ГДЗ по окружающему миру 4 класс 1 часть — рабочая тетрадь — Плешаков А.А. Новицкая М.Ю.
Иллюстрация к отрывку Ю.С. Рытхэу2. Нарисуй иллюстрацию к одному из произведений писателей твоего края (по выбору), где воспевается красота родной природы. Можно приклеить фотографии.
Можно нарисовать рисунки к произведениям
Иллюстрация к рассказу «Лесные домишки»
- Михаила Пришвина «Золотой луг»
- Ивана Тургенева «Бежин луг».
3. С волшебной горой сравнивал Ю.С. Рытхэу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ. Попробуй кратко объяснить смысл этого сравнения. Запиши свою мысль.
Русская культура представлялась чукотскому писателю как гора, так как она такая же огромная, великая, может быть, даже непостижимая. Гору видно издалека, нельзя пройти мимо и не заметить гору, как и нельзя пройти мимо русской культуры. Волшебная гора таит в себе множество богатств и загадок, как и русская культура. Вот почему Ю.С. Рытхэу сравнивал сравнивал русскую культуру с волшебной горой.
ПО РОДНЫМ ПРОСТОРАМ
Страница 28 — 31 — Карта — наш экскурсовод
1. Перед тобой контурная карта России. Сравни ее с картой в учебнике. В чем сходство и различия?
Ответ:
Контурная карта РоссииКарта в рабочей тетради более новая, современная. На ней полуостров Крым обозначен как часть Российской территории. На рисунке полуостров Крым выделен красным цветом.
В контурной карте нет названий городов, населенных пунктов, областей и краев.
Контурная карта не имеет раскраски территорий, на ней можно увидеть только сушу и море.
Для заполнения также будет полезна карта России.
Карта РФ2. Используя карту в учебники, обведи на контурной карте государственную границу России. Подпиши название столицы России.
3. Подпишите название своего родного города, а если живёте в селе — название главного города вашего региона. Ели город не обозначен на карте, нанесите его с помощь условного знака и подпишите. (При этом место расположения города можно показать приблизительно.)
4. Для обозначения полезных ископаемых используют условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.
Условные обозначения полезных ископаемых5. Из текста учебники (с.52) выпиши цифровые данные, характеризующие территорию России.
Россия занимает более 1/9
части суши Земли. Протяженность территории России с севера на юг свыше 4 тысяч км. Протяженность территории России с запада на восток — около 9 тысяч км.
Расскажи о территории России своим одноклассникам. Включи в рассказ данные, выписанные из учебника.
8 фактов о территории России
- Россия — самая большая страна в мире.
- Россия больше США в 1,8 раз.
- Площадь РФ приблизительно равна площади Плутона.
- Вечная мерзлота занимает 65% территории России.
- РФ омывается 12 морями.
- Озеро Байкал в Сибири — самое глубокое озеро на Земле.
- Уральские горы, расположенные на границы Европы и Азии, являются самыми древними горами в мире.
- Хибинские горы — самые высокие горы, расположенные за полярным кругом России.
Страница 32 — 33 — По равнинам и горам
1. Используя карту в учебнике, подпишите на контурной карте (с. 28-29) крупнейшие равнины и горы России.
2. Подпиши на схеме холм и гору. Закончи составление схемы: укажи стрелками части холма и горы.
Холм и гораНа рисунке слева изображен холм, а справа — гора. В самом низу находится подножье горы и холма, самый пик горы и холма — это вершина, а между вершиной и подножием находится склон.
3. С помощью карты учебника заполни таблицу.
Название горы | Высота горы |
---|---|
Эльбрус (Кавказские горы) | 5 642 метров |
Ключевская сопка (Камчатка) | 4 688 метров |
Белуха (Алтай) | 4 506 метров |
Народная (Уральские горы) | 1 895 метров |
Перечисли горы в порядке увеличения их высоты; в порядке уменьшения высоты. Попроси соседа по парте проверить тебя.
4. Выполни рисунки, показывающие формы земной поверхности твоего края, или помести фотографию.
5. С помощью дополнительной литературы, интернета подготовь сообщение о каких-либо равнинах или горах России, твоего края. Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.
Кавказские горы — горная система между Чёрным, Азовским и Каспийским морями. Разделяется на две горные системы: Большой Кавказ и Малый Кавказ. Большой Кавказ простирается более чем на 1100 км. Наиболее известные вершины — г. Эльбрус (5642 м) и г. Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками. Горы близ Сочи — Аишхо, Аибга, Чигуш, Псеашхо приняли участников зимних Олимпийских игр 2014 года.
Алтайские горы — сложная система самых высоких в Сибири хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами. Алтай расположен там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана. Самая высокая вершина Алтая — гора Белуха (4509 м).
Западно-Сибирская равнина — равнина на севере Азии, занимает всю западную часть Сибири от Уральских гор на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке. На севере ограничена побережьем Карского моря, на юге простирается до Казахского мелкосопочника, на юго-востоке Западно-Сибирская равнина, постепенно повышаясь, сменяется предгорьями Алтая, Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Равнина имеет в плане форму суживающейся к северу трапеции: расстояние от южной ее границы до северной достигает почти 2500 км, ширина — от 800 до 1900 км, а площадь лишь немногим меньше 3 млн. км².
Страница 34 — 35 — В поисках подземных кладовых
Практическая работа «Изучение полезных ископаемых».
1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. Пользуясь иллюстрациями учебника или атласом-определителем, узнайте его название.
Запишите: каменный уголь.
2. Установите свойства полезного ископаемого.. Запишите:
Каменный уголь — твердое полезное ископаемое, цвет — черный, непрозрачное, плотное, имеет блеск и слабый запах. Каменный уголь — горючее полезное ископаемое.
3. С помощью учебника заполните таблицу.
Сравнение нефти и природного газа
Признаки для сравнения — Нефть — Природный газ
Происхождение — Образовано из остатков растений и животных — Образовано из остатков растений и животных
Свойства — Густая, маслянистая, жидкая, темного цвета, с резким запахом — Бесцветный, легкий, горючий, без запаха.
Применение — Топливо, масла, пластмассы, волокна для тканей — Топливо, пластмассы, волокна ценных материалов
Способы добычи — Буровые скважины — Скважины
Способы транспортировки — Нефтепровод, железнодорожные цистерны, нефтеналивные танкеры — Газопровод, танкеры-газовозы
Бережное отношение — Нельзя допускать разлива нефти при добыче и перевозке — Газ нужно экономить, не допускать утечку в быту.
Страница 36 — 37 — Наши реки
3. С помощью карты и текста учебника соедини лилиями названия рек и городов, которые на них построены.
Волга — Казань
Кама — Пермь
Ока — Коломна
Москва-река — Москва
Нева — Санкт-Петербург
Дон — Ростов-на-Дону
Обь — Новосибирск
Енисей — Красноярск
Лена — Якутск
Амур — Хабаровск
5. С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение о какой-либо реке России, твоего края (по выбору). Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.
Волга — река в Европейской части России. Она является одной из крупнейших рек на Земле и самой длинной в Европе. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем. Длина реки составляет 3530 км, а площадь её водосборного бассейна — 1,361 млн км². На Волге расположены четыре города-миллионера: Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград. На Волге построено 8 гидроэлектростанций. Волга впадает в Каспийское море.
Кубань — река в России на Северном Кавказе, берущая свое начало в горах Карачаево-Черкесской Республики (г. Эльбрус). Название реки в переводе с карачаево-балкарского языка означает «поднимающаяся, разливающаяся река» или «поток». Длина 870 км, площадь бассейна 58 тыс. км². Протекает по территории Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края и Адыгеи. Кубань впадает в Азовское море.
Енисей — река в Сибири, одна из величайших рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Длина — 3487 км. Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи. Название происходит от эвенкийского «Иоандези» — большая вода.
Страница 38 — 39 — Озера — краса Земли
2. О каких озерах идет речь?
Самое большое озеро нашей страны — Каспийское море.
Самое глубокое озеро России и всего мира — озеро Байкал.
Самое крупное озеро европейской части России и всей Европы — Ладожское озеро.
Второе по величине озеро европейской части России — Онежское озеро.
Одно из красивейших озер Восточно-Европейской равнины — озеро Селигер.
Одно из красивейших озер Алтая — Телецкое озеро.
3. На каких озерах находятся эти достопримечательности?
Валаамский монастырь — на Ладожском озере.
Деревянные церкви острова Кижи — на Онежском озере.
Страница 40 — 41 — По морским просторам
3. Используя информацию из текста учебника, заполни таблицу.
Особенности Белого и Черного морей
Особенности морей — Белое море — Черное море
Глубина — 350 м — 2210 м
Температура воды летом — от + 6 до + 15 — выше +25
Состояние моря зимой — Покрыто льдом — Не замерзает
4. Рассмотрите на фотографии Соловецкий монастырь — одну из святынь России. Напиши название моря на котором он находится.
Ответ: Белое море.
Расскажи, что ты знаешь об этом монастыре.
Соловецкий монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1429–1430-е годы, построен из камня св. Филиппом (Колычевым). При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения (тюрьма). Монашеская жизнь возобновлена в 1990 году. В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Страница 42 — 45 — С севера на юг
1. Перед тобой контурная карта природных зон России. Сравни ее с картой природных зон в учебнике. В чем сходство и различия?
Сходства: обозначена граница России, нанесены названия рек, озер, морей.
Различия: на контурной карте России полуостров Крым — уже Российская территория, на карте в учебнике — нет.
На карте в учебнике природные зоны обозначены разными цветами. На карте в учебнике нанесены названия городов
4. Используя карту в учебнике, закрась прямоугольники в соответствии с цветовым обозначением на карте природных зон…
См. учебник, стр. 74-75.
5. Пронумеруй основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг:
1 арктические пустыни
2 тундра
3 тайга
4 смешанные и широколиственные леса
5 степи
6 пустыни
7 субтропики
7. Подумай, что бы тебе хотелось узнать о природных зонах России. Запиши свои вопросы. По мере изучения природных зон постарайся найти ответы на эти вопросы.
Вопросы:
Есть ли животные в арктической пустыне?
Бывает ли лето в арктической пустыне Тает ли там когда-нибудь снег?
Какие растения растут в тундре?
Почему Северное сияние бывает только на Севере?
Что растет в пустыне?
Чем питаются животные в пустыне? Где они находят воду?
Страница 46 — 47 — В ледяной пустыне
2. Прочитай текст учебника на стр. 78-79. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне арктических пустынь.
Ответ: Ледяная зона, острова Арктики, полярная ночь, полярный день, полярное сияние, снег, лед, ветер, низкая температура (до 60)
3. Знаешь ли ты животный мир арктических пустынь? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их. После проверки наклей картинки.
4. Представь, что ты находишься в зоне арктических пустынь в научной экспедиции. Нарисуй себя и то, что увидишь вокруг.
5. Составь схему цепи питания, характерной для арктических пустынь.
Водоросли-рачки-рыбы-птицы
Рыбы-тюлени-белые медведи
Страница 48 — 49 — В холодной Тундре
2. Прочитай текст учебника на стр. 82-83. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне тундры.
Опорные слова: холодная безлесная равнина, долгая зима, полярная ночь, полярный день, холодные ветры, многолетняя мерзлота, болота, озера.
4. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки и правильно расположи их.
5. Составь схему цепи питания, характерной для тундры.
Растения-лемминги-совы и песцы.
Ягель-северный олень-волк.
6. В дополнительной литературе, интернете найди информацию о каком-либо растении или животном тундры, подготовь сообщение. Запиши основные сведения. Укажи источник информации
Лемминги — грызуны, живущие в тундре. Они очень похожи на мышей, но немного крупней (10-15 см). У леммингов плотное телосложение, короткие лапы и хвост. Окраска одноцветная, серовато-бурая или пёстрая. Лемминги меняют шубку зимой на светлую, белую, а когти на передних лапках разрастаются, приобретая форму копыто-ласт. Лемминги устраивают свои гнезда прямо на земле. Питаются кустарничками и мхами, за сутки съедают вдвое больше своего веса.
Северный олень, живущий в тундре — это именно тот олень из сказки «Снежная королева», который нес Герду на Северный полюс. Северный олень — парнокопытное млекопитающее. Постоянно мигрирует, питается преимущественно лишайниками. Основной из них — ягель. Девять месяцев в году утоляет жажду снегом. Северный олень одомашнен и является важным источником пропитания и материалов для многих полярных народов.
Страница 50 — 51 — Среди лесов
2. Рассмотри рисунок. Деревья тайги отметь зеленым цветом (закрась кружок), деревья широколиственного леса — желтым.
3. Придумай и нарисуй схемы, показывающие различия тайги, смешанного и широколиственного лесов. Деревья на схемах изображай в виде условных силуэтов.
4. Составь схему питания, характерную для тайги.
Растения-лоси и олени-бурый медведь.
Растения-полевка, бурундук, птицы, зайцы — рысь
5. В книге «Зеленые страницы» прочитай о каком-либо растении или животном лесных зон. Запиши 1-2 интересных факта.
Белка. Белка живет в дупле или строит гнездо из веток и мха. Стенки гнезда толстые — до 50 см. При морозе в 10 градусов внутри гнезда бывает больше 10 градусов тепла. Главный корм белки — семена хвойных деревьев. Зимой этот зверек за день может опустошить 300 сосновых шишек.
Лиса. Хотя лису считают главным врагом зайца, ее основная пища — это мыши и полевки. Мышиный писк лисица может услышать за 100 метров. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.
Страница 52 — 53 — В широкой степи
2. Прочитай текст учебника на с. 90-91. выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о степной зоне.
Ответ: степь, засушливое лето, сухие ветры суховеи, пыльные бури, ливневые дожди, чернозем, распаханные поля.
3. Знаешь ли ты живой мир степей? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их.
4. Ребята получили задание привести примеры степных животных. Кто из ребят ответил без ошибок?
Ответ: Тарас.
5. Составь схему питания, характерной для степи.
семена растений — хомяк — пустельга
Страница 54 — 55 — В жаркой пустыне
2. Прочитай текст учебника на с. 94-95. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне пустынь.
Ответ: жаркое солнце, мало растений, голая земля, пустыня, песчаные и глинистые пустыни, барханы, такыр, бедная почва, отсутствие воды, мало осадков.
3. Знаешь ли ты живой мир пустынь? Вырежи картинки из приложения и правильно расположи их.
4. Представь, что ты находишься в пустыне в научной экспедиции. Нарисуй себя и то, что увидишь вокруг.
5. Составь схему цепи питания, характерной для пустыни.
верблюжья колючка — верблюд — жук-скарабей — ушастый ёж
С. 56-57. У ТЕПЛОГО МОРЯ
2. Прочитай текст учебника на с. 98-99. Найди в тексте объяснение причин теплых зим на Черноморском побережье Кавказа и Южном берегу Крыма. Запиши это объяснение своими словами.
Ответ: Черное море летом нагревается, а зимой отдает тепло. А высокие горы защищают от холодных ветров, поэтому зимы здесь теплые.
3. С помощью учебника начни заполнение таблицы.
Животные Черного моря и его побережья
Обитатели суши: Косуля Цикада Ящерица кавказская Бабочка подалирий Черепаха средиземноморская.
Обитатели суши, добывающие пищу в море: Чайка Баклан Утка-нырок Буревестник Морской краб.
Обитатели моря: Дельфин Медуза Мидия Рыбы: кефаль, ставрида, морской окунь, бычок, морской ерш, олеандровый бражник.
4. Составь схему питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа, Южного берега Крыма.
Бабочки, цикады-богомол-ящерица
Рыба-бакланы и чайки.
5. Найди в интернете дополнительную информацию о растениях или животных побережья Черного моря. Запиши 2-3 интересных факта.
Афалина черноморская
Дельфины — это не рыбы, а млекопитающие! В Черном море 3 вида дельфинов, самые крупные — афалины, они же – самые распространенные обитатели дельфинариев.
Ученые давно изучают дельфинов, некоторые считают, что они обладают разумом. Опыты и наблюдения показывают, что у дельфинов есть свой язык, они зовут друг друга по имени.
Афалина живет до 30 лет, вес животного достигает 300 килограммов. Длина тела – до двух с половиной метров.
Дельфины питаются, в основном, рыбой, а также моллюсками. Ныряют на глубину до 200 метров.
Температура тела черноморского дельфина – 36,6 градусов, как у человека.
Страница 58 — 59 — Мы — дети родной Земли
1. По описанию карельской игры «Гуризех» («Отбивалы») нарисуйте ее схему.
2. Прочитайте пословицы коми и удмуртов. Подберите к ним подходящие по смыслу пословицы народов вашего края. Запишите их.
Прежде сам себе помоги, а потом от товарища помощь принимай.
Русские пословицы, подходящие по смыслу:
Сам пропадай, а товарища выручай.
Спасти товарища — спасти себя.
На товарища надейся и сам его выручай.
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
Личная выгода — что роса на траве, братская выгода — что небо высокое.
Пословицы, подходящие по смыслу:
Счастье Родины дороже жизни.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Единство и братство — великая сила. (укр)
В красивом бору и сосны красивы
Пословицы, подходящие по смыслу:
Не место красит человека, а человек красит место.
Место славится человеком. (азерб.)
Всякая сосна своему бору шумит.
Где сосна взросла, там она и красна.
Много разных земель, а родная всех милей.
Чему учат эти пословицы?
Пословицы учат любить людей, помогать им, на первое место ставить общие интересы, а потом свои, любить свою родину.
3. Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта.
Тут нужны или просто народные сказки о животных и растениях (репка, теремок, журавль и цапля и прочее), а лучше предания, которые объясняют происхождение названия растения, животного или места в вашей области.
К примеру, откуда пошло название цветка ромашка? На свете жила девушка и был у нее любимый — Роман. Он делал для нее подарки своими руками, превращая каждый день жизни девушки в праздник! Однажды во сне Роману приснился простой, но очень нежный цветок — желтая серединка и белые лучики, расходившиеся в стороны от нее. Когда он проснулся, то сделал такой цветок и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы цветок был живой, настоящий. Роман отправился на поиски этого цветочка и нашел его в стране Вечных снов. Но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого — Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке — «Любит — не любит!»
Страница 60 — 61 — В содружестве с природой
1. Прочитайте описание игры сибирских народов «Олени». Поиграйте вместе с друзьями в эту игру.
Нарисуйте иллюстрацию к игре или скачайте фото игры, распечатайте и наклейте.
3. Ловля рыбы — традиционное занятие многих народов Сибири и дальнего Востока. С помощью атласа-определителя узнай названия этих рыб и подпиши. А как выглядит кета?
На рисунках горбуша и таймень. А вот кета:
Страница 62 — 63 — Как сберечь природу России
1. 1. Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в арктических пустынях и тундре, выражены этими знаками.
Загрязнение морей и островов вредными веществами с проплывающих судов (мазут, различный мусор). Решение проблемы: Соблюдение специальных правил экипажами судов и туристами.
Загрязнение земли тундры нефтью при ее добыче. Решение проблемы: применять экологически безопасные методы добычи нефти.
Повреждение, разрушение почвы и растительного покрова тундры тяжелой транспортной техникой. Решение проблемы: использование транспорта на особых шинах сверхнизкого давления.
2. Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в лесах, степях и пустынях, выражены этими знаками.
Чрезмерная вырубка леса, захламление леса после вырубки. Решение проблемы:Бережно относиться к лесам, на месте вырубки сажать новые деревья. Использование макулатуры вместо древесины.
Перевыпас скота в степной зоне приводит к исчезновению растений и разрушению почвы, к опустыниванию. Решение проблемы: соблюдать правила выпаса скота, не пасти скот долго на одном месте.
Из-за исчезновения растений в степи почва разрушается, и становится больше подвижных песков, которые засыпают дома и дороги. Решение проблемы: не допускать перевыпаса скота и исчезновение растений.
3. Подумайте и запишите, какие экологические проблемы, возникшие в субтропической зоне, выражены этими знаками.
Загрязнение моря и берегов сточными водами и мусором с проплывающих судов. Решение проблемы: строительство очистных сооружений, соблюдение санитарных правил экипажами судов.
Незаконная вырубка горных лесов, уничтожение деревьев туристами. Решение проблемы: запрет на вырубку леса, власти должны строго следить за соблюдением законов по охране лесов.
Уничтожение животного и растительного мира отдыхающими. Решение проблемы: все люди должны бережно относиться к природе: не ловить насекомых, не делать надписи на стволах деревьев, не ломать веток, не срывать цветы.
Страница 64 — 67 — По страницам Красной книги
1. Подпишите рисунки животных арктических пустынь и тундры, занесенных в Красную книгу России. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.
2. Подпишите рисунки внесенных в Красную книгу России растений и животных лесных зон. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.
3. Подпишите рисунки растений и животных степей и Черноморского побережья Кавказа, внесенных в Красную книгу России. При необходимости обратитесь за помощью к учебнику.
3. Познакомься с Красной книгой твоего региона. Запиши основные сведения о ней.
Название красной книги: «Красная книга Амурской области» (или Красная книга Краснодарского края и т.д.)
Сколько видов организмов разных групп внесено в Красную книгу твоего региона.
Страница 68 — 72 — По заповедникам и национальным паркам
1. С помощью учебника заполните таблицу.
Заповедники и национальные парки России
Природные зоны — Примеры заповедников и национальных парков
Зона арктических пустынь- Заповедник «Остров Врангеля», Большой Арктический заповедник
Зона тундры — Таймырский заповедник, Кандалакшский заповедник
Лесные зоны — Приокско-Террасный заповедник, Окский заповедник, Национальный парк «Лосиный остров», Национальный парк «Мещёра»
Зона степей — Ростовский заповедник, Оренбургский заповедник, Даурский заповедник
Полупустыни и пустыни — Астраханский заповедник, Заповедник «Черные земли»
Зона субтропиков — Национальный парк «Сочинский», Кавказский государственный природный биосферный заповедник
2. Запиши краткие сведения для своего сообщения по заданиям на с. 119 учебника.
Заповедники и национальные парки — это особо охраняемые природные территории. В нашей стране они созданы в каждой природной зоне для того, чтобы сохранить редкие растения и животные.
В зоне Арктики — заповедник «Остров Врангеля». Его обитатели: белые медведи, моржи, овцебыки.
В тундре — Таймырский заповедник. Его обитатели: дикие северные олени, овцебыки.
Много заповедников расположено в лесной зоне (см. таблицу выше). Редкие животные этой зоны: зубры, лоси, кабаны, бобры и др. животные и птицы.
В зоне степей и лесостепей есть заповедники: Центрально-Черноземный, Ростовский, Оренбугргский, Даурский.
В зоне полупустынь и пустынь действуют заповедники: «Черные земли», «Астраханский заповедник». Редкие животные и птицы: сайгак, красавка, дрофа.
В субтропической зоне расположен национальный парк «Сочинский» и Кавказский государственный природный биосферный заповедник.
3. Если есть возможность, соверши с помощью интернета виртуальное путешествие по заповеднику (национальному парку). Подготовь сообщение о нем. Запиши основные сведения для своего сообщения.
Баргузинский заповедник
Баргузинский государственный природный биосферный заповедник находится в Бурятии, на территории Северо-Байкальского района. Является старейшим заповедником России. Он был создан в 1917 году как соболиный заповедник для сохранения и увеличения численности соболя. Это единственный государственный заповедник страны, учрежденный до Октябрьской революции 1917 года.
Расположен на западных склонах Баргузинского хребта (2840 м), включая северо-восточное побережье и часть акватории озера Байкал. Площадь заповедника — 374 322 гектаров, в том числе 15 000 гектаров составляет заповедная акватория Байкала.
В заповеднике сохраняются все природные комплексы, где обитают лось, кабарга, заяц-беляк, бурый медведь, бурозубки, черношапочный сурок, — всего 41 вид млекопитающих. В водах заповедника встречаются байкальский омуль, сиг, осётр, хариус, таймень, ленок и другие виды рыб.
Источник: Википедия, сайт Баргузинского заповедника
4. Если тебе приходилось бывать в заповедниках или национальных парках, напиши на отдельном листе рассказ о своих впечатлениях. Приклей фотографию.
Национальный парк «Сочинский»
Национальный парк «Лосиный остров»
Национальный парк «Валдайский»
Особо охраняемые природные территории России
5. Проект Чудесное путешествие по России
Если представится возможность, побывай в различных уголках нашей страны. Россия так велика и разнообразна, что даже за всю жизнь не побываешь везде.
Выполни рисунки или наклей фотографии твоего путешествия.
Эти фото можно распечатать и наклеить в Рабочую тетрадь:
Черноморское побережье.
В Крыму. «Ласточкино гнездо»
Путешествие по реке Волге.
Финский залив.
Чистые воды озера Байкал.
Донская степь.
Красная поляна зимой (Сочи).
Песчаные пляжи Анапы.
Для подготовки материала использовались информация с сайта: 7gy.ru
shkolnaiapora.ru
!Окружающий мир, 4 класс, 1 часть, рабочая тетрадь с ответами, Плешаков
Страница 1 из 32
Здесь вы найдете Рабочую тетрадь с ответами Окружающему миру (4 класс, 1 часть), программа «Перспектива». Образец рабочей тетради по Окружающему миру вы видите на фото ниже.
ОБЩЕСТВО — ЭТО МЫ! (стр. 3-5)
1. Мое первое общество — это моя семья.
Наши общие цели: жить в мире и согласии, быть вместе, быть дружными, любить друг друга.
Наши общие дела и интересы: уборка дома, выезд на природу, прием гостей, занятия спортом в спортзале или на стадионе, работы в саду и огороде, совместные прогулки, путешествия.
2. Мы уже в 4-м классе!
Наши общие цели: хорошо учиться, получать знания, быть дружными.
Наши общие дела и интересы: школьные уроки, спортивные соревнования, участие в праздниках, утренники, школьные олимпиады, конкурсы, походы в театр, кино, выезд на природу.
3. В красных кружках запиши названия сообществ, в которые ты входишь по рождению и по месту жительства, в зеленых — названия сообществ, выбранных тобой самостоятельно.
В красных кружках: семья, школа.
В зеленых кружках: кружок рукоделия, спортивная секция, музыкальная школа, шахматный клуб и т.п.
4. Прочитайте список слов. Зеленым карандашом подчеркните слова, значения которых вам понятны. Выпишите непонятные слова.
- Артель — это объединение людей для совместной работы (бригада).
- Братство — объединение людей по вере.
- Землячество — общество людей-земляков, родившихся или живших в одном городе, селе.
- Кружок — сообщество людей по интересам, хобби, например, кружок рукоделия или литературный кружок.
- Коалиция — объединение стран ради каких-то общих целей.
- Лига — обычно объединение спортивных команд.
- Мир — человечество, мировое сообщество или же сходка, собрание односельчан..
- Партия — объединение людей по политическим интересам, политическая партия.
- Совет — совместное обсуждение людьми каких-то вопросов.
- Собрание — присутствие людей в одном месте для обсуждения каких-то тем, например, родительское собрание.
- Союз — обычно сообщество государств или организаций.
- Плеяда — объединение выдающихся людей, например, ученых.
- Товарищество — общество друзей или же форма предприятия.
- Компания — группа друзей, приятелей, знакомых.
- Федерация — объединение территорий в государстве.
- Команда — группа людей, объединенных чем-то.
Устно объясните, что в значениях этих слов является общим. Чем они различаются? — Это все сообщества. Они различны по интересам, величине, составу.
- < Назад
- Вперёд >
domivse.ru
Общество — это мы! — Ответы Плешаков Новицкая 4 класс 1 часть
1. Нарисуй общий портрет или приклей фотографию своего первого в жизни общества.
Мое первое общество — это мои родители.
Запиши:
Наши общие цели: успешно решать свои личные задачи.
Наши общие дела и интересы: познать новое, быть крепкой и дружной семьей, продолжить род.
2. Приклей фотографию твоего класса.
Запиши:
Наши общие цели: дружить, обучаться, познавать нормы и правила поведения, знакомиться с новыми людьми.
Наши общие дела и интересы: разговоры, взаимопомощь, обучение.
3. В красных кружках запиши названия сообществ, в которые ты входишь по рождению и по месту жительства; в зеленых — названия сообществ, выбранные тобой самостоятельно.
4. Прочитайте список слов. Зеленым карандашом подчеркните слова, значения которых вам понятны. Выпишите непонятные слова.
Артель — это объединение людей для совместной работы (бригада).
Братство — объединение людей по вере.
Землячество — общество людей-земляков, родившихся или живших в одном городе, селе.
Кружок — сообщество людей по интересам, хобби, например, кружок рукоделия или литературный кружок.
Коалиция — объединение стран ради каких-то общих целей.
Лига — обычно объединение спортивных команд.
Мир — человечество, мировое сообщество или же сходка, собрание односельчан..
Партия — объединение людей по политическим интересам, политическая партия.
Совет — совместное обсуждение людьми каких-то вопросов.
Собрание — присутствие людей в одном месте для обсуждения каких-то тем, например, родительское собрание.
Союз — обычно сообщество государств или организаций.
Плеяда — объединение выдающихся людей, например, ученых.
Товарищество — общество друзей или же форма предприятия.
Компания — группа друзей, приятелей, знакомых.
Федерация — объединение территорий в государстве.
Команда — группа людей, объединенных чем-то.
okrumir.ru
Этапы урока | Вр | Содержание |
|
|
| I. Организация начала занятия | 2 мин | Здравствуйте ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение и вы готовы к работе. А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы на нашем уроке царили только доброта и хорошее настроение. И тогда у нас все получится. | Приветствовать учителя Настраиваться на урок | Приветствует учащихся | Л.самоопределение Л.смыслообразование П.- целеполагание К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | II. Проверка выполнения домашнего задания | 3 мин | Что объединяет нас в семью? Что общего у вас с одноклассниками и учениками вашей школы? Что одинаково близко и дорого вам и вашим землякам? | Анализировать вопросы, отвечать | Словесный: -беседа; | К.-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | III. Постановка учебной задачи Физ. минутка | 3 мин 3 мин 5 мин 10 мин 2 мин 3 мин 3 мин 3 мин | Расскажите, чем человек отличается от других живых существ (интеллект, речь, обмен информации, соц. Роли, суждение) Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» «Ищу человека», – отвечал философ. – Кто же есть человек? В чем его особенности?
| Сравнивать понятия Анализировать легенду Рассуждать, отвечать на вопросы Формулировать тему и цели урока Анализировать слова, отвечать на вопросы Работать с учебником, искать ответы на вопросы. Делать выводы Рассуждать, отвечать на вопрос Рассматривать иллюстрации Выполнять задание Высказывать мнение Выполнять задание в рабочих тетрадях Анализировать, запоминать определение Самостоятельно выполнять задание Выполнять проверку Работать в парах, выполнять задание Рассматривать паспорт Рассуждать, отвечать на вопрос Выполнять задание в тетрадях Запоминать значения слов | Словесный: -чтение легенды; -опрос; — постановка целей урока; Практический: -работа со словами; Практический: работа с учебником; Словесный: -делать выводы; -опрос; Практический: — работа с иллюстрациями; Словесный: — рассказ учащихся Практический: -работа в рабочих тетрадях; — объяснение определения; Практический: -работа в рабочих тетрадях; Словесный: — чтение учебника; Практический: -показ документов; Словесный: — объяснение определения; Практический: — работа в тетрадях по заданию; Словесный: -объяснять значение слов; | П.- осознанное и произвольное построение речевого высказывания К.- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Р.- целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. К. -понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное мнение; К.- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях П.- Работа в малых группах сотрудничества. К.- использование критериев для обоснования своего суждения К.-достижение договоренностей и согласование общего решения Л.- осознание ответственности за общее дело Р.- определять цель выполнения заданий на уроке; К.– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ; П.– выполнение действий по алгоритму П.-осознанное и произвольное построение речевого высказывания Л.-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности П.-определение основной и второстепенной информации | Итог урока Рефлексия | 2 мин | Какой вопрос мы ставили к уроку? Мы ответили на него? Что такое общество? Кто такой гражданин? С каким еще понятием мы работали? Приём рефлексии «Одним словом» Покой. | Анализировать вопросы, отвечать Выполнять рефлексию | Словесный: -опрос; -объяснять выполнение рефлексии | К.- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; Л.- проявлять уважение к другим людям, самодостоинство; Л.-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности | Домашнее задание | 1 мин | Вклеить фотографии в Р.Т. на странице 3-4. Ответить на вопросы в учебнике на странице 7. | Записывать домашнее задание | Словесный: — задавать домашнее задание | Л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
nsportal.ru
Общие интересы и дела семьи. Роль семьи в жизни ребенка и общества
Зачастую супружеские пары образуются из-за взаимного влечения друг к другу, большой любви или влюблённости. В эти моменты люди не задумываются о том, есть ли у них какое-либо общее хобби. А ведь это так важно — иметь общие интересы и дела семьи, потому что если любовь ничем больше не подпитывать и не иметь даже общих тем для разговоров, то рано или поздно такое положение дел неминуемо приводит к разводам.
Какую нужно преследовать цель в семье?
К сожалению, в наше время наука о семье и о том, как её правильно построить, забыта. Поэтому так много в современном обществе семейных союзов, которые с виду кажутся благополучными и успешными. Но если углубиться чуть дальше, то выяснится, что счастье в них не присутствует.
В наш век современная семья уже имеет сложившийся стереотип семейной жизни, который для многих кажется нормой. Это когда муж приходит уставший после трудового дня с работы и сразу же усаживается смотреть телевизор либо играть за компьютер. В это время его супруга занимается хозяйством или какими-нибудь другими делами на кухне, а дети играют со своими игрушками. Многие скажут, что в этом союзе царят идиллия и гармония, но, по-видимому, общие цели и интересы семьи у них отсутствуют. У них нет совместных эмоций и сопереживаний, поэтому они со временем всё больше и больше отдаляются друг от друга.
Когда люди вступают в брак и отправляются в интересное путешествие под названием семейная жизнь, они должны чётко понимать, какие у них совместные цели, чтобы потом к ним вместе идти. До тех пор, пока они не намечены, человек не поймет, какими качествами должна быть наделена его вторая половинка.
Современная семья не должна забывать, что общие цели станут обязательно залогом долговечного счастья и взаимопонимания.
Какие цели считаются гарантией счастливой семьи
Распространенным считается понятие, что целью семьи должно быть рождение и воспитание хороших и здоровых детей. Это, конечно же, тоже важно. Но что будет с этим браком, когда дети вырастут и уедут строить уже свой путь? Всё, цель всей жизни будет достигнута, и общего ничего не останется. Поэтому супругам просто необходимо иметь другие общие интересы и дела семьи, помимо детей.
Считается, что заключённый брак между двумя людьми — это своеобразная школа любви. И если в семье по-настоящему ценят и уважают друг друга, то взаимосвязь с годами становится только крепче. Таким образом, подлинной целью супружеской жизни является достижение совершенной любви.
Основной целью у каждого супруга должна быть постоянная забота о своей половинке и задача сделать проще жизнь друг друга. Если все эти правила и напутствия соблюдать и не забывать о них, то возможно достичь доверия, гармонии и счастья между ними.
Совместные увлечения и общий досуг
По статистике, которую вывели американские учёные, каждый второй мужчина в мире тратит своё свободное время на просмотр каких-либо телепередач. Но почему бы не посмотреть их вместе с женой? Ведь можно выбрать любую передачу, которая понравится обоим, или же скачать фильм, что очень просто сделать в наш век интернета. Даже такое совместное времяпровождение может стать звеном, которое связывает семью и даёт новую тему для разговоров и обсуждений. Например, можно сделать своей семейной традицией каждую пятницу устраивать такие совместные просмотры с попкорном и разными другими вкусностями.
Активный отдых
Общие интересы и дела семьи возможно найти и вне стен дома. Хорошо, если это будет связано с какой-нибудь физической нагрузкой, так как учёные доказали, что пассивный образ жизни влияет не только на здоровье человека, а также и на его психику. Допустим, можно придумать следующие активные общие дела и интересы семьи. Примеры:
Совместный отдых на природе.
Пикник.
Пешая прогулка с привалом на перекус.
Занятие любыми активными видами спорта.
Настоящий поход с палаткой и ночёвкой в лесу.
Для такого вида отдыха вовсе не нужны большие затраты, а только лишь желание и стремление проводить время вместе.
Общие интересы родителей и ребёнка
Роль семьи в жизни ребёнка, несомненно, очень важна. Чтобы не упустить момент во время взросления чада и оставаться для него всегда другом, нужно с ним иметь, конечно же, обоюдные дела для совместного времяпровождения.
Совершенно не сложно найти общие дела и интересы семьи. Окружающий мир, если на него взглянуть только другими глазами, может подсказать массу идей для этого. Например, если ребёнок уже подрос и может ухаживать за домашним питомцем, нужно завести общего семейного любимца и выгуливать вместе, когда позволяет время. В такие моменты есть возможность в непринуждённой обстановке обговорить со своим ребёнком любые его проблемы и то, что, возможно, его беспокоит.
Родители могут освоить, если они ещё не умеют, катание на роликах или на лыжах, а затем проводить так весело время всей семьёй. Доброй традицией может стать утренняя пробежка или вечернее занятие йогой. Да всё что угодно, главное, чтобы вместе.
Благоприятный климат в семье
Когда в семье растёт ребёнок, очень важно, какой в ней царит семейный климат. От родителей ребенок получает подготовку к дальнейшей жизни в обществе. Поэтому нельзя отрицать то, что роль семьи выполняет важную функцию в формировании его личности.
Ребёнок словно губка впитывает то, что происходит в стенах его дома, а потом все эти устои и правила уже переносит в свою взрослую жизнь. Если у родителей принято иметь общие интересы и дела семьи, то в дальнейшем и их чадо будет также поступать в своём браке, усвоив это ещё с раннего детства. Когда дети растут там, где заведено общаться в дружественной и мягкой манере, то со временем они непременно будут так же строить стиль своего общения с окружающими людьми.
Вывод из того можно сделать только один – для того чтобы воспитать хорошего и успешного ребенка, нужно, чтобы в семье был здоровый нравственно-эмоциональный микроклимат.
Духовные аспекты семейной жизни
Немаловажную роль в гармоничных отношениях супружеской четы играет духовная близость, которая по истечении лет может быть безвозвратно утрачена, если только над её присутствием в жизни постоянно не работать. Для этого можно выбрать совместное духовное увлечение, например танцы. Ведь нет ничего лучше и приятнее, чем кружить в паре с любимым человеком.
Сейчас нередко можно встретить ситуацию, когда уже пожилые супруги записываются на уроки танцевального искусства, для того чтобы придать своим отношениям некую изюминку и новизну. Многими психологами одобрено такое совместное времяпровождение, так как танец позволяет глубже проникнуть в личное пространство своей половинки.
Какова взаимосвязь семьи и общества?
Семья испокон веков считалась главной ячейкой общества. На неё возложено много функций, самой важной считается продолжение рода. Поэтому вся цивилизация и общественные отношения начинаются с семьи.
Как человек будет относиться к своим близким, так он будет относиться и к остальным людям. Если в доме царят предательство и ругань, то личность, которая воспитывается в таком институте семьи, будет со временем думать, что так же можно поступать и с людьми, являющимися ему совершенно чужими.
