаты.

2. Проявляет жестокость

Что происходит?

Если в раннем возрасте малыш еще не осознает, что может причинить боль, то агрессия у ребенка постарше и у школьника — это уже осознанное продавливание границ дозволенного или следствие того, что кто-то обижает его.

Позволяет себе мучать кота? Ударил бабушку?

Как быть?

Выясните причину такой агрессии. Возможно, вы слишком строги с ребенком или его обижают в детском коллективе, а он вымещает обиду на том, кто слабее, и пытается «возвыситься» в собственных глазах. Обращайте внимание на его хорошие качества, которые отличают малыша от других, чтобы показать, чем он может гордиться.

Признайте его право на гнев, сопереживайте, но дайте четко понять, что определенные вещи недопустимы. Всегда пресекайте проявления жестокости и заставляйте ребенка осознавать все последствия.

А вот проявления ласки и заботы поощряйте и хвалите.

3. Не заботится о близких

Что происходит?

Такая «опция», как забота, редко появляется в ребенке сама по себе. Это всегда результат примера родителей. Конечно, важны сказки и истории с обсуждением, но мелкие повседневные дела повлияют на малыша лучше.

Как быть?

Скоро праздник? Обсудите с ребенком подарки родным и почему важно их дарить. Покупаете угощение? Разделите на всех членов семьи, не выделяя ребенка особо, ведь все любят вкусненькое, а не только дети. Даже если вы потом отдадите свой кусочек малышу, это только усилит эффект.

Люди вокруг тоже достойны заботы, не пресекайте порывы ребенка помочь незнакомцам, но обучайте здоровому балансу между добрыми поступками и безопасностью. Пропустить пожилого человека в очереди, помочь маме с коляской или покормить котенка возле подъезда. Ребенок видит и впитывает повседневные «мелочи», из которых и вырастают ростки заботы.

Советы родителям: ребенок подражает поведению других детей

Советы родителям: ребенок подражает поведению других детейКогда-то Джером К. Джером написал, что если бы у детей было принято носить ожерелья из свиных отбивных, ребенок, лишенный такого украшения, ходил бы мрачнее тучи. Надо же, сколько лет прошло, а ничего не изменилось.

Мы ведь в глубине души о чем мечтаем? О том, что наш наследник окажется настолько яркой индивидуальностью, что все Эйнштейны мира будут рыдать от зависти. А на деле получается наоборот – то сын страдает, что у всех в группе есть коллекция акционных волчков из супермаркета, а у него нет, то дочь требует себе куклу с шестью руками «а то со мной девчонки дружить не будут». Наши дети, оказывается, зависят от коллектива и его коллективного мнения.

Не стоит бить тревогу, если подражательство носит поверхностную форму. Дети редко стремятся быть лучше всех, скорее, они хотят быть не хуже остальных. Именно поэтому ваш ребенок выпрашивает себе игрушки «как у друзей» или начинает собирать картинки с монстрами – так в его коллективе поступают все, и он не хочет оставаться вне интересов своей группы. Как правило, в любом коллективе есть кто-то, задающий, так сказать, тон – человек, обладающий лидерскими качествами. Таким лидером восхищаются, ему завидуют и, в конечном итоге, пробуют приблизиться к его популярности через атрибуты, которыми лидер обладает. С моей точки зрения, тревожиться из-за этого нет смысла. Сегодня ваш ребенок подражает сверстнику, начиная собирать машинки, а завтра сам становится центром внимания и подражания, принеся в коллектив что-то свое.

Но как быть, если ребенок начинает буквально копировать своих сверстников? Выбирает себе идеал и подражает ему во всем – от мимики до гастрономических предпочтений? Это тревожные симптомы, и неважно, является объект подражания насквозь положительным человеком или он первый хулиган в детском саду. Родители, как правило, замечают все последними. Потому что ребенок инстинктивно чувствует, что такое поведение его близким вряд ли понравится и предпочитает лишний раз о своем «идеале» не упоминать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гороскоп здоровья на весь год Овцы-2015

Одна из основных причин такого поведения – неуверенность в себе. На пустом месте эта причина не возникает. Часто мы, сами того не замечая, досадуем на собственных детей, когда те начинают отклоняться от наших тщательно разработанных педагогических планов. В итоге маленький человек начинает метаться в непонимании и приходит к выводу – если мама мной таким недовольна, значит надо стать другим, и тогда она точно не будет сердиться. А на кого обычно не сердятся? На того, кого все на свете любят. Да и мама постоянно приводит его мне в пример. Так может стать Васей? В итоге мама получает вариант «идеального Васи», но при этом не узнает в нем своего ребенка, что только усиливает их конфликт. Формируя свой идеал, далекий от реальности, ребенок может и не догадываться, что мифологизированный Вася дома мучает кошку или забывает чистить зубы.

ручкаНа фото: увлекательная детская ручка — светится, когда ребенок пишет, отличный помощник для малыша, который учится писать или рисовать (Интернет-магазин Tovarik.com.ua, раздел Обучение и творчетсво)

Нередки случаи, когда подражательство становится следствием постоянных конфликтов, которые возникают внутри семьи. Они не обязательно направлены непосредственно на ребенка, чаще причина – перманентная, вялотекущая «война» между мамой и папой. Взрослые так увлекаются этим захватывающим и отнимающим все силы занятием, что перестают обращать внимание на детей. А дети выживают как могут – чувствуя свою ненужность, они на долгие годы взваливают на себя чувство вины за то, что происходит между папой и мамой. Я отлично помню, как после какой-то, с нашей точки зрения, незначительной ссоры, мы застали сына за разглядыванием наших свадебных фотографий. Он сказал, что, наверное, мы были гораздо счастливее, пока он не родился – вон, какие на фото счастливые лица. Этого эпизода оказалось достаточно, чтобы мы зареклись выяснять отношения при детях. Но многих такие инциденты не смущают, и дети, стремясь искупить свою «вину», опять-таки выбирают благополучный объект для подражания, как правило, сверстника, в семье которого, как кажется ребенку, все в полном порядке.

Постоянные ссоры между родителями постепенно приводят еще и к тому, что мама и папа постепенно утрачивают свой авторитет в глазах ребенка. И папа, оказывается, может грубо накричать на маму, хотя сам говорил, что грубость – это плохо. И мама может в сердцах разбить чашку, когда сердится, хотя сто раз объясняла ребенку, что свои эмоции надо сдерживать. Потеря родителями авторитета приводит к тому, что ребенок отказывается им подражать, примерять на себя их манеру поведения. Лучше стать кем-то другим, кто не врет, не устанавливает правила, чтобы тут же их нарушить.

Как избавляться от опасных симптомов? Каждый день говорить детям, как вы рады, что они у вас есть. Каждый день говорите им, что они самые замечательные и других таких нет. Каждый день говорите им, что они – единственные и неповторимые. И что вы их очень сильно любите. Да вы и сами все знаете.

сумки, товар, мода

Модные детские сумки (Интернет-магазин Tovarik.com.ua)

 

Родители как важный пример для подражания – Развитие ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *