Открытый урок по окружающему миру 2 класс «Моя семья» Школа России
Предмет: Окружающий мир 2 в класс Учитель: Николаева Анна Валентиновна
Тип урока: вводный урок
Методы: словесный, проблемный, частично-поисковый, защита проекта, наглядный.
Технологическая карта урока
Тема урокаНаша дружная семья.
Цель урока
Для учителя
Для учащихся
— создание условий для представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.
— определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.
Планируемый результат
УУД
Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких.
Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение.
Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Содержание деятельностиучителя
Содержание деятельности учеников
1.Мотивация к учебной деятельности
.
— Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей.
Вспоминаем наши правила урока.
— Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке вы должны разгадать ребус. Слайд
(Семья).
— Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье.
Что мы узнаем , изучая этот раздел? Слайд
Итак, тема урока: «Наша дружная семья».
Прочитайте ребята, что же нам приготовил муравьишка?
Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.
Читают шмуцтитул.
Читают в учебнике стр.42
2. постановка новой учебной задачи
Я расскажу вам историю, которая произошла со звёздочкой.
А вы, ребята, старайтесь проследить, как менялось настроение нашей героини, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило.
Анализ сказки.
Учитель: Ребята, когда звёздочка светила тусклым светом?
Учитель: О чём мечтала звёздочка, услышав рассказ путника?
Учитель: Почему одному на свете плохо?
Ученик: Когда ей было одиноко.
Ученик: Звёздочка мечтала о семье.
Ученик: Когда ты один, то не с кем поговорить.
Ученик: Когда ты один, то некому о тебе позаботиться.
Выслушиваются ответы детей. Вывод:
Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.
3. Решение познавательной задачи
В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми.
С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.)
А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… — семья)
— Из кого состоит семья? Слайд
Выслушиваются ответы детей.
Дети высказывают свои мысли.
Рассуждают
Физминутка
Загадки:
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
7
Дети отгадывают загадки
4. Работа в паре
6.Первичное закрепление
Родители – мама и папа.
Бабушка и дедушка – мамины и папины родители.
Дети – сыновья и дочери.
Вывод: Семья — это группа живущих вместе близких родственников.
Живут в одной квартире, занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги, вместе проводят свободное время…
— А сейчас работаем в паре.
Перед вами конверт с заданием. Посмотрите на фотографии и приклейте слова, которые характеризуют , на ваш взгляд эту семью.
Вывод:
— Что нужно для хорошей дружной семьи?
Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время
-Ребята, Захаров Артем нам расскажет о своей семье.
— Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой.
И я вам давала задание, прочитать про семейные традиции .
— Что обозначает слово- традиция?
Традиция –то ,что передаётся от старших к младшим, особенности каждой семьи.
— А какие традиции есть в вашей семье?
— Ребята, Попова Нарыйаана хочет поделиться традицией своей семьи. Давайте посмотрим.
Вам понравилось традиции семьи Нарыйааны?
— В семье могут жить несколько поколений. Что означает это слово?
Поколение — одновременно живущие люди близкого возраста.
Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
Среднее поколение – родители.
Младшее поколение – дети.
Сколько поколений живут в вашей семье? Что мы делаем вместе?
Вокруг нас много родных, с ними мы связаны неразрывными нитями.
А «родословная» — это история семьи в нескольких поколениях.
Сколько поколений живут в вашей семье?
_ Ребята, посмотрите как Аммосова Лена изобразила свою родословную. Сейчас она нам о ней расскажет.
— Сколько поколений на нём показано?
Обобщение.
—Что же такое семья ?
— Какую семью мы называем дружной, счастливой?
-Какие правила культурного общения вы запомнили?
Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая…
Определяют проблему – необходимо узнать значение слова для достижения цели. объясняют значение слова.
Бабуши и дедушки, брат или сестра.
Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.
Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.
Дети высказывают своё мнение.
Дети определяют проблему: «Какую семью мы называем дружной, счастливой»
Показывает презентацию о своей семье. Дети оценивают.
Работа по учебнику.
Рассказывают о традициях своей семьи. Дети высказывают своё мнение.
Нарыйаана показывает презентацию о традиции своей семьи.
Дети оценивают.
Дети высказывают свои мысли.
Лена показывает свою родословную и рассказывает о ней.
Дети оценивают.
Дети рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.
Доказывают правильность своего выбора.
.
-Ребята, кто из вас догадался какой проект мы будем выполнять ?
Вам на выбор предлагаются темы:«Моя семья», «Традиции моей семьи», «Моя родословная».
Создание презентации о своей семьи, традиции семьи. Создание своей родословной. Изобразить её в виде дерева.
Провести презентацию в классе.
9.Рефлексия
— Подведём итог работы на уроке.
На экране:
Я узнал…
Мне было интересно…
Я хочу поблагодарить…, потому что….
Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы.
Оценивают работу за весь урок.
Оценивают свою работу.
Наша дружная семья (Страницы 23,24,25)
Главная › 2 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь по окружающему миру 2 часть Плешаков 2 класс1. На с. 23-24 представь всех членов своей семьи. Наклей фотографии, подпиши имена, отчества и фамилии. Напиши добрые слова о каждом из своих близких! А о тебе пусть напишет кто-нибудь из родных.
2. Подчеркни, какие домашние обязанности ты выполняешь.
Делаю уборку в своей комнате, квартире.
Мою посуду.
Ухаживаю за комнатными растениями, домашними животными.
Хожу в магазин.
- Что ещё ты делаешь по дому? Напиши.
Выбрасываю мусор, помогаю папе чинить что-нибудь
3. С помощью учебника запиши, что такое традиции.
Традиции -это механизм накопления, сохранения и передачи опыта от одного поколения другому!
- Выпиши из текста учебника слова и словосочетания, которые раскрывают значение традиций в нашей жизни.
Память народа, благодаря традиция мудрость старших передается молодым, душевное тепло, великая ценность, духовное богатство.
4. На примере народов своего края расскажите, как традиции проявляются:
- в народном костюме;
- в национальной кухне;
- в обустройстве дома;
- в обычаях, обрядах, правилах поведения.
Я живу в национальной немецкой деревне, поэтому часто приходя в гости удается видеть сохранившийся быт предков, которые когда-то жили в Германии. Ну, например, немцы уделяют хорошее внимание свой национальной кухне, готовя домашние сосиски, многие из них занимаются бизнесом, основанном на производстве настоящего немецкого пива. Они очень пунктуальные и аккуратные, системные люди. Никогда у них в доме не встретишь бардака или еще чего-то из ряда вон выходящего. Всё происходит в их доме очень трепетно и с предельной точностью, некоторые из них жестко следуют национальным традициям, но большинство застала агломерация, т.е. они отчасти перенимают от русских и славян вообще часть уклада жизни. Немцы обходительны, гостеприимны.
5. Какие традиции есть в вашей семье? Запиши.
В нашей семье есть много традиций. Например, когда у кого-то в семье день рождения, то мы приходим его поздравлять рано утром. Дарим подарки, открытки и обязательно шоколадку. а потом все вместе идём завтракать. А 31 декабря, перед Новым годом, мы днём устраиваем праздничный обед, а потом открываем окно в гостиной и ложимся спать. Пока мы спим, Дед Мороз приносит нам подарки. Мы просыпаемся и сразу начинаем их смотреть. Это очень весело!
Проверим себя и оценим свои достижения — стр. 22Наши проекты: «Родословная» — стр. 26-27
Сохраните или поделитесь с одноклассниками:
Конспект урока по окружающему миру Проект «Моя семья» (2 класс «Школа России)
Проект «Моя семья»
урок окружающего мира «школа России» 2 класс
Цели деятельности учителя:
закрепить знания учащихся по истории своей семьи; развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов своей семьи; получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.
Метапредметные: отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Образовательные ресурсы: презентации учеников и учителя на тему «Моя семья» .
Ход урока
I. Организационный момент
На партах у каждого ученика раздаточный материал: солнышко и тучка.
— Ребята, покажите какое у Вас настроение сегодня в начале урока.
II.Мотивация учебной деятельности
— Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку.
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите!
— Кто догадался? Ответы детей.
III. Сообщение темы урока
— Молодцы, а каковы ЦЕЛИ нашего сегодняшнего урока.
IV.Изучение нового материала
1.Беседа по теме урока
— Приступим к выполнению 1 цели: разберёмся, что же такое семья.
Пока мы послушаем ваши рассуждения на эту тему, я попрошу 1 человека найти в словаре Ожегова это понятие.
— Как вы понимаете слово семья?
( ответы детей)
Вот как трактуется понятие «семья» в словарях.
С.И.Ожегов — 1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. объединение людей, сплочённых общими интересами.
Д.Н.Ушаков — Семья- группа людей состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Больше всего детей за свою жизнь родила наша с Вами соотечественница, первая из двух жен крестьянина Федора Васильева (родился в 1701 г.) из Шуйского уезда, что в 241 км от Москвы. Женщина в период с 1725 по 1765 год рожала 27 раз. Родилось у неё 69 детей, что является абсолютным рекордом, который никто не повторил. Крестьянка ни разу не рожала по одному ребенку. У неё было 16 двойняшек, 7 тройняшек и 4 четверняшек.
Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого:
(На доске написано высказывание)
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
— Как вы понимаете эти слова?
— Скажите, а эта семья счастлива, как вы думаете?
2.Строительство Дома Мечты
Дом… Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Давайте построим дом своей мечты.
— Какие же 7 Я должны присутствовать в вашей семье, чтобы она была счастливой?
Но строительство дома начинается с закладки фундамента.
Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды.
В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
— Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги?
Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)
Это и будет фундаментом нашего дома.
— Какие кирпичики выберем для постройки, чтобы семья, живущая в этом доме была бы дружной?
( Дети по группам из кирпичиков строят дом своей мечты)
Лень, грубость, ложь, ссоры, жадность, злоба, равнодушие, труд, любовь, вежливость, честность, помощь, дисциплина, дружба.
V.Физкультминутка
Наша дружная семья: (марш на месте)
Мама, папа, брат и я. (наклоны влево, вправо, назад, вперёд)
Спортом любим заниматься, (рывки руками перед грудью)
И, конечно, закаляться. (рывки руками вверх-вниз)
Мы — счастливая семья, (прыжки на месте)
Мама, папа, брат и я. (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).
VI. Работа по учебнику.
— А о чьей семье говорилось в физкультминутке, вы узнаете, открыв учебник на стр.56-57.
Составьте небольшой рассказ по плану:
ПЛАН
1. В семье ___ … человек.
2.Маму зовут … Ей нравится…
3. Папу (дедушку) зовут … Он любит…
4. Имя брата (бабушки)… Он (она)…
— Что же объединяет всех членов семьи?
Разгадайте ребус. (на нотном стане)
(Фамилия)
У вас на листочке для каждой команды написана фамилия той семьи, которая хочет жить в вашем построенном домике. Превратите каждую букву фамилии в положительное качество членов этой семьи. И пока звучит песня о семье, работаем в группе.
Зачитывают свои работы.
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
Выполним несколько упражнений – игр.
4.Игра » Кто кому кто?»
– Арина, ты кто для мамы? (дочь)
– Коля, кто называет тебя сыном? (папа)
– Данила, ты кто для бабушки? (внук)
– Ангелина, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Саша, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– Илья, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
VII. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».
1. Знакомство с материалами учебника (с. 58–59).
— Благодаря чему вы узнали о важных и памятных событиях в жизни вашей семьи?
Благодаря фотографиям из семейного альбома.
Важные моменты в жизни всех членов семьи: праздники, совместные поездки, путешествия.
VI. Рефлексия.
Прослушивание песни «Родительский дом»
Подарок родственникам – тепло наших сердец.
— Ребята, покажите какое у Вас настроение сегодня в конце урока.
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
VII. Подготовка к защите проекта.
Наша дружная семья стр. 42
1) Сколько человек в твоей семье? Как их зовут?
В нашей семье пять человек. Это папа Игорь, мама Юля, дочка Ирочка, сын Антон, бабушка Наталья Борисовна.
2) Как относятся друг к другу члены семьи?
Члены нашей семьи очень хорошо относятся друг к другу.
Они помогают друг другу, поддерживают в трудную минуту, относятся друг к другу с любовью и уважением.
3) Расскажи по рисунку о семье Серёжи и Нади. Как ты думаешь, что такое культура общения? Нужна ли она в семье?
Семья Нади и Сережи состоит из четырех человек.
Это дети Сережа и Надя, и их родители — папа и мама.
У них в семье живут собака и попугай.
Все они часто проводят время вместе.
Мама помогает Сереже лучше узнать географию и биологию, папа часто читает книги вместе с Надей.
Попугай тоже любит книги и приносит те, которые ему нравятся.
А вот собака очень любит слушать музыку.
Культура общения — это система взаимоотношений в семье, умение правильно вести себя с родными, близкими людьми.
Культура общения нужна в каждой семье, ведь благодаря ей члены семьи учатся уважать и любить друг друга, находить взаимопонимание, помогать друг другу.
4) А как ещё ты помогаешь взрослым? Как члены твоей семьи заботятся друг о друге?
В нашей семье у каждого ее члена есть свои обязанности.
Есть они и у меня.
Я помогаю убирать в квартире, принимаю участие в семейных торжествах, вместе с мамой готовлю обед, слежу за комнатными растениями — поливаю, обрезаю листья, пересаживаю растения.
Если в нашей семье кто-то заболел, то все члены семьи стараются помочь этому человеку.
Мы заботимся о заболевшем, берем на себя его обязанности, навещаем в больнице.
Если кому-то в семье требуется помощь, то каждый готов прийти на выручку, например мне родители часто помогают с домашним заданием.
Семейные традиции
1) Какие традиции есть в вашей семье? Когда они появились?
В нашей семье есть прекрасная традиция всегда весело отмечать день рождения каждого члена семьи.
К этому празднику мы готовимся заранее, вместе подбираем подарки и готовим праздничное угощение.
Потом мы собираемся все вместе и поздравляем юбиляра, вместе дарим подарки, веселимся и обедаем.
Потом мы обязательно все вместе идет гулять или в кино.
Эта традиция появилась в далеком прошлом, и родители любят вспоминать, как отмечали дни рождения, когда были еще детьми.
Также в нашей семье есть традиция всем вместе отправляться в отпуск к морю.
Эта недавняя традиция и появилась она лет десять назад.
2) Чем эти традиции обогащают вашу совместную жизнь?
Традиции нашей семьи делают нашу семью сплоченной, дружной, веселой.
Благодаря им мы всегда чувствуем любовь и поддержку других членов семьи.
3) Какой вклад вносят старшие поколения вашей семьи в поддержание этих традиций?
Мои родители всегда выступают заводилами в деле поддержания семейных традиций.
Они следят, чтобы традиции сохранялись и не забывались.
Бабушка тоже принимает участие в семейных традициях, она вспоминает то, как они проводились в прошлом и советует, как сделать их проведение лучше и интересней.
4) Что ты делаешь или можешь сделать для сохранения добрых семейных традиций?
Я очень люблю наши традиции нашей семьи и всегда принимаю активное участие в подготовке.
Я хочу продолжать эти традиции, когда стану взрослой и передам осознание важности их сохранения своим детям.
Домашнее задание
1) Что такое семья?
Семья — это самые близкие и родные люди.
2) Как проявляется в семье культура общения?
Культура общения проявляется во взаимопомощи и взаимоуважении.
Взрослые помогают детям, дети помогают взрослым.
Все заботятся друг о друге.
3) Приведи примеры семейных традиций.
1. Воскресный обед.
2. Совместная прогулка в парке.
3. Совместный поход на речку.
4. Встреча нового года с елкой и подарками.
5. Празднование дней рождения.
Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс): Презентация к уроку «Наша дружная семья». Окружающий мир, 2 класс, УМК «Школа России», А. А. Плешаков
Слайд 1
Презентация к уроку Окружающего мира 2 класс УМК «Школа России», А. А. Плешаков Автор: Вязовецкая Л.С. учитель начальных классов ГБОУ Школа №51 г. Москва Наша дружная семьяСлайд 2
Общение оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников приводить примеры семейных традиций, уважать их и бережно хранить соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками соблюдать правила культурного поведения в школе, в других общественных местах ценить дружбу и взаимопомощь между людьми, добро и справедливость
Слайд 3
Отгадай ребус 7 Я
Слайд 4
СЕМЬЯ
Слайд 5
Что такое семья? Семья – группа живущих вместе близких людей. Семья – это объединение людей, сплочённых общими интересами. Словарь С.И.Ожегова Семья – это группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. Словарь Д.Н.Ушакова Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном значении: родители с детьми. Словарь В.И.Даля
Слайд 6
Хорошую и дружную семью ребёнку не заменит ничто, ведь родные люди нужны даже взрослому. В семье согласно – так и дело идёт прекрасно. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Не будет добра, коли в семье – вражда. Семья в куче – не страшна и туча. В семье и каша гуще. В семье, где нет согласия, добра не бывает. В хорошей семье хорошие дети растут. Вся семья вместе, так и душа на месте. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. Семьей дорожить — счастливым быть. Человек без семьи, что дерево без плодов. Добро по миру не рекой течет, а семьей живет. Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет. Любящая мать — душа семьи и украшение жизни. В многодетной семье корка хлеба не черствеет. Родительские хлопоты познаешь, когда семья будет. Дерево держится корнями, а человек семьей. Семья без детей, что цветок без запаха. Семья дает человеку путевку в жизнь. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Семья — опора счастья. Добрая семья прибавит разума-ума. Если в семье живёт старец, значит в семье есть драгоценность.
Слайд 7
Стихотворения о семье: Если взять Любовь и верность, К ним добавить Чувство нежность, Всё умножить На года, То получится – Семья! Светлана Каргина Семья – это важно, Семья – это круто, В семье однозначно Ты нужен кому-то. Всегда береги и цени Что имеешь. Ведь если сломаешь – Потом уж не склеишь. Светлана Каргина Какое счастье жить на свете, когда я в мире не одна. Когда душа теплом согрета и за спиной стоит семья. Понять способны мы не сразу – на это нужно много лет: семья дается лишь однажды, Дороже, ближе, лучше нет! Светлана Каргина
Слайд 8
Культура общения с другими людьми Культура общения — выполнение ребенком необходимых норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании Приёмы обращения с просьбой, вопросом Умение просить извинения Правила поведения в общественных местах Правила поведения в гостях Правила поведения при знакомстве Умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания
Слайд 9
Правила семейной жизни: Правило 1. Никогда не забывать о главном. Стремиться к миру, любви и счастью. Правило 2. Семья – это МЫ. Семья жива только тогда, когда мы вместе. Правило 3. Стараться больше общаться. Общение – основа хороших взаимоотношений. Правило 4. Обсуждать насущные проблемы. Важные решения принимать сообща. Правило 5. Уважать друг друга. Правило 6. Уметь видеть хорошие, светлые стороны своих близких и своей семейной жизни. Правило 7. Не давать волю гневу и другим отрицательным эмоциям. Правило 8. Чаще радовать своих домашних. Какой-то мудрый человек сказал: «Радость, пережитая вместе, умножается вдвое, а горе – уже становится половиной горя». Правило 9. Оказывать помощь и проявлять взаимовыручку. В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
Слайд 10
Семейные традиции Традиция – это то в нашей жизни, что предаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим. Семейный отдых и прогулки Семейное чтение Семейные обеды Семейные походы и путешествия Семейные праздники Собирать и хранить семейные фотографии Общение и встречи с родственниками Домашние обязанности всех членов семьи Занятия спортом
Слайд 11
Какие традиции есть в вашей семье? Как вы проводите свободное время?
Слайд 12
Семья – самое близкое окружение человека. В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.
Слайд 13
Интернет источники: https://611422.ssl.1c-bitrix-cdn.ru/upload/medialibrary/5f6/shutterstock_85005688.jpg?1515870131146852 http://molsemja.ru/wp-content/uploads/2016/11/programma-molodaya-semya-v-2016-godu.jpg https://www.freseniusmedicalcare.ru/fileadmin/data/masterContent/images/Patients_Families/Family_Caregivers/BAS012_family.jpg https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1624992/b73228d0-5343-4128-b5d1-535f00c450c8/s1200?webp=false file:///C:/Users/user/Desktop/i.webp https://glosum.ru/ https://xn--80ajjine0d.xn--p1ai/sites/default/files/works/konkurs/vika_2.jpg file:///C:/Users/user/Desktop/i.webp http://slovardalja.net/word.php?wordid=37482 https://pravoslavie.ru/45645.html https://irinazaytseva.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-seme.html file:///C:/Users/user/Desktop/i.webp https://yandex.kz/collections/card/5a37d2f40c1ed29249057ba4/ https://irinazaytseva.ru/stixi-pro-semyu.html https://yandex.kz/collections/card/5b4640f81fe66db07ffad765/ https://yandex.kz/collections/card/5b4640f81fe66db07ffad765/ https://revolution.allbest.ru/ethics/00479081_0.html file:///C:/Users/user/Desktop/i.webp
Слайд 14
http://900igr.net/prezentatsii/psikhologija/kultura-povedenija/005-kultura-obschenija.html file:///C:/Users/user/Desktop/i.webp http://xn--56-slcmimaco.xn--p1ai/deti-i-semeynyie-prazdniki/ https://tlum.ru/news/nastolnye-igry-dla-detej-3-4-let/ https://yandex.kz/collections/card/5a94ef61be1d778d6b8e846d/ https://www.goodfon.ru/download/semia-roditeli-deti-priroda-progulka/2560×1440/ https://www.e-koc.org/farkindalikli-ebeveyn-olmak/ http://eventsinrussia.com/otherevent/243649 http://www.jennystudios.com/extended-family-fall-photos-wheeler-farm/
План-конспект урока по окружающему миру (2 класс): окружающий мир 2 класс ШколаРоссии «Наша дружная семья»
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема :«Наша дружная семья».
Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Раскрыть понятие « семья», « родство», «традиции»,«культура общения».
- Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.
Дидактическое обеспечение. Презентация, учебник.
Форма использования мультимедийного оборудования. Проецирование на экран при фронтальной работе с классом
ОБОРУДОВАНИЕ:
- толковые словари С. И. Ожегова;
- компьютер, мультимедиапроектор;
- карточки со словами: «семья», «родство», «традиции»;
- листы с рисунком дома;
- «Чудо-дерево» ;
- большое солнце – макет тепла семьи;
- набор ладошек «Моя семья»;
- музыкальное сопровождение.
Ход урока:
I. Организация класса (слайд 1)
— Доброе утро, ребята. Для начала урока предлагаю подойти всем к доске. Возьмёмся за руки и образуем круг Добра. Ребята, сегодня на урок я пришла с веселым настроением, потому что ждала встречи с вами и похоже оно на яркий цветок.
— А с каким настроением вы пришли на урок?
Пусть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день. А теперь давайте поприветствуем всех нас.
Доброе утро, солнце!
Доброе утро, небо!
Доброе утро, всем нам!
Доброе утро, мир!
II. Подготовка к введению темы урока
— Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке посмотрите на доску…
-Что вы видите? ( на доске изображение дома)
-Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение
У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!
.- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
— Почему вы так решили?
III. Сообщение темы урока. (слайд 2)
— Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья».
Постановка цели урока. (слайд 3)
-Сегодня на уроке:
— Уточним понятие «Семья», «традиции», «родство».
— Узнаем правила общения в семье.
-Назовем признаки дружной семьи.
-Посадим необычное дерево.
IV. Формирование новых знаний и умений. (слайд 4)
- Загадки ( слова отгадки прикрепляем в виде облачков)
Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.( Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)
1. Она лучше всех на свете,
мама
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
папа
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
дедушка
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
бабушка
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Брат(сын)
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
сестрёнка
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7. У мамы сестра
тётя
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
8. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
дядя
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»
(ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…-это семья или родственники)
2. Словарная работа. (работа в группах) слайд 5
— А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.
-Будем работать по группам. Каждая группа получит слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.
Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами.
Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.
Традиции — то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
— Прошу группы назвать слова и зачитать его значение.
- Признаки дружной семьи. (слайд 6)
— А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
4. Работа с учебником . (слайд 7)
— Обычно в дружных семьях взрослые помогают детям, а дети взрослым. Откройте помощник- учебники на стр.47 и, глядя на фотографии, назовите какую помощь оказывают друг другу члены семьи Нади и Серёжи.
5.Знакомство с семьями одноклассников. (слайд 8)
— Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, в нем тепло и уютно всем. Расскажите нам о своих семьях ,а символ вашей семьи «ладонь» повесьте на наше дерево. ( чтение сочинений «Моя дружная семья»).
– У вас у всех замечательные дружные семьи.
V. Физминутка.
За дровами мы идем и пилу с собой несем (ходьба)
Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, надо много напилить. (движения пильщиков)
Чтоб дрова полезли в печке, их разрубим на дощечки. (движения дровосеков)
А теперь их соберем и в сарайчик отнесем (наклоны)
После тяжкого труда надо посидеть всегда. (садятся за парты)
VI. Продолжение работы.
- Вернёмся к помощнику- учебнику( стр. 46).
-Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.
-Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.
-Подумайте, что такое «культура общения»?
Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку- это культура общения. (слайд 9)
- Упражнение «Продолжи предложение» (слайд 10)
Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения, которые сейчас появятся на доске.
Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая… — Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка … — Я желаю своим близким …
3. Пожелания родителей своим детям (видео) (слайд 11)
— А хотели бы услышать голос своих самых близких: мам, пап,… (на видео родители высказывают свои пожелания детям).
— После таких приятных слов, хочется сделать что то доброе. Я предлагаю построить дом для вашей семьи. Назовём его…
4. Дом моей мечты. Приложение 1 (слайд 12)
-Ребята, напишите на брёвнышках дома, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.
-Какие слова вы использовали? (домики вывешиваются на доску)
понимание |
раздражение |
вражда |
любовь |
взаимопомощь |
ссора |
радость |
безразличие |
уважение |
наказание |
VII. Обобщение.
— Сегодня я узнал(а)…
VIII. Рефлексия (слайд 13)
Закончите предложения
-Мне понравилось…
– Урок заставил меня задуматься…
— Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, я хочу подарить вам ПАМЯТКИ Приложение 3
IX . Домашнее задание: (слайд 14)
Дома попробуйте создать древо жизни своей семьи.
Внизу, посредине вы пишете свое имя.
Выше, слева папа и его имя, справа мама и ее имя.
Над папой его папу и маму, ваших дедушку и бабушку.
Над мамой – ее родителей, бабушку и дедушку с маминой стороны и т.д.
Приложение 2
X. Пожелания учителя
Я хотела бы пожелать всем нам, гостям, жителям всей планеты — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в стране. На всей нашей планете Земле.
-Чтобы исполнились наши мечты завершим наш урок песней «Три желания».
— Давайте, сравним, с каким настроением вы пришли на урок, и с каким уходите? (ответы детей).