Поэтому никогда не нужно забывать очень простую вещь – отношения зависят в первую очередь от того, что люди готовы для них сделать сами.
fb.ru
Семья — общая цель — Психологос
Что делает пару устойчивой и чего нет в большинстве российских семей
Вы встречали или слышали такие истории. Представьте очередь возле кабинета какого-нибудь чиновника. Сидит человек 20 и всем нужна единственная справка. И тут выходит секретарь и сообщает, что чиновник сегодня больше не принимает, и только что уехал. Какое вы увидите единение рассерженных граждан, которым до этого не было и дела друг до друга!
Также и в семье. Представьте: пара, не первый год вместе, уставшая от семейной жизни. Терпят друг друга, но в целом большого удовольствия от общения друг с другом уже давно не испытывают — накопилось много недовольства, разногласий, обид. Но вдруг что-то случилось. Например, заболел ребенок, и не просто насморком, а чем-то, требующим продолжительного и непростого лечения. И родители объединяются перед общей задачей — ребенка надо вылечить во что бы то ни стало, а все разногласия, эмоции (или их отсутствие) выходят на второй план.
В чем здесь дело, что общего в этих историях? Этот секрет знают тренеры и ведущие различных групп, а также хорошие руководители.
Любой коллектив эффективен и устойчив, когда объединен общей целью, которая близка, понятна и разделяется всеми членами коллектива. Семья, разумеется, тоже коллектив — из двух или более человек.
В нашей культуре идея осознанно ставить цели, а тем более цели семьи — пока экзотика. Но спонтанно цели иногда ставятся сами. Молодая семья договорилась о том, что они хотят родить ребенка. Они переходят на здоровый образ жизни, проходят необходимые обследования, отменяют контрацепцию, изучают литературу о воспитании детей. И — ура! — спустя время благополучно рождается малыш. Все счастливы, цель достигнута! Но что же это — проходит несколько месяцев и во многих семьях обнаруживается замученная, уставшая, раздраженная мама и такой же замученный и злой папа — взаимопонимание снижается, объединенность супругов оставляет желать лучшего. Новой цели нет, только сплошной день сурка. Понятно, что их все еще связывает любовь друг к другу и к малышу. Но также и ощущение дня сурка, ожидание что «вот он подрастет» — осознанности движения это не прибавляет.
Что дает постановка общей цели?
— Объединение. У людей появляется общая идея, общая цель, а вместе с ней общие планы. Сразу становится больше качественного времени, проведенного вместе — не за просмотром телевизора, а за интересной деятельностью.
— Общие интересы, темы для разговоров. Клиенты иногда жалуются «мы говорим только о быте», «мы видим друг в друге только маму и папу нашего ребенка, забыли о том, что мы еще и сами по себе интересные, сильные личности с кругозором и интеллектом». Если у Вас есть общие цели, Вы будете говорить на интересные Вам темы, увидите друг друга в интересном новом свете — как людей, которые идут к результату.
— «Я занимаюсь саморазвитием, хожу на тренинги, расту, а моя жена (муж) остается прежним, не двигается» — очень популярный запрос в среде саморазвития. Если Вы договорились, в какую сторону Вы оба стремитесь, поставили цели в одном общем направлении — развиваться придется обоим с примерно равной скоростью. А с поддержкой друг друга рост получится быстрее и эффективнее.
— Наличие общей цели позволяет решать разногласия исходя из этой цели. Вы не перетягиваете одеяло — я хочу одного, а ты другого. «Хочу» уходит на второй план. Когда есть сильная общая цель вопрос другой — как будет эффективнее?
— Вместе с лишними разногласиями на почве «хочу» уходят на второй план ненужные эмоции. Цель это про разум, приходится соотносить свои порывы с реальностью.
— Уменьшается или уходит совсем ощущение дня сурка. Движение к цели делает каждый день маленьким (или не очень маленьким) шагом в ее направлении. Вы видите прогресс, вместе ему радуетесь, поздравляете друг друга, преодолеваете общие трудности — жизнь более наполнена и интересна.
Какие бывают общие цели, помимо общепринятых ипотеки, рождения ребенка, образования детей?
- По спорту. Вместе занимаетесь танцами? Бегаете трусцой? Увлекаетесь фитесом? Ставьте цели — участие в соревнованиях, какая-то совместная дистанция. Заодно обзаведетесь дополнительной мотивацией — вдвоем заниматься приятнее и меньше поводов лениться!
- По финансам. Заработать за год вместе такую-то сумму. При этом важен не вклад каждого, а общая сумма: даже если жена-домохозяйка, она может помогать мужу, организовывать его дела, вдохновлять его и т.д.
- По отношениям. Быть вместе и испытывать от этого радость. Или «365 солнечных дней в году» — ни дня в ссоре и плохом настроении. Или к такой-то дате быть друг от друга в таком же восторге, как и на первом свидании)
- По саморазвитию. Прочитать на двоих и обсудить такое-то количество новых (качественных) книг. Научиться разбираться в живописи, классической музыке, истории или в чем вам интересно. Научиться петь, рисовать, танцевать танго. Освоить технику управления эмоциями, мастерство коммуникации, пройти хороший тренинг по отношениям, бизнесу или уверенности.
- По любым ценностям, близким Вам обоим. Путешествия — посетить такие-то страны вместе. Религия — совершить такое-то послушание, обряд. Здоровый образ жизни — выработать подходящий Вам рацион питания и его придерживаться целый год (или на сколько Вы ставите цель).
Перед новым годом — самое время обсудить, что произошло за прошедший год, помечтать, что случится в будущем и поставить цели. Общие — для Вашей семьи.
www.psychologos.ru
Общество – это мы. Что объединяет людей. Сообщества
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- Испанский язык
- Казахский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружаю
resheba.